прот. Олег Корытко

Источник

Глава III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита

§1 Общие особенности мезолитической и неолитической эпох

Хронологические рамки мезолита

Мезолит (от греч. μέσος – «средний» и λίθος – «камень») – это переходная эпоха от палеолита (эпохи обточенного камня) к неолиту (эпохе шлифованного камня).

Датировки данного периода весьма различны и зависят от конкретного региона. Так, на Ближнем Востоке эпоха мезолита началась, по приблизительным оценкам, за 13–10 тыс. лет до н. э. и завершилась примерно за 5–3 тыс. лет до н. э. (натуфийская культура на территории Палестины и Сирии, от Египта до Евфрата). На территории Европы первые артефакты мезолитического периода археологи датируют в среднем 9–8 тыс. до н. э. (азильская культура на севере Испании и юге Франции, культура Маглемозе на севере Европы, свидерская культура в Юго-Восточной Прибалтике).

Достижения человека эпохи мезолита

Натуфийская культура

Натуфийская культура – археологическая культура эпохи мезолита на территории Палестины, Сирии и Южной Турции. Центр распространения – долина Иордана. Название получила от места Вади-эн-Натуф – в 27 км к северо-западу от Иерусалима, где и были обнаружены первые следы этой культуры.

Предполагается, что натуфийцы первыми в мире совершили переход от собирательства к земледелию. Носители этой культуры одними из первых одомашнили собак. Примечательно, что их скелеты обнаружены в погребениях натуфийцев рядом с останками людей.

Погребения чаще всего располагались под полами жилищ, иногда в пещерах (гора Кармель). Люди могли быть похоронены как на спине, так и в позе эмбриона (в скорченном положении на боку). Ориентировки по сторонам света в положении тела не соблюдалось. В некоторых случаях череп отделялся и хранился отдельно от тела (Хайоним, Нахаль Орен, Айн-Маллаха). Часто встречаются коллективные погребения.

Эпоха мезолита была ознаменована рядом важных хозяйственных достижений в истории человечества: появляются лук и стрелы, создаются микролиты (мелкие каменные орудия), одомашниваются многие животные (например, собака). В эпоху мезолита человек осознал пищевую ценность злаков и начал подвергать этот продукт обработке. Например, представители натуфийской культуры использовали собранные злаки, растирая их в каменных ступах пестиками.

На основании дошедших до нас памятников культуры и быта можно судить о том, что в религиозном плане люди эпохи мезолита в основном мало отличались от людей эпохи палеолита. Они часто хоронили мёртвых в эмбриональном положении и собирали отдельно черепа. То и другое позволяет предположить существование в ту эпоху представлений о грядущем воскресении, а также представлений о душе как некоем «двойнике», обитающем в голове (черепе) человека.

Хронологические рамки неолита

Халафская культура

Наибольшего развития в эпоху неолита достигла халафская культура, датируемая концом 6–5 тыс. лет до н. э. Была распространена в Северной Месопотамии и на юго-востоке Малой Азии. Названа по поселению Тель-Халаф в Северной Сирии, вблизи турецкой границы.

Носители халафской культуры разводили коров, овец и коз, выращивали эммер (сорт пшеницы], ячмень, лён, вели торговлю.

От халафской культуры остались медные орудия, человеческие захоронения с глиняными фигурками и дарами, многочисленные изображения и глиняные фигурки богини-матери, а также изображения дикого быка, почитавшегося символом мужского плодородия (при этом ни одного изображения мужчины не встречается).

Среди религиозных памятников халафитов особое место занимают изображения культовых сцен, танцев, поклонения алтарю, украшенному бычьими черепами; скульптуры голов человека и животных, сделанные почти в натуральную величину; известняковые статуэтки людей, изображающие, вероятно, жрецов. Халафиты оставили после себя монументальные храмы. Самым известным из них является так называемый «белый замок». Он представляет собой многоступенчатую пирамиду, весьма напоминающую по форме аккадо-вавилонский храм зиккурат (с аккадск. «вершина»). Очевидно, храм символизировал мировую гору, центр Вселенной.

Неолит (от греч. νέος – «новый» и λίθος – «камень») – новый каменный век; последний этап каменного века. Эпоха датируется 8–3 тыс. лет до н. э.

Достижения человека эпохи неолита

В период неолита появляются шлифованные орудия из камня, сверлёные отверстия, керамика, прядение, ткачество. Завершается одомашнивание животных, начавшееся ещё в эпоху мезолита39.

Эпоха неолита представлена, в частности, следующими археологическими культурами:

– культурой Джармо на территории Ирака, Ирана и Восточной Месопотамии;

– хассунской и халафской культурами в Северной Месопотамии;

– сиро-киликийской культурой в Сирии, Ливане и Малой Азии;

– культурой Винча в Центральной и Южной Европе;

– культурой Дзёмон в Японии.

В периоды мезолита и неолита происходит чрезвычайно важный для дальнейшего развития человеческой цивилизации переход от примитивных форм экономики рыболовов, охотников и собирателей к экономике обрабатывающей и производящей. В это время зарождается сельское хозяйство, основанное на животноводстве и земледелии. Именно появление принципиально новых форм обеспечения человека пищей позволило назвать этот период «неолитической революцией» – самой длинной революцией в истории человечества.

§2 Влияние хозяйствования и быта человека на религиозную практику

Общая характеристика хозяйствования и быта человека эпохи неолита

Примерно 9,5 тыс. лет до н. э. завершается ледниковый период. На всей планете значительно меняется климат и ландшафт. За климатическими и геологическими изменениями последовали и изменения в растительном и животном мире. Крупные млекопитающие уходили на север, за ними шли и люди. Когда численность зверей сократилась до критических пределов, человек вынужден был селиться ближе к водоёмам и кормиться рыбной ловлей.

Таким образом, рыболовство, вероятно, послужило первым импульсом к смене образа жизни человека с кочевого на оседлый. С рыбной ловлей появляются и новые орудия труда: верёвки, сети, крючки, лодки. Освоенные человеком возможности помогли ему осознать разные формы существования материи и творчески осмыслить окружающий мир.

В эпоху неолита качественно изменилась и структура общества: в это время появляются первые социальные институты. Часть «бывших» охотников переквалифицировалась в воинов. Они стали родоначальниками будущей аристократии. Теперь в их задачу входила охрана поселений и защита соплеменников от врагов.

Влияние охоты на религиозную практику

Несмотря на произошедшую смену образа жизни, на территории Европы и в пределах так называемого «благодатного полумесяца»40 (см. рис. 3) охота по-прежнему осознавалась человеком как наиболее древний и потому священный образ жизни и деятельности. В связи с этим многие религиозные явления на века сохранили воспоминание об охоте как о сакральном действии.

Рис. 3. «Благодатный полумесяц»

Такое сакрально-мистическое понимание охоты не только стало основой для многих ритуалов, но и способствовало формированию мировоззрения земельной экспансии, поскольку в освоении новых территорий виделся образ преследуемой охотником дичи. Среди религиозных обрядов, сформировавшихся под влиянием сакрального понимания охоты, можно выделить обряды инициации (посвящения), кровавые жертвоприношения41, ритуальное поедание сырого мяса, характерное для некоторых оргиастических культов42.

Во многих племенах первое участие юношей в охоте, сопровождаемое соответствующими ритуалами, было формой посвящения молодого человека во взрослого мужчину. Подобная инициация делала его полноценным членом мужского сообщества. Показателен в данном отношении пример индоевропейских воинских братств. Вхождение юноши в состав такого братства осмыслялось как приобщение к священным тайнам. Братство носило имя хищника, чаще всего волка. Каждый член братства в своих действиях вёл себя подобно члену волчьей стаи, участвующему в охоте. Как коллективное, так и индивидуальное уподобление хищнику в данном случае является проявлением тотемизма и наследием неолитического образа мышления, при котором охота воспринимается как древний и священный способ бытия.

Способы и методы ведения войны также развились из охотничьей тактики нападения на жертву. Восприятие воинов как охотников является ещё одним наследием эпохи неолита. Это особенно ярко прослеживается, например, в «хищническом» отношении кочующих народов к народам оседлым. И древние индоевропейцы, и монгольские племена воспринимали покоряемые земледельческие народы совершенно «по-охотничьи», уподобляя свои действия поведению охотящегося хищного зверя в отношении домашних животных.

Обретя статус воинов и защитников племени, охотники получили особое, более привилегированное по сравнению с другими социальными стратами положение в обществе. Больший престиж жизни воина-охотника перед жизнью земледельца и скотовода – также наследие эпохи неолита43.

Развитие сельского хозяйства и его влияние на религиозную практику

В 9–7 тыс. до н. э. началось развитие сельского хозяйства и связанное с этим одомашнивание растений. Оно проходило по двум путям:

– в Юго-Западной Азии и Центральной Америке по пути культивации злаков и создания «агрокультуры»,

– в Южной Америке и Юго-Восточной Азии по пути культивации клубней и корневищ и создания «веге-культуры».

Вопрос о хронологическом приоритете одной из перечисленных культур до сих пор не получил однозначного разрешения.

Возникновение новых способов хозяйствования привело к появлению соответствующих мифов. Они не только раскрывали содержание агрокультурных традиций, но и описывали их возникновение в результате божественного установления. Это придавало агрокультурным явлениям мировоззренческую легитимность.

В практикующих веге-культуру сообществах происхождение клубней объясняется принесением в жертву божества – мифического существа. Из частей его тела появляются впоследствии питательные корни. Классическим примером-иллюстрацией такого типа является миф жителей острова Серам (Новая Гвинея). Миф рассказывает о появлении клубней из расчленённого и погребённого тела юной полубогини Хаинувеле.

Значительно реже происхождение клубней мыслится из пота или испражнений божества. Однако в любом случае питание ими становится приобщением божеского естества, причастием божественности.

Характерно, что в земледельческом обществе можно часто встретить мифы, описывающие божественное происхождение злаков на земле. Они повествуют либо о герое, который, подобно Прометею, приносит с собой и дарит людям несколько зёрен, либо об иерогамии – священном союзе между небом и землёй.

Классическим примером мифа первого рода является миф о Кецалькоатле, ацтекском божестве и культурном герое. Кецалькоатль проник в образе муравья к некоей священной горе Тонакатепетль и принёс оттуда кукурузное зерно для людей. К этому же типу относится и миф о Деметре, древнегреческой богине плодородия. Она дала юному сыну царя Элевсина – Триптолему, зёрна пшеницы. Он первый вспахал поле и бросил в землю семена. По указанию Деметры Триптолем научил всех людей земледелию.

В качестве образца мифа второго рода можно указать, например, на китайский миф о Хоу Цзи (букв. «повелитель хлеба»), Хоу Цзи – божественный покровитель земледелия, преодолевший ряд испытаний и давший людям пять семян. Рождённый от некоего бога (персонификация неба) и простой девушки (персонификация земли), Хоу Цзи стал олицетворением злаков – зримым плодом этой связи.

В мифах древних народов существует также представление о некоем драматическом событии, произошедшем в начале времён с божествами (как вариант: с культурными героями) и положившем начало нынешнему порядку вещей. Составными частями этой драмы являются любовная страсть (половая связь), смерть одного из героев и последующее его воскресение из мёртвых.

Одним из вариантов подобной идеи можно считать миф об Осирисе44 – божестве растительности. Осирис был убит, но преодолел смерть благодаря усилиям своей супруги Исиды и сына Гора. Его возвращение к жизни праздновалось в Древнем Египте ежегодно и символом отмечаемого события являлось весеннее пробуждение растительности.

Осознание человеком себя в качестве производителя, а не приобретателя пищи оказало существенное влияние на развитие человеческого общежития.

