Православный интернет-курсПерейти

Равнодушие

Литература по теме

Равноду́шие

1) безразличное отношение к кому-либо, чему-либо (пример: равнодушие к страданию ближнего – отсутствие сочувствия, сострадания);
2) отсутствие интереса или влечения к кому-либо, чему-либо (пример: равнодушие к книгам; равнодушие по отношению к заигрываниям со стороны коллеги по работе; равнодушие к рыбалке).

В определенных контекстах синонимами этого слова могут выступать слова: апатичность и апатия, безразличие, безучастность, индифферентность, холодность, бесчувственность.

В церковнославянском языке слово «равнодушный» может означать: единомысленный; имеющий такое же душевное расположение; такое же (аналогичное) состояние души (Пс.54:14; Флп.2:20).

В греко-римской античности понятие «равнодушие» передавалось значительным количеством близких ему по смысловому содержанию терминов, например, ἀπάθεια (бесчувственность, т. е. отсутствие страданий, страстей), aequanimitas (душевное спокойствие, невозмутимость), indifferentia (равнодушие, безразличие) и мн. пр.

Слова «равнодушный» и «равнодушие» в их современном значении возникли в русском литературном языке относительно недавно и были заимствованы, по мнению лингвиста и филолога В.В. Виноградова, из древнецерковнославянского. Виноградов подкрепляет своё утверждение мнением филолога И.И. Срезневского, который утверждает, что слово «равнодушевный» в церковнославянском языке присутствует в значении – «равномыслящий», от греч. σόψυχος. Именно в таком виде оно встречается в Псалтирях XII–XIII вв. Изначально понятие «равнодушевный» сочетало в себе два значения: подобие и равенство с кем-либо и постоянство, равность в состоянии души.

Второе значение к XVIII в. стало превалировать: «В русском литературном языке XVIII в. слово равнодушие употреблялось в значении: “Внутреннее спокойствие, твердость, постоянство, свойство человека, которого внезапность или опасность возмутить и дух востревожить не может”. A равнодушный значило: “Спокойным духом на все взирающий. Равнодушный человек не восхищается счастьем и не унывает в несчастии”»1. А уже в XIX в. слово равнодушие приобретает «новый семантический оттенок. Равнодушие выражает холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие. В связи с этим и равнодушный становится синонимом слов холодный, безразличный, индифферентный»2.

Равнодушие в православном Нравственном богословии

Несмотря на то, что смысл термина «равнодушие» со временем менялся, и в своем современном значении он стал использоваться, относительно недавно (по меркам истории), обозначаемое им состояние привлекало внимание пастырей и проповедников Церкви с раннехристианских времен.

В современной православной публицистике понятие «равнодушие» подчас понимается в значении «теплохладность» («знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16). В частности, в небольшой статье («О духовных ошибках воцерковленных людей: “религиозное равнодушие” и как от него избавиться?») прот. Андрей Чиженко указывает на религиозную индифферентность современного человека3. Некоторые авторы рассматривают толерантность, как теплохладность относительно моральных и нравственных норм в современном мире. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в 2009 году указывал на разницу между смирением и равнодушием4. Ключевым отличием смирения, по мнению владыки, является осознание своей грешности и ничтожности перед Богом, что отсутствует у людей равнодушных.

Равнодушие в современном смысле слова, если речь идет об отношении к другому человеку, может рассматриваться как антоним любви (к ближнему). В то время, как любовь предполагает активное стремление сотворить благо ближнему («кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:41)), равнодушие предполагает, что судьба ближнего меня не интересует. Разумеется, равнодушие не столь пагубно для христианина, как прямая ненависть к ближнему, так как не включает в себя активного желания зла. В этом смысле равнодушие может даже оказаться шагом в верном направлении, если отправной точкой явилась ненависть: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». (Рим.12:19). Однако это состояние нельзя считать нормативным для христианина.

Достойно замечания, что коннотация понятия «равнодушие (по отношению к ближним)» совершенно иная, нежели коннотация понятия «равнодушие (по отношению к греховным удовольствиям, к греховному деланию)», что можно сопоставить по смыслу с понятием свобода от греховной зависимости, от греха.

Цитаты о равнодушии

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Откр.3:15–16

«Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы».
преподобный Паисий Святогорец

«Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют, но ведут себя кротко и продолжают общаться с ним, то и суд совести развращается, ибо общественное мнение соглашается с его собственным развращенным мнением».
свт. Иоанн Златоуст


Примечания

1 В.В. Виноградов. Равнодушие // История слов. сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 781.

2 Там же. сл. 1867–1868, 4, с. 2.

3 Протоиерей Андрей Чиженко. О духовных ошибках воцерковленных людей: «религиозное равнодушие» и как от него избавиться?

4 Чем смирение отличается от равнодушия? Владыка Викентий ответил на вопросы телезрителей и радиослушателей в прямом эфире.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka