«Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему – Библии». Кто из православных, беседуя с протестантом о вере и пытаясь убедить его в ложности его религиозных воззрений, как не соответствующих Священному Преданию, не слышал такого рода слов? И действительно, протестанты не уделяют того внимания Преданию, какое ему уделяется в Православной Церкви, согласно недвусмысленному требованию апостола: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол.2:15). Обязательность и даже уместность исполнения этого требования протестанты отвергли.
В первую очередь следует уточнить: «А как появилась Библия? Ведь Христос не делал письменных записей. Более того, возникают вопросы: кто около 1,5 тысячелетий собирал это множество книг разных авторов, кто утвердил канон именно из этих книг?».
Почему протестанты верят одним святым отцам Церкви – евангелистам, а не верят другим святым отцам? Более того, почему они не верят Христу, считая, что Он не дал людям спасительного учения, не заботился о их просвещении после Своего Вознесения? Если отрицать святоотеческое предание, то что будет на его месте? Ответ очевиден – самодельное предание. Что нам и являют многочисленные протестантские группы, коих тысячи. Все изучают церковную Библию и у всех свои выводы.
Самый первый протестант Мартин Лютер поговаривал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Писание не в словах, а в их понимании, интерпретации. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что дьявол искушал Христа именно цитатами из Библии, вкладывая в священные строки искажённый смысл. Если вы ведёте дневник, то кроме вас сможет верно объяснить его содержание? Точно так же правильное понимание духовного текста в полной мере доступно его автору и тем, кому он открывает его.
Основываясь на принципе «Sola Scriptura (только Писание)» и искренне веруя в правильность данного принципа, протестант полагает, что единственным и самодостаточным источником вероучительных знаний является Библия. Исходя из такого отношения к Священному Писанию он, естественно, полагает, что не должен при толковании библейских текстов опираться на какой-либо внешний авторитет. При этом подразумевается, что критерием правильности толкования становится его личное разумение.
Протестант, таким образом, наделяет себя тем самым правом, борьба против которого лежала в основе зарождения протестантизма – эксклюзивного права римского папы судить о вопросах веры на правах высшего земного судьи – и становится как бы сам себе маленьким папой (микропапой). Отсюда и сходство, усматриваемое между католиками и протестантами: как первые, так и вторые уклонились от истинной евангельской веры; как первые, так и вторые силятся доказать, что истина – именно у них.
В действительности подлинной хранительницей и толковательницей учения Христа является Церковь, которая было создана Христом (Мф.16:18). Такой Церковью не может быть ни одна церковь, основанная стараниями отдельных людей в XVI веке или после, ни все они вкупе. Такой Церковью не является и римско-католическая, исказившая апостольское вероучение. Такой Церковью является лишь Вселенская Православная. В отличие от протестантских общин она наделена этим правом не по личному произволу, но по воле Господней:
- она воглавляется Господом (Кол.1:18);
- в ней пребывает Дух истины (Ин.15:26);
- ей вверили учение Христово апостолы (Деян.20:27);
- она определена как «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15);
- о ней, а не о какой-либо иной церкви сказано в Писании, что если кто её не послушает, «да будет он тебе, как язычник и мыта́рь» (Мф.18:17).
Не Библия породила Церковь, а Церковь распознала среди множества книг именно те, которые стали Библией. Ранняя Церковь не была ущербной, но жила без написанного Евангелия. Она жила по Преданию. Евангелия появляются в определенном контексте: тогда, когда начинают распространяться ложные сведения о Спасителе, когда появляются первые секты.
Более того, появление Библии было вынужденной мерой. Свт. Иоанн Златоуст: По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем.
Стало быть, если протестанты не только декларируют, но и действительно почитают Писание и хотят ему следовать, они должны слушаться голоса Вселенской Православной Церкви и держаться того толкования Библии, которое возможно не иначе как в свете Предания. Заметим, что первоначально именно Предание служило для верующих источником истин христианского вероучения, а не Писание. Писание Нового Завета обогащалось Церковью постепенно, да и сам канон книг Священного Писания был утвержден Церковью – той самой Церковью, решению которой об утверждении этого канона они почему-то доверяют, а её толкованию Библии – нет.
Если бы протестанты, опираясь на собственные представления, правильно трактовали Писание, между ними не было бы столь принципиальных разногласий в вопросах веры, как это можно сегодня наблюдать. Такая разность усматривается, например, в интерпретации различными протестантскими общинами Таинства Евхаристии. Одни учат, что Христос соприсутствует телесно хлебу и вину; другие уверены, что хлеб и вино – это всего лишь хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Спасителя.
Попытки внецерковного постижения Библии опасны тем, что приводят к заблуждениям, ересям, сектам. По словам свт. Василия Великого «все ереси выросли из Библии».