Иисус Христос Пантократор

Сюжет

Христос Пантократор (Вседержитель; от греч. Пαντοκρατωρ — Всевластный, Всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. В левой руке Христа изображают свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.

Описание

На стенах Верхней галереи находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус).

Мозаика является частью деисусного чина, который располагается в южной галерее храма. Характерная черта данного изображения – это отсутствие императорской четы, обычной для вотивных портретов. Мозаика выполнена очень живописно. В образе Христа-Пантократора высокий духовный смысл соединён с камерностью художественной интерпретации, с виртуозной техникой, рассчитанной на индивидуальное восприятие образа. В облике Спаса акцент сделан на индивидуальности – Лик Его очень выразительный, живой, характерной чертой Его является естественность. Он кажется абсолютно цельным, нераздельным, нерасчленимым в окружении пышной, дышащей шапки волос и всё время изменчивым, обладающим чудесной светящейся, трепетной внутренней сутью. Здесь мы видим мерцающее внутреннее сияние самой плоти Господа — индивидуальное, ипостасное проявление его природы, которое несёт конкретное ощущение неотмирности Божества. Богословское духовное, интеллектуальное прозрение выходит на конкретный художественный уровень Воздушность и подвижность фона фиксируется виртуозным выкладыванием кубиков золотой смальты, что создает эффект волнообразного свечения.

История

Деисус в южной галерее храма Святой Софии Константинопольской возник после возвращения греками Константинополя – столицы империи. Мозаичное изображение является частью деисусного чина. Данная композиция по своему художественному стилю относится к шедеврам палеологовского Ренессанса.

Храм Святой Софии – чудо архитектурной техники. Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в настоящее время Собор снова стал мечетью.

Рекомендуемая литература

Комментировать