Источник

НАЧАЛО БУКВЫ Θ

Глава 1-я – о зрелищах и различных театральных играх

А 54-е правило Лаодикийского собора посвященным или клирикам, угощаемым на браках или на других праздниках, повелевает, чтобы они отнюдь не вращались и не внимали обыкновенно бывающим при этих случаях смешным зрелищам, но удалялись прежде, чем войти (туда) позорищным.

Повелевая согласно с сим, и 24-е правило VI Собора возбраняет посвященным и монахам ходить на конские ристалища и присутствовать на позорищных играх; при этом излагает и сказанное правило отцов, бывших в Лаодикии, а обличенных в сем убеждать или отстать или упорствующих (повелевает) извергать. Ищи еще 7-ю главу буквы Γ.

А 51-е правило того же VI Собора так называемых смехотворцев и их зрелища, и зрелища звериные и плясания на позорище повелевает совершенно упразднить. Ибо строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили нераспущенно и допускали не то, что расслабляет настроение души, но что прилично святым. Смехотворцами называет (правило) тех, которые, подражая звукам и обычаям чьим-либо, производят неудержимый смех в присутствующих. А звериными зрелищами правило называет не охоту с собаками или как-нибудь иначе; ибо это дело, а не зрелище; но (правило имеет здесь в виду то, что) в больших городах кормили зверей – львов и медведей, которых выводили в некоторые времена на зрелища и пускали в борьбу – то с быками, то с пленниками, или с осужденными на растерзание их к удовольствию зрителей, что обличает большую жестокость тех, которые обращают несчастия других в свое удовольствие и услаждаются кровию людей, имеющих с ними одну природу. А сцена есть притворное лицемерие; поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило, запрещая пляски на сцене мужчин и женщин, бесстыдно вертящихся и бесчинствующих и вызывающих зрителей к невоздержанию, а также удары по щекам и шум, тех, которые предаются чему-нибудь из сего подвергает – клириков извержению, а мирян отлучению223. Ищи еще правило того же Собора 62-е и 65-е в 3-й главе буквы Ε.

А 15-е (18-е) правило собора Карфагенского возбраняет детям священников представлять позорища; ибо у некоторых из граждан, которые заведовали театральными представлениями, содержались кони, дрессируемые для ристания, и звери для звериных боев. Итак, правило повелевает, чтобы дети священников не только не делали этого, но и не смотрели на тех, которые приходят туда: ибо должно воспитывать их в научении и наказании Господни (Еф. 6, 4), как говорит Великий Павел и в послании к Титу о пресвитерах: аще кто имеет чада верна, не в укорении блуда, или непокорива (1, 6); и в послании к Тимофею: желающему епископства подобает быти чада имущу в послушании со всякою чистотою (1Тим. 3, 4); а посещающий позорища не может избежать подозрения в нецеломудрии. Да и всем христианам заповедано совершенно воздерживаться от сего и отвращаться от тех, которые допускают хуления и употребляют нескромные слова и дела224.

А 60-е (71-е) правило Карфагенского собора возбраняет быть пиршествам во дни памяти святых мучеников и непристойным плясаниям на них: ибо случается, что и благообразные из женщин из-за этого не приходят в церкви, так как не стыдящиеся решаться на постыдное похотливо устремляются на них.

А 61-е (72-е) правило того же собора возбраняет быть позорищным представлениям и конским ристаниям в воскресные или другие праздничные дни, или в седмицу Пасхи, дабы христиане, предаваясь сим забавам, не пренебрегли церковными собраниями, а повелевает правило никого не принуждать ходить на зрелища225.

А 66-е правило VI Собора требует, чтобы верные всю седмицу Пасхи упражнялись в церквах, увеселяя себя псалмами и пениями, а зрелища и конские ристания в то время возбранять. Его и ищи в 7-й гл. буквы Π. Ηщη εщε β 8-й (10) γλ. βυκβы Δ πραβηλο 129-ε (144-ε) Καρφαγενcκογο cοβορα.

Закон

А закон считает бесчестными всех тех, которые вступают в бой ради корысти и выступают на сцене по честолюбию; нанявшийся же на сцену для представления игр и не обнаруживший искусства не почитается бесчестным, а нанявшийся на бой с зверями, хотя и не вступит в бой с ними, бесчестен, как предавший свою жизнь из-за постыдной корысти.

Глава 2-я – о Богословии и православной вере

Ищи о вере главу в начале книги.

Глава 3-я – о святом Богоявлении

Ищи в 37-й главе буквы Κ правило Феофила Александрийскаго.

Глава 4-я – о клириках, устрояющих алтари против воли своих епископов

Ищи 12-ю главу буквы Σ.

Глава 5-я о том, что во святый алтарь, беспрепятственно могут входить только посвященные, что входят также и цари, когда намерены принести дары к божественной трапезе, и что мирянам или женщинам входить (в алтарь) запрещено

Ищи 6-ю главу буквы Β, 22-ю главу буквы Γ и в 35-й главе буквы Ε правило 19-е собора Лаодикийскаго.

* * *

223

Почти буквально по Зонаре.

224

По Зонаре.

225

Ср. Зак. Госуд. Рос. в Уст. о пред, и пресеч. прест. XIV т. ст. 155. Высочайшее повеление 21 сент. 1881 г.


Источник: Синтагма Матфея Властаря : Исследование священника Николая Ильинского. - Москва : Изд. Московского о-ва любителей духовного просвещения, 1892. - [6], VI, 239 с.

Комментарии для сайта Cackle