НАЧАЛО БУКВЫ Β
Глава 1-я
– о святом крещении
Дошедши до следующей по порядку буквы (Β), считаю нужным прежде всего изложить постановления относительно святого крещения. 47-е правило святых Апостол повелевает – удостоившегося истинного крещения, как требует заповедь Господа и предание Апостолов, – не перекрещивать, а того, кто злочестиво от нечестивых более осквернен, чем крещен, – «ничтоже сумняся» – перекрещивать; а если крестившийся уже получил истинное крещение, а впоследствии от нечестивых был «осквернен», того помазать только миром, ибо и это признается частию божественного крещения; а того, кто не так делает, епископ ли будет то, или пресвитер, правило осуждает совершенным извержением, как посмевающегося кресту Господню и глумящегося над Его спасительною смертию. Ибо божественный Апостол говорит: волею согрешающим нам по приятии разума истины, к тому о гресех не обретается жертва (Евр. 10, 26), – т.е. очищение посредством крещения: ибо смерть Христова едина и едино очистительное крещение.
То же самое повелевает и 50-е (59-е) правило собора Карфагенского.
49-е правило святых Апостолов повелевает крестить, согласно Господню изречению, во Отца и Сына и Св. Духа, а не в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: ибо един безначальный Отец, по безвиновности, и един Сын, по неизреченному рождению, и един Утешитель, Дух Святый, по исхождению от нерожденного, а не так делающие епископы или пресвитеры подвергаются епитимии извержения.
50-е (правило святых Апостолов) повелевает совершать три крещения единаго тайнодействия, т.е. три погружения в едином крещении, и при каждом погружении произносить едино имя Святой Троицы, а не едино крещение, даемое в смерть Господню, т.е. единожды погружать крещаемого и единым погружением возвещать смерть Господню, как предлагает преисполненная неистовства ересь евномиан, о которой упоминает и 7-е правило II-го Собора: ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19); а не так делающего епископа или пресвитера правило наказывает отнятием священства. Ищи еще во 2-й гл. буквы Α 7-е правило II Собора, из которого ты ясно узнаешь, кого должно перекрещивать и кого – только помазывать божественным миром.
48-е правило Лаодикийского собора определяет, чтобы просвещаемые были помазуемы небесным миром, – ибо оно, освящаемое молитвами и призыванием Святаго Духа, освещает помазуемых и поставляет их причастниками царства Христова, если только мы не сделаем себя чуждыми его небрежным житием и злыми делами.
О святом мире
А некоторые говорят, что святое миро носит образ того мира, которое было возлито блудницею на (ноги) Иисуса, ибо и то и другое означают погребение и воскресение.
31-е и 59-е правила VI Собора, а также и 12-е правило собора глаголемого двукратного – одним судом извергают того священника, который без дозволения епископа крестил в молитвенной храмине, находящейся внутри дома.
78-е правило VI Собора и 46-е собора Лаодикийского повелевают, чтобы готовящийся к спасительному крещению прежде изучал таинство веры и в пятый день каждой седмицы епископу, или пресвитеру, которому епископом было поручено оглашать его, давал ответ, что узнал в течение седмицы, дабы, крестившись и оказавшись не достаточно утвержденным учением нашего таинства, не был отторгнут еретическими и ложными словами.
45-е правило того же Лаодикийского собора тому, кто в течение всей святой четыредесятницы не предочистился постом и прочим подвигом, – не дозволяет креститься в великую субботу: ибо в церкви был закон – большую часть оглашенных крестить в этот день, так как крещение изображает погребение и воскресение, а великая суббота есть сопредельная между погребением и воскресением: ибо Апостол говорит: елицы крестихомся, в смерть Господа крестихомся (Римл. 6, 3); и три погружения обозначают тридневное Его погребение и воскресение.
Если кто, заболев, говорит 47-е (правило Лаодикийского собора), и находясь в крайней опасности, будет удостоен божественного крещения прежде, чем будет оглашен учением благочестия, – тот, по облегчении от болезни, должен изучить таинство веры и то, что благодатию и даром, без всякой заслуги с своей стороны, он освободился от уз греховных и удостоился познания истинного Бога посредством крещения.
12-е (правило собора) Неокесарийского – крестившегося по причине болезни и потом сделавшегося здоровым, – как избравшего благое не произволением, но, может быть, по необходимости, и преследовавшего прежде сластолюбивое и плотоугодное житие, не дозволяет производить в священство, разве оказано будет снисхождение по причине последующего рачения о вере и по причине недостатка в людях.
Карфагенского (собора правило) 45-е (54-е) – воспретило крестить лишившегося здравого ума вследствие болезней или других припадков, если он, немного оправившись, своего произволения о вере и надлежащего желания не выразит голосом. А если будет засвидетельствовано, что прежде болезни искал крещения, но откладывал по каким-нибудь причинам, то без сомнения должен быть крещен. Ищи еще в 1 гл. буквы Α 12-е правило собора Анкирского.
Неокесарийского собора 6-е правило не возбраняет беременным женщинам, по желанию, креститься, ибо не участвует с ними в просвещении и плод их, – не получивший еще от природы произволения доброго и худого, – да и невозможно исследовать того, чтобы плоды имели произволение; а младенцы, дающие согласие чрез восприемников и просвещаемые самым делом, становятся причастниками божественного осияния.
6-е правило Тимофея Александрийского говорит: оглашенная жена, если в тот день, в который она предположила креститься, ей приключится обычное, – должна отложить просвещение на следующий день.26.
1-е правило того же (отца) говорит: если отрок оглашенный, или даже и муж, при совершении священной жертвы, приступив без лукавства, причастится божественных даров, то немедленно должен быть крещен, ибо призван от Господа.
20-е правило Великого Василия – женщин еретических, еще не сподобившихся божественного крещения, но пребывающих еще в чине оглашенных, если они дадут обет девства, потом выйдут замуж, не осуждает за то, что изменили обещанию: елика бо закон глаголет, сущем в законе глаголет (Римл. 3, 19). Ибо, крестившись, они получают прощение всех грехов, соделанных до крещения; поскольку и все уверовавшие и крестившиеся не подвергаются никакому наказанию за то, в чем согрешили прежде крещения; ибо это и составляет преимущества и особенности духовного возрождения.
4-е (по книге правил 5-е) правило Феофила Александрийского относительно некоего, осквернившегося с своею племянницею, говорит, что если он до крещения смесился с нею и после того отстал от нее, – то должен оставаться диаконом, ибо святое крещение очистило прежние грехи его; если же имел ее после крещения, то должен быть извержен из клира; а тому, кто по неведению рукоположил его, от этого не должно быть никакого вреда.
4-е (5-е) правило святого Кирилла говорит: если некоторые из оглашенных, находясь под епитимиею за грехопадения, подвергнутся отлучению и приблизятся к смерти, то должны быть крещены, и не должны отходить от людей без причастия благодати.
2-е правило Тимофея Александрийского, оглашенного беснующегося, прежде чем очистится от нечистого демона, запрещает крестить: ибо незаконно, чтобы предавший себя лукавому демону в жилище своею склонностию к злу принимал и свет Святого Духа, не освободившись совершенно от темного и лукавого духа; а если приблизится его кончина, – (правило) повелевает крестить, дабы не вышел от жизни тощ, не получив напутствия божественной благодати.
А 4-е правило его же говорит: оглашенный, если он мучится не от демона, а от болезни лишился здравого ума, так что не может отвечать, лишившись и голоса, поскольку успел показать, что от произволения принимает веру, добровольно быв причислен к оглашенным, – без сомнения должен быть крещен.
Карфагенского собора – 109-е (123-е) и 110-е (124-е) правила к анафеме присудили тех, которые говорят, что Адам из начала был сотворен смертным и должен был умереть, хотя бы и не преступал заповеди, и что смерть вошла не по причине греха: ибо Церковь учит, что он был сотворен от Бога ни смертным, ни бессмертным, – но в среднем состоянии между величием и ничтожеством, т.е. способным к принятию и того и другого, как сказал Григорий Богослов (ο thV qeologiaV epwnumoV), или что он сотворен был причастным и величия разумного естества и ничтожества чувственного естества. Ибо душа человека, получившая бытие чрез божественное вдуновение, гораздо выше бренного сего тела, но, получив в дар и свободу и избрав зло вместо добродетели, жизнь переменила на смерть. Итак, поскольку чрез единого преступившего (заповедь) грех в мире вниде, как сказал Апостол, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5, 12), – т.е. как бы некоторое отцовское наследие, перешедшее на потомков, ибо в нем вси, говорит Апостол, согрешиша, то и младенцы не свободны, конечно, от греха Адамова, так как зачатие их бывает в беззакониях; ибо соединение и следующее за сим зачатие происходит от удовольствия и почиталось бы грехом, если бы закон не покровительствовал браку, так как сладострастие, очевидно, и плотское пожелание побуждают к сему, хотя это и бывает ради деторождения. Итак, если рождение людей причиною имеет плотское пожелание, то не свободны и новорожденные от прародительского греха и должны очиститься от него божественною банею пакибытия. Ибо хотя младенцы, по несовершенству естества, и не имеют разумного сознания, – но, по вере приносящих их, получают просвещение Духа; сие ясно показал Господь, когда, ради веры других, многих лишенных здравого ума по причине болезней, – освобождал не только от телесного недуга, но и душевного. Итак, и младенцев должно крестить во оставление грехов; а того, кто не так мыслит и делает, а думает, что образ крещения во оставление грехов по отношению к младенцам – ложен, а не истинен, – присуждают к анафеме.
111-е (125-е) правило того же собора говорит: благодать, даруемая нам чрез крещение, подает не только отпущение соделанных грехов, но и силу к тому, чтобы и впредь не грешить нам, если только мы по беспечности добровольно не предадимся грехам; а тех, которые не так мыслят, предает анафеме.
112-е (126-е) правило того же собора говорит: благодать (даруемая) посредством крещения, – открывающая нам познание грехов, не только подает помощь к тому, чтобы не грешить, знать то, чего должно искать и чего всею силою должно избегать, но подает тайно и силу, чтобы любить и усердствовать – делать то, что должно делать, ибо то и другое, и знание и любовь, есть дар Божий; а того, кто держится не такого мнения, но думает, что благодать дает нам только знание того, что должно делать, но не подает вместе с тем и силу любить то, что должно делать, правило причисляет к наследникам анафемы – так как один разум кичит, а любы созидает (1Кор. 8, 1).
113-е (127-е) правило того же собора говорит: тех, которые говорят, что мы можем и без благодати, даруемой чрез крещение, исполнять заповеди, только с большею трудностию, ибо она только содействует выполнению их, – явно наказывает анафемою; ибо все принадлежит божественной благодати и без нее мы не можем исполнить ничего должного; ибо не сказал, говорит правило, Господь: без Меня не можете творить легко, но: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5).
18-е (26-е) правило того же собора повелевает – скончавшихся уже ни крестить, ни подавать им Божественных Таин; ибо некоторые, не разумевая силы Апостольских слов в первом послании к Коринфянам: что сотворят крестящийся мертвых ради: аще отнюдь мертвии не востают, что крещаются и мертвых ради (гл. 15, ст. 29), – крестили одни своих мертвых, а другие – ради мертвых – иных живых; – но правило возбраняет быть сему, ибо Апостол не повелевает крестить ни скончавшихся уже, ни других вместо них; но поскольку крещающиеся, познавая силу нашего таинства, вместе с прочим, научаются чаять и воскресения мертвых, – т.е. тел, и (веровать) что погружение в купели и восхождение от нее означают смерть и воскресение, то к сомневающимся относительно сего и говорит Апостол, что если воскресения нет, то что сотворят крещающиеся в надежде на то, что мертвые воскреснут, – для чего тщетно трудятся, если сомневаются относительно воскресения? ибо тем, что делают, они исповедуют, что ожидают воскресение, а тем, что говорят теперь, они отвергают его, ибо крещаются ради мертвых по естеству тел, веруя, что и они преобразятся в нетление, – так как душа по естеству бессмертна и безконечна, а тела подлежат тлению и изменению; – посему то, что исповедует кто-либо словами и во что верует, – то самым делом показывает священник, изображая в воде истину27.
Глава 2-я
– о младенцах сомнительных, крещены ли они
84-е правило VI Собора, а также и 72-е (83-е) правило Карфагенского собора, младенцев, относительно которых есть сомнение, получили ли они божественное крещение, когда не знают ни сами они, по малолетству, ни других нет достоверных свидетелей, повелевает – без сомнения крестить; ибо, хотя в божественном символе (веры) мы научены «исповедывать едино крещение», но, поскольку Господь сказал: аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Небесное (Иоан. 3, 5), – должно опасаться, дабы, лишившись божественного просвещения и не быв облечены приличествующею духовному браку одеждою, они не были изринуты от чертога и вместе из царствия: ибо в сомнительных случаях несомненное должно человеколюбиво одерживать победу28.
Глава 3-я
– о крещаемых младенцах агарянских
Можно видеть, что яркий свет благодати не объемлется и не угашается и глубоким мраком агарянского злочестия; ибо у неверных есть знамения, возводящие их к божественному познанию: у весьма многих из агарян есть обычай – новорожденных своих младенцев обрезывать не прежде, чем христианские священники, состоящие у них в подданстве, хотя и против воли, принуждены будут окрестить их. Итак, относительно сего было исследовано на соборе в царствующем граде, когда патриаршим престолом правил священный Лука, – должно ли таковых, приступающих к истинной христианской вере – перекрещивать, или только мазать миром, – и было решено: безпрекословно крестить таковых снова: ибо крещением, которым омылись, они пользовались не по благочестивому намерению, – но как рвачеством, или каким-либо заклинанием, с тою целию, чтобы был безболезнен и не издавал зловония телесный состав обрезываемых.
Еще о крещаемых непосвященными лицами
Было исследовано и сие: митрополит Ираклийский Мануил спрашивал: должно ли принимать, как верного, того, кого крестил непосвященный, ложно утверждавший, что имеет священство (ибо это случилось тогда в его епархии), и собор решил, что должно перекрещивать и таковых, – так как, говорит, по священным правилам Апостолов – 46-му и 47-му – совершение святого крещения предоставлено одним епископам и священникам; это же открывается и из 26-го и 46-го (правил) Лаодикийского собора, из коих первое повелевает, чтобы не произведенные от епископов не совершали заклинаний, – а второе, чтобы просвещаемые давали ответ о вере епископам, или пресвитерам; к тому же и вышесказанные правила VI собора (84-е) и Карфагенского (83-е) – повелевают немедленно крестить тех, о которых есть сомнение, крещены ли они; кроме того, не благочестиво было бы и не безопасно – крещенного не получившим власти крестить и посредством крещения давать отпущение грехов (ибо крещение очищает их) – причислять к божественному лику верных. Ибо представляется не малая опасность, чтобы, по причине такового сомнения, тот не был лишен очищения посредством святого крещения, – а мы незаметно для себя не были в общении с некрещенным; а если кто возразит, что крещение, совершаемое непосвященным, следует признать истинным ради творимых от мирянина молитв и ради помазания святым миром, таковый может сказать так же, что и рукоположенные от кого-нибудь непосвященного и выдающего себя епископом должны быть клириками и после того, как это будет обнаружено, что нелепо и противно 4-му правилу II Собора, которое о Максиме цинике постановляет, что ни он не был и не есть епископ, ни рукоположенные от него не имеют более от сего никакой пользы, так как все, что он не законно сделал, не твердо, – а также и 18-му правилу Собора Сардикийского, извергающему совершенно из клира рукоположенных непосвященными Мусеем и Евтихианом и низводящему их на место мирян; итак, как эти последние признаются нерукоположенными, так и те должны быть признаны некрещенными; и как агарянские дети, крещаемые для того, чтобы не смердели зловонием, не признаются христианами, так не признаются христианами и помазуемые даже миром непосвященными, так как не предоставлено таковым и вообще преподавать какое-либо освящение; а кто противопоставляет сделанное Великим Афанасием в бытность его еще дитятею, тот должен припомнить гражданский закон, который определяет: «что не по правилам, то в пример не приводится» и «что и редкое не закон Церкви».
Глава 4-я
– о крещаемых из иудеев
О жестоковыйном и необрезанном сердцем роде иудейском 8-е правило VII Собора постановляет так: если кто из них от искреннего сердца изберет христианскую веру и нам от всего сердца исповедует, торжественно отрекаясь от всего, что обыкновенно делает род еврейский, дабы и других обличать и исправлять, таковый должен быть принимаем и должен быть удостоиваем божественного крещения, а также и его дети, и должен быть оберегаем, чтобы удалялся иудейских обычаев; а если не так мыслит, – избирает христианство не потому, что оно хорошо само по себе, – но притворно приступает к вере, или желая избежать какой-нибудь беды, или быв увлечен любовию к временной славе и человеческому благополучию, – такового не дозволяет крестить; а если откроется, что некоторые, держащиеся такого образа мыслей, по неведению были крещены и притворяются, будто исполняют свойственное христианам, а тайно держатся иудейских обычаев и обрядов, то не должны входить в церковь, не должны быть удостоиваемы никакого общения и дети их не должны быть знаменуемы божественным крещением, не должно быть им позволяемо приобретать христианского раба, но они должны быть принуждаемы открыто жить по еврейской религии.
Законы
Закон говорит: иудей, притворно изъявляющий желание быть христианином, дабы, в ожидании обвинения против него, или взыскания с него долга, прибегнуть к церкви, – не должен быть принимаем, если не отдаст долга или не освободится от обвинения.
Иудей не должен иметь христианина рабом, и не обрезывать оглашенного; и другой еретик не должен иметь рабом христианина.
Глава 5-я
– о царе
Законы
Царь есть законное начальство, общее благо для всех подданных; он благотворит не по пристрастию и наказывает не по нерасположению, но, как бы некоторый посредник в состязаниях, справедливо распределяет награды соответственно добродетелям подначальных и никому не оказывает незаслуженных благодеяний во вред другим.
Забота царя (должна состоять в том, чтобы) – наличные силы милостию охранять и утверждать, потерянные – неусыпною заботою возвращать, и новые – мудростию и справедливыми средствами и предприятиями приобретать.
Цель царя – благодетельствовать, почему и называется благодетелем, и когда сделается бессильным в благодеянии, – по мнению древних, безчестит царское звание.
Царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностию по Боге.
Глава 6-я
– когда царь входит во святый алтарь
69-е правило шестого Собора говорит: закон церковный святый алтарь отделил для одних только посвященных лиц; а древнее предание божественных отцов, – в воздаяние и почитание благочестия царей, – не заключило входа в него и для них (так как они суть помазанники Господа и обыкновенно назначают патриархов с призыванием божественной Троицы), впрочем, тогда только, когда они хотят принести к божественной трапезе узаконенные дары; мирянам же совершенно воспрещен (церковным законом) вход внутрь алтаря. А латиняне, попирающие всякое церковное законоположение, оскверняют божественный алтарь входом в него не только мужчин, но и женщин. Они дошли до такого безумия, что мужчины не страшатся сидеть в алтаре, когда стоят пред ними священнодействующие, а женщины с бесстыдным лицом стоят даже вокруг священной трапезы, когда священнодействует священник.
«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
Глава 7-я
– о том, что царю досаждать не должно
84-е правило святых Апостол говорит: кто досаждает царю или князю не по правде, – если клирик, да будет извержен, если мирянин, да будет отлучен. Ибо и Моисеев закон повелевает: князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). И Петр, верховный из Апостолов (говорит): царя чтите (1Петр. 2, 17). И великий Павел повелевает молиться за царя и за всех, иже во власти суть (1Тим. 2, 2), – и это за неверных. А прибавкою: «не по правде» (ибо это священное правило я изложил без изменения) правило запрещает незаслуженный упрек, а не обличение в правом деле, когда кто-нибудь касается их в том случае, когда делают неподобающее, хотя обличительные слова и считаются ими за обиду.
Законы
Оскорбляющий царя не тотчас подвергается смертной казни, или иному какому-нибудь жестокому наказанию: ибо сказал (что нибудь оскорбительное о царе) или по легкомыслию, и заслуживает презрение, или в помешательстве, и достоин сожаления, или потому, что обижен, и заслуживает снисхождения. Относительно его доносится царю и он судит по качеству лица, – должно ли оказать снисхождение, или подвергнуть смертной казни.
Кто грешит против царского величества, т.е. составляет заговор против царя, – должен быть казнен мечом.
Всякий находящий письмо, содержащее укоризны против царя, – запечатанное или незапечатанное, и не сожигающий его тотчас, но читающий в присутствии других, должен подлежать такому же наказанию, какому подлежал бы и сочинивший самый пасквиль.
Глава 8-я
– о брачных степенях
Думаю, что никто из здравомыслящих не будет упрекать нас в несвоевременности потому, что мы теперь только повествуем о так называемых брачных степенях – именно о близости и отдалении родства между ними: посредством этого от степеней дозволенных ясно различаются и обличаются степени, имеющие запрещение.
Некоторые говорят, что степени названы в переносном смысле от ступеней лестницы: ибо как по ним совершается восхождение и нисхождение, так и посредством степеней родства отыскиваются восходящие и нисходящие (родственники); а состоящие между собою в родстве не по прямой линии – познаются (в отношении родственной близости) по линии боковой. Степени обыкновенно идут по порядку рождений, – ибо узаконено, что каждое рождение составляет одну степень. Из степеней одни простираются в широту, другие в глубину; простирающиеся в широту по отношению друг к другу сохраняют один и тот же чин: ибо сыновья все (по отношению к своим родителям) занимают первую степень; братья по отношению друг к другу – вторую, хотя их будет и более десяти: так как необходимо, чтобы связанных между собою единством крови вследствие брака было не более двух (т.е. при определении близости родства), – то посему, рассматривая именно только этих (т.е. двух) из братьев, мы говорим, что они состоят во второй степени, так как между ними два посредствующие рождения; таким же образом – племянники (по отношению к дядям) занимают третью степень, двоюродные братья (между собою) четвертую, троюродные братья – шестую и т.д.; а простирающиеся в глубину не все имеют одну и ту же степень; но сыновья (по отношению к родителям) занимают первую степень, внуки – вторую, правнуки – третью и т.далее; а посему степени удобнее определять не по рождениям, как принято было древними, а по свойству и близости рода и по отдаленности по отношению к родоначальнику, ибо между отцом и сыном существует некоторое малое расстояние, между дедом и внуком – большее, у правнука по отношению к прадеду – еще большее. Так же располагаются степени родства и по линии боковой.
Разделение родства
Родство – понятие родовое; по первому разделению оно рассекается на два вида: I) родство по природе и II) родство по положению; родственник по природе есть, например, отец, сын, мать, дочь, брат, племянник, двоюродный внук, – родившийся от племянника и прочие таковые; родственники по положению суть: тесть, зять, шурин, усыновленный сын. I. Родство по природе опять подразделяется на два вида: 1) на родство законное, происходящее от брака и 2) родство, происходящее от блуда. II. Родство по положению, в свою очередь, подразделяется: 1) на свойство и 2) усвоение. Свойство есть родство, происходящее от принятия зятя; свойство есть также родственная близость лиц, связанных с нами посредством браков, помимо родства кровного; а усвоение есть усыновление помимо плотского совокупления.
О братотворении 29
Братотворение не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, «понеже иногда прилучается нам не имети чад», – а для братотворения нет ни одного благословного предлога. Итак, что имеет благословную причину, то принял и закон, а что не таково, – не принял30.
Опять по подразделению, родство от свойства составляется или из двух родов, – как, напр., – дядя и племянник, сочетавшиеся (браком) с теткою и племянницею, или два двоюродных брата – с двумя двоюродными сестрами, – и называется двухродным свойством, – или к этим двум родам присоединяется третье лицо и тогда такое родство называется трехродным свойством. В этом родстве есть степени и дозволенные и запрещенные, как показано будет ниже.
Усвоение бывает или по усыновлению ради наследия, или по восприятию от (купели) святого крещения для утверждения и учения, а также и для свидетельства. Но усыновление входит и в наследие, ибо для сего оно и было допущено; а восприятие от (купели) святого крещения принимается во внимание только в брачных степенях. Вот повсеместное разделение родства. Далее скажем о видах родства, о каждом в отдельности, и сперва о видах кровного родства.
О кровном родстве
Итак, родство однородное и кровное разделяется на восходящих, нисходящих и боковых (родственников). Восходящие суть те, которые нас родили, как-то: отец и мать, дед и баба и те, которые выше их; нисходящие суть те, которые родились от нас, как-то: сын, дочь, внук, внука, правнук, правнука и проч., а боковые суть те, которые не родили нас, ни родились от нас, – но которые восходят вместе с нами к одному и тому же началу и роду, – как-то: брат, сестра, дядя, тетка, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра и их дальнейшие, которые очевидно суть родственники по линии боковой.
О восходящих и нисходящих
Брак между восходящими и нисходящими, хотя бы они происходили и не от законных браков, запрещается безгранично (во всех степенях), ибо не возможно, чтобы дед сочетался браком со своею внукой; а слово мы разумеем в смысле возможности, а не в смысле бесконечности по природе, ибо роды не бессмертны.
О седьмой степени кровного родства
Что же касается состоящих в родстве по линии боковой, то брак между ними дозволяется в 8-й степени, – а в 7-й степени совершенно возбраняется, ибо не может кто-либо взять себе в жены дочь своего троюродного брата. Впрочем, прежде, в 7-й степени кровного родства, брак запрещался в том случае, когда испрашиваемо было разрешение на него, но не расторгался, если каким-нибудь образом такой брак был уже совершен, хотя и не оставлялся без епитимий, по причине умолчания закона, который запрещает (брак) только до шестой степени.
Закон
Ибо говорит: не позволительно мне брать в супружество дочь моего брата или моей сестры, – ни внуку их, состоящую (по отношению ко мне) в 4-й степени, – ни дочь дяди, т.е. двоюродную сестру; ни сыну моему не позволительно вступать в брак с внукою их (т.е. моего дяди или тетки), – ибо они называются троюродными.
А поскольку некоторые, по причине тяжести наказаний, тайно совершали таковые браки, то о сем было донесено собору, – когда патриаршим престолом правил божественный Лука, – и по сему случаю святый собор определил и постановил: отнюдь не допускать такового брака, – но, если будет испрашиваемо разрешение на него, – возбранять, а если уже заключен таковый, то брак расторгать, заключивших его между собой – отлучать, а священника, благословившего брак, если он не неведением был вовлечен в обман, извергать. Это соборное деяние утверждено и «определением» приснопамятного Императора Мануила Порфирородного. Посему и не дозволяется кому-либо взять дочь своей троюродной сестры, которая (дочь) приходится ему племянницей; ибо закон, требуя от браков справедливого по естеству, благоприличного и достойного уважения, этим самым наложил на них как бы некоторую узду.
О 8-й степени кровного родства
Брак, заключаемый в 8-й степени кровного родства, дозволен, – ибо нет никакого препятствия брать четвероюродную сестру или внуку троюродной сестры. Ибо гражданские законы, желая расширить искренность подданных (между собою) и не ограничивать ее одним только родством, запретили браки между состоящими в родстве по линии боковой, чтобы, по необходимости совокупляясь браком с состоящими вне родства с ними, они имели к ним искренность и благораспределение.
О рожденных от блуда
Родство, происхдящее от блуда, имеет не одно имя, но подразделяется: ибо если сын произошел от жены, сожительствующей с кем-нибудь открыто и постоянно, то называется естественным и занимает второе место по отношению к законному по природе и предпочитается в наследовании не только боковым, но и восходящим; если же известно, что сын произошел от жены, не сожительствующей (открыто) с мужем, – называется незаконнорожденным, – а если совсем неизвестен (относительно происхождения) – называется темным, как говорит Гомер: «темнаго родила мать», – и о таком у нас нет речи: ибо ни в брачных сопряжениях, ни в наследовании о таковых нет сомнения.
Закон
Закон говорит: от блуда рожденную сестру никто не берет в супружество. И еще: соблудившему с какою-нибудь женщиною, если блуд был открытый, запрещается взять ее мачеху, а троюродную ее сестру брать не запрещается.
О степенях свойства
Это – кровное родство; а нахождение степеней между родственниками по свойству гораздо затруднительнее: ибо древним (законодателям) вовсе не угодно было отыскивать количество степеней между ними, но, запретив заключать браки прямо неприличные и имеющие слияние родственных имен31, все прочие они оставили без запрещения32; а новейшие придумали для них степени и позволили заключать брак, когда свойство простирается выше 6-й степени, – хотя явно находим, что и в шестой степени брак допускается, когда не имеет слияния родственных имен, – а в седьмой запрещается, когда влечет за собою слияние родственных имен; посему в таких случаях не следует обращать внимания на степени; но, что закон ясно запретил, – избегать, а что – не запретил, допускать; более же древний закон ограничивал запрещение ближайшими и теснейшими границами.
Закон
Ибо говорит (закон): мать, баба и прабаба жены моей есть моя теща и ни одну из них я не беру (в супружество); жена сына и (жена) внука и (жена) правнука называется невесткою; дочь жены моей от иного мужа, также внука и правнука ее – называется падчерицею – и ни одну из них я не беру; ни мачеху мою не могу взять, хотя бы отец мой имел и многих, – так как они заступают место матерей; ни мачеха (моя) не может вступать в брак с тем, кто был мужем моей падчерицы; не могу взять и дочь жены, разведенной со мною, рожденную после развода от другого мужа. А том (патриарха) Сисиния запретил брать двум братьям тетку и племянницу, и наоборот; а также двум братьям – двух двоюродных сестер; в первом случае усматривается пятая степень, а во втором – шестая.
Итак, в свойстве до 5-й степени брак совершенно запрещен, если должно считать и в нем степени; а в шестой степени, – если нет слияния родственных имен, – брак не запрещается, а если усматривается какое-либо слияние – запрещается.
Шестая степень незапрещенная
Брак, составляемый из одной и пяти степеней, все прочие запрещают, – а Фессалоникский (архиепископ) Михаил Хумн в частном решении объявляет дозволенным: например, – если отец и сын, состоящие в первой степени, сочетаются (браком) с двоюродною теткою и (ее) племянницею, состоящими (между собою) в пятой степени.
Шестая – запрещенная
А если исследуемая шестая степень свойства слагается из двух и четырех, и если при этом бывает слияние (родственных имен), – брак (во втором случае) запрещается: ибо не возможно двум родным братьям сочетаться (браком) с двумя двоюродными сестрами или наоборот, ибо становятся, вместо братьев, свояками, и вследствие этого смешиваются имена родства: а священный и Великий Василий (в правиле 84-м) говорит: где смешиваются имена родства, там брак беззаконен.
Шестая – незапрещенная
А если слияния не бывает, – то и шестая степень не запрещается: ибо деду и внуку не запрещается сочетаться браком с двоюродною бабою (т.е. сестра деда или бабки; Кормч., стр. 217. У Горчакова, стр. 109) и ее внукою; хотя и здесь родство шестой степени, – но нет слияния (имен), ибо и после браков опять удерживают места деда и внука, – так как двоюродную бабу и двоюродного деда, т.е. сестру деда и (его) брата, – многие называют бабою и дедом. Посему настоящая комбинация не запрещается и законом и допускается томом Сисиния – как не запрещенная, а вышеупомянутая запрещена, как имеющая слияние.
Шестая – незапрещенная
А если шестая степень слагается из трех и трех, и если не имеет слияния, – не запрещается; например, если дядя и племянник возьмут тетку и ее племянницу, – никакого слияния не будет, ибо опять сохраняют место дяди и племянника; посему такой брак не запрещается не только потому, что и «императорские определения» и «соборные деяния» объявили его для всех дозволенным.
Шестая – запрещенная
А если дядя прежде взял племянницу, а (его) племянник хочет сочетаться браком с (ее) теткою, – предполагаемый брак (племянника с теткою), по причине слияния, запрещается: ибо вследствие браков сделаются – дядя племянником, а племянник – дядею, а это явное слияние родственных имен.
Седьмая – запрещенная
Хотя бы усматривалась даже седьмая степень свойства, – брак, если свойство слагается из одной и шести (степеней), запрещается: ибо не возможно, чтобы отец и сын (одна степень) сочетались браком с двумя троюродными сестрами (6 степеней), ибо вместо отца и сына становятся свояками.
Седьмая – незапрещенная
А если седьмая степень свойства слагается из двух и пяти (степеней), – брак отнюдь не запрещается: ибо если дед и внук (две степени), или два родные брата (две степени) совокупятся браком с двоюродною теткою и ее племянницею (пять степеней), брак дозволяется, а второй брак вполне безупречен.
Седьмая – незапрещенная
Если седьмая степень слагается из трех и четырех, то, опять, если нет слияния, брак дозволяется: ибо дядя и племянник (3 степени) беспрепятственно берут двух двоюродных сестер (четыре степени).
Седьмая – запрещенная
А если усматривается слияние имен, брак отнюдь не дозволяется: ибо прадеду и правнуку (3 ст.) запрещается взять двух двоюродных сестер (4 степени), – дабы не сделались свояками; но прежде заключенный брак не расторгается, а последующий (предполагаемый) запрещается, а если уже допущен, расторгается. Что же касается степеней свойства, идущих далее седьмой, то они оставляются без исследования и не запрещаются, подобно, как и в кровном родстве – степени, идущие далее восьмой степени. Но некоторыми неправильно сказано, что брачные сопряжения в шестой степени свойства не запрещаются, когда составляются из равного количества степеней, – т.е. когда на каждую часть приходится по три степени, – и запрещаются, когда количество степеней не равно: ибо из вышесказанного открывается, что брачное сопряжение33 дозволяется34, или запрещается35, не по причине равенства или неравенства степеней, а по причине слияния (родственных имен) и отсутствия этого слияния.
О том, что не должно одному и тому же лицу брать двух троюродных сестер
Церковь воспретила одному и тому же (лицу) брать двух троюродных сестер: ибо здесь представляется не седьмая степень, как думают некоторые36, а шестая – по той причине, что муж и жена почитаются состоящими в одной (нераздельной) степени. Это исследовано было во дни патриарха Николая и запрещено было Церковию. Издано было также и решение приснопамятного императора Мануила, определяющее, чтобы никогда этого не было. А по какой причине – в свойстве, т.е. в двухродном родстве, – браки разрешаются в седьмой степени? Единство бывает или по естеству, или по положению; (единство) по естеству, – как – один человек, – а (единство) по положению, как муж с законною женою, которых соединило взаимное отношение и плотское совокупление, как сказано: и будут два в плоть едину (Быт. 2, 24). Итак, если сближение бывает между состоящими в кровном родстве и принадлежащими к одному роду, – то это есть близость и единство по естеству, а если (сближение бывает) между лицами, принадлежащими двум родам – тогда происходит единство по положению и близость между ними не по кровному родству; а потому таковое сближение и соединение разрешается в низшей степени (чем в кровном родстве), именно – в 7-й: ибо имеющее большее соединение требует и большего расстояния для разрешения, как и менее соединенное – меньшего.
О степенях трехродного свойства
Что же касается брачных сопряжений в трехродном родстве, то и они относятся к свойству, но, благодаря присоединению третьего рода, легче разрешаются, чем сопряжения в двухродном свойстве. Ибо как эти последние двумя степенями ниже брачных сопряжений в кровном родстве (ибо браки в кровном родстве разрешаются в восьмой степени, а в двухродном свойстве – иногда и в шестой), так опять и брачные сопряжения в трехродном родстве, двумя степенями понизясь сравнительно с браками в свойстве двухродном, начало разрешения получают в четвертой степени, хотя в таких браках не столько должно брать во внимание степени, сколько исследовать, не возбранены ли явно законом. Наиболее безпрепятственною в брачных сопряжениях в трехродном свойстве оказывается четвертая степень.
Четвертая степень незапрещенная
При патриархе Стипе, например, была разрешена следующая сомнительная комбинация (брачная в трехродном свойстве): некто Константин взял в жены родную сестру некоего Феодора Анну, а по ее смерти взял во второе супружество свояченицу Феодора Ирину, так что Константин сделался и зятем Феодора и его свояком. В этом браке четыре степени: ибо Феодор и Анна второй степени, жена Феодора и Ирина второй степени, итого четыре (степени); а между тем в трехродном родстве закон запретил только два брачных сопряжения, именно те, в которых оказывается одна только степень, не более.
Закон
Я не могу взять бывшую жену пасынка моего, и мачеха не может выдти в замужество за бывшего мужа падчерицы ее; ибо хотя между ними трехродное свойство, но поскольку пасынок и падчерица по отношению к вотчиму или мачехе занимают место сына или дочери, то и жена (пасынка) или муж ее (падчерицы) заступают место невестки или зятя, а потому таковые браки беззаконны: ибо два главные рода – муж и жена не имеют степени ни относительно друг к другу, ни по отношению к среднему роду, так как брачное сопряжение мужа с женою, когда оно рассматривается само по себе, мы не вводим в степень, но почитаем их составляющими между собою одно; а потому – и жена брата (моего), соединяемая по заповеди единомыслием, по причине теснейшего соединения с ним, состоит со мною во второй степени; а когда отыскивается степень родства по отношению к другому, родственному ей, лицу, степени считаются не так: ибо сестра невестки (жены моего брата) по отношению к ней состоит во второй степени, а по отношению ко мне в четвертой, и тетка ее по отношению к ней состоит в третьей степени, а по отношению ко мне – в пятой; подобным же образом (считаются степени) и по отношению к другим (ее родственникам); ибо невозможно так же, как и мужа, его брата считать единою плотию с невесткою и чрез измышление совокупить вымысел вопреки смыслу закона; ибо родственники по линии боковой не имеют первой степени, но начинают со второй. Итак, в трехродном свойстве закон запретил брачные сопряжения только в первой степени, как сказано, а принятый обычай, кроме сих, не считает беспрепятственными и тех брачных сопряжений в трехродном свойстве, которые выше первой степени.
Третья степень незапрещенная
Например, некто имеет жену, а впоследствии времени, -по смерти ее, взял во второй брак жену дяди ее. А другой взял в брак падчерицу своего шурина (по первой жене). В этих браках оказывается три степени, однако, в силу обычая, они разрешаются; впрочем, тщательное исследование, как мы сказали, и в этих браках требует признать четвертую степень (т.е. по указанному выше способу счисления степеней в трехродном свойстве): ибо в трехродном свойстве следует немного уклониться в боковую линию и тогда брак будет законен.
Четвертая степень
Например, жена моего шурина по отношению к среднему роду стоит в таком же близком свойстве, в каком и я нахожусь по отношению к шурину; однако мой брат без предосуждения может взять ее, по смерти моего шурина, или и ее сестру, а саму ее мне взять не законно.
Четвертая степень
Еще пример: к сестре своей я взял зятя, а сам взял в жены бывшую за его братом невестку (т.е. бывшую жену родного брата моего зятя), и такой брак беспрепятствен, потому что оказывается в четвертой степени, и потому, что несколько удаляется от свойства среднего рода: ибо лицо, близко связанное с средним родом, есть моя сестра, а я (состою в свойстве) по боковой линии и немного дальше от среднего рода.
Четвертая степень
Еще пример: у меня был зять по дочери – и бывшую за его братом невестку мне нельзя взять в жены, как лицо, близко связанное с средним родом, а сестру ее (взять) не противозаконно. Зять и шурин овдовевшие отнюдь не берут тетку и (ее) племянницу; а тому, чья жена умерла, дозволяется брать сестру своего свояка (4 ст.).
Дозволяется брать дочь троюродной сестры первой своей жены (7 степеней), а также и двоюродную тетку первой своей жены, т.е. двоюродную сестру своей тещи (5 степеней).
А взять дочь двоюродной сестры первой своей жены запрещено (5 степеней).
Шурину одного брата и свояченице другого брата дозволяется сочетаться браком между собою (6 степеней).
Решение патриарха Льва Стипы дозволяет взять зятю и шурину двух сестер, так как здесь пятая (читай: четвертая) степень.
То же самое решение (т.е. патриарха Льва Стипы), а также и решение патриарха Арсения считают беспрепятственным двум братьям взять невестку и золовку (4 степени).
Дяде и зятю его по родной племяннице не запрещается взять двух сестер, хотя здесь и 6-я (пятая) степень.
Не запрещается также зятю и шурину взять двух двоюродных сестер, хотя здесь и 7-я (шестая) степень.
Решение патриарха Михаила – дочери Иоанна, например, и племяннице жены его позволяет сочетаться браком с двумя братьями.
Впрочем, некоторые признали незаконными некоторые из этих браков, а именно: брак с сестрою своего свояка (4 степень; см. выше вторую комбинацию под третьей рубрикой), брак шурина с женою брата своего зятя, даже и тот брак, который, как мы упоминали выше, разрешен Архиепископом Фессалоникским Михаилом Хумном, именно брак отца и сына с двоюродною теткою и ее племянницею.
Закон
Ибо закон говорит: «В браках мы ищем не только дозволенного, но и благоприличного».
О усыновлении
Доселе о брачных сопряжениях в трехродном свойстве. Что же касается усыновления, бываемого ради наследия, то родство, от него происходящее, от священных правил и благочестивых законов мы научились соблюдать, как и кровное родство, в отношении, т.е. к брачным степеням и наследованию родителям.
Закон
Ибо закон говорит: я не могу взять в жены тетку по отцу или по матери, хотя бы они были и усыновленные, поскольку имеют чин матерей37, ни усыновивший (не может взять в жены) дочь усыновленного сына, или его внуку, ни усыновленный сын – жену своего усыновителя, или мать, или сестру ее, или внуку от сына.
Если же опекун или бывший попечитель захочет усыновить мужа состоявшей под (его) опекою, или под его попечительством, или отца ее, усыновление недействительно: брак не расторгается, а расторгается тогда, когда кто усыновил бы своего зятя.
Новелла
А 24-я новелла императора Льва Мудрого, запрещающая усыновленным вступать в брачное общение с детьми усыновившего, присовокупляет: но в древности усыновление было совершаемо без основания, а ныне, когда оно совершается по закону приличному и справедливому, и с совершением священного обряда, когда одни постановляются в чине родителей, а другие в чине детей, уже не остается основания для сочетания браком усыновленных детей с естественными детьми усыновившего, ни для перемены имени братьев на супружество, чтобы вместо братьев называться зятьями38.
О том, что усыновляют и евнухи
Закон говорит, что усыновление подражает природе, и посему запрещает евнухам усыновлять кого-нибудь и иметь его под властию; но 26-я новелла того же императора (Льва Мудрого) определяет, что беспрепятственно бывает и это.
О том, что усыновляют и девицы
А 27-я (новелла императора Льва Мудраго) предоставляет усыновлять и девицам, и усыновленным (ими) подвластным или самовластным – имеет права наследования после них, – и не требовать (для приобретения права наследования), ни императорского указа, ни судебного акта.
О восприятии из святого крещения
Усыновление, бывающее по восприятию от святого крещения, не вступает в наследие, но исследуется, как сказано, только в брачных степенях, ибо 53 правило VI Собора говорит: поскольку сродство по духу важнее союза по телу, то определяем, чтобы восприемлющие детей от святого и спасительного крещения и после сего вступающие в брачное сожительство с матерями их овдовевшими отступали от такового супружества и потом подвергаемы были епитимиям любодействующих; ибо тот, кто не охотно оставляет зло и приносит раскаяние, судится как кровосмесник.
Закон
Закон говорит: «Воспринявший какую-либо от святого крещения не может впоследствии взять ее в брак, так как она сделалась его дщерию, ни мать ее, ни дочь; не может сделать сего и сын его, поскольку ни что другое не может столько производить отеческого расположения и справедливого препятствия к браку, как такой союз, чрез который, при посредстве Бога, сочетаваются души их».
Посему некоторые утверждают, что поскольку и по правилу (53-му VI Всел. Соб.) и по закону духовное родство важнее родства по плоти, то связанные этим родством должны соблюдать запрещенные степени до седьмой, столько же, т.е. сколько и в родстве кровном; а большинство не так думало, но – что запрещение простирается только на лица, обозначенные в вышеприведенном законе.
Впрочем, в обоих видах усыновления степени исчисляются иначе, чем в кровном родстве: ибо там (т.е. в кровном родстве) отец по отношению ко всем родным братьям (сыновьям своим) состоит в первой степени, а здесь (в родстве по усыновлению) духовный отец по отношению к сыну, которого он усыновил, состоит в первой степени, по отношению к плотскому отцу (своего духовного) сына – во второй, ибо почитается его братом, а по отношению к родным братьям духовного сына своего – в третьей, ибо он не имел и их своими сыновьями; а сын духовный по отношению к плотским братьям своим состоит во второй степени и по отношению к плотскому своему отцу – в первой, как и по отношению к духовному отцу.
Посему дозволяется желающему взять в жены сестру своего кума.
О запрещенных браках помимо родства
Иногда бракосочетание запрещается и помимо родства какого бы то ни было из пяти вышеуказанных видов родства. Например: обвиненный в прелюбодеянии с какою-нибудь женщиною, хотя бы и не был обличен явно, не может взять ее в жены; и отпущенный на свободу не может взять жены своего патрона после его смерти, ибо навлекает подозрение, что прелюбодействовал с нею и при его жизни.
Ни опекун не может взять в жену сироту (состоящую под его опекою), ни сын его – прежде прекращения опеки; а прекращается опека в тридцатый год: ибо двадцать пять лет есть возраст совершеннолетия, четыре года – срок восстановления в правах, а в начале тридцатого года возраста власть опекуна прекращается, и с этого (только) времени он имеет свободу сочетаться браком с состоявшею под его опекою, прежде же отнюдь нет.
Мать состоящей под опекою может и прежде этого сочетать браком дочь свою с опекуном.
Так как и простые домашние слуги, хотя они не состоят и никогда не были рабами, имеют чин отпущенника, то и они до смерти своих господ не могут брать их жен, дабы не навлечь подозрения в предшествовавшем прелюбодеянии.
Ни действующий на сцене, т.е. народный игрок, ни сын его не могут взять дочь сановника.
Закон
Закон говорит, что в браках должно искать не только дозволенного, но и благоприличного.
Между лицами, состоящими между собою в родстве кровном или в духовном – по восприятию от купели святого крещения или в родстве по усыновлению, должно исследовать степени, – и брачные сопряжения для таких лиц беспрепятственны в том случае, когда родство между ними превышает седьмую степень; между лицами, состоящими в двухродном и в трехродном свойстве, должно наблюдать степени явно запрещенные или имеющие слияние родственных имен; а между лицами, состоящими по отношению друг к другу вне родства, благоприлично (т.е. заключать брак).
Закон
Противозаконно вышедшая замуж может расторгнуть брак и после выйти замуж за другого39.
Дети, рожденные от запрещенных браков, не удостоиваются названия незаконнорожденных, и не наследуют имущество своего отца.
«Кто имеет обычай с свободной, не делающей себе дохода от своего тела, тот по-видимому имеет ее не наложницею, а супругою».
Попечитель может сочетать браком дочь свою с состоящим под его попечительством; а сына своего с состоящею под его попечительством (сочетать браком) не может без императорского указа; а в противном случае лишается гражданской чести.
Ни отец опекуна, ни сподвластный брат его не могут жениться на сироте.
Женам оплакиваемых мужей запрещается выходить замуж, разве по императорскому указу, а женам мужей не оплакиваемых, т.е. осужденных за преступление против величества, не запрещается (выходить замуж).
Жене, родившей в период траура по муже достойном, еще запрещается вступать в брак, а родившей в период траура по муже недостойном – не запрещается. Траурный срок установлен по двум причинам: для того, чтобы не было смешения семени и для оказания мужьям должной чести. Одна из этих причин чрез рождение уничтожается, а другая, «состоящая в оказании мужу должного уважения и чести», чрез рождение еще не уничтожается, а посему женам недостойных траура мужей, по причине, совершения, может быть, ими преступлений против государства, после рождения не запрещается, конечно, вступать в брак и в период траурного срока.
Вступившая во второй брак до окончания траурного срока лишается гражданской чести, ничего не получая в свою пользу от первого брака и лишаясь права давать более третьей части своего имущества второму мужу, т.е. в том случае, когда не имеет детей.
Если жена родит в одиннадцатый месяц после кончины мужа, то, очевидно, зачала от блуда и подлежит тем же ограничениям, каким подвергается и вступившая во второй брак в период траурного срока, т.е. лишается как приданого, так и всего мужнина состояния.
Глава 9-я
– о тех, которые гнушаются законными браками, вином, мясом и прочим
51-е правило святых Апостол говорит: епископ, или пресвитер, или иной из клира не ради подвига и воздержания, но по причине гнушения удаляющийся от брака, и мяса, и вина, «забыв, что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их и что вся добра зело, и таким образом хуля клевещет на создание» Божие, или да исправится, или до будет извержен и удален от Церкви, как противящийся сим правым догматам; если же и мирянин будет так мыслить, должен быть отлучен от Церкви. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла, но вредно злоупотребление сим; а если бы это было причиною зла, то не было бы создано Богом, таким образом клевещущий на творения Божии простирает хулу на Сотворившего.
1-е правило Гангрского собора предает анафеме того, кто законный брак почитает нечистым и гнушается состоящей в супружестве с мужем честной и целомудренной женой по причине ее совокупления с супругом, как не могущею по сему получить Небесного Царства. Ибо Апостол говорит: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4), и опять: в последние времена отступят нецыи от веры, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение (1Тим. 4, 1–3).
То же самое наказание и четвертое (правило то же собора) простирает, как на гнушающегося честным браком, на того, кто рассуждает и держится мнения, что не должно причащаться от пресвитера женатого, совершившего священную Литургию.
Той же анафеме и 14-е (правило того же собора) повелевает подвергать жену, удаляющуюся от своего мужа, как почитающую брак гнусным. Ибо Апостол говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию, – и опять: жена своим телом не владеет, но муж (1Кор. 7, 5 и 4). Если же изберет разлучение по причине стремления к монашеской жизни, не подлежит обвинению.
Тому же наказанию и 9-е правило того же собора предает девствующего и удалившегося от (мирской) жизни по причине гнушения браком, «а не ради самые доброты и святыни девства».
53-е правило святых Апостол говорит: не должно во дни праздников, например, в субботу и в день Господень, или в какой бы то ни было другой40, воздерживаться, как от гнусного, от вина и мяса, а мыслящий и поступающий так, «яко сожженный в собственной совести и бывающий виною соблазна многим», – если он клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен, за исключением того случая, если кто, постясь в определенные периоды времени, наравне с прочими днями будет соблюдать воздержание в субботу и в день Господень41.
