прот. Олег Корытко

Homo religiosus. На путях поиска истины

Источник

Авторский курс лекций по «Истории нехристианских религий»

Содержание

От автора

Глава I. История религий как учебный предмет в духовных школах §1. История религий как наука и учебный предмет История религий в светских учебных заведениях История религий в православном духовном образовании Различие позиций внеконфессионального и конфессионального подходов к изучению истории религий Учебный предмет и научная область истории религий Цель курса «История нехристианских религий» Задачи курса «История нехристианских религий» §2 Версии происхождения слова «религия» §3 Определение понятия «религия» и отличительные особенности религиозного мировоззрения §4 Миф как способ познания действительности Что такое миф? Время и пространство мифа Религиозный миф §5 Аспекты религии Литература: Глава II. Религиозные представления эпохи палеолита §1 Общие особенности палеолитической эпохи Временные рамки эпохи Что выделяло древнего человека из общего ряда окружавших его живых существ? §2 Свидетельства о религиозных представлениях эпохи палеолита Археологические данные о религиозных представлениях палеолитического человека Погребения Наскальная живопись Статуэтки эпохи палеолита Этнографическая и лингвокультурологическая реконструкция Литература: Глава III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита §1 Общие особенности мезолитической и неолитической эпох Хронологические рамки мезолита Достижения человека эпохи мезолита Хронологические рамки неолита Достижения человека эпохи неолита §2 Влияние хозяйствования и быта человека на религиозную практику Общая характеристика хозяйствования и быта человека эпохи неолита Влияние охоты на религиозную практику Развитие сельского хозяйства и его влияние на религиозную практику Использование металлов и его влияние на религиозную практику §3 Религиозные памятники эпохи неолита Литература: Глава IV. Шаманизм §1 Определение и происхождение термина «шаманизм» Шаманизм как архаическая психотехника §2 Космологические представления Представления о двухчастном и трёхчастном делении мира Символика центра мира Образ Вселенной как жилища. Imago mundi §3 Шаман: призвание и посвящение Избрание шамана Мистическое посвящение шамана Ритуал шаманской инициации §4 Внешний вид шамана: символика шаманского наряда и бубна Ритуальный костюм шамана Бубен шамана §5 Социальная роль шамана и религиозная практика Социальные функции шамана Религиозная практика шаманизма Литература: Глава V. Мегалитическая религия §1 Типы мегалитических памятников §2 Символика мегалитических построек Связь мегалитических построек с культом мёртвых Астрономическая функция мегалитов §3 Ритуалы мегалитической религии Отражение культа женского божества в мегалитических постройках Влияние культа женского божества на другие религиозные практики «Глазастая» богиня Литература: Глава VI. Древнекитайские религиозные представления §1 Своеобразие китайской религиозности §2 Палеолитические и неолитические культуры Китая §3 Сведения из традиционной китайской историографии о начале истории страны §4 Династия Шан §5 Династия Чжоу §6 Религиозные новшества Чжоу-Гуна и традиционные древнекитайские мировоззренческие категории §7 Древнекитайская космология и антропология §8 Древнекитайская религиозная практика Литература: Глава VII. Конфуцианство §1 Конфуцианство как особый духовно-культурный феномен Происхождение и первые годы жизни Вступление в брак Начало карьеры Учительство Государственная служба Последние годы жизни: странствия, учительство, писательство Духовное наследие и воспоминания современников §3 Ключевые тексты конфуцианской традиции §4 Учение Конфуция Конфуцианская метафизика Гносеологические основания конфуцианской этики «Благородный муж» как исполнитель Воли Неба Основные добродетели «благородного мужа» Этика социально-политических отношений в конфуцианстве Концепция общественно-государственной реформы §5 Конфуцианская ритуальная практика §6 Конфуцианство в истории Китая Литература: Глава VIII. Даосизм §1 Общая характеристика даосизма §2 Лао-цзы как основатель даосизма §3 Основные принципы даосизма в период его доктринального становления §4 Ключевые тексты даосизма §5 Основные категориальные понятия и божества в даосизме Категория Дао Божества даосского пантеона Категория ци §6 Космология даосизма §7 Антропология и «сотериология» даосизма Цель жизни человека Представления о жизни и смерти человека Пути достижения единства с дао Поиски эликсира бессмертия «Внутренняя алхимия» Типы бессмертных в даосизме §8 Жизненные принципы и этические нормы даосизма §9 Литургическая практика и частные обряды в даосизме Литература: Глава IX. Синтоизм §1 Религия древних японцев: немного предыстории §2 Ками §3 Ключевые тексты для традиции синтоизма §4 Синтоистская мифология Теогония и космогония Начало Вселенной Появление японских островов Попытка «сотериологического» подвига Спуск в подземный мир и его последствия Ритуальное очищение и завершение формирования пантеона Божественная природа власти §5 Люди и боги в синтоизме §6 Нормы поведения и синтоистские ритуалы §7 Синтоистское общественное богослужение §8 Синто: взгляд сквозь века Литература: Глава X. Религия и культура Шумера §1 Общие замечания о шумерской цивилизации §2 Шумерский пантеон и система религиозных взглядов §3 Шумерские мифы о происхождении Вселенной и человека Шумерская космология Антропология Шумерская «сотериология» §4 Религиозные ритуалы в Древнем Шумере Литература: Глава XI. Религия и культура Аккада §1 Общие замечания о культуре Аккада §2 Аккадский пантеон и система религиозных взглядов §3 Аккадская мифология Космология и антропология. Поэма «Энума элиш» «Сотериология». «Эпос о Гильгамеше» §4 Религиозные ритуалы в Древнем Аккаде Литература: Глава XII. Религия и культура Древнего Египта §1 Общие замечания о цивилизации Древнего Египта §2 Специфика религиозных представлений в Древнем Египте §3 Ключевые сакральные тексты для древнеегипетской религиозной традиции §4 Космологические и антропологические представления древних египтян Теогония и космогония Гелиопольская традиция Гермопольская традиция Мемфисская традиция Антропология §5 Древнеегипетская «сотериология» §6 Ритуальный характер власти фараона и его место в религиозной практике Литература: Глава XIII. Религия и культура Хеттов §1 Общие замечания: свидетельства о хеттах §2 В поисках утраченной прародины §3 Краткий очерк хеттской истории Периодизация хеттской истории Куссарское царство Древнее царство (ок. 1740–1460 гг. до н. э.) Хеттская империя (ок. 1460–1215 гг. до н. э.) Движение «народов моря» и крах империи хеттов §4 Влияние соседей и смешение культур §5 Хеттский пантеон и религиозные представления Местные культы Государственная религия §6 Ключевые хеттские мифы Миф о Телепинусе Миф о битве бога Грозы с Иллуянкой Миф «О царствовании на небесах» «Песнь об Улликумми» §7 Храмы и религиозная практика хеттов Литература: Глава XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья §1 Общая характеристика региона и его жителей §2 Амореи и финикийцы: купцы, изобретатели и мореходы §3 Основные источники сведений о культуре и религиозных традициях Ханаана §4 Религиозные представления жителей Ханаана. Пантеон §5 Ханаанская мифология Возвышение Баала Дворец Баала Баал и Муту §6 Ритуальная практика в Древнем Ханаане Литература: Глава XV. Религия и культура Эгейского Мира в III–II тысячелетиях до нашей эры. Крито-Микенская цивилизация §1 Общая характеристика региона и его жителей §2 История исследований Эгейского региона §3 Культура Кикладских островов §4 Минойская цивилизация. Крит в эпоху бронзового века §5 Критская религиозная символика и проблемы её интерпретации §6 Минойский культ быка и связанные с ним ритуалы §7 Критская мифология Рождение и воспитание Зевса Зевс и Европа Минос и Пасифая Лабиринт Минотавра и нить Ариадны §8 Погребальный культ и критские обряды §9 Микенская культура Литература: Глава XVI. Религия Древней Греции §1 Очерк истории и культуры Древней Греции §2 Религиозные представления древних греков Представления о богах Пантеон Олимпийские боги «Младшие» боги Герои как существа особой богочеловеческой природы §3 Ритуалы. Календарь и ритм греческих праздников §4 Космологические представления древних греков Пеласгический миф Гомеровский и орфический мифы Олимпийский миф §5 Древнегреческая антропология. Представления о загробном мире §6 Древнегреческая религия и древнегреческая философия Литература: Глава XVII. Элевсинские и Дионисийские мистерии §1 Феномен мистерий §2 Миф о Деметре и Персефоне как идейная основа Элевсинских мистерий §3 Публичные элементы Элевсинских мистерий §4 Тайные действия и смысл Элевсинских мистерий §5 Дионис как центральный персонаж Дионисийских мистерий §6 Мифы о происхождении Диониса §7 Культ Диониса. Вакханалии Литература: Глава XVIII. Религия Древнего Рима §1 Периодизация истории религиозных представлений Древнего Рима §2 Религиозные представления до начала правления царей из династии Тарквиниев (до 616 г. до н. э.) §3 Характеристика религиозных представлений со времени правления царей из династии Тарквиниев до начала Пунических войн (616–264 гг. до н. э.) §4 От Пунических войн до конца республики (264–30 гг. до н. э.) §5 От начала империи до Миланского эдикта (30 г. до н. э. – 313 г.) §6 Мифологические сюжеты возникновения Рима Знамение с жертвоприношением Основание города Лавиниума и сопутствовавшие этому знамения Основатели Рима Начало Вечного города Организация жизни города Похищение сабинянок, война и союз с соседними племенами §7 Древнеримский пантеон §8 Жречество и ритуальная практика Жреческие коллегии §9 Праздники в Древнем Риме Литература: Глава XIX. Религиозно – культурная ситуация в Древней Индии §1 Гипотезы о происхождении древнеиндийской цивилизации Протоиндийская (Хараппская) цивилизация Религия Вед §2 Общая характеристика религиозных представлений §3 Краткая характеристика каждой из четырёх Вед §4 Пантеон Вед §5 Космология Вед §6 Этико-социальное учение Вед Литература: Глава XX. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад §1 Хронологические границы брахманической религии. Варновое деление общества §2 Священные тексты брахманизма §3 Мировоззренческие особенности брахманизма в области космологии Что есть сущее? Абсолютное, божественное бытие Бог, человек, мир Ключевые понятия §4 Религиозно-философские школы брахманизма Характеристика шести ортодоксальных даршан §5 Место и значение ритуала в брахманической религии Основные ритуальные практики Бытовые, частные ритуалы Торжественные ритуалы Обряд сооружения алтаря Агни Ритуальное сотворение мира: ашвамедха и пурушамедха §6 Аскетическая практика в брахманизме Литература: Глава XXI. Индуизм §1 Индуизм – ответ на кризис брахманической религии Кризис и появление новых духовных учителей Индуизм – преемник брахманизма §2 Общие характеристики корпуса текстов смрити Сутры Эпосы (эпические произведения) Пураны §3 Индуистский пантеон Культ Брахмы Вишнуизм Шиваизм Женская сакральность в индуизме §4 Представления о космологии и хронологии в индуизме §5 Религиозно-философские школы индуизма Адвайта- веданта Вишишта-адвайта-веданта Двайта-веданта §6 Этико-социальное учение и религиозная практика индуизма Этика индуизма Дхараны Ашрама – дхарана, фиксирующая периоды жизни Ритуалы Литература: Глава XXII. Буддизм §1 Предпосылки возникновения буддизма §2 Будда: легенда и реальность Проблемы датировки жизни основателя буддизма Происхождение и первые годы жизни Будды Брак и семья Сиддхартхи Судьбоносные встречи Отречение от прошлой жизни Обретение просветления – бодхи Выход на проповедь «Три сокровища» буддизма Завершение земного пути Гаутамы §3 Буддийский священный канон Палийский канон и его разделы Иные варианты буддийского канона Жизнеописания Будды Буддийская литература сутр и шастр §4 Доктрины буддизма «Религия без бога» и буддийские божества Буддийская онтология Дхармы Скандхи Что есть «я»? «Личность лишь имя» Шесть возможных форм рождения Буддийская космология и священная география Буддийское представление о структуре мира Устройство мира форм Представление о законах бытия и времени Карма Бытие Вселенной Временные периоды Антропология и перспективы человечества Человеческое бытие: актуальное состояние, его причины, цель и способы её достижения Первая Благородная Истина: истина о страдании Вторая Благородная Истина: истина возникновения страдания Третья Благородная Истина: истина прекращения страданий Четвёртая Благородная Истина: истина Пути §5 Религиозная практика в буддизме §6 Религиозно-философские течения в буддизме Что есть идеальная личность и каковы смысл и цель её жизни? Какова сущность Будды? Тантрический буддизм (Ваджраяна) Методы Ваджраяны Шамбала §7 Статистические данные о количестве буддистов Литература: Глава XXIII. Ислам §1 Арабы и Аравия в доисламский период §2 Религиозно-социальная ситуация в Аравии VI–VII вв. Возникновение ислама Христианство в Аравии Иудаизм в Аравии Местные политеистические культы Святилище Мекки Социальная организация жизни арабов Ханифы «Пророки» доисламского арабского мира §3 Мухаммад – посланник Аллаха и основатель ислама Исторические источники о жизни Мухаммада Происхождение Мухаммада Детство основателя ислама Первый брак Мухаммада Жизнь Мухаммада до 40 лет Первое откровение в жизни Мухаммада Начало проповеди в Мекке Выход с проповедью за пределы Мекки Значение Хиджры для развития ислама Военные столкновения сторонников и противников Мухаммада Последний год жизни Мухаммада §4 Коран Характеристика структуры и содержания Корана Специфика чтения Корана Восприятие Корана мусульманами Проблемы сохранности текста Корана Появление кодекса Усмана Хронология коранических аятов Современный порядок сур в Коране «Отменяющие» и «отменённые» аяты в Коране §5 Сунна Форма и содержание Хадисы: структура, содержание, история записи Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов Значение Сунны в жизни мусульманина §6 Вероучение. «Шесть основ веры» Иман «Шесть основ мусульманской веры» 1) Вера в Аллаха 2) Вера в ангелов 3) Вера в Писания 4) Вера в посланников Образ пророка Исы (Иисуса) в исламе Мухаммад и другие посланники Аллаха 5) Вера в Судный день Мусульманские представления о посмертных блаженствах и страданиях 6) Вера в предопределение Проблема свободы воли разумных существ в исламской доктрине предопределения Вера в предопределённость и наличие зла в мире §7 Этика и практика мусульманского благочестия. «Пять столпов ислама» 1. Таухид Джихад как форма таухида 2. Намаз 3. Закят 4. Ураза 5. Хадж Оформление норм исламской морали §8 Исламское право Шариат. Источники исламского права Регламентация поведения мусульман Различные школы исламского права Ваххабизм Ислам и запрет на художественные изображения §9 Суфизм – мистический ислам Философия суфизма «Стоянки» на пути суфия Суфийские братства §10 Течения ислама §11 Статистические данные Литература: Глава XXIV. Иудаизм §1 Еврейство: религия и культура §2 От начала истории еврейского народа до «конца дней» Проблема периодизации истории еврейского народа Талмудический период (70 г. – VI в.) Еврейская государственность на рубеже нашей эры Национальные религиозные школы в Палестине Еврейские центры в Месопотамии Раввинистический (постталмудический) период (VII–XIX вв.) Формирование раввината Еврейская диаспора в различных странах Европы Появление новых направлений иудаизма Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – наст. вр.) Движение за возвращение на историческую родину Зарождение сионизма Трагедия еврейства XX в. и создание еврейского национального государства Субэтнические группы евреев §3 Ключевые книги иудаизма Танах Талмуд Другие значимые книги §4 Основные вероучительные положения иудаизма §5 Иудейские традиции Обрезание Бар-мицва Шаббат Кашрут Сохранение особого внешнего вида Праздники Памятные даты – «полупраздники» §6 Конфессиональная ситуация в иудаизме Ортодоксальный иудаизм Реформистский иудаизм Консервативный иудаизм Караимы §7 Иудейский мистицизм §8 Статистические данные Литература: Заключение Библиография Научная литература На русском языке: На иностранных языках: Источники  

 

В основе настоящего издания лежит курс лекций по предмету «История религий», читаемых автором, протоиереем Олегом Корытко, в Сретенской духовной семинарии на протяжении более 15 лет.

Цель книги – показать разнообразие форм и всеобщность религиозных поисков человека и тем самым продемонстрировать, что религиозность является неотъемлемым качеством каждой души, органичным свойством самой человеческой природы. Издание иллюстрировано, снабжено справочным аппаратом (библиографией, схемами, таблицами) и адресовано не только студентам православных духовных учебных заведений, но и всем, кто стремится получить более обширные знания о фундаментальных основах человеческой культуры, духовных идеях и смыслах, запечатлённых в тех религиозных традициях, которые оказали самое значительное влияние на формирование духовного и культурного облика человечества.

От автора

Данная книга – плод долгих преподавательских и исследовательских трудов – родилась из курса лекций, читаемых мною в Сретенской духовной семинарии по предмету «История религий» на протяжении вот уже более 15 лет. Предполагаю, что, прочитав эти строки и взглянув на имя автора, человек светский, не имеющий отношения к системе религиозного образования, а возможно, и вовсе равнодушный к религии, поспешит отложить книгу в сторону, решив, что настоящее издание – очередной труд по обличительному богословию, отличающийся предвзятым, заведомо критическим отношением к описываемым нехристианским традициям. Но эта книга не об этом.

Её цель – показать разнообразие форм и всеобщность религиозных поисков человека и тем самым продемонстрировать, что религиозность является неотъемлемым качеством каждой человеческой души, органичным свойством самой человеческой природы.

Homo religiosus (лат. «человек религиозный»)1, в отличие от других известных науке homines, существовал всегда, на протяжении всей истории человечества, поскольку вопрос преодоления относительности бытия волновал людей искони. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные археологические находки, относящиеся к самым ранним эпохам человеческой истории.

Особо хотелось бы отметить, что в книге не обсуждается вопрос обоснованности и справедливости той или иной теории происхождения человека, хотя у автора, православного христианина, разумеется, нет никаких сомнений в том, что человек создан по образу и подобию Божию и является венцом Божественного творения.

На протяжении веков люди отказывались примириться с мыслью о конечности своего существования и стремились найти способ превозмочь ограниченность их личности рамками земной жизни. Взирая на тысячелетний путь, пройдённый homo religiosus, мы видим, что религиозные искания человека не были простыми и шли подчас весьма тернистыми путями. Нельзя сказать, что эти поиски были бесплодными и не имели совершенно никакой духовной ценности.

Но у читателя, взглянувшего на содержание данной книги, может возникнуть закономерный вопрос: почему из повествования о религиозной истории человечества выпало христианство?

В значительной степени это было обусловлено «техническими» причинами, поскольку данный преподаваемый курс «История религий» изучается в духовной семинарии, где ознакомление с христианской традицией происходит в рамках разнообразных богословских, филологических и исторических дисциплин.

Но в данном случае важно подчеркнуть другое. Для меня как православного христианина история духовных поисков человечества лапидарно выражается в одной фразе: человек отчаянно искал Бога – и Бог нашёл человека во Иисусе Христе. Именно во Христе обретают смысл и ценность все религиозные поиски человечества от начала времён и по сей день.

Разговор о христианстве – это, конечно же, отдельная тема, заслуживающая глубокого и вдумчивого размышления, и сегодня, к счастью, существует немало достойных трудов, способных помочь ищущему уму в этом вопросе2. Кроме того, следует честно признать, что рассмотрение христианского учения в контексте личного религиозного опыта, коим неизменно руководствуется любой верующий христианин в разговоре о своей вере, неизбежно переводит нас в совершенно иную плоскость, на иной стиль и язык изложения материала – на язык богословия и субъективного переживания, что едва ли уместно в религиоведческом труде.

Поэтому данная книга – всего лишь о первой части приведённой выше фразы: о духовных дерзаниях человечества вне Христа. Безусловно, в рамках заданного формата представляется крайне затруднительным рассказать обо всех религиозных учениях и духовных практиках, когда-либо существовавших в истории или ныне существующих. В данной книге речь пойдёт только о наиболее значимых религиозных феноменах, которые обязательно следует иметь в виду, когда мы говорим о духовно-культурном наследии человечества.

При написании книги были использованы работы известных отечественных и зарубежных исследователей в области истории, философии, культурологии, филологии и религиоведения: И.А. Ильина, С.Л. Франка, прот. С. Булгакова, М. Элиаде, Сало У. Барона, С. Дубнова, А. Мюллера, В.В. Лебедева, Э.Р. Кулиева, А. Шиммель, Е.А. Торчинова, В.С. Семенцова, Г.М. Бонгард-Левина, М.Ф. Альбедиль, С. Радхакришнана и многих других замечательных учёных.

Вкратце хотел бы пояснить некоторые особенности структуры и оформления текста данной книги. Изложение материала в ней подчинено не столько хронологическо-географическому принципу (выдержать который до конца едва ли возможно, ибо некоторые религии существовали одновременно в разных частях мира), сколько методической задаче: дать очерк религиозных идей и практик, их взаимных влияний и изменений от самых древних времён до современности. Именно этим определяется тот факт, что главы, посвящённые индуизму и буддизму, помещены не вслед за описанием религиозной ситуации в Древнем Китае и Японии (как это обычно бывает в учебных пособиях), а последуют описанию развития религиозных традиций в Индии (где и возник буддизм). После этого идут главы, посвящённые исламу и иудаизму, религиям, сформировавшимся позднее упомянутых выше. Кроме того, перечисленные традиции являются наиболее «влиятельными» в современном мире, поэтому они и завершают содержательную часть книги.

Текстовой материал дополняют иллюстрации и фоновые вставки, в которых в доступной форме излагаются интересные исторические факты, оригинальные исследовательские концепции, сведения о важных культурно-исторических объектах, имеющих большое религиозное значение, этимологии отдельных слов и понятий и др. Фоновые вставки – это информация, скажем так, для любознательных. В блоках, не выделенных цветом, приводятся определения, требующие специального пояснения, а также даются сведения, дополняющие содержание основной части текста. Кроме того, там, где это необходимо, некоторые главы снабжены таблицами, схемами и картами. В книге принята система внутренних ссылок с указанием названия конкретной главы или параграфа.

Выход данной книги в свет был бы невозможен без поддержки Преосвященного епископа Тихона (Шевкунова), ректора Сретенской духовной семинарии; О.Ю. Васильевой, доктора исторических наук, профессора; В.В. Лебедева, доцента кафедры арабской филологии ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова; В.В. Кравчук, доцента кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС, и многих других неравнодушных людей, которым я выражаю свою искреннюю признательность.

Надеюсь, что предпринятый автором труд будет интересен самой широкой аудитории и с благосклонностью будет воспринят как моими коллегами, так и светскими специалистами в области истории, культурологии и религиоведения, равно как и представителями описываемых в книге религий.

Протоиерей Олег Корытко, кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии г. Москвы

* * *

1

Автором термина является известный религиовед М. Элиаде (1907–1986).

2

Среди них особое место занимают работы Преосвященного митрополита Илариона (Алфеева), в которых доступно для сознания современного человека изложено учение Христово; при этом, что принципиально важно, без потери глубины темы. Я благодарю Бога за то, что мне посчастливилось работать вместе с этим автором во время создания книги «История религий». (См. Иларион (Алфеев), митр., Корытко О., прот., Васечко В., прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016.)


Источник: Homo religiosus: на путях поиска истины : Авторский курс лекций по "Истории нехристианских религий" / Прот. Олег Корытко. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. - 831 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle