- 1. Священник – это духовный гуру
- 2. Священник – значит святой
- 3. Священник помолится, и все будет хорошо
- 4. Священник знает ответы на любые вопросы
- 5. Священник всегда лучше знает
- 6. Если есть какой-то вопрос, то лучше у батюшки спросить, самому можно ошибиться
- 7. Если не понял, что тебе сказал священник, то переспрашивать неудобно. Можно узнать в Интернете, что он имел в виду
- 8. Лучше спросить нескольких батюшек и принять оптимальный для себя совет
- 9. Священник обязан отвечать на вопросы, когда к нему подходишь с ними
- 10. Исполнение того, что сказал священник, снимает с человека ответственность за этот поступок
- 11. Священника не выбирают. Надо терпеть такого, какой есть
- 12. Хороший священник не должен брать денег, ведь ему государство платит, и от налогов церковь освобождена
- 13. Хороший священник – это тот, кто не напрягает и снисходителен
- 14. Если священник тебя обидел, то в этом виновата Церковь
- 15. Священник должен быть аскетического телосложения, ведь он соблюдает посты и учит других воздержанию!
- 16. То, что батюшка сказал на проповеди – безусловная истина
1. Священник – это духовный гуру
Зачастую люди идут в храм не к Богу, а к конкретному священнику. Это базовая и принципиальная ошибка. Да, батюшка может быть умным, грамотным, харизматичным, общительным, обладать еще массой замечательных качеств, он даже может быть святым (как, например, праведный Иоанн Кронштадтский, притягивавший множество верующих), но это не делает его «центром притяжения» в Церкви. Глава Церкви есть Христос и именно к Нему до́лжно идти в храм. Это, конечно, не исключает возможности общения с замечательным батюшкой, тем более, что он еще и духовник. Но отнюдь не гуру.
И священники и миряне в равной степени стремятся ко Христу, к спасению. Гуруизм же, являясь ложным духовничеством, не предполагает такого стремления к Богу и возрастания во Христе. В гуруизме нет ни истинного смирения, ни аскезы, отличающих его от настоящего православного духовничества. Сам гуру не является богоискателем и замыкает всё на себе, выставляя себя центром и мерилом духовной жизни. Подражание гуру, а не стремление к Богу отличают гуруизм от Православия. Духовник же, сам желая спасения, руководит к нему и своих духовных чад. Поэтому, отправляясь в храм, нужно в первую очередь искать Бога, а не хорошего батюшку.
2. Священник – значит святой
Несомненно, к будущему священнику предъявляются особые требования. Кандидат в священство должен исповедовать твердую, крепкую и строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Вся его семья должна исповедовать одну с ним веру. Не может быть рукоположен в священники новообращенный христианин. Препятствием для принятия священного сана могут выступать такие грехи, как убийство, кража, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия. В целом жизнь священника не должна быть запятнана порочными делами, но наполнена добродетелью и любовью к ближнему. Впрочем, это касается всякого православного христианина. Таким образом, священник должен являть собой пример добродетельной христианской жизни.
Но нет ни единого канона или церковного правила, в котором говорилось бы о том, что священник должен быть абсолютно святым и безгрешным человеком, угождающим каждому встречному. Священник, как и другие христиане, стремится к святости. И на этом сложном пути у него могут быть свои успехи и неудачи, грехи и добродетели. В конце концов, священник – это обычный человек, хоть и призванный к высокому служению. Поэтому и относиться к нему надо в первую очередь, как к человеку, и не ожидать абсолютной святости.
3. Священник помолится, и все будет хорошо
Иногда люди обращаются к священникам со странными просьбами – «почитать что-нибудь, чтобы все хорошо было». В таком подходе есть принципиальная ошибка.
Во-первых, не священник является подателем благ, а Бог.
Во-вторых, священник – это не шаман с бубном, который по заказу вызывает духов. Что бы ни «читал» священник, только Бог знает когда, кому и что подать.
В-третьих, важна и молитва самого человека. Церковь знает множество молитвословий и богослужебных чинов, которые могут совершаться по разным нуждам. Для такой молитвы и стоит обратиться к священнику.
Стоит отметить, что оккультисты (маги, гадалки, экстрасенсы и т.д.) предлагают своим клиентам целый спектр услуг с непременной гарантией исполнения, что разительно отличает их от священника, обращающегося к Богу с молитвой за человека по тому или иному поводу.
4. Священник знает ответы на любые вопросы
Конечно же, священник не знает ответы на любые вопросы, даже если они носят духовный характер. Священник, скорее всего, имеет духовное образование, т.е. окончил семинарию. Также, скорее всего, имеет определенный опыт. И может ответить на многие вопросы, касающиеся духовной жизни. Однако бывают и молодые батюшки, только после семинарии, которые никакого пастырского опыта не имеют и могут испытывать затруднение, отвечая на сложные вопросы прихожан. Но даже самые опытные священники, имеющие не только духовное, но и светское образование, не могут знать всего. Поэтому не стоит воспринимать священника как некую базу данных по всем проблемам и вполне нормально, если священник затрудняется ответить на тот или иной вопрос.
5. Священник всегда лучше знает
Священник, действительно, во многих случаях знает лучше, но это вовсе не правило. Мирянин также может быть грамотным и хорошо подкованным в духовных вопросах, иметь духовных знаний более священника.
6. Если есть какой-то вопрос, то лучше у батюшки спросить, самому можно ошибиться
Сложно ошибиться, если перекладывать ответственность на другого человека. Но кто не пробует, тот не совершает ошибок. Духовная жизнь – это личный путь, где бывают взлеты и падения, ошибки и правильные решения, неудачи и успехи. И идти по этому пути, пусть и заручаясь периодической помощью священника, лучше самому. Не надо бояться ошибок, они вполне естественны, но на ошибках учатся.
7. Если не понял, что тебе сказал священник, то переспрашивать неудобно. Можно узнать в Интернете, что он имел в виду
Это совершенно нелогично. Любое недопонимание компенсируется уточнением. Переспросить необходимо, никакого неудобства в этом нет. А вот спрашивать у совершенно посторонних людей в Интернете, что имел в виду священник, точно не надо. Можно получить совсем неверный ответ, который даже может навредить.
8. Лучше спросить нескольких батюшек и принять оптимальный для себя совет
На самом деле часто – это всего лишь попытка получить одобрение уже давно решенного для себя вопроса. Если копнуть глубже, то это еще и желание переложить с себя на священника ответственность за принимаемое решение. Человек мечется от одного священника к другому в попытке получить желаемый и удобный ответ. Так поступать нельзя. Во-первых, советоваться нужно прежде всего со своим духовником, поскольку он в курсе духовной жизни человека. Во-вторых, разные батюшки могут иметь разный взгляд на один и тот же предмет, ситуацию. И человек, вместо того чтобы получить разрешение своего вопроса, запутается еще больше.
9. Священник обязан отвечать на вопросы, когда к нему подходишь с ними
Обязан – это слишком громко сказано, поскольку у священника нет такой обязанности – быть доступным в любое время суток. И нет обязанности давать ответы по первому же запросу. Обязанность священника – усердно осуществлять пастырское руководство, проповедовать, совершать богослужения и требы. Несомненно, и на вопросы батюшка может ответить, если в этот момент не занят каким-либо другим делом. А дела могут быть разными, как церковного, так и личного характера, поскольку батюшка – это живой человек со своими потребностями и заботами.
10. Исполнение того, что сказал священник, снимает с человека ответственность за этот поступок
Поскольку речь идет о послушании духовнику, то надо определить пределы и рамки этого послушания. Само по себе понимание послушания духовному наставнику во многом взято из уклада монастырской жизни. Принимая монашество, человек дает обет послушания, вручает свою волю духовному наставнику, опытному монаху. Это послушание проявляется на всех уровнях монашеской жизни – и в духовной сфере, и в быту. В обычной же приходской жизни послушание духовнику означает послушание в духовных вопросах, но это отнюдь не является вручением своей воли наставнику.
Советоваться со священником в затруднительных ситуациях, получать духовные советы, наставления, благословения – всё это правильно и полезно. Но некоторые люди, к сожалению, считают, что всю свою жизнь должны выстраивать по благословению и послушанию, поэтому осаждают священников не только духовными, но и бытовыми вопросами, испрашивают благословение на всякие мелочи. Увы, есть и священники, которые разделяют такой подход и даже культивируют его на своих приходах. Такой подход как раз и чреват тем, что появляется несамостоятельность человека в решении даже самых простых вопросов. Такие люди считают, что благословение священника – истина в последней инстанции, и оно снимает с них всякую ответственность за благословленные действия и поступки. Но на самом деле это совсем не так – каждый человек сам отвечает за свои поступки и несет за них ответственность.
11. Священника не выбирают. Надо терпеть такого, какой есть
Если это единственный священник на сотни километров, то по-другому и не получится. Но если речь о населенном пункте, где есть не один храм, и по каким-то причинам не складывается общение со священником, то можно посещать другой храм или ходить на исповедь к другому священнику.
12. Хороший священник не должен брать денег, ведь ему государство платит, и от налогов церковь освобождена
«Хорошесть» священника не измеряется деньгами или их отсутствием. Хороший священник – это усердный молитвенник и проповедник, с любовью относящийся к окружающим. Государство священнику ничего не платит, а храмы находятся на финансовом самообеспечении. Священник, как и все церковные работники, получают зарплату, которая складывается из добровольных пожертвований прихожан. Из этих же денег храмы оплачивают коммунальные услуги, делают отчисления в пенсионный фонд, оплачивают другие положенные налоги. При этом стоит отметить, что во многих храмах зарплаты у священников не такие уж и большие, а основной заработок у священников складывается из совершения некоторых Таинств и так называемых треб – крестин, отпеваний, венчаний, освящений и т.д. Именно на требах обычно «благодарят» священника рублем. Это, конечно, не обязательно и носит форму добровольного пожертвования. А уж брать эти деньги или не брать – решает священник сам.
13. Хороший священник – это тот, кто не напрягает и снисходителен
Кому же не нравится, когда батюшка снисходительно относится, за грехи шибко не ругает, по головке гладит, с нравоучениями не пристает? Такого батюшку так и хочется назвать хорошим. Но суть духовного наставничества совсем не в этом. Суть в том, чтобы помочь людям найти дорогу в Царство Небесное, при этом самому не забывая идти в этом направлении. Если духовное руководство требует погладить по головке, то священник, вероятно, это сделает. Но если нужно проявить строгость, даже поругать, то и это будет сделано, и не нужно такого пугаться или сторониться. Хороший священник – это тот, кто руководит своих духовных чад в Царство Небесное. А средства могут быть разными.
14. Если священник тебя обидел, то в этом виновата Церковь
Случается, что человек, придя в храм, сталкивается с несправедливым или грубым отношением к себе, в том числе со стороны священнослужителей. Человек уходит с обидой, которую начинает проецировать на всю Церковь. Дескать, все у вас там такие, не пойду больше. Такой подход очень похож на позицию обиженной мужчиной женщины – «все мужики – козлы!». Однако очевидно, что обидели вовсе не все мужики, так же, как и в храме, обидели не все хором, а вполне конкретный человек или люди. Поэтому, если обидел священник или кто-то из церковных работников, то и претензии стоит предъявлять исключительно к ним. Обобщение – самое пагубное дело в таких ситуациях, поскольку лишает человека полноценной духовной жизни. Самое верное дело – простить обидчика, как тому учит Христос.
15. Священник должен быть аскетического телосложения, ведь он соблюдает посты и учит других воздержанию!
Священник – живой человек со своими особенностями организма. Как и все остальные люди, священник может быть худым, полным или нормального телосложения. Избыточный вес зачастую обусловлен вовсе не избыточным потреблением пищи, перееданием, а болезнями и условиями жизни. Наследственная предрасположенность, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, нарушенный режим питания и дня, заболевания нервной системы, заболевания эндокринной системы, хронические стрессы, бессонница, длительный прием некоторых лекарств – это лишь краткий список причин, вызывающих избыточный вес и ожирение. Для священников нарушение режима дня и питания – обычное дело. Нередко священник, отслужив с утра литургию, не успев даже позавтракать, отправляется на требы – погребения, освящения, соборования, причастия на дому и т.д., а может быть занят приходскими делами и требами в храме. В итоге даже пообедать получается лишь ближе к вечеру. Нередко в таких условиях случается и переедание. В результате этого может нарушиться обмен веществ, что приведет к набору избыточного веса. Священник вроде и не сидит на месте, находится в постоянной работе, а поправляется. Впрочем, это вовсе не правило, но вид священника с избыточным весом не должен удивлять или настораживать. Батюшка может быть совсем не чревоугодником. Что же касается постов и воздержания, то стоит отметить, что постятся не только священники, а все члены Церкви, каждый по мере своих сил, согласно уставу. И у каждого свое физиологическое восприятие постов.
16. То, что батюшка сказал на проповеди – безусловная истина
Увы, и священники ошибаются. Церковная история знает и еретиков, и раскольников, которые проповедовали свои заблуждения с амвона. Непререкаемая истина для православного христианина – это Евангелие и православное вероучение, на нем основанное. Если батюшка проповедует нечто, что идет вразрез с Евангелием или учением Церкви, то слушать его не нужно. Конечно, такое случается редко. Чаще на проповеди священники могут высказывать свое собственное богословское мнение на ту или иную тему. С ними могут не соглашаться другие священники или миряне. Но мнение и тех, и других не будет идти вразрез с вероучением Православной Церкви. Говорить о безусловной правоте кого-либо в такой ситуации не приходится. Каждый может быть прав по-своему, в какой-то мере. Поэтому, слушая священника, не стоит воспринимать его как некий безупречный проводник или ретранслятор Божественных истин. Проповедь – это, скорее, размышления об этих истинах, знания о которых батюшка почерпнул из Евангелия.