Разрушение Иерусалимского Храма

Разрушение Иерусалимского Храма
  • Дата создания: 1867
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 183×252 см
  • В Библии: Мк. 13:1-8
    Лк. 19:41-44

Сюжет

Картина Франческо Хайеса «Разрушение Иерусалимского Храма» иллюстрирует иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как Первая Иудейская война (66-73 годы). При подавлении этого восстания римская армия во главе с Титом, сыном римского императора Веспасиана, осадила Иерусалим. Осада и бои за город длились 5 месяцев. Неоднократные попытки римлян овладеть городом долгое время были безрезультатны, но в конце концов увенчались успехом – 8 сентября 70 года Иерусалим был взят, а главная святыня иудеев – великолепный беломраморный храм Соломона был сожжен.

Храм горел десять дней, а позднее и весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 тысяч жителей. Остальные погибли от меча, голода и рабства. Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами, среди них и знаменитая менора. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Описание

Данная работа изображает главное событие Иудейской войны I века — взятие легионами римского императора Тита знаменитого иерусалимского храма. Перед зрителем разворачивается грандиозная и устрашающая картина захвата города войском неприятеля: грабеж и убийство людей обнажают самые низменные и дикие страсти, разгорающиеся, как пламя пожара, на фоне прекрасного античного храма, спокойного и величественного в своей вечной невозмутимой красоте.

Художник делит пространство холста на три плана. На первом он размещает главные эпизоды, выделяя их героев более крупными размерами. Слева изображены сцены грабежа и насилия: вот римские воины делят между собой одну из святынь храма – менору, ведь для них это просто трофей, который имеет цену. Вот римский офицер пытается схватить сопротивляющегося иудея, занесшего над головой дубину, полуобнажённые женщины, притесняемые солдатами, сопротивляясь, взывают к Богу о пощаде. Повсюду валяются лежащие на земле мертвые тела побежденных иудеев, и далее (в самой глубине сцены) представлены расхищающие сокровища храма солдаты и пытающиеся найти спасение в бегстве жители Иерусалима. Кто-то пытается спасти раненных.

В центре картины Тит в красном плаще взирает на сражающихся римских солдат, пораженный грандиозным зрелищем разрушений. Квадратная башня храма со ступенями служит фоном, из-за чего сцена на переднем плане превращается в еще более динамическую и бурную. Целью художника было показать римского полководца как главного персонажа.

На полотне битва изображена хаотично. Некоторые детали свидетельствуют о том, что художник был хорошо знаком с искусством Древнего Рима.

События многофигурной картины легко читаются благодаря рационально выверенной и продуманной композиции, мастерски построенной по законам классического искусства. В колористической гамме полотна преобладают желтовато-коричневые и белые тона, озаренные редкими, но яркими всполохами красных пятен.

Хотя на картине Хайеса нет крови, но сцена жестокого боя поражает воображение зрителя. Евреев сбрасывают за борт укрепления. Повсюду лежат тела, почти сливаясь в общее серое облако, угадываются намеченные легкими линиями силуэты сражающихся, за которыми можно различить вереницу фигур, выносящих награбленное. Густые клубы дыма, разнонаправленные движения человеческих тел усиливают атмосферу хаоса и ужаса запечатленного события.

История

Хайес Франческо – итальянский живописец, один из ведущих художников романтизма XIX столетия, известный своими историческими картинами, политическими аллегориями и прекрасными портретами. Картина была написана в 1867 году, в ней мастер сочетает традиции классицизма и романтизма.

Рекомендуемая литература

Комментировать