Письмо 21
Мы прочли ваше письмо с немалым удивлением; маловере, почто усумнился еси (Мф.14:31)! Так говорил божественный Спаситель возлюбленному Своему ученику Петру в то время, когда он утопал; теперь тоже потопление случилось с вами, и мы тем же гласом Спасителя взываем к вам: «маловере, неужели многократные опыты наших наставлений от божественных писаний и святых богоносных отцов не могли удостоверить вас в истине спасительного пути, коим шествовали преподобные отцы, которым мы тщимся подражать, по мере сил наших? Хотя недостойны и скудны в добродетелях, но желаем вам, хотящим спастися, – шествовать путём, указанным нам ими; а потому нимало огорчает нас ваше маловерие: если вам угодно слушать нас, то почто: «злая помышления входят в сердца ваша» (Мф.9:4). Рассматривая, едва не по тонку, действие врага рода человеческого, видим, как он тщится, под предлогом истины, совратить вас с пути избранного – с пути добродетели! – Спрашиваю вас: может ли учить иностранному языку тот, кто оного не знает? Великое различие между людьми дознавшими по опыту и знающими по одному слуху. – Кто в какой чин призван, тот в нём да пребывает. – Опыт лучший учитель. Писано есть: «да будут тебе друзи мнози, но советник един от тысящ» (Сир.6:6)! А когда усумневаетесь в советах и наставлениях наших, почто прибегаете к нам?
По уставам иноческого предания, при пострижении, от Евангелия предают старицам, а не духовным отцам, которым должны новоначальные открывать свою совесть, для получения советов и наставлений, как противостоять искушениям вражиим; но это не есть исповедь, а откровение, исполняя в сем случае апостольское предание: исповедайте друг другу согрешения ваша (Иак.5:16). Таинство же исповеди совершенно другое, и не имеет к откровению никакого отношения; обязанности духовника совершенно другие, нежели отношения к старицам. Припоминаем об одной Синклитике, которую архиерей предал одной старице, и вопросил её, в каком находится исправлении? Получил ответ, что слишком добра к ней; тогда он предал её другой старице строжайшей, и, по прошествии некоторого времени, узнал от неё, что сия смягчила её нравы; не есть ли оное образ и нынешнего предания? Мать игуменья поступает благоразумно и сообразно уставам иноческого предания, желая оных заблаговременно приучать к очищению своей совести, до пострижения в монашество; а тем самым делает настоящий искус, по преданию святых отцов, в иночестве просиявших. – Что же касается до того, что в келии без священника невозможно молиться, то это более смеха достойно, нежели вероятия. Сколько видим святых жен, в пустыне жительствовавших, в посте просиявших; – чем они занимались, как не молитвою в уединении: святая Mapия Египетская в пустыне без пресвитера приносила свои молитвы, и токмо в последний год жизни удостоилась узреть святого Зосиму и принять от него Святые Христовы Тайны. – Насчёт же того, что без благословения старицы ничего не делать, не только полезно, но и спасительно. – Из множества примеров, имеющихся в Патерике и писаниях святых отцов, напоминаем о том ученике, который, будучи послан за послушание от старца в город, едва не впал в любодеяние; но, воспомянув старца, невидимой силой был восхищён, и очутился в келии своей. Что относится до старцев, то в девичьих монастырях подразумевать должно о старицах. Не все старцы были священники, сие ясно видеть можно из жития преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца (1-го мая); ибо у него в монастыре из 700 братий не было ни одного священника, но все были под руководством старцев. – Итак, лучше сообразоваться с уставами иноческого жития и быть спокойными.
В Добротолюбии, в послании святого Кассиана к Леонтину игумену, напечатано: «авва Моисей рече: да не точию, яже творим, но и яже помышляем, открываем отцем; и да ни в чем же своему помыслу веруем, но и во всем словесем старец да последуем; и о́но быти добро веруем, еже аще они искусят. Сие же делание не точию истинным рассуждением и правым путём инока невредима пребывати устрояет, но и от всех сетей диавольских без вреда того сохраняет» (4-й части лист 157 на обороте). Сия помянув вашей любви от многого малое; и поручая, покрову Божию и слову благодати Его, остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 19 сентября 1840 года.