Ной выпускает голубя из ковчега

Ной выпускает голубя из ковчега

Сюжет

Сюжет взят из книги Бытия. Согласно Писанию, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида. По окончании потопа ковчег прибило к араратским горам, где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет. На мозаике показано, как Ной высылает голубя, чтобы проверить наличие суши.

Описание

Перед нами фрагмент мозаики конца XII – начала XIII в. Собора Святого Марка.

На мозаичном панно изображен праведный Ной, который выпускает голубя в поисках суши. Голова Ноя высовывается из растворенных створок ковчега. Такой ковчег в виде дома с окошками был распространен в западной иконографии: прототипом данного изображения являются иллюстрации Коттоновской Библии, из которой мозаичистами были заимствованы сюжеты ветхозаветного цикла. В данной мозаике примечателен образ Ноя – он изображен средовеком, а не седовласым старцем.

Мозаика демонстрирует высокое качество работы: это мы видим по мельчайшей проработке деталей в портрете Ноя, а также морских волн, набегающих друг на друга, где представлена богатая цветовая гамма. Особенность мозаики состоит в том, чтобы создать эффект сияния, свечения, символизирующего Божественный свет. Выложенные под определенным наклоном кубики смальты создают своеобразную игру цветовых оттенков.

Сами же изображение, манера письма синтезирует элементы романского и византийского искусства. Декоративную систему росписи Сан-Марко отличает свободное, без «рам», размещение композиций, создающее вертикальный и горизонтальный «зеркальный» эффект с таким же принципом симметрии и ритмики, как в мозаиках Сицилии.

История

Программа мозаик XI-XII вв. в соборе Сан-Марко сложна и многопланова. Особенность собора Сан-Марко состояла в том, что он одновременно служил мартирием патрона города, государственной церковью Венеции, личной капеллой венецианских дожей и местом их коронации. Росписи куполов и сводов собора следуют иконографической программе средневизантийской монументальной живописи, к которой добавлены отдельные западные элементы: аллегории добродетелей, Церковь и синагога, композиция «Се человек», и «Noli me tangere», а также архаичные для XII столетия изображения Божьего Агнца и четырех райских рек. В мозаиках капелл встречается повторение иконографических программ равеннских храмов ранневизантийского времени.

Согласно известному искусствоведу О. Демусу, в мозаичных росписях храма получили выражение идей взятые из учения средневекового богослова Иоахима Флорского: идея скорого пришествия Спасителя (пророки с развернутыми свитками); идея распространения учения Христа по четырем сторонам света (символы евангелистов); идея исторического развития мира (Христос-Эммануил – начало, Богоматерь – воплощение, Ветхий завет, Деяния апостолов – история, «Сошествие во ад» – настоящее; «Страшный суд» – будущее), Христос не только Спаситель, но и верховный Судия мира.

В третьей четверти XIII в. в атриуме собора появились совершенно новые циклы ветхозаветных сцен: их прототипами стали миниатюры Коттоновской Библии, оказавшейся военной добычей венецианцев в результате Четвертого крестового похода.

Нартекс был пристроен к собору в конце XII-XIII веках и украшен мозаикой работы венецианских мастеров-мозаичистов. Мозаичный цикл посвящён ветхозаветным сюжетам и имеет цель показать через них значение пришествия Иисуса Христа в деле спасения человечества.

Рекомендуемая литература

Комментировать