Святой сотник Лонгин

Святой сотник Лонгин
  • Дата создания: 2009
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Мф. 27:54

Сюжет

Перед нами сцена из жития мученика Лонгина, о котором также повествуется в Евангелии. Первое упоминание имени Лонгин мы встречаем в «Деяниях Пилата» – основной части апокрифического «Евангелия от Никодима», датируемого началом V века. Римский воин был свидетелем мучений Христа. Сотник видел, что произошло после окончания земной жизни Спасителя. Солдат присягнул на верность Господу и стал проповедовать христианскую религию. За отказ от языческих Богов римский сотник был казнен, ему отсекли голову мечом.

Основные свидетельства жизни известны по другому памятнику – «Мученичество Лонгина Сотника». Долгое время его авторство приписывали преподобному Исихию Иерусалимскому и датировали памятник V веком. Однако последующие исследования показали, что «Мученичество» составили либо в Каппадокии, либо в Иерусалиме в VI-VII веках. Именно здесь можно прочитать, как по приказу Пилата Лонгин находился при Кресте, как он ужаснулся тьмы и землетрясения, как исповедал Христа Сыном Божьим, а затем сторожил и гроб с телом Спасителя и был свидетелем Его Воскресения.

Описание

Перед нами картина из триптиха «Поцелуй Иуды», «Суд Пилата» и «Святой сотник Лонгин», на которых изображены последние дни земной жизни Иисуса Христа. Особо сильное впечатление производит полотно, посвященное римскому легионеру, пронзившему копьем Христа и положившему конец Его страданиям. Сотник Лонгин стал свидетелем всех чудес, совершившихся при Кресте Господнем. Когда он увидел и затмение солнца, и растрескавшиеся камни, и землетрясение, то вдруг уверовал, что распятый Человек воистину был Сыном Божьим. Этот трагический миг и изобразил на своем полотне живописец. Беснующийся, одержимый служению неправоте властвующих, пробил копьем тело Христа, распятого на кресте. Но именно ему и его сотоварищам было дано свидетельствовать чудо воскресения Иисуса. Ни за какие деньги даже перед страхом смерти он не отрекся от того, что увидел и услышал от Господа. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).

Святой Лонгин изображен вместе с двумя легионерами, которые от ужаса и страха открывшегося им зрелища склонили свои головы.

Художник показал только подножие Распятия – саму фигуру Иисуса Христа мы не видим, перед взором сотника лишь Его стопы, к которым припадает бывший солдат. В кроваво-красном зареве пылает земля, безжизненные камни, растрескавшиеся, колеблемые подземными толчками подобны израненной душе не знающего прежде мук совести римского солдата. На заднем плане три креста и посреди дороги брошенная лестница: все схвачено огнем и жаром, как будто ад сошел на землю и воцарился здесь, на этой проклятой земле. Немолодое, простоватое лицо бывалого солдата вдруг освещается незримым светом, его глаза обращены к Спасителю, его уста взывают ко Христу. Он умоляет Господа, готов заплакать от стыда и ужаса, от ощущения душевной муки, пронзившей его сердце – ведь он пронзил копьем Христа. Но вот предсмертный взор Спасителя – и сердце оживает, подняв в молитве руки он просит милости, душа его теперь открыта Богу – он прощен.

Обычно воина, присягнувшего на верность Спасителю, изображали с покрытой головой, вокруг которой рисовали сияющий нимб. Но здесь художник показал немолодого Лонгина с открытой головой, он сбрасывает шлем, оружие, представ обычным человеком, всем сердцем вознеся молитву ко Спасителю. Его роскошные одежды волочатся по земле, их он не замечает. С ним рядом с непокрытой головой его товарищи, закрыв руками свои лица, застыли в ужасе, объятые безмерным горем. В руках их копья, но они не замечают их, моля, взывая Бога к милости.

Художник резкими мазками передает настрой картины: духовный кризис, напряжение людей, их чувство боли, сострадания. Кровавый отсвет усиливает чувство ужаса, трагизма – как будто бы разверзлась бездна ада. Здесь можно видеть сходство с «Криком» Э. Мунка, однако у последнего показана утрата человеком веры, а здесь ее приобретение, там – безысходность, здесь – надежда на спасение.

История

Картина написана художником в 2009 году и является частью триптиха, посвященного теме Страстей Христовых.

Рекомендуемая литература

Комментировать