- От автора
- Пролог
- Часть I. От Вифлеема до Капернаума
- Глава первая. “Во дни царя Ирода”
- Глава вторая. Назарет
- Глава третья. Предтеча. Иисус в пустыне
- Глава четвертая. Галилея. Первые ученики
- Глава пятая. Благая весть
- Небесный Отец и богосыновство
- Заповедь любви
- Старое и новое
- Земная жизнь и жизнь вечная
- Царство Божие
- “А Я говорю вам...”
- Часть вторая. Мессия
- Глава шестая. “Не мир, но меч”
- Глава седьмая. Знамения царства
- Глава восьмая. Двенадцать апостолов. Смерть пророка
- Глава девятая. “Хлеб жизни”
- Глава десятая. Тайна сына человеческого
- Мессия: Царь и Спаситель
- Сын Божий
- Искупитель
- Ученики перед тайной
- Часть третья. Навстречу Голгофе
- Глава одиннадцатая. Много званых – мало избранных
- Глава двенадцатая. Час близится
- Глава тринадцатая. ВИНОГРАДНИК ОТЦА
- Глава четырнадцатая. Суд Мессии
- Глава пятнадцатая. Пасха Нового Завета
- Глава шестнадцатая. Ночь в Гефсимании
- Часть четвертая. Через страдания и смерть к вечному торжеству
- Глава семнадцатая. Саддукейский трибунал
- Глава восемнадцатая. Суд прокуратора
- Глава девятнадцатая. Голгофа
- Глава двадцатая. ПОСЛЕ РАСПЯТИЯ
- Глава двадцать первая. Победа над смертью
- Глава двадцать вторая. “Я посылаю вас...”
- Эпилог
- Приложения
- 1. Миф или действительность?
- Мифологическая школа
- Почитался ли когда-нибудь “Бог Иисус”?
- Нечто о “прототипах” Христа в мифах, легендах и истории
- “Молчание века”
- “Кто-то существовал...”
- “Клубок противоречий и ошибок”
- Кем и когда были написаны Евангелия
- Евангельская история и вера
- 2. Иконография Христа и загадка Туринской плащаницы
- 3. Евангелие, Закон и фарисеи
- Библиография
- Словарь терминов
- Хронология
- События и лица
- Поленов В.Д. Статья из «Библиологического словаря о. Александра Меня»
- Полный текст
Словарь терминов
АВУТ, или ПИРКЙ АВОТ (евр. “Изречения отцов”), – сборник афоризмов, принадлежащих иудейским мудрецам периода Второго храма (см.) и примыкающей к нему эпохи. Наиболее ранняя часть Талмуда (см.).
АГРБФЫ (греч.) – не записанные в Евангелиях изречения Христа.
АМ-ХАБРЕЦ (евр. “народ земли”) – в евангельскую эпоху презрительная кличка, означающая деревенщину, невежду в Законе.
АПОКАЛИПТИКА (от греч. апокалипсис, “откровение”) – книги, написанные в форме откровения тайн истории. Расцвет А. приходился на II-I вв. до н.э. Некоторые книги пророков (или их части) относятся к жанру А. Христианским апокалипсисом является Откровение Иоанна.
АПУКРИФЫ (греч. “сокровенные”) – произведения, притязавшие на авторитет, равный Св.Писанию, но не включенные в канон (см.) Библии. Начиная со Средних веков А. стали называться свободные литературные вариации на библейские темы.
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК – язык арамеев, народа, жившего в Сирии и Месопотамии. В последние века до н.э. А.Я. был разговорным среди иудеев Палестины.
АРХИЕРЕЙ (греч.) – термин означает: а) первосвященника, б) представителя высшего духовенства в Иудее, в) епископа Греческой и Русской Церквей.
