НАЧАЛО БУКВЫ Τ
Глава 1-я
– о чине клириков
Ищи 4-ю (5-ю) главу буквы Σ. А 56-е правило Лаодикийского собора повелевает – не позволять пресвитерам, когда епископ совершает вход в алтарь, входить прежде его и сидеть, и оставлять одного епископа (ибо сие служит признаком не только бесчиния, но и пренебрежения к архиерею), но повелевает входить вместе с ним, разве кто немощен и совсем не может выносить стояния369.
Глава 2-я
– о погребении
Закон
Не позволяется погребать заведомо в тех местах, где лежит тело мученика370.
Никто не должен переносить с могил какой-либо вещи или иного сооружения371.
Никто не должен без повеления царя переносить человеческое тело в другое место372. Ищи в 15-й гл. буквы Μ.
Глава 3-я
– о том, что непозволительно ни крестить умерших, ни подавать причащение телам их
Ищи 26-ю главу буквы C.
Глава 4-я
– о детях клириков
35-е (44-е) правило Карфагенского собора полагает, что не должно епископам и клирикам давать поспешно детям своим свободу, если возрастом и добрыми нравами не дадут удостоверения в том, что могут надлежащим образом и благоговейно управлять своими делами; а в противном случае и сами будут участниками в грехах их.
Законы
А законы повелевают, чтобы самостоятельность детям была даваема не от одного отца, – клирика ли то, или мирянина, – но если присудит сие и судебное исследование, ибо говорят: не простое согласие отца освобождает сына от власти отца, но законный акт.373
А почтенные начальственной должностию дети епископов по закону становятся самовластными, и отцы их не подвергаются за них ответственности; ибо 81-я Юстинианова новелла говорит, что все лица, почтенные достоинствами, и начальники, имеющие должности, должны быть самовластны, хотя бы и не достигли возраста для освобождения из под отцовской руки.
Впрочем, отцы подвергаются ответственности, может быть, за душевные погрешности, которыми грешат их подвластные дети, но отнюдь не за преступления, потому что отцы не наказываются за детей; ибо закон говорит: грехи следуют за головою.
Глава 5-я
– о святой четыредесятнице и о соблюдаемых в ней обычаях
Ищи 4-ю главу буквы Ν.
А 55-е пр. VI Собора – обитающим в древнем Риме заповедует не поститься в субботы святой четыредесятницы, кроме единые токмо великие субботы; но сии горделивые остались неисправимыми, не обращаясь ни вследствие Апостольских правил374, ни вследствие сего (правила): ни посвященные лица не страшатся извержения, ни миряне – отлучения375; даже делают еще хуже, потому что не только в сии, но и в другие субботы года противозаконно постятся; а что еще более противозаконно, – это то, что разрешение (поста) субботы перенесли на среду и пяток, а пост, в эти дни положенный, перенесли на субботу, совершая таким образом дело, извращающее весь священный закон.
А 56-е (правило того же Собора), исправляя совершенно противоположное заблуждение армян, повелевает, чтобы и они воздерживались от сыра и яиц в субботы и воскресные дни святой четыредесятницы, как того требует закон, соблюдаемый в Церкви Божией, существующей по всей вселенной: ибо как мы воздерживаемся от всяких закалаемых животных, так подобает нам не употреблять в пищу и всего того, что составляет плод их; сие же должно соблюдать по средам и пяткам всего года; а нарушающих сие постановление подвергает (правило) извержению или отлучению, т.е. клириков, или мирян. Но и в этом латиняне, как можешь увидеть, дошли до крайнего беззакония, намеренно нарушая божественные правила: ибо в субботы и воскресные дни четыредесятницы не только касаются сыра и яиц, но и мяс, и не только миряне, но и болящие монахи. Ищи в 1-й гл. буквы Β 45-е правило Лаодикийского Собора и в 7-й гл. буквы Π 89-е правило VI Собора.
А 52-е правило VI Собора – во все другие дни святой четыредесятницы, в которые заповедано плакать и поститься и умилостивлять Бога всякому из проводивших нехорошую жизнь, – повелевает совершать литургию «Преждеосвященных Даров», а в субботы и в воскресные дни четыредесятницы и в святый день Благовещения, – поскольку в эти дни поститься незаконно, – приносить и жертву и служить совершенную литургию; ибо мы чтим день Благовещения как начало и главизну нашего спасения, празднуя в оный. Итак, по-видимому, сорокадневный пост один; ибо если бы признаваем был правилами и другой, то было бы определено и в этот пост не совершать полной литургии, но преждеосвященную376.
Почему божественная литургия свершается большею частию в третий час дня, а иногда – в великие праздники – в навечерии?
Здесь должно исследовать, чего ради во все другие дни года узаконено совершать божественное тайнодействие около третьего часа утра, а священнодействие некоторых светлых праздников мы переносим на вечер, думая как бы почтить их особенным образом, и совершаем его тотчас после вечерних песнопений. Сей последний обычай преимущественно и собственно соблюдается во святый и великий четверток, во святую, великую и честную субботу, а также в пресветлый день Рождества Христова и Богоявления Господня если сии праздники не случатся в такие дни, которые ради их не могут поступиться своими преимуществами; к сим праздникам присоедини, если хочешь, и честный день Благовещения. Итак, главная причина (совершения литургии в 3-й час дня) та, что в это время дня, в третьем часу, Утешитель видимым образом сошел к Апостолам и показал им Тройческий и совершенный свет, а чрез это и нас научил, что час, единоименный с Божественною Троицею (третий), должно посвящать совершению священнодействия в честь Триипостасного Божества; ибо хотя совершение божественного священнослужения изображает таинство неизреченного домостроительства Слова, но ничем не менее мы знаем и благодать, по благоволению Безначального Его Отца и при содействии Животворящего Духа. А во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются некоторые иные таинства, сокрытые в глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание – так впрочем, что из такого начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к божественной любви. Но как скоро явился совершенный и полный свет на земли человекам как бы в вечеру, т.е. в конце веков: тогда, как говорят, течение законного века окончилось, а восприяло свое начало сияние Нового Завета и стало разгонять мрачные тени многобожия, которые закон долженствовал терпеть (сносить) столь долгое время. Почему Спаситель сообщил оное таинство (причащения) ученикам, имеющим в то время принять, а в последствии совершать оное, не во дни, но в глубокий вечер великого четвертка, возбуждая их к священным подвигам, равно увещевая их удаляться от порока с совершенным спокойствием духа и с твердым намерением в глубине сердца, а не пред очами других: ибо в новоблагодатной Церкви надлежало быть лучшим делам, нежели каковы были по Ветхому Завету. Посему хотя в прочие дни года совершается божественное священнодействие – и сколько нам дозволяется знать, – в третий час дня (девятый по полуночи): однако в показанные знаменитые праздники, – и только в одни эти праздники, – по установлению святых отцов сохраняется вечернее время. Ибо св. отцы обыкли почасту переменять служение божественного священнодействия, чтобы посредством такового разнообразия снисходительно открывать нам непостижимость таинств и чудным образом показывать путь к единому, неизреченному и верховному познанию. Впрочем, и исторически известно, что Пресвятая Дева в нощи родила Господа, как явствует из слов Евангелиста: и пастырие беху стрегуще стражу нощную (Лук. 2, 8). Также во время ночи и крестился Господь от Иоанна, дабы Дух Божий, сходящий на Него в виде голубине, озаряя ночь довольным светом и поражая людей необычайным зрелищем, склонил их к познанию Бога Спасителя свидетельством Своего сошествия. Сверх того, в нощи Господь преподал Тайную Вечерю ученикам; в нощи совершилось спасительное Его воскресение; в нощи же, наконец, и Пресвятая Дева Мария приняла дивное приветствие от Архангела Гавриила.
И 49-е (правило) Лаодикийского собора постановляет, что «не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб, т.е. совершать совершенное священнослужение», разве только в субботы и воскресные дни.
А 51-е (правило того же собора) заповедует ни во дни памяти, ни во дни рождений мучеников во всю четыредесятницу не совершать торжества посредством жертв, если не случатся в день субботний и воскресный. А если непозволительно в постные дни творить памяти мучеников, то тем более (не должны быть совершаемы) поминовения усопших, разве в субботу, и только377.
А 52-е (пр. того же соб.) не позволяет в четыредесятницу ни совершать браков, ни праздновать дней рождения.
Почему четыредесятница называется одесятствованием целого года, и по каким причинам совершается все то, что в ней совершается?
Хорошо было бы изъяснить здесь, насколько возможно, причины и этого для неведущих: ибо неразумно с их стороны завидовать тем, кои стремятся к глубочайшему знанию, чего многие лишены по своему нерадению.
Весь ветхий закон обыкновенно посредством видимого научает состоянию невидимого и посредством телесного занимается исправлением духовного. Так, между прочим, древним повелено было посвящать Богу десятины и из имущества; но то, что ими совершаемо было образно, нами приемлется таинственно. Посему божественная красота – Апостолы, желая не нарушать закон, но восполнять недостаток его и в этом (отношении), определили (в 9-м правиле) посвящать Богу десятины не временных вещей, но дней жизни нашей в каждом обращении года, дабы чрез усердие и более теплое покаяние в эти дни мы могли, с Божией помощью, уврачевать душевные немощи целого года. Эти дни поста мы и называем десятою частию года: ибо семь седмиц его, за исключением суббот и воскресных дней, составляют тридцать пять дней; а если приложить к ним и великую субботу и половину светлой и светозарной ночи, то будет 36 дней с половиною, что в точности составляет 10-ю часть 365 дней года: ибо десятая часть трехсот есть тридцать, 60-ти – 6 и 5-ти – половина378. Кроме того, это число 36 заключает в себе и некоторый другой таинственный смысл: ибо искусные в этой науке говорят, что оно, будучи треугольно, переходит и в форму квадрата и круга; ибо одно только совершенное между единицами число 6, будучи помножаемо само на себя, дает это самое число (т.