139. Поучение в тот же праздник
Если кому, то, особенно благочестивому христианину, весьма приятно встретить день сей день Рождества Христова, христианину, который постом, молитвами, говением и добрыми делами в минувшие дни очистил душу свою и приготовил себя ко встрече настоящего праздника. Грешнику нераскаянному и на свет Божий неприятно смотреть, как же ему смотреть очами веры на праведное Солнце Христа Бога? Правда, что и многие из благочестивых христиан, увлекаемые примером и обычаем пред сим праздником, более заботились об обновлении хижины своей, нежели об очищении храмины души, более об очищении домашних сосудов, нежели об омытии слезами своих грехов, более о приготовлении пищи для тела, нежели о пище души или о глаголе, исходящем из уст Божиих. Но премилосердый Господь, принявший в вертепе Вифлеемском зрак и подобие раба, приемлет ныне первого, так и последнего не отвергает как волхвов, так пастырей. Ибо Пришествием Своим на землю и Рождеством Своим в убогом вертепе Вифлеемском не показал ли Он всему миру, что Он к нам, грешным, более милосерд, нежели правосуден, более милует и прощает, нежели наказывает за наши грехи? О, сколь счастливы мы, что Он явился на земле не в славе человеческой и не во всей славе Божией! Недоступен Он был бы для нас, грешных, и тогда, если бы Он родился во дворце царей Иудейских, и тогда, когда явился бы с неба во всей славе Своей, и все святые ангелы с Ним. Нет! Он сокрыл все Свое Божество под образом рабства, убожества, нищеты, простоты, под кровом сиротства пренепорочной Девы Марии и плотника старца Иосифа. Что ж? Не могли умолчать, но воспели славу Его святые ангелы. Восшумел весь Иерусалим, заговорили книжники Иудейские, и сам ад заставил Ирода поднять меч и убить 14 тысяч младенцев Вифлеемских. Что было бы с Ним, если бы Он родился во дворце царей Иудейских пред лицем царя Ирода, лютейшего, всех царей земных. Что было бы со всем миром, если бы Он явился на облаках небесных во всей Божеской славе! В образе человека явился Он, и то вострепетали вратники адовы, мертвые воскресли, духи злобы убежали. О, Ты, Господи, милосерд, что явился к нам, грешным, в таком убогом образе! Теперь Господь доступен для каждого из нас, ибо как в вертепе Вифлеемском, так и во всяком храме Божием Он раждается на жертвеннике, воздухами, как пеленами, покрывается, на престоле, как бы в яслех полагается и преподается в снедь верным. Со страхом же Божиим, христиане, и с верой приступайте к Нему: и богатый, и бедный, и пастырь, и мудрец, и господин, и раб, и старый, и малый: вкусите все и увидите, сколь благ Господь, благ! Ко всем призывающим Его. Христос раждается. Славите, только не в ликовании, но в псалмах и пении духовном, воспевая в сердцах ваших Господу. Господь с небес приходит невидимо и неприметно, под видом хлеба и вина. Со страхом Божиим приступайте и Его встречайте, Христос на земли, и вы все душой и сердцем возноситесь, пойте Господу, вся земля. Пусть мир лукавый, этот Ирод, беснуется, пусть князи людстии восстают на Господа и на Христа Его. Вы же, бедные братие Христовы, не ходите во Иерусалим, не приобщайтесь к делам бесплодным тьмы, не посещайте мест соблазнительных, не упивайтесь вином, в нем же есть блуд. Не с ликами и тимпанами проводите сии дни, но посещайте вертепы убогих братьев Христовых, увещевайте ходящих путями нечестивых, приносите Христу ливан и смирну молитв ваших. Славьте Христа с ангелами и пастырями, внимайте слову Божию, повторяйте псалмы и песни духовные, просвещайтесь светом Боговедения, радуйтесь о Господе в надежде, что вы некогда узрите Вифлеемского Богомладенца не яко в зерцале гадания, но лицем к лицу во всей Его Божеской славе и велелепии, как Бога истинного, предвечно рожденного Божеством от Бога истинного и во времени от пренепорочной Девы Марии.
Христос раждается. Славите. Аминь.