А 14-е правило собора Анкирского воздерживающимся от мяса ради подвига воздержания повелевает – при собраниях отведывать только и потом не приступать к ядению их, если хотят, но не отказываться от употребления варенных с ними овощей, дабы этим уничтожить всякий предлог соблазна у тех, которые думают, что они воздерживаются от таковых по причине гнушения. Не менее прилично сим вкушать мясо и в те дни, когда некоторые из еретиков по обыкновению постятся, дабы не показаться согласующимися с их мудрованием, а особенно, если живут в городе, значительно зараженном этою болезнию. А если не покорятся правилу, то клириков лишает (правило) священства, а мирян отлучает.
А латинские монахи, воздерживающиеся от мяса, но безразлично вкушающие мясной жир вместе с овощами, не представляются мне заботящимися об исполнении этого правила, ибо, очевидно, делают это не для того, чтобы уничтожить соблазн, но чтобы наполнить чрево.
Великий Василий в 28-м правиле почитает смеха достойным, что некто обещал воздерживаться от свиного мяса; посему и повелевает – обет считать недействительным и иметь безразличное употребление мяса (ибо никое же создание Божие отметно со благодарением приемлемо (1Тим. 4, 4), и на будущее время воздерживаться от нерассудительных обетов, как достойных смеха.
А в одном из посланий к святому Амфилохию42 (св. Василий Великий) говорит: «Изрядным енкратитам (воздержникам) на важное их возражение: для чего и мы не все едим, да ответствуется сие»: ничего нет удивительного, если воздерживаемся от некоторых снедей, поскольку «и извержениями нашими гнушаемся». По достоинству мясо ничем не различается от травного зелья, а в рассуждении пользы, как в зельи отделяем вредное от здорового, так и в мясе различаем вредное от полезного. Ибо и болиголов есть зелье, и мясо ястреба есть мясо: но никто в здравом уме не будет есть белену и не прикоснется к мясу ястреба, разве по великой нужде; посему тот, кто ел, не сделал беззакония.
2-е правило Гангрского собора – тому, кто осуждает употребляющего мясо с благоговением и верою (кроме крови, удавленины и идоложертвенного), «аки бы по причине употребления онаго, не имеющего надежды спасения», определяет анафему.
10-е (чит. 12-е) правило того же собора – мужа, носящего суровую верхнюю одежду и гнушающегося теми, которые употребляют обыкновенную одежду или носят шелковые одеяния с благоговением, а не по причине изнеженности или надменности, предает анафеме.
То же наказание и 5-е правило того же собора налагает на того, кто с пренебрежением относится к дому Божию и гнушается бывающими в нем собраниями: ибо хотя блаженный Павел повелевает молиться на всяком месте, но не с тем, чтобы пренебрегать собраниями и не ходить в храмы.
А 20-е правило того же собора – и тех, кои в надменном мудровании гнушаются совершаемых собраний и служений там, где покоятся останки мучеников, осуждает под анафему. Ищи еще 16-е правило того же собора в 3-й гл. буквы Α.
Глава 10-я
– о насилии и захвате
Ищи 12-ю гл. буквы Α.
Глава 11-я
– о книгах Божественного Писания подлинных и подложных
85-е св. Апостол правило говорит: следующие книги преимущественно должно почитать всем клириками и мирянам – Ветхаго Завета: пять Моисеевых, коих названия наименований: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисуса, сына Навина – одна; Судей – одна; Руфь – одна; Царств – четыре; Паралипоменон (книги дней) – две; Ездра – две; Есфирь – одна; Маккавейские – три; Иов – одна; Псалтырь – одна; Соломона – три: Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней; пророков 12-ть; Исайи – одна; Иеремии – одна; Иезекииля – одна; Даниила – одна. Сверх же, да присовокупится в замечание для юношей и мудрость многоученого Сираха. А Новаго Завета: четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Павла четырнадцать посланий, как то: к Римлянам – одно; к Коринфянам – два; к Галатам – одно; к Ефесянам – одно; к Филиппийцам – одно; к Колоссянам – одно; к Солунянам – два; к Евреям – одно; к Тимофею – два; к Титу – одно; к Филимону – одно; соборных посланий седмь, т.е. Петра – два; Иакова – одно; Иоанна – три; Иуды – одно. А прибавляемые (правилом) два послания чрез Климента и им обработанные постановления Апостолов впоследствии VI Собора 2-е правило отвергло, как принявшие много подложного от еретиков и приписанного.
Таковое же точно исчисление книг делает и 60-е правило собора Лаодикийского, кроме Климентовых посланий и постановлений.
Исчисляет сии (книги) и 24-е (33-е пр.) собора Карфагенского и говорит, что, кроме канонических сих писаний, ничего в церквах читать не должно. А прибавляет он и Иудифь, Товию и Апокалипсис Иоанна.
А 46-е (56-е по кн. пр.) определяет читать и воспоминания мученических страданий ежегодно во дни памяти их; посему и написанное святыми отцами и исповедниками и читать и принимать должно, как приводящее нас к истинной и православной вере.
А Афанасий Великий запретил чтение у еретиков написанных и так называемых ими апокрифов; а прежде сказанных священных книг и сей св. отец подобное делает исчисление. «Ибо веруем», говорит, «что сии книги написаны по божественному вдохновению и что 22 книги Ветхаго Завета числом соответствуют буквам у евреев». Четыре Царства он считает за две книги и две Паралипоменон – за одну, книги 12-ти пророков – за одну и четырех (пророков) – за четыре (книги). К (книге) Иеремии прибавляет плач Варуха и послание. А исчислив и книги Новаго (Завета) прибавляет к сказанным и Апокалипсис Иоанна, и к сим прибавлять или отнимать считает неблагочестивым. «А кроме канонических есть», говорит, «Премудрость Соломона, Сираха, Есфирь, Иудифь и Товит, Пастырь и учение Святых Апостолов»; а сие последнее и VI Собор отверг, как объяснено.
Такое счисление священных книг делает в мерных ироических стихах Великий Григорий Богослов43, говоря, что книги Ветхаго (Завета) числом соответствуют двадцати двум буквам у евреев; стихотворными же признает пять (книг): Иова, 150 псалмов Давида, три Соломоновы и одну двенадцати пророков коих названия: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Иона, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. А названных Афанасием Великим неканонических (книг) сей св. отец не понимает. Сим следует и святый Амфилохий, написавший стихотворение ямбами44.
60-е правило св. Апостол – духовного или клирика, читающего публично подложные книги нечестивых, ко вреду народа и клира, считает достойными извержения. Ибо почитающие за великое ложь не только пытаются утверждать собственными словами свое нечестивое мудрствование, но и в писании благочестивых приписывют свое, как это подложно сделано в сказанных посланиях и постановлениях священного Климента. А есть и такие, которые своим писаниям придали надписания святых, к обольщению простейших или добродушнейших, как бы медом обмазав чашу яда.
А 63-е (правило) VI Собора и повести о мучениках, лживо составленные теми, кои ничего здравого не мыслят, думают святым мученикам причинить оскорбление, а читающих их обезчестить, повелевает предавать огню, а внимающих оным как истинным, анафематствовать. Ибо, позавидовав святым мученикам в подвигах и славе, подвиглись сочинить ложные и странные книги, как будто бы на основании сделанного или сказанного святыми мучениками, с тем, чтобы в читающих возбудить неверие или смех.
О Метафрасте
Итак, какого ублажения достоин чудный Симеон, превознесенный преимущественно пред другими названием «Метафраст», по вдохновению Святаго Духа, с великим трудом и тщанием описавший мученические подвиги за истину, и силою слова и мудростию украсивший, для прославления Господа нашего Иисуса Христа и вечной славы подвизавшихся за Него святых мучеников, и всякие нечестивые уста заградивший и не оставивший благочестивым никакого предлога к сомнению45
А 9-е правило VII Собора говорит: удерживающий и скрывающий написанное неистовствующими против святых икон, заключающее бессмысленные их мнения, – клирик должен быть лишен священства, а мирянин должен быть отлучен. Ибо, говорит, сии самые неистовые и необузданные глумления ничем не разнствуют от детских басней, называя идолами, о безумие! честные иконы. Но нашедший или должен посылать в епископию великой церкви, дабы преданы были совершенному истреблению, или, как повелевает гражданский закон, тотчас должен сожигать.
Лаодикийского (собора правило) 59-е46 не позволяет читать в церквах кроме канонических книг Ветхаго и Новаго (Завета), которые ясно сказаны в 85-м апостольском правиле, и не дозволяет петь кроме 150-ти псалмов Давида, других несвященных, каковы именуемые Соломоновы и некоторых других.
VI Собора 19-е (правило) повелевает, чтобы епископы в воскресные дни, в которые обыкновенно люди, освободившись от дел, пребывают в церквах, напояли их водами учения, выбирая из сказанных книг Божественного Писания подходящее времени и обстоятельствам, и сие толковали по изъяснению божественных отцов, а не по собственному разумению и соображениям, и более сими довольствовались, нежели у себя изобретенными, дабы, будучи объяты недоумением в чем-либо, не вздумали не опираться на мысль Писания.
А из учения божественных отцов люди узнают, что должно принимать и чего отвращаться, будут направлять жизнь свою к добродетели страхом угрожающих наказаний и не будут страдать недугом неведения. А епископа, не так поступающего, настоящее правило не наказывает.
Апостольское же 58-е (правило) епископа или клирика, нерадящего о собственном клире и не учащего благочестию, отлучает, а остающегося в лености – извергает.
О том, что не должно изрезывать священных книг
68-е (правило VI Собора)47 повелевает книги богодухновенного Писания Ветхаго и Новаго и признанных и испытанных отцов и учителей сберегать и не изрезывать или портить, и не отдавать книгопродавцам или мироварцам для истребления, «разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются совершенно негодными к употреблению», а того, кто будет усмотрен делающим что-либо таковое, отлучать на год.
Законы
Сочинения против христиан Порфирия и иных еретиков должны быть сжигаемы; также и (сочинения) Нестория и все те, какие не согласуются с Соборами в Никее и Ефесе и с Кириллом Александрийским, от веры которых не должно отступать. Имеющие же и читающие сказанные книги должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию.
Числогадатели, не сожигающие при епископах своих книг и не приходящие к благочестию, изгоняются из всякого города, обретающиеся же в городах заточаются или ссылаются.
Имеющий манихейские книги и не предъявляющий их для сожжения наказывается.
У имеющих сочинения Севира и не сожигающих их отсекаются руки.
Глава 12-я
– об умерших насильственно, или самоубийцах
Тимофей Александрийский в 14-м прав. велит лишать обычного за благочестивых приношения, молитвы, псалмопения и узаконенного поминовения умерших насильственно, кои, т.е., имея здравый разум и не повредив ума от болезни, от печали или малодушия, из страха или «обиды» каковой-либо, сами на себя наложили руки.
Закон
Убивший самого себя, или покусившийся на самоубийство, из-за страха преступления, а не по болезни, наказывается как убивший другого, и имущество его отбирается в казну.
Глава 13-я
– о високосе
Високос – имя латинское – и значит: дважды шесть, -ибо латинские слова вместо δ принимают β. А называется високос так потому, что прибавочные к февралю день и ночь содержат в себе по дважды шесть (по 2 6) часов, которые составляются в четыре года, так как остающаяся в каждом году четверть дня тогда соединяется в один день, который прибавляется к февралю, почему и бывает, что он имеет 29 дней, а год – 366 дней.
Можно и иначе объяснить это название. Дни месяцев римляне разделяли на три разряда, именно: одни называли календами, другие – нонами, иные – идами; так названы они какими-то тремя знаменитыми римскими мужами, которые прокормили римлян во время голода: календами назывались у них дни, у греков называвшиеся новомесячиями, – в марте, мае, июле и октябре от первого до 7-го; следующие непосредственно после этих дни до 15-го назывались нонами, а остальные – идами; а во всех остальных месяцах ноны считались от 5-го дня месяца, а иды – от 13-го. По причине такого неравенства жрец в каждое новомесячие созывал народ и объявлял ему день нон и ид; потому то собственно, как думают некоторые, и называется первый день месяца календами, что тогда жрец созывал народ. Посему 1-й день февраля называли, как и в других месяцах – календами февраля, 2-й день – четвертым пред февральскими нонами, 3-й – третьим (пред нонами), 4-й – кануном нон (ибо о втором числе, как не благополучном, не упоминали, и потому всегда брали число на единицу больше или меньше); пятый день – нонами февральскими, 13-й – идами (февральскими), 14-й – шестнадцатым пред календами мартовскими; посему, когда февраль имел 29 дней, то, кроме 24-го дня (называвшегося шестым пред мартовскими календами), и 25-й день назывался шестым пред мартовскими календами, 26-й день – пятым, 27-й – четвертым, 28 – третьим и 29-й – кануном (мартовских календ); потом наступали мартовские календы. Итак, високос, когда февраль имел 29 дней, назывался так и по той причине, что в нем два дня (24-й и 25-й) назывались шестым днем пред мартовскими календами.
* * *
В подлиннике: «Должна отложити, доколе очистится».
Весь этот трактат взят из 40-й беседы Св. Иоанна Златоуста на 1 посл. к Коринф. См. цитованные выше места и далее.
Согласно тексту примечания: «ибо в сомнительных случаях сомнительное должно побеждать несомненным».
Обычай братотворения состоял в том, что два неродственные лица давали друг другу обет братской любви и взаимной самоотверженной помощи; этот братский союз был освящен особым чинопоследованием, входившим в состав требников и греческих (Goar. ed. Venet. 1730 г., p. 706–708) и славянских (напр, в Потребнике XVI в. Софийской библиотеки, N 836, л. 244–247; полный славянский текст чина братотворения по этому Потребнику издан Проф. Св. Горчаковым в приложении № II к его книге «О тайне супружества», стр. 4–5. Лица, вступившие в духовное братство при посредстве Церкви, считались состоящими в тесном родстве, – предоставлявшем право наследования без завещания и служившем препятствием к браку между нисходящими и даже некоторыми боковыми их родственниками. Против этих юридических последствий братотворения и направлено имеющее основание в законах гражданских Властарево замечание о незаконности братотворения. Более подробные сведения о братотворении см. у А. С. Павлова, в толк. к ст. 165 «Номок. при большом требнике»; Одесса. 1872 г., стр. 150–151; в его же «50 гл. кормчей книги» – стр. 187–190; ср. о том же в книге проф. Горчакова «О тайне супружества», стр. 34–35.
Трактат о братотворении вошел в 50-ю гл. нашей Кормчей книги, ч. II, стр. 226; «50-я гл. Кормч. кн.» Пр. А.С.Павлов, стр. 313, прим. 3-е.
Именно следующие: брак кого-либо со своею невесткою, или с падчерицею, а также с мачехою, или тещею, заступающими место матерей (vid loca citata; см. Вальсамона «мнение по вопросу, можно ли одному и тому же вступать в браки с двумя двоюродными сестрами» в русск. перев. А.С.Павлова, в прилож. (VIII) к его «50 гл. Кормч.» стр. 449; в подлиннике в Синтагме Афинск., т. IV, стр. 560).
Прибавив только: «есть и другие браки, не допускаемые ни по закону родства, ни по причине свойства; свойство же – сближение лиц, соединенных с нами чрез браки, помимо родства».
Здесь разумеется брачное сопряжение дяди и племянника с теткою и племянницею.
В случае сопряжения дяди с теткою и его племянника с племянницею.
То есть брачное сопряжение племянника с теткою в том случае, когда его дядя уже состоит в супружестве с ее племянницею (см. выше).
Здесь Властарь имеет в виду мнение тех, которые находили брак в этой комбинации возможным, доказывая, что между мужем и троюродною сестрою жены – не шесть, а семь степеней свойства, так как муж есть член другого рода, и потому должен считаться в отношении к родственникам умершей жены за особую степень. До нас сохранились два превосходные трактата, написанные в опровержение этого взгляда и основанного на нем счета степеней свойства двумя величайшими канонистами греческой Церкви – Зонарою и Вальсамоном, – которыми и пользовался Властарь в своем трактате о степенях родства. См. русск. перев. в приложении VIII (А и Б) к книге проф. А.С.Павлова: «50-я глава Кормчей книги», стр. 441–452. Подлинник в Афинской Синтагме, т. IV, стр. 592–597 (трактат Зонары) и стр. 556–564 (трактат Вальсамона). См. у А.С.Павлова, стр. 198–199.
та, которая усыновлена (моим) дедом, по отношению ко (моему) отцу занимает место сестры, а по отношению ко мне – тетки.
Чинопоследование усыновления, или сынотворения входит в состав Большого Требника (гл. 66).
Закон этот буквально вошел и в 50-ю гл. нашей Кормчей (см. стр. 227 об.), но с прибавлением: подобне же аще муж будет.
Прав. Апост. 64-е.
Добавление из толк. Зонары.
Послание это составляет собою 86-е правило Св. Василия Великаго по книге правил.
В стихотворении «О том, какие подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета».
В «послании к Селевку о том, какие книги приемлются».
Из толкования Вальсамона на пр. 63-е VI Всел. Соб.
Упоминаемое в подлиннике Лаодикийского собора пр. 15-е по содержанию своему не имеет никакого отношения к 59-му пр. того же собора.
VI Всел. Соб. В подлиннике не обозначено.