Под Благовест

Под Благовест

Описание

Первоначальный замысел художника заключался в том, чтобы передать разницу характеров двух монахов, погруженных в молитву. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Другой, молодой, не чужд мечтаний о своей будущности, о церковной карьере, свойственной молодым людям. Однако главное в картине – это единство и противоположность характеров.

Существенную роль играет повтор черных выразительных монашеских силуэтов, перекликающихся с ритмом тонких весенних березок на втором плане. В глубине – одна из древних церквушек, мягкие лучи заходящего солнца расцвечивают ее причудливыми красками. Настроение весеннего пробуждения природы захватывает созвучно молитвенному состоянию старого и молодого монаха, которые отрешились от мирской суеты, однако молодой монах еще полон мечтаний, тогда как пожилой полностью погружен в молитву – для него все в прошлом, вся земная суета утратила свою привлекательность, сердце умирилось, успокоилось в ожидании скорой встречи с Христом.

Фигуры поставлены художником в профиль и движутся в одном направлении друг за другом, что создает определенный ритм. Все это создает впечатление некоторого разряжения пространства, его очищения по мере уменьшения количества деталей на полотне. Березам принадлежит особая роль в замысле картины. В значительной степени благодаря им полотно приобретает законченность, уравновешенность и симметрию, в нем чувствуется музыка, и эта музыкальность картины заставляет зрителя почувствовать ритмичное звучание Иисусовой молитвы.

История

Картина «Под Благовест» была написана Нестеровым под впечатлением поездки летом 1895 года по старым русским городам. Художник был восхищен древними «высокохудожественными», как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли. Название работы «Под Благовест» было придумано писателем В.С. Соловьевым. Оба монаха – «мечтатели», писал Нестеров о своей уже законченной картине.

Критика

Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он «заставил его примириться с монахами».

Василий Розанов писал, что Нестеров «вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную, и – облек ее в краски исторические, в быт исторический. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится».

Рекомендуемая литература

Комментировать