Семь деяний милосердия

Семь деяний милосердия
  • Дата создания: 1607
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 390 × 260 см.
  • В Библии: Мф.25:34-40.

Сюжет

В католицизме принято выделять 7 деяний милосердия. Эта традиция имеет истоки в Евангелии от Матфея, где Христос обращается к своим ученикам, со следующими словами:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.  Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:34-40).

В соответствии с это притчей перечисляются 6 деяний милосердия:

1. Накормить голодного.

2. Напоить жаждущего.

3. Приютить странника.

4. Одеть нагого.

5. Посетить больного.

6. Посетить сидящего в темнице.

К Евангельским заповедям добавляется седьмая из Ветхого Завета:

7. Похоронить мёртвого.

Обычно все деяния изображались на отдельных картинах, но Караваджо создал сложную композицию, разместив все добродетели. Следует отметить, что тема семи добродетелей была весьма актуальна в XVII столетии, она активно использовалась в живописи.  Причиной этому была богословская полемика между католиками и протестантами. В католической церкви дела милосердия рассматривались как один из путей человека к спасению. У протестантов на основе учения о предопределении акцент делался не на добрых делах, а на личном спасении. Особенно ярко это проявилось в кальвинизме, где участь человека, спасение его или осуждение были уже заранее предопределены Богом. По этой причине дела милосердия рассматривались не как причина или путь к спасению, а как следствие божественного промысла.

Описание

Перед зрителем разворачивается драматическая картина, иллюстрирующая семь добродетелей. Действие происходит на одной из неаполитанских улиц,  в бедном квартале. в правом углу картины показана сцена, символизирующая первую и шестую добродетель: накормить алчущего и посетить сидящего в темнице. Сюжет взят из античной истории, повествующей о благородной римлянке , посетившей заключенного в темнице отца, которого морили голодом, и тайком от надзирателей накормившей старика  собственным молоком.  Известен он под названием«Милосердие римлянки: Caritas Romana», автором ее был Валерий Максим. В ней повествовалось о человеке по имени Цимон, которого власти приговорили к казни и оставили умирать от голода в тюрьме. Но его дочке Перо удалось уговорить тюремщика пустить её навестить отца — и там она смогла накормить отца молоком из своей груди. Такой полной любви поступок дочери вдохновил властей Рима и они решили простить Цимона.

Рядом другая сцена, в которой два могильщика выносят вперёд ногами мертвеца, освещая дорогу факелом: она символизирует седьмую добродетель, взятую из Ветхого Завета: похоронить умершего. В левой части картины юноша разрезает шпагой свой плащ надвое, чтобы отдать его двум нищим, причём один из них наг, а другой болен, видны костыли. Этот поступок является демонстрацией четвертой и пятой добродетели: одеть нагого и посетить больного. У левого края  представлены еще две сцены: хозяин гостиницы приглашает к себе странника — это третье добродетельное дело: приютить странника. За ним мужчина утоляет жажду из бурдюка — демонстрация второй добродетели — напоить жаждущего. Сверху Богоматерь с Младенцем и два ангела наблюдают за происходящими событиями: люди, исполнившие эти добродетели стали угодны Богу и они получат в награду вечное блаженство в Раю.

Итак, Караваджо гениально объединил добродетели в одной композиции, с тем чтобы каждый сюжет имел своё независимое решение. Это был совершенно новый подход. Художник переместил евангельскую сцену на обычную неаполитанскую улицу, создав эффект театральной сцены.  Мы видим, что действие происходит ночью на углу улицы Трибунали и переулка Дзуроли, где  Караваджо любил проводить вечера со знакомыми художниками и здесь же он  находил нужные ему типажи для позирования. Богатые и бедные, аристократы и плебеи неожиданно предстают перед зрителем в этой ночной уличной сцене. Здесь еще одна новация, введенная художником: композиция строится не по горизонтали, а по кругу, когда действие развёртывается справа налево по часовой стрелке.

История

Караваджо написал картину в 1607 году. Заказала картину благотворительная организации Пио Монте делла Мизерикордия в Неаполе. В 1601 году его основали семь молодых людей из обеспеченных неаполитанских семей, которые сочувствовали бедственному положению горожан. Они взяли под своё покровительство госпиталь, основали сеть бесплатных столовых для бедных и построили несколько ночлежек для бездомных. Деятельность организации активно поддерживал папа Павел V, а деньги фонда постоянно пополнялись за счет богатых благотворителей Поэтому для храма они заказали полотно на тему, напрямую связанную с благотворительной деятельностью.

Картина вызвала такой интерес, что один из влиятельных испанских грандов,  граф Хуан де Тасис Вилламедьяна, загорелся желанием приобрести творение мастера за две тысячи эскудо. Местный живописец Баттистелло уже дал согласие выполнить просьбу испанца сделать хотя бы копию картины. Однако молодые хозяева картины не поддались соблазну и не пошли на уступки, отвергнув притязания не в меру настойчивого богатого чужестранца. Принятое ими в 1607 году решение свято соблюдается до сих пор.

Комментировать