Источник

НАЧАЛО БУКВЫ Κ

Глава 1-я – о епископах и клириках уже изверженных и сколькими епископами они извергаются

Ищи в 9-й главе буквы Δ об изверженных законно, также 12-е и 15-е (14-е) правила собора Карфагенского, которые повелевают, что епископ должен быть извергаем двенадцатью епископами, пресвитер – шестью и диакон – тремя; ищи еще в 18-й главе буквы Α правило 11-е святых Апостолов и в 9-й главе той же буквы правило 27-е Василия Великого.

А 21-е правило VI Собора говорит буквально так: «Клирики, оказавшиеся виновными в преступлениях и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от онаго совершенно устраняют себя, да стригутся по образу клира. Аще же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни вечной»237. Ибо правило человеколюбивее относится к тем, которые воспользовались истинным раскаянием; ибо извергаемые за какие-либо явные преступления, прелюбодеяние, например, или впавшие в святотатство, изгоняются в место мирян и им не позволяется делать ничего из того, что свойственно клирикам; а совокупившиеся вторыми браками прощаются ради брака и им не возбраняется проходить служение вне алтаря, как определяет 79-я новелла императора Льва, которую и ищи в 4-й главе буквы Γ. Ищи еще в 16-й главе буквы Π правила Собора Неокесарийскаго 9-е и 10-е и в 7-й главе той же буквы правило 1-е Собора Антиохийскаго.

Глава 2-я – о церквах или городах, обновляемых царями

Ищи 21-ю главу буквы Ε.

Глава 3-я – о новых постройках

Законы

Новое дело делает тот, кто или (вновь) строит или, разрушая что-нибудь, переменяет прежний внешний вид.

Возобновляющий старый дом не должен отступать от прежнего внешнего вида и не должен лишать света и вида (вдаль), разве имеет особое право (сервитута) по условию или по договору, предоставляющее или позволяющее ему переменять внешний вид, как хочет. А когда два дома находятся один против другого, тогда требуется, чтобы между ними было расстояние двенадцать шагов238, начиная от основания и во всю высоту; при соблюдении сего расстояния дозволяется всякому строить свой дом до неограниченной высоты и устроять в нем двери; строящий новый дом не должен лишать соседа вида вдаль, если он стоя в своем доме или сидя в нем, смотрит прямо на море, и не должен принуждать его поворачиваться на бок (в сторону), чтобы видеть море; если же между двумя домами расстояния сто шагов, то дозволяется желающему беспрепятственно строить и лишать соседа вида на море; а если есть условие, дозволяющее кому-нибудь постройку, то условие должно иметь силу, хотя бы причинило неприятность соседу относительно вида на море, ибо не следует лишать кого-либо особых прав из-за общих законов.

А когда кто-нибудь строит свой дом посреди улицы или площади, в таком случае, хотя бы размер улицы или площади был и более двенадцати шагов, он не должен отнимать лишнего и не должен прибавлять к своему дому, ибо закон определил двенадцать шагов не на вред народу, но чтобы между домами воздушное пространство было не теснее двенадцати шагов, а если пространства находится более 12 шагов, то никто не должен отнимать от них, но должен сохранять городу его собственность. Если же пространства будет десять шагов и не меньше, в таком случае строящий не должен делать больших окон низко, если не было их и прежде, а должен делать небольшие окна, на расстоянии шести футов от тротуара.

Передавать во владение общие дома один из соучастников не может без согласия другого, ни разрушать общей стены, ни возобновлять без согласия соучастника, поскольку он не один есть владелец.

Относительно деревьев или садов право вида не сохраняется.

Если стоящее посреди двора дерево соседа, распространяя большие корни, вредит основанию моего дома, в таком случае сосед должен быть принуждаем властью начальника вырубить.

Несправедливо возбранять соседу отворять на улицу двери, устроенные под навесом его кровли, отчего не причиняется никакого препятствия для прохода.

Если в источнике, из которого черпает кто-нибудь воду, высохшем на время, снова откроются его жилы, то возобновляется черпание воды, как и прежде.

Ни печи, ни очага никто не может делать в общей стене.

Строящему печь живущие в верхних этажах, которым причиняется вред от дыма, могут запретить, разве имел право проводить туда дым, и, опять, живущим в верхних этажах возбраняется лить воду или бросать сор и причинять вред живущим в нижних этажах: ибо и в своих местах позволяется кому-либо делать только то, что не причиняет вреда другому.

Если твоя стена на полфута наклонилась к моему дому, то я принуждаю тебя исправить ее.

Никто не может бросать сор близ чужой стены, если не имеет на то особенного права (сервитута).

Кто без императорского указа загромоздит городскую улицу своими домами, тот бесспорно должен возвратить городу прежние его права.

По закону широкая улица должна быть по прямому направлению – в 8 шагов, а по кривому – в 16.

Глава 4-я – о календах и ворожбах

Ищи 13-ю главу буквы Β и 3-ю главу буквы Ε.

Глава 5-я – о правилах церковных, и какие правила должно соблюдать

1-е правило IV Собора говорит: «От святых отец на каждом соборе», Вселенском, т.е. и поместном, «до ныне изложенные правила», имеющие целью точнейшее определение догматов и устройство Церкви, «соблюдати признали мы справедливым».

А 2-е правило VI Собора в отдельности перечисляет божественных отцов, составивших священные и божественные правила, как сообща, так и особо, и определяет, чтобы тверды пребывали изреченные по вдохновению Святаго Духа и бывшими прежде нас святыми отцами принятые и утвержденные и нам преданные ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей – восемьдесят пять правил святых Апостолов, т.е. кроме постановлений, чрез Климента преданных (ибо они приняли в себя много подложного, на подобие плевел, от иномыслящих); повелевает, чтобы имели твердость и те правила, которые провозгласили Никейские триста восемнадцать отцов, также и те, которые изложил вторый и Вселенский Собор 150 отцов, собравшихся в царствующем граде, – те, которые изложил III Собор в Ефесе собравшихся двухсот отцов, и те, которые изложил IV Собор в Халкидоне собравшихся шести сот тридцати отцов, и те, которые заповедал собор в Анкире, а также в Неокесарии, в Гангре, в Антиохии Сирийской, в Лаодикии Фригийской, в Сардике и в Карфагене; должны быть также приняты правила, написанные при Нектарии и Геннадии, предстоятелях Константинополя и еще правила Дионисия и Петра – священномучеников, Афанасия Великого и Кирилла, Тимофея и Феофила, которые были предстоятелями великого града Александрии, также правила Григория Неокесарийского чудотворца, Василия Великого – Кесарийского, Григория Нисскаго, Григория Богослова и Амфилохия Иконийскаго; правило же, изданное архиепископом Африканской страны священномучеником Киприаном и собором, при нем бывшим, сохраняемо было в их странах, и только. Итак, дерзающий какое-либо из всех сих правил искажать, или извращать, или отменять, или изменять, или принимать другие, «подложно составленные некими людьми, дерзнувшими кормчемствовати истиною», таковый да будет, говорит правило, анафема и чужд христианского списка.

А 1-е правило VII Собора говорит: божественные правила, почитая делом весьма вожделенным, со услаждением приемлем, – как те, которые прежде ясно изобразили божественные Апостолы, так и те, которые опять составили шесть святых Вселенских Соборов и поместные; а также и те, которые изложили особо некоторые из превосходящих благочестием и добродетелию мудрые отцы, и определяем – всецелое и непоколебимое постановление их сохранять как руководство к вечному блаженству: ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены в уме, начертав, издали канонические постановления, которые и должно почитать со всяким благоговением как свидетельства и руководства, ибо они ясно свидетельствуют и показывают, как должно нам живущим совершать добродетели, и преступившим (их) предживописуют ожидающее их неизбежное наказание; а посему, позаимствовав изречение Боговидца Моисея, глаголем к сим: не подобает приложити и от сих не подобает отъяти (Второзакон. 12, 32); и изречение Апостола: аще ангел благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 8). Итак, и мы изрекаем анафему тем, которые преданы были анафеме божественными правилами, извергаем изверженных, отлучаем отлученных и подвергнутым епитимии определяем ту же самую епитимию.

А «том единения» говорит: пренебрегающим священными и божественными правилами блаженных отцов наших, которые утверждают святую Церковь и, украшая все христианское исполнение, руководствуют к божественному страху, анафема.

Закон

А 131-я Юстинианова новелла говорит: определяем, чтобы имели силу законов святые и церковные правила, изложенные или утвержденные святыми семью Соборами, – т.е. Никейским – 318-ти отцов, на котором Арий неистовствующий был предан анафеме, Константинопольским – 150-ти отцов, которыми был изобличен духоборец Македонии, Ефесским, на котором был осужден Несторий, и Халкидонским, на котором был предан анафеме Евтихий с Диоскором, – кроме сих, Константинопольским вторым, на котором Ориген с своими сочинениями и некоторые другие нечестивые были поруганы, также -Константинопольским третьим, который, восторжествовав над различными ересями, утвердил божественные догматы прежде бывших святых Соборов, и сверх всех – Никейским вторым, которым неистовствовавшие на святые иконы, наравне с прежними еретиками были отвергнуты от Кафолической Церкви Божией: ибо догматы сказанных святых Соборов приемлем как божественные писания и правила соблюдаем как законы.

А что новелла разумеет и все другие святые Соборы, бывшие после Юстиниана, то это прибавил император, очистивший законы. Итак, необходимо (признать), что каноны имеют силу больше законов: ибо законы составлены одними царями и последующими подтверждены, а каноны написаны и утверждены святыми отцами по воле, усердию и суду тогдашних царей; впрочем, и благочестивые законы придают большое значение божественным правилам, частию согласуясь с ними, частию восполняя то, что в них опущено.

Глава 6-я – о ставленной пошлине

Ищи законы, изложенные в 28-й главе буквы C.

Глава 7-я| – о том, что клирику не должно входить в корчемницу

54-е правило святых Апостолов – клирика, усмотренного едущим в корчемнице, за исключением случая, когда по нужде в гостинице останавливается, повелевает отлучать: ибо клирики, служащие образом скромной жизни для мирян, должны быть во всем безукоризненны, дабы из-за них не хулилось имя Божие. А проводящий с удовольствием время в корчемнице не может быть чужд порочности пребывающих там и ведущих нескромную жизнь мужчин и женщин. То же самое определяет и 40-е (49-е) правило собора Карфагенского.

А 9-е правило VI Собора говорит: «Никакому клирику не подобает содержати корчемницу. Ибо еще не позволено таковому входить в корчемницу, то кольми паче служить в оной другим и упражнятися в том, что ему не прилично. Аще же кто что-либо таковое соделает: или да престанет, или да будет извержен»; и странно было бы – клирику управлять корчемницею и самому принимать входящих (в нее); но если какой клирик, владея подобным заведением, отдает в наймы другому, то не подлежит наказанию правила, потому что это иногда делается и монастырями и церквами.

А 24-е (правило) соб. Лаодикийского – пресвитерам, диаконам, иподиаконам, чтецам, певцам, заклинателям, дверникам и тем, которые принадлежат к монашескому чину, входить в корчемницу почитает непозволительным и весьма вредным.

Законы

А 133-я Юстинианова новелла повелевает, чтобы монах, обращающийся в корчемнице, был обуздываем епархом и игуменом и изгонялся из монастыря, как посрамивший жизнь ангельского звания.

Глава 8-я| – о плодоприношении в божественные храмы

3-е правило святых Апостол и 4-е повелевают употреблять для бескровной жертвы только вино и хлеб и плодоносящим в храмы приносить только это и еще елей, дабы им возжигать свет Истинному Свету, и фимиам во время святого приношения, но (отнюдь) не мед, не молоко, не, вместо вина, приготовленный из чего-либо другого напиток, имеющий свойство производить опьянение, как и вино, – не птиц, или других животных, или овощи; а поступающего вопреки сему клирика немедленно извергают (правила); а приносимое в надлежащее время, как начатки зрелых плодов, т.е. созревший виноград и новые колосья, годные из овощей к употреблению в пищу и всякий другой созревший плод (повелевают правила) отсылать в дом епископу и пресвитерам (в алтарь же ничего из этого не приносить); а они, принявши оные, должны обращать не на свое только употребление, а разделять и всему клиру.

А 28-е (правило) VI Собора извергает клириков, принимающих в алтарь виноград и соединяющих с бескровною жертвою приношения и «сим образом обоя купно разделяющих народу»; но повелевает совершаемое в отпущение грехов животворящее приношение преподавать народу особо, а виноград с благословением разделять особо, как начатки, дабы приемлющие благодарили Подателя ежегодных плодов, коими, по определению Божию, тела наши питаются и возвращаются; а поступающий вопреки заповеданному клирик извергается.

А 7-е Гангрскаго собора и 8-е – дающего от себя или принимающего приносимые в церковь плодоприношения без воли епископа или эконома, как пренебрегающего ими, предают анафеме.

А 37-е (46-е) Карфагенскаго повелевает – ничего более, кроме хлеба и вина, не приносить в святилище: хлеба – во образ тела Господня, а вина – крови; ибо так Господь, подавая (хлеб) Своим ученикам, сказал: сие есть тело Мое; и опять (подавая) чащу, сказал: пейте от нее вси, сия есть кровь Моя (Матф. 26, 26–28; Марк. 14, 22–24; Лук. 22, 19).

А так как из ребра Господня, прободенного на кресте копием, истекла не одна кровь, но и вода, то необходимо узаконено Церковию – в священных тайнах примешивать к вину и воду. Приносить же мед и молоко как «таинственное знамение младенцев», возбранено VI Собором, ибо 57-е правило этого Собора говорит: «не подобает приносити к алтарю мед и млеко».

Об идропарастатах и армянах

Но и 32-е (правило) тот же VI Собора, описывая две совершенно противоположные, но равно страждущие недугом нечестия, ереси – употребляющих для священнодействия святой чаши одну только воду (которые по действию и названы идропарастатами) и опять армян, совершающих священнодействие чрез одно только вино – по этому самому повелевает примешивать к вину воду, и таким образом приносить бескровную жертву. Ересь идропарастатов была древняя; а для ереси армян поводом послужили слова Златоуста. Ибо сей великий Отец, опровергая сказанную ересь идропарастатов, в изъяснении на Матфея, толкуя достойно присущего ему Духа изречение: не имам пити от плода лознаго (Матф. 26, 29; Марк. 14, 25; Лук. 22, 18), говорит: «Чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? Для того, да с корнем предысторгнет иную нечестивую ересь. Ибо как суть некие, употребляющие в таинстве воду: того ради указует, яко вино употребил и тогда, когда таинство преподавал, и по воскресении, когда предлагал простую трапезу, без таинства, и, указуя на сие глаголет: от плода лознаго (Матф. 26, 29), лоза же виноградная не воду, а вино производит239. Это и послужило поводом к заблуждению армян, будто великий (отец) отвергает присоединение воды к священной жертве. Итак, отражая сии ереси, правило говорит: брат Господа, Великий Иаков, первый украсивший престол Иерусалимской Церкви архиепископ Кесарийский Великий Василий, коего слава протекла по всей подсолнечной, к тому же и «Златые Уста Церкви», письменно предавшие нам таинственное священнодействие, положили из воды и вина составляти святую чашу и своим Церквам, над коими вверено было им пастырское правление, оставили, как бы некое свыше принесенное наследие. Упоминает (правило) и вышесказанное 37-е (46-е) правило Карфагенского. Итак, говорит правило, не так делающий, «яко несовершенное таинство возвещающий и преданное нововведением повреждающий», должен быть лишен священства.

О теплоте, в божественные тайны вливаемой

А латинянам не должно обвинять нас, если к концу священнодействия мы вливаем теплоту в чашу, ибо она не изменяет соединения вина и воды в чаше, так как не есть что-либо отличное по природе от влитой прежде воды, а только уверяет в величии чуда, чтобы и вкусом убеждать нас, что не из мертвого, а из живого тела истекла кровь и вода; ибо из мертвого обыкновенно не истекает дымящаяся кровь, а из тела Господня, как живого и животворящего, истекло животворящее, т.е. кровь и вода; не прибавляется же теплота в начале соединения для того, чтобы соединение не пришло в прежнее положение, охладившись ко времени причащения. А ивиры, хотя и считающиеся совершенно православными, не вливают теплоту в святую чашу: у них было в обычае, как говорят, не пить вина с теплой водой; но, по изъяснении силы таинства, и им было предписано делать это.

А 99-е VI Собора опровергает и иное некоторое нечестие, бывающее в армянской стране: ибо, сварив внутри алтаря части жертвенного животного, «участки» из них разделяли, по иудейскому обычаю, священникам, им отделенные и назначенные, например, голову или другую какую-нибудь часть, отделенную от тела, что некогда имело место у иудеев при исходе (из Египта). Итак, правило запрещает это, а позволяет давать им, что и сколько хотят дающие, вне церкви, допуская снисхождение по удержавшемуся у них обычаю; а делающего еще сие повелевает (пр.) отлучать.

О рождении Пресвятой Богородицы

А 79-е (правило VI Собора), запрещая «приготовлять хлебенное печение» и друг другу передавать в следующий после праздника Рождества Христова день, «аки бы в честь болезней рождения непорочной Девы Матери», как обыкновенно делается и для родильниц, клириков, делающих это, подвергает извержению, а мирян отлучению, называя рождение Святой Девы безболезненным, «яко и бессеменно бывшее». Родами называется рождение младенца с болезнями, сопровождаемое истечением кровей, чему, как думаем, паче же твердо веруем, Богородица отнюдь подвержена не была: ибо это происходит с рождающими естественно, а у Девы, так как зачатие ее было от Святаго Духа и сверхъестественно, и рождение, без сомнения, было превыше естественных свойств. Итак, для Богородицы поношение, а не честь – усвоять Ее неизреченному рождению что-нибудь то, что обыкновенно бывает и с другими рождающими женами.

А 8-е правило Феофила Александрийскаго – приносимое для бескровной жертвы, по употреблении нужного по закону для таинства, повелевает клирикам разделять между собою и есть остатки и пить; также уделять из них и верным братиям, а из оглашенных – никому.

Ищи закон в 18-й главе буквы Α.

Глава 9-я – об обвинении епископов и клириков, и кто к обвинению допускается и кто не допускается

Ищи в 9-й главе буквы Δ о свидетелях в судилищах.

Закон

Если отец обвинит кого-либо в убийстве своего сына и потом обнаружится, что взвел обвинение по клевете, то лишается гражданской чести, а брат на брата не может взводить обвинения в великом преступлении, так как не только не будет выслушан, но и подвергнется ссылке.

Глава 10-я – об оглашенных

Ищи в 1-й главе буквы Α.

А Неокесарийское 5-е говорит: кто из оглашенных более совершенных согрешает и перестает грешить, тот должен стоять с слушающими, и если будет из слушающих и не оставляет греха, в таком случае должен быть изгнан из церкви в разряд плачущих. – Ибо в древности оглашенные разделялись на два чина: на принявших веру уже более совершенно, но отлагающих крещение, которые оставались в храме до молитвы оглашенных и, когда она таинственно произносилась, преклоняли колена, а когда было возглашаемо: «Елицы оглашеннии, изыдите», выходили, – и на пришедших недавно, которые, как несовершенные, после слушания божественных Евангелий, выходили240. Ищи еще в 1-й главе буквы Β правила: Василия Великаго 20-е, Феофила 4-е, Кирилла 4-е.

Глава 11-я – кому должно наследовать собственность епископа

Ищи 4-ю главу буквы Δ.

Глава 12-я – о наследстве и лишаемых наследства сыновьях или родителях

Законы

Нисходящие (родственники), будут ли то мужчины или женщины, предпочитаются восходящим и боковым.

Если дед умрет при сыне и внуках от другого детища, то внуки заступают лице241 своего отца242, и вместе с сыном, т.е. с своим дядею, наследуют имущество деда, получая то, что получил бы, если бы был жив, их отец, – будут ли то мужчины или женщины, подвластные ли или полновластные.

Если нисходящих (родственников) нет, то призываются (к наследству) восходящие, которые предпочитаются всем (родственникам) боковым, кроме родившихся от тех же самых родителей – братьев и братних детей243; а из восходящих предпочитается ближайший по степени, также и по отношению к боковым244; если же все состоят в одной и той же степени (родства) , то вместе призываются к наследству.

Если у умершего есть восходящие (родственники) и родные братья и дети брата по отцу или по матери, прежде умершего, в таком случае все призываются к получению его наследства, будут ли то мужчины, или женщины: ибо братнии дети заступают лице своего отца и получают то, что получил бы, если бы был жив отец их.

Братья, рожденные от одних и тех же родителей, занимают первый чин в наследовании своему брату; также и дети умершего брата, не только единокровного и единоутробного, но и (брата только) по отцу (т.е. единокровного) или (только) по матери (т.е. единоутробного); если же братьев или детей от таковых братьев нет, тогда умершему брату наследуют братья, рожденные от разных родителей.

Если кто умрет при брате, происходящем от разных родителей, и при сыновьях брата единокровного и единоутробного, в таком случае братнии дети предпочитаются брату (от разных родителей) в наследовании имущества умершего.

Мать участвует в наследстве с своими детьми в случае смерти ее детей, а их братьев, получая часть одного брата.

Муж, не вступивший во второй брак, должен получать из приданого (своей жены) часть одного детища, по неограниченной власти.

Когда нет брата или братного сына, то призываются прочие родственники по линии боковой, ближайшие по степени; и если найдутся многие (родственники) одной и той же степени, то наследуют поровну.

Дети от разных наложниц не наследуют когда есть родные дети, или супруга, или иные наследники их.

Незаконнорожденное детище и (потом) узаконенное становится родным только по отношению к своему отцу, но отнюдь не к нисходящим, или к восходящим, или к боковым родственникам отца, и ни он не наследует им, ни они не наследуют ему без завещания.

Если отец, давая приданое за своею дочерью, договорился, чтобы она довольствовалась данным за нею приданым и не имела части из его наследства, то договор этот не имеет силы, а не возбраняется дочери наследовать отцу, умирающему без завещания, когда она вносит приданое оставшимся подвластным своим братьям; но должно вносить и предбрачный дар, как и приданое, когда давший его умирает без завещания, будь то мать, или отец, или кто-либо из восходящих (родственников) или по отцу, или по матери.

Когда умрет муж или жена без завещания и ни одного из восходящих, или нисходящих, или боковых законного или природного преемника не имеют, в таком случае муж должен быть призываем к полному наследованию имущества жены и жена должна наследовать мужу.

Если муж согласится с своею женою, чтобы наследовать ей после ее смерти, то договор бесполезен. Ищи еще в 17-й гл. бук. %Г[P%], ищи также 5-ю гл. буквы %Г[U%].

Новейшее решение

Решение святейшего патриарха Афанасия и подведомого ему собора, который был по определению приснопамятного императора Андроника Палеолога, говорит: повелеваем бездетным овдовевшим мужам и женам не допускать расхищения имущества – ни от заведывающих казною, ни от соседей, но треть их имущества получать правительству, треть употреблять на поминовение умершего и остальную часть брать живой половине; если же умрет и половина, оставшаяся в живых, в каком случае наследовать по закону родственникам ее; если же не будет никакого родственника у умершего, в таком случае половина (имущества) поступает в казну, а половина на поминовение умершего.

Повелеваем также, чтобы не имел силы закон, который определяет овдовевшим мужам и женам при детище, в случае последовавшей вслед за тем смерти и детища, живой половине наследовать все отцовское или матернее (имущество) детища; и родителей умершего, кроме потери детища, весьма несправедливо лишать и имущества, но должно сохранять треть приданого на поминовение умершего, треть – родителям и треть оставленной половине (т.е. жениху или невесте).

Если будет завещана часть имущества, то наследник имеет право выбора – или дать часть имущества, или цену его, но, конечно, дает цену всего неделимого и неудободелимого.

Еще о лишаемых наследства сыновьях

Установляем – ради подлежащих вин сыну быть лишенным отцовского имущества:

1) если на своих родителей наложит руки;

2) если нанесет им тяжкую дерзкую обиду;

3) если обвинит их в уголовных преступлениях, которых нет (на самом деле), против царя или государства;

4) если вращается с волшебниками (или если с волшебными средствами обращается, как волшебник);

5) если покусится злоумыслить на жизнь своих родителей чрез отраву или иным каким-либо образом;

6) если смесится с своею мачехою или с наложницею своего отца;

7) если будет доносчиком на своих родителей и своим доносом заставит их потерпеть тяжкий вред;

8) если пренебрежет попечением о них, когда они лежат в продолжительной немощи или пришли в старость и бессилие, и, быв призываем от родителей, не захочет удостоить их попечения;

9) если дети мужского пола не захотят поручиться, насколько имеют состояния, за своих родителей, привлекаемых к ответственности за долг;

10) если обнаружится, что кто-нибудь из детей воспрепятствует родителям написать завещание, в таком случае, если они после этого будут иметь возможность сделать это, имеют право такового сына лишить наследства;

11) если против воли родителей причислит себя к позорищным и останется в этом занятии;

12) если кого-либо неистовствующего из родителей дети или имеющие право наследовать ему без завещания не захотят удостоить попечения: ибо по освобождении от неистовства он имеет право лишить их наследства; если же о нем, одержимом болезнию до смерти, кто-нибудь посторонний из сострадания возымеет попечение своим иждивением и письменно пригласит наследников, а они не захотят придти и приложить попечение о неистовствующем, в таком случае принявший и пекшийся о нем до конца должен иметь право вступить в его наследство с уничтожением преемства тех;

13) Если дети не заботятся об освобождении из плена кого-либо из родителей: ибо по освобождении из пленения может написать их неблагодарность (в завещании) и лишить наследства; а если и придется умереть в плену по нерадению детей или призываемых к его наследству без завещания, то (и в таком случае) всем сим не допускаем вступить в преемство его, но имущество его отдать церкви того города, в котором он родился, и употреблять его не на иные нужды, но на выкуп пленных. Если же и прежде пленения, составив завещание, он написал их наследниками, в таком случае вовсе уничтожаем таковое завещание. Такой каре определяем подвергать тех, которые достигли 18-ти летнего возраста;

14) если родители, будучи православными, узнают, что кто-либо из детей придерживается еретических догматов. Если же детище, образумившись, снова возвратится к Православной Церкви, в таком случае свою долю получает, а плодов за промежуточное время не ищет.

Итак, если одну из сказанных вин на кого-либо из детей родители напишут в своих завещаниях и написанные наследники покажут, что это истинно, повелеваем – завещанию иметь свою силу.

h7 О лишаемых наследства родителях

Установляем опять не позволять детям лишать своих родителей наследства в своих завещаниях, разве когда напишут в них нижеисчисляемые вины:

1) если родители дадут свое детище на погубление без вины, возводимой против величества;

2) если будет обнаружено, что отравами, или чародейством, или иным каким-либо образом злоумышляли на сына;

3) если отец смесится с своею снохою или с наложницею своего сына;

4, 5, 6, 7) равным образом и относительно воспрепятствования завещанию, а также и относительно неистовства, пленения и зловерия должно быть соблюдаемо и здесь все, как мы установили и относительно лишаемых наследства сыновьях. Но и имеющий родственника глухого, или немого, или безумного, или неистового, если не защищает заботливо их имущества, не может наследовать им. То же самое и относительно пленных.

Глава 13-я – о том, что должны быть причисляемы к клиру и не происходящие из священнического рода, если будут достойны

33-е правило VI Собора говорит: у иудеев одно колено Левиино наследовало священство; из него избирались имеющие священствовать и именовались клириками, потому что во Второзаконии (18 глав. 2 ст.) написано: да не будет левитом жребий в сынех Израилевых, Господь бо часть их и жребий; нам не следует обращать внимания на род имеющего вступить в клир, но, если будет достоин по определениям божественных правил, да причисляется к клиру, имеет ли он посвященных предков или нет; и на амвоне никто да не читает божественные книги, если не получит пострижение с благословением от своего епископа; а поступающий вопреки сему да будет отлучен.

Глава 14-я – о том, что не должно клирикам перемещаться

Ищи в 9-й главе буквы Α правило 4-е IV собора и другие.

Глава 15-я – о том, что нуждающимся клирикам должно подавать из церковного имущества

Ищи 26-ю главу буквы Ε.

Глава 16-я – о том, что не должно клирикам похищать имущество умершего епископа

Ищи 27-ю главу буквы Ε.

Глава 17-я – о том, что не должно одному клирику быть в двух городах, или в одном городе служить в двух церквах

Ищи 14-ю главу буквы Ε.

Глава 18-я – о том, что не должно клирикам делать что-либо без воли (своего) епископа

Святых Апостол правило 39-е повелевает – не позволять пресвитерам и диаконам без воли епископа делать то, что принадлежит только ему одному, принявшему предстоятельство над народом и имеющему дать ответ и отчет о душах их, т.е. вязать и решить грехи и уменьшать продолжительность епитимий246.

Глава 19-я – о том, что и клирики не рукополагались отрешенно 247.

6-е правило IV Собора полагает, что не должно ни священникам, ни диаконам, ни прочим из почисленных в клире – быть рукополагаемым отрешенно, так чтобы могли уходить, куда хотят, и совершать какое-либо священническое действие, но именно к церкви городской, или сельской, или к определенному мученическому храму, или к монастырю, как и епископы рукополагаются к определенной церкви; рукоположение же не так совершенное считать недействительным; но ныне это оставлено248.

Глава 20-я – о том, что клирикам церквей и монастырей должно состоять под властию епископа

Восьмое правило IV Собора повелевает клирикам (находящимся) при богадельнях, монастырях и храмах мученических состоять в подчинении у городских епископов – называя богадельнями домы, назначенные для призрения бедных и попечения о них, т.е. домы для призрения престарелых и сиропитательные; а храмы мученические – это храмы, воздвигнутые во имя мученика; а тех монахов и клириков, которые по дерзости исторгаются из-под управления епископского, и мирян, внушающих им дерзость, отчуждает (правило) от общения верных249

Глава 21-я – о том, что клирик за прегрешение, если впадает в него, извергается, но не подвергается и отлучению (вместе с извержением)

Ищи 9-ю главу буквы Δ.

Глава 22-я – о том, что клирики, не покоряющиеся занять высшую степень, лишаются и той, которую занимают

31-е (40-е) правило собора Карфагенского – клирика, причисленного к какой бы то ни было церковной степени, и своему епископу, призывающему (его) на высшую (степень), не покоряющегося и уклоняющегося, может быть, от труда, соединенного с нею, повелевает лишать и той степени, которую он не хотел оставить.

Глава 23-я – о краже

Ищи в 32-й главе буквы Ε правило 25-е святых Апостол.

61-е правило Василия Великого говорит: «Украдший, если сам по себе, раскаясь, обнародует грех, на год должен быть удален от причастия только Святых Таин; если же обличен будет, то на два года. Время же сие должно быть разделено для него на припадание только и стояние с верными», но он не должен быть и с плачущими или слушающими250.

А 6-е (правило) великого Григория Нисского – тайно, говорит, отнявший чужое, если не вооружился мечем, чтобы удобнее убить сопротивляющегося, и объяснивший чрез исповедь свой грех, должен врачевать недуг милостынею; если же ничего, кроме тела, не имеет, то должен врачевать страсть трудом, как говорит Апостол: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается. делая своими руками, да подаст требующему (Ефес. 4, 20).

А святый Григорий Чудотворец в 11-м (10-м и 11-м) правиле говорит: нашедшие какие-либо вещи на поле или в домах своих, чужие, брошенные врагами, если, по обвинении, будут обличены, да будут в числе припадающих; объявившие же сами о себе могут и молиться с верными; и исполнять сию заповедь должно без всякого скверностяжательства и совсем не требуя возмездия ни за указание, ни за сохранение, или как бы это ни называлось.

Законы

Крадущие в каком бы то ни было городе251, свободные, но бедные и однажды сие сделавшие, должны быть наказаны (телесно), а если имеют достаточные средства, то к отдаче украденного должны дать двойное количество (украденного) потерпевшему кражу; а дважды пойманные (в краже) должны быть сосланы; если же трижды будут замечены в этом, то у них должны быть отрезаны руки.

