- От автора
- Пролог
- Часть I. От Вифлеема до Капернаума
- Глава первая. “Во дни царя Ирода”
- Глава вторая. Назарет
- Глава третья. Предтеча. Иисус в пустыне
- Глава четвертая. Галилея. Первые ученики
- Глава пятая. Благая весть
- Небесный Отец и богосыновство
- Заповедь любви
- Старое и новое
- Земная жизнь и жизнь вечная
- Царство Божие
- “А Я говорю вам...”
- Часть вторая. Мессия
- Глава шестая. “Не мир, но меч”
- Глава седьмая. Знамения царства
- Глава восьмая. Двенадцать апостолов. Смерть пророка
- Глава девятая. “Хлеб жизни”
- Глава десятая. Тайна сына человеческого
- Мессия: Царь и Спаситель
- Сын Божий
- Искупитель
- Ученики перед тайной
- Часть третья. Навстречу Голгофе
- Глава одиннадцатая. Много званых – мало избранных
- Глава двенадцатая. Час близится
- Глава тринадцатая. ВИНОГРАДНИК ОТЦА
- Глава четырнадцатая. Суд Мессии
- Глава пятнадцатая. Пасха Нового Завета
- Глава шестнадцатая. Ночь в Гефсимании
- Часть четвертая. Через страдания и смерть к вечному торжеству
- Глава семнадцатая. Саддукейский трибунал
- Глава восемнадцатая. Суд прокуратора
- Глава девятнадцатая. Голгофа
- Глава двадцатая. ПОСЛЕ РАСПЯТИЯ
- Глава двадцать первая. Победа над смертью
- Глава двадцать вторая. “Я посылаю вас...”
- Эпилог
- Приложения
- 1. Миф или действительность?
- Мифологическая школа
- Почитался ли когда-нибудь “Бог Иисус”?
- Нечто о “прототипах” Христа в мифах, легендах и истории
- “Молчание века”
- “Кто-то существовал...”
- “Клубок противоречий и ошибок”
- Кем и когда были написаны Евангелия
- Евангельская история и вера
- 2. Иконография Христа и загадка Туринской плащаницы
- 3. Евангелие, Закон и фарисеи
- Библиография
- Словарь терминов
- Хронология
- События и лица
- Поленов В.Д. Статья из «Библиологического словаря о. Александра Меня»
- Полный текст
Поленов В.Д. Статья из «Библиологического словаря о. Александра Меня»
Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ (1844-1927), русский живописец. Родился в Петербурге в дворянской семье. В 1871 году одновременно окончил Университет (юридический факультет) и Академию художеств в Петербурге. Первая же большая работа Поленова, за которую ему присудили золотую медаль, была на евангельскую тему (“Воскрешение дочери Иаира”). Получив стипендию для поездки за границу, Поленов посетил Италию, Германию, Францию. В этот период в его творчестве основное место занимал пейзаж.
С начала 1880-х годов художник приступил к серии картин из жизни Христа. С этой целью он объехал Палестину, Сирию и Египет, сделав там множество этюдов. Часть из них (главным образом, пейзажи) послужила материалом для евангельских полотен Поленова. Художник был убежден, что на Востоке не только природа, но и “постройки и одежды простого люда были близки к теперешним”.
Первой в серии была большая картина “Христос и грешница” (1886-87) на тему Ин. 8:1-11. Полотно сочетало строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом “передвижничества”. В толковании образа Христа Поленов решительно отошел от традиционных трактовок. Будучи человеком нецерковным, он стремился найти собственное решение темы. “Христос, – писал он, – есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как Он постоянно сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности”. Поленов представил Христа мужественным, загорелым, погруженным в раздумья Странником. Евангельский динамизм, отразившийся в картинах Александра Иванова и Николая Ге, сменился у Поленова тихой созерцательностью.
Огромную роль играет окружающий Христа пейзаж. Устранены все театральные эффекты, которые были свойственны картинам многих других художников, писавших на библейские темы. События протекают в обстановке обыденности. Только величественная восточная природа подчеркивает духовный смысл совершающегося.
За “Христом и грешницей” последовали полотна “На Генисаретском озере” (1888), “Среди учителей” (1896), “На горе” и цикл небольших картин-эскизов, иллюстрирующих Евангелие (свыше 70 полотен). Этот цикл выставлялся дважды в Петербурге и Москве (1909, 1915), и по нему было издано два альбома (с черно-белыми иллюстрациями и цветными). Большинство критиков признавало, что главной удачей Поленова явилось историческое воссоздание евангельской Среды и пейзажа, в то время как образ Христа остался маловыразительным. Поленов работал над циклом до последних лет жизни, которые он провел на Оке в своем имении Борки (ныне Поленово).
Литература
- Лясковская О.А. В.Д. Поленов. М., 1946;
- Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Серг.Пос., 1915;
- Сахарова Е. В.Д. Поленов. Дневники. Воспоминания. М., Л., 1950;
- Поленов В.Д., Поленова Е.Д. Хроника семье художников. М., 1964;
- Юрова Т. Василий Дмитриевич Поленов. М., 1965.