Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга Ездры

(Ezra, book of)

Характер образов Книги Ездры обусловливается ситуацией, которая в ней описывается: основная ее тема – возвращение из плена и восстановление храма. Книга Ездры от начала до конца источает дух обновления после плена на обетованной земле. Образы возрождения связаны, прежде всего, с двумя сюжетными линиями: с восстановлением храма (в отличие от Книги Неемии, где главное внимание уделяется городу) и обрядов богослужения. В Езд.9–10 эти образы дополняются тематикой покаяния и исправления.

В рамках темы возвращения к ранее утраченному основная группа образов вращается вокруг противопоставления чистого и нечистого (см. ЧИСТОТА). Согласно Лев.10:10, первостепенная обязанность священников Израиля заключалась в том, чтобы «отличать [буквально «отделять»] священное от несвященного и нечистое от чистого» (см. также Иез.44:23). «Священное» относилось ко всему отделенному и посвященному Богу. «Несвященным» в жизни Израиля было все обычное, нормальное и не посвященное специально Богу. В понятии «чистое» выражалась мысль о чистоте, и в жизни Израиля это считалось надлежащим состоянием как священного, так и несвященного. «Нечистое» связывалось с чем-то загрязненным или оскверненным и несовместимым со святостью. Священное по определению должно было быть чистым, а несвященное могло быть либо чистым, либо нечистым. Такое мировоззрение дает ключ для понимания Книги Ездры и, в частности, использованной в ней темы «отделения от нечистого».

Пророк Иезекииль осуждал допленных священников за несоблюдение Лев.10:10 (Иез.22:26), но Ездра предстает верным священником – обратите внимание на его происхождение от «Аарона первосвященника» (Езд.7:1–5), – на деле наставляющим народ отделению чистого от нечистого. Такой интерес к выполнению священнических обязанностей не удивителен. В Книге Ездры не только рассказывается о восстановлении храма, но и рассматриваются другие вопросы, связанные с храмом: используемые в нем предметы (Езд.1:6–11; 5:14–15; 6:5; 7:19; 8:25–30, 33–34), его служители (Езд.2:36–63, 70; 3:8–12; 6:18, 20; 7:7, 12–13, 24; 8:15–20, 24; 9:1; 10:18–24), праздники и жертвоприношения (Езд.3:1–6; 6:3, 9–10, 17, 22; 7:17; 8:35; 10:19). Это не просто рассказ о храме; идейным центром повествования здесь является храм. Мир храма с его святостью и обрядовой чистотой служит идеологическим основанием для истолкования всего повествования.

У Ездры святые люди и святые вещи отличаются от всего обычного. Храм особенно свят как определенное место (см. СВЯТОЕ МЕСТО). Это место, где возносятся жертвоприношения Богу (Езд.3:1–6). Это «дом Господа» (Езд.1:3), отделенный на особом торжестве посвящения (Езд.5:13–18). Кроме того, принадлежавшие храму люди и предметы считались святыми. Поэтому священники и левиты были выделены в особую группу народа. Священники и левиты, совершавшие праздник пасхи, были «чистыми», потому что «очистились» (Езд.6:20; буквально «сделались чистыми»). В другом случае Ездра сказал группе священников, которым было поручено наблюдение за сосудами храма: «Вы – святыня Господу, и сосуды святыя» (Езд.8:28). Проще говоря, храм – это место, посвященное исключительно Господу.

Еще более важное значение имеет отделение чистого от нечистого. Если «святыми» и отделенными для Бога были священники и левиты, «чистым» и отделенным от людей, считавшихся нечистыми, должен был быть весь народ. По ходу рассказа определение нечистых получают такие группы людей, как «иноземные (иноплеменные) народы» (буквально «народы земель», Езд.3:3; 9:1–2, 11), «народ земли» (Езд.4:4) или «народы земли» (Езд.6:21; 10:2, 11). «Нечистота» (tum‘ah) связывалась с ними прежде всего из-за тех мерзостей, которые совершали эти народы, например, хананеи, населявшие ранее землю (Езд.9:1, 11).

По богословскому учению книги, чистое и нечистое смешивать нельзя и надо держать отделенным одно от другого (Езд.6:21). Если они смешиваются, чистое загрязняется и становится нечистым. Этим объясняется большое внимание к вопросу о смешанных браках. Ездру поразило, что многие иудеи, в том числе священники и левиты, не только не отделились от окружавших их народов, но и взяли в жены иноземных женщин. Чистое и нечистое не было больше отделенным одно от другого: «Смешалось семя святое с народами иноплеменными» (Езд.9:1–3, курсив наш). Границы между чистым и нечистым были нарушены; святость и отделенность иудеев разрушалась.

Надлежащим ответом на угрозу смешения и загрязнения чистого нечистым могло быть только энергичное и эффективное разделение. Ездра требовал от общины положить конец практике смешанных браков. Он потребовал также, чтобы иудейские мужья расторгли существующие браки, «отлучив себя» от своих иноземных жен (Езд.10:11) и отпустив их вместе с детьми (Езд.10:19). Те, кто отказывается подчиниться, будут «отлучены [буквально «отделены»] от общества переселенцев» (Езд.10:8).

Заботой о чистоте «семени святого» объясняется также ярко выраженный интерес к родословиям (Езд.2:1–63; 8:1–14). Ключевую роль в определении святого народа играли родословные линии. Иудеи, которые не могли доказать своего происхождения, считались не принадлежащими к Израилю (Езд.2:59). Особую проблему представляли те случаи, когда люди заявляли о принадлежности к священническому роду, но не находили своих имен в соответствующих родословных списках. Если они не могли доказать свое происхождение каким-то иным способом, они считались «нечистыми» и было сказано, чтобы они не ели «великой святыни» (Езд.2:62–63). Это было еще одной формой отделения чистого (или святого) от нечистого. Разграничение между святым и нечистым надо было поддерживать любой ценой. Явно нечистые (иноплеменные жены и их дети) однозначно удалялись из общины, но и те, кто не был безусловно «чистым» (то есть безусловно израильского происхождения), так или иначе отделялись от сферы святого.

Этим противопоставлением чистого и нечистого объясняется причина, по которой неевреи, заявлявшие о поклонении Господу, не допускались к участию в восстановлении храма. Лидеры соседних народов не видели разницы между собой и иудеями. Они делали упор на том, что объединяло их с евреями: «Будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему» (Езд.4:2). Но ответ иудейских руководителей основывался на остром чувстве непреодолимого различия между их народами. Эту отделенность не могло нарушить даже совместное поклонение Господу. Они ответили: «Не строить вам вместе с нами [буквально «вам и нам»] дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу» (Езд.4:3). По идеологическим представлениям книги, совместимость понятий «вы и мы», иудеев и язычников, была просто немыслима. С точки зрения иудеев, строить храм «нашему Богу» могли только они одни.

См. также: ВОЗВРАЩЕНИЕ; ИЕРУСАЛИМ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; ОЧИЩЕНИЕ; ПОКАЯНИЕ; СВЯТОЕ МЕСТО; СВЯТОСТЬ; СВЯЩЕННИК; ХРАМ; ЧИСТОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle