Христос в Гефсиманском саду

Сюжет

Обращаясь к одной из самых драматических страниц в Евангелии, Перов предлагает свою трактовку сюжета, основанную на личностном переосмыслении многовековой истории христианства.

Молитва Христа в Гефсиманском саду описана в Евангелиях от Марка (Мк.14:33-42), Матфея (Мф.26:36-46) и Луки (Лк.22:39-46), каждое из которых добавляет новые подробности, а в Евангелии от Иоанна упоминается одной строкой: «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1). Это было уединенное место, где Христос часто пребывал со своими учениками.

Описание

Сюжет картины «Христос в Гефсиманском саду» повествует о тяжелом душевном томлении Спасителя накануне крестных страданий. В картине Перова нет изображения лица Христа. Спаситель здесь изображен лежащим ничком, именно это положение Иисуса во время молитвы описано в Евангелие от Матфея: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). В этой молитве явилось великое смирение Христа перед волей Божией.

Художник, отказываясь от написания лика Спасителя, в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Мы видим природу, строения и саму фигуру Иисуса, которые прописаны художником достаточно объемно. Зритель почти физически осязает лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, раскинутые локоны темно-русых волос. Кисти Его вытянутых вперед рук напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело.

Средний план картины представлен мощными стволами деревьев, ветвей которых мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что эти мощные стволы деревьев образуют огромный крест, который тяжелым монолитом ожидает решения Христа.

История

В 1878 году (за 4 года до смерти) Перов дописывает картину под названием «Христос в Гефсиманском саду».

 

Рекомендуемая литература

Комментировать