е. 36). Итак чрез треугольник означается Триипостасное Богоначалие, чрез квадрат – правая и твердая вера в Него: ибо квадратная фигура устойчива и всегда стоит одинаково, опираясь на равномерные углы ребер, а круг означает круговое чередование добродетелей между собой. А поскольку присными Богу делает нас только правильное понятие о Боге и соблюдение заповедей, то это число научает тебя – и быть твердым и непоколебимым в вере Святыя Троицы и не почитать маловажным круг добродетелей, но и то и другое приносить Богу, как начатки, особенно во время поста. Итак, искони завидующий спасению нашему враг и противник наш, видя, что мы, при существовании многих видов зла, выше ценим добродетель и стремимся извергнуть находящиеся в нас его сосуды, как заразу (для) души, берет оружие против нас с гордым приготовлением и старается воротить как беглецов и ловить как убегающих, повелевая покориться ему, – не свергать с себя его ига, не отставать от лукавых привычек, но вращаться в тех же страстях, к которым мы привыкли: ибо на усиливающихся освободиться от страстей лукавый обыкновенно любит нападать с большею яростию и разжигать более сильный пламень страстей; он противодействует всеми силами, дабы обилием искушений преодолеть мужество души. Бог попускает это для того, чтобы выдержавшие искус сделались общеизвестными, чтобы борьба показала храбрейших, и чтобы мы научились смиренномудрию, не были самонадеянны и совершенно возненавидели зло, яснее сознавши, как оно пагубно, обольстительно и мерзко. Ясный образ мрачной злобы лукавого представляет древний Фараон, державший в подчинении Израиля. Ибо подобным образом и он – озлобленного продолжительным рабством Израиля и пожелавшего свободы начал тогда сильнее притеснять более тяжкими работами и устроил, чтобы (он) удрученный плинфоделанием служил внешним выражением рабства; подобно лукавому, который побуждает нас с жадностию смотреть на землю и земное, все внимание, все чувства – внешние и внутренние – приковывать к этому и вовсе не восклоняться к сверхчувственному, – и Фараон имел в подданстве Египет, который в толковании значит: «тьма»; лукавый также называется начальником духовной тьмы; Фараон заботился об истреблении детей мужеского пола, а лукавый заботится о растлении крепких помыслов. Посему-то и царь наш Христос, руководствуя нас в борьбе с ним и назначая подвиг, вооружает (нас) постом, молитвою и сокрушением сердца (ибо противное сему имеет свойство разжигать против нас ярость демонов не менее, чем маслянистые вещества огонь), и таким образом повелевает твердо наступать на врагов, Сам предводительствуя, Сам поборая за нас, защищая, впереди воюя, Сам побеждая противников, – а награду нам даруя. Какая бездна судеб Твоих и дел, превышающих наше удивление, Содетелю Господи! Итак, как воины, проведши день в сражении и только к вечеру, разошедшись, вспоминают о пище, наскоро предлагая трапезу из прежде заготовленных снедей, чтобы совсем не ослабеть в силах, так как и на следующий день они опять должны будут наступать на врагов (ибо резать волов или закалать животных воинствующим непозволительно: это свойственно безбоязненно торжествующим), так и мы, новую нашу Жертву принося в субботу и в день воскресный, когда напряженность великого подвига мы ослабляем, – от тех прежде пожертых и преждеосвященных частиц вкушаем пред вечером для поддержания лишь жизни, как это свойственно скорбящим и вместе воюющим, или, лучше, причащаясь онаго Святого Тела, мы подкрепляемся для того, чтобы с новыми силами наступить на врагов: ибо у духовного воина духовная пища, именно, твердость; потому-то литургию преждеосвященных (Даров) нам повелено совершать, в виду большаго таинственного значения, пред вечером.
Почему память усопших не совершается в течение четыредесятницы, разве в субботние дни?
Сражающимся – боящимся за свою душу и избегающим угрожающей ей опасности запрещается подобающим образом тотчас чествовать павших от меча, хотя бы то были из лиц почтеннейших и наилюбезнейших им, когда есть более важная забота, нежели забота о уборке мертвых, именно та, чтобы во время попечения об убитом в самый разгар войны и при угрожающей опасности и самим им не потерпеть смертельного поражения и не лечь вместе с мертвым; подобным же образом и нам, ополчающимся на духовную брань против умерщвляющих нас страстей, необходимо стараться погребсти их (т.е. страсти), а не совершать память по разлучившимся с своими телами, по Господней заповеди379. Как те в промежутки между сражениями приступают к уборке убитых и совершают узаконенные погребения, так и мы, ослабляя напряженность поста в более светлые из дней, совершаем поминовения умерших.
Почему браки и некоторые иные таковые торжества не совершаются в четыредесятницу?
Воюющие имеют ли попечение о браках и свадебных песнях? Или позволяется ли им праздновать и торжествовать? Отнюдь нет. Следовательно, и нам во время брани против демонов неприлично иметь попечение о таковых делах.
О чуде, посредством колива совершенном святым Феодором (Тироном)
Если бы в это время прилично было торжествовать память мучеников, то более всего прилично в первый день поста творить память славного и сияющего в мучениках Феодора Тирона, который сотворил великое чудо, обличив тайное злое намерение (Юлиана) отступника, хотевшего верных в постные дни осквернить скверными брашнами, но заповедав тогдашнему архиерею (Евдоксию) отнюдь не покупать хлебов, продававшихся на рынке, а (дома) варить пшеницу и этим утолять свою естественную нужду. Сделав это, верные избавились от навета, и злоба не похвалилась над добродетелию, и благочестие не было побеждено нечестием. Но как постное сетование и светлость праздника между собою не совместны, то уставами отцов повелено это благотворение (Феодора Тирона) почтить торжеством в первую наступающую субботу (великого поста).
Почему пред четыредесятницею мы совершаем память всех в вере скончавшихся и святых отцов?
Пред наступлением поста мясопустная суббота всенародно посвящается памяти (всех) от века усопших, а следующая за нею – памяти святых отцов – по той причине, что это есть, если можно так выразиться, заключение празднований в честь их; потому что, вступив на духовные подвиги, мы уже не будем иметь досуга – заботиться о празднованиях.
Почему опять после пятидесятницы совершается память всех святых?
Воины обыкновенно после победы над врагами поднимают победные знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Таким же образом прилично и нам, после духовной брани во время поста и после победы воскресенья, поднять победный знак во время пятидесятницы и воспеть победительную песнь Христу, Которым победили. Но потом, по окончании пятидесятницы, прилично отдать (последний) долг и усопшим и, по окончании седьми дней, совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений. Но в Господские праздники не благочестиво поминать умерших и не благолепно совершать память мучеников. Ибо, когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани и к торжеству царя причислять доблесть рабов. Совершенно истинно и праведно к торжеству рабов присоединять доблесть владыки, награждающего победителей за подвиги, но соединять с торжеством в честь владыки и торжество в честь раба – безумно и дерзостно. Если это и делается в память святых, то разве за особенно высокие подвиги их добродетелей.
Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста (св. четыредесятницы). Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок – по примеру поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом восемь дней – из благоговения к Его спасительным страданиям. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к осьмому – непостижимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15, 27). Но поскольку четыредесятница состоит из четырех десятков, то и должно рассмотреть это число четыре, каковым оно оказывается как между единицами, так и между десятками. В священном Писании оно обыкновенно употребляется в случаях озлобления и наказания, а иногда означает окончание божественных дел: ибо после сорокадневного дождя, посланного Богом, великая вода покрыла землю (Быт. 7, 4 и 12); взирая на сей пример и проводя в сокрушении равное потому число дней, и мы изливаем потоки слез и чрез сие уничтожаем греховную скверну. Аврааму Бог возвестил (Бытия 15, 13), что род его в течение четырехсот лет будет в порабощении от Египтян и в озлоблении, и будет претерпевать бесчисленные бедствия, что и исполнилось на самом деле. В течение не более 40 дней великий Моисей, поразив Египет оными Богом посланными казнями, освободил Израиля от рабства Фараону. Получивший бесчисленные благодеяния (от Бога) в пустыне и бесчисленное множество раз показавший свою неблагодарность род (еврейский) в течение сорока лет весь был там же истреблен за свое упорство, ибо, пресытившись египетским многобожием, он наконец восстал и против своего благодетеля – Бога.
Великий Моисей во Второзаконии (25, 2, 3) повелевает наносить согрешившему не более сорока ударов, ибо прибавление удара вменялось в прибавление оскорбления наказываемому; почему и иудеями было принято наносить это число ударов без одного, дабы, восхотев исполнить число сорока и нанесши вследствие стремления руки излишний удар, – и против воли не причинить бесчестия наказываемому, о чем упоминает и великий Павел, говоря, что (от иудей) пять краты четыредесять (ран) разве единые приях (2Кор. 11, 24). Закон намекал, что удары, наносимые согрешающим, имели действие до вочеловечения Христа и воскресения Его из мертвых, но не простирались далее (этого времени), когда Он даровал всем верующим в Него свободу от наказаний за грехи посредством крещения. Ибо мужи, причастные Духа, разделяя весь человеческий век на 5 времен, первым временем признают то, в которое Адам прибывал в раю; вторым – то, которое было при Ное; третьим – то, в которое Авраам сиял благочестием; пятым же и последним – то, когда последнее дарование благ, т. е. вочеловечение Спасителя подало всему миру обновление. В каждом из сих времен дан был подобающий закон; так, Адаму дан был закон естественный, закон совести, которым он пренебрег и подвергся наказаниям преступления; Ною – закон мясоястия и винопития; Аврааму – обрезания; писанный закон по божественному промышлению чрез Моисея дан для всех ревнующих о благочестии, по его повелению; наконец, Спаситель даровал нам Евангелие благодати и обильное подаяние Духа: это последнее время (прообразовательно) означается и тем, что сыны Израилевы в пятом роде вышли из Египта (Исх. 13, 18): ибо в это последнее время мы, освободившись от рабства демонам и страстям, получили спасение чрез Великую Жертву.
Думаю, что эти пять времен подразумевает и притча (Спасителя), заимствованная от нанимавшего делателей в виноградник свой хозяина, который выходил (на торжище) вместе с наступлением утра, около 3-го часа, 6-го, 9-го и 11-го часа (Мф. 19, 27–30; 21, 1–16), в который Христос нанял язычников, призванных к деланию духовных заповедей, когда и плата за дело отдана была сперва последним: ибо возрождение носим первые мы, за которых Христос пострадал и, воскресши, послал для обновления нашего Духа Святого. Итак, поскольку Спаситель вочеловечился в пятый период времени, а воскрес – в осьмой день (ибо после седьмаго дня, т.е. субботы, – день воскресный есть, конечно, восьмой день), то, помножив 8-м на 5-ть, получишь 40, какового числа не превышало число ударов согрешающим; а если превышением числа ударов по закону (Второзак. 25, 3) причиняемо было бесчестие наказываемому, то поистине срамен и бесчестен есть наказываемый380: ибо таковый наказывается или как не уверовавший, или как впадший после отпущения в прежние грехи.
А что ты скажешь о жене, которая по закону естества по удовольствовании плотского вожделения зачинает во чреве и производит на свет зачатый в утробе плод? Разве менее чем на 40 дней она отлучается от общения с верными и от святых Таин? Никак: ибо Моисеев Закон (Лев. 12 глава) повелевает ей в течение такового количества дней очиститься и от прародительской скверны и от прежнего сластолюбия. Но забыл ли об этом числе сей великий Моисей в то время, когда случай наталкивал его на то (когда, т.е., он был призван на гору для принятия повелений от Господа)? Отнюдь нет: ибо в течение 40 дней плоть свою сделав тонкою, как бы некоторое облако, он доставил своему уму способность свободно принять божественные откровения, и гораздо лучше каменных скрижалей, которые он в праведном гневе разбил немного спустя по получении их от Бога; посему, прося и второе законоположение и стараясь избавить народ свой от гнева Божия, он постился не меньшее число дней, чем и прежде. Также и мы – поврежденные лукавством греха скрижали сердца, когда отвергли заповеди закона, тщимся сделать снова чистыми и начертать на них закон Божий посредством сорокадневного злострадания. Думаю, что это не далеко отстоит от примера, представляемого этим мужем. Ибо сей великий Моисей, проживший четыре сорокалетия, первое сорокалетие провел в Египте в злостраданиях по приобретению познаний; второе сорокалетие он провел в великих трудах любомудрого созерцания природы, во образе пастыря и, наконец, в последнее сорокалетие – в бесчисленных трудах по управлению народом.
А что может быть более удивительно, чем поступок пророка из Фесвы, бежавшего от Иезавели? Что другое было им признано в таких обстоятельствах самым надежным и вполне сообразным с достоинством пророка? Не надежнейшее ли врачество поста? Но он не почел справедливым оставить без внимания это самое число и после 40 дней удостоился великого онаго видения (3 Цар. гл. 19); посему и нам подобает убегать от Иезавели, как говорится, обеими ногами: ибо она, означая в толковании «силу скорби», принимается в значении греха, причиняющего нам сильную скорбь и угрожающего предать (нас) душевной смерти. Таким образом и изъясняющий в духовном смысле некоторые из историй не будет обездолен в наставлении относительно того, как должно устроять свой нрав. И Спаситель много радел об этом числе: ибо троякое наше рождение, т. е. первое – плотское, второе – посредством крещения и третье – посредством воскресения – и Сам Он, по особливому устроению приемля, каждое из сих рождений завершил по прошествии сорока дней. После неизреченного плотского рождения в сороковой день принесен был во святилище для освящения нашего очищения: ибо не имел нужды в нем Сам вземляй грех мира; после крещения, в течение сорока дней вооружившись постом, победил противника, ибо Он не хотел преступить рассмотренных выше пределов поста, которые были соблюдаемы и божественными оными мужами, дабы не подумали, что Он притворяется человеком. Чрез толикое же число дней после воскресения Он восходит в пренебесное святилище, представив в Себе Самом наше естество чистым Богу и Отцу. Но и бегство в Египет, т. е. мысленное злострадание как бы премудро завещав, Он возвращается оттуда четырехлетним по плоти. Вообще сказать, если всему этому придать символический смысл, что Бог, вручив человеку владычество над всею поднебесною и над обитающими в ней животными, не хотел, чтобы и созданный по образу Его (человек) имел одно только сие жилище, доступное и бессловесным; почему особо водружает для него после всего как бы царский чертог – божественный рай, поистине место сладости и обиталище, приличное душам боголюбивым, дабы человек, обитая в нем, оттуда, как бы некоторый бог, надлежаще распоряжался своими подчиненными; ибо для того он и составлен из двух весьма различных между собою по естеству существ, разумного и неразумного, – чтобы разумом он украшал земное, как ангельскими силами (украшается) небесное. Но так как данная заповедь, вместо исполнения ее, была им нарушена, а зло приразилось, то посему, изменившись в естестве и впадши в тление и бедственное скотское житие, он получил общее с бессловесными обиталище; а по изгнании из дарованного ему блаженного жилища, так как неприлично было обитать в месте, не принимающем тления, снявшему с себя светскую одежду нетления, – он по справедливости удален был в сложенный из частей и сродный ему мир, откуда прежде был взят, который, как сродный ему, соделав причастным своей испорченности, он подверг суете и сделал местом тления и озлобления; а сей последний (мир), в свою очередь, сделавшись таковым, справедливо воздает мщение первому, причинившему ему тление (человеку), поражая его сильнее бича заботами, скорбями и печалями житейскими: ибо как огонь, и червь, и ржавчина, появляющиеся на свет, причиняют вред первому тому, что их произвело, так и зло, вошедши в мир, первому причиняет вред человеку – виновнику зла. Итак, рассмотрение истории, представляя состоящий из четырех стихий и соделавшийся причастным нашего тления сей самый мир во всем враждебным нам, действием предписывает нам в течение четырех десятков дней злострадать, советуя и узаконяя, чтобы мы и против воли избегали этого мира просто как бича, а особенно душевной смерти, угрожающей тем, которые всегда привязаны к нему, и стремились восходить к истинному нашему отечеству, т.е. раю, который естеством далеко отстоит от седьмого сего и тленного века и соответствует вполне ожидающему нас после сего блаженству осьмого: ибо он насажден древами чудного естества, приносящими лучшие плоды, чем древа первого рая – хорошие для вида и еще лучшие для вкушения: ибо доброта их вида и сладости неизреченна.
Адам, живя здесь древле, как я сказал, благонадежен был бы, если соблюл бы заповедь до конца, и к получению наследия, уготованного ему царствия прежде сложения мира, ибо рай был как бы приготовлением к нему; но поскольку (данной ему) заповеди он предпочел удовольствие, подвергшее его тлению, то не только лишился царствия, но был извергнут божественным судом и из рая (ибо тление не наследует нетления) и изгнан в сей самый, соименный седьмому дню, мир. Однако же он не обманулся совершенно в своей надежде: ибо наслаждение оными благами соблюдается в осьмом дне для людей боголюбезно и целомудренно поживших; посему и составленное из вещественной сей четверицы тело наше, неразумными пожеланиями коего мыслительная способность души быв очарована, нам и всей твари причинила вред тления, – должно для каждой из соединенных в нем стихий принять посредством жития, соединенного с трудом, совершенное очищение в продолжении полного числа десятка дней и, таким образом сбросив тяжкое бремя греха, облегчить душе свободное шествие к горнему, ибо поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется, по слову Апостола; напротив того, Ирод (означающий в толковании «плотянаго»), чрез которого изображается плотское мудрование, гордясь тетрархиею, т.е. составом нашей плоти, – которую впоследствии разделил своим сыновьям, – будучи не в силах отнять у нас правое учение догматов, не пощадил младенцев мужского пола, т.е. самого первого, именно, – ума и благородных стремлений к добродетели. Но может быть его тетрарх сын думает делать что-либо иное, а не то, что показывало бы его соответствующим отцу и нравом не менее, чем родом и званием? Отнюдь нет: ибо, несомненно, и он посечет проповедника правого учения, если представится удобный случай. Впрочем, и сей десяток, происходя их четверицы, и сам есть четверица, ибо будучи слагаема с следующими числами, она производит десяток, и посему, думаю, и он принимается в значении озлобления: ибо на десятый род наведен был всемирный потоп; десятью также казнями Моисей поразил Египет. Посему Господь наш, восхотев восстановить нас и обветшавшее тлением стихий всякое естество в прежнее состояние и снова человеколюбно даровать бессмертие и, употребив для сего соответствующие числу стихий орудия, признал необходимым, чтобы начало врачества положено было нами самими, чрез которых тление древле проникло во весь мир; ибо, почитая полезным сперва укрепить четыре естественные добродетели, он в противовес бездушным нашим помыслам противопоставил великие стихии для нового здания, т.е. четыре Евангелия; сии последние, хотя их четыре, содержат одно и то же: догматы, заповеди, обещания, угрозы, дабы верующим сим догматам и исполняющим сии заповеди даровано было обещанное блаженство сыноположения и с ними всей твари изменение в светлость нетления; а у тех, которые пренебрегли исполнением заповедей после страшного онаго домостроительства и до конца пребывали во зле, отнята всякая надежда второго воссоздания, и они тотчас наследуют те мучения, которыми им было угрожаемо. Но поскольку пост, по слову святого Кирилла, служит средством очищения пяти чувств, чрез которые душа наша просветляется или оскверняется, а сие очищение обещает чаемое в осьмом дне блаженства, то, по умножении пяти на восемь, получается число сорок. По причине всего этого, как сказано, нам и повелено души наши, оскверненные грехом, обновлять сорокадневным постом в то именно время, когда посредством изменения на лучшее и весь мир ежегодно обновляется.
Закон
Семь дней пред Пасхою и столько же дней после Пасхи, день Рождества Христова, день святых Богоявлений, день страдания Апостолов и день Господень суть дни неделания, и в них не совершаются зрелища и не отправляется судопроизводство.
В течение предшествующих Пасхе 40 дней прекращается всякое исследование уголовных дел.
Глава 6-я
– о посте в среду
Ищи в 32-й (37-й) главе буквы Κ 15-е правило святого Петра Александрийского и в 4-й главе буквы Ν 69-е правило святых Апостолов.
Глава 7-я
– о том, что лихву брать воспрещено всякому клирику, и о лихве
44-е правило святых Апостолов повелевает, чтобы епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или престал, или был подвергнут извержению; потому что здесь представляется та особенно опасность, чтобы давшие обет жить по Евангелию не подвергались сугубому наказанию, сделавшись виновными в том, что воспретил и ветхий закон, ибо говорит: да не даст брату твоему в лихву сребра (Втор. 23, 19); и Иезекииль почитает величайшим злом брать лихву и избыток (Иез. 22, 12); скорбит и Исайя (чит. Иеремия), зря лихву на лихву и лесть на лесть (Иер. 9, 6); и Псалмопевец о городе, который изобиловал множеством беззаконий, говорит: не оскуде от стогне его лихва и лесть (Пс. 54, 12). И Господь говорит: хотящего от тебе заяти не отврати (Матф. 5, 42); и опять: взаим дадите, от них же не чаете восприяти (Лук. 6; 34 и 35): ибо милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19, 17); ибо это есть и дар и заем: дар, по безнадежности получить обратно, – заем, по великодаровитости Владыки, Который Сам за него заплатит щедрыми и великими воздаяниями.
17-е (правило) I Собора – всякого клирика и числящегося в списке, пренебрегающего священным изречением: сребра своего не даде в лихву (Пс. 14, 5), и преследующего наживу и постыдную корысть и требующего от должников сотенного или половинного роста, повелевает извергать. Многоразличны виды лихвы; но из них тяжелее других – сотенная, т.е. состоящая из 12-ти золотых монет со ста, которые обыкновенно вымогают ростовщики; ибо у нас в литре считается 72 «секстула», а у древних их считалось сто; а половинный рост составляет половину целого роста – в двенадцать монет, т.е. шесть. И у математиков есть обычай определять величину чисел по взаимному их отношению, как, например, число шесть есть полуторное числа 4, а число 4 составляет две трети 6-ти. А некоторые не делают сего открыто, чтобы не быть уличенными в беззаконии, придумывают другой оборот для сего дела и, вручая другим деньги, соглашаются прибыль делить пополам, а в убытке не участвовать. Итак, изобретающих подобные ухищрения или измышляющих другую какую-либо постыдную прибыль правило подвергает извержению и удаляет из клира. Впрочем, было бы более человеколюбиво (подвергать наказанию таковых) после увещания согласно вышесказанному Апостольскому правилу.
То же самое говорит и 10-е правило VI Собора и повелевает тем из клириков, которые занимаются ростовщичеством, или перестать, или подвергнуться извержению. Сим правилам следует и 4-е правило Лаодикийского собора.
А 5-е (пр.) Карфагенского собора говорит: никому не безызвестно, что любостяжание есть мать всех зол; посему должно совершенно уничтожить его, и ради постыдной корысти не преступать пределов отеческих и не позволять клирику брать рост от какой бы то ни было вещи: ибо дается в займы не только серебро, но и хлеб, и вино, и елей, когда занимающий соглашается, по истечении определенного времени, дать что-нибудь сверх данного ему: ибо о том, что постановили божественные отцы, «не мнения должно испытывати», но должно следовать без всякого противоречия или пустого любопытства. Итак, если сие навлекает укоризну и порицание на мирян, то тем более на клириков.
А Великий Василий в 14-м правиле говорит: клирик, «вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих и впредь от недуга любостяжания свободен быти, может принят быта в священство». И в другом месте говорит: «земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени; а ростовщик и плоды берет и не прощает того, с чего получает рост; без земли сеет, не сеяв жнет. Посему, когда медь и золото и другое неспособное к рождению, – вопреки природе, рождает (земля), по природе способная к рождению становится бесплодною».
Закон
Хотя многими законодателями, бывшими прежде нас, и допущена плата процентов, может быть, по грубости и жестокости заимодавцев; но так как сие недостойно христианской жизни, то мы почитаем это дело мерзким, как воспрещенное божественным законоположением. Посему наша скромность повелевает, чтобы никому никаким образом не было дозволено ни в каком случае брать проценты, дабы, думая соблюсти закон гражданский, мы не нарушили закона Божия. А если кто сколько бы то ни было возьмет, – взятое должно быть вменено в долг.
А древний закон определяет известное количество процентов, различающееся по качеству лиц: так, заимодавцам повелевает брать от лиц знатных и высших до одной трети сотенного роста (т.е. 4%), и только; сребропродавцам и купцам – до двух третей сотенного рота (8%), а всем прочим – до половины сотенного роста (6%); а если заем будет для благочестивого дома, то до одной четверти сотенного роста (3%); а при корабельных займах, где занимающий подвергается опасности от моря, заимодавец не берет более законного роста, т.е. сотенного; а если заимодавец подвергается опасности от моря, то может брать и свыше законного роста; а на занимаемые плоды, на которые в древности позволялось требовать больший рост, по неизвестности предстоящего урожая, нынешнее постановление не позволяет требовать большего роста, разве только сотенного, именно, оно хочет, чтобы не был взимаем больший рост чрез удержание залогов, и чтобы судьи не присуждали к уплате большего роста под предлогом (местного) обычая; а если кто-нибудь возьмет больший рост, то он должен быть зачислен в уплату капитала. Сотенным ростом называется состоящий из двенадцати золотых монет, уплачиваемых на сто по прошествии каждого года; а так называемая наша литра – соразмерно заключает восемь монет, т.е. две трети (сотенного роста).
Проценты должны быть уплачиваемы соразмерно количеству занятого капитала; а если придется заплатить (процентов) больше, чем сколько их причитается на занятый капитал, в таком случае излишек зачисляется в капитал.
Назначающий проценты на проценты лишается гражданской чести: ибо никто не имеет права требовать процентов на проценты, хотя бы и понемногу уплачивалось.
Глава 8-я
– о Трисвятой песни
Ищи в 35-й главе буквы Ε 81-е правило VI Собора.
Глава 9-я
– о том, что волосы на голове не должно украшать
96-е правило VI Собора говорит: «Во Христа крещением облекшиеся дали обет подражати во плоти житию Его» и сохранять всякую невинность и целомудрие, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела с излишеством и мелочностию. Но что могло бы быть более излишним, как не то, чтобы об украшении волос на голове и бороде и красивом их расположении иметь заботу, а украшением всякою добродетелью внутреннего человека пренебрегать? Ибо Апостол говорит: муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1Кор. 11, 14); и Моисей в книге Левит говорит: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших (Лев. 19, 27). Итак, правило повелевает сперва отечески наказывать делающих что-либо таковое, а упорных – отлучать. Таким же наказаниям подлежат и те, которые завивают волосы, чтобы были кудрявыми, или красят их, или намачивают водою и сушат на солнце, чтобы сделались русыми, или делают их золотистыми, или стараются, чтобы они были густыми, или накладывают поддельные волосы, или бреют бороду, или выжигают длинные волосы на ней раскаленным черепком, или щипцами искусно вырывают некоторые волосы, устрояя сие для мнимого благоприличия, чтобы казалось, что у них едва начинает пробиваться первый пушок на бороде. Это ныне особенно, как бы некоторая зараза, распространилось между христианами.
Глава 10-я
– о гробокопателях
66-е правило Великого Василия повелевает на десять лет отлучать от святого причащения раскапывающего гробы (т.е. того), кто открывает гробы и похищает то, что кладется с мертвыми.
А великий Григорий Нисский в 7-м правиле говорит: «Гробокопательство разделяется на простительное и непростительное. Ибо аще кто, щадя честь мертвых, и не касаясь сокрытого во гробе тела, да не явится пред солнцем неблагообразие естества, некоторые камни, на гробе положенные, употребит на какое-либо построение: сие, хотя и не похвально, впрочем, по обыкновению сделалось простительным, когда оное вещество будет обращено на нечто лучшее и общеполезнейшее. А истязывати прах тела, разрешившегося в землю, и подвигнуть кости в надежде приобрести некое украшение, закопанное с умершим, сие подлежит такому же суду, какому и простой блуд», – т.е. девятилетней епитимии, а если врачуемый покажет усердное обращение, то устрояющий врачевание его может сократить время епитимии, определенное правилами.
Законы
Похищающие материал от гробниц должны подлежать обвинению в святотатстве.
Если кто возьмет с гробницы камни, или колонны, или мрамор, или какое бы то ни было другое вещество, должен уплатить в казну двадцать литр золота.
Раскапывающие гробы и обнажающие тела умерших, если делают это с оружием, подвергаются смертной казни; а если без оружия, – ссылаются в рудники.
Раздевающие мертвых во гробах должны быть наказываемы отсечением рук.
Передвигающие останки или кости, – если простые люди, подвергаются крайнему наказанию, а если знатные, то заточаются или ссылаются в рудники.
Останки умерших не должно осязать или раздевать; а если положены на время, – позволяется переносить.
Никто не должен без царского повеления переносить человеческое тело в другое место.
Глава 11-я
– о том, что бить клирикам не дозволяется
27-е правило святых Апостолов говорит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам, быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая не угрожал», и не щадящему правой щеки повелел подставить и левую (Матф. 5, 39). Ибо причиняющих обиду должно обличать иначе и обижаемым оказывать посильную помощь, как видно из послания великого Павла, заповедующего Тимофею – согрешающих пред всеми обличать, да и прочии страх имут (1Тим. 5, 20); а за себя мстить клирикам возбраняется. Впрочем, умеренно наказывать своих учеников, согрешающих и после вразумления не исправляющихся, дозволено; потому что и Господь ударами бича изгнал из храма торгующих, так как они грешили против божественного381; а если какой-либо учитель, под влиянием гнева, ударит смертоносным орудием, – не должен остаться без наказания382.
А 9-е правило так называемого первовторого Собора, упоминая о сем Апостольском правиле, определяет наказание тем, которые пытаются обходить сие правило и думают обвинять только биющих своеручно, но не и тех, которые бьют посредством повеления: ибо нерассудительно, говорит (правило), и чуждо мысли Апостольского правила, – того, кто ударит трижды или четырежды (своеручно), извергать, а бьющего до смерти чрез повеление оставлять без наказания: ибо священнику Божию должно неблагонравного вразумлять наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремляться на тела человеческие с бичами и ударами и не истязать их. Если же некоторые совершенно неисправимы, таковых никто не возбраняет вразумлять чрез местного гражданского начальника, как определяет 5-е правило собора Антиохийского; его и ищи в 12-й главе буквы Σ.
А 3-е правило собора, на котором председательствовал Фотий383, подвергает анафеме того, кто вообще дерзнет бить или заключить в темницу кого-либо из епископов, или без вины, или под вымышленною виною; а если будет и вполне благословная вина, то и в таком случае не может подвергать за нее наказанию даже и тот, кто имеет самую большую власть; но должно предоставить (суд) собору, которому одному только и позволяется судить и наказывать согрешивших епископов.
Законы
Закон запрещает епископам бить своими руками, а наказания не определил: ибо вообще определяет о всяком, кто бьет или причиняет обиду, давая право возбуждать против них самих за обиду иск и денежный и уголовный, и определяет, какая обида жестокая и какая легкая.
Дерзающий бить священника или в церкви или в публичном месте должен быть сослан.
Если будет повреждено свободное тело, то бывает присуждение к уплате издержек на лечение и за опущение работы, но не за увечье: ибо свободное тело не оценивается. А повредивший тело раба, кроме сказанного, подвергается ответственности и за уменьшение его ценности.
* * *
Пояснение из толков. Зонары на правило.
Ср. Номоканона правило 173. Ук. св. Синода 1771 г. ноября 17. Уст. Врач. Том. XIII, ст. 913.
Именно, памятника. Виновный платит штраф в 20 литр золота – Ср. Зак. Гос. Росс. «За похищение надгробного памятника, или наружных онаго украшений, виновные на основании правил о совокупности преступлений, подвергаются высшей мере наказаний, определенных за воровство – кражу в ст. 2238-й Уложения о наказ. Том. XV. кн. 1, ст. 1082; сн. ст. 2272; см. еще Улож. о наказ. ст. 269.
Ср. Зак. Гос. Рос 1) «тела, преданныя уже земле, запрещается, без особого дозволения от Министра Внутренних Дел, вырывать для перевезения в другое место». (Уст. Врач. Том XIII, ст. 930; см. и ст. 931; 2) Кто без дозволения Правительства выроет погребенное тело для перевезения оного в другое место, тот за сие подвергается: денежному взысканию от двадцати до ста рублей, или же аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам, более или мене увеличивающим или уменьшающим вину его (Уложен. о нак. том. XV, ст. 1079; см. еще ст. 1083).
Правила св. Иом. Соб. с толкованиями, изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Проев. 1880 г. стр. 490 и 491.
64-го, 53-го и 51-го.
Правила св. Пом. Соб. с толкованиями. Изд. Моск. Люб. Дух. Проев. 1880 г. стр. 464.
Замечание – из толк. Вальсамона на правило. Сн. правило 69-е св. Апост. по излож. его у Властаря, в гл. 4-й буквы Ν и толк. Вальсамона на пр. 69-е св. Ап.
Добавлено из Вальсамона.
Трактат этот почти буквально заимствован из поучения Аввы Дорофея (VII в.) о постах, приложенного к книге Ефрема Сирина. См. Нов. Скрижаль Вениамина. Ч. II, гл. 9, $ 7. Изд. 1870 г. СПБ., стр. 278–279.
«Остави мертвых погребсти своя мертвецы» (Матф. 8, 22).
(телесными ударами, еще и после получения) благодати вышесказанного отпущения (грехов в таинстве крещения).
Из толкования Вальсамона на правило 27-п св. Апостол.
Из Вальсамона на правило 9-е двукратн. соб.
Т.е. собора бывшего в храме Премудрости Слова Божия.