Страшный суд

Джон Мартин (1789–1854)
Страшный суд

Сюжет

В течение Своей земной жизни, Господь неоднократно говорил о Своем втором пришествии и суде над праведниками и грешниками: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:49-50); «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф.25:31–33).

Описание

Перед зрителем предстает сцена Страшного суда – в центральной части триптиха, иллюстрирующего ряд эсхатологических библейских свидетельств.  Композиция состоит из двух частей – на заднем плане в кристально-чистом небе с рассеявшимися облаками предстают Небесный Град, Небесные равнины, тающие в прозрачной дымке облаков. В верхней части полотна, в центре, на престоле восседает Иисус Христос – Судия и Мздовоздаятель в окружении святых, представленных в образе старцев — отсылка к свидетельствам Откровения (Откр.4:4; 5:14; 19:4), — и ангельского воинства. Справа от зрителя, рядом с трубящим Ангелом изображен ввергаемый в бездну сатана.

Ниже изображена разверстая пропасть, разделяющая праведников и грешников. По правую руку от Иисуса Христа (слева от зрителя) предстает сонм праведников, прославляющих Господа. Художник размещает здесь фигуры известных ему людей, используя технику коллажа: мы видим здесь портреты нарисованные на листах бумаги и наклеенные на холст.  Среди спасенных известные писатели, художники, общественные деятели, такие как Т. Мор, Ф. Кольбер, Д. Вашингтон, Д. Чосер, Т. Тассо, П. Корнель, У. Шекспир, Н. Коперник, И. Ньютон и Д. Уатт и др.

По левую руку от Спасителя изображены грешники, падающие в огромную разверстую пропасть. Воображение мастера породило фантастический пейзаж громоздящихся и разрушающихся скал, несущихся водных потоков. Горы и небеса плавятся, объятые адским огнем то ли подземных, то ли небесных извержений. В их отблесках, рождающих резкие контрасты света и тени, мечутся в поисках спасения маленькие человеческие фигурки. В этом хаосе исчезает линия горизонта, небо и земля оказываются охваченными единым, мощным водоворотом стихий.

В центре простирает руки к небу Вавилонская блудница, облаченная в роскошные одежды из прозрачного шелка и черного бархата. На поясе ее висит кошель и крест, у ног ее католический кардинал, монах, тянущийся к короне – символу славы. Рядом обнаженная фигура Иродиады. Чуть поодаль виден падающий в бездну железнодорожный состав с надписью на вагонах «Лондон-Париж». Железная дорога в то время воспринималась многими художниками как символ «века железного», признак последних времен. Ускоряющееся время также ассоциируется с последними временами. Надпись «Лондон-Париж» интерпретируется художником как гибель Европы, утратившей веру в Бога, зараженной атеистическим мировоззрением.

История

Апофеозом творчества английского живописца, мастера романтического пейзажа Джона Мартина стали три полотна, посвященные теме Страшного Суда. Все картины были написаны в последние годы жизни художника. После его смерти они были отправлены в путешествие по странам Европы и Америки, которое продлилось около 20 лет. Сегодня две картины находятся в лондонской галерее Тейт, а еще одна является экспонатом собрания Франк.

Комментировать