БИБЛИЯ (греч. “книги”) – собрание священных Писаний иудаизма и христианства. Дохристианская часть Б. состоит из трех сборников: Закона, или Пятикнижия (см.Тора), Пророков и Писаний (или Учительных книг). Христиане именуют этот раздел Б. Ветхим Заветом (см.Завет). Христианская часть Б., или Новый Завет, состоит из 4-х Евангелий, Деяний Апостолов, Посланий и Откровения Иоанна. Создавалась Б. с XII в. до н.э. по I в. н.э. (см.Канон).
ВОЛХВЫ – см.маги.
ВТОРОГО ХРАМА ЭПОХА – период между 516 г. до н.э. и 70 г. н.э., когда существовал Второй иерусалимский Храм. Первый – был разрушен в 587 г. до н.э.
ГАЛАХА (евр.) – правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.
ГЕЕННА (евр.Генном) – долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н.э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи.
ГЕННИСАРЙТ (евр.Киннерет) – одно из названий Галилейского озера (Тивериадского моря) и области к западу от него (“земля Геннисаретская”).
ДЕКАЛОГ (греч. “Десятисловие”) – Десять заповедей Моисея (Исх. 20:2-17; Втор 5,6-21).
ДЕКАПОЛИС (греч. “Десятиградие”) – союз заиорданских городов: Пеллы, Диона, Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы), Дамаска, Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Амана). Д. был населен преимущественно язычниками.
ДИБСПОРА (греч. “рассеяние”) – термин, обозначающий иудейские общины, которые обитают вне Палестины.
ЕССЕИ, или ЭССЕНЫ (от арам. хасайя, “благочестивые”), – члены полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок.150 г. до н.э. Самоназвания Е.: “Сыны света”, “Простецы”, “Избранники” и др. Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см.Кумран), но некоторые селились и в городах.
ЗАВЕТ (слав.) – союз, или договор, между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает (см.Обетование) не оставлять ее. Слово З. обозначает также единение Творца с человеком в богооткровенной религии.
ЗАКОН – синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора.
ЗЕЛОТЫ (греч.), или КАНАИТЫ (арам.), “ревнители”, – партия воинствующих мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого Бога. З. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия З. возникла в первые гг. н.э. Сторонники ее радикального крыла – сикарии (кинжальщики) – избрали путь террористических действий.
ИДУМЕИ, или ЭДОМИТЫ, – племя, родственное израильтянам. И. жили у южного побережья Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху они были уже обращены в иудаизм.
ИСКУПЛЕНИЕ (слав.) – выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии часто обозначается спасение Богом от зла.
КАНОН (греч. “правило”) – словом К. обозначаются книги Св.Писания (см.Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I в. н.э. Новозаветный – был в основном определен в концу II в., а окончательно лишь в начале V в. В широком смысле слова К. означает также церковный устав, или правило.
КЕСАРЬ, или ЦЕЗАРЬ (лат.), – титул римских императоров, ведущий свое происхождение от имени Г.Ю.Цезаря. В некоторых случаях слово К. употребляется как синоним государственной власти вообще.
КНИЖНИК (евр. софер) – термин, означающий: а) переписчика Библии, б) летописца, в) толкователя Писания, г) хранителя Предания (см.). Среди книжников были саддукеи (см.), фарисеи (см.) и лица, не входившие ни в какую группировку.
КУМРАН, или ХИРБЕТ-КУМРАН, – местность у с/з берега Мертвого моря, где находился один из главных поселков ордена ессеев (см.). Название К., вероятно, происходит от имени г.Гоморры, который был некогда расположен в этом районе.
КУЩЕЙ ПРАЗДНИК (евр.Суккот) – иудейский праздник, связанный с воспоминаниями о странствиях Израиля в пустыне. В послемоисееву эпоху считался также праздником урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца тишри (сентябрь-октябрь). В дни К. паломники жили в шалашах (сукках), сделанных из ветвей.
ЛЕВИТ – человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В эпоху Второго храма Л. были в нем младшими служителями.
МАГИ (иранск.) – жрецы персидской религии (магдеизма). В более широком смысле слова М. – знатоки заклинаний, тайных обрядов и астрологии. Синодальный перевод передает слово М. в Мф. 2:1 сл. славянским словом “волхвы”.
МЕСИТ (арам.) – совратитель, лжеучитель, обманщик.
МЕССИЯ – см.Христос.
МИЦВУТ (евр.) – заповеди Торы (см.) и Предания (см.).
МИШНБ – см.Талмуд.
МЫТАРЬ (евр. габай) – сборщик имперских налогов в Палестине.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ – собрание речений Христовых, помещенных в 5-7 гл. Мф. Названо так потому, что евангелист отнес эти речения к проповеди Иисуса на одной из гор Галилеи (5,1). Параллели Н.П. есть у Лк. Н.П. обычно считается наиболее полным выражением религиозно-нравственных основ Евангелия.
НИСБН, или АВИВ, – весенний месяц иудейского календаря. Соответствует марту-апрелю. В древности был первым месяцем года.
ОБЕТОВАНИЕ (слав. “обещание”) – то или иное библейское пророчество, которое содержит весть о грядущих дарах Божиих.
ОККУЛЬТИЗМ (лат.) – доктрины о способах познания сокровенных духовных миров. К оккультным учениям древности относятся: орфизм, пифагорейство, гностицизм. В новое время традиции О. продолжают теософия, антропософия и т.п.
ОПРЕСНОК (слав.) – пресный хлеб (маца), выпекаемый в виде тонких лепешек. Пастушеский праздник Опресноков существовал до Моисея, а с XIII в. до н.э. он стал связываться с праздником Пасхи (см.). Справлялся с 15 по 21 нисана.
ОСАННА (евр. Хошиана, “спасай нас”) – возглас, которым в Иудее приветствовали царей.
ПАСХА (арам.), или ПЕСАХ (евр.), – буквально “переход”. Название главного ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время исхода из Египта в память об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее полнолуние, с вечера 14 по вечер 15 нисана. В христианской Церкви П. – праздник Воскресения Христова.
ПЛОТЬ (слав.) – слово, обозначающее в Библии: а) человека, б) его психофизическую природу.
ПРЕДАНИЕ – в иудаизме и христианстве религиозное учение, которое передается устно от учителя к учителю. Словом П. обозначаются также сам дух и сущность вероучения, хранимые в Общине Церкви.
ПРЕТОРИЯ (лат.) – резиденция римского военачальника.
ПРЕФЕКТ (лат.) – римский правитель города или области, а также военачальник. Титул П. Иудеи носил прокуратор (см.) Понтий Пилат.
ПРОЗЕЛИТ (греч.) – принявший иудейскую религию иноплеменник.
ПРОКУРАТОР (лат.) – римский чиновник, отвечавший за сбор податей в провинциях.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (евр. Шавуот, “недели”) – праздник, справляющийся через 7 недель после ветхозаветной Пасхи (см.). Посвящен воспоминанию о Божиих благодеяниях, в частности о даровании Закона на Синае. В христианской Церкви П. – праздник сошествия Духа Божия на апостолов.
РАВВИ (евр. рабби), или РАВВУНИ (арам. раббони), “мой учитель”, – почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев. Иоанна Крестителя и Иисуса Христа называли Р.
САДДУКЕИ (евр. цадоким) – религиозно-политическая прослойка, состоявшая из иудейских аристократов и высшего духовенства. С. отрицали устное Предание (см.), веру в Воскресение мертвых, в ангелов и последний Суд. С. держались буквы Библии, преимущественно Торы (см.). В евангельские времена С. составляли большинство в Синедрионе (см.).
САМАРЯНЕ – жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешения израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе (см.). В IV в. до н.э. С. полностью обособились от иудеев. В настоящее время осталось всего несколько сот С. Их религиозный центр находится на горе Гаризим, где прежде был самарийский храм.
СЕПТУАГИНТА (греч.) – так наз. “перевод семидесяти”. Первый перевод Библии на греческий язык, осуществленный в Александрии в III-I вв. до н.э. Согласно легенде, перевод был выполнен 70-ю толкователями из Иерусалима. Перевод С. был принят христианской Церковью для употребления с первых же лет ее существования.
СИНАГОГА (греч. “сообщество”), или БЕТ-ХАКНЕСЕТ (евр. “дом собрания”), – молитвенный дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-V вв. до н.э.
СИНЕДРИОН (евр. Санхедрин, или Бет-дин, т.е. “дом суда”). – В эпоху Второго храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи, б) центральный Совет богословов во главе с “наси”, председателем-раввином, в) иерусалимский религиозно-политический трибунал, или Великий С. Последний включал 72 человека. В экстренных случаях собирался Малый С. (23 чел.). Главой трибунала был первосвященник. Перед войной 66-70 гг. в этом С. были представлены и саддукейская и фарисейская группировки.
СИНОПТИКИ – три первых евангелиста: Матфей, Марк, Лука.
СЛАВА – в Библии – синоним Богоявления.
СОТЕРИОЛОГИЯ (греч.) – учение о спасении.
СУККОТ – см. Кущей праздник.
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (арам. Бар-наша) – в Библии и апокрифах (см.): а) синоним человека, смертного, б) один из титулов Мессии.
ТАЛМУД (евр. “учение”) – сборник документов иудейского гражданского и церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов, притч и легенд. Создавался Т. в среде раввинов-таннаев (см.), преемников фарисеев (см.), в первые века н.э. Т. делится на Мишну (“повторение”), Тосефту (комментарий к Мишне) и две Гемары (“завершение”) – Иерусалимскую и Вавилонскую. Трактаты, входящие в Мишну и Гемары, имеют одинаковые названия. При цитировании главы Мишны указываются латинскими цифрами, а разделы Гемар – арабскими.
ТАННАИ (от арам. тени, “учитель”) – законоведы иудаизма I-III в. н.э.
ТЕТРАРХ (греч. “четверовластник”) – правитель одной из четырех областей страны. В эпоху проповеди Христа тетрархами Палестины были Лисаний и сыновья Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор.
ТЕФИЛЛИН (от евр. тефилла, “молитва), или ХРАНИЛИЩА, – небольшие тексты из Торы (см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной частью богослужебной одежды в иудаизме.
ТОРБ (евр. “наставление”) – одно из названий Пятикнижия (см.Библия), или Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана Богом и устная Т. (см.Предание).
ТОСЕФТА – см.Талмуд.
ТРИБУН (лат.) – один из высших чинов римского офицерского состава.
ФАРИСЕИ (евр. перушим, арам. перушайя – “отделившиеся”) – религиозная партия или группировка (евр. хабурот, от хабер, “товарищ”), возникшая в Иудее во II в. до н.э. Ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона (см.), верили в Воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более либеральных (учеников Гиллеля).
ХАЛЛЙЛ (евр.) – пасхальные иудейские молитвословия, состоявшие из псалмов с припевом “Аллилуя” (Халлелуйа).
ХАНУКБ – иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164 г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. Х. справлялся 8 ночей, начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).
ХАСМОНЕИ (евр. Хашмоним, “потомки Хашмона”) – династия иерусалимских царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккавея. Правила со 140 по 63 г. до н.э.
ХРИСТОС (греч.), или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам. машиха), – помазанник. Лицо, посвященное Богом на служение Ему: пророк или чаще всего царь. В узком смысле слова Х. – обетованный в ВЗ Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что Иисус Назарянин есть Х.-Спаситель.
ШАВУОТ – см.Пятидесятница.
ШЕХИНБ (арам. “пребывание вблизи”) – богословский термин, означающий пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.
ЭКЗЕГЕТИКА (греч.) – изучение и толкование библейского текста.
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. “учение о конце”) – система представлений о последних судьбах мира и о посмертной участи человека.