Христос на кресте

Тициан (1488/1490–1576)
Христос на кресте

Сюжет

Распятие Христово – эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову. О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста и каждый сообщает свои подробности.

Описание

На полотне представлена сцена Распятия Спасителя.

На массивном Голгофском кресте с табличкой изображена фигура распятого, полуобнажённого Христа. Из одежд на Нём только набедренная повязка. Жизнь уже покинула тело Иисуса, Его голова с тёмными локонами волос и бороды, безвольно склонилась к левому плечу. На измученном страданиями теле Спасителя выделена каждая мышца, чётко прорисованы кости грудной клетки, справа видна кровоточащая рана от удара копьём. Поза казнённого неестественна, изломана и напряжена, но лик Иисуса спокоен – Он выполнил Свою земную Миссию. Рядом с крестом лежит череп Адама, на него взирает с Креста Спаситель – Второй Адам, пришедший в мир спасти все человечество.

Фигура Спасителя создает контраст с пейзажным фоном, где неспешно протекает жизнь – никто не обращает внимания на страдания Христа – каждый персонаж занят своим делом. Действие происходит на фоне мирного пейзажа с городскими стенами в окружении редких деревьев, растущих вдоль дороги. Перед нами классическая холмистая панорама, выполненная быстрыми мазками, с редкими деталями, подчеркивающая особый драматизм происходящего события. Вдали мы видим удаляющуюся стражу, покидающую место казни, отдыхающего на лоне природы путника и удаляющегося прочь свидетеля казни, закутанного в темно-коричневый плащ.

На картине преобладают темно-синие, коричневые и красные цвета с белыми вспышками света. Затянутое тучами небо со вспышками грозовых раскатов выглядит мрачным, что подчеркивает трагизм происходящего действия.

История

Данная работа относится к позднему периоду мастера и передает настроение художника, ощущающего одиночество и оставленность.

Критика

Не все современники понимали живописное новаторство поздних работ Тициана, как это понимал Вазари. Многим казалось что талант художника с годами ослабевал, а свободу владения кистью они относили за счет незавершенности картины.

Ипполит Тэн в очерке «Венецианская живопись XVI века» пишет: «Когда пытаешься вообразить себе Тициана – видишь счастливого человека, «самого счастливого и самого благополучного, какой когда-либо был между ему подобными, получавшего от неба только одни милости и удачи», первого между всеми своими соперниками, принимавшего у себя на дому королей французского и польского, любимца императора, испанского короля Филиппа II, дожей, папу Павла III и всех итальянских государей; возведенного в сан рыцаря и графа Империи, засыпанного заказами, широко оплачиваемого, получающего пенсии и умело пользующегося своим счастьем… Ему чужда буйность; его не тревожат безмерные и мучительные замыслы; его живопись здорова, свободна от болезненных исканий и тягостной сложности; он пишет постоянно, без напряжения и без порывов, в течение всей своей жизни… Он не спешит; он хранит долго свои работы у себя, чтобы пересматривать их и доводить до совершенства… Тициан любит наш мир, понимает его, замыкается в нем и воспроизводит его, улучшая, но не пересоздавая и не уничтожая».

Рекомендуемая литература

Комментировать