Источник

НАЧАЛО БУКВЫ Χ

Глава 1-я – как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии

Правило 4-е I Собора говорит буквально следующее: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает митрополиту»: ибо он утверждает избрания, когда выбирает одного из избранных и рукополагает вместе с другими двумя или тремя епископами; а если в епархии митрополита нет такого числа епископов, в таком случае на избрания и хиротонию должно принимать (епископов) и из чужой епархии.

То же определяет и 13-е правило Карфагенского Собора. «Аще же кто, – говорит, – поступит вопреки своему согласию, или подписанию, тот произносит суд на себя самого, лишая себя принадлежащей ему чести». А из правил явствует, что незаконно при избраниях присутствовать митрополиту вместе с подведомыми ему епископами, а одним только епископам.

А 5-е правило Лаодикийского собора говорит, что при избрании имеющего принять хиротонию не должно присутствовать всякому желающему; ибо в среде избирающих иногда возбуждаются против некоторых обвинения, возбраняющие им, может быть, рукоположение, и если обвинения не останутся тайными для толпы народа, то обвиняемый будет покрыт стыдом и послужит для народа предметом посмеяния, и вместе с тем сие послужит поощрением к злу, ибо от недостаточно утвержденных в вере Божество хулится, как и прославляется чрез добродетельных.

То же самое определяет и 19-е правило Антиохийского собора, говоря, что при избрании имеющего принять хиротонию прежде всего должно присутствовать митрополиту области – не для того, чтобы участвовать с епископами в избрании, а для того, чтобы дозволить, ибо без его дозволения невозможно быть избраниям; потом должны быть приглашены все епископы области чрез послания митрополита. Лучше, если соберутся все; а если сие не удобно, то непременно должна присутствовать большая часть их, а неприбывшие по уважительным причинам должны посредством грамот подтвердить сделанное, и таким образом должно совершаться поставление; если же не так будет произведено, то хиротония не действительна. А если избрание будет совершено канонически, как мы сказали, то, если бы некоторые из епископов, по любопрительности, может быть, стали бы противоречить, это не должно препятствовать избранию, но должно иметь силу решение большинства.

А 49-е (61-е) пр. Карфагенского собора говорит: когда избрание епископа производится тремя епископами, и при избрании возникает некое прекословие со стороны кого либо из народа, возводящего какие либо обвинения, в таком случае к числу трех должно присоединить еще других двух, дабы всем вместе исследовать обвинения против избираемого и явить его чистым.

Ищи еще в 11-й гл. буквы Ε 6-е правило I Собора стр. 190 и 28-е IV Собора.

А 137-я Юстинианова новелла повелевает, чтобы в присутствии трех епископов было совершаемо избрание клириками и присутствующими гражданами того города, в который избирается епископ, с клятвенным показанием тех или других пред божественным Евангелием, что избирают его не за даяние или обещание золота, ни по дружбе, ни за дар, ни по какому иному пристрастию, но потому, что знают его, как правого по вере и честного по жизни и что, если он имел жену, то одну, и не вдову, и не отверженную, и что не держал наложницы, – и из трех избираемых лучшего рукополагать, по избранию и суду рукополагающего; требует новелла, чтобы таковую же жизнь имели и рукополагаемые клирики. Но многие из сих обычаев существовали вопреки священным правилам, которые полагают, что не должно давать клятву избираемым пред божественным Евангелием и что избрания должны быть производимы не от клириков или первых граждан, но от одних только епископов, которые и за сие должны будут дать отчет общему Судии.

Закон

А когда против имеющего принять рукоположение во епископа или клирика возбуждено обвинение от кого-либо в какой бы то ни было вине, хиротония должна быть отложена, и должно быть тщательное исследование в продолжении трех месяцев, и, если имеющий принять рукоположение окажется виновным, хиротония должна быть воспрещена, а если окажется невиновным, должен быть рукоположен; а обвинитель, не могший доказать (обвинения), если он клирик, должен быть лишен своей степени, а если мирянин – должен быть подобающим образом вразумлен. А если кто рукоположит такого прежде исследования, должен быть извержен вместе с рукоположенным.

А кто противоречит своей собственной подписи об избрании, говоря, что после сего он узнал нечто такое, что препятствует избранному быть рукоположенным, тот не иначе должен быть извержен, разве окажется несостоятельным относительно показаний.

Глава 2-я – о том, что избрания рукополагаемых не должны быть производимы ни мирскими начальниками, ни народом

Ищи 19-ю гл. буквы Ε.

12-е и 13-е правила Лаодикийского Собора предоставляют право избрания епископов или пресвитеров – не черни, но суду митрополита и епископов его области; а избираемый должен быть – с давнего времени испытанный в слове и деле: в слове, чтобы он был силен наставлять в здравой вере подчиненных ему и обличать противящихся правым догматам, а в образе жизни – чтобы он мог привлекать к подражанию добродетели взирающих на него, как человека справедливого и безукоризненного по поведению.

Глава 3-я – о сроке, в течение которого должно рукополагать епископов

25-е правило VI Собора повелевает, чтобы поставления епископов были совершаемы в течение трех месяцев теми, кому принадлежит право рукоположения их: ибо не должно надолго оставаться народам церквей без пастырского попечения и блуждать, как случилось, разве по неотвратимой причине придется продолжить срок и отложить рукоположение, – по случаю, например, пленения города варварами. Не исполняющих сего правила повелевает подвергать церковным епитимиям. Между тем правило повелевает, чтобы доходы вдовствующей церкви, какие могут быть в течение трехмесячного или более продолжительного срока, экономом той церкви были сохраняемы в целости для того, кто имеет быть рукоположен.

Ищи 27-ю главу буквы Ε.

Глава 4-я – каковым должно быть рукополагаемым во епископов и что (им) прежде всего должно знать

2-е правило VII собора имеющему быть рукоположенным и взойти на епископскую степень вменяет в главную обязанность – больше всего знать Псалтирь и наставлять свой народ преимущественно пред другими книгами – петь и поучаться из нее. Также заповедует (правило) тщательно испытывать его местному митрополиту, имеет ли усердие, с истолкованием, а не бегло читать священные правила, и святое Евангелие, и книгу божественного Апостола и все прочее божественное Писание, тщательно извлекать смысл его, и поступать по божественным заповедям, и других располагать к точному исполнению их, быть готовым к ответу всякому вопрошающему словесе о нашем уповании (1Петр. 3, 15) и подчиненных делать способными к тому же. Ибо сущность и основание нашей иерархии составляют богопреданные словеса, как изрек великий Дионисий. Итак, если даст обещание делать это с любовию, то принимает хиротонию, а если будет колебаться и отказываться, то отсылается без рукоположения. Ибо Бог говорит чрез Пророка: ты умение отвергл еси отвергу и Аз тебе, да не жречествуеши Мне (Осии 4; 6): ибо если все верные в псалмопении обещаем Богу: во оправданиях Твоих поучуся, не забуду словес Твоих (Пс. 118, 6), то тем паче подобает сие творити облеченным в священную одежду.

А 18-е и 19-е (по кн. пр. 25-е пр.) Карфагенского собора повелевают напоминать рукополагаемому соблюдать пределы отцов, которые они узаконили относительно догматов и относительно священных правил, дабы в случае нарушения пределов их не раскаивались напрасно впоследствии, или подвергшись извержению в настоящей жизни, или терпя неотвратимые наказания в будущей жизни.

Глава 5-я – сколько епископов рукополагают епископов и прочих клириков

1-е правило святых Апостол повелевает, чтобы двумя епископами был рукополагаем епископ, который посвящается посредством призывания ими Святаго Духа и священного совершения молитв.

А 2-е правило заповедует, чтобы поставление во пресвитера и диакона и прочих клириков производимо было одним епископом.

А 49-е (60-е пр.) Карфагенского собора изрекло, что для рукоположения епископов достаточно трех епископов, дабы, в случае требования большого числа, сие не послужило помехою пользе и нужде церкви. Нет необходимости также, чтобы и (эти) три епископа принадлежали к той же области; но если митрополит не имеет столько епископов и берет двух из другой области, то и таким образом рукополагает избранного.

Глава 6-я – о том, что имеющему быть рукоположенным во епископа должно прежде разлучиться с своею женою

Ищи 17-ю главу буквы Γ.

Глава 7-я – о возрасте рукополагаемых

Ищи 2-ю главу буквы Η.

Глава 8-я – о том, что умирающему епископу не должно поставлять другого вместо себя

76-е правило святых Апостолов говорит: не должно епископу, каким бы то ни было образом освобождаемому от управления полученной им Церковию, поставлять кого либо из родственников или иного на престол той Церкви из угождения им. Ибо несправедливо или родственников делать наследниками епископства, или другим давать в дар собственность Божию, по человеческому пристрастию. А если случится быть сему, то и поставление остается недействительным, и поставивший отлучается; ибо постановлено, что епископы поставляются соборами, а не всякий вместо себя производит кого захочет. Это, кажется, запрещено было и Израильтянам, ибо и божественного Моисея порицали за то, что он брата своего Аарона и его сынов произвел во священство, и если бы Бог не утвердил за ними священство знамениями, то и они лишены были бы онаго.

А 23-е правило Антиохийского собора повелевает – не позволять епископу, по (своему) желанию, поставлять, кого он хочет в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни, в противном же случае поставление недействительно. По церковным постановлениям, по смерти епископа поставляется достойный по суду епископов области.

Глава 9-я – о том, что не прежде должно поставлять кого-либо в епископа, или во пресвитера, или во диакона, разве когда всех в доме своем сделает христианами

56-е (45-е) правило Карфагенского собора повелевает не рукополагать ни во епископа, ни во пресвитера, ни во диакона, если прежде не сделают всех своих домашних христианами. Ибо кто не способен обратить к благочестию своих домашних, как таковый будет способен учить других, как говорить и великий Павел: аще кто своего дому не умеет правити, како о церкви Божией прилежати возможет? (1Тим. 3, 5).

Глава 10-я – о том, что не должно вдруг рукополагать во епископа мирянина, ни новопросвещенного, и по каким причинам клирик лишается священства

Ищи 1-ю главу буквы Λ.

Глава 11-я – когда евнух или иначе поврежденный в теле рукополагается во епископа или клирика

Ищи 34-ю главу буквы Ε.

А 77-е и 78-е правила святых Апостолов не удаляют от священства кривого или хромого, ибо телесный недостаток, говорит (правило), не может осквернить его, но душевная скверна. Это именно было наблюдаемо основным законом, который требовал целое тело, обыкновенно видимым научая духовному. Даже и после получения священства подвергшийся какому-либо повреждению был удаляем от священства. А у нас и совсем лишившийся зрения или подвергшийся иной неисцелимой болезни не лишается священства. Ибо кто, говорит (правило), лишился обоих глаз, или не слышит ушами, или не владеет правою рукою, или лишился иного какого из чувств, когда это повреждение препятствует ему священнодействовать, таковой не должен быть производим в священство, не по причине поврежденности членов, но по невозможности священнодействовать. А от того, кто подвергся таким недостаткам после получения священства, оно не отнимается.

Глава 12-я – о том, что не должно рукополагать епископа в Церковь, епископ которой еще жив

Ищи в 9-й гл. буквы Δ 16-е пр. 1-го и 2-го собора.

Глава 13-я – о том, что не должно рукополагать епископа в малый город или деревню

Ищи 30-ю главу буквы Ε.

Глава 14-я – о рукоположении хорепископов

Ищи 31-ю главу буквы Ε.

Глава 15-я – о епископе, который, по рукоположении, не хочет отойти в назначенную ему Церковь

Ищи 20-ю главу буквы Ε.

Глава 16-я – о том, что епископ не должен совершать хиротонии в епархиях, ему не подчиненных

35-е правило святых Апостолов определяет: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и во селах, ему не подчиненных. Аще же обличен будет кто либо, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении оные: да будет извержен и он и поставлении от него». И самому митрополиту области не дозволяется приходить в предел кого-либо из подчиненных ему епископов и совершать какое-либо архиерею свойственное действие без согласия епископа.

Ищи в 9-й главе буквы Α Антиохийского собора правило 13-е и 22-е , и II Собора 2-е правило.

Глава 17-я – о том, что епископу не позволяется рукополагать клирика иной епархии

54-е (65-е) правило Карфагенского собора – епископов, принимающих чужого клирика и рукополагающих в подведомые им церкви, – отлучает от общения с прочими (епископами).

И синодальное определение, которое было при патриархе Михаиле, называвшемся и главою философов, говорит: позволяется архиереям преподавать слово о вере всем некрещеным и оглашать и крестить, откуда бы они ни были, а также преподавать божественные Тайны верным из всякой епархии, а удостаивать рукоположения архиерею предоставлено только принадлежащих к собственной его епархии, как определяют божественные правила, а отнюдь не всех приходящих откуда бы то ни было. Впрочем, жестоким и бесчеловечным почло (синодальное определение) – сделавших это прежде сего определения – епископов отлучать, а рукоположенных лишить священства, разве когда после первого и второго увещания не захотели покориться; и на такой случай определено: епископу быть под запрещением на определенное время, а рукоположенному – священнодействовать в той епархии, в которой рукоположен; синодальное определение повелевает также, чтобы епископским чиновникам и хартофилаксу рукополагаемыми давалось то, что установлено древним обычаем; о сем и ищи в 28-й главе настоящей буквы.

Глава 18-я – кому из епископов дано право принимать чужих клириков и рукополагать в подчиненные им церкви

Ищи в 9-й главе буквы Α 55-е (66-е) правило Карфагенского Собора.

Глава 19-я – о том, что рукополагается в клирика происходящий и не из священнического рода

Ищи 13-ю главу буквы Κ.

Глава 20-я – когда рукополагаются рабы

Ищи 12-ю (читай 11) главу буквы Δ.

Глава 21-я – о производстве чтецов

Ищи 6-ю главу буквы Α.

Производство во чтеца должно быть совершаемо в таком его возрасте, в каком он может и умеет читать. А если он возьмет вторую жену, или хотя и первую, но вдову, или разведшуюся с мужем, или такую, которую брать запрещено или законами или священными правилами, то такой отнюдь не должен быть возводим в другую церковную степень.

Глава 22-я – о том, что клирики не рукополагались отрешенно

Ищи 19-ю главу буквы Κ.

Глава 23-я – о том, что рукополагается и тот, кто, находясь в состоянии оглашения, прежде крещения идоложертвовал

Ищи в 1-й главе буквы Α 22-е правило Анкирского собора.

Глава 24-я – о том, что перепоставлений не должно быть

68-е правило святых Апостолов – епископа или клирика, принявшего от кого-либо второе рукоположение, повелевает извергать, как его самого, так и рукоположившего, если сделал это заведомо, исключая того случая, если, принявший (второе) рукоположение получил (первое) от еретиков: ибо мы отвергаем как крещение, так и рукоположение таковых, так как веруем, что ими сообщается не освящение, а осквернение. А покушающийся принять второе рукоположение делает это или потому, что осуждает первого рукоположившего его, или потому, что надеется получить большую благодать от второго, или потому, что, может быть, оставив священство, думает рукоположиться сначала, что противозаконно.

А 48-е (59-е) правило Карфагенского собора определяет не перекрещивать, ни принимать кому либо вторую хиротонию. А под второю хиротониею разумеет правило оставление кем-либо своей епископии и вторжение в другую; таковой, если после кроткого напоминания не захочет возвратиться в свою епископию, должен быть предан власти светских начальников.

Глава 25-я – о том, кто повинен грехам и рукоположен

9-е правило I Собора – без испытания рукоположенному во пресвитера, или при испытании исповедавшему прежде рукоположения, что он впал, например, в блуд, но рукоположенному вопреки правилам, повелевает, чтобы таковым не было никакой пользы от незаконного рукоположения; ибо священство не разрешает от соделанных прежде его принятия грехов, по подобию божественного крещения, которое соделывает крещенного человека новым, как думают некоторые: правило сего не принимает; ибо Церковь во всем ищет непорочности и, если не находит, подвергает наказанию.

А 5-е (по кн. пр. 3-е) правило Феофила Александрийского не только таковых лишает священства, но изгоняет из Церкви; а рукоположившему его по неведению дает прощение. Ищи это правило (по кн. пр. 6-е) в 16-й главе буквы Π и Неокесарийского собора правило 9-е и 10-е.

Глава 26-я – о том, что не должно рукополагать того, кто просвещен крещением в болезни

Ищи в 1-й главе буквы Β 12-е пр. Неокесарийского собора.

Глава 27-я – о тех, которые дают клятву не принимать хиротонии

Ищи в 32-й главе буквы Ε 10-е правило Великого Василия.

Глава 28-я – о рукополагаемых за деньги

29-е пр. святых Апостолов содержит буквально следующее: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною Петром».

Ищи еще 30-е правило св. Апостолов в 19-й главе буквы Ε и что там сказано о сих обоих правилах.

А 2-е правило VI Собора говорит: если какой епископ обратит в продажу благодать Святаго Духа непродаваемую, т.е. бесценную, продаже не подлежащую, так как она сверхъестественна и выше всякой цены, и за деньги рукоположит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иподиакона (ибо сии рукополагаются), или кого либо из числящихся в клире произведет в эконома, или экдика, или придверника (ибо сии производятся и посвящаются так же, как и чтецы и певцы), или вообще в иную какую-либо церковную должность, – таковой, покусившийся на сие ради гнусного прибытка своего и обличенный в сем должен подвергнуться лишению своей степени: «и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги. Аще же явится кто и посредствующим в толико гнусном и беззаконном мздоприятии: то и сей, аще есть из клира, да будет низвержен со своей степени: аще же мирянин или монашествующий, да будет предан анафеме». Здесь уместно было бы возопить с сокрушением сердечным: аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит: ибо кто принимает управление честным домом, или какое бы то ни было служение в Церкви, или делается клириком, или получает монастырь в управление без некоторого даяния? А если всех сих – и дающих и принимающих беззаконно – священные правила подвергают крайним наказаниям, то какая надежда спасения нам, не отступающим от общения с ними?

А 22-е правило VI Собора говорит: «Во епископы, или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию, за добродетельную жизнь, повелеваем извергати, такожде и тех, коими они поставлены».

А 5-е пр. VII Собора, повторяя все сказанные правила и полагая, что они даны для блага Церкви, – определяет тот же суд.

А Великий Василий в послании к подчиненным ему епископам (о том), чтобы не рукополагать за деньги, между прочим, говорит следующее: некоторые «мнят, яко не согрешают, когда берут не при рукоположении, а после: взяти же, когда бы то ни было, есть взяти. Итак, молю, оставите сей доход, или паче сей вход в геенну, и не делайте себя недостойными совершати священные таинства, оскверняя руки свои таковым лихоиманием».

А окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольского, между прочим, содержит и следующее: «Итак, да будет и есть отвержен, и всякого священного достоинства и служения чужд, и подвержен проклятию анафемы, как мнящий стяжати оное священство за деньги, так и обещающий за деньги преподати оное, клирик ли то будет, или мирянин, изобличен ли будет, или не изобличен в деле сем. Ибо невозможно придти когда либо в единение несоединимому и мамоне согласиться с Богом, или служащим ей служити Богу. Господне есть и сие изречение непререкаемое: не можете Богу работати и мамоне (Матф. 6, 24).

А послание святого Тарасия, патриарха Константинопольского, к Адриану, папе Римскому, говорит: «Гораздо извинительнее Македонии и нечестивая ересь его последователей – духоборцев, чем дерзающие продавать благодать Святаго Духа: ибо те пустословят, аки бы Дух Святый есть творение и раб Бога и Отца, а сии, как мнится, делают его своим рабом». Ибо продающий что-либо продает как господин продаваемого, а покупающий, желая быть господином покупаемого, ценою серебра приобретает оное. Послание присоединяет, что грех их подобен греху Иуды предателя, – рассуждая таким образом: если Дух единосущен Сыну и равночестен Ему, а Иуда, предавший за серебро Сына, осуждается, то необходимо и продающим Духа потерпеть не меньше наказание, чем и Иуда. Но да приидет «Сирена Церкви», «Лира, услаждающая пением всю вселенную», лучше всякого врача знающий и мудро растворяющий духовные врачества, божественный, т.е. Златоуст, да научит нас и тому, что строгость божественных правил иногда требуется ослаблять, растворяя состраданием. Ибо мы знаем, как купивших золотом хиротонию он лишил священства, а золото велел взять обратно от наследников рукоположившего их, поскольку самого его уже не было в живых (сей Антонин, не устрашившийся предложить на продажу дар Святого Духа, был Ефесский председатель). Обрати при сем внимание на величайшее сострадание святого: ибо те сначала долгое время клятвенно утверждали, что сего никогда не делали, но быв посрамлены явными обличениями, когда им напомнили места, и времена и количества золота, они потом сознались, что так было, и говорили, что они вовлечены были в сие дело не развращенностию нрава, но скорее неопытностию, в том предположении, что существует такой обычай, чтобы освободиться от светского суда, которому были повинны. В наказание за сие «Небесная оная Душа» и «Превосходнейший Истолкователь щедрот Божиих» – не присоединив к извержению и отлучение, как судят божественные правила, не отогнал от Церкви (так как при добровольном признании всегда ослабляется тяжесть наказаний, а при обличении – наказание увеличивается), но, строгость правил растворив кротостию, позволил им причащаться Таин внутри алтаря, думая тем в достаточной мере утешить души их, скорбящие о лишении священства.

В книге Деяний написано следующее: видев же Симон, яко возложением рук Апостольских дается Дух Святый, принесе им сребро, глаголя: дадите и мне власть сию, да на него же аще положу руце, приимет Духа Святаго. Петр же рече к нему: сребро твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати и прочее (8, 18–23).

А третья книга Царств говорит: и не обратися Иеровоам от злобы своея. и возвратися, и сотвори от части единыя людей священников высот: иже хотяше, исполняше руку свою. И бысть глагол сей в прегрешение дому Иеровоамлю, и на испровержение, и на исчезновение от лица земли (13, 33, 34). Кто не знает древняго Гиезия, который был слугою у пророка Елисея, как повествует четвертая книга Царств, и как пострадал от того, что сделал: по злому поступку своему он известен почти всем не менее, чем по добродетели его учитель. Когда Нееман от усердия готов был дать пророку деньги за то, что чрез него он сделался здоровым от проказы, а он приношения не принял, – Гиезий, настигши ушедшего Неемана и страсть любостяжания прикрыв ложью, что будто учитель велел ему взять у него, и таким образом получивший от него не малое, тотчас же, по клятвенному слову пророка, сделался наследником проказы, от которой тот освободился.

А Великий Василий в своем толковании на пророка Исайю говорит: «Закон дал Бог в помощь, да рекут: нет слова, как сие, за которое не можно дати даров, так как чревовещатели предвещают за сребро. И сие достойно смеха, яко обольщаемые платят им и сребро в награду за ложь. Глагол же закона не таков, чтобы за оный давати дары: ибо никто не продает благодати. «Туне, глаголет, приясте, туне дадите» (Матф. 10, 8). Видишь, как вознегодовал Петр на Симона, принесшего сребро за благодать Духа. «Сребро твое, – глаголет он, – с тобою да будет в погибель, яко непщевал еси дар Божий сребром стяжати» (Деян. 8, 20). Итак, слово Евангелия не есть подобно продаваемым глаголам чревовещателей. Ибо какое кто даст достойное возмездие за оное: слыши Давида, недоумевающего и глаголющего: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми (Псал. 115, 3); посему не возможно дати за сие дары, достойные подаваемой тем благодати. Един дар достойный: соблюдение дарованного. Давший тебе сокровище требует не цены за данное, но достойного хранения данного».

Законы

Если кто чрез даяние золота сделается епископом, или клириком, или управителем странноприимного дома, или приюта, или больницы, или какого бы то ни было благочестивого дома, или попечителем какого-либо другого церковного служения, то и давший, и взявший, и бывший посредником должны быть лишены священства, или клира, или вверенного управления.

А если кто из епископов или клириков, прежде ли хиротонии или после нее, захочет дать из своего имущества что-либо той церкви, в которую определен, сего не только не запрещаем, но почитаем и достойным всякой похвалы.

О пошлине и о том, что дается за рукоположение

Клирики должны быть рукополагаемы из того же самого селения, в котором есть церковь, смотря по местам, по суду епископа, и должны знать своего главу. А относительно «ставленной пошлины» и того, что, по обыкновению, дается за хиротонию, хрисовулл приснопамятного императора Исаака Комнина определяет, между прочим, и сие: относительно хиротонии священников и относительно пошлины моя царская власть установляет, чтобы имело действие прежнее установление, и чтобы епископ, рукополагающий их, за хиротонию не брал ничего более, кроме семи только золотых монет, т.е. одну, когда делает его чтецом, три, когда рукополагает во диакона, и другие три, когда поставляет во священника. То же самое утверждает и синодальное определение, бывшее при патриархе Михаиле, которое и ищи в 17-й гл. настоящей буквы. Равным образом и относительно пошлины от плодов, даваемой мирянами священникам, постановлено (новеллой Исаака Комнина): от селения, имеющего 30 дымов, давать одну золотую монету, две серебряных, одного овна, шесть четвертей ячменя, девять ведер вина, шесть четвертей муки и тридцать кур. При патриархе Николае было и другое синодальное определение, повелевающее, чтобы по сему хрисовуллу была даваема положенная пошлина от плодов и за хиротонию.

Глава 29-я – о вдовых женах

Ищи 11-ю главу буквы Γ.

Глава 30-я – о тех, которые глумятся над болезненными

Ищи 1-ю главу буквы Y.

Глава 31-я – о святом мире и о том, какие из еретиков, приходящих к Церкви, только миропомазуются

Ищи в 9-й гл. буквы Μ 6-е правило Карфагенского собора, в 1-й гл. буквы Β 48-е пр. Лаодикийского собора и во 2-й гл. буквы Α 7-е пр. II Собора.

Глава 32-я – о христианстве

108-е (122-е) пр. Карфагенского собора установляет, чтобы принимающие подвиг христианства приступали к вере по свободному и добровольному произволению, а не по насилию и не по принуждению, ибо таковое не твердо и не постоянно. Добродетель должна быть добровольною, а не вынужденною или невольною. А о подвиге христианства правило говорит в том смысле, что христианин должен упражняться во всякой добродетели: воздержании, целомудрии и прежде всего – любви ко всем, так что кто живет не так, тот по имени только христианин, а не на самом деле.

А Великий Василий в 45-м правиле говорит, что принявший имя христианина и преступлением заповедей оскорбляющий Христа не имеет никакой пользы от одного наименования, – рассуждая в сем случае одинаково с великим Иаковом, который говорит: коя польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать; егда вера может спасти его (Иак. 2, 14). Ибо как сияющим в нас блеском добродетелей прославляется Бог, по словам: да просветится свет ваш пред человеки и пр. (Матф. 5, 16), так и обдержащим нас мраком страстей хулится Бог от язычников.

Глава 33-я – о хорепископах

Ищи 31-ю главу буквы Ε.


Источник: Синтагма Матфея Властаря : Исследование священника Николая Ильинского. - Москва : Изд. Московского о-ва любителей духовного просвещения, 1892. - [6], VI, 239 с.

Комментарии для сайта Cackle