Источник

Письмо 19

Для меня очень скорбно, читая письмо Ваше, видеть Ваше положение, – неприятности и по монастырю, и вне оного; ни откуда нет утешения; конечно, Бог так попущает, к старости лет Ваших, искуситься огнем скорбей, дабы явиться, яко злато в горниле искушенно, быть достойною увенчаться венцом неувядающим в царстве славы. Мы читаем, какой скорбный путь проходили святые, и наследовали вечное блаженство. А книги отеческие научают нас, что без скорбей невозможно угодити Богу; не только внешние должны быть, но и внутренние от духов злобы, попущением Божиим бываемы. О сем много есть у св. Исаака, Варсонуфия, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Петра Дамаскина и проч.; а последний пишет: «смиренномудрие есть порождение разума, а разум порождение искушений»; и св. Исаак Сирин, во многих словах, много побуждает к терпению скорбей ; а я только скажу Вам из 36 слова: «несть бо возможно инако, како сотворити Богови ублагодетельствованну быти, возжелавшему быти с Ним, разве точию навести нань искушения за истину» – и далее; – «но и от сего познавается, яко от Бога промышляем есть, егда послет ему присно печали». Поэтому Вы не забыты Богом, когда имеете скорби; но если Вы оные переносите безропотно и со смирением, то они бывают удобоносимы и скоро преходят, а когда с ропотом и обвинением других, то тяжелы бывают; о чём пишет св. Исаак в 51-м слове. Я написал это к Вашему укреплению; когда крест послан, то некуда деваться – не сбросишь его. Но, входя в рассуждение описанных Вами обстоятельств, коими наводятся Вам скорби, сердечно о Вас сожалею; и, принимая излияние чувств Ваших скорбных, соучаствую в оных, и тем паче вижу тягость их, что не знаю, имеете ли Вы там кого из сестер, могущих с Вами разделить скорбь оную и укрепить Вас, или из духовных отцов кого-либо?

Спаси Вас Господи, что приняли письмо мое с христианскими чувствами, и очень рад, что оное пришло кстати в день Вашего рождения, хотя я сего и не знал; желаю, чтобы Господь утешил Вас духовным утешением после скорбей, о которых Вы пишете. – Вы делайте по силе, вразумляя и надзирая, а прочее предоставляйте воле и промыслу Божию и покрову Матери Божией. Не только одно это погрешение надобно считать важным, но гордость гораздо важнее, которая бывает виною падений и других зол, и ослепляет человека; однако на неё мало обращают внимания, – она невидима, а плод её явен бывает. Гордость же бывает сугубая: духовная и мирская, первая опаснее. Все наши дела, если не растворены любовью и смирением, то ничтоже суть; святые отцы учат нас, что смирение, и кроме дел, спасает нас, а дела без смирения не спасут (св. Исаак, сл. 46).

Обители суть пристанища спасения; но случается, что и в оных бывают подвержены волнениям и погружаются в волнах: «ежели не всяк крестивыйся спасётся, говорит св. Иоанн Лествичник, то умолчу о прочем», то есть о монашеском призвании; имеющие произволение благое, чрез послушание, приобретают смирение, которое сохраняет инока от всех сетей и козней вражиих; а без оного можно подвергнуться различным искушениям и неудобоносимым; а паче когда об откровении помыслов и понятия не имеют, что оно очень нужно в нашем звании; многие отцы пишут, что откровение очень нужно и приносит великую пользу (св. Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Симеон Новый Богослов, св. Варсонуфий и другие); а сие благое делание в нынешнее время совсем почти оставлено; оттого и прозябают дивии плоды, и скорби умножаются. Хорошо – обитель ваша избавилась от жалкой девы; дай Бог, чтобы она пришла в разум истинный, а другим бы послужил поступок её уроком.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle