Пир Валтасара

Пир Валтасара
  • Дата создания: 1635
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 167×209 см.
  • В Библии: Дан. 5:25-28

Сюжет

Основой картины послужил библейский сюжет из Книги Пророка Даниила (Дан. 5:25-28). Персидская армия освободила покоренные народы и те восстали против Вавилона. Советники вавилонского царя Валтасара убеждали его убежать из столицы и укрыться в одном из убежищ, но гордый и упрямый царь не согласился. В это время армия неприятеля подошла к стенам Вавилона и начала осаду. Во время нее царь решил созвать своих приближенных на пир, который длился несколько дней. Когда для гостей не хватило посуды, царь распорядился принести золотые ритуальные приборы из разграбленного Навуходоносором храма в Иерусалиме. Такой поступок был тяжким грехом, за который немедленно последовало наказание. В разгар пира на стене пиршественной залы появилась человеческая рука, которая начала выводить письмена. Опомнившись от ужаса, Валтасар созвал гадателей, мудрецов и чернокнижников и приказал им расшифровать послание. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Расшифровав послание, пророк Даниил ответил царю, что за неугодные Богу деяния и осквернение святынь его ждет погибель: царство его будет захвачено и разделено между мидянами и персами. В ту же ночь город был взят штурмом, а Валтасар найден мертвым.

Описание

Сюжет из книги пророка Даниила является основой событий, отражённых Рембрандтом. В свойственной ему классической манере исполнения художник выстраивает композицию, где в центре картины – Валтасар, а вокруг него жена, наложницы, слуги, жрецы и охранники. Все их лица кажутся искажёнными от ужаса. Они потрясены увиденным и не могут найти объяснения происходящему.

Центральную часть полотна занимает фигура царя Валтасара. В его фигуре очень ярко проявляется страх. Царь, увидев огненные буквы, словно бессознательно хочет защититься, прикрываясь рукой от пугающего явления. Рядом с ним его супруга, ее взор исполнен ужаса от увиденного явления.

Очень яркой является динамика картины. Художник изобразил осквернённые золотые кубки, из которых выплёскивается вино, которое олицетворяет переполненную чашу терпения высших сил. Кажется, что сейчас пройдёт мгновение – и гости бросятся прочь от надписи, а напитки разольются по столу. Особенное расположение букв знаменитой огненной надписи, появившейся на стене, было подсказано художнику одним из его друзей: евреем Манассе бен-Израилем, которого мастер часто изображал на своих этюдах. Именно он посоветовал расположить буквы пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца.

Полотно выполнено в свойственных творчеству художника жёлтых, коричневых и золотистых тонах. Группу пирующих он специально выделил с помощью придания им свечения, которое поглощает тьма, распространяющаяся от таинственной надписи. Общий облик картины достаточно мрачный, но, вместе с тем, в ней присутствует светлая мысль о том, что Бог не оставил наш мир, но действует в нем и помогает открытым Ему людям.

История

Картина была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. В это время Рембрандт имел достаточно много заказов. Так, «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества мастера. Работа над этой картиной заняла два года, в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама.

Рекомендуемая литература

Комментировать