Воздея́ние рук – литургический, молитвенный жест.
О воздеянии рук при молитве в Священном Писании говорят в основном тексты послепленного периода (Пс.27:2; 62:5; 140:2; Плач.3:41), вероятно указанный способ выражения молитвы распространяется в этот период. Особенно характерен стих Плач. 3:41: Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах, так как в этих словах предполагается, что молитва должна быть одновременно и внутренней, и иметь внешнее выражение. Понятна и необходимость подобного физического действия: человек по своей природе не может молиться исключительно безмолвной и умной молитвой (пример Анны, матери пророка Самуила (1Цар.1) – исключение), ему нужны и внешние способы выражения молитвы. Воздеяние рук – символ возношения души и мыслей к Богу.
В Новом Завете апостол Павел фактически утверждает древнюю практику молитвы с воздетыми руками: «Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). В итоге в Древней Церкви такой способ выражения молитвы стал доминирующим, о чем имеется множество свидетельств.
В современном церковном богослужении практика молитвы с воздетыми руками используется в важнейшей службе – литургии. Во время литургии священник неоднократно, в том числе и во время чтения тропаря 3-го часа перед освящением Даров, молится с воздетыми руками. Этот жест и обеспечивает связь с древней церковной практикой, и, можно сказать, внешне украшает наше богослужение.
«Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8).
Ора́нта (от лат. orans – «молящаяся») – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
***
И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. (Исх.17:11-13)
Когда говорят о воздеянии рук во время молитвы в Ветхом Завете, в первую очередь вспоминают указанный фрагмент из книги Исход о поднятых руках Моисея во время битвы с Амаликом «всегубителем». Но, учитывая, что Моисей держал в руках «жезл Божий» (или в одной руке (правой), или в обеих руках), о чем сказано в Исх.17:9, более популярным является мнение, что Моисей поднимал вверх военный штандарт, который олицетворял присутствие Бога среди народа: поднятие этого штандарта означало, что войну ведет Господь, опущение (по немощи Моисея) ассоциировалось с лишением помощи Божией. В итоге Израиль исключительно силою Божией одерживает победу, что достигается постоянным удерживанием вверху штандарта.
Цитаты о воздеянии рук
«…Молитвенные позы древних христиан были весьма разнообразны. Они молились сидя и стоя, падали ниц, простирались крестом и, встав на колени лицом к востоку, воздевали руки к небу…».
Виктор Алымов
«А что значит воздеяние рук во время молитвы? Так как руки служат орудием при совершении многих злых дел, как-то: побоев, убийств, хищения, любостяжания, поэтому самому нам и повелевается воздевать их, чтобы служение в молитве было для них препятствием ко злу и воздержанием от порока, чтобы ты, намереваясь похитить или присвоить что-нибудь, или убить другого, и вспомнив, что ты будешь простирать свои руки, как бы ходатаев пред Богом, и ими приносить духовную жертву, не посрамлял их и не делал их безответными от служения порочным делам. Итак, очищай их милостыней, человеколюбием, помощью нуждающимся, и потом простирай их на молитву. Если ты не позволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более не должен осквернять их грехами».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- «Воздеяние рук моих – жертва вечерняя» иером. Габриэль (Бунге)
- Молитва с воздеянием рук свт. Игнатий (Брянчанинов)
Комментировать