Неумышленно взятое или нагло украденное, если будет продано, отбирается без возвращения данной за него цены.

Возвративший украденное не имеет права требовать данной за то цены.

Кто берет чужую брошенную вещь с целью присвоения, хотя бы и не знал, чья она, тот подлежит обвинению в краже, если только хозяин не покинул без попечения: ибо в таком случае, хотя бы кто взял ее и воровски, поскольку она перестала быть собственностию хозяина, не подлежит упомянутому обвинению, так как нет кражи, когда нет потерпевшего кражу; а если кто счел оставленным без попечения то, что не было оставлено без попечения, тот не есть вор; если же взял с тем, чтобы отдать хозяину, то не подлежит обвинению в краже, хотя бы и взял вознаграждение за находку.

Крадущий в лагере оружие должен быть подвергнут телесному наказанию, а если коня, то у него должны быть отсечены руки.

Господин раба вора, если хочет иметь его слугою, должен удовлетворить потерпевшего кражу; а если не хочет, то должен отдать ему его в полное распоряжение.

Угоняющие чужие стада, сделавшие это однажды должны быть подвергнуты телесному наказанию; вторично (сделавшие) должны быть сосланы; если же и в третий раз будут замечены в этом, то у них должны быть отсечены руки, с возвращением, конечно, угнанного стада его владельцу.

О разбойниках

Разбойники известные казнятся чрез повешение в тех местах, в которых совершали преступления, дабы сим зрелищем устрашить решающихся на сие и доставить утешение родственникам убитых.

Губящие деревья и особенно виноградные лозы наказываются как разбойники и. хотя бы одно и то же дерево рубили многие, каждый из сих повинен заплатить за целое дерево, если не сознается, двойную цену его, а если сознается, только стоимость его.

Заведомо принимающий краденую вещь и соучастник в краже подвергаются одинаковому с вором наказанию.

Вор – тот, кто совершает преступление тайно и без оружия: такой не подвергается ни отсечению членов, ни смертной казни, а совершающий преступление насилием с оружием или без оружия в каком бы то ни было месте, подвергается наказаниям по законам252. Ищи еще иные законы в главе 12-й буквы Α.

Глава 24-я – о том, что не должно иметь общения с отлученным от общения

2-е правило Антиохийского собора заповедует нам всячески удаляться от общения с отлученными от общения и не участвовать с ними в молитве ни в доме, ни в церкви, хотя бы они принадлежали к другой епархии; ибо, хотя местом и разделяемся, но не различаемся друг от друга верою – мы христиане всей земли и все называемся и есмы единая Кафолическая Церковь253; и кто из священного списка будет обличен в общении с отлученным от общения, тот и сам должен быть вне общения церковного как производящий замешательство в чине церковном. Ищи еще 18-ю гл. бук. Α и во 2-й гл. той же буквы правила свв. Апостол 45, 46 и 64, Лаод. соб. 33, Тимофея Александрийского 9-е и в 15-й гл. бук. Π пр. 1-е св. Григория Чудотворца.

Глава 25-я – о тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии или отлагают общение на три воскресные дня

8-е и 9-е правила святых Апостолов, желая, чтобы все и всегда были готовы и достойны причащения божественных Таин, епископу, или пресвитеру, или диакону, при совершении священнодействия божественных Таин не причастившемуся, повелевает представить причину, и, если будет благовидна, извинять, а если нет, отлучать, ибо дает повод соблазна и подозрения народу на священника, принесшего бескровную жертву, яко бы де знают за ним какое-либо препятствие к священнослужению; и верных входящих и священные писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, отлучать (повелевает правило) как бесчинных.

Согласно с сим определяет и 2-е (прав. соб.) Антиохийского, ибо всех входящих в церковь и слушающих священные писания, но не участвующих в молитве вместе с народом, или отвращающихся от причащения святыя Евхаристии, по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению, повелевает отлучать от Церкви, доколе чрез исповедь не покажут плодов раскаяния и не получат прощения. А некоторые говорят254, что сии правила постановлены относительно священнодействующих в то время в алтаре и мирян, не пребывающих до тех пор, пока наступит время причащения верных: ибо весьма обременительно и насильственно принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае – отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира? Ибо довольно, если кто, презрев и отложив все прочее и задавшись одной сей целью, другому же никакому злейшему пожеланию не поработившись, может потом, с Божиею помощью, удостоиться этого, но я думаю, что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому-то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь, ибо нерадение и неправильность жизни так нас настроили, что даже и не верится, достигал ли кто из верных такой высоты добродетели.

Думаю255, что без сомнения, по причине этой угрозы божественных правил придумано раздаяние антидора, чтобы те, которые не могут причащаться животворящих Таин, имели всю необходимость ожидать конца божественного священнодействия, дабы из рук священника получить его освящение.

Ищи еще в 7-й гл. буквы Π правило 66-е VI собора.

А 80-е (прав.) того же (VI) Собора – пребывающих в граде епископов и пресвитеров и на три воскресные дня, в продолжение трех седмиц, оставивших свою церковь без настоятельной нужды, а также и мирян, не приходящих с верными в церковь и не имеющих общения в молитвах, но в течении трех воскресных дней лишившихся и их – клириков извергает, а мирян отлучает. Ищи еще в 9-й главе буквы Α правила Сардикийского собора 11-е и 12-е.

Глава 26-я – о том, что не должно давать причащение телам умерших

83-е правило VI Собора полагает, что не должно преподавать Евхаристию телам умерших, ибо, говорит, написано: приимите, ядите (Матф. 26, 26). А мертвыя тела ни принимать, не есть не могут. Ищи еще в 1-й главе буквы Β правило 18-е (26-е) собора Карфагенского.

Глава 27-я – о том, что имеющему причаститься не должно приступать к своей жене

Ищи 18-ю главу буквы Γ.

Глава 28-я – о том, когда причащается осквернившийся во сне

Святый Дионисий Александрийский в 4-м правиле тем, у которых случилось ночью непроизвольное истечение семени, поставляет судьею этого дела неподкупным собственную их совесть: ибо если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого-либо страстного возбуждения, когда природа выделила его как излишек, то потерпевший сие беспрепятственно да приступает к божественному причащению; а если предшествовал какой-либо страстный помысл, который, утвердившись в воображении, произвел ночью видение, и за сим последовало извержение семени, или если случилось сие вследствие пьянства и объедения, таковой не чист не по причине извержения семени, ибо семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек, но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль. Посему сомневающийся от сего в совести лишен дерзновения; как же приступит к Богу настроенный таким образом, ибо по великому Павлу: аще яст сомняйся осуждается (Рим. 14, 23)256?

То же самое посредством весьма многих доводов излагает и Великий Афанасий в послании к некоему Аммуну, доказывая, что ничто из созданного Богом не есть нечисто по своей природе; а дело рук Его и человек, подверженный естественным извержениям: ибо животному даны исходы, дабы посредством их каждый член выделял излишнее. Так, излишества головы – волосы и жидкости, выделяемые посредством ноздрей и рта; (излишества) чрева – извержения, всего тела – пот, семянных сосудов – семя. Сии извержения и испражнения приносят пользу животному, а когда задерживаются, обыкновенно причиняют вред; и для благомыслящих нет ничего нечистого по природе своей, а для оскверненных нет ничего чистого, так как осквернены их ум и совесть, конечно, грехом и тем, что не мыслят о сем, как должно. Да и врачи знают, что естество выгоняет семя, как излишнее: нет никакого греха, когда испражняется излишек.

А Великий Василий в сочинении о подвижничестве, быв спрошен, должно ли дерзать приступать к причащению осквернившемуся во сне, отвечал, что приступать кому-нибудь в нечистоте к святым тайнам – это такое дело, страшный суд за которое мы знаем и из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то, очевидно, еще большему страху научит нас Апостол, говоря: ядый и пияй недостойне, суд яст и пиет (1Кор. 11, 29); а нечистотою назвал святый отец не извержение семени, чего, я думаю257, никто совершенно не избежит, разве только будет совершенно бесчувственным, а скверное пожелание, о котором Господь сказал: всяк иже воззрит на жену и т. далее (Матф. 5, 8), в силу которого и совершается грех в мысли чрез услаждение похотью, и таким образом бывает мечтательное совокупление во сне и извержение семени.

О малакии

«А если так наказывается извержение семени, происходящее от услаждения похотью чрез ночное мечтание, то тем строжайшей епитимии должно быть подвергнуто извержение посредством малакии, так как оно бывает не во сне и не от грез»258.

Ибо Иоанн Постник говорит: клирик, подвергшийся страсти малакии прежде (принятия) священства и не дерзающий принять священство, может быть, по сознанию, что за это только ему должно быть оно возбранено, после предварительной достаточной епитимии да удостоится священства; если же после принятия священства впадет в сию страсть, то, по удалении от священства, уцеломудрившись обычными епитимиями, да приступает к священству; а если, по сознании греха, дважды или трижды сделает это, то, по лишении священства, должен вступить в чин чтеца. А мирянин, соделавший постыдную страсть малакии, на 40 дней удаляется от общения, вкушая в них сухую пищу и творя на каждый день по 49-ти поклонов; а малакия, происходящая посредством смешения друг с другом, делает зло сугубым, так как оскверняются две души, и потому делающий ее принимает двойную епитимию, будучи удаляем на 80 дней от общения и меру поклонов простирая до 100 с соответствующим постом259.

Но об этом – только. А извержение семени, происходящее от болезни почек, какова болезнь семяистечения или болезнь каменная, совершенно не подлежит обвинению. Ибо хотя законом Моисея семяточивые признаваемы были за нечистых, но он образно чрез телесные страсти показывал душевные недуги и чрез невольные (грехи) преследовал вольные: ибо если естественное считается нечистым, то тем более похоть по сознанию, ибо сыновный закон телесными предметами предобучал иудеев как детей, дабы сделать их способными к восприятию духовных и более совершенных заповедей; но научает чрез это и нас, чтобы и мы избегали сообщения с таковыми, дабы не оскверняться нечистотою слов, исходящих из уст их. А это суть те, которые усиливаются собственную страсть распространить на всех наподобие заразительной болезни и иметь многих себе подобных, дабы в обществе злых избежать, как думают, укоризны обличений. Но наш закон и сих допускает не менее, чем здоровых, и, тогда как больные проказою у тех изгонялись из стана (Левит. гл. 13), как нечистые, – с нами участвуют в церковных собраниях и молитвах, не встречая в болезни никакого к тому препятствия.

А 12-е правило Тимофея Александрийского говорит, что если у того, кто имел нечистое сновидение, прежде этого явился похотливый помысл, который, утвердившись в его мысли, и произвел извержение семени, то причащение должно отложить, ибо предрасположение осквернило помысл; а если ничего такого не предшествовало, то ясным становится, что это – искушение диавола, ухищряющегося удалить его от божественного причащения: таковый, ничтоже сумняся, да приступает к причащению, ибо если удастся лукавому достигнуть, что он вследствие этого не участвует в таинстве, то не перестанет злоумышлять каждый раз, как узнает, что он готовится к Божественному Причащению260.

Глава 29-я – о том, что за божественное причащение не должно брать что-либо

23-е правило VI Собора совершенно возбранило тем, которые преподают людям пречистое причастие, требовать от приемлющих (оное) денег или чего-нибудь другого, ибо, говорит, благодать не продается. Посему освящение должно быть преподаваемо не за деньги, но даром достойным. Если же кто-либо из причисленных к клиру усмотрен будет требующим что-либо от тех, которым преподает пречистое причастие, да будет извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства, ибо сей хотел за деньги купить благодать Духа (Деян. 8, 18–20).

Глава 30-я – о тех, которые сомневаются причащаться от пресвитера женатого

Ищи в 9-й главе буквы Β правило 4-е Гангрского собора.

Глава 31-я – о благочинии в причащении пресвитеров и мирян

58-е правило VI Собора не позволяет мирянину преподавать самому себе Божественныя Таинства, когда присутствует епископ, или пресвитер, или диакон; а поступающего вопреки сему велит отлучать на одну седмицу, дабы научился смиряться и не браться за то, что выше его.

А 101-е (правило того же Собора) решительно не одобряет тех, которые, может быть, из благоговения и почтения к божественным дарам, принимают божественные дары через посредство сосудов, сделанных из золота, или серебра, или другого многоценного вещества, и таким образом причащаются; но (повелевает) складывать руки во образе креста и, принимая ими божественный дар, причащаться; ибо далеко предпочитается всему чувственному рукою Божиею созданная рука человека, почтенного образом божественным и названного телом Христа и храмом Божиим, по слову божественного Апостола (1Кор. 3, 16; 12, 37); итак, всякий да принимает общение благодати, говорит (правило), рукою; ибо никто поистине не достоин божественного причащения, но все удостаиваемся сего по благодати, как благодатию мы и спасены, как негде говорит Апостол (Ефес. 2, 5); а предпочитающих бездушное вещество образу Божию и покушающихся приобщаться чрез посредство таких сосудов определяет (правило) отлучать. – Ищи еще в 5-й главе буквы Δ правило 18-е I Собора и 4-ю главу буквы Y.

Глава 32-я – о том, что не должно принимать мирских попечений ни клирикам, ни монашествующим, разве по царскому повелению

6-е правило святых Апостолов повелевает епископу, пресвитеру и диакону не принимать на себя мирских попечений, а в противном случае извергать; ибо правило хочет, чтобы исчисленные (клирики) берегли себя от замешательства и народного волнения и беспрепятственно проходили божественное служение261.

А 81-е (Апостольское правило), искусно объясняя сие (6-пр.), говорит: если не послушаются отстать от мирских попечений, тогда должны подвергнуться извержению; а если отстанут, так что больше не будут вмешиваться в народные управления, то за прежнее должны получить прощение262.

А 83-е (Апост. прав.) епископа, или пресвитера, или диакона, облеченного священническою одеждою и упражняющегося в воинском деле, т.е. в распоряжении воинским имуществом (ибо правило здесь разумеет не действие оружием)263, подвергает извержению, ибо никтоже может двема господинома работати, по слову Божию (Мф. 6, 24).

А IV Собора 7-е (правило) повелевает, чтобы однажды причисленные к клиру или монахи не вступали ни в воинскую службу, ни в мирский чин, сняв в себя священное одеяние и переодевшись по обычаю тех; иначе дерзнувших на сие и не раскаивающихся и не принимающих опять свойственной священному житию одежды, которую прежде избрали ради Бога, повелевает предавать анафеме: ибо дерзнувший на что-либо таковое уже не подвергается извержению, так как к сему он сам себя приговорил прежде осуждения, сложив с себя священническую одежду и сделавшись мирянином264. – Ищи еще 13-ю главу буквы Ε.

А глаголемого двукратного собора правило одиннадцатое, подтверждая сказанные правила и упоминая содержащееся в них, прибавляет, что если кто из священников, или диаконов, или вообще из причисленных к клиру вступит в мирские начальственные должности и попечения или примет звание управителя, такового изгонять из своего клира, ибо невозможно, как сказали, служить двум господам.

А 16-е (19-е) правило соб. Карфагенского заповедует, чтобы епископы, пресвитеры и диаконы не были откупателями чужих имений ни заведующими, т.е. попечителями и управителями, ни приобретали пропитания постыдным и бесчестным занятием: ибо никто же, (говорит), воин бывая, обязуется куплями житейскими (2Тимоф. 2, 4) и далее. Так, постыдным занятием было бы содержание блудниц, а бесчестным занятием – заведовать корчемницею.

Святейший же патриарх Лука воспретил клирикам заведовать и мироваренными заведениями или банями, потому что они служат средством для постыдной корысти и подают повод к обманам.

О врачах

Он не дозволял и диаконам, занимающимся врачеством, быть руководителями врачей, говоря, что не прилично в стихарях совершающим святые таинства облекаться в мирския одежды и с мирскими людьми, т.е. с врачами, совершать процессии. Было также определение того же патриарха, подвергающее извержению тех клириков, которые занимаются мирскими и общенародными делами265; и другое определение патриарха Иоанна, не позволяющее диаконам или другим клирикам быть защитниками на суде266, а также определение патриарха Михаила Анхиала, заповедующее, чтобы клирики не принимали на себя мирских должностей, ни сборов податей, ни звания управителей267.

Обычаи

А так как 4-е правило IV Собора, а также 4-е (правило) собора перво-второго (которые и ищи в 15-й гл. буквы Μ) не возбраняют епископам поручать иногда подведомым им монахам управление не только церковными делами, но и житейскими, т.е. гражданскими, то тем более должно быть предоставлено сие царям, которые по обычаю делают изменения в священных правилах, конечно, с благочестивым и боголюбезным намерением: ибо тогда как правила предоставляют избрания епископов епископам области, без участия мирского начальника, – цари и помимо избрания епископов назначают и патриархов и епископов268. Итак, поэтому, вероятно, при царе Михаиле Дуке известный митрополит Сиды занимался государственными делами, и (митрополит) Неокесарийский писал светские законы269, и у нас митрополит Кизика Нифонт исполнял должность секретаря и всякие служения народные270.

Законы

А 86-я новелла императора Льва постановляет, чтобы ни епископ и никто из клира не занимались ни защитою на суде, ни откупами, ни поручительством; делающего же что-либо таковое (повелевает) на некоторое время отлучать; а пребывающего в сем – извергать271. А разумеет (новелла) защитников, учрежденных в гражданских судилищах, получающих царское жалованье, состоящих в ведении старших и утверждаемых (в должности) мирскими начальниками; к сим присоединяться клирикам возбранено272; впрочем, защищать друзей или вообще своих епископам и клирикам, по их изволению, не должно быть возбраняемо.

123-я Юстинианова новелла говорит: никто, оставляя свой клир, да не бывает мирянином, потому что таковый должен быть лишен и прежде ему принадлежавшего достоинства или воинской службы и должен быть отдан в распоряжение своего гражданского начальства (городского общества).

А 7-я и 8-я новеллы императора Льва повелевают, чтобы клирики и монахи, которые переменили одежду и сделались мирянами, были облекаемы в прежнюю одежду и против воли их.

Глава 33-я – о попечителях

Ищи 33-ю главу буквы Ε.

Глава 34-я – о судилищах, где должны быть судимы клирики и монахи, и об избранных судьях

Ищи 9-ю главу буквы Δ.

Глава 35-я – о тех, которые предаются игре и пьянству

42-е и 43-е правила святых Апостол, а также и 50-е VI Собора повелевают епископу, или пресвитеру, или диакону, предающемуся игре и пьянству, или престать, или подвергать извержению, а иподиакона, или певца, или чтеца, или мирянина, если будут делать подобное, подвергать отлучению: ибо принадлежащие к клиру, служа для народа образцом всякой добродетели не только учением и наставлением, но наипаче безукоризненным образом жизни, должны призывать его к подвигу добродетели, а не возбуждать к греху небрежною жизнию; и миряне должны слушать слова Писания, заповедующего не пить вина до пьянства (Втор. XXVIII, 39; Притч. XXIII, 20) и не упиваться вином, в нем же есть блуд (Ефес. V, 18).

Различныя правила (которыя и ищи в 7-й гл. сей буквы) возбранили клирикам даже входить в корчемницу или заведовать ею273.

Законы

А 123-я Юстинианова новелла говорит: епископ или клирик, предающийся игре, или имеющий общение с играющими, или при сем присутствующий, или присутствующий на позорище, или травле зверей, отлучается от всякого священного служения на трехлетие и ввергается в монастырь; а показавшим достойное покаяние позволяется священнику уменьшить время епитимии. Прочти еще 83-ю (87-ю) новеллу императора Льва Мудрого.

Глава 36-я – о том, что в день Господень преимущественно епископам должно учить народ

Ищи в 11-й главе буквы C (Β) πραβηλο 19-ε VΙ Σοβορα; β 9-й γλαβε τοй жε (Β) βυκβы πραβηλο cβ. Αποcτολα 53-ε η β 18-й γλαβε βυκβы Γ πραβηλο 5-ε Τημοφεя.

Глава 37-я – о том, что в день Господень не должно поститься, ни преклонять колен, ни работать, ни бывать зрелищам

66-е (64-е) правило Апостолов постящегося в день Господень или в субботу, кроме великой, – клирика лишает священства, а мирянина предает отлучению; а те, которые ради подвига воздержания едят в определенные дни, в десятый, напр., или осьмый, – вовсе не подлежат обвинению: ибо весьма многие по благодати Божией число дней поста простирали даже до сорока274. А в одну только великую субботу повелевает (правило) поститься потому, что животворящее тело Господа лежало тогда бездыханным во гробе275.

А 55-е правило VI Собора приводит это самое Апостольское правило и повелевает обитающим во граде Риме не преступать (его) и не поститься в субботы святой четыредесятницы, по причине бывающего о всех святых приношения во всякую субботу, в которую Господь связал сильного и разрушил козни его, – хотя они не только не обращают внимания на это правило, а напротив, еще далее простирая зло, не отказываются поститься в субботы и всего года.

А 17-е (18-е) Гангрского собора предает анафеме тех, которые ради мнимого подвижничества постятся в день Господень: ибо тогда должно быть особенно веселыми и радостными по причине воскресения Господа и восстания смертной природы от греховного падения276, а не удручать себя постом и сетовать.277.

А 15-е (пр.) св. Петра Александрийского «в среду мы прияли, – говорит, – поститься по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что в этот день Он пострадал за нас. Воскресный же день почитаем днем радости. В сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Ищи о дне Господнем еще в 9-й главе буквы Β (5 правило 53-е святых Апостолов и в 18-й главе буквы Γ правило 5-е Тимофея.

О святых Богоявлениях

А Феофил Александрийский в том случае, когда праздник святых Богоявлений, в который мы обыкновенно постимся до вечера, совпадет с днем воскресным, повелевает отдавать тому и другому должное, ибо говорит278: «И обычай и долг требуют от нас чтити всякий воскресный день и праздновати оный: понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в священном Писании, яко составляющий для нас начало жизни, и восьмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но когда случилось в сей день бьгги посту пред Богоявлением, то рассудительно должны применяться к обоим случаям и употребив несколько фиников мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господня и купно воздадим должное постному дню, ожидая вечернего собрания, которое совершается в сей день в час девятый».

О том, что в день Господень молящимся не должно преклонять колена

А 20-е правило I Собора полагает, что не должно преклонять колена ни в день Господень, ни во все дни Пятидесятницы. Причины же ясно раскрывает Великий Василий в 37-й (27-й) главе (послания) к святому Амфилохию279, что и ищи во 2-й главе буквы Ε.

А 90-е (пр.) VI Собора говорит: поскольку от божественных отцов нам заповедано не преклонять колена в дни воскресные ради чести воскресения Христова, то, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, никто не должен преклонять колен до вечера воскресного дня, когда опять бывает вход священнослужителей, ибо с того времени воссылаем молитвы к Господу, преклоняя колена: «Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни и праздник из тьмы во свет приводим, так что всецелую нощь и день торжествуем».

О том, что в день воскресный не должно работать

Ищи в 3-й (4-й гл.) главе буквы Ι правило 29-е собора Лаодикийского.

Законы

Воскресный день должен быть праздничным: ибо в этот день никому не делается напоминаний, ни от кого не требуется поручительство, ни казенный, ни частный долг, никто не подвергается суду, не совершается ни позорищных представлений, ни травли зверей, ни конского ристалища; если даже и день рождения царского случится в воскресный день, позорищное представление отменяется. А кто делает позорищные представления в воскресный день, тот лишается воинской службы и имущество его отбирается в казну. А договариваться и заключать условия и расторгать позволяется в воскресный день.

А в другом месте закон требует непременно – прекращения дел в воскресный день, исключая земледельцев: ибо, может быть, им, при настоятельности работ, невозможно найти другого такого пригодного для их дел дня.

А 54-я новелла императора Льва Мудрого определяет, чтобы и земледельцы прекращали работы в воскресный день.

Глава 38-я – о кодикелле

Кодикелл есть дополнение завещания, в котором недостаточно выражена воля завещающего, и письменно изложенная последняя воля относительно каких-либо лиц и письменных документов, упомянутых ли в завещании, или о могущих быть упомянутыми, кроме наследника и наследства.

Завещание отличается от кодикелла тем, что в завещании можно писать и наследника, и лишаемого наследства, и дары, и освобождения, и установленного наследника и подставного, а в кодикелле ничего такого (не пишется).

Установление есть первое распределение наследства, т.е. первая степень наследников.

Подставление есть назначение наследства другому, в случае неполучения его первым наследником; напр., если кто-нибудь скажет: пусть будет моим наследником такой-то; а если нет, то такой-то.

В кодикелле пишется доверенность и участие (кого-либо) в дарах по завещанию.

Кодикелл составляется при пяти свидетелях.

* * *

237

В подлиннике: «жизни небесной».

238

– 1 ф. 1, 26 лин. См. словарь клас. древ. по Любкеру С.П.Б. 1885 г. Таблица гречес. бол. един. длины, стр. 1410.

239

Русский перевод этого места см. в бесед. Св. И. Златоуста на Евангелие Матфея, ч. III, изд. 5. Москва, 1864 г., стр. 501.

240

Замечание о разделении оглашенных на два разряда заимствовало у толкователей Зонары, Вальсамона и Аристена. То же объяснение правила и в нашей Кормчей (См. Прав. Св. Пом. соб. с толков, изд. Москов. Общ. люб. дух. проев. Стр. 82–83) и в Пидалионе. 1841 г. р. 225.

241

Ср. Св. Зак. Рос. Импер. изд. 1857 г. т. X. кн. III. разд. II, гл. 2, ст. 1123, примеч.

242

В других номоканонических сборниках: заступают степень «своего родителя», как требует и смысл закона (см. в нижецитуемых местах).

243

Ср. Зак. Рос. Имп. т. X. кн. III. разд. II, гл. II, ст. 1134, 1135, 1137, 1141 и 1142.

244

Ср. X т. Св. Зак. Рос. Имп. кн. III. разд. И. глав. II, ст. 1122, 1136.

246

Объяснение правила, согласно с Зонарою и Вальсамоном на правило 39-е святых Апостол.

247

Т.е. без определения к известному месту. В русском издании первое слово правила 6-го IV Вселенского Собора – переведено словом: «решительно», между тем как греч. – значит отрешенно, безотносительно, т.е. по смыслу правила – рукополагать кого-либо без определения к известному месту. Оп. К. Ц. Закон. Иоан. т. II. стр. 271, примеч.

248

Замечание о силе правила – из Зонары.

249

Замечание об отчуждении от общения с верными мирян, внушающих клирикам смелость исторгаться из-под управления епископского, сделано на основании замечания Зонары в конце его толкования на это правило, – о причине упоминания правилом о мирянах. Таковое подстрекательство клириков к отложению от епископской власти со стороны мирян, о котором упоминает М. Властарь, могло происходить от того, что гражданскими греко-римскими законами основателям богоугодных заведений и их благотворителям иногда предоставляемо было право избирать для этих мест священно-церковно-служителей по своему усмотрению, также и увольнять их от службы; потому-то, как замечает Вальсамон в своем толковании на 8-е правило Собора Халкидонского, в предупреждение могущих отсюда произойти беспорядков, Собор всех клириков подчиняет местным епископам, присовокупляя, что и миряне, нарушающие это правило, подлежат церковному суду, – если бы, например, светское начальство какого-либо богоугодного заведения или домового клира захотело непосредственно, без отношения к епархиальной духовной власти, управлять своим клиром.

250

Добавление – из Вальсамона.

251

В подлиннике: государстве.

252

Ср. Зак. Гос. Рос. в Улож. о наказ. изд. 1885 г. «О краже» ст. 1644 и друг.

253

Сн. Вальсам. на 2-е прав. Антиохийск. соб.

254

Вальсамон, См. толкование на правило 8-е св. Апост.

255

Согласно с Вальсамоном, в его толковании на 2 пр. соб. Антиох.

256

Изложено по Зонаре и Вальсамону.

257

Согласно с мнением Зонары, в его толковании на послание св. Афанасия Великого к Аммуну монаху.

258

Почти буквально по Вальсамону, на послание св. Афанасия Великого к Аммуну монаху.

259

Есть в номоканоне Иоанна Постника в статье: Synt. ed. Rhalli et Potli, tom. IV. p. 437. Входящие сюда постановления Иоанна Постника составляют собою 59–61 статьи номоканона при большом Требнике (см. изд. номок. А.С.Павлова. Одесса, 1872 г. стр. 80–81) и статьи 57–59 «Из номоканона нужнейших правил изъявления», – печатаемого обыкновенно при малых Требниках и составляющего 42-ю главу его. Разница в изложении этих правил Иоанна Постника здесь и в указанных статьях номоканонов при Требниках – большом и малом – состоит в том, что вместо 49-ти поклонов, налагаемых в наказание за малакию мирянину, упоминаемых у Властаря – в указанных местах номоканонов при Требниках определяется 100; а вместо упоминаемых у Властаря 100 поклонов, определяемых при 80 дневном сухоядении – чрез смешение друг с другом производящим малакию, – в статьях номоканонов при Требниках назначается только 50; в подлиннике же номоканона Иоанна Постника, по изложению его в указанном месте у Ралли и Потли, за первый вид малакии полагается сорокадневный пост и сто поклонов на каждый день; а за второй – восьмидесятидневный пост без упоминания о числе поклонов.

260

Изложено по Вальсамону, в виде перифраза.

261

См. пр. Ап. 81-е и толкование Зонары на 6-е пр. Ап.

262

Перифраз толкования Зонары.

263

Из Зонары.

264

Объяснение правила по Зонаре и Вальсамону.

265

Все сии определения патриарха Луки напечатаны in Jure Graeco-Romaan. Leunclav lib. III, и составляют собою 13-й отдел его определения. Тот. 1, р. 226–227. Те же определения патр. Луки буквально изложены и в толковании Вальсамона на 16-е, по изд. Миня, правило собора Карфагенского.

266

Напечатано буквально в толк. Вальсамона на 16-е (по изд. Миня) пр. соб. Карф.

267

Напечатано в том же толковании Вальсамона. Сущность сих постановлений всех трех патриархов изложена в номоканоне в XIV tit. tit. VIII, cap. 13. Synt. Rhalli et Potli. Tom. 1. p. 159–160.

268

Заимствованно из толкования Вальсамона на 16-е прав. (по изд. Миня) собора Карфагенского.

269

Светские морские законы. См. толк. Вальсамона на 4-е пр. соб. Халкидонского, откуда и заимствовано это.

270

В славяно-русском переводе Синтагмы известного монаха Евфимия, против всего трактата, под заглавием: «обычаи» на поле сделана следующая заметка: «Сие в гречестей харатейней книзе вычернено все до зде». См. стран. 2892–2893. Рук. Моск. Синод. Библиотеки, № 126.

271

Сущность содерж. нов. Льва. В подлинном виде напечатано in jure Graeco-Roman. Zachariae. Tom. III, p. 182–183. Ср. Зак. Госуд. Российск. Т. IX, ст. 381, 399. Уст. гражд. судопр. ст. 45 в Суд. Уст. Императора Александра II по изд. 1883 г. и в Своде Законов т. XV, по изд. 1876 г. Инстр. благоч. 301.

272

Заимствовано почти буквально из толкования Вальсамона на 13-ю главу VIII tit. Номоканона в 14-titul. Synt. Rhalli et Potli. Tom. 1, p. 160.

273

Сущность содержания правила, с объяснениями по Зонаре на прав. 42-е и 43-е.

274

Заимствовано в виде перифраза из Зонары на прав. 66-е (по изд. Миня), Апост.

275

Заимствовано из толк. Вальсамона на то же правило.

276

Сущность содерж. прав. с объясн. из Зонары.

277

Из Вальсамона.

278

В первом правиле. См. «Провозглашение, при наступлении святых Богоявлений в неделю», в кн. правил.

279

См. Творения святого Василия Великого, т. III, стран. 334–335.


Источник: Синтагма Матфея Властаря : Исследование священника Николая Ильинского. - Москва : Изд. Московского о-ва любителей духовного просвещения, 1892. - [6], VI, 239 с.

Комментарии для сайта Cackle