Христос и грешница

Тициан (1488/1490–1576)
Христос и грешница

Сюжет

Сюжет картины Тициана отсылает нас к Евангелию от Иоанна. Книжники и фарисеи привели к Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями. Приведшие обратились к Иисусу со словами: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин.8:4-5). Если бы Иисус, проявляя милосердие, просто ответил бы им, что ее не следует побивать камнями, Его могли бы обвинить в том, что Он нарушает закон Моисеев. Но Христос ответил иначе: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). После этого те, кто привел эту женщину, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» (Ин.8:9). Оставшись же наедине с женщиной, Христос вразумил ее, сказав, в частности: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11).

Описание

На картине художник изобразил застигнутую в прелюбодеянии женщину, окруженную толпой иудеев. Двое из них крепко держат грешницу за руки, стремясь предать ее позорной казни. Лицо женщины бледно, сама она склонила голову, не смея смотреть в глаза своим обвинителям. С неизбежностью она ожидает приговора, который, как ей могло представляться, оборвет ее жизнь и не ожидает от людей сочувствия. Для нее словно все кончено: сейчас должна свершиться казнь. Торжествующая толпа с осуждением смотрит на ту, которая преступила закон. В их лицах мы видим самоуверенность и ощущение собственного превосходства. Для них нет никакого сомнения в справедливости наказания – на их стороне закон.

Но Христос поступает иначе. Его лик, исполненный милосердия, резко контрастирует с торжествующими иудеями – в нем нет ни тени осуждения или злобы. Как добрый пастырь Он стремиться спасти заблудшую, лицо Его и строго, и милостиво.

Художник – мастер колорита — передает психологическое состояние персонажей картины. Осуждающие взгляды иудеев, влажный блеск глаз, передает их состояние торжества и некоторого азарта, подобного азарту охотника, загнавшего в ловушку преследуемую дичь. Напротив, строгий, но милостивый взор Спасителя исполнен сочувствия. Сильные мускулистые руки преследователей, схвативших за руки несчастную женщину, которая даже не пытается вырваться – в ожидании смерти она как будто бы оцепенела и замерла, готовясь услышать смертный приговор, — и белая, с тонкими длинными пальцами длань Иисуса Христа усиливают этот контраст.

Эти две фигуры – Христа и грешницы мастер выделяет светом, падающим на них, притом что толпа, напротив, находится в тени. Грубые одежды преследователей и нежное с кружевом платье несчастной женщины усиливают до гротеска состояние героев. Сила греха загнанной жертвы ничтожна перед торжествующей гордыней мнимых праведников. Состояние самодовольства и самопревозношения, и напротив, раскаяние и сокрушение кающегося сердца. Истинная любовь – та, которая всегда прощает ближнего, она и является подлинной добродетелью, стяжать которую призван каждый христианин.

История

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.

Рекомендуемая литература

Комментировать