Не прикасайтесь к помазанным Моим...
(Пс. 104:15)
История религии знает следующий назидательный случай: в журнале “Eagle” в 1913 году был опубликован памфлет баптистского пастора Дж. Росса “Некоторые факты о самозваном пасторе Чарльзе Т. Расселе, основателе Общества Сторожевой Башни”. Рассел предъявил в суд иск за клевету, но в ходе разбирательства дела вынужден был признать, что его в пасторы никто и никогда не рукополагал. Казалось бы, Росс из зала суда вышел победителем, но ведь сам баптизм был образован Джоном Смитом в 1633 году, т.е. всего лишь на 237 лет раньше общества Чарльза Рассела (“Исследователи Библии”, 1870). Невольно возникает, по крайней мере, два вопроса: что такое законное рукоположение в Христианстве, а также: имеют ли баптистские пасторы апостольское преемство? Обратимся к Библии.
После сорокалетнего скитания по пустыне, вывел Моисей сынов Израилевых в землю обетованную. Но по воле Бога не дано было войти в неё Моисею. Умер пророк в земле Моавитской, оставив после себя преемника. Из Библии мы узнаём, что преемство благодати было установлено Самим Богом: “И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух и возложи на него руку твою... и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых” (Числ. 27:18,29). Так и поступил пророк: “И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею” (Втор. 34:9).
Но как в Ветхозаветные времена Бог Сам избирал пророков Израилю, так воплотившийся Бог Иисус Христос даёт власть своим Апостолам: “...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20:21-23).
Эту власть Господь дал двенадцати ученикам и, впоследствии, апостолу Павлу. Последний подвизался в Христовой Церкви и не создал другую, скажем, для язычников. Другое дело, что в Пятидесятницу Апостолы были крещены Святым Духом: «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эти же дары получили в тот день ещё около трёх тысяч человек, крестившись во имя Иисуса Христа. Но власть прощать или оставлять грехи, поставлять священство от имени Бога, дана только Апостолам.
Новые религиозные движения в своё оправдание приводят немало сомнительных доводов, равно как и практикуют неправильный перевод или искажённое толкование библейских текстов. Например, перевод “Нового Мира” Свидетелей Иеговы на русский язык Деян.14:23 выглядит следующим образом: “Также они назначили им в каждом собрании старейшин, и после молитвы и постов вверили их Иегове, в которого они уверовали”. Обратимся к греческому оригиналу: «положили, возложили» и «руки». Но тогда, безусловно, верен синодальный перевод: “Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали”. В других обособленных от истинной Церкви сообществах священство и вовсе избирается-рукополагается членами собрания.
Обычно ссылаются на вырванные из контекста Писания строки, где говорится о том, что в Иерусалимской Церкви всё собрание выбирало себе священнослужителей. Однако эти выборы предложили сами Апостолы и затем: «...их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6). К тому же, Апостол Павел пишет Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). Очевидно, что рукополагать пресвитеров Апостол Павел поручил епископу Тимофею, а не собранию мирян.
С другой стороны, совершать священнодействия, (впоследствии некоторые из них были названы Таинствами) опять же могли только законно рукоположенные священники, но не миряне: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Как же определить Апостольскую Церковь, ведь многие лжепророки приходят под именем Христовым и заявляют о своей богоизбранности. Те же баптисты утверждают, что и они имеют апостольское преемство. «Движение веры» и последовавшие за ними неопятидесятники подошли к этой проблеме ещё проще – любому из собрания Бог может «сказать»: «стань пастором или апостолом», женщинам в том числе.
Ответ им предельно прост, ведь ещё в третьем веке Тертуллиан говорил: “Пусть они (еретики) покажут начала своих церквей!” Начала протестантских церквей, в лучшем случае, можно проследить с шестнадцатого века, а неопятидесятники и вовсе возникли в 20-м.
Практически все «учредители» новых христианских групп любят ссылаться на Мф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Но при этом они забывают о других библейских стихах: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ. 3:10), и в Новом Завете: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).
Но, может быть, любая группа людей, именующих себя христианами, вправе от имени Бога поставлять себе священнослужителей? Иисус Христос так отвечает своим апостолам и всем христианам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» (Ин. 15:15-16). Христос Сам был Пастырь (Ин. 10:11,16) и поставил иных пастырей (Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).
Господь по Своему обетованию, даёт возможность собранным во имя Христа молиться, изучать Библию или исполнять песни о Боге. Но в самочинных сообществах нет той полноты благодатных даров, которая животворит Церковь Апостольскую. При этом Господь разными способами указывает путь к истинной Церкви, которую создал, обещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Ученики Христовы ушли из земной жизни, передав от славы своей преемникам, как в ветхозаветное время сделал по наказу Господа Боговидец Моисей. Новый Завет не упразднил, но продолжил эту традицию, что подтверждает апостол Павел: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14).
Преемственный список православных иерархов
Константинопольской Православной Церкви
1 | Андрей Первозванный, апостол | 36 год (здесь и далее – время вступления) |
2 | Стахий, из учеников Христовых | 37 |
3 | Онисим | 53 |
4 | Поликарп | 67 |
5 | Плутарх | 84 |
6 | Седекион (Седекия) | 101 |
7 | Диомен (Диоген) | 110 |
8 | Елевферий | 125 |
9 | Феликс | 132 |
10 | Афиноген | 137 |
11 | Евзоий | 141 |
12 | Лаврентий | 157 |
13 | Алипий | 168 |
14 | Пертинакс | 182 |
15 | Олимпион | 201 |
16 | Марк | 212 |
17 | Кириак I | 225 |
18 | Кистин (Кастин или Константин) | 241 |
19 | Тит (Тарат) | 248 |
20 | Домитиан (Дометий или,, Димитрий) | 283 |
21 | Пров* (святой) | 308 |
22 | Митрофан I | 320 |
23 | Александр I | 330 |
24 | Павел I Омологит | 353 |
25 | Евсевий | 353 |
26 | Павел I (2 раз) | 355 |
27 | Македоний (арианин) | 355 |
28 | Павел I (в 3 раз) | 355 |
29 | Македоний (2 раз) | 356 |
30 | Павел I (4 раз) | 359 |
31 | Македоний (в 3 раз) | 359 |
32 | Евдоксий | 360 |
33 | Евагрий | 371 |
34 | Димофил, еретик | 371 |
35 | Григорий I Богослов | 379 |
36 | Нектарий I, патриарх Константинопольский | 381 |
37 | Иоанн I Златоуст | 391 |
38 | Арсакий | 404 |
39 | Аттик | 406 |
40 | Сиссиний I | 425 |
41 | Несторий, еретик | 428 |
42 | Максимиан | 431 |
43 | Прокл | 434 |
44 | Флавиан Блаженный | 446 |
45 | Анатолий | 449 |
46 | Геннадий I | 458 |
47 | Акакий | 471 |
48 | Флавитас, Флавиан, еретик | 491 |
49 | Евфимий Всехвальный | 492 |
50 | Македоний II | 496 |
51 | Тимофей | 511 |
52 | Иоанн II, Каппадокиец | 517 |
53 | Епифаний | 520 |
54 | Анфим, еретик | 535 |
55 | Мина | 537 |
56 | Евтихий | 552 |
57 | Иоанн III | 565 |
58 | Евтихий (2 раз) | 577 |
59 | Иоанн IV, Постник | 582 |
60 | Кириак II | 595 |
61 | Фома I | 606 |
62 | Сергий I | 610 |
63 | Пирр I | 629 |
64 | Павел II | 641 |
65 | Пирр I (2 раз) | 645 |
66 | Петр, еретик | 655 |
67 | Фома I Погонат | 667 |
68 | Иоанн V | 669 |
69 | Константин I | 674 |
70 | Феодор I | 676 |
71 | Георгий Кипрский | 678 |
72 | Феодор I (2 раз) | 683 |
73 | Павел III | 686 |
74 | Каллиник I | 693 |
75 | Кир | 705 |
76 | Иоанн IV | 711 |
77 | Герман I | 714 |
78 | Анастасий, иконоборец | 730 |
79 | Константин II | 754 |
80 | Никита Кастрат | 766 |
81 | Павел IV | 780 |
82 | Тарасий | 785 |
83 | Никифор I | 806 |
84 | Феодот, иконоборец | 815 |
85 | Антоний I, иконоборец | 821 |
86 | Иоанн VII Синкел | 832 |
87 | Мефодий Омологита | 842 |
88 | Игнатий | 846 |
89 | Фотий | 858 |
90 | Игнатий (2 раз) | 867 |
91 | Фотий (2 р.) | 877 |
92 | Стефан I Порфирородный | 886 |
93 | Антоний II | 893 |
94 | Николай I, мистик | 895 |
95 | Евфимий I Синкел | 906 |
96 | Николай I (2 раз) | 911 |
97 | Стефан II | 925 |
98 | Трифон | 928 |
99 | Феофилакт | 933 |
100 | Полиевкт | 956 |
101 | Василий Скамандрин | 970 |
102 | Антоний III Студит | 974 |
103 | Николай Хрисоверг | 984-996 |
Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого Митрополита Киевского Михаила I – (988-991 годы).
Словосочетание «с возложением рук священства» указывает на то, что апостола Тимофея рукополагали несколько священных лиц. Этот канон сохранился и в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.
Что касается церковной иерархии. Она была установлена ещё в Древнем Израиле, поэтому вопрос «все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?» (1Кор. 12:29) у первохристиан не вызывал недоумения – все знали и не подвергали сомнению следующее: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершенствованию святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12). Отметим: для созидания, а не расчленения тела Христова!
Со стороны неапостольских церквей мы слышим: за две тысячи лет учение Церкови первых христиан было искажено и, потому, дескать, потребовались новые церкви, которые не запятнаны грехами. Особенно подобные утверждения характерны для неохаризматических общин, возникших в конце 20-го – начале 21-го веков. Что можно ответить подобным ревнителям благочестия?
Во-первых, Церковь – непорочное Тело Христово (Кол.1:24; Еф.5:27), грехи совершают её отдельные представители. Во-вторых, самым весомым аргументом в этом споре служит Родословие Господа нашего Иисуса Христа – и до, и после царя Давида в нём были и грешники, и нечестивые цари. Даже наимудрейший Соломон поддался страстям, взял жен иноплеменнических и «…жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (3Цар. 11:4). Из Писания нам также известно, что первым пастырем, согрешившим пред Богом, был ни кто иной, как первосвященник Аарон: по просьбе народа он собрал золотые украшения, отлил из них тельца и соорудил жертвенник для поклонения идолу (Исх. 32:2-5). Грешили и Апостолы Христовой Церкви, ведь нет человека, который поживёт и не согрешит (3Цар.8:46; 2Пар.6:36; Еккл.7:20).
Поэтому законно поставленное священство не зависит от соотношения числа грешных или благочестивых людей, но определяется апостольским преемством. Священники – это люди из нашего человеческого общества, а не поставленные из Рая ангельские существа. Хулителям же священноначалия, поставленного Богом в Церкви Христовой, ещё в ветхозаветные времена дал достойный ответ боговдохновенный псалмопевец Давид: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15).
Примечание
* Наиболее ранний вариант списка епископов от ап. Стахия до свт. Митрофана с периодами их предстоятельства есть в тексте Псевдо-Дорофея (VIII или IX вв.), который исследователи признают недостоверным. См.: Константинопольская Православная Церковь // Православная энциклопедия.
Литература:
- Библия (синодальный перевод), М., Российское Библейское общество, 1999.
- Библия (Перевод Нового Мира), Watchtower Bible, New York, 2001.
- «Меч духовный. Основы Православной веры в толкованиях Нового Завета. Книга против сектантов. В помощь заблуждающимся». М, «Ковчег», 2003.
- Свящ. Олег Стеняев «Диспут со Свидетелями Иеговы», М. «Лепта-Пресс», 2004.
- Стороженко А. И., Макарова А. М. «Свидетели Иеговы. Псевдохристианский деструктивный культ», СПб, ООО «Анонс», 2004.
- Диак. Джон Уайтфорд «Только одно Писание?», Н. Новгород, 2000.
http://missiaspb.narod.ru/