прот. Олег Корытко

Источник

Глава XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья

§1 Общая характеристика региона и его жителей

В данной главе речь пойдёт о регионе, который можно назвать, пожалуй, самым богатым и в то же время самым политически нестабильным регионом «благодатного полумесяца». Этот регион, ставший ядром современного Ближнего Востока, располагался на восточном побережье Средиземного моря и носил в древности название «Ханаан».

В настоящее время исторический Ханаан – это территория государств Сирии, Ливана, Иордана и Израиля.

Ханаан – библейская «земля обетованная», куда, согласно указаниям ветхозаветной книги Исход, стремился попасть еврейский народ из Египта, – в древности был населён преимущественно семитскими племенами (финикийцами, амореями, арамеями, моавитянами), пришедшими в эти земли ок. IV тыс. до н. э. Кроме семитов в регионе проживали также представители других языковых групп: хетты, хурриты, иевусеи371 и филистимляне. Итак, к середине II тыс. до н. э. Ханаан представлял собой настоящий плавильный котёл различных этносов и культур.

Название же «Ханаан» не указывает на некую политическую или национальную общность, ибо в политическом отношении Ханаан никогда не был единым государственным образованием и являл собой целый ряд постоянно враждовавших между собой городов-государств. Таким образом, термин «Ханаан» довольно условен и имеет, скорее, географическую привязку. Им обозначается главным образом историческая территория от реки Иордан к западу до Средиземного моря.

В исторических памятниках, в частности в древнеегипетских хрониках, ханаанеем называли любого, кто проживал на территории Ханаана вне зависимости от этнической принадлежности человека372.

Большинство учёных склонны полагать, что слово «Ханаан» происходит от семитского слова kĕna’an, обозначавшего в сочетании ’ārāṣ kĕna’an – «страну пурпура»373. Жители этого региона занимались добычей морских моллюсков и получением из них пурпурной краски, которая на Востоке ценилась чрезвычайно высоко, а ткани, окрашенные в пурпур, считались в Древнем мире предметом роскоши.

Изобретателями технологии добычи пурпура из моллюсков считаются жители Северного Ханаана – финикийцы, получившие такое название от греков благодаря основному предмету своего производства и торговли – багрянице (ср. др.-греч. φοίνιξ«багряный»)374.

О производстве пурпура

Пурпур [лат. purpura, греч. πορφύρα) – цвет от багряного до ярко-фиолетовых оттенков. Главными центрами производства пурпура были финикийские города Тир и Сидон.

Популярность финикийского пурпура объясняется в первую очередь его качеством и умением мастеров добиваться необычных оттенков. Самыми качественными и красивыми считались тирские ткани: они долго сохраняли цвет после стирки и не выгорали на солнце.

Процесс производства пурпура был чрезвычайно трудоёмким. К примеру, для покраски 1 кг тонкой шерстяной ткани требовалось около 200 г пурпурной краски, для получений которой необходимо было переработать примерно 30.000 моллюсков.

Себестоимость пурпурных тканей была сравнима с ценностью золота. Для того чтобы реально представить себе дороговизну пурпурных тканей, достаточно сказать, что при пересчёте на современные деньги один фунт шелковой ткани [ок. 0,45 кг], окрашенной в пурпур, стоил бы около 28 тысяч долларов375.

Именно поэтому носить одежду из пурпурных тканей было привилегией лишь богатых и знатных людей: императоров, жрецов и сановников. Пурпурная ткань считалась отличительным признаком и символом верховной власти.

Кроме того, пурпур использовали не только для окрашивания тканей, но и для изготовления косметики и красок для живописи.

На страницах Священного Писания мы находим много упоминаний о взаимоотношениях израильтян и ханаанеев, о глубокой вражде, существовавшей между этими народами. Именно благодаря Библии исследователям удалось немало узнать, например, о таких религиозных традициях Ханаана, как человеческие жертвоприношения и ритуальная проституция. Конечно, высокий градус ненависти, которую испытывали евреи к жителям Ханаана, не всегда позволял израильтянам адекватно воспринимать своих соседей. Поражают непреклонность и яростное упорство, с которыми евреи пытаются противопоставить себя ханаанеям, несмотря на несомненную культурную общность и принадлежность к одной языковой группе. Для богоизбранного народа такое последовательное противопоставление было вопросом цивилизационного выживания и формирования собственной национальной и духовной идентичности. В противном случае это грозило бы им постепенным слиянием с конгломератом многочисленных племён376, имена которых давно изгладились из памяти людей и остались лишь в исторических исследованиях по библеистике377.

Кроме того, термин ханаанеи часто используется в текстах Ветхого (см. Притч.31:24) и Нового Заветов (см. Деян.11:19, 15:3, 21:2) также в значении «торговец», «купец»378. В связи с этим важно отметить, что израильтяне использовали наименование ханаанеи в первую очередь применительно к жителям Северного Ханаана – финикийцам.

Среди всего разнообразия племён, населявших древнюю землю Восточного Средиземноморья, именно этот народ – финикийцы – заслуживает отдельного рассмотрения и особого внимания как с точки зрения немалого экономического влияния, которое он оказывал на своих соседей, так и с позиции того значимого вклада, который финикийцы внесли в мировую культуру. Именно поэтому большая часть данной главы будет посвящена обзору духовных традиций и религиозной практики финикийцев.

Но прежде чем перейти к рассмотрению духовного и культурного наследия Финикии, скажем несколько слов об истории появления первых поселений людей на территории Восточного Средиземноморья и о культурно-цивилизационном положении региона.

§2 Амореи и финикийцы: купцы, изобретатели и мореходы

История этой земли необычайно богата. Первые поселения людей в Палестине (южная часть Ханаана) относятся ещё к 780 тыс. лет до н. э. и дают важнейшие археологические свидетельства об использовании в то время человеком огня379. Мезолитическая и неолитическая эпохи наступили на Ближнем Востоке достаточно рано. Именно в этом регионе человек впервые начал осваивать земледелие и одомашнил собаку380. Уже в начале VII тыс. до н. э. на территории встречаются достаточно крупные городские поселения, такие, например, как Иерихон, который по сей день считается учёными древнейшим непрерывно населённым городом на земле381.

На рубеже IV–III тыс. до н. э., то есть в самом конце медного века, на территории Восточного Средиземноморья устанавливается культурное господство семитских племён. От этой эпохи остались следы развитых цивилизаций городского типа с преимущественно агрокультурной формой хозяйствования (например, Иерихон).

Ок. 2200 г. до н. э. цивилизация раннего бронзового века разрушена амореями382 – западно-семитской народностью. Они пришли со стороны Ливанских гор и сирийских степей, завоевали Аккадское царство, образовав на его обломках Вавилонское государство. Шумеры называли амореев марту, аккадцы – амурру (что в переводе значит «западные люди»), а сами амореи именовали себя сутиями, то есть потомками легендарного праотца Суту (библейского Сифа). Они были кочевниками, жили скотоводством и отчасти земледелием. Осев на завоёванных землях, постепенно переняли образ жизни покоренных народов и усвоили культурные достижения шумеро-аккадской цивилизации.

Среди правителей Вавилонского царства из аморейской династии самым известным представителем был царь Хаммурапи-законодатель.

Старейшим аморейским городом был Угарит383, создавший свою уникальную богатую материальную и духовную культуру. Первые поселения начали возникать на этой территории ещё в эпоху неолита. В середине II тыс. до н. э. наступает расцвет Угаритской цивилизации, что произошло во многом благодаря выгодному географическому положению города, находившемуся на перекрёстке торговых путей. Несмотря на экономическую силу и торговое могущество384, город, как и большинство городов Ханаана, никогда не был независимым. Одно время он находился в вассальной зависимости от Египта, являясь стратегической северной крепостью на границе с Хеттским царством, а затем вошёл в состав Хеттской империи, которой исправно платил дань и которую обеспечивал военными кораблями и армией. Под натиском «народов моря», сокрушивших могущественную Хеттскую державу, Угарит был полностью разрушен в 1180–1175 гг. до н. э., то есть в конце II тыс. до н. э., но оставил после себя немало интересных письменных памятников, в том числе и религиозно-мифологического характера, проливающих свет на религиозные представления народов Северного Ханаана. Впоследствии город в результате землетрясений опустился под воду, что позволило сохраниться многим памятникам истории и культуры, в том числе библиотеке из глиняных табличек.

Об угаритском письме

Угаритянам принадлежит честь первой попытки создать некое подобие алфавитного письма. В науке этот тип письма получил название «квазиалфавитное письмо». По существу, оно всё же является слоговым, поскольку создано на базе клинописных знаков. В угаритском «алфавите» 30 знаков (в сокращённом варианте – 22, как и в финикайском), и их порядок весьма напоминает более поздний западно-семитский алфавит.

По мнению ряда учёных (С. Гордон, Й. Фридрих), финикийско-еврейский алфавит представляет собой более поздний вариант первоначального угаритского письма.

Как уже было сказано выше, Ханаан не представлял собой единого народа, а был конгломератом семитских племён, близких по языку и культуре и формирующих так называемую «ханаанскую культурную среду»385.

Среди всего разнообразия племён, проживавших на территории Ханаана, самым примечательным с точки зрения вклада в сокровищницу человеческой культуры был финикийский народ.

Финикийцы установили своё прочное культурное доминирование на всём Восточном Средиземноморье во II тыс. до н. э., что совпадает по времени с крахом цивилизации хеттов386 в результате нашествия «народов моря» в 1200-х гг. до н. э. Финикийские города практически не пострадали от этих мощных движений ариафонных этносов и, воспользовавшись политическим и экономическим ослаблением соседних держав, сумели распространить своё влияние не только на территории Ханаана, но и далеко за его пределами.

Рис. 41. Развалины Карфагена. Современный вид.

Будучи отважными мореплавателями, финикийцы первыми занялись колонизацией побережий Средиземного моря, в результате чего появились колонии в Северной Африке (Карфаген)387 и на близлежащих островах, а также на Иберийском полуострове (Таршиш)388. Они прошли за Столбы Мелькарта (Гибралтар) и основали поселения на территории Атлантического океана. Как сообщает Геродот, по приказу фараона Нехо II финикийские моряки около 600 г. до н. э. совершили плавание вокруг Африки, на что ушло целых три года.

Столь дальние путешествия предпринимались главным образом ради торговли. Развитие торговых отношений с новыми городами и народами сделало приморские города (Тир, Библ, Сидон) баснословно богатыми. Основными предметами торговли были рабы, оружие и, разумеется, предметы роскоши, в первую очередь – пурпурные ткани и косметика. Финикийцам человечество обязано и изобретением монеты как платёжного средства.

Но главным достижением финикийской цивилизации стало, конечно же, изобретение алфавитного консонантного письма.

О создании алфавита

Активная торговля финикийцев с Месопотамией и Египтом вынуждала финикийских купцов в равной степени владеть как иероглифическим, так и клинописным письмом своих соседей. Но обе системы письменности были чрезвычайно громоздки и сложны в использовании.

Назрела объективная необходимость в упрощении системы письменной коммуникации между людьми. Учёные до сих пор спорят об источниках, вдохновивших финикийцев на создание буквенного письма, в основе которого простой принцип: один звук – одна буква. Сегодня существует немало версий относительно происхождения семитского алфавита: египетская, крито-микенская, угаритская и др., но наибольшее распространение получила так называемая «египетская» теория.

Финикийцы могли заимствовать у египтян саму идею консонантного письма, поскольку у египтян не существовало специальных знаков для обозначения гласных. Кроме того, по мнению ряда известных египтологов (А. Гардинера, К. Зете, В.В. Струве), многие знаки финикийского буквенного алфавита даже по своему внешнему виду весьма напоминают египетские полускорописные знаки. По всей видимости, от египтян финикийцы заимствовали и акрофонический принцип, в соответствии с которым слово, начинающееся определённым согласным, давало название и всей букве (ср.: ’alp – «бык» дало название букве «алеф», baĭt – «дом» – b «бейт»).

От угаритской же письменности финикийцы, вероятно, переняли порядок буквенных знаков.

Итак, на смену сотням сложных знаков приходят простые по внешней форме и однозначные по смыслу знаки количеством в два-три десятка. Данный принцип, сократив до минимума количество запоминаемых знаков, сделал грамотность более доступной.

Одним из самых древних из дошедших до нас текстов, написанных семитским буквенным письмом, является надпись на саркофаге царя города Библа Ахирама (см. рис. 42).

Рис. 42. Саркофаг царя города Библа Ахирама с надписью – древнейший текст, написанный семитским буквенным письмом

Таким образом, алфавит стал результатом упрощения системы коммуникации между цивилизациями, говорящими на разных языках. Это одно из выдающихся культурных открытий человечества произошло на территории Сирии и Ливана около 1600 г. до н. э.389

Именно к финикийскому письму восходит греческий алфавит, а через него и все европейские алфавиты.

В конце II тыс. до н. э. с севера через Анатолию и с запада со стороны Средиземного моря на территорию Ханаана пришли «народы моря», существенно изменившие этнический облик южной части региона. Вторжение ариафонных этносов в Ханаан произвело на регион эффект падения метеорита. На севере под их натиском была разрушена империя хеттов и процветающая цивилизация Угарита. На юге, остановленные фараоном Мернептахом, «народы моря» осели в пределах современных Израиля и Палестины, став впоследствии одним из центральных игроков на политической арене Ханаана – филистимлянами. Кроме того, значительные изменения в и без того пёструю этническую картину региона внесли пришедшие из египетской пустыни израильтяне, потеснившие культурные и религиозные позиции обитавших здесь народов.

§3 Основные источники сведений о культуре и религиозных традициях Ханаана

Важнейшими источниками сведений о культуре и религиозных представлениях жителей Ханаана являются для нас следующие исторические памятники:

Ветхий Завет – источник, как уже говорилось выше, с ярко выраженной полемической направленностью;

– «Финикийская история» Филона Библского (I–II вв.);

Фактически это перевод на греческий язык трёхтомного труда финикийского автора Санхуниатона, в котором изложены основные положения религиозных воззрений древних финикийцев.

– «О сирийской богине» Лукиана из Самосаты (II в.);

Рассказы об основных святилищах Сирии и Ливана, кому они посвящены и какие ритуалы там проводятся, а также краткое изложение легенд и преданий, существующих в связи с постройкой данных храмов.

сочинения Нонна из Панополя390 (V в.);

Содержат сведения о мистических и оргиастических культах античности.

– надписи из археологических находок;

– сохранившаяся библиотека Угарита, в которой нашли отражения более архаичные религиозные парадигмы.

К сожалению, в настоящее время не все тексты учёным удалось перевести, а переведённые отрывки часто не имеют согласования и перемежаются значительными лакунами. Тем не менее угаритские глиняные таблички являются самым ценным на данный момент источником сведений по мифологии Древнего Ханаана.

§4 Религиозные представления жителей Ханаана. Пантеон

Во что же верили древние ханаанеи? Учитывая всё разнообразие проживающих на территории Ханаана племён, сложно представить себе существование единого для всех жителей кодифицированного пантеона богов. Имена ханаанских богов и их статус в небесной иерархии варьировался в зависимости от времени и места. В этом разделе при изложении религиозных представлений древних ханаанеев мы будем ориентироваться на следующие две важнейшие традиции, оказавшие немалое влияние на духовную и культурную жизнь региона: угаритскую и финикийскую. Но даже при этом наложенном ограничении необходимо иметь в виду отсутствие единства внутри самой традиции. Так, например, в угаритских текстах мы находим множество вариантов одного и того же мифа, а списки богов и полагающихся им жертвоприношений далеко не всегда согласуются между собой.

Ключевым моментом, определяющим систему религиозных взглядов древних ханаанеев, было представление о божественном патронаже, о боге-покровителе всего народа (племени, города). Это представление вполне вписывалось в модель патрон-клиентских отношений между людьми и богами, распространённую на всём Ближнем Востоке. Патрон (бог) предоставляет людям ресурсы, «услуги» и всю необходимую помощь в обмен на их лояльность и поддержку. Вместе с тем сама идея бога-покровителя не исключала возможности существования иных богов, но гарантировала богу-патрону уникальное положение в небесной иерархии.

Небесная иерархия отражала устроение социальной лестницы в мире земном. На верху «небесной лестницы» находился бог-покровитель; на втором «ярусе» располагались космические боги, отвечающие за должное функционирование законов природы и мироздания (посылали дожди, обеспечивали светом и теплом землю, управляли солнцем и луной, следили за порядком в подземном мире и т. д.); третий «ярус» занимали божества, помогающие людям в обустройстве практических сторон их обыденной жизни (ремесла, торговля, деторождение и др.); на низшем «ярусе» находились так называемые боги-посланники, то есть «ангелы».

До настоящего времени не обнаружено ни одного цельного текста, в котором были бы отражены космогонические представления древних ханаанеев. Правда, имеются отдельные упоминания о творческих деяниях верховного бога.

Во главе пантеона находился бог, именуемый в угаритских текстах Илу, а в финикийских – Эль. Это имя является этимологически родственным древнееврейскому «Элохим» (см. Быт.1:1). Данное имя, вероятно, произошло от корня yl или wl, обозначающего «быть могущественным», а по другой версии – «быть изначальным».

По отношению к нему прилагается целый ряд эпитетов: «Всемогущий», «Бык», «Отец богов и людей», «Творец земли», «Царь» (букв. mlk [melek]), «Отец лет», «Святой и Крепкий», «Милосердный», «Мудрейший». Об Эле говорится, что «свою мудрость с вечной жизнью он обрёл»391.

Способ творения мира Элем в зависимости от того или иного мифа различается: в некоторых из них Эль создал всё сущее божественным словом392, в других – он производит тварь из глины, или праха земного393, в третьих же мифах творение осуществляется через соединение с женой Эля – Асират.

Имеется его изображение на стеле XIV в. до н. э., где он представлен сидящим на троне с большой бородой, в мантии и тиаре с бычьими рогами (см. рис. 43).

Рис. 43. Бог Эль на троне с большой бородой, в мантии и тиаре с бычьими рогами

Во всех списках Эль всегда упоминался первым, однако в большинстве мифов предстаёт как существо нерешительное и дряхлеющее. Некоторые боги даже относились к нему с презрением и пренебрежением. Очевидно, что в эпоху, отражённую в доступных нам текстах, Эль – это уже явный deus otiosus.

Его жёны – Асират и Анат – часто фигурируют в ханаанских мифах.

Асират (др.-евр. «Ашера», «Аштарет»)394 – воплощение женственности, богиня плодородия, подарила жизнь 70 богам, вскормила и воспитала первого царя людей – наследника богов. По мнению исследователей, имя богини восходит к древнему семитскому корню, означающему «место, священное место»395. По всей вероятности, Асират (Ашера) воспринималась ханаанеями персонифицированным храмом Эля, местом его постоянного божественного присутствия. В угаритских табличках Асират нередко именуется «милостью Эля», его «силой, миром и благодатью»396. Асират изображалась в виде богини, стоящей на спине льва или же в виде «древа жизни», по бокам которого стояли дикие горные козлы. Культ Асират был чрезвычайно популярен в ханаанском обществе, причём как среди знати, так и среди простых людей. Секрет этого, вероятно, кроется в том, что в Асират воплотились самые привлекательные черты её мужа – Эля: мудрость, милосердие, миролюбие.

Анат (Анаис, Танаис, Танит, Тиннит) – молодая богиня любви и войны. В соответствии с некоторыми источниками считалась также дочерью Эля и женой Баала. Отличалась особой кровожадностью, жестокостью и буйством плоти. Под её покровительством находились воины, которые в древних текстах нередко назывались «сынами Анат»397.

Главным соперником Эля в семье богов был Баал (Ваал) – бог грома, бури и плодородия (см. рис. 44, 45). Имя Баала буквально означает «господин, владыка». Он – представитель второго поколения богов, свергнувший власть отца и творца всего – Эля. Отняв у Эля жён, Баал прогоняет отца «в пропасть хаоса», «к истокам рек». Тем не менее Эль формально продолжает оставаться главой пантеона. Ханаанские мифы награждают Баала рядом красочных эпитетов: Баал-Шамем – «Владыка Небес», Баал-Хаммон – «Владыка Жара», Баал-Кадеш – «Святой Господин», Алийяну-Балу – «Силач Баал», Баал-Хадад – «Владыка Грома», Баал-Зебаб (Баал-Зби) – «Владыка Воинств»398. С образом Баала, по-видимому, совпадает образ Мелькарта (букв. «Царь города»).

Рис. 44. Баал. Фото автора

Яхве и Баал

Несмотря на то, что усилиями пророков имя Баала всячески дискредитировалось и «вытравливалось» из религиозного сознания евреев, а поклонение этому богу однозначно не одобрялось (см. Иер.7:9), во многих библейских текстах образ данного космического божества сохранился через заимствование и использование основных его характеристик в описании Яхве. Это наглядно можно увидеть на примере текста псалма 28, восходящего, по мнению многих исследователей399, к древнему ханаанскому гимну Баалу.

В финикийско-угаритских мифах наиболее частыми наименованиями Баала являются «Скачущий на Облаке», «Владыка Воинств», «Владыка Грома», «Владыка Неба», «Владыка Жара», появление которого сопровождается громом, а нередко и мощными землетрясениями:

«Баал воссел, как смелый, на горе, Хадад громыхающий, как медведь, на горе своей, Бог Цафон – на горе Могущества. Семь молний он метнул, восемь раскатов грома». (Из поэмы о любви Силача Баала и его сестры Анат)

Примечательно, что в псалме 17 Яхве описывается схожим образом: он восседает на херувимах (ср. с описанием Баала из поэмы о постройке дворца (I, 12–13): «На керубе восседая, мощно громыхает муж небесный!»), выпускает из ноздрей дым, а из своих уст – огонь, рассеивает по небу молнии (что, несомненно, отсылает к атрибутам ханаанского бога Грома и «Владыки Жара»). Атрибуты громового бога, ниспосылающего дождь, находим, в частности, также в книге Иова (Иов.38:25–26), в книге пророка Амоса (4, 7] и пророка Иеремии (25, 30).

Культ Баала был самым распространённым на территории Ханаана. В некоторых районах Сирии он был также известен под своим личным именем Хадад, или Адад («гром»). Этот молодой, сильный и смелый бог считался покровителем многих городов региона. Неслучайно именно с этим божеством связаны многочисленные сюжеты борьбы ветхозаветных пророков за чистоту веры в Израиле.

Рис. 45. Баал. Фото автора

Баал – одновременно сын Эля, поскольку тот «отец всех богов», и в то же время он именуется сыном космического бога второго ряда – бога сельского хозяйства, дождя и злаков Дагана (Дагона)400.

Имя этого божества401, по одной из версий, означает «колос», по другой, менее вероятной, – «рыба». Библия сообщает, что почитание Дагана было особенно распространено среди филистимлян402. Культ Дагана существовал и в Угарите, судя по тому, что один из главных храмов этого города был посвящён данному божеству.

Ещё одним важным персонажем ханаанского пантеона был бог Йамму (семитск. ym – «море»). Он – «Князь Моря, Правитель Реки», возлюбленный сын Эля, которому тот завещал свою власть. В одном из текстов он именуется «семиглавым драконом»403.

У Баала был ещё один брат и соперник – бог Муту («смерть») – божество смерти, владыка подземного царства. Как и все боги, Муту был рождён от Эля.

§5 Ханаанская мифология

Возвышение Баала

Текст, излагающий данный миф, сообщает о том, что Баал и его сподвижники неожиданно напали на Эля (Илу) в его дворце на горе Цафон. В результате «нечто» упало на пол, что обычно интерпретируется как оскопление верховного бога, т. е. лишение его власти.

Баал отнял у Эля жён и вынудил его бежать на край света, «к истокам рек», «в пропасть хаоса»404. Эль взывает о помощи к своим чадам. На помощь приходит Йамму и подносит ему крепкий напиток. Эль благословляет его, даёт ему новое имя и объявляет своим преемником, обещая построить ему дворец; и требует, чтобы Йамму прогнал Баала с трона.

До нас не дошёл фрагмент текста, в котором говорится о том, как это удалось сделать Йамму. Сообщается, что Йамму, который уже царствует, посылает посланцев к Баалу, обвиняя его в узурпации власти и заявляя о скором его уничтожении. Боги испуганы, но Баал возвышает свой голос и говорит: «Поднимите ваши головы, боги, и я сам устрашу посланцев Йамму!»

Сам Эль находится в это время на горе. Там же пребывают и многие боги. Однако, вероятно, это уже не Цафон. Далее указывается, что Эль принимает посланцев и ободряет их, указывая, что Баал – раб Эля и потому должен платить дань Йамму. Но поскольку Баал отказывается подчиниться, то они легко могут победить его.

Баал тем не менее готовится к сражению с Йамму. В этом ему помогает Анат405. Некое божественное существо Кусар-и-Хусас («Ловкий и Умелый») приносит две волшебные палицы, которые именуются «останавливающий» и «удаляющий» и летают как стрелы. Первая палица попадает Йамму в плечо, но не сбивает с ног. Вторая поражает его в лоб – и «Князь Моря» падает наземь. Баал убивает его, и богиня Асират (Ашера) просит Баала расчленить его тело и разбросать части.

В честь победы Баала Анат устраивает пир во дворце, во время которого двери запираются и внутри начинается кровавое побоище. Богиня Анат убивает стражу, солдат, стариков; она ходит по колено в крови и навешивает на себя отрубленные головы и руки своих жертв406.

После другой лакуны в тексте говорится, что Баал направил к Анат посланцев с дарами. Они извещают богиню, что война ненавистна Баалу, поэтому он призывает её опустить руки, дабы были принесены жертвы для установления мира и плодородия полей. Он передаёт ей также, что сотворит гром и молнию, дабы люди знали о приближении грозы и дождя. Анат соглашается и говорит, что исполнит просьбу своего супруга.

Дворец Баала

Несмотря на то что Баал узурпировал верховную власть, он всё ещё не имеет собственного дворца (храма), как остальные боги407. Но этот дворец он может построить только с благословения и согласия Эля, который всё равно остаётся формальным главой пантеона.

Баал решает прибегнуть к посредничеству и помощи Асират (Ашеры). Богиня идёт к Элю и заверяет его, что отныне Баал «будет давать изобильный дождь» и будет «впредь посылать свой голос в облака».

Эль даёт свою санкцию на строительство храма, и Баал теперь может соорудить дворец. Он обращается к Кусар-и-Хусасу, но требует, чтобы построенный дворец не имел окон, поскольку опасается, что через них сможет проникнуть Йамму408. Однако в конце концов он всё же соглашается на окна409. И Кусар-и-Хусас осуществляет постройку410.

Баал и Муту

После окончания строительства дворца Баал решает сразиться с Муту.

Баал направил к нему посланцев сообщить, что отныне он, Баал, один является царём богов и людей, «так что боги могут жить в довольстве, а люди, их большинство на земле, будут вдоволь накормлены». При этом посланцев предостерегают, что им предстоит дойти до края света, где имеются две горы, под которыми находится вход под землю. Приподняв их, они смогут спуститься в царство Муту, где сам Муту восседает на троне в грязи и смраде, но они не должны приближаться к нему, дабы он не поглотил их, подобно тому как он поглотил многие человеческие жизни в результате засухи, вызванной небывалой жарой.

Муту отправил посланцев обратно, приказав Баалу явиться к нему, поскольку Баал убил Йамму; теперь его очередь спуститься в подземный мир.

Баал приказал своим посланцам сказать Муту: «Приветствую тебя, Муту, сын Илу! Я твой раб, твой навеки». Торжествуя, Муту объявил, что, очутившись в подземном мире, Баал утратит свою силу и будет побежден. Он приказал ему привести с собой сыновей и свиту: ветры, облака и дождь. Баалу ничего не остаётся как согласиться.

Перед тем как спуститься в подземный мир, он соединился с тёлкой, и у него появился сын. Баал завернул ребёнка в свою одежду и поручил его Элю411.

Далее говорится, что Баал сопричёлся мёртвым, но о самом характере смерти ничего не сообщается.

После лакуны указывается, что два посланца известили Эля, что они нашли тело Баала. Эль растерзал свои одежды, расцарапал лицо своё и, бия себя в грудь, опустился на землю412.

Он вопиет в отчаянии: «Баал умер! Что станет с людьми?»

Внезапно характер поведения Эля меняется: он начинает действовать чётко и со властью, понимая, что жизнь Вселенной оказывается под угрозой из-за смерти Баала, и потому просит Асират (Ашеру) выбрать одного из их сыновей преемником Баала на царском троне413.

Богиня выбирает Атара, «Ужасного». Но, сев на трон, тот видит, что трон ему велик, и заявляет, что не может быть царём.

Тем временем Анат отправляется на поиски тела Баала. Найдя его, она кладёт его себе на плечи и отправляется на север. Похоронив его, она жертвует много скота для погребального пира. Спустя некоторое время Анат встречает Муту. Схватив его, «она режет его ножом; через сито просеивает его; на огне поджаривает его; мельницей размалывает его; на полях она засеивает его, и птицы поедают его»414.

Затем Элю кажется, что «жир капает с неба и мёд течёт в водах». Это означает, что Баал вернулся в мир. Эль разражается смехом и объявляет, что будет сидеть и отдыхать, потому что «победоносный Баал жив, Царь Земли существует»415.

Муту возвращается через семь лет и жалуется на то, как с ним поступила Анат. Он предъявляет претензии богам, что Баал отнял у него власть, и противники начинают борьбу снова. Они бодаются и лягаются, как дикие быки, кусают друг друга, как змеи, пока не валятся на землю. Баал оказывается сверху.

Затем богиня солнца Шапаш сообщает Муту предупреждения Эля о том, что продолжать борьбу бесполезно, и Муту подчиняется, признавая верховную власть Баала.

Затем Анат получает весть, что впредь царствовать будет Баал, и теперь начинается благословенная эпоха, когда у быка будет «голос газели, а у сокола голос воробья»416.

§6 Ритуальная практика в Древнем Ханаане

Главными местами совершения ритуалов были святилища, которые могли быть двух типов: в городах это были храмы, а за пределами поселений – открытые места, располагавшиеся на горах и возвышенностях.

В храмах имелись алтари: их стены украшали изображения богов и божественные символы. Храмы были сложными комплексами, при которых располагались школы, библиотеки, архивы и казнохранилища. Найденные при раскопках храмы по планировке вполне соответствуют описанию храма в Иерусалиме. В I тыс. до н. э. именно финикийские мастера участвовали в строительстве храма Яхве, который сооружён в лучших традициях финикийской архитектуры.

Кроме того, часто богослужения совершались на лоне природы417. Наиболее древними были природные святилища. Среди перечисленных мест священнодействия упоминаются высоты («бома»), потоки (ручьи), деревья. Все перечисленные объекты культа много раз встречаются в тексте Ветхого Завета. Особую сакральную значимость для финикийцев имели горы Цафон (Сапан) и Кармил.

У ханаанеев существовало сословие жрецов, именовавшихся khnm418, и жриц – khnt. Жрецы давали обет безбрачия, ходили босыми, одевались в белую льняную одежду и брили головы.

Главным религиозным действом было жертвоприношение, которое могло быть кровавым и бескровным. Бескровная жертва представляла собой возлияние: из специальных священных сосудов в честь определённого божества лилось вино, мёд, молоко или масло. Встречаются также упоминания об обычае жертвования волосами419. Вероятно, с этим связано предписание ветхозаветного Закона не стричь края бороды своей, т. е. не совершать ритуального пострижения или брадобрития420.

Кровавая жертва предполагала принесение в дар богам животных (овец, баранов, ослов, быков, коров, голубей). Обычно часть жертвы сжигалась на жертвеннике (см. рис. 46), а другая – делилась между жрецами и человеком, принёсшим жертву. В особо важных случаях приносилось всесожжение.

Рис. 46. Ханаанский жертвенник. Музей Израиля. Иерусалим. Фото автора.

И у финикийцев, и у угаритян также существовала практика человеческих жертвоприношений, в том числе собственных детей421. Наиболее ценными считались жертвоприношения первенцев мужского пола422. Следы этой практики в изобилии встречаются в Ветхом Завете423.

Об учреждении человеческих жертвоприношений в Ханаане повествует Филон Библский в «Финикийской истории», которая является переложением трёхтомной истории Финикии, написанной финикийским учёным Санхуниатоном. Согласно преданию, верховный бог Эль во время нашествия какой-то страшной эпидемии соорудил жертвенник и принёс в жертву богу неба Баал-Шамему своего первенца от нимфы Анобрет в искупительную жертву. «Финикийская история» изобилует рассказами о подобных жертвоприношениях. Обычно приносили в жертву новорождённых или детей моложе года. Ребёнка сначала умерщвляли, а затем, положив на бронзовые руки статуи бога, сжигали. Ханаанеи верили, что отныне этот ребёнок становился защитником интересов семьи и родины перед лицом божества. Подобное жертвоприношение называлось «молк», или «молек» (mlk [molek]), что позднее было интерпретировано соседями финикийцев как жертвоприношение некому кровожадному богу Молоху.

Существовали также и заместительные жертвы, когда вместо ребёнка человек обещал принести богу тучное животное. Обычай человеческих жертвоприношений иногда «смягчался»: в жертву могли приноситься неродившиеся дети, то есть фактически – результаты выкидышей.

Останки принесённых по обету в жертву детей424 традиционно хоронили на специальных кладбищах, называемых «тофетами», которые обычно находились на востоке, за стенами города (см. рис. 47). Такой тофет был и возле Иерусалима425. Часто в основание закладываемого здания полагались остатки от жертвоприношения ребёнка, и на нём созидался фундамент строения426.

Рис. 47. Тофет в Карфагене

В ритуальных текстах есть указания на неких qadesim – «посвящённых» особ, вероятно, занимавшихся храмовой проституцией. Так эти лица обозначаются и в текстах Ветхого Завета. В храмах Финикии свободные женщины занимались проституцией за плату, которую они отдавали в казну храма. Считалось, что таким образом они отождествляются и соединяются с Асират (Ашерой). Как правило, это была жертва, исполняемая по обету427. Это во многом объясняет смысл обличений ветхозаветных пророков, обращённых к своим соплеменникам и обвинявших их в блудодеянии вслед иных богов428.

Ветхий Завет многократно запрещает храмовую проституцию, что также является свидетельством её наличия у местных народов. Не должно быть блудницы (то есть «кадеша». – Примеч. прот. О.К.) из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника («кадеша», то есть одевавшегося как женщина. – Примеч. прот. О.К.) из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса («кадеш». – Примеч. прот. О.К.) в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету (Втор.23:17–18)429. Данный текст указывает на наличие мужской проституции в святилищах и почитаемых местах ханаанеян430.

В исторических источниках есть упоминания о существовании при храмах жрецов-оракулов, или пророков, которые толковали сны и предсказывали будущее.

Существенной частью ритуальной практики были празднования и церемонии. Церемонии могли быть частными (семейными) и общественными. Важнейшими семейными церемониями в Угарите, например, были церемонии, связанные с рождением детей. Как отмечает современный отечественный востоковед Ю.Б. Циркин, «приход в этот мир нового человека <...> был обставлен соответствующими церемониями. Среди них очень важной было обрезание, как бы устанавливавшее связь между новым человеком и богом, которому этим актом приносилась благодарственная жертва. Знаком тесной связи между божеством и человеком считалось присвоение новорождённому имени; в этом имени присутствовало имя божества, под покровительство которого ставился новый человек»431.

Общественно значимыми празднествами и церемониями в Финикии было празднование Нового года, а также местные, разнящиеся в зависимости от города празднества в честь божеств-покровителей.

* * *

Изучение религиозного мира Восточного Средиземноморья принципиально важно для понимания исторической, культурной и религиозной среды формирования библейского мировоззрения, имеющего основополагающее значение для таких ключевых для современного мира религий, как христианство, иудаизм, ислам.

Наиболее характерные черты ханаанской религии, выделяющие её на фоне иных древних верований, – это, несомненно, ритуальная проституция и системные человеческие жертвоприношения.

Обрядовые блудодеяния являлись ни чем иным, как литургическим отражением идеи иерогамии, и позволяли людям обрести уверенность в приобщении к божественным деяниям, определившим нынешний порядок мироустройства (например, союз Анат и Баала, позволивший последнему обрести верховную власть).

Жертвоприношения же людей, прежде всего собственных детей, и в первую очередь – сыновей, были не только уподоблением Элю, принёсшему некогда своего сына в жертву ради блага мира, но и поистине самой трагической и полной жертвой, которую может принести человек, выражая своё повиновение и любовь к богам. (Ср.: [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт.22:2), а также: <Бог> Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим.8:32).)

Несмотря на жёсткое противостояние двух религиозных традиций – ханаанской и еврейской, – «ханаанская культурная среда» оказала огромное влияние на формирование образной системы библейских текстов, а если говорить шире – сакральных текстов всех авраамических религий. Многие эпитеты, использовавшиеся по отношению к божествам ханаанского пантеона, усваиваются и переосмысливаются израильтянами применительно к Яхве (например, «Святой и Крепкий», «Владыка лет», «Всемогущий» – от Эля; «Владыка воинств» и громоподобные атрибуты432 – от Баала).

Причём усвоение происходит не только на уровне лексики: в ханаанских и библейских текстах часто используются схожие художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, фигуры семантического параллелизма и др.). Что самое важное, древними израильтянами усваиваются многие мифологические образы и смысловые ряды (например, торжество Яхве над смертью мы видим, в частности, у пророка Исайи (Ис.25:8); разработку образа борьбы со смертью находим также в Давидовом псалме 17 (5–18).

Эти и многие другие примеры свидетельствуют не только о тесных контактах, существовавших между ханаанеями и евреями в древности, но и об их принадлежности к одной культурной традиции, по-разному осмысленной этими народами.

Литература:

1. Day J. Yahweh and the gods and goddesses of Canaan. Journal for the study of the Old Testament. Supplement series 265. Sheffield Academic Press, 2002.

2. Gibson J.C.L. Canaanite Myths and Legends. London – New York: T&T Clark International, 2004.

3. Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013.

4. Noll K.L. Canaanite religion // Religion Compass № 1 (2007). P. 61–92.

5. Волков А.В. Загадки Финикии. М.: Вече, 2004.

6. Грей Дж. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных. М.: Центр-полиграф, 2003.

7. Дьяконов И.М. Языки Древней Передней Азии. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1967.

8. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 9. М.: Красный пролетарий, 1996.

9. О Ба’лу. Угаритские поэтические повествования / пер. с угаритск., введ. и коммент. И.Ш. Шифмана. М.: Восточная литература, 1999.

10. Угаритский эпос. Памятники письменности Востока / пер. И.Ш. Шифмана. М., 1993.

11. Циркин Ю.Б. Мифы Финикии и Угарита. М.: Астрель: ACT, 2003.

12. Циркин Ю.Б. От Ханаана до Карфагена. М.: Астрель: ACT, 2001.

13. Шифман И.Ш. Финикийский язык. М.: Едиториал УРСС, 2010.

14. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009.

* * *

371

Данный народ образовался в результате смешения западных семитов с хурритами и хеттами.

372

Так, в частности, некоторые египетские источники включали израильтян также в народы Ханаана. Сами же ханаанские этносы чаще всего именовали себя в соответствии с племенной принадлежностью (амореи (сутии), арамеи, моавитяне и т. д.) или по принадлежности к той или иной городской общине (сидоняне, тиряне, угаритяне), однако и термин «ханаанеи» был также местами распространён среди них в качестве самоназвания, но в данном случае речь идёт о наименовании себя «жителями региона Ханаан» (в частности, такое наименование применяли по отношению к себе финикийцы). Примечательно, что в Библии язык израильских племён также называется ханаанским: В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовётся городом солнца (Ис.19:18).

373

Ср. с аккадским kinaḫḫu – «пурпур». (Подробнее см. Шифман И.Ш. Финикийский язык. М.: Едиториал УРСС, 2010; Дьяконов И.М. Языки Древней Передней Азии. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1967; Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013.) Библейская история производит название «Ханаан» от имени сына Ноя – Хама. Ср.: Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнажённым в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим. <...> Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан (выделено прот. О.К.); раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт.9:18–27). Примечательно, что проклятие Ноя адресовано не его сыну – Хаму, который проявил непочтительность по отношению к своему отцу, а внуку – Ханаану. По всей видимости, этот пассаж можно объяснить лишь исключительной ненавистью, которую питали израильтяне к жителям этого региона.

374

По другой версии, Финикия получила своё название от красного солнечного божества Феникса (др.-греч. Φοϊνιξ) – мифологической птицы, рождающейся на востоке.

375

Подробнее о производстве пурпура см. Волков А.В. Загадки Финикии. М.: Вече, 2004. С. 209–215.

376

Некоторые исследователи, говоря об этом разношёрстном, с одной стороны, и близком по культуре и языку, с другой стороны, конгломерате, применяют к нему название «Ханаанская культурная среда» (см. Wyatt N. Royal Religion in Ancient Judah // Barton J., Stavrakopoulo F. Religious Diversity in Ancient Israel and Judah. London: T&T Clark International, 2010. P. 61–81; Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013).

377

В данной главе автор не ставит своей целью сравнительный анализ древнееврейской и ханаанской религиозных традиций. Подробнее о перипетиях отношений между этими народами, об их культурных и духовных традициях можно прочитать, например, в следующих книгах: Day J. Yahweh and the gods and goddesses of Canaan. Journal for the study of the Old Testament. Supplement series 265. Sheffield Academic Press, 2002; Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013.

378

См. F. Brown, S.R. Driver and C.A. Briggs. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford, 1967. В русском синодальном переводе Библии в указанных местах используется греческий аналог термина: «финикийцы», «финикийские купцы».

379

Вспомним стоянку раннего палеолита Гешер Бенот Яаков (ок. 780 тыс. лет до н. э.) и пещеру Кесем (ок. 300–200 тыс. лет до н. э.) на территории современного Израиля (см. гл. II. Религиозные представления эпохи палеолита).

380

Вспомним поселения в долине реки Иордана, относящиеся к натуфийской (13–10 тыс. лет до н. э.) археологической культуре (см. гл. III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита).

381

Подробнее см. в гл. III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита.

382

Согласно библейскому тексту, племя амореев происходило от Аморея – сына Ханаана (см. Быт.10:15–16). От Ханаана, согласно книге Бытия, также происходили Сидон, Гергесей, Иевусей и др., давшие названия соответствующим семитским племенам.

383

Угарит был открыт на территории современной Сирии (в 12 км к северу от Латакии) в ходе экспедиций французского археолога Клода Шеффера в 1929–1939 и 1948–1963 гг.

384

Угарит поставлял соседней Месопотамии и Египту ценную кедровую древесину, оливковое масло и вино.

385

В учебной литературе для удобства жители прибрежных районов Средиземноморья часто именуются финикийцами, а жители внутренних территорий – амореями. Вместе с тем нельзя забывать о том, что Угарит хоть и располагался на побережье, но всё же был аморейским поселением.

386

Финикииские города, как и многие города Северного Ханаана, находились в вассальной зависимости от Хеттской империи.

387

Карфаген (в переводе с финик. qart-ḥadašt – букв. «новый город») – город в Северной Африке. Основан колонистами из города Тир в 814 г. до н. э. Распространил своё влияние на всё Западное Средиземноморье, Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию и Корсику. В результате серии войн с Римом Карфаген ослабел и в конце концов был разрушен в 146 г. до н. э. римскими войсками под руководством полководца Сципиона. По легенде город был полностью уничтожен, предан проклятию и посыпан солью в ознаменование того, что здесь никто больше не будет жить. Развалины города находятся на территории современного Туниса (в пригороде города Туниса – столицы страны).

388

Таршиш – по одной из версий, город на юге Испании, современный Кадис. Оба названия города являются древними. Первое название – Таршиш – образовано от имени иберийского племени тартессийцев, населявших юг Испании в I тыс. до н. э. Второе название – Кадис – собственно финикийское. Образовано от названия финикийского города, откуда прибыли мореплаватели, – Гадира (Гадейра, Гадес).

389

Подробнее о формировании алфавита см. Дьяконов И.М. Языки Древней Передней Азии. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1967. С. 362–369; Фридрих Й. История письма. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1979. С. 95–108.

390

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. СПб.: Алетейя, 1997.

391

См. поэму о постройке дворца для Баала в сборнике: О Ба’лу. Угаритские поэтические повествования / пер. с угаритск., введ. и коммент. И.Ш. Шифмана. М.: Восточная литература, 1999. С. 305–306; 309; 314.

394

Долгое время Асират отождествлялась учёными с богиней Астартой, также упоминаемой в книгах Ветхого Завета. Культ Астарты восходит к аккадскому культу богини Иштар (шумерск. Инанна). Но всё же большинство исследователей сегодня склонны разделять эти божества.

395

См. Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013. Р. 325–326.

396

См. Ibid. P. 326.

397

Ср.: После него был Самегар, сын Анафов (выдел. прот. О.К.), который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля (Суд.3:31). Пророк Иеремия был родом из ханаанской деревни, название которой буквально переводится как «деревня Анат»: Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой (Иер.1:1).

399

См. Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013. Р. 333.

400

См. Noll K.L. Canaanite religion // Religion Compass № 1 (2007). Р. 78.

401

Даган – божество месопотамского происхождения, широко почитался в верховьях Евфрата. В аккадских списках упоминается как одно из божеств, легитимизирующих завоевания аккадских царей. Но главным ареалом почитания Дагана стала Сирия. Даган – бог плодородия и изобилия, этимология имени которого связана с зерном и злаковыми. Версия, сближающая происхождение его имени с рыбой, восходит к еврейской народной этимологии и потому весьма маловероятна. Встречающиеся изображения Дагана в виде получеловека-полурыбы относятся к позднейшим наслоениям и аналогиям с греческим богом Посейдоном. (См. подробнее: Lluis Feliu. The god Dagan in Bronze Age Syria. Leiden: Brill Academic Publishers, 2003.)

402

См. Суд.16:23; Цар.5:2–7.

403

В одной из табличек говорится: «Разве я не уничтожил Йамму, любимого Илу? Разве я не уничтожил бога-реку, великого бога? Разве я не заткнул пасть Дракону? Я заткнул ему пасть! Я уничтожил извивающегося Змея, могучего, семиглавого!» (Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 193.)

404

Цитаты угаритских текстов приводятся по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009.

405

В другой табличке указывается, что после свержения Баала именно Анат помогла ему победить Йамму и вернуть власть.

406

Ввиду столь сурового и воинственного поведения Анат ей часто придавались мужские атрибуты. Например, статуи Танит в Карфагене представляли собой изображение женской фигуры с большой бородой.

407

Ср. со строительством дворца Мардука (см. гл. XI. Религия и культура Аккада).

408

Это опасение указывает на способность божественных персонажей к возвращению к жизни, несмотря на их убиение (ср. Муту, Баал).

409

Ср.: В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились (выделено прот. О.К.) (Быт.7:11).

410

Дворец – это, несомненно, imago mundi. Поэтому его строительство означает процесс формирования мира в его нынешнем модусе.

411

В критической ситуации обнаруживается уранический характер Баала, проявляющийся через уподобление быку, узурпированное им у Эля.

412

Вероятно, в действиях Эля отражается характерная для Угарита форма ритуальной скорби.

413

Отсутствие у Эля стремления к возвращению власти даже при смерти узурпатора подтверждает идею оскопления верховного бога как способа отстранения его от власти.

414

Очевидно, Анат совершает ритуальное убийство, поступая с Муту как с зерном.

415

Ср.: Маслом и мёдом будут питаться все, оставшиеся в этой земле (Ис.7:22). Тогда дам покой водам их, и сделаю, что реки их потекут, как масло, говорит Господь Бог (Иез.32:14).

416

Существует предположение (М. Элиаде), что смерть Баала, а затем семилетняя смерть Муту есть отражение воспоминания о семи сытных и семи засушливых годах, отражённых в библейском тексте (см. Быт.41:2).

417

Пророк Исайя, обличая евреев, указывает на этот обычай, перенятый ими у финикийцев: Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твоё и туда восходишь приносить жертву (Ис.57:4–7).

418

Близко др.-евр. kohen – «священник».

419

Ср. с чином крещения и монашеского пострига.

420

Ср.: Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей (Лев.19:27).

421

Когда армия Агафолпа подошла к стенам Карфагена, жители последнего, решив, что это связано с гневом божества, сожгли одномоментно более пятисот своих детей, из которых двести – сыновья знатных семейств – были определены властями, и не менее трёхсот было пожертвовано добровольно. (См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1776. Кн. 20, 14.)

422

Ср. с требованием Моисеева закона: Отделяй Господу всё, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, – Господу, а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай (Исх.13:12–13).

423

Ср.: [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт.22:2). И пришёл Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него ещё ни сына, ни дочери. Когда он увидел её, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься (Суд.11:34–35). Чуть ниже в тексте Библии упоминается об обычае среди израильтянок оплакивать дочь Иеффая: Ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году (Суд.11:40).

424

«Статуя Молоха... была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья... Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертвы до отверстия, находящегося в груди (Молоха), откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу (пепла) между ног колосса. Полагают, что взрослые жертвы сперва закалывались, но нет сомнения в том, что дети клались живыми на страшные, докрасна раскалённые ладони чудовища» (Рагозина З.А. История Ассирии. СПб.: И-е А.Ф. Маркса, 1902. С. 151–152).

425

Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжёт его (Ис.30:33).

426

В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своём Авираме он положил основание его и на младшем своём [сыне] Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Иисуса, сына Навина (3Цар.16:34).

427

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1983. С. 315.

428

Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала (Иер.3:6).

429

Изображения «храмовых юношей» встречаются и на стелах Карфагена. См. Харден Д. Финикийцы. М., 2002. С. 107.

430

И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых (3Цар.14:23–24).

431

Циркин Ю.Б. Мифы Финикии и Угарита. М.: Астрель: ACT, 2003. С. 224–225.

432

Примечательно, что в исламе Аллах также наделяется некоторыми чертами бога-громовика и подателя дождя: «Разве ты не видишь, что Аллах рассеивает облака, потом сгоняет их вместе, затем обращает в тучи, из которых, как ты видишь, ниспадает ливень. И Он низвергает с неба горы туч, полных града, поражает им, кого захочет, и отгоняет, от кого захочет. Блеск Его молний чуть ли не ослепляет [людей]» (Коран 24:43); «И [ещё] из Его знамений – то, что Он являет вам молнию, [чтобы вы питали] и страх и надежду, [и то, что] ниспосылает с неба дождь и оживляет им землю, после того как она иссохла. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих» (Коран 30:24). (Коран. Перевод смыслов М.-Н. Османова.)


Источник: Homo religiosus: на путях поиска истины : Авторский курс лекций по "Истории нехристианских религий" / Прот. Олег Корытко. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. - 831 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle