Каин убивает Авеля

Каин убивает Авеля
  • Дата создания: Ок. 1615
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 152 × 115 см.
  • В Библии: Быт. 4:8.

Сюжет

Каин и Авель были сыновьями первых людей на земле Адама и Евы. Старший Каин стал земледельцем, а Авель был скотоводом.
«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4:3-5). «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).

Подобно мотиву сотворению Адама и Евы и их грехопадения, убийство Каином Авеля часто ставится в ряд прообразовательных сюжетов. Самым популярным из них является поцелуй Иуды. Другой прообразовательный сюжет – это жертва Иисуса Христа и Его Распятие на Кресте.

Описание

На представленном полотне художник показывает тот самый момент, когда Каин заносит свою руку для смертельного удара. Фигуры двух братьев как бы переплетены друг с другом – правая нога Каина выставлена вперед, тело его как бы перекручено в неестественной позе, рядом с ним на земле лежит поверженный Авель. Пытаясь защититься от яростного нападения, он опираясь правой рукой о землю, левую руку вытягивает вперед , стараясь предупредить удар. Зловеще выражение лица Каина. Он смотрит на своего брата без тени жалости. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки. Злоба и обида слишком сильны в нем. Справа показана часть каменного жертвенника, от которого восходят к небу яркое пламя и клубы дыма, а вдали занимается заря, окрашивая ночной небосвод ярко-желтыми всполохами восходящего солнца.

Каин и Авель противопоставлены друг другу в отношении к тому, как создан мир. Авель покорно приемлет весь существующий порядок вещей. Каин, в противоположность ему восстает против него со всей страстностью, предавшись гневу.

История

Бартоломео Манфреди, хорошо известный в истории искусства, был непосредственным последователем новаторского стиля Караваджо с его резкой светотенью и выразительным натурализмом, и со способностью рассказывать о характерах персонажей выражением их лиц и языком тела.

Рекомендуемая литература

Комментировать