Следствиями этого, в частности, стало:

– создание новой системы исчисления времени, основанной на учёте лунных фаз (представление о циклах и круговом течении времени);

– переход в значительной степени роли кормильца от мужчины к женщине;

– усиление роли женской сакральности и материнства, поскольку женщина уподоблялась, а зачастую и функционально отождествлялась с землёй, «творящей» новую жизнь45;

– восприятие Вселенной как периодически (ежегодно) обновляемого Мирового Древа46;

– человеческие жертвоприношения и каннибализм47 (чаще всего в результате усвоения веге-культуры);

– восприятие дома как образа Вселенной (imago mundi48).

Использование металлов и его влияние на религиозную практику

В конце неолитического периода человек начинает использовать металлы (медь, бронза, железо). Новые материалы для изготовления орудий труда и предметов быта способствовали появлению и новых форм мифологии, объясняющей происхождение металлов.

Изначально использовались металлы метеоритного происхождения. Соответственно, орудия, получаемые таким способом, воспринимались как дар небесных богов. Несомненно, такое железо было редкостью и не могло обеспечить всех потребностей людей. Но изобретение металлургии позволило совершить огромный скачок в развитии человеческой цивилизации.

Коварный кузнец

В русском языке слова кузнец, коварный и кознь являются этимологически родственными. В древнерусском, а также в некоторых славянских языках кузнеца называют коварь (др.-русск.), ковач (сербск.), коваль (укр.), kovář (чеш.). К глаголу ковать восходят и слова коварный и коварство, а также кознь. Кузнец мыслится как «кующий ковы, путы», замышляющий нечто недоброе, строящий козни. Ср. с церковнослав. ковати зъло.

Мифы металлургического ряда говорят о зарождении и постепенном росте металлов в чреве земли. Земля уже тогда воспринималась древними людьми как материя, обладающая порождающей, женской сакральностью. Однако «зреют» металлы столетиями, и для того чтобы ускорить этот процесс, используются плавильные печи. Соответственно, кузнец – человек, умеющий порождать из руды металл, – становится таинственной, священной фигурой, знающей тайны бытия металлов. Он становится своего рода владыкой огня. Как и всё священное, его одновременно уважают и боятся.

Таким образом, кузнечное ремесло является для древнего человека не только способом производства орудий труда, но и магическим действом, позволяющим «родиться в мир» новым вещам и новым «кускам» материи.

§3 Религиозные памятники эпохи неолита

Одним из самых известных сохранившихся памятников эпохи неолита является город Иерихон, который большинство учёных считают древнейшим непрерывно населённым городом на земле. Наиболее ранние культурные слои этого поселения датируются примерно 6850 или 6770 г. до н. э.

Город был одним из очагов распространения натуфийской культуры. Жители Иерихона имели строения необычной формы, которые традиционно интерпретируются как культовые здания. В результате раскопок были обнаружены статуэтки бородатого мужчины, женщины и ребёнка, что даёт основание предположить существование веры в триаду богов.

Умерших жители города хоронили под полом дома, впоследствии долепливая черепа при помощи гипса. Это указывает, вероятно, на почитание черепов, то есть духов предков. Погребение могло также содержать сопутствующие умершему предметы: камни, оружие и украшения. Кроме культуры Иерихона следует упомянуть две анатолийские культуры эпохи неолита. Хаджилар (ок. 7000 г до н. э.) находится на юго-западе Турции, в 25 км от Бурдура и Чатал-Хююк (ок. 7.400 г. до н. э.), поселение в 50 км от турецкого города Конья. Археологические данные содержат сведения о почитании носителями данных культур богини-матери, изображённой иногда в устрашающем виде, а также быков как символов мужской силы.

Чатал-Хююк и культурная революция

Долгое время учёные предполагали, что Анатолия значительно отставала в своём культурном развитии от поселений Ближнего Востока.

Всё изменилось в 1957 г., когда английский археолог Джеймс Мелларт (James Mellaart) при помощи одного из местных жителей обнаружил сначала холм Хаджилар (Hacilar) недалеко от Бурдура (Турция) с остатками неолитического поселения. В 1958 г. он приступил к раскопкам холма Чатал-Хююк (тур. Çatalhöyük – «вилообразный холм») под Коньей. В результате археологической экспедиции 1961–1965 гг. в Чатал-Хююке были найдены многочисленные артефакты, свидетельствующие о переходе жителей к агрохозяйствованию, о произошедшем одомашнивании животных, а также о том, что, вероятно, именно здесь впервые был приручён крупный рогатый скот. Всё это доказывало, что ранненеолитические земледельческие культуры существовали не только в пределах Ближнего Востока и Месопотамии.

С 1993 г. по настоящее время в Чатал-Хююке ведутся раскопки (см. рис. 4) под руководством профессора Иэна Ходдера (Ian Hodder). На данный момент изучено около 5% от общей территории поселения. Возраст наиболее ранних культурных слоёв, до которых сегодня дошли археологи, оценивается примерно 7.400 г. до н. э.

Что же представляло собой это поселение раннего неолита? Судя по археологическим данным, население города было достаточно большим для того времени и насчитывало приблизительно от 3.000 до 8.000 человек, что делало поселение настоящим неолитическим мегаполисом. Площадь города составляла 13 га, что примерно в 3 раза больше площади неолитического Иерихона. Несмотря на довольно сложную организацию поселения, город не имел сколь-нибудь выраженной центральной системы управления. Люди жили в небольших, построенных из грязевых кирпичей домах, которые плотно прилегали друг к другу. Вход в дом располагался на крыше. Многие комнаты были украшены настенными рисунками, рельефами и скульптурами.

Особо значимые и получившие широкую известность археологические находки этого поселения: скульптурная фигурка богини-матери (см. рис. 5), настенные росписи, изображающие охоту на оленей и сцены с быком и леопардами (см. рис. 6).

В отличие от современных Чатал-Хююку культур он сохранил ряд древних традиций восходящих к периоду верхнего палеолита. К ним относятся: практика захоронений с использованием охры, захоронение под полами домов, амулеты в виде богинь, изображение раненных на охоте животных и др. На территории поселения обнаружено более 40 храмов и святилищ, а также десятки алтарей, которые дают достаточно полную картину неолитической религии. Главным божеством была богиня49, представленная в трёх ипостасях: молодой матери, старой женщины (нередко в сопровождении грифа) и весьма примитивного, с точки зрения исполнения, хтонического существа из подземного мира. Очевидно, главным культом Чатал-Хююка был культ плодородия, призванный обеспечить благополучие в этой и в загробной жизни.

Летом 2016 г. в результате раскопок в Чатал-Хююке была впервые обнаружена каменная (а не глиняная), довольно крупная фигура полной женщины под каменной плитой, присыпанная слоями чистого песка и глины. По мнению И. Ходдера, фигура могла выполнять ритуальные функции, представляя собой субститут мёртвого тела знатной женщины, которую не удалось похоронить по всем правилам и потому пришлось погребать её каменное подобие.

Находки в Чатал-Хююке перевернули представления учёных не только об уровне культурного развития анатолийских поселений, но и стали ключевыми для понимания общего хода человеческой истории и эволюции религиозных идей.

h6

Рис. 4. Чатал-Хююк. Место раскопок. Современное состояние. Фото автора

Рис. 5. Фигурка богини-матери из Чатал-Хююка

Рис. 6. Настенная роспись из Чатал-Хююка, изображающая игру с быком

* * *

Неолит и связанная с ним хозяйственная революция радикальным образом поменяли жизнь человека. Следствием этого стало появление новых мифов, отражающих и утверждающих новые формы быта.

Вместе с тем древняя форма жизнеобеспечения – охота – приобрела особую сакральность как изначальный и потому священный способ существования. Наличествующие до сего дня кровавые жертвоприношения, например в таких широко распространённых религиях, как ислам и иудаизм (см. гл. XXIII. Ислам и гл. XXIV. Иудаизм), являются рудиментом практики древних охотников.

Земля, порождающая плоды, становится в эпоху неолита символом женского божества, способного также и к порождению в своём чреве металлов. Священный характер приобретает и кузнечное дело, поскольку кузнец, подобно земле, приобщён к тайне рождения металла.

Произошедшая вместе с тем сакрализация растительности и вегетативных периодов явилась основанием для восприятия Вселенной как одного большого древа, ежегодно обновляемого вместе с приходом весны.

Сами злаки становятся отныне образом человека, которому надлежит умереть, быть погребённым подобно зерну для того, чтобы обрести новую жизнь. (Ср.: То, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. <...> Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении (1Кор.15, 36; 42).)

Перечисленные последствия «самой долгой революции» имели поистине глобальное значение для всей культурной и религиозной жизни человечества.

Литература:

1. Hodder Ian. Çatalhöyük. The Leopard’s Tale. London: Thames & Hudson Ltd., 2006.

2. Hodder Ian. Religion in the emergence of civilization: Çatalhöyük as a case of study. Cambridge University Press, 2010.

3. Lewis-Williams D., Pearce D. Inside the Neolithic Mind: Consciousness, Cosmos and the Realm of the Gods. London: Thames & Hudson Ltd., 2005.

4. Mellaart James. Çatal Hüyük. A Neolithic Town in Anatolia. London: Thames & Hudson Ltd., 1967.

5. Wesler Kit W. An Archeology of Religion. Cambridge University Press, 2010.

6. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1982.

7. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. I. М.: Академический проект, 2009.

* * *

39

Самые показательные археологические находки: овца в Зави Хеми-Шанидаре ок. 8.000 г. до н. э.; козел в Иерихоне ок. 7.000 г. до н. э. и свинья там же ок. 6.500 г. до н. э.; собака в Стэн Карре (Англия) ок. 7.500 г. до н. э.

40

Землёй «плодородного (благодатного) полумесяца» (Fertile Crescent) принято называть регион Ближнего Востока. Термин был введён американским археологом Дж. Г. Брэстедом в 1906 г.

41

По мысли М. Элиаде, «кровавые жертвоприношения, которые практиковались как земледельцами, так и скотоводами, в конечном счёте воспроизводят убийство дичи охотником». (Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 50.)

42

В частности, в мистериях Древней Греции, посвящённых Дионису (см. гл. XVII. Элевсинские и Дионисийские мистерии).

43

Интересен с этой точки зрения тот факт, что колумбийские десана, добывающие бóльшую часть своего пропитания земледелием и рыболовством, также именуют себя охотниками. (См.: Reichel-Dolmatoff G. Desana: Simbolismo de los Indios Tukano del Vaupes. Bogota, 1968.)

44

См. гл. XII. Религия и культура Древнего Египта.

45

В свою очередь это послужило появлению новых социальных особенностей древнего человека (матриархат; матрилокальность, когда мужчина должен был переходить в дом жены).

46

Оно же становится центром мироздания и связующим элементом разных уровней бытия. Подробнее о мировом древе см. гл. IV. Шаманизм.

47

Мифы, подобные мифу о Хаинувеле, свидетельствуют о том, что клубни как ключевой вид пищи появились из тела божества, принесённого в жертву. Повторение этого жертвоприношения в ритуальном контексте позволяло участникам церемонии повторить изначальный акт установления практики употребления клубней в пищу. Воспроизведя божественное действие, они уподоблялись богам и приобщались к божественной силе.

48

Подробнее об этом термине см. гл. IV. Шаманизм.

49

Вместе с тем справедливости ради стоит отметить, что не все современные исследователи (например, тот же Иэн Ходдер, Линн Мескел, Кэролин Накамура) разделяют мнение, высказанное в своё время Дж. Меллартом, о том, что найденные в Чатал-Хююке статуэтки женщин действительно можно интерпретировать как символ женской сакральности, женское божество, главным свойством которого является способность к порождению новой жизни, указывая, в частности, на то, что большинство из них изображают дам весьма почтенного возраста с оплывшей фигурой. По мнению учёных, находки могут быть истолкованы как «визуальная метафора» изобилия, долголетия и жизненного опыта. (Подробнее см. Nakamura Carolyn, Meskell Lynn. Articulate bodies: forms and figures at Çatalhöyük // Archeological methods and theory (2009). Р. 205–230.)


Источник: Homo religiosus: на путях поиска истины : Авторский курс лекций по "Истории нехристианских религий" / Прот. Олег Корытко. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. - 831 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle