Array ( [_gcl_au] => 1.1.1895767225.1714378636 [_ga] => GA1.2.222573255.1714378636 [_gid] => GA1.2.1738063563.1714378636 [_ym_uid] => 1714378636306035127 [_ym_d] => 1714378636 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )
«Не хочу воцерковляться, чтобы не умереть». Анализ одного заблуждения
протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова

«Не хочу воцерковляться, чтобы не умереть». Анализ одного заблуждения

(2 голоса5.0 из 5)

«Получается, что психология говорит одно, а религия другое. У меня же речь идет о выживании. Если я буду идти по пути, которого требует от меня религия, то сломаюсь и просто не выживу. И поэтому я не хочу глубже воцерковляться. Даже наоборот, стал реже ходить в церковь» (Случай из практики).

Это – слова человека, который старается жить по заповедям (как он их понимает), но дается ему это очень сложно. В результате он совершенно вымотался, почувствовал себя разбитым, эмоционально истощенным. Обратившись за помощью к психотерапевту, он услышал: «Религия – это, конечно, хорошо, но надо же и о здоровье подумать!» — и пришел к выводу, что религиозная жизнь и здоровье несовместимы.

Парадоксальность данного убеждения

Обратите внимание на парадокс, логический сбой, ошибочную (иррациональную) мысленную установку в этом крике души.

Христианин, по вере которого следование требованиям христианской религии является условием спасения и вечной жизни со Христом, глубоко уверен, что если он будет идти по этому пути, то сломается и не выживет.

Это кардинальное заблуждение свидетельствует о маловерии, если не вообще об отсутствии веры.

Еще по словам нашего героя легко понять, что он воспринимает необходимость жить по заповедям как каторжный, непосильный труд. Конечно, путь ко Христу порой очень непрост, полон страданий, борьбы, преодоления себя. Но задача православных – даже среди боли и горя учиться смирению и взращивать в своей душе ту сердечную радость, которая приходит с любовью, ощущением близости Бога и надеждой на Него. А чрезмерно унылое, безнадежное отношение к христианской жизни обычно бывает, если человек рассчитывает только на себя и не прибегает к Божьей помощи, забывает о том, что мы призваны к соработничеству с Богом и спасаемся лишь Его милостью и благодатью.

Первый признак иррациональности убеждения

Рассмотрим психологические аспекты приведенного высказывания. Оно выражает собой многокомпонентную мысленную установку (систему убеждений), на основе которой человек оценивает ситуацию, прогнозирует её развитие, определяет свои желания, мотивы и цели, планирует и осуществляет свое поведение, подбирает себе оправдания.

Как уже было сказано, приведенная мысленная установка парадоксальна, составляющие её убеждения противоречат друг другу, а значит, говоря языком психологии, это — иррациональная (неразумная, ошибочная, ложная) мысленная установка.

За указанным противоречием убеждений скрывается конфликт внутренних стремлений человека: с одной стороны, он осознает и, возможно, разделяет религиозные требования, которым он, согласно своей вере, должен соответствовать. Но одновременно он знает и разделяет некие выводы или советы психологов, которые противоположны религиозным требованиям.

Налицо так называемый когнитивный диссонанс — конфликт между различными внутренними установками, убеждениями. Наша психика устроена так, что инстинктивно стремится избавиться от подобных противоречий. Обычно при этом происходит подбор аргументов в пользу одного из убеждений и постепенное или быстрое снижение значимости второго убеждения.

Вот и наш герой какое-то время пытался жить по-христиански, немало сил потратил на это, но уже устал и готов сдаться. При этом он понимает, что такое решение неправильное, поэтому подыскивает оправдания своей слабости.

Его психологические убеждения явно выступают противовесом строгим и порой абсурдным для неверующих людей требованиям христианства. Скорее всего, в психологии он находит обоснование для саможаления и снижения требований к себе. Он толкует психологические факты так, чтобы разрешить себе соблюдать не все требования христианства и сделать свою жизнь легче.

В благополучных семейных отношениях супруги нередко усмиряют свое «я» и заботятся о друг о друге, даже если для этого приходится отказываться от реализации собственных желаний. Например, жене хочется погулять, но она остается дома и готовит обед мужу. Муж был бы не прочь провести выходной в компании друзей, но занимается с детьми и дает отдых жене. Супружеское самопожертвование касается не только бытовых вопросов, но и эмоционального состояния друг друга. Разумные муж и жена не стремятся во что бы то ни стало настоять на своем, не требуют от другого менять свой характер в угоду собственным ожиданиям, укрощают свою злость и негодование, если поведение супруга идет вразрез с их мнением, отказываются от обид и упреков, стараются не осуждать и не обвинять. Безусловно, речь идет, в первую очередь, о ситуациях, которые не противоречат христианской морали, но даже если проявляются грехи кого-то из супругов, оба они стараются вести себя, как положено вести себя православным, соприкоснувшимся со своим или чужим грехом. Такие отношения соответствуют требованиям христианской любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (по 1Кор.13:4-8).

А вот в рассуждениях многих светских психологов на первое место даже в супружеских отношениях выходит не благополучие ближнего, а собственный комфорт. Если устал – полежи, а ужин пусть готовит супруг. Если хочешь отдохнуть – отдыхай, пусть домашние дела делает другой. И неважно, устал ли он, он сам должен о себе позаботиться. Когда ты считаешь себя правым, ты можешь категорично и агрессивно отстаивать свою точку зрения, даже если другой обижается – это ведь его выбор, обижаться или нет. Если поведение супруга категорически тебе не нравится, раздражает, задевает, ты имеешь полное право злиться, обвинять, перевоспитывать, ругаться, а то и уйти от него. А если ты руководствуешься христианскими нормами и пересиливаешь себя ради того, чтобы порадовать супруга или супругу, терпишь характер мужа или жены, прощаешь, заботишься, даже в ущерб себе, значит, ты игнорируешь собственные потребности, вытесняешь или подавляешь свои эмоции, чем серьезно вредишь собственному организму. Увы, требования христианства, и в самом деле, отчасти нелепы для сконцентрированной на личном благополучии человека светской психологии, и нужно отметить, что следование нормам христианства и в самом деле может негативно сказаться на психологическом благополучии человека. Но только в том случае, если он не разделяет эти нормы, а заставляет себя следовать им, внутренне не понимая смысла этих действий или не принимая этот смысл для себя. То есть, когда несмотря на, казалось бы, осознанно принятое решение жить по-христиански, человек старается выполнять христианские заповеди по принуждению, а не добровольно. 

Учитывая сказанное ранее об очевидном кризисе веры у человека в нашем примере, похоже, у него есть глубинное непонимание того, зачем и почему конкретно ему нужно следовать религиозным требованиям. Наш герой уверен, что это может привести его к слому и смерти и, похоже, не особо верит в загробную жизнь. Как минимум он обесценивает её, полагая своей жизненной целью сохранение здоровья и отдаление телесной смерти любой ценой – даже ценой отдаления от Бога. Именно с таким взглядом на жизнь, исходя из иррациональной мысленной установки, он оценивает всё, происходящее с ним. В таком ракурсе необходимость следовать христианским нормам, требующая немалых душевных сил для одоления собственных страстей, воспринимается человеком как мешающая, ненужная, вредная.

В итоге мы наблюдаем отход от веры и поиск оправданий этому выбору. Такой вариант поведения — это именно выбор, хотя человек и убеждает себя в том, что выбора у него нет: якобы он следует необходимости выживания.

Усугубляется положение самообманом – человек не осознает того, что его убеждения иррациональны, он уверен в их логичности и обоснованности. А для самообмана типичны свойства самовосстанавливающейся системы: человек крепко держится за свое мнение и сопротивляется изменениям. Попытки его переубедить, указать на противоречивость его представлений, обычно заканчиваются ничем, даже могут вызвать обиду, обвинения в непонимании и раздражение. Такое сопротивление изменениям свойственно всем мысленным установкам, но самообману в большей степени, так как, выполняя защитную функцию и спасая человека от тревоги и боли, он дополнительно подкрепляется выполняющими ту же задачу психическими защитами.

Второй признак иррациональности убеждения

Отметим еще один иррациональный компонент рассматриваемого высказывания.

Уверенность, выраженная словами: «Если я продолжу воцерковляться, то сломаюсь», – косвенно свидетельствует о том, что человек не рассматривает для себя позитивные перспективы, концентрируется на проигрыше. Отчасти это связано с тем, что личностные изменения, нужные для соответствия христианскому образу жизни, воспринимаются этим человеком как сверхтрудная, непосильная задача, он ощущает внутреннюю перестройку как невозможную для себя. Или же ему кажется, что всё это он уже пробовал, но ничего не помогло, хотя на деле необходимых для ощущения внутреннего благополучия личностных изменений не произошло – он не разобрался со своими иррациональными мысленными установками, не выловил ошибки в личностном строе, не исправил их. То есть изменения были лишь внешними, всё это время он пытался подогнать под определенные требования свое поведение, но не переделать свою личность. По сути, он стремился не перестроиться, а сломать себя, обтесаться ради соответствия неким принципам. Возможно, что и сами личностные изменения такой человек воспринимает как слом: «измениться – значит сломать себя». Это очередная иррациональная из-за своей ошибочности мысленная установка, которая выдает страх потерять собственную личность и препятствует изменениям.

Один из приемов работы с иррациональными мысленными установками – поиск альтернативных конструктивных убеждений. Психологи помогают подобрать метафоры, позволяющие лучше передать смысл здоровых изменений и убрать страх перед ними.

Тем, кто поймает себя на таком же убеждении, что для изменения себя надо себя сломать, предлагаем отказаться от мышления в стиле «ломать себя» и воспринимать работу над собой иначе: лучше узнавать себя, учиться новому, открывать себя, взращивать, исцелять, обретать целостность, очищать себя от сорняков (устранять психотравмы и искажения личности), расцветать, развиваться, совершенствоваться. Казалось бы, такое переформулирование – мелочь, но оно кардинально меняет восприятие проблемы и помогает преодолеть внутреннее сопротивление изменениям.

Негативизм — симптом религиозного невротизма

Стоит учитывать, что именно иррациональные убеждения являются одной из причин невротических расстройств – от нарциссизма до депрессии. В нашем примере легко прослеживается депрессивное настроение, из-за которого закономерно ухудшается способность здраво мыслить, и негативная установка легко укореняется в сознании человека.

Можно ли жить по-христиански, воцерковляться и при этом оставаться здоровым человеком, не страдать от неврозов и депрессий? Однозначно, да! Более того, полноценное психическое здоровье возможно только при достаточно слаженной работе всех психических структур, в числе которых — совесть и жажда Бога. С позиции Православия и православной психиатрии, депрессии и неврозы, хоть и являются самостоятельными заболеваниями, но в широком смысле они лишь симптомы душевного кризиса, основная причина которого – разлад с Богом.  Причина душевного нездоровья именно в отпадении от Бога.

Вера в Бога определяет не только нашу духовную жизнь, но и нашу повседневность. Она выражается в нашем обыденном мышлении и в значительной степени определяет то, как мы относимся к житейским трудностям. В зависимости от того, следуем ли мы урокам Христа, мы воспринимаем всё происходящее с нами смиренно или же с ропотом, взращиваем в себе кротость или гневаемся из-за разных неурядиц, терпим чужие недостатки или выходим из себя по малейшему поводу.

Для нас важным является понимание сути невротических расстройств. И хотя далеко не всё известно об их природе, очевидно, что их источник – наша реакция на то, что с нами происходит.

Если при телесных болезнях страдают непосредственно клетки нашего организма – от вирусной активности, ран или нехватки каких-то гормонов, то во время психоэмоционального стресса прямой атаки вредоносных факторов на организм обычно не происходит. Сначала мы оцениваем происходящее с позиции угрозы или приятности для нас, а уже затем наш мозг на основе этой оценки-отношения запускает психофизиологические реакции. Всё, что с нами происходит, мы оцениваем, во многом исходя из собственных мысленных установок (предустановок).

Сначала проявляется наша реакция, обусловленная складом нашей личности и образом мыслей, и лишь затем могут начаться различные болезненные последствия. Важнейшим ключевым фактором, провоцирующим появление депрессий и неврозов, является негативизм. В психологии так называют вредную привычку концентрироваться на негативных сторонах жизни.

Если мы склонны к негативизму во всех его проявлениях, ощущаем жизнь как страшную, постоянно угрожающую нам реальность, считаем, что окружающие не могут нас любить и только ищут, к чему бы придраться, воспринимаем жизненные проблемы как катастрофы вселенского масштаба, то велика вероятность, что большую часть новых событий мы будем расценивать как неприятные или угрожающие нам. А значит, будем защищаться, причем защищаться почти постоянно, даже там, где нет для этого необходимости. Таким образом, мы отчасти сами загоняем себя в стресс, чрезмерно перегружаемся и запускаем цепочку негативных изменений в нашем организме – вместо успешной адаптации в нашем теле начинаются разрушительные стрессовые процессы.

Но можно вырабатывать в себе и такие установки, которые помогут не разрушаться в неприятных ситуациях. И тогда, если на нас кто-то накричит, мы вовсе не обязательно будем впадать в гнев или уныние, вместо этого посочувствуем несдержанному человеку. В ответ на критику мы не будем страдать от чувства униженности, а учтем замечания, чтобы более объективно оценить, а может и значительно улучшить свою работу. 

Такие установки легче всего вырабатывать с самого детства, например, при помощи книжных героев. У Карлсона есть хорошая «антиневрозная» формула (языком психологии – мысленная установка): «Это пустяки, дело житейское». А кот Леопольд поет: «Неприятность эту мы переживем».

Более старшим детям – и тем более самим себе – нужно напоминать, что негативизм обычно является симптомом различных греховных страстей, это показатель того, что мы вместо любви, веры и надежды выбираем эгоизм, страх, уныние и т. д.

Исследования ВОЗ показывают, что легкие депрессии (когда человек не дошел еще до серьезной степени заболевания, при которой без лекарств не обойтись) исцеляются коррекцией мысленных установок и устранением негативистского мышления: человек отказывается от деструктивных мысленных привычек, а вслед за изменением системы убеждений постепенно у него выравнивается и баланс нейрогормонов.

То же самое относится к неврозам, в основе которых также лежат особенности восприятия человеком проблем, его эмоциональные и мысленные привычки, его умение разумно принимать невозможность удовлетворить те или иные потребности.

Таким образом, мы можем избежать невротических расстройств, изменяя себя, корректируя свой образ мыслей, приучая себя видеть плюсы даже в неприятных вещах. Если найти плюсы в какой-то ситуации сложно, нужно помнить о том, что в перспективе всё может измениться в лучшую сторону, и не терять надежду на позитивные изменения. Надо учиться осознавать невозможность реализовать те или иные желания и удовлетворить какие-то потребности. Если мы бессильны что-то изменить, это следует воспринимать не как неисправимую, разрушающую нашу личность катастрофу, а просто как факт, пусть и неприятный. Порой мы должны следовать правилу: не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

Еще раз обратимся к литературе. Прекрасный образец смиренного принятия того, что с нами происходит, – стихотворение Эльдара Рязанова «У природы нет плохой погоды». В любой ситуации благоразумный человек сумеет найти если и не повод для душевной радости, то особый смысл, способный возвысить нашу душу и не позволить нам впасть в уныние.

Вера или «невротическая религиозность»?

Жизненные кризисы, когда всё идет не так, как нам бы хотелось, – это почва, на которой мы должны взращивать в себе смирение и доверие к Богу, а психологические навыки саморегуляции могут стать нам помощниками в этом духовном деле. Некоторые православные психотерапевты прямо так и говорят: депрессии и неврозы – это болезни, обусловленные нехваткой смирения.

У людей, которые уже находятся в депрессии или страдают от иного нервного расстройства, вполне может быть настолько мало душевных и физических сил, что у них пропадает желание пойти не только в храм, но и на кухню за любимым лакомством. Что уж говорить о сложной работе над собой! Но так происходит только когда болезнь уже в запущенном состоянии, причем не только при нервных болезнях – при сильном гриппе или при обострении подагры человека тоже одолевает слабость.

Однако неврозы и депрессии не возникают одномоментно, они развиваются постепенно, порой весьма долгое время. То есть мысленные установки, склонность к негативизму и иные эмоционально-рассудочные привычки не появляются у человека неожиданно, он руководствуется ими годами, не меняя свой образ мыслей и реакций на неприятные события. Можно сказать, что он сам загоняет себя в депрессию или невроз.

Так и в этом случае: состояние, в котором сейчас находится человек, высказавший эту жалобу, критическое. Он вообще не находит в себе достаточных сил для духовной жизни.

Но тупик, в котором он себя ощущает, — это уже результат. В данный момент его душевные силы истощились, но до этого был достаточно длительный период, когда у него еще были силы на духовную жизнь. И скорее всего, в то время его попытки перестроить свою жизнь на правильный лад были недостаточными или неразумными.

Причины перегрузок в духовной жизни можно условно разделить на две категории: 1. Непосредственно религиозная, ритуальная жизнь; 2. Духовная жизнь – соблюдение заповедей, постоянно внимание к себе и преодоление соблазнов, борьба с греховными страстями.

Если нервное истощение наступает в ходе попыток жить в лоне Церкви, нередко выясняется, что одна из причин перегрузок – это необходимость соблюдать ритуальные религиозные требования. Как минимум человека может утомлять необходимость рано вставать и идти на литургию, выстаивать службу, поститься, вычитывать утреннее и вечернее молитвенное правило, готовиться к исповеди и Причастию.

Кстати, интересный факт: нередко человек, который с трудом находит в себе силы сходить на литургию, значительно легче настраивается на поход в кино или на корпоратив. К сожалению, у многих из нас не хватает искренней тяги ко Христу, такой, чтобы потребность быть к Нему ближе была довлеющей, чтобы мы воспринимали посещение храма не как обязанность, а как личную нужду, как горячее желание. Вот и в данной истории, если бы у этого человека была личная потребность в воцерковлении, а не просто понимание того, что это нужно, вряд ли возникла бы ситуация с отторжением Церкви ради выживания. Скорее наоборот, целительное ощущение правильности и внутренней чистоты, которое рождается из-за исполнения заповедей и при соприкосновении с Божьей благодатью, стало бы важнейшей нуждой, без которой было бы страшно, немыслимо остаться в удрученном состоянии духа.

Религиозные действия (молитва, посещение храма, пост, Причастие) напрямую зависят от веры – если человек искренне верит в Бога, доверяет Ему, для него всё это становится не просто необходимостью, а потребностью. И одно дело из-за собственной слабости сокрушаться о своем нерадении, признать свое маловерие и просить Бога укрепить в вере, а другое – отказаться от веры со словами: это всё меня слишком утомляет, разрушает, а мне и так нелегко. Это означает, что Бог не стал потребностью, а значит, тут речь не о маловерии даже, а о безверии. Эти слова могут казаться очень жестокими в адрес человека, который и так держится на грани, но иногда очень важно понять глубину своего падения, как ни страшно звучит «диагноз». Ощущение дна дает шанс оттолкнуться от него в стремлении всё изменить.

Сказанное относится не только к религиозным действиям, это касается и внутренней жизни души, например противостояния страстям. Будет ли здоровым человек, решивший отказаться от борьбы со своими греховными побуждениями и отдавшийся гневу, зависти, обидам? Давайте посмотрим, чего требует от нас религия: любить ближнего, не давать «солнцу зайти во гневе вашем», не обижаться, не лениться, не унывать, не завидовать, не прелюбодействовать, не возноситься, не тщеславиться, почитать родителей, не убивать, на первом месте всегда чтить Бога… Попробуйте представить себе поведение, идущее вопреки заповедям: ненавидеть, злиться, обижаться, лениться, унывать, завидовать, блудить, считать себя пупом земли, презирать своих родителей, убивать, жить безбожно. Разве подобное описание похоже на характеристику психически здорового, адекватного человека? Неужели именно требования христианства, ограничивающие проявления греховных страстей, угрожают человеку погибелью, раз для него становится важным отказаться от них ради выживания?

Очевидно, нет. Выматывает человека не следование заповедям само по себе, а тот самый «слом», когда человек понуждает себя что-то делать, но не испытывает истинной потребности в этих свершениях. Например, когда он взялся за духовную жизнь с фанатичным рвением, не рассчитав свои силы, и в итоге истощился и потерял стремление продолжать, мотивацию, ощущение смысла духовной жизни, понуждая себя делать что-то не ради преодоления лени и нерадивости, а вопреки пониманию, зачем ему это нужно. Вдобавок, он может считать несправедливым, что он должен работать над собой, а кто-то рядом позволяет себе вести себя не по-христиански. Налицо действие греховных страстей: гордыни, лени, зависти, обиды, себялюбия и в конечном итоге отчаяния.

Когда человек терпит, прощает, старается заботиться о ком-то, постоянно внутри себя ощущая «не хочу», «почему я должен это делать?», «за что?» и прочие маркеры ропота, он именно что ломает себя, фактически насильственно вынуждает себя следовать путем христианства. Вот такой путь и приводит к состоянию: «если буду продолжать, сломаюсь и не выживу».

История, которую мы рассматриваем, является очевидным примером невротической религиозности.

Ключом к преодолению естественной усталости от трудов по исправлению собственной души, является искреннее желание и понимание, «почему и зачем лично для меня всё это нужно». В светской психологии сказали бы – наличие мотивации. Проблемная ситуация во-многом укладывается в теорию стресса Ганса Селье – для того, чтобы стресс не был разрушающим, у человека должно быть понимание смысла того, что он делает. Смысла не глобального, а лично значимого. И тогда даже угрожающие жизни ситуации могут быть не разрушающими для личности. Яркий пример этого описан в автобиографической книге известного психотерапевта Виктора Франкла «Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере»: «Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой».

Если человек просто пытается преодолеть гнев, потому что «гневаться плохо», «это грех», он, скорее всего, будет заглушать в себе злость, подавлять её, а не искоренять. Для того, чтобы в самом деле справиться с гневом, необходимо осознать его пагубность для души и найти лично для себя смысл в искоренении гнева. Мы знаем, что для преодоления какой-то страсти нужно взращивать противоположную ей добродетель. В случае гнева нужно развивать в себе кротость. А зачем нужна кротость? Чтобы угодить Христу. А зачем нужна кротость лично мне? Потому что кротость в соответствии с христовыми заповедями – это условие спасения и обожения. А я хочу быть с Богом. И вот тут уже становится всё проще, я могу выбирать. Можно поддаться злости здесь и сейчас, чтобы получить удовлетворение от выражения вполне естественных чувств в ответ на несправедливость или плохой поступок (такая злость – это гнев на обидчиков, на несправедливый мир, даже на Бога, «допускающего существование зла»). А можно выбрать любовь и кротость, и тогда естественное негодование от несправедливости будет направлено на совершение благих дел и искоренение зла внутри себя и, по возможности, исправление ситуации в лучшую сторону.

Для того, чтобы не разрушаться, необходимо действовать вопреки саможалению, руководствуясь любовью не к себе, а к ближнему. Терпеть обиды, прощать, понуждать себя преодолевать лень и усталость, делать то, что должно, не оправдывая свое нежелание чужими недостатками или отсутствием благодарности. И тогда будет внутренняя установка: «Я делаю это потому, что я хочу это делать, потому что я считаю это правильным, нужным лично мне». И может даже: «Я не могу иначе». Такая мысленная установка примиряет между собой требования христианства и личные потребности человека, сглаживает или даже устраняет внутриличностный конфликт.

Но для того, чтобы осознать свои заблуждения, необходимо признать для себя сам факт возможного самообмана и потрудиться над устранением психологических защит, мешающих понять, в чём именно мысленные ошибки, и скорректировать свое поведение.

Есть ли разница между требованиями религии и психологии

Еще одна иррациональная установка в приведенном высказывании – это мнение, что психология и религия говорят разное.

Во-первых, психология психологии рознь. Психоанализ Фрейда, действительно, во-многом противоречит христианству. А вот православная психология строится на христианском учении о человеке.

Во-вторых, важно понимать, что есть психологические факты, а есть их толкования. И часто наше толкование основывается на недостаточном знании или понимании темы, оно обусловлено нашими убеждениями, взглядами и даже желаниями.

Известно, что постоянное подавление гнева может вызвать гипертонию. И порой люди делают вывод: христианское требование не гневаться вредно для здоровья, вот и выходит, что «психология говорит одно, а религия другое». Но это ложная логика. Тот факт, что подавление гнева играет роль в формировании гипертонии, никак не противоречит христианству. Христианство тоже говорит о вреде гнева, который может стать греховной страстью, разрушающей не только тело, но и душу. Но наша религия призывает нас не подавлять гнев, а выстраивать свой внутренний мир так, чтобы в нём не было места неправедному гневу. Не будет такого гнева – не будет вреда психике. То есть в обоих толкованиях гнев может вредить человеку, если им неправильно пользоваться. «Святые не отвергали сам гнев, а лишь призывали дать ему верное направление» (чтец Кирилл Борисов. Ложь во спасение, праведный гнев и белая зависть).  Конечно, бывает и праведный гнев. Но такой гнев является мотивом исправления греховной ситуации, он не берет верх над нашим разумом и не нуждается в сдерживании.

* * *

В-третьих, психология не указывает нам, что делать. Ни один хороший психолог не примет за вас решение, не вынудит вас поступать так или иначе в вашей обыденной жизни. Он предоставит вам информацию о психических процессах, имеющих отношение к проблемной ситуации, поможет лучше понять свое состояние и его причины, расскажет о вариантах развития ситуации, расширит ваши представления о возможных стратегиях поведения, о способах уменьшить неприятные последствия каких-то действий или получить эмоциональные преимущества, о вероятных путях достижения успеха и рисках неудач. А уже вы сами будете решать, что вам делать с этими знаниями, каким путем идти, что выбрать – в соответствии с вашим мировоззрением, желаниями, ожиданиями, готовностью нести ответственность и принимать последствия своего решения и т. д.

Можно сказать, что психологические знания и техники – это инструмент, а что с ними делать – уже ваш выбор. Вы можете выбрать даже то поведение, которое чревато психологическим дискомфортом, и направить свои силы на преодоление негативных последствий этого выбора.

Еще раз обратимся к требованию христианства быть кротким, не подчиняться страсти гнева. В святоотеческих трудах мы находим советы, как это делать, преимущественно это пояснения, вразумления. Психология же исследует, что происходит в нашем организме при возникновении гнева, и на основе этих психофизиологических знаний предлагает конкретные способы саморегуляции (известный метод счета до 10, дыхательные приемы и иные способы релаксации, отвлечение внимания и др.), а также техники перестройки системы убеждений, позволяющие справляться с гневливостью.

Православие учит нас тому, что необходимо делать для спасения. Обычно эти требования не детальны, выражены общими принципами (не гневаться, не лгать и т. п.). Но даже сам Господь нас не вынуждает, а призывает следовать заповедям. Тем самым, не нарушая нашу свободу, Бог дает нам уникальную возможность сделать правильный выбор в пользу Жизни. Посредством Церкви Бог дает «инструменты», при помощи которых можно утолить жажду спасения.

Воцерковление – путь Жизни

Мы вплотную подошли к тому моменту, когда, рассмотрев всесторонне заблуждение, высказанное в начале статьи, с позиции православной психологии, необходимо разобрать его подробно с позиции учения Церкви, базирующегося на Божественном Откровении и святоотеческом предании.

Для этого нужно дать верное определение воцерковлению и пояснить, какие горизонты оно открывает человеку. Воцерковление – это приобщение верующего к Богу, к спасению, подразумевающее регулярное участие в Церковных Таинствах и богослужениях, усвоение православного вероучения, духовное совершенствование. Спасение – действие Божие, именно Он спасает нас по великой Своей милости, но делает это не без нашего участия. Воцерковление дает возможность человеку принять самое деятельное участие в деле собственного спасения. Крайне важно понимать, что Господь даровал нам в Церкви всё необходимое для спасения, и вне Церкви нет его. Воцерковленный человек имеет веру в истинного Бога, деятельно возрастая в Богопознании через молитву, чтение Священного Писания и познание вероучения, участие в Таинствах Покаяния и Евхаристии, совершение добрых дел, аскетические усилия и упражнения. Спасение – это Жизнь Вечная. И от этой возможности Жить добровольно отказывается наш герой, заявляя, что воцерковление «ломает» его, и он не выживет.

Но ломает его совсем не воцерковление, а неправильное его понимание. Не осознавая цели воцерковления, он, скорее всего, воспринимает учение Церкви как некую систему запретов и разрешений, непременное следование которым и делает человека воцерковленным. Именно нежелание следовать воображаемым навязанным правилам и доводит человека до внутреннего сопротивления им, поскольку действие вызывает противодействие. Но христианство – это не свод законов и правил, христианство – это религия свободы. Свобода же в свою очередь подразумевает личную ответственность за каждое действие. Понимание свободы как вседозволенности совершенно противоречит христианскому её осознанию. Человек свободен в выборе грешить или жить праведно. Бог не насилует никого, но дает нам «инструкцию Жизни» – заповеди, согласно которым верующий в Бога добровольно выстраивает свою жизнь особым образом ради достижения Царства Небесного. Именно в Церкви возможно в полной мере воспользоваться теми «инструментами», данными Богом, что дают надежду на спасение. Если человек ограничит себя в исповеди и Причастии, перестанет ходить в храм, и тем самым отпадет от Церкви, то фактически откажется от возможности спасения, данной Богом, просто отобьет Божественную руку, протянутую ему. Как известно, свято место пусто не бывает. Там, где нет Бога, Его место непременно захочет занять дьявол. Чем больше человек отходит от Бога, тем большую власть над собой он дает лукавому. Не станем детально расписывать то, как через грехи и страсти человек подчиняет свою волю лукавому, скажем лишь, что впасть в такую зависимость несложно, а вот уйти из такого плена – дело совсем не простое, и для кого-то оно становится и вовсе непосильным.

Таким образом, отказ от воцерковления – это не вопрос выживания, как полагает наш герой, а верная смерть. Смерть духовная, да и физическая, не замедлит и настигнет в свое время. Какой же ответ даст человек Богу на Страшном Суде? Найдет ли оправдание своей дерзости и нежеланию быть с Богом, глядя на прошедшую жизнь через призму всеобъемлющей Божественной любви? Увы, нет.

Но что же может так смущать нашего героя в воцерковлении, что он шарахается от него как от огня? Пугает его необходимость действий, смысл которых он до конца или вовсе не понимает. Регулярное участие в богослужениях и Таинствах, изучение Священного Писания и творений святых отцов, домашняя молитва, посты и т. д. – всё это в совокупности может казаться трудновыполнимым, но при этом необходимым. Тут и возникает тот самый «когнитивный диссонанс», о котором было сказано выше. Человек пытается избавиться от противоречий и не находит ничего лучшего, чем полностью отказаться от воцерковления как от источника этих противоречий. Однако, такой подход в корне неверен.

Во-первых, воцерковление – это процесс постепенный, который подразумевает поэтапное вхождение в Церковь. Ни от кого не требуется в один момент стать великим подвижником или взвалить на себя все мыслимые и немыслимые духовные подвиги. Например, пост и молитва – это аскетические практики, опыт в которых приходит со временем, и продолжаются они всю жизнь.

Во-вторых, воцерковляться лучше, прибегая к советам духовника. Нередки случаи, когда новоначальный христианин хочет делать всё и сразу – если поститься, то по уставу, если молиться, то как в монастыре. Всё это в совокупности, если происходит несистемно, действительно, может надломить человека или навредить ему духовно. Возможно, наш герой и бежит от подобного. Но проблема не в том, что Церковь предложила ему что-то непосильное или опасное. Это он поступает неправильно. Психотерапевт, также не понимая ошибку своего клиента, вполне резонно пытается отгородить его от религии, погружение в которую считает опасной.

* * *

Очевидно, что и православная психология, и религия говорят о внутренней свободе человека, о его праве на выбор, о необходимости наведения порядка в душе для обретения внутреннего благополучия. В этом между ними нет противоречий. Психология, можно сказать, предлагает возможные практические способы, приемы достижения того, к чему стремится христианин.

Таким образом, желание не воцерковляться, якобы обоснованное психологией, вызвано серьезнейшим заблуждением и способно реально погубить человека. Это признак сопротивления Богу, обиды, ропота, недоверия, а также неверного понимания того, что должен человек делать в Церкви.

Безусловно, чтобы охватить умом хотя бы часть мудрости Православия, нужно много лет и душевных сил. Да еще и духовную жизнь надо вести, дабы не только слушать, но и слышать то, к чему призывает нас Господь. Но это – если умом. Если стремиться всё узнать и запомнить.

А вот для того, чтобы прочувствовать Православие сердцем, важно открыться Богу. Просто поверить – не только в Него, но и Ему. Доверять и довериться Богу. Тогда станет значительно легче! «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс.54:23).

протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать