святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский
Каноническое право
Spuria (приписываемые)
святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский
Каноническое право
Spuria (приписываемые)
Патриарх Константинопольский, канонист.
Сын бедных родителей; предполагал заниматься каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, стал строгим аскетом-постником и был посвящён в диаконы. Избранный в патриархи, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Отличался особой любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей.
Известен ряд канонических сборников, которые византийская рукописная традиция ошибочно ему приписывает. Подлинным сохранившимся произведением Иоанна Постника в области церковного права может считаться лишь некое ядро сборника «Епитимийных канонов», которое в современном виде сложилось в результате работы позднейших редакторов.
Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Составители сборников исходили из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато более точно определяется характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона заключается в назначении епитимий не просто по тяжести грехов, но по мере, доступной для кающихся. Покаяние же оценивается не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина:/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Христовою любовию распалаеми, славнии, / и ярем Его приемшии — Крест Честный, / подражатели Того жития явистеся / и Божественный славы Его причастницы бысте, / Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным. / Темже, Престолу Его предстояще, // прилежно молитеся за души наша.