Убийство Авеля Каином

Убийство Авеля Каином

Сюжет

Сюжет иллюстрирует библейское повествование, являясь продолжением истории двух братьев — Каина  и Авеля: «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:8-9). За этим кратким повествованием стоит начало длинного пути человечества от рабства греху к свету Евангельского спасения.

Убийство Каином своего родного брата Авеля стало первым в истории человечества тяжким преступлением, иллюстрирующим поврежденность грехом человеческой природы, произошедшей вследствие грехопадения Прародителей.

Описание

Данная мозаика является продолжением сцены жертвоприношения Каина и Авеля, о чем свидетельствует надпись на золотом фоне латинскими буквами: Каин убивает Авеля.

Сцена убийства Каином Праведного Авеля происходит на фоне горного пейзажа: перед нами изображены две горы, покрытые снегом, которые образуют четкий ритм. Действие разворачивается слева направо: мы видим восходящего на гору Каина: замахнувшись дубиной, он готов обрушить удар на голову своего брата, который падает, пытаясь правой рукой оградить себя от сокрушительного удара. На его голове мы видим глубокую кровоточащую рану, кровь капает на плечо и грудь. Светлый лик Авеля исполнен страдания, он одновременно пытается защититься от удара и предотвратить преступление своего брата. В нем нет ни зависти, ни злобы, а только боль и горькое сожаление от вероломного преступления своего единокровного брата. Напротив, Каин исполнен злобной решимости довести дело до конца, его рука с огромной дубиной занесена над братом, на лице убийцы нет ни тени раскаяния. Мы видим тот же беспокойный ритм в движениях фигур, развевающийся плащ Каина, стоящего в трех-четвертном развороте к зрителю и напротив, робкие попытки противостоять обидчику в движении рук и развороте корпуса тела у Праведного Авеля.

Как и в предыдущей сцене, действие построено на контрасте, мастер передает в фигурах двух братьев глубокий психологизм, развивая дальше тему страдания и жертвы. Над главой многострадального Авеля, на горе мы видим вечнозеленое дерево как символ жизни, символ духовного воскресения. Авель прообразует собой Христа, восшедшего на Крест ради спасения всего человечества. Жертва Авеля, принесшего свой высший дар Богу – жизнь, дает параллель с жертвой Иисуса Христа. Ревность и зависть Каина, покусившееся на убийство намекает зрителю на действия иудеев, не принявших Спасителя, возревновавших к Нему ради собственного тщеславия и гордости.

История

Собор Монреале является наиболее совершенным и наименее искажённым последующими перестройками памятником арабо-норманнской архитектуры на юге Италии.

Главной достопримечательностью собора Монреале являются 130 мозаик, покрывающих практически все внутренние стены собора на площади около 10 000 м². По площади и целостности замысла мозаики Монреале являются одним из крупнейших мозаичных циклов мира. Большая часть мозаик выполнена в рекордно короткие сроки между 1183 и 1189 годами. Имена авторов мозаик неизвестны, а их национальное происхождение вызывает споры. Авторами мозаик могли быть как мастера, приглашённые из Константинополя, так и местные мастера, хоть и находившиеся под влиянием византийского искусства. В пользу «константинопольской» версии говорят типично греческие одеяния Христа, Божией Матери и архангелов и греческие подписи ряда мозаик в апсиде. В пользу «местной» версии свидетельствуют достаточно примитивное исполнение мозаик главного нефа и боковых приделов, в ряде случае отступающее от традиционных канонов византийского искусства, и надписи на вульгарной латыни на большинстве мозаик.

Хронологически данные мозаики принадлежат к комнинскому периоду византийского искусства. Черты нового в поздних мозаиках Монреале связаны с той общей перестройкой мировоззрения, которую переживало итальянское общество в 13 столетии. Процесс этот в наиболее отчетливой форме протекал в средней и северной Италии. В сознании эпохи получает право на существование человеческая личность с ее сложным миром мыслей и чувств.

Мозаичные рисунки, изображающие истории как из Ветхого, так и из Нового Завета, расположены ярусами, разделенными горизонтальными и вертикальными полосами. В частях хора есть пять таких ярусов предметов или отдельных фигур, расположенных один над другим.

На полукуполе центральной апсиды изображена колоссальная поясная фигура Христа с сидящей Девой и Младенцем внизу; на других апсидах — фигуры Святого Петра и Святого Павла в полный рост. Надписи на каждой картинке объясняют изображенный предмет или святого; они на латыни, за исключением нескольких, которые на греческом. Сюжеты в нефе начинаются со сцен из Книги Бытия, иллюстрирующих ветхозаветные типы Христа и Его план искупления, с фигурами тех, кто пророчествовал и готовился к Его пришествию. Вокруг нижнего яруса и хоров расположены сюжеты из Нового Завета, в основном представляющие чудеса и страдания Христа, с апостолами, евангелистами и другими святыми..

мозаики Монреале распадаются на пять больших циклов и смотреть их лучше последовательно: один за другим. Тогда вместо каши в голове образуется огромная (6,8 или 8 или 10 тыс кв. м) Библия в картинках XII века. Эти циклы:

  1. Христос во славе (апсида)
  2. «Праздничный» цикл — подвижные и неподвижные праздники литургического года (под праздниками надо понимать все значимые Господские дни, включая и такие скорбные как Великие пятница и суббота). Расположен в пресбитерии и двух ветвях трансепта.
  3. В трансепте же — жизнь апостолов Петра (правая ветвь) и Павла (левая)
  4. Книга Бытия — главный неф.
  5. Чудеса Христовы — стены боковых нефов.
  6. Часть мозаик на западной стене посвящена местночтимым святым.

 

Рекомендуемая литература

Комментировать