Осада Троице-Cергиевой лавры

Осада Троице-Cергиевой лавры

Сюжет

В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского. Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор. К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности монастырь сдерживал натиск врага. Обороной монастыря руководили воеводы Григорий Долгоруков и Алексей Голохвастов. Неоднократные попытки взять монастырь штурмом осенью 1608 и в мае – июле 1609 с помощью подкопов ни к чему не привели. 19 октября 1609 года и 4 января 1610 обороняющиеся получали подкрепление от отрядов воевод Жеребцова и Григория Валуева. 12 января 1610 года польско-литовские отряды были разбиты войском воеводы Ивана Куракина. В 1610 году закончилась шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиевой Лавры польскими войсками. Монастырская крепость выстояла.

Известно, что защитникам Лавры давались особые духовные знамения, которые впоследствии были собраны и записаны. Так, в самом начале осады, в ночь на память преподобного Сергия, инок Пимен, диаконы Иосиф и Серапион, а также народ увидели в небе огненный столп, который спустился на Троицкий собор. Это стало свидетельством Божьего покровительства осажденным (при осаде Константинополя в 1453-м году огненный столп, напротив, ушел от города к небу, и город был взят врагом).

Описание

На представленном полотне художник изображает один из самых горьких периодов в истории нашей Родины: штурм монастыря, который мужественно держал осаду под натиском неприятеля.

На переднем плане с глубоким психологизмом показаны встревоженные, страдающие, испуганные, но в то же время несломленные духом защитники, готовые принять смерть от рук неприятеля, защищая стойко Православную веру.

Художник передает события Смуты, используя говорящие образы-символы. Единство народа и духовенства в скорбный час в лице священника, дающего благословение и в то же время боевой дух защитников лавры, внимательно слушающих наставления старшего и готовых отстоять свою землю, показано на заднем плане картины.

Центральная часть композиции представляет собой группу защитников лавры, несущих раненого товарища. Каждый из этих персонажей представляет различные слои общества того времени. Именно этим сочетанием художник хотел показать единство всего народа, всех сословий, вставших на защиту своего отечества, своей истинной Православной веры.

В нижней части полотна и в самом ее центре художник изобразил брошенное оружие, свидетельство того, что война, навязанная извне, скоро будет завершена, враг будет побежден. Символом будущего мира является изображение играющего ребенка в левом нижнем углу картины.

Полотно написано в светлых тонах, что свидетельствует о позитивном исходе изнурительной осады лавры. Духовность русского народа, его объединение в тяжелую минуту – вот основная идея, которую хотел передать художник.

История

Картина является частью цикла полотен, вышедших в «Альбоме историй государства Российского в изображениях державных ее представителей» в 1891 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать