Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько

Элементы православной психологии

Содержание

Христианская психология – ее возможность и действительность

Предисловие

Введение

Глава 1. Идеалистическая парадигма о природе человека в философии и психологии § 1. Философия § 2. Психология Литература Глава 2. Богословское учение о человеке и его развитии § 1. Антропология § 2. Сотериология § 3. Представления о душе в Священном Предании, Святоотеческом Писании и религиозной философии Литература Глава 3. Разумная часть души (ум, интеллект) § 1. Святоотеческое учение о разумной силе души § 2. Теории интеллекта в психологии Выводы Литература Глава 4. Раздражительная сила души (чувства, эмоции) § 1. Христианское учение о раздражительной силе души 1. 1. Чувственное начало 1. 2. Чувства человека 1. 3. Антиномия чувств § 2. Понятия о чувствах и эмоциях в современной психологии 2. 1. Чувства и эмоции человека 2. 2. Потребности и мотивы § 3. Общие и различные моменты в описаниях эмоционально-мотивационной сферы человека в психологии и христианской антропологии Выводы Литература Глава 5. Вожделевательная сила души (воля) § 1. Особенности православного понимания воли § 2. Сравнение представлений о воле в секулярной науке и христианской антропологии 2. 1. Общие представления 2. 2. Воля и разум 2. 3. Свобода воли 2. 4. Воля и сознание Выводы Литература Глава 6. Христианское учение об органах чувств и современные проблемы сенсорной культуры § 1. Святоотеческий подход к органам чувств § 2. Анализ отдельных органов чувств § 3. Органы чувств в Библии § 4. Современные проблемы сенсорной культуры § 5. Хранение органов чувств § 6. Духовные органы чувств § 7. Световые явления в христианской аскезе § 8. Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям» Выводы Литература Глава 7. Внимание § 1. Представления о внимании в христианской антропологии § 2. Психологические представления Выводы Литература Глава 8. Память § 1. Святоотеческое учение о памяти § 2. Психологическая теория памяти Выводы Литература Глава 9. Воображение и фантазия § 1. Психологический подход § 2. Христианский подход Выводы Литература Глава 10. Психические состояния в психологии и христианстве § 1. Понятия о состояниях в современной психологии § 2. Состояние страсти 2. 1. Страсть как эмоционально-волевое мотивационное состояние 2. 2. Страсть как уровень активации 2. 3. Страсти в христианстве 2. 3. 1. Причина появления страстей 2. 3. 2. Телесные страсти 2. 3. 3. Душевные страсти Гнев Печаль и уныние Тщеславие Гордость и гордыня 2. 3. 4. Страсть как психологическая зависимость 2. 3. 5. Тревога и многопечалование 2. 3. 6. Уныние и депрессия § 3. Состояние прелести в христианстве § 4. Благодатные состояния в христианстве Выводы Литература Глава 11. Христианское учение о добродетелях § 1. Что такое добродетель § 2. Виды добродетелей § 3. Каким образом можно христианину стяжать добродетели? § 4. Психологические представления о характере человека Выводы Литература Заключение Приложение. Избранная библиография по психологии религии и религиозной психологии Христианство и психология Психология и религия  

 
Христианская психология – ее возможность и действительность

Сегодня многих отечественных психологов волнует вопрос – возможен ли и существует ли путь интеграции научной психологии и православного богословия, и если – да, то в чем он может состоять, и если – нет, то почему? По сути, это вопрос и о самой возможности христиански ориентированной психологии.

Определим вначале то смысловое поле, в котором продуктивно вести речь о путях такой интеграции; это поле легко представить в виде двух пересекающихся прямых, задающих полюса напряжения. Первая разметка – это вертикаль, в верхней точке которой, несомненно, должна быть христианская антропология, как предельное откровение о сущности человека. Нижняя точка этой вертикали – по логике должна быть психология, но какая? Я считаю, что в этой точке должна быть психологическая антропология, прежде всего как психологическое учение о развитии человека во всех его духовно-душевно-телесных аспектах.

Почему именно антропология, а скажем, не просто православное богословие в той его части, которая связана с учением о душе, и современная общая психология? Об этом чуть позже, отметим лишь, что термин антропология употребляется здесь в своем предельном значении. Скорее речь должна идти об антропной науке – как учении о человеке вообще, а не в узком значении антропологии как одной из биологических дисциплин, как науки о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

Вторая разметка – это горизонталь, в левой стороне которой необходимо положить ценности и смыслы бытия человека, как они представлены во всем комплексе гуманитарного знания, в том числе – и богословского. В правой стороне – так же по логике рассуждения нужно положить такое содержание, как ступени становления «собственно человеческого в человеке», как они должны быть представлены в нормативной периодизации психологии развития человека.

Именно в точке пересечения этих двух образующих может быть фиксирована (или – синтезирована) христианская психология. Понятно, что масштаб освоения и тщательность предметной проработки так заданного пространства как раз и является одним из вопросов нашего обсуждения.

В настоящее время все еще можно наблюдать взаимно настороженные отношения между научной психологией и православным богословием (именно богословием, а не практикой живой веры) и для этого существуют серьезные основания. Некоторые из них располагаются в самой современной психологии, в ее несомненных достижениях и открытиях в сфере человеческой психики, и на которых во многом строятся сегодня социальная магия и чародейство. Другие основания обнаруживают себя вообще в системе светских гуманитарных наук, в секулярной культуре европейской цивилизации.

Процессы глобализации и идеология постмодернизма – эти две болевые точки современного мира – сегодня очевидным образом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической, духовной идентификации человека, размывание всяких мировоззренческих основ самоопределения человека – упование на обнаружение таких основ в собственной самости, вырождение того или иного народа в этнографическую массу – это лишь отдельные метки разворачивающегося кризиса, список их может продолжить каждый.

Однако при более пристальном рассмотрении горизонта кризисного процесса можно прийти к выводу, что глубинный, порождающий план кризиса – это сам человек! А значит, в самом существе кризисной эпохи ведущей стороной оказывается именно антропологический кризис. Сегодня совершается своеобразный антропологический поворот: все происходящее с человеком приобретает решающую роль в бытии общества и культуры, в глобальной динамике современного мира.

Данную смену можно обозначить довольно распространенной постмодернистской формулой: это – смерть субъекта, которая означает исчезновение метафизической инстанции в человеке как субъекта познания, который господствовал в классической европейской философии от Декарта до Гегеля. Смерть субъекта познания повлекла за собой целую цепь смертей: на рубеже ХХ столетия было объявлено – “Бог умер!”, а последующий столетний период расчеловечивания человека привел к печальной констатации, что и “Человек умер!”, по крайней мере – в европейском варианте модели человека. Появился фрейдистский человек, скиннеровский – крысоподобный человек, репертуарно-ролевой человек и множество других его фантомальных моделей.

Сегодня философско-метафизическая мысль и само общество продолжают, подобно Диогену, пребывать в поиске человека. И не мудрено.

В до сих пор существующей “субъект-объектной” структуре сознания рационализма Нового и Новейшего Времени человек всегда представал в качестве отдельного, чаще всего – изолированного индивида. Этот живой атом в процессах социализации как раз и становился по отдельности, то субъектом познания, то субъектом действия, то субъектом социальных отношений, оставаясь при этом психологически отдельной особью. Несомненно, что именно такой человек-особь, жестко специализированный форматами наличной цивилизации, если еще натурально и не умер, то сильно усомнен в полноте своего бытия.

Сомнение в жизнеспособности современного европейского человека связано, прежде всего, с формами и содержанием его знания о собственной самости, которое как раз и задано характером рационального, естественно-научного знания о мире и о человеке в нем. Это знание в позитивных науках всегда субъект-объектно, оно неспособно хоть как-то приблизиться, а тем более – удержать полноту человеческой реальности. На этом же типе знания основаны и многочисленные варианты гуманитарных практик (образование, медицина, политика, практическая психология и др.).

И здесь необходимо сделать одно принципиально позиционное утверждение: всякая практика может считаться гуманитарной, если она является практикой становления именно «человеческого в человеке». И наоборот – любая практика не гуманитарна (не гуманна), если она этого не делает, в какие бы человекообразные формы она не рядилась. Что же мы имеем сегодня в качестве таких практик с точки зрения современной научной, рациональной психологии?

Наше время – это время многообразных психотерапий, форм альтернативной медицины, психо-социальных техник нежного примирения человека с самим собой, с обстоятельствами наличной жизни. Уже сложились и активно транслируются средствами массовой информации особые технологии освобождения человека от ответственности перед собой и Абсолютными смыслами его бытия.

Так, психотехнические средства, имеющие широкое хождение в нашей действительности, реализуются в пространстве индивидуального сознания и являются следствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных психических явления и состояниях человека оказалось замечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого и сценирования чужой жизни в собственных целях (достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и гадалок и др.).

К разряду психотехнических средств, несомненно, относятся разного рода суггестии и способы «промывки мозгов». Распредмечивание и протезирование сознания, софистика и демагогия, целевые фрустрации и магическое вменение веры, эзотерика и чародейство, психологическая дрессура под видом психотренингов – также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжить, но главное, что на этом поприще у классической психологии головокружительные перспективы – и вполне возможно, что ХХI век поименуют веком психологическим.

В свою очередь, социотехнические средства (или, говоря словами М.К. Мамардашвили, инструменты социальной механики), состав которых ежедневно пополняется, реализуются в пространстве общественной жизни; в частности, в дни политических акций – выборы, демонстрации, референдумы – они обычно именуются «грязными политтехнологиями». Главный ориентир подобных технологий – это манипуляция социальными пристрастиями и полевым поведением той или иной группы населения. Результатом оказывается своеобразная анестезия нашей чувствительности к социальным противоречиям, которая обеспечивается переводом ответственного самоопределения личности в пространства приватной жизни – в клубные, семейные, бытовые, досуговые пространства.

К разряду социотехнических манипуляций можно отнести пропаганду идеологем на злобу дня (идея должна овладеть массами), блокаду рефлексии по отношению к декларируемым целям и способам их достижения (цель оправдывает средства), сокрытие замысла и двойной стандарт, подмена ценностей и создание ситуаций ложного выбора, одновременное снятие личной ответственности и шантаж функциональными обязанностями и т.п.

Хочу специально подчеркнуть, что жесткая фиксация состава и самой сути психо – и социотехник меньше всего имеет отношение к их моральному осуждению. Сами техники не виноваты, что ориентированы на выявление и превращение только отдельных, фрагментарных человеческих потенций в сугубо полезные ресурсы для их утилизации в том или ином социальном производстве.

Приходится с грустью заметить, что и в новом тысячелетии мы продолжаем воплощать в себе именно этот – цивильно-технический, машинно-производственный модус собственной человечности. Данное суждение оказывается предельно очевидным при сопоставлении господствующей ментальности в нашем обществе с базовыми и не отменимыми ценностями европейской культуры, которые можно выразить афористичной формулой А.С.Пушкина: «В само-стояньи человека – залог величия его!»

Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодействие (субъектность) человека, его индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни – т.е. все то, что обычно и рассматривается в качестве содержания собственно человеческого в человеке – являются фундаментальными ценностями нашей христианско-европейской, русско-православной культуры. Именно они определяют содержание и смысл нашего образования, нашей деятельности, наших взаимоотношений и наших Встреч друг с другом. Очевидно, что подобная планка само-бытия человека, а главное – само восхождение на этот уровень представляется участнику пост-советской истории либо недостижимой, либо просто невыносимой.

Сегодня человеческое измерение, «человечность» как особая валентность содержания и способов деятельности самых разных социальных субъектов становится предметом пристального внимания многих ученых, политиков, социальных работников. Уже вполне отчетливо осознается, что «человеческий потенциал» или в другой терминологии – «гуманитарный капитал» может оказаться потенциально неисчерпаемым ресурсом культурно-исторического развития общества и личности. Вопрос в том, как, при каких условиях, за счет чего возможны консолидация и наращивание мощности, а главное – качества этого самого «человеческого потенциала»?

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого. Я думаю, что не ошибусь в своем позиционном утверждении, что из всех форм общественной практики именно образование пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных концепций и программ развития образования появляется принципиально новое измерение – гуманитарно-антропологическое. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего – подлинным субъектом культуры и исторического действия.

В гуманитарных науках, хотя и с трудом, но все более укореняется антропологическая парадигма – и не только в качестве нового объяснительного принципа «феномена человека». Антропологический подход в сфере гуманитарного знания – это в первую очередь ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного человека; человека – как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия.

Сегодня требуется действительно системный пересмотр философских, психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ современных гуманитарных практик с точки зрения их подлинно антропологической модальности. Современные психология и педагогика, например, должны перестать быть пособием о способах духовного кодирования, о техниках социальной дрессуры и манипуляций; они должны становиться в подлинном смысле антропными, человеко-ориентированными науками, способными целенаправленно строить антропо-практики – практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».

Антропо-практики реализуются в пространстве субъективной реальности человека – в пространстве совместно-распределенной деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания. Именно в этом пространстве может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в этом пространстве возможно культивирование автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе – его фактического самостояния в собственной жизни.

Сложность построения такой практики, практики становления собственно человеческих способностей в том, что весь человек, во всей потенциальной полноте своего бытия открыт только своему Создателю, Которого рационализм Нового Времени как раз и выносит за пределы собственно человеческого в человеке. Не вдаваясь в подробное рассмотрение этого обстоятельства, попытаюсь все-таки наметить некоторые пути выхода из антропологического кризиса и некоторых перспектив для обретения человеком собственной человечности.

Вначале несколько слов о христианской антропологии. Так, в основе христианской антропологии – как ее центральная идея – лежит учение об образе Божием в человеке. Именно благодаря тому, что человек есть образ и подобие Божие (образ человеку дан, а подобие – задано в его свободе и составляет жизненную задачу самого человека), он способен осознавать вечное, бесконечное, непреходящее, духовное и отождествлять себя с ним.

И в тоже время, в своем наличном, эмпирическом бытии – в жизни конкретной земной личности, какова она есть, – человек обнаруживает себя как не соответствующего своему Первообразу. Он оказывается неразрывно сплетенным с природным, телесным, ограниченным, временным, смертным; образ Божий в нем как бы отодвинут в тень неподлинного земного бытия и померк в нем. Это помрачение истинной природы человека называют в христианстве греховностью. Грех – это искажение подлинной природы человека, духовная болезнь, присущая всему человеческому роду после грехопадения.

С христианской точки зрения становление человека – это осуществление (восстановление) образа Божия в своей индивидуальной жизни; это преодоление сил греха, отсечение периферии души – часто мрачной, пошлой и неприемлимой, ставшей по сути “плотью”. Есть серьезные основания полагать, что классическая психология как раз и занимается изучением этой “периферии души”, психикой падшего человека, этой “плотью”, которую она именует “психикой”.

Однако христианская антропология – это не только учение об образе Божием в человеке, но в наибольшей степени – это живая практика веры, практика преображения падшего человека, практика обретения своего царственного достоинства, дарованного человеку в сознании его Богосыновства. Истинный человек – это святой человек; (известный психолог А.Маслоу сказал однажды, что сообщество святых людей – это и есть подлинное человечество); процесс же его становления, охватывающий весь состав человека – его дух, душу и тело, – есть обожение (теосис), восстановление и обретение образа и подобия Божия.

Таким образом, живая практика веры в триединого Бога, молитвенный подвиг как деятельность спасения к вечной жизни со Христом, обожение всей полноты индивидуальной жизни – или как предельно полно сказал об этом ап.Павел: “И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20) – все это в христианской антропологии есть символы и деятельные формы становления и развития собственно человеческого в человеке”. В этом – суть, смысл, ценность и назначение человека.

Именно на высоте такого понимания человеческой реальности возникает, а если не возникает, то необходимо ставить самый главный вопрос: как возможно подобное становление человека, на что опереться человеку, ему самому в себе самом, чтобы встать на этот путь жизни во Христе? И что об этом может сказать современная психологическая наука?

Сложность этого вопроса заключается в том, что его невозможно обсуждать в рамках традиционных форм гуманитарной науки, которая до сих пор строится по модели естественно-научных дисциплин. Так, например, в классической психологии почти все о психике человека и очень мало – о самом человеке! В контексте данного обсуждения нас должна интересовать, прежде всего, психология человека, а – не что такое “психика”. Речь должна идти о принципиальном различении (но не о замещении) “психологии человека” – как психологическом учении о становлении и развитии человека в интервале его индивидуальной жизни, и “психологии психики” – как специальной науки о психических явлениях в живой природе, в том числе – и у человека.

В целом ряде современных научных исследований (в частности – в работах А.И.Миракяна и его последователей) достаточно убедительно показано, что изначально, в самом своем существе “психическое” есть всего лишь один из общих – естественных, органических процессов в живой природе. И с этой точки зрения – психика человека и психика животного в определенной степени могут рассматриваться в одном смысловом ряду.

И в самом деле, с классической, научно-рациональной точки зрения, психика – это инструмент, механизм, во-первых, отражения объективной, противостоящей человеку и независимой от него действительности, а во-вторых – это механизм адаптации индивида к этому же объективному миру. Классическая естественнонаучная психология – это вовсе не учение о душе и душевных явлениях (и не надо строить иллюзий на этот счет); это – учение о психике как свойстве высокоорганизованной телесности, в частности – мозга. Все другие характеристики психики человека (личностные, духовные, нравственные и др.) не выводимы из ее отражательных и адаптивных функций; относительно последних эти характеристики имеют сверхъестественный статус. Психика не имеет личности и сама себя не развивает.

Но все-таки, если стать на точку зрения классической психологии, что психика – это свойство биосоциальной структуры человека, то по самой логике рассуждения, чтобы понять это свойство, необходимо иметь хотя бы минимальное представление о сущности того, свойством чего психика является. И здесь выбор жесткий: либо психика – свойство выскокоорганизованной материи, либо – свойство человека. Во втором случае психология должна строиться как психологическая антропология, способная выстроить свое представление о сущности человека, чтобы мочь что-то сказать о его свойствах, в том числе – и о его психических свойствах.

Психологическая антропология как учение о человеке – это особая – антропная наука (в рамках наук о человеке). Это не теория о его происхождении от обезьяны и не теория его социальной дрессуры (и в этом смысле – это не биологическая и не социальная, а именно – гуманитарная дисциплина). Эта наука должна разрабатывать свое собственное представление о сугубой специфике человеческого способа жизни и его принципиального отличия от всякого другого – до-человеческого и сверх-человеческого.

И главная трудность для нашего “просвещенного разума” – именно здесь: она заключается в том, что психологическая антропология должна быть не о том, что есть – как любая наука о природе, а о том – как должно (или – может) быть. Иными словами, исходным основанием для нее является не учение об истинности и объективности того, что есть, а – о ценности и смысле самого бытия человека. Отсюда и первый вывод: гуманитарные (человеко-ориентированные, антропные) науки должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях.

В истории психологии делались и до сего дня делаются попытки вырваться из узких пределов категории “психического” с помощью категории “человек”. Это, прежде всего, работы в русле гуманистической психологии и экзистенциальной философии. Но даже в своих высших разделах – в философской психологии – человек продолжал оставаться биосоциальным, раздробленным существом, а не духовно-душевно-телесной монадой.

К сожалению, в большинстве этих попыток всех их объединяет “безрелигиозный гумманизм”, тяготеющий к антропоцентризму, самобожеству – вплоть до самоистуканства. Еще одна линия преодоления естественнонаучной парадигмы в психологии – это восточный мистицизм, оккультизм, магия, а с христианской точки зрения – древнее как мир – идолопоклонство. Эта тенденция – говорить о духовной ипостаси человека с позиций оккультизма и магии – сегодня в России набирает все большую силу, что позволяет обозначить нашу эпоху – как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства.

Именно в этой точке принципиально необходимо доброжелательное, уважительное и конструктивное сотрудничество православного богословия и рациональной психологии человека. Существует большая и уже очевидная опасность для современной научной психологии (особенно в ее практической, прикладной части) скатиться на оккультно-магические основания в их предельно рафинированных – науко-образных формах. Во всяком случае, достижения современной научной психологии (науки о психике и психологии падшего человека) чрезвычайно эффективно используются в целях оккупации внутреннего мира человека и манипуляции его сознанием и поведением (особенно интенсивно – в рекламе, бизнесе, политике; менее осознанно, но не менее эффективно – в педагогике, в воспитании и обучении).

Известно мнение, что когда-то наука оказалась для христианства мощным средством освобождения сознания верующих от оккупации бесчисленных духов и потусторонних сил, от тотальной анимизации природных стихий. От всего того, что современный христианин достаточно свободно называет суеверием. Видимо, наступило время, чтобы православное вероучение помогло теперь уже науке вообще защититься от тех же духов и сил (космических энергий, эманаций, тонких миров) в своих квазинаучных, суперрациональных упаковках, в том числе – и внутри самой психологии.

Для христиански ориентированной психологии (но также, необходимо это особо подчеркнуть, – для практического, прикладного богословия) здесь возникает очень сложная проблема: “А на каком языке сегодня можно говорить с неоязычником об истинах и ценностях христианского учения о человеке и его душе?” Очевидно, что ни на традиционно-научном (там все о психике, а не о человеке), ни на заимствованном богословском языке, на котором говорят и надо говорить в Церкви.

Давайте только сопоставим: психология говорит о вредных привычках, церковь – о греховных пристрастиях; одни – об аффектах, другие – о страстях; одни о личности – как о биосоциальном системном качестве индивида, другие – о личности как о духовной сущности человека; даже о психологии – для одних это учение о душе, для других – учение о психике. Очевидно, что это разные языки и говорят они – о разном.

Сегодня понятия и представления традиционной психологии о человеке (в особенности – зарубежных психологических учений), о его развитии столь сильно инкорпорированы, растворены в других гуманитарных науках: в педагогике, медицине, политике, а сегодня даже и в вероучительных текстах, что никаким указом, никаким простым переводом эти представления не отменить. Их можно только постепенно и постоянно преобразовывать. Необходимо новое психологическое прочтение богословских понятий о душе и новое христианское прочтение психологических понятий. Это работа совместная – богословско-психологическая.

Конечно для уже верующего, воцерковленного человека все эти вопросы звучат не столь остро. Но как быть с неоязычниками, которых – большинство? Язычник был глубоко верующим человеком, и поэтому – в большинстве случаев – был открыт для приятия благой вести Христа, неоязычник – глубоко суеверен, он не слышит и не услышит благую весть, ему нечем слышать, все “каналы” восприятия уже заполнены, замусорены псевдо-научным (в том числе – и психологическим) суеверием. Мало только обличать грехи человеческие; неоязычнику необходимо показать, а часто – рационально раскрыть, как они овладевают им, каков механизм их укоренения, а соответственно – какова практика, и в частности – катехизаторская практика их преодоления.

Как Апостол языков – Святой ап. Павел – благовествовал на языке народа, которому он проповедовал, так сегодняшний проповедник должен уметь говорить христианские истины на языке сознания неоязычника. Но для этого необходимо знать, как оно – это сознание устроено. И здесь практическая психология, и психологическая практика многое, что может сказать и сделать. Нужен умный, терпеливый и доброжелательный союз научной психологии и православного богословия, сама возможность которого многими священнослужителями (да и “просвещенными психологами” тоже) категорически отвергается, а сами психологи чуть ли не бесовским племенем объявляются.

Правда, как уже специально отмечалось выше, не вся психология и не всякий психолог способны на такую встречу и такой союз. Это окажется возможным, если сама психология, в своей определенной части начнет перестраиваться именно как психология человека, как психологическая антропология, как особая – антропная наука. Православное вероучение о Боге и человеке, о Богочеловечестве – уже есть, и не подлежит ревизии; у психологии человека сегодня появился шанс, возможность преобразиться, чтобы стать действительным Собеседником (А.А. Ухтомский), не двойником, не тенью христианской истины о человеке.

Этим сложным, но важнейшим темам и посвящена новая работа Ларисы Филипповны Шеховцовой и Юрия Михайловича Зенько, в которой авторы поставили цель сравнительного анализа христианского учения о душе и академического психологического знания, что, безусловно, будет полезным и интересным как психологам, интересующимся христианством, так и христианам, проявляющим интерес к психологии.

Виктор Иванович Слободчиков д. п. н., член-кор. РАО

Предисловие

Современный этап в развитии психологии характеризуется, с одной стороны, громадой накопленных экспериментальных фактов, остро нуждающихся в теоретическом осмыслении, а, с другой стороны, – огромным количеством различных теоретических концепций, часто исключающих друг друга. До сих пор в психологии не разработан единый категориальный аппарат, хотя и имеются отдельные попытки выделения основных категорий, но от завершенности они далеки.

Возможным выходом из этой критической ситуации, как представляется авторам, является разработка такого теоретико-методологического подхода в современной науке, который бы наиболее адекватно отразил тот целостный феномен, который называется «человек».

В последние десятилетия наблюдается сближение и взаимодействие научных и религиозных подходов в области психологии и психотерапевтической практики – и это не случайно. Если почти 90 % нашего населения по данным Всероссийского опроса РОМИР, в той, или иной степени религиозны, то, соответственно, этот процесс распространяется и на представителей науки. Не удивительно, что проблемы христианской психологии и психотерапии обсуждались уже на многих конференциях, в том числе и на последнем III психологическом съезде. Об этой тенденции свидетельствует также широкий круг публикаций по психологии религии, религиозной психологии, духовной, христианской психологии и психотерапии, появившихся за последние 10–15 лет.

В конце XX века в отечественной психологи появилось множество работ психологов, ориентированных на христианское мировоззрение (Т. А. Флоренской, Б. С. Братуся, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, Б. Ничипорова, Ф. Е. Василюка и др.), а в начале нашего века их количество еще больше возросло (к перечисленным выше авторам можно добавить и наши авторские монографии, и работы Е. К. Веселовой, Е. Т. Смирновой, С. А. Черняевой, М. Н. Мироновой, В. Х. Манерова, М. Я. Дворецкой и многих других). Фактически в психологии возникают новые направления – психология и психотерапия, ориентированные на христианское, православное мировоззрение – христианская психология и психотерапия. Сегодня еще нельзя сказать, что такая научная дисциплина есть, что она уже состоялась. 10–15 лет – это только период становления новой области знания, период вычленения ее предмета из смежных научных дисциплин.

Поэтому нашу книгу мы не называем лишь «Элементами православной психологии» – пока мы проделываем только предварительную аналитическую работу сопоставления, сравнения, соотнесения некоторых основных понятий христианского и психологического знания о человеке, а также проведения некоторых параллелей или взаимопроекций. При этом главной теоретической задачей является соотнесение терминологии и понятий в научном и религиозном подходах к человеку. Разработка концептуального аппарата новой области знания, возникающей на стыке разных дисциплин, требует скурпулезного и взвешенного анализа понятий и терминов, употребляемых в разных дисциплинах, особенно если за сходством терминологии скрываются разные контексты и картины мира.

В наших предыдущих работах уже предпринималась попытка такого сравнительного анализа основных категорий и понятий психологии и христианской антропологии, попытка осуществить в первых приближенных контурах полноту знания о человеке.

В науках о человеке неоднократно указывалось на необходимость разработки целостного, синтетического учения о человеке – человекознания. Но на фундаменте позитивного мировоззрения такие попытки пока не удались. Полнота знания о человеке, истинность представлений о нем только возрастут, если рассматривать такой сложный феномен, как человек с разных точек зрения, в том числе – и с христианской.

Наша работа посвящена рассмотрению важнейшей категории христианского учения о человеке – души, ее основных и дополнительных сил и частей: ума, чувства, воли, памяти, внимания, воображения, органов чувств. Это знание соотносится с соответствующими психологическими теориями. Кроме того приводится сравнительный анализ психических состояний в психологии и христианстве, а также анализируется христианское учение о добродетелях. Такие важнейшие понятия христианской психологии как сердце, дух, личность, сознание, самосознание мы надеемся рассмотреть в будущих исследованиях. Христианская психология станет, как нам представляется, итогом совместного труда психологов и богословов: богословские тексты будут прочитаны психологами, а психологические – богословами.

Надеемся, что в следующих работах психологов, ориентированных на христианское мировоззрение, совершится более детальная разработка и оформление христианской психологии, отражение ее специфики по сравнению с психологией, ориентированной на иное мировоззрение, что, мы надеемся, приблизит нас к лучшему пониманию человека.

Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке книги к изданию членам редакционного совета Общества православных психологов Санкт-Петербурга и в особенности Ларисе Георгиевне Брылевой, научному редактору совета.

Главы данного учебного пособия написаны: Предисловие, Гл. 3–5, 7, 8 – Л.Ф. Шеховцовой; Гл. 6, 9, Приложение – Ю.М. Зенько; Введение, Гл. 1, 2, 10, 11, Заключение – совместно.

Введение

Выраженная ориентация на позитивизм и естественно-научную методологию была характерна для мировой и отечественной психологии на протяжении значительного периода ее развития.

Методологический анализ теоретических проблем современной психологии показывает, что материалистическое решение ряда психологических проблем очень часто оказывается несостоятельным. Ориентация на материалистическую парадигму часто вступает в противоречие с логикой развития знания.

Представления о человеке как продукте социально-биологической детерминации связаны со сведением его жизнедеятельности как адаптации к социально-природной среде существования. Если бы природа человека была бы действительно такова, то вряд ли бы гуманистическая психология обнаружила у человека потребность в самоактуализации, бытийственные потребности (А. Маслоу) и одновременно – явления наркомании, алкоголизма и суицида на фоне удовлетворения материальных и социальных потребностей (В. Франкл). Материалистическая парадигма оставляет без ответа вопросы: зачем, как, для чего должен развиваться человек? Каково направление и критерии развития психических функций и образований личности?

Актуальная задача российского образования заключается в разработке концепции воспитания нравственно совершенной личности, создании критериев развития психических функций и структур индивидуальности учащихся. Ключ к решению этой практически важной задачи находится в плоскости теоретических представлений психологии о сущности и природе личности, «Я», сознании и самосознании, интеллекте и воле человека.

Особенностью данного исторического этапа в нашей отечественной психологии является то, что в ней уже нет одной «единственно верной» методологической парадигмы. Открывающаяся сегодня перед психологией возможность выбора методолого-теоретических подходов и ориентаций позволяет ей осуществить свободу выбора того мировоззрения, которое окажется наиболее адекватным её предмету.

В психологии наряду с позитивистским, материалистическим направлением всегда существовала ориентация на идеалистические и религиозные традиции. В России в конце XIX в. существовала духовная психология как альтернатива «физиологической» психологии, дающей лишь отрывочные представления о психических фактах и явлениях, за которыми не видно человека. С.Л. Франк первым назвал эмпирическую психологию, посредством которой невозможно понять себя и правильно построить свои отношения с другими, психологией без души. Н.Я. Грот считал важнейшей задачей науки разработку учения, формирующего прочные основы для нравственной жизни человека.

В конце XIX, начале XX века работы В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского послужили основанием к разочарованию отечественной интеллигенции в психологии, ориентированной на естествознание, и к признанию важности религиозно-философского знания о человеке. Идеи этих авторов способствовали продолжению в нашей стране традиции идеалистической психологии, просуществовавшей до конца 1920-х годов и ставшей предпосылкой философской психологии настоящего времени.

Сегодня трансперсональная психология, опираясь на практику клинической и психотерапевтической работы, также утверждает важность выделения в человеке духовного компонента. Представления о духовной природе человека в рамках трансперсональной психологии неоднородны, так как основываются на различных духовных и религиозных учениях, но чаще всего оккультных, псевдорелигиозных.

Гуманистическая психология (В. Франкл, Р. Мэй, Э. Фромм) также отмечает наличие в человеке духовного, «ноэтического» измерения. Сегодня в психологии характерно «бегство в функции» (А.Г. Асмолов), человек «рассыпался» на множество функций, диспозиций, процессов, реакций. Поэтому очень актуальной является проблема разработки концепции целостности человека, поставленная гуманистической психологией. Надо изучать человека, а не его «инструменты» (Б.С. Братусь). Современная психология нуждается в парадигме, отражающей развитие человека как целостного и духовно-нравственного существа.

В связи с этим представляется целесообразным в рамках отечественной психологии обратиться к духовно-религиозному наследию нашей христианской традиции. Освоение опыта других систем познания, не вписывающихся в традиционную психологическую парадигму, имеет ценность и значение в понимании психического, а главное – человека как его носителя. Принцип целостности требует рассмотрения человека на биологическом, психологическом и духовном уровнях.

Современная психология, накопившая к началу XXI века «громаду» экспериментальной фактологии, сегодня остро нуждается в мировоззренческой парадигме, которая позволит ей адекватно решить ее теоретические, а затем и прикладные проблемы. Рефлексия своего происхождения и истоков характерна для зрелой стадии науки.

Религиозно-философская мысль сформулировала две основополагающие, фундаментальные категории – материя и дух. И все многообразие направлений человеческой мысли всех времен и народов по вопросу о взаимоотношении этих категорий сливаются в три русла:

материя является «причиной» духа, порождает его и генерирует; сознание – это тоже движение материальных атомов, или особый вид телесных процессов, или их результат;

дух является причиной материи, определяет и детерминирует ее развитие;

дух и материя существуют параллельно друг другу, или дух и материя являются аспектами единой субстанции – «духоматерии». Наличие «духоматерии» утверждает теория психофизического монизма, параллелизма – теория психофизиологического параллелизма или дуализма.

Поскольку материалистические представления о природе и сущности человека хорошо известны нашей научной общественности и достаточно в настоящее время в психологии дискредитированы, то не представляется необходимым останавливаться на их изложении.

Параллельно с материалистическими взглядами на природу человека в философии и науке всегда существовали идеалистические представления, и поскольку эти взгляды менее известны современным отечественным психологам, то мы в первую очередь остановимся именно на них.

Комментарии для сайта Cackle