НАЧАЛО БУКВЫ Ν
Глава 1-я
– о построении и освящении храмов
Ищи 12-ю главу буквы Ε.
Глава 2-я
– о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою
Ищи 15-ю главу буквы Ε.
Глава 3-я
– о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они
Ищи 29-ю главу буквы Γ и 2-ю гл. буквы Β.
Глава 4-я
– о посте
69-е правило святых апостолов определяет, чтобы верные сорокадневный период времени пред святою Пасхою пребывали, без всякого послабления в усердии, в посте и воздержании, приводя на память те дни, в которые Господь, постом укрепившись по человечеству, победил нашего врага; а также и всякую среду и пяток каждой из прочих седмиц года наравне с днями четыредесятницы (повелевает правило) проводить в посте и сухоядении; а не соблюдающих поста во все сии дни (правило) подвергает: клириков – извержению, а мирян – отлучению, кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу, которое ищи в 37-й главе буквы Κ. Собственно узаконен один сорокадневный пост – пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю,326 что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова. Ищи еще в 37-й главе буквы Κ 15-е правило святого Петра Александрийского.
А десятое (пр.) Тимофея Александрийского – истощенному болезнию употреблять вино и елей в постные дни пред Пасхою считает делом правым, и (позволяет) держаться узаконенного сухоядения не по примеру других, а «сколько возможет понести», – или разрешать на каждый день, или через день, по рассуждению того, кому он предоставил устроение своих помыслов.327 Ищи еще 25-ю главу буквы Γ.
А 18-е (19-е) правило Гангрского собора говорит: «Аще кто из подвижников, без телесные нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковию», пребывая при том в полном разуме: «да будет под клятвою». 41-е (50-е) правило Карфагенского собора повелевает, чтобы диаконы и священники, совершающие таинства алтаря, были (пред совершением) не ядшими, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня Вечеря, т.е. Великого Четвертка: ибо священнодействие пищи духовной они, как кажется, совершали после телесной пищи; кроме того, когда скончается кто-либо в вечернее время, если совершающие погребение не будут неядшими, говорит (правило), то должны совершать погребение одними молитвами. А ныне это не делается, по той причине, что сие запрещают следующия два правила, а именно: 50-е правило собора Лаодикийского говорит: не должно в святую четыредесятницу на последней седмице разрешать пост в Четверток, употребляя т.е. более изысканные яства,328 и тем безчествовать целую четыредесятницу; но (должно) всю четыредесятницу проводить в посте и сухоядении, кроме, конечно, бывающих в ней суббот и воскресных дней.329
А 29-е правило VI Собора говорит буквально то же самое и прибавляет, что божественные отцы (т.е. Карфагенского собора) сделали такое распоряжение, может быть, по причинам полезным в тогдашнее время; а у нас нет необходимости отменять Апостольские и отеческие предания, – подразумевая сказанное 69-е Апостольское правило и настоящее правило собора Лаодикийского.
Глава 5-я
– о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни
Ищи 37-ю главу буквы Κ.
Глава 6-я
– о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами
Ищи 9-ю главу буквы Β и во 2-й главе буквы Ε 23-е правило Великого Василия.
Глава 7-я
– о законе
Закон есть общее повеление, – мудрых мужей установление, вольных и невольных грехов исправление или пресечение, общее уложение города; он есть также божественное изобретение. Благодеяние закона – в том, что он повелевает,330 запрещает,331 дозволяет332 и наказывает.
Законы постановляются не по отношению к единичному случаю, но обще. Закон получил свое название от правды, ибо он есть «ars boni et aequi».
Законы должно постановлять вследствие многократных, а не редких и не единичных случаев: ибо законодатели не обращают внимания на то, что случается однажды или дважды.333
Прежде бывшие законы вводятся в законы последующие; а позднейшие постановления имеют большую силу чем прежние.
О чем нет писанного закона, относительно того давний обычай, испытанный в продолжении многих лет, имеет силу закона, заступая его место.
Ни закон, ни время, ни обычай не делают твердым того, что неправильно обсуждено и изображено.
Глава 8-я
– о владении
Законы
О том, что десятилетняя или двадцатилетняя давность не помогает тому, кто владеет незаконно, разве только тридцатилетняя давность и при том, если он владел непрерывно и не потерпел никакой неприятности в суде. Ищи еще в 9-й главе буквы Δ.
Для тех, которые не воспользовались владением в течении известного времени, теряется всякое право владения и пользования им, именно, для тех, которые находятся на месте владения, по прошествии десятилетия, а для отсутствующих – по прошествии двадцатилетия.
Имеющий право поить и кормить на твоем поле скот может приобретать право строить на нем шалаш.
Кто проводит воду через чужое поле с ведома хозяина поля, тот приобретает право сего пользования полем втечение узаконенного трехлетнего срока без препятствования ему со стороны хозяина поля.
Движимое имущество, находящееся в бесспорном владении в продолжение трехлетия, обращается в собственность (владельца).
* * *
Согласно с Вальсамоном.
Добавление – из Вальсамона.
Объяснение – из Зонары.
См. пр. ап. 64-е. Толкование Вальсамона на пр. 50-е соб. Лаод.
В подлиннике: «Чтобы родители кормили своих детей и дети – своих родителей».
– убийства, хищения, или другие какие-либо преступления (т.е. запрещает).
– заключение договоров и условий.
В подлиннике: не обращают внимания на то, что случается однажды или дважды, и не считают нужным относительно сего постановлять закон. Proch. Harmenop.