О святой Церкви Христовой
«Верую вo едину, святую, соборную и апостольскую Церковь»
Хранительницею богооткровенного и спасительного учения, то есть Св. Предания и Св. Писания, является святая Церковь Христова.
Что же такое Церковь?
Этим словом часто называют храм или дом молитвы. Но называют его так только в разговорном языке. Ведь говорят, например, указывая на здание, «это школа», однако говорят и так: «школа занимается», «школа идет» и т. п. Очевидно, что само здание названо школою потому, что в нем собирается школа живая, – школьники. Или, указывая на здание, говорят: «это суд», но говорят и так: «суд идет», «суд постановил»то есть, – само здание называется судом потому именно, что в нем собирается для дела живой суд, – судьи. Так и храм Божий называется в разговорном языке церковью потому, что в нем собирается для молитвы живая церковь, – верующие люди.
Да и в самом Св. Писании иногда одно слово обозначает два понятия; например, слово «чаша» означает и сосуд (Мф. 10:42. 26:27) и страдания (Мф. 20:22. 26:39.); слово «крест» означает и страдания (Мф 16; 24) и крест вещественный, на котором распят был Христос (Мф. 27:32). Неудивительно, что и слово «церковь» в Писании обозначает и общество верующих (Мф. 18:17 и др.) и место их собрания. «Целый год собирались они (Павел и Варнава) в церкви и учили не малое число людей» (Деян. 11:26). «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1Кор. 11:18–22 и 14:34–35). Итак в Св. Писании и храм Божий, место собрания верующих для молитвы, называется церковью. Но у нас будет речь о церкви живой, – об обществе верующих.
Что же должно разуметь под словом «Церковь»
Под словом «Церковь» разумеется основанное Господом Иисусом Христом, искупленное Его крестными страданиями общество верующих людей, соединенных между собою, под главенством Христа, единою истинною верою, законным, преемственно от Апостолов рукоположенным, священством, участвующее в принятии св. таинств, в которых подается благодать Св. Духа для получения вечной жизни.
Церковь есть Тело, глава которого Христос (Еф. 1:22–23). Подобно тому, как в теле существует много членов: ноги, руки, глаза, уши и проч., и все они нужны для тела, и ни один из них не может жить отдельно от тела, иначе сгниет и пропадет, так и в Церкви Христовой существует много членов: пастыри и пасомые, учащие и учащиеся, начальствующие и подчиненные и проч., но никто из них не может жить вне Церкви, ибо, отделившись от нее, духовно гниет и гибнет для вечной жизни (1Кор. 12:12–31. Еф. 4:11–16).
Церковь делится на земную, воинствующую с врагом рода человеческого, к ней принадлежат все верующие, живущие на земле, и на небесную, торжествующую над диаволом, к ней принадлежат все умершие, святые люди и Ангелы Божии. Но та и другая, имея одну главу – Христа (Рим. 14:8–9), составляют одну Христову семью, единую Христову Церковь, в которой все члены, как живые, так и умершие, находятся в единстве веры и в постоянном, живом общении любви и молитвы друг о друге.
Отсюда, кто не в Церкви, тот и не со Христом, кто отделился от Церкви земной, тот отделился и от Церкви небесной, тот понесет на себе и тяжкое осуждение, ибо суд Церкви есть высший суд на земле: «Скажи церкви (о согрешающем брате), а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18:17). Только в единении с Церковью возможно спастись христианину.
1) Сектант: Где соберутся два или три верующие, там и Христос, там и Его Церковь: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что слова Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», без всякого сомнения, относятся только к тем людям, которые пребывают в Церкви Христовой. Что касается отделившихся от нее, то если бы их собралось даже два – три миллиона, там Христа не будет, хотя бы они и верили в Него и именем Его даже чудеса творили. «Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем мы бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие» (Мф. 7:22–23).
Затем, что двое или трое, собравшиеся во имя Христа, еще не составляют из себя Церкви, видно из слов Самого же Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Ясно, что если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, уже составляли Церковь, то не сказал бы Христос: «если же не послушает их, скажи Церкви», ибо если бы два или три человека составляли Церковь, то какая была бы им нужда обращаться для суда над упорным грешником еще к какой-то другой Церкви?
Во имя Христа собираются все сектанты: баптисты, адвентисты, молокане, духоборы и др. Неужели каждое их сборище есть Церковь, где, как глава, присутствует Спаситель? «Разве разделился Христос?» (1 Kop. 1:13). Нет, Он среди тех, кто пребывает в единой созданной Им Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1:23).
Необходимо, наконец, заметить, что слова Христа: «где два или три соберутся»... говорят вовсе не о Церкви, а о частном собрании верующих, так как эти слова сказаны были тогда, когда самой Церкви еще не существовало, ибо она основана Христом только после крестных страданий Его (Еф. 5; 25), точнее – в день Пятидесятницы, когда она получила Утешителя Св. Духа.
2) Сектант: Общество верующих и без священства составляет Церковь Божию: каждый христианин–священник. «Вы – род избранный, царственнное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков! аминь» (Откр. 1; 6). «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:10. 1Петр. 2:5).
Объяснения православного: Христиане называются священниками не в буквальном, конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь; следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет. 2:17. Рим. 13:1–8. 1Тим. 2:1–3). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11–12).
Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к безпастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения (Ев. 13:15–16).
В буквальном смысле христиане будут царями и священниками не здесь, на этой грешной земле, а там, на земле новой (2Петр. 3:13), если удостоятся быть сопричисленными к 24 старцам, поющим «новую песнь» (Откр. 5:8–9), в которой они называют себя царями и священниками, как «достигшие совершенства» и «написанные уже на небесах» (Евр. 12:22–24).
3) Сектант: Можно спастись в какой угодно Церкви, или вере, лишь бы бояться Бога и поступать по правде Его, то есть иметь добрые дела, ибо «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34–35).
Объяснения православного: Нет, никогда! Спасающая вера может быть только одна, оттого и сказано: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4:5–6).
Это верно, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему, ибо Богу, как высочайшему добру, как святейшей правде, приятны все, кто творит добро и живет по правде, будет ли то христианин или еврей или даже язычник. Однако это вовсе не значит, что эти люди, живя вне Церкви, без ее благодатных таинств, могут спастись: тогда для чего же Христос приходил на землю, проповедовал учение и веру в Себя, как Сына Божия, для чего же страдал, основал Церковь, поставил священство, установил св. таинства? Нет, без всего этого, хотя бы человек боялся Бога и поступал по правде Его, он будет только приятен Ему, но не спасется, ибо «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5–7). Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9).
Корнилий был приятен Богу: о нем прямо сказано, что он был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:2); однако он не имел надежды на спасение до тех пор, пока не вступил в Церковь Христову чрез таинство св. крещения (Деян. 10:6 и 48).
I Вопросы и ответы православного
1) Как называется Церковь Христова в «Символе Веры» ?
Называется «единою», «святою», «соборною и «апостольскою» Церковью.
2) Почему Церковь Христова называется «единою»?
Церковь Христова называется единою, во-первых, потому, что у нёе одно основание и одна глава – Христос, ибо в Церкви «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1Кор. 3:11).
Бог Отец безмерно возвеличил Сына Своего: «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его и постaвил Его выше всего, главою Церкви, которая ест Тело Его, полнота Наполняющаго все во всем» (Еф. 1:20–23).
«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли; – все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он Есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:16–18).
Как у главы может быть только одно тело, так и у Христа, Который именуется главою Церкви, а она Телом Его, существует только одна Церковь, одно общество верующих, следовательно, может быть одна лишь истинная вера.
Оттого Христос и учил всегда об одной Церкви, а не о нескольких: «Создам Церковь (а не церкви) Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 16:18); учил Христос об одной виноградной лозе (Ин. 15:1–6); об одном овчем дворе (Ин. 10:1); об одном стаде (Ин. 10:7–17) и одном Царстве Небесном, то есть об одной лишь Своей Церкви.
3) Еще почему Церковь Христова называется «единой»
Христос пришел на землю, пострадал и умер за народ «и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино» (Ин. 11:52).
Об этом Он молился и Отцу Небесному пред Своими крестными страданиями в саду Гефсиманском: «Отче Святый! Соблюди их (Апостолов) во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю: но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня; и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино: Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. гл. 17-я).
4) Как учат св.Апостолы о единстве Церкви, а следовательно, и веры?
«Имейте, говорит св. ап. Павел, одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2. Рим. 12:16), «стаpаяcь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде; вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех» (Еф. 4:3–6). «Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27–28).
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Kop. 1:10).
«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны» (Рим. 16:17).
5) Что говорит Св. Писание об отделяющихся от Церкви и нарушающих единство веры?
«Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей... Это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям, нечестиво и беззаконно; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти... Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (Иуд. ст. 11, 16 и 19).
6) Какой вывод из учения слова Божия о единстве Церкви?
Все, отделяющиеся от Церкви и нарушающие единство ее веры, хотя и верят во Христа, но они противники Его: они разрушают то великое дело спасения людей, ради которого Христос пришел в мир, пострадал и умер на кресте: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).
«Суд им давно готов и погибель их не дремлет» (2Петр. 2:3)!
II.
1) Сектант: Мы отделились от Православной Церкви потому, что у нее много порочных членов: пьяницы, воры, убийцы, сквернословы и т. п., а Церковь Христова должна быть свята и непорочна, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковию, неимеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27).
Объяснения православного: Да, к сожалению, это верно, что среди православных много порочных людей; но они не мешают спастись ‘тем, кто этого желает. Их порочность не есть следствие учения Православной Церкви, а следствие их злой воли и непослушания ей, ибо никогда Церковь не учила: «воруй», «пьянствуй» и т. д. Среди Апостолов был предатель Иуда, о котором Евангелие говорит, что он и «вор был» (Ин. 12:6); однако Апостолы из-за Иуды не оставили Христа.
А отделившиеся от Церкви нашей разве образовали общество святых и непорочных людей? Разве среди них нет тех же пороков, что и среди православных? Чтобы быть последовательными, им нужно оставить и ту секту, в которую они ушли, для того, чтобы потом перейти в третью, затем искать четвертую и так далее без конца.
Такою «славною» и «непорочною» во всех своих членах Христова Церковь будет на небе в царстве вечной славы, где уже не будет никакого греха (Откр. 14:5. 21:27) А на земле только те члены ее пред Богом святы и непорочны, кто сохранил себя верным во всем слове Божием: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертию Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не omnaдaeme от надежды благовествования» (Кол. 1:21–23).
2) Сектант: Мы не должны жить с грешниками: «выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор. 6:14–17 и 2Тим. 3:5).
Объяснения православного: Безгрешных людей нет на земле: один Бог без греха, как и говорится в Откровении: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят (15:4 и Евр. 4:15). Выйти из среды грешников и отделиться от них – не значит, поэтому, выйти из общества верующих, отделиться от Церкви и веры ее, а значит – не иметь с явными и сознательно упорными грешниками общения в их греховных делах, «иначе нам надлежало бы выйти из мира ceгo» (1Кор. 5:9–10).
3) Сектант: Члены Христовой Церкви не должны иметь греха, ибо они рождены от Бога, а «всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9). Церковь должна быть «свята и непорочна» (Еф.5:25–27), следовательно должны быть такими и все члены ее.
Объяснения православного: Слова Св. Писания, что «рожденный от Бога не делает греха... и не может грешить»нужно понимать в том смысле, что такой человек не может произвольно грешить, то есть сознавая, что он делает грех; но человек по слабости своей, вследствие испорченной Адамовым грехом своей природы, всегда грешит, хотя бы он и был рожден от Бога в св. Крещении.
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екклез. 7; 20 и 3Цар. 8:46), «потому что, говорит Господь, помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8:21).
Кто, спрашивает Премудрый, может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего» (Притч. 20:9)?
Так учили о греховности всех людей Сам Бог и ветхозаветные праведники, так же об этом учат и св. Апостолы.
«Все мы, говорит ап. Иаков, много согрешаем» (3:2).
«Если говорим, что не имеем греха, учит ап. Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:8 и 10).
Святою во всех своих членах Церковь может быть только на небе, в будущей жизни, где будет царство святых, ибо здесь, на земле, она еще находится в постоянной борьбе со злом и грехом, здесь она еще воинствующая против плоти и мира, «против козней диавольских», «ведет брань против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:10–17. Гал. 5:17); а уже там она будет торжествующая, после окончательной победы над врагом (Евр. 12:22–23). Оттого такой церкви, где бы все члены ее были святы и непорочны, на земле никогда не было, нет и не будет.
По худой жизни некоторых православных несправедливо судить о самой православной вере: ведь Церковь православная не учит худому; живут худо те именно, которые не слушают ее учения, а поступают по своей злой воле. Ведь и законы гражданские нарушаются злыми людьми: ворами, убийцами и проч.; неужели поэтому сами законы не хороши? Нет! «Закон, говорит ап. Павел, свят, и заповедь свята, и праведна, и добра... Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотен, продан греху, ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Рим. 7:12, 14–16).
Только человек, впавший в духовную гордость и самооболыцение, может говорить, что он без греха.
4) Сектант: Мы отделились от Православной Церкви потому еще, что в ней грешники не отлучаются от общества верующих, тогда как ап. Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор. 5:11–13).
«О если бы были удалены возмущающие вас!» (Гал. 5:12), говорит Ап. Павел, а вы грешников не удаляете из Церкви.
Объяснения православного: Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрою осмотрительностию, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, недавно же отлучила бывшего профессора академии, архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и др. непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3:9). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:30–32 и 7:34–47).
У Коринфян было много грешников: были постоянно ведущие тяжбы со своими братьями, были обижающие и отнимающие чужое добро (1Кор. 6:1–8), были даже неверующие в воскресение мертвых (1Кор. 15:12); однако Апостол не отлучил всех их от Церкви, а отлучил одного лишь кровосмесника.
5) Сектант: Мы отлучились от Церкви, наконец, потому, что в ней учение не евангельское, напр., об иконах, о кресте и о крестном знамении и о другом.
Объяснения православного: Так говорят последователи всех сект, сколько их ни есть и как ни враждебны они друг другу, ибо, сбившись с пути истины, они не хотят ближе узнать веру Православную и нарочито закрывают глаза пред светом учения той Церкви, которая, будучи Христовой, никогда не может погрешить в вере, ибо, говорит св. Апостол: «Церковь Бога живого – столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
Церковь всегда помнила и руководствовалась словами св. Апостола: «Если бы мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» (Гал. 1:8–9).
Итак, все доводы сектантов, желающих оправдать свое отделение от Церкви, не имеют никакого основания, и тяжкий их грех отпадения от нее остается на них во всей своей силе и со всеми своими последствиями.
Вопросы и ответы православного
1) Откуда видно, что в Церкви Христовой наряду с праведными всегда были и будут и грешники?
Из многих мест Св. Писания.
а) Церковь Христова называется «домом Божиим» (1Тим. 3:15). «А в большом доме, говорит ап. Павел, есть сосуды не только золотые и серебряные, а и деревянные и глиняные; и одни в почетном, a другие в низком употреблении» (2Тим. 2:20).
б) Церковь Христа называется и «Телом Его» (Еф. 1:22–23. Кол. 1; 18). «Тело же не из одного члена, но из многих... и члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее; и которые кажутся нам менее благородными в теле о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение: дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:14–26).
Итак, в Церкви есть люди и «в низком употреблении»«менее благородные»даже «неблагообразные», то есть грешные, которые должны «благовидно покрываться», страдания которых,. то есть грехи, должны вызывать страдание во всех членах Церкви и слава, т. е. раскаяние которых должна вызывать радость у всех.
в) Сам Христос учит, что в Его Церкви до скончания мира будут вместе и праведники и грешники; это говорит Он в притче о неводе. «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13; 47–50).
«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою»...
«И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:24–30 и 36–42).
В притче о брачном пире, под которым нужно разуметь Царство Божие, Христос говорит, что на этот пир были позваны не одни праведные, а и грешные люди: «Итак, пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22:9–10).
Взятая книжниками и фарисеями в прелюбодеянии и прощенная Христом грешница будет всегда громко обличать современных фарисеев – сектантов, считающих лишь себя святыми и с презрением, а не сожалением, относящихся к согрешающим людям (Ин. 8; 3–11).
2) Если Церковь Христова имеет грешных членов, то почему же она называется «святою»?
Церковь называется «святою», во-первых потому, что имеет святую главу – Христа (Евр. 7:26), освящающего все члены тела Своего (Евр. 2:11), то есть Своей Церкви, кроме, конечно, отделившихся от нее.
Нужно помнить, что в новозаветном св. Писании слово «святой» вовсе не значит «безгрешный», а значит: «избранный» и «освященный во Христе Иисусе», то есть получивший благодать Божию в святых таинствах Церкви и прежде всего в св. Крещении (Еф. 5:25–26). Вот почему Коринфяне, у которых, как мы уже видели, было так много грешников, все же называются «святыми» (1 Kop. 1:2), ибо они были христиане, получившие освящающую благодать Св. Духа в св. Крещении и других св. таинствах.
Во-вторых, Церковь называется «святою» именно потому, что будучи освящена «единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10, 14), она всегда освящается благодатию Св. Духа и ею очищает согрешающих членов своих от грехов, совершаемых и после крещения, подавая ее в святых таинствах, именно: в Покаянии: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).
«Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). (См. Деян. 19:18); в Причащении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).
«Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26; 27); в Елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).
Таким образом, при искреннем покаянии, каждый согрешающий член Церкви имеет возможность получить полное прощение грехов и освящение благодатью Св. Духа, подающейся в святых ее таинствах.
Нераскаянные же грешники, участвующие недостойно в принятии св. таинств Церкви, не только невидимо, но и видимо отсекаются от нее судом Самого Бога: «суд им давно готов, и погибель их не дремлет..., ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания (2Пет. 2:3, 9). «Кто ест и пьет (Тело и Кровь Христа) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1Кор. 11:29–30).
В-третьих, Церковь называется «святою» потому, что «ее учение свято, что, следуя этому учению, каждый может достигнуть святости и спасения, ибо в своем учении Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
3) Какие видимые доказательства святости Православной Церкви и того, что она именно одна – Церковь Христова?
Что православная Церковь свята и есть именно Церковь Христова, это ясно доказывают постоянно совершающиеся в ней знамения и чудеса: «Уверовавших же, сказал Спаситель, будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18).
Открытие и в наше безверное время чудотворных мощей святителей Божиих Феодосия Черниговского, Серафима Саровского, Янны Кашинской и Иоасафа Белгородского, источающих великие чудеса, чудеса от святых икон и исцеления, известные и за границей, совершавшиеся молитвенником Русской земли отцом Иоанном Кронштадтским и другими людьми, угодившими своею жизнью Богу, непреложно удостоверяют нас в том, что Дух Святой пребывает в Церкви нашей и теперь, всегда и неотлучно. И в наше время, по молитвам Церкви и ее служителей, слепые прозревают, хромые исцеляются, больные давними и тяжкими недугами сразу делаются здоровыми на глазах многочисленных верующих и неверующих людей. Только упорствующие и нарочито закрывающие глаза пред истиной не верят совершению в наше время в Православной Церкви чудес, но тысячи и сотни тысяч свидетельствуют о них, как очевидцы, и обличают пред Христом неверующих.
Почему нет мощей и чудес у сектантов? Потому, – что их общества безблагодатные, потому, что Христос их оставил и Святой Дух от них отступил.
4) Какой можно сделать вывод из учения слова Божия о Церкви, как святой?
Кто отрицает святость Церкви, видя в ней согрешающих членов, и потому отделяется от нее, тот впадает в грех гордости и самообольщения и сам себя лишает спасающей и освящающей человека-грешника благодати Божией, подающейся в св. таинствах Церкви; следовательно, лишает сам себя спасения и вечной жизни.
III.
1) Почему Церковь Христова называется «соборною?»
1) Церковь Христова называется «соборною», или вселенскою потому, что она состоит из верующих людей, собранных со всей вселенной, где бы они ни находились, со всех народов, к каким бы они ни принадлежали, и всех времен, когда бы они ни жили.
2) Откуда видно, что Церковь состоит из верующих, собранных со всех мест?
Еще пророк Исаия предсказывал, что ко Христу придут люди со всех мест земли: «И придут (Иерусалим!) народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут» (60:3–4).
«Говорю же вам, учил Спаситель, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11).
«И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13; 29).
Таким образом, где бы ни жил христианин – в Америке или Японии, Китае или другой далекой стране, он остается членом Церкви, если сам не отделится от нее.
3) Откуда видно, что Церковь состоит из верующих всех народов, к каким бы они ни принадлежали?
«И вот приду, предсказывал пророк Исаия о Христе, собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (66:18–24).
Христос повелел Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19), «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3; 16); оттого учит св. Апостол, в Церкви Христовой: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободнаго, но все и во всем Христос» (Кол. 3; 11); «ибо писание говорит: всякий верующий в Него, не будет постыжен. Здесь нет различия между Иудеями и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его, ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:11–13. 1:5. 1Кор. 12:13. Лк. 1:48. Деян. 15:16–17. Гал. 3:8).
Итак, из слова Божия видно, что к какому бы народу ни принадлежал человек, – будет ли он немец или француз, еврей или японец и т. д., если он принимает Православную веру, делается членом соборной Церкви Христовой и нашим во Христе братом.
4) Откуда видно, что Церковь Христова состоит из верующих всех времен, то есть живых и умерших?
Что Христос – глава Церкви, состоящей из живых и умерших, видно из многих мест Св. Писания:
«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Мф. 22:32 и Лк. 20:37–38).
«Живем ли, говорит св. Апостол, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер (и воскрес), и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:8–9), «дабы все небесное и земное соединить под главою – Христом» (Еф. 1:10).
5) Кто еще принадлежит к Церкви Христовой?
Святые Ангелы Божии, почему и сказал Спаситель, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Потому и радуются св. Ангелы о каждом кающемся грешнике, что они члены Церкви Христовой, в которой «страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26).
Великая тайна домостроительства нашего спасения была сокрыта и от Ангелов и от святых небожителей, пока Христос не соединил небо с землею, Церковь небесную с Церковью земною, тогда только Ангелы и святые узнали о ней чрез благовестников Церкви земной, св. Апостолов: «Мне, наименьшему из всех святых,, дана благодать сия – благовествовать язычникам. неизследимое богатство Христово и открыть всем в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:8–10).
6) Если Церковь Христова состоит из Ангелов Божиих, живых и умерших людей, то в каком отношении находятся все они между собою?
Так как Церковь земная и Церковь небесная, то есть, верующие живые и умершие вместе со святыми Ангелами составляют «единую» Церковь Христа, Его Тело, в котором Он Сам – основание и глава, то все члены Церкви находятся чрез объединяющего их Христа в постоянной живой любви и непрестанном молитвенном общении друг с другом.
Вступившим в Церковь христианам св. Апостол говорит: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2; 19).
«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12; 22–23).
Возглавляемые Христом все члены Церкви: св. Ангелы. живые и умершие – составляют одну Божию семью, крепко соединенную вечною любовью.
Живущие на земле члены Церкви молятся за умерших своих братий, не достигших совершенства и святости, молятся потому, что они мертвы телом, но не душою, «ибо у Него все живы» (Мф. 22:32), а христианская любовь «никогда не перестает» (1Кор. 13; 8) и побуждает нас молиться за умерших.
Живущие на земле члены Церкви, прославляя святых Ангелов и восхваляя праведников, написанных уже на небесах (Псал. 111:6. Прит. Сол. 10:7), «взирая на кончину их жизни, подражают вере их» (Евр. 13:7) и молят их о заступничестве пред Богом.
Святые Ангелы Божии «посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14), они заботятся о всех верующих (Мф. 18:10), охраняют их (Пс. 33:8) и радуются о каждом грешнике кающемся (Лк. 15:10).
Святые угодники Божии, достигшие совершенства и написанные уже на небесах, первенцы церкви, молятся о нас грешных и ходатайствуют пред Ходатаем всего мира о прощении наших грехов.
7) Какой вывод можно сделать из учения слова Божия о Церкви, как «соборной»?
Все, отделившиеся от видимой Церкви, отделились и от невидимой, небесной: от Ангелов Божиих, от «торжествующего собора и Церкви первенцев, написанных на небесах»а следовательно и от Судьи всех Бога, хотя и верят Ему. Они сами лишают себя молитв и земной и небесной Церкви и при жизни и по смерти своей. Печальная ожидает их участь!
IV.
1) Почему Церковь Христова называется «апостольскою»?
Хотя Церковь имеет основанием и главою Христа, но о ней еще сказано, что она «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание (Церковь), слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:20–21).
Христос создал Церковь, Он принес ей святое учение, дал ей пастырей и благодатные таинства, дал ей известное устройство и порядок, но утвердили Церковь св. Апостолы, распространяли учение Христово, рукоположили пастырей церкви, ввели в ней, по повелению Господа, известный порядок и чин (1Кор. 14:40) св. Апостолы. От их времени, со дня сошествия на Церковь, в день Пятидесятницы, Св. Духа и началась Церковь Христова. Вот по всему этому она и называется «апостольскою».
Таким образом ясно, что «апостольскою» Церковью может быть названо только такое общество верующих христиан, которое свое учение и устройство ведет от самих св. Апостолов. Такова и есть, Божиею милостию, наша Русская Православная церковь, часть Вселенской Христовой Церкви, ибо мы, Русские, в 988 году, при святом князе Владимире, приняли святую веру христианскую и священство от Греков, а Греки – от святых Апостолов, а они – от Самого Христа. Следовательно, наша церковь есть апостольская, а потому и Христова церковь.
2) Могут ли быть названы апостольскими церквами сектантские общества?
Никогда, ибо они ведут свое начало не от апостольского времени, а отделились гораздо позже от Христовой Церкви; иные появились даже на наших глазах, в наши дни. Относительно времени появления каждой секты есть ведь указания истории.
Из истории, напр., известно, что хлыстовщина появилась в 1631 году; основал ее беглый солдат, крестьянин Юрьевецкого уезда, Костромской губернии, Данило Филиппов, объявивший себя Богом, а ученика своего, Ивана Суслова – Христом; Суслов окружил себя 12 апостолами и богородицей. С них то и началась безбожная и развратная секта хлыстов.
Скопчество уже позже выродилось из хлыстовщины; основал эту секту бывший хлыст Петр Селиванов в 1772 году.
Духоборчество появилось около 1785 г.; его основал некто Силуан Колесников в Екатеринославской губернии, а в Тамбовской – Иларион Побирохин.
Молоканство выродилось из духоборчества: основатель молоканства, Семен Уклеин, – зять Побирохина.
Штундизм появился в 1864 году; его основатели – Михаил Ратушный, крестьянин дер. Основы Раснопольской волости, Одесского уезда, совращенный в сектантство немецким пастором колонии Рорбах, того же уезда Бенекемпфером, и крестьянин м. Любомирки, Елисаветградского уезда, Иван Рябошапка, совращенный тоже немцем Гюбнером в 1867 году.
Вот кто – апостолы штунды!
Если позже штундисты стали называть себя «баптистами», то и в этом они ничего не выиграли, ибо из истории известно, когда появился «баптизм».
До 1054 года Греко-восточная и Римско-католическая церкви находились в единстве веры, но в этом году все восточные церкви отлучили от себя римско-католическую за многие несогласные с словом Божиим нововведения в вере и главным образом за неправильное учение католиков об исхождении Св. Духа не только от Отца, как учит Слово Божие (Ин. 15:26), а и от Сына (filioque).
Почти через 500 лет, именно в 1520 году, отпал от католичества монах Мартин Лютер, основатель лютеранской веры. Он стал отрицать св. Предание, иконопочитание, молитвенное призывание святых и ввел в свое общество многие другие ереси.
Наконец в 1525 году от Лютера отделился ученик его Фома Мюнцер, ставший учить, что крещение детей не действительно, и потому начавший вторично перекрещивать взрослых, почему последователей Мюнцера стали называть «анабаптистами», то есть перекрешенцами, сектанты же называли себя «баптистами», то есть «крещенными»
Сам Мюнцер, как и его ученик, портной из города Лейдена, Иоанн Боккольд, были казнены немецким правительством за бунт и мятеж против него, а их последователи разбрелись по разным странам; в начале прошлого столетия (в 1817 году) они впервые переселились и в наши южно-русские степи, где впоследствии образовали большие колонии. От этих переселенцев, немцев-колонистов, и заразились ересью первые их последователи – Ратушный и Рябошапка. Вот краткая история штундобаптизма.
Малеванцы появились сравнительно недавно, именно в 1888 году, когда штундист, мещанин города Таращи, Киевской губернии, Кондратий Малеванный объявил себя Спасителем, имеющим судить мир.
Из баптизма же выродился адвентизм, основателем которого в 1833 году был баптистский пресвитер Вильям Миллер, назначивший кончину мира и второе пришествие Христа сперва на 1843, а потом на 1844 годы, что конечно, к его великой досаде, не исполнилось.
Так и многие другие секты появились у нас недавно, следовательно, все они – не божественного, а человеческого происхождения; их придумали непокорные Церкви люди, поэтому все секты и недолговечны, ибо всякое подобное «предприятие и дело, если от человек, то оно разрушится» (Деян. 5:38).
И мы, действительно, видим, что все наши секты постоянно дробятся и разрушаются. Возьмем для примера хотя бы штундизм, или баптизм. Существует у нас эта секта недавно а уже распалась на много толков: есть «староштундисты» и «ново-штундисты»крестящие детей и не крестящие, есть штундисты «духовные», есть штундисты «воскресники» и «субботники», есть «баптисты» и «евангелические христиане», есть «штундо-хлысты», «адвентисты» и т. д. Словом, – сколько голов, столько и умов.
Оттого все секты и не долговечны, что они противны Богу и Его св. Церкви. Наша же православная Церковь, как апостольская и Христова, будет существовать вечно, до скончания мира, ибо Сам Христос сказал о ней: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их законным преемникам, во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20).
3) Чем еще наглядно доказывается та истина, что наша Русская церковь – апостольская?
Тем, что она находится в единстве веры и молитвенном общении со всеми Греко-восточными церквами, основанными св. Апостолами, каковы, например, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская и другие частные церкви, составляющие вместе Вселенскую Христову Церковь.
О Филадельфийской церкви в Откровении Иоанна Богослова мы читаем следующее: «Знаю твои дела; вот Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прийдет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:8, 10).
Этими словами Господь обещает ангелу, то есть епископу Филадельфийской церкви, за ее верность во время гонений сохранить в ней истинную веру до конца мира, даже тогда, когда придет антихрист, чтобы губить церкви Божии. Следовательно, по непреложному слову Господа, истинная вера должна существовать в Филадельфийской церкви и теперь, и в наше время. Так оно и есть: и теперь в Турции, в Малой Азии, существует город Филадельфия с христианским населением. Какую же веру это население исповедует? Ту же, что и мы, – православную.
В мае месяце 1896 года прибыл на коронацию Государя Императора Николая Александровича вместе с другими представителями восточных церквей (Митрополит Анхиальский Василий, главный уполномоченный иерусалимского патриаршего престола, архимандрит Арсений, Митрополит Никомидийский Арсений) и Архиепископ Филадельфийский Дамиан; он поднес в дар Государю дорогую икону Воскресения Христа и золотой крест с частицей Животворящего Древа и принимал участие в православном богослужении вместе с нашими священнослужителями. Проездом в Москву и обратно он был в Одессе, где подал руку общения нашему Аpxиепископу Херсонскому и Одесскому Иустину. Портреты всех представителей на коронации от восточных церквей и Архиепископа Филадельфийского Дамиана с его жизнеописанием помещены в светском журнале «Нива» за 1896 г. в № 281.
Потому и молился в наших храмах и с нашими священнослужителями ангел Филадельфийской церкви, что наша церковь и вера – апостольские, а вот со штундами и другими сектантами он не молился и не мог молиться, ибо «какое соучастие верного с неверным»(2Кор. 6:15).
Об отделяющихся от св. Церкви так учат святые отцы ее:
«Всякий отделяющийся от Церкви, говорит св. Ириней, чужд для нея, он непотребен ей, он враг ея. Неимеющий Матерью Церкви не может иметь Отцем своим Бога ... Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Ирин. «О един. Церк. Христ.»).
Св. священномученик Киприан, еп. Карфагенский так учит о Церкви: «Вне ея нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви» (т. 1 п. 3 стр. 27).
«Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа» (т. 1 п. 47 стр. 173).
Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Исповедание веры преподает нам ныне: во едину, святую, соборную Церковь, чтобы ты убегал скверных еретических обществ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами господними свои вертепы, и не просто также: где церковь? но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа» (Оглас. поуч. 18-е, ст. 26).
Бл. Феодорит, еп. Кирский пишет: «Нам спасение преподается Церковию; а кто вне Церкви, тот не приимет жизни вечной» (т. 1 по изд. 1855 г. стр. 273).
Блаженный Иероним Стридонский учит: «Следует твердо держаться той Церкви, которая, будучи основана Апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как, напр., Маркионитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не Церковь Христова, а синагога антихриста» (ч. 4; стр. 92).
«Всяк отделяющийся от общения с Церковию, учит блаженный Августин, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Письмо 152).
Православный христианин! Возблагодари Бога за то, что ты имеешь великое счастье принадлежать к основанной Самим Христом единой истинной Церкви – Церкви святой, преподающей тебе спасительное учение и омывающей грехи твои во святых ее таинствах! Возблагодари Бога и за то, что Он удостоил тебя быть при жизни и после смерти членом соборной Церкви, быть в общении любви и молитвы с тьмами Ангелов и святых, имена которых записаны в книге Агнца на небесах. Будь во всем послушен апостольской Церкви, помня, что только в ней одной сохраняется от времен Апостолов и истинное учение и благодать Св. Духа, ведущая тебя к вечной жизни в обителях Отца Небесного!
I.
Церковь Христова «едина»: 1Кор. 3:11. Еф. 1:20–23. Кол. 1:16–18. Мф. 16:18. Ин. 10:1–17. 15:1–6. 11:52 и гл. 17-я. Фил. 2:2. Рим. 12:16. 16:17. 1 Kop. 1:10. 12:12–27. Еф. 4:3–6.
II.
1) Церковь «святая»но в ней существуют и святые и грешные члены: 2Тим. 2:20. 1Кор. 12:12–27. Мф. 13:47–50. 13:24–30 и 36–42. Мф. 22:2–14.
2) Сам Спаситель и св. Апостолы имели общение с грешниками: Ин. 12:6. Лк. 7:34. 5:30–31. 1Кор. 5:9–10.
3) Все люди грешны, один Бог без греха: Быт. 8:21. Еккл. 7:20. 3Цар. 8:46. Пр. Сол. 20:9. Иак. 3:2. 1Ин. 1:8 и 10. Евр. 4:15. 0т. 15:4.
4) Церковь свята: 1Кор. 3:11. Еф. 1:20–23. Кол. 1:16–18.
III.
1) Церковь «соборная» состоит из всех народов: Исаии. 60:3–4. 66:18–24. Мф. 8:11. 28:19. Лк. 13:29. Кол. 3:11. Рим. 10:11–13.
2) Церковь состоит из живых и умерших: Мф. 22:32. Лк. 20:37–38. Рим. 14:8–9. Еф. 1:10.
3) К ней принадлежат Ангелы и святые: Лк. 15:10. Еф. 2:19. 3:9–10. Евр. 12:22–23. 1:14. Пс. 33:8. Лк. 15:10.
IV.
Церковь «апостольская» ведет свое начало и во всем порядок от св. Апостолов: Еф. 2:20–21. 1Кор. 14:40 и 33.
V.
Отделяющиеся от Церкви, хотя верят во Христа, но они враги Ему; их ожидает погибель: Мф. 12:30. 18:17. 7:22. Иуд. ст. 11, 16 и 19. 2Петр. 2:3.
* * *
В настоящее время в Филадельфии, которую турки называют Аллах-Шахр, т.е. «Божий град», 8 храмов и до 3000 православных греков, уважаемых за их доброту и гостеприимство даже самими турками.