Источник

Об истинном священстве в Церкви Христовой

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры» (Еф. 4:11–12).

Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди– пастыри ее. Таким образом, Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства.

Что же такое таинство священства?

Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий» (2Тим. 1:6), то есть, благодать Св. Духа (Деян. 20:28), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства.

Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения, а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения.

Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение – непростой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий» (2Тим. 1:6), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Где нет законно рукоположенного, чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение, священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей таин Божиих» (1Кор. 4:1), нет благодати, а следовательно и спасения.

1) Сектант: Не нужно в Церкви никакого священства, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха » (Евр.4:14 и 7:26–28).

Не нужно нам никаких пастырей-ходатаев за нас пред Богом, ибо «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1Ин. 2:1 еще: 1Тим. 2:5. Евр. 7:24–25. 9:15. 12:24 и Рим. 8:34).

Объяснения православного: То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» (1Тим. 2:6), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе (Рим. 8:34); на небе же и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26–27), а на земле ходатайствуют пред Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго» (Иак. 5, 16).

Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, «чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее» (Рим. 15:30–31); и получив избавление от «близкой смерти», приписывает это молитвенному ходатайству за него пред Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь и еще его избавит, «при содействии и вашей молитве за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2 Kop. 1:8–11. 1Фес. 5:25. 2Фес. 3:1–3. Евр. 13:18).

Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди пред Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями пред Христом за вверенных их пастырству людей.

2) Сектант: На земле все христиане равны, все и священники: «вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2:9 и Откр. 1:6. 5:10).

Объяснение православного: И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх. 19:6). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» немногие лица, взятые из одного лишь колена Левиина (Исх. 28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти (Числ. 3:10 гл. 16-я и 18:7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон». (Евр. 5:4).

Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании (Откр. 1:6 и 5:10) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» (2:17), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»... (5:1) и апостол Павел учит, что Сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» (Еф.4:11–12). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь» на земле, то где принадлежащее ему царство?

Очевидно, христиане называются «царями» и «священниками» не в прямом, буквальном смысле, а в духовном, как люди, освященные в святых таинствах Церкви, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие души и тела свои «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим. 12:1); «приносящие Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его... благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15–16).

В Христовой Церкви должно быть и Христово священство, притом – священство «непреходящее», т. е. вечное, как вечна и сама Церковь: «Сей (т. е. Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24).

3) Сектант: В Церкви не должно быть пастырей и пасомых: в ней все равны, в ней «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

Объяснение православного: Здесь говорится не о равенстве в Церкви членов ее по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности (народности), происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан из иудеев, гордившихся пред христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол и говорит, что царство небесное открыто для всех, будет ли то иудей или эллин, раб или свободный и т.п.

Положение же членов Церкви в деле учения, священнодействия и управления ею не одинаково: есть наставники и наставляемые (Евр. 13:7), есть учители и учащиеся (Рим. 12:7–8), есть пастыри и пасомые, которые должны «повиноваться пастырям» (1Петр. 5:5). В этом отношении есть различие даже между мужским полом и женским: «жены ваши в Церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34–35).

4) Сектант: Право учительства вере имеет всякий, а не одни только священники: «При сем Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня, ибо кто не против вас, тот за вас». (Мк. 9:38–40).

Объяснение православного: Приведенное место св. Писания говорит не о даре учительства, а о даре чудес. Оба эти дары ясно различаются в слове Божием: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» ( 1Кор. 12:8–10, 29).

Очевидно, человек, изгонявший бесов именем Христа, хотя и не ходил с Апостолами, но искренно верил в Спасителя и признавал пастырское достоинство Его учеников (ст. 40), за что и получил дар чудес, которого наши сектанты конечно не имеют, как не имели его и не веровавшие во Христа сыны первосвященника Скевы, которые тоже захотели изгнать злого духа именем Христа, «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19:13–15).

Кроме того, указанное сектантами место св. Писания не может говорить о независимости мирян в деле церковного учительства от священников по той простой причине, что во время происходившего разговора Христа с учениками о человеке, изгонявшем бесов – новозаветного священства еще и не существовало на земле, так как оно установлено было только после воскресения Христа.

5) Сектант: Не нужно ocoбых пастырей для научения верующих: каждый может назидать себя и других: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровения, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1Кор. 14:26). «Наставляйте друг друга каждый день» (Евр. 3:13. Еф. 5:18–19 и Кол. 3:16).

Объяснение православного: В приведенном месте послания к Коринфянам ап. Павел говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой, – о дарах языков, откровения и истолкования пророчеств. Эти дары получали не только св. Апостолы, а и некоторые из верующих (Деян. 10:44–46 и 11:28. 1Кор. 14 гл.). Особенно обильно стали проявляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Апостол и говорит, чтобы имеющие чрезвычайные дары пользовались ими к общему назиданию (ст. 26), а не к расстройству слушающих, ибо в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (ст. 40). Уже в IV веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст, указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказанию ап. Павла: «пророчества прекратятся и языки умолкнут» (1Кор. 13:8 и 10. 34 беседа И. Злат. на 1Кор. 13 гл. ст. 8).

Учить и вразумлять друг друга христиане, конечно, могут, но только во всем согласно с тем, чему и как учат поставленные в Церкви «пастыри и учители» (Еф. 4:11). Вот почему св. Апостолы и учат о нарочито поставленных в Церкви учителях веры: «как призывать Toгo, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы» (Рим. 10; 14–15). «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор. 12; 28–29). «Братья мои! не многие делайтеся учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению» (Иак. 3:1).

Таким образом, право учительства в Церкви принадлежит не всем ее членам, а избранным, на то поставленным и посланным лицам.

6) Сектант: И без епископского рукоположения законным пресвитером может быть тот, кого избрал народ и рукоположила община, как это было при избрании ап. Матфия: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал, принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий, Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:23–26).

Объяснение православного: Приведенный пример нисколько не оправдывает самочинное избрание и рукоположение общиною сектантских пресвитеров. Во-первых, избрание Матфия на апостольское служение совершено не мирянами, а самими Апостолами, получившими на это власть от Самого Христа. Такой власти никому из сектантов никогда Христос не давал; они сами подобно Корею, Дафану и Авирону, незаконно похитили эту власть (Числ. 16 гл.).

Во-вторых, самое избрание Матфия совершено собственно не Апостолами, а Самим Богом: «покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал».

В третьих, при поставлении Матфия на апостольское служение вовсе не было рукоположения, а был брошен жребий на того, кто уже раньше был избран Христом и поставлен в число 70 Апостолов; после жребия он только перечислен из 70-ти в число 12 Апостолов, получив потом в день Пятидесятницы вместе с другими Апостолами видимо сошедшего на них Св. Духа. Сектантские же «пресвитеры» в числе 70 Апостолов не были, Господь по жребию их не избирал и видимо, как в день Пятидесятницы (Деян. 2:3), Св. Духа на них не посылал.

7) Сектант: И диаконов избрала и поставила на служение сама община: «Итак, братие, сказали верующим св. Апостолы, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:3–6).

Объяснение православного: Относительно избрания первых диаконов нужно, во-первых, заметить, что община избрала их не по своему желанию и почину, а по желанию и предложению Апостолов (ст. 2). Если бы последние не пожелали и не предложили общине избрать диаконов, то никто их и не избрал бы.

Во-вторых, самое рукоположение избранных во диаконы совершено было не кем-либо из общины избравших их христиан, а самими Апостолами, ибо никто из мирян не имел права даже во диаконы рукополагать: «изберите... их поставим (то есть мы, Апостолы) на эту службу... их поставили пред Апостолами, и сии помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6).

Что же касается высшей степени священства – епископов и пресвитеров, то мы нигде в Писании не видим, чтобы их избирала община, а видим, что их избирали и рукополагали сами Апостолы (Деян. 14:23. 1Тим. 4:14. 2Тим. 1:6), передавшие потом право избирать и рукополагать пресвитеров епископам, как своим преемникам (1Тим. 6; 22. Тит. 1:5).

Таким образом, самовольное избрание и рукоположение сектантами их лжедиаконов и лжепресвитеров не оправдывается словом Божиим, а осуждается.

8) Сектант: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»(1Тим. 3:1–5. Тит. 1:6). Епископы должны быть женатые, а ваши архиереи – монахи.

Объяснение православного: Слова «одной жены муж», конечно, говорят не о том, что у епископа должна быть одна только жена, ибо многоженство вообще в христианстве не допускается. Не означают эти слова и того, что епископ непременно должен быть женатым, ибо и Христос (Мф. 19:12) и сам ап. Павел ставят девство выше брака. Ап. Павел не был женат и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю, хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:7–8).

Будучи сам неженатый, ставивший девство выше брака (ст. 37–38), ап. Павел не мог требовать от епископов, чтобы они непременно были женаты и имели детей. Очевидно, что слова: «епископ должен быть одной жены муж» означают то, что епископ может быть только один раз женат и по смерти жены не должен вступать во второй брак, как и то, что вторично женатый не может быть епископом.

9) Сектант: Мы не признаем ваших пастырей, ибо истинный пастырь «должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением. чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1; 7–9 и 1Тим. 3; 3–13). А ваши пастыри подвержены всяким порокам.

Объяснение православного: Несправедливо, на основании отдельных случаев, огульно приписывать порочность целому сословию людей. Ведь пастыри не с неба нам посылаются, а избираются из подобных нам людей, облеченных плотию, а потому и подверженных грехам. Один Бог без греха (Откр. 15:4. Евр. 4:15).

В приведенном месте из послания ап Павла к Титу изображен идеал (образец) пастыря, но вполне обладать всеми указанными качествами ни один человек не может: если не в одном, то в другом он будет виновен. Сказано ведь и так: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); или: «по примеру призвавшаго вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1Петр. 1:15). Но кто же из людей может сказать о себе, что он «совершен как Отец Небесный», и «свят во всех поступках»? Никто, разве только человек самообольщенный (1Ин. 1:8).

Во всех людях, следовательно, и в пастырях мы можем найти тот или иной недостаток. Однако в делах веры мы должны повиноваться и худым пастырям, ибо они носят благодать священства, «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не им» (2Кор. 4:7. 3:5. 1. Кор. 2:5), ибо «сила Божия совершается и в немощи» (2Кор. 12:9).

Иуда был не только предатель, а и вор (Ин. 12:6), Сам Христос назвал его «сыном погибели» (Ин. 17:12), даже «диаволом» (Ин. 6:70), однако и он был сопричислен к Апостолам и «получил жребий служения сего» (Деян. 1:17 и 25); как и друге Апостолы, и Иуда получил право учить, врачевать болезни и совершать великие чудеса (Мф. 10:1, 6–8); и ему, как и другим Апостолам, сказал Христос: «А если кто не примет вас (и Иуду, очевидно), и не послушает слов ваших (и слов Иуды, конечно), то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног своих. «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (ст. 14–15 см. Ин. 13:20).

Книжники и фарисеи не только противились учению Христа, но преследовали и искали убить Его, но Он, велев Своим ученикам не поступать по делам их, в то же время сказал: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф. 23:3).

Первосвященник Каиафа не верил в Спасителя и предал Его на смерть, однако не лишен был «дара Божия»в силу которого предсказал, что Христос умрет за людей. «Сие же, замечает Евангелист, он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником предсказал, что Иисус умрет за народ» (Ин. 11:50–51).

Когда первосвященник Анания приказал бить ап. Павла, он обвинил его в несправедливости и назвал «стеною подбеленною». Предстоящие же сказали: «первосвященника Божия поносишь?» Павел сказал: «я не знал, братия, что он первосвященник, ибо написано: начальствующаго в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5. Исх. 22:28).

Из представленных примеров ясно видно, что в делах веры мы должны повиноваться и недостойным пастырям, даже таким, как Анна и Каиафа, даже таким, как Иуда, если только они законно поставлены, ибо в каждом пастыре мы должны чтить не столько человека, сколько данный ему чрез рукоположение «дар Божий», который может отнять у него только тот, кто дал его, то есть епископ, имеющий один право суда над пресвитером (1Тим. 5:19).

10) Сектант: Мы не признаем ваших священников, ибо Сам Христос обличает их за их пороки: а) «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелыя и неудобоносимыя и возлагают на плеча людям, сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:1–4).

б) «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (ст. 5), т. е. расширяют карманы для денег, и для роскоши носят широкие рукава.

в) «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (ст. 6–7).

г) «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (ст. 8–10). А вы, вопреки словам Христа, называете своих священников «учителями», «отцами» и наставниками».

Объяснение православного: а) Говорить, что здесь Христос обличает новозаветных священников, это значит, обнаруживать пред всеми свое невежество. Разве мог Христос обличать за худые дела новозаветных священников, когда во время жизни Христа на земле их еще и не было, ибо Христово священство появилось только после воскресения Христа, точнее – в день Пятидесятницы? Как можно обличать еще не существующего на свете человека?

Обличения Христа, изложенные в 23 главе ев. Матфея не относятся не только к новозаветному, а и ветхозаветному священству: ими обличаются миряне – книжники-талмудисты и фарисеи-еретики (Деян. 15:5), севшие на Моисеевом седалище, то есть самовольно присвоившие себе право учительства, подобно вожакам наших еретиков-сектантов, а учить народ вере священники не только имели право, но и обязаны были (Мал. 2:7. Иез. 44:23 и др.).

б) Под «хранилищами» разумеются кожаные коробочки, или мешочки, внутри которых находятся кожаные же листики с написанными на них словами закона Моисеева. Первые и теперь во время молитвы евреи надевают на лоб, а вторые наматывают на левую руку, согласно ветхому закону: «И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... И навяжи и в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:6–8 и 11:18. Исх. 13:9).

Под «воскрилиями» же одежд нужно разуметь те разноцветные шнурки с кистями, которые и теперь евреи носят, пришивая их обыкновенно к жилету, на основании слов Моисея: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут оне в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни и исполняли их» (Чис. 15:38–39).

Фарисеи, чтобы показать народу, что они – люди очень набожные, из тщеславия расширяли привязываемые на лбу и наматываемые на руку «хранилища» и увеличивали длину пришиваемых «к краям одежд» «воскрилий», за что и были обличаемы Христом. Сектантам нужно помнить, что и Сам Христос носил длинную одежду, называвшуюся «хитон» (Ин. 19:23. См. Исх. 28:4).

в) У евреев во время пира, званного обеда или вечери участники трапезы не сидели, как у нас, а возлежали за столом, то есть ели полулежа (см. Мф. 9:10. 14:9. Лк. 22:14), как возлежал и Христос во время тайной вечери с Апостолами: «когда же настал вечер, Он возлег с учениками Своими, и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф. 26:20–21).

Наши же священники за трапезой сидят, а не возлежат, а в синагогах не председают, ибо туда им нечего ходить и нечего им там делать.

г) Св. Апостолы бесконечно лучше понимали и исполняли учение Христа, чем наши сектанты, однако мы видим, что они и себя и других называют,, учителями».

«Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, «учителями». Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители?» (1Кор. 12:28–29.. Еф. 4:11).

«По данной нам благодати, имеем различныя дарования: то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли – в учении» (Рим. 12:6–7).

«Братия мои! не многие делайтеся учителями» (Иак. 3:1).

«Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» (2Тим. 1:11 и 1Тим. 2:7).

Св. Апостолы называли других и себя и «отцами»:

«Авраам есть отец всем нам» (Рим. 4:16).

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21).

«Но он (Стефан) сказал: мужи, братья и отцы! послушайте» (Деян. 7:2).

«Дети мои! cиe пишу вам, чтобы вы не согрешали» (1Ин. 2:1 и еще 2:18. Гал. 4:19).

«Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцев: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15).

«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущаго от начала» (1Ин. 2:12–14).

Называли св. Апостолы других и «наставниками»: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (ст. 17).»

Называя себя и других «учителями», «отцами и «наставниками», св. Апостолы не могли противоречить Христу. Очевидно, что Христос запрещает здесь называться упомянутыми именами по тщеславию и гордости, которые так были свойственны книжникам и фарисеям.

Наши же пастыри справедливо называются «учителями», ибо учат народ вере Христовой; называются «отцами», ибо духовно рождают детей благовествованием и благодатью Св. Духа в совершаемых ими св. таинствах; именуются «наставниками», ибо наставляют верующих на добрые дела.

Вообще, повторяем, вся обличительная речь Христа, изложенная в 23 гл. Матфея, не может относиться не только к новозаветным священникам, которых тогда еще и не было, но и к ветхозаветным, что подтверждается хотя бы следующими словами Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставляете важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять» (ст. 23). Из Св. Писания известно, что ветхозаветные священники никогда и никому не давали десятой части дохода от своих произведений, а, напротив, – сами получали десятину всего от народа, ибо «получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Λвраамовых» (Евр. 7; 5. Вт. 12:18–19. 18; 1).

Ясно, что обличения Христа в его речи к фарисеям и книжникам относились не к священникам, а к мирянам, подобно нашим сектантам, незаконно присвоившим себе власть учительства.

11) Сектант: Христос запретил Апостолам брать что-либо за труды, а ваши пастыри учат, совершают требы и даже таинства только за плату: а) Посылая Апостолов на проповедь, Христос сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром и давайте» (Мф. 10:8).

б) «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (ст. 9–10 и Лк. 10:4).

в) Апостолы за свой труд не брали ничего, а трудились даром: «Вот в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас» (2Кор. 12; 14). «Мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2Фес. 3:8 и 1Фес. 2:9).

г) Апостолы запретили пастырям брать за труды от верующих: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет. 5:2).

Объяснение православного: а) Прежде всего нужно заметить, что Сам Христос и Апостолы, «оставившие все, чтобы последовать за Ним» (Мф. 19:27), питались и содержались на счет уверовавших во Христа, «которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:2–3). «Иуда имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» для содержания Христа и Его учеников уверовавшие в Него. (Ин. 12:6. срав. 13:29). Слова Христа: «даром получили, даром и давайте» говорят не о даровом совершенно труде Апостолов, которые будто не должны были брать ничего у верующих для своих нужд, а говорят о том, что Апостолы, получив даром дар чудес и исцелений, должны совершать их даром, а не за плату, как в том напр., случае, когда хотел приобрести эту власть за деньги Симон Волхв, «чтобы тот, на кого он возложит руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:18–24. См. Map. 1:44 и Лев. 14:13. Мф. 23:23).

б) Почему Христос запретил ученикам брать с собою в дорогу золото, лишнюю одежду, обувь и проч.? Очень просто, – потому, что «трудящийся достоин пропитания». Поэтому Спаситель и говорит далее Апостолам: «в доме же том (куда они прийдут с проповедью) оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труд свой» (Лк. 10:7 и 1Тим. 5:18). Таким образом Апостолы не даром трудились, а получали все необходимое от тех, кому проповедовали Евангелие.

Впоследствии, пред Своими страданиями, Спаситель, предсказывая Апостолам великие затруднения и лишения во время будущей их проповеди, сказал им иное: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду и купи меч» (Лк. 22:35–36).

в) Нет никакого сомнения, что какие-нибудь особые причины, например, бедность или нарекания Фессалоникийцев и Коринфян, побудили ап. Павла ничем не пользоваться от них для своих нужд, «дабы не поставить какой-либо преграды благовествованию Христову» среди них (1Кор. 9:12). Но проповедуя в других церквах, он не только жил на их средства, но получал от них во время проповеди у Фессалоникийцев и Коринфян все необходимое, даже с излишком.

«Я весьма обрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться обо мне... Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием кроме вас. Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужды... Я получил все и избыточествую» (Филип. 4:10–18).

А Коринфянам ап. Павел пишет: «Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии» (2Кор. 11:8–9).

г) Здесь вовсе нет запрещения пастырям брать вознаграждение за труды свои от пасомых, а запрещается только «гнусная корысть», то есть вымогательство из-за любостяжания, – порок осуждаемый словом Божиим во всяком христианине: (Тит. 1:11. 1Фес. 4:6 и др.).

12) Сектант: Ваши священники носят длинную одежду, а Христос предостерегал учеников Своих: «берегитесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах» (Map. 12:38).

Объяснение православного: Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так было бы и сказано: «берегитесь священников»а то речь идет о книжниках и еретиках-фарисеях, носивших из тщеславия длинные одежды.

Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды не по тщеславию, а потому, что такая для них установлена форма в России. За границей русские священники носят и короткую одежду. Ведь длинную одежду носят многие великороссы, казаки, а зимою почти все русские люди, в том числе и сектанты; неужели поэтому их всех нужно беречься? Дело не в одежде человека, а в душе его.

Заметим, наконец, что длинную одежду носили пророки, каковой, наприм., была милоть Илии, а потом Елисея (4Цар. 2:8–13). Да и сам Христос носил длинную одежду, так называемый, хитон, из-за обладания которым воины подняли спор (Ин. 19:23–24).

13) Сектант: Ваши священники носят длинные волосы, а некоторые молятся с покрытыми головами, в то время как ап. Павел учит:"Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает главу свою. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него» (1Кор. 11:4,7, 14).

Объяснение православного: Из внимательного чтения всей одиннадцатой главы первого послания к Коринфянам видно, что запрещение молиться с покрытою головою и носить длинные волосы относится не к пастырям Церкви, а к мирянам. В Коринфской церкви вошло в обычай, что женщины, как у язычников при их молениях, начали являться в церковные собрания с открытыми головами, а мужчины с покрытыми, как у язычников и иудеев. Св. Апостол, желая уничтожить языческо-иудейский обычай, «предлагает» мужчинам молиться с открытыми, а женщинам с покрытыми головами.

О священниках же здесь не говорится ни слова, ибо по закону, установленному самим Богом, ветхозаветные первосвященники и священники молились в кидарах (то же, что митры) и в головных повязках (Исх. 28:4, 40) «для славы и благолепия» (Лев. 8:9, 13). Пророк Захария возложил золотой венец на голову великого иерея, Иисуса сына Иеседекова (Зах. 6:11); и даже на небе св. Иоанн видел старцев, славящих Господа, «которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4:4).

Что касается ношения священниками длинных волос, то в этом обычае они подражают назореям, как люди, подобно им, посвятившие себя на служение Богу (Чис. 6; 5. Суд. 13:5). Сам Христос, как Назорей (Деян. 22:8), носил длинные волосы, что подтверждается не только историей, но и изображениями Христа, сохранившимися и найденными в древних христианских катакомбах, или подземных кладбищах, где, гонимые язычниками, христиане хоронили тела мучеников и совершали тайное богослужение 2.

Несомненно, и ап. Павел носил длинные волосы, которые однажды «остриг» в Кенхреях «по обету» (Деян. 18:18). Есть указание, что и некоторые христиане, очевидно, по обету носили длинные волосы (Деян. 21:24).

Нося длинные волосы, служители Церкви Христовой подражают назореям, Христу и апостолу Павлу.

14) Сектант: Мы не признаем ваших священников, ибо они такие, которых молитвы, жертвы и служение Богу не угодны: «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небеснаго» (Евр. 8:4–5).

Объяснение православного: Нужно читать 5-й стих приводимого места до конца, тогда будет понятно, что слова: «здесь такие священники»... относятся не к нашим, новозаветным священникам, а к ветхозаветным, которые служили и приносили дары «по закону», т. е. по закону Моисееву, и «которые служат образу и тени небеснаго, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Исх. 25:40).

Известно, какие дары приносили ветхозаветные священники по закону Моисееву: жертвы тельцов, козлов и т. п., чего наши священники не приносят Богу, ибо они служат и приносят духовную жертву Тела и Крови Христовых, по закону Христа и Апостолов (Лк. 22:19. 1Кор. 11:24–25), для прощения грехов (Мф. 26:28) и жизни вечной (Ин. 6; 51).

15) Сектант: Из св. Писания видно, что степеней священства только две: «пресвитеры», которые назывались еще «епископами», и диаконы, а вы придумали еще особую, третью степень, «епископов»,. или архиереев: «Из Милета же послав в Ефес, он (ап. Павел), призвав пресвитеров Церкви», сказал им: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по гречески и славянски – «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:17 и 28. Фил. 1:1. Тим. 3:1–2, 8).

15) Объяснение православного: Из приведенного места книги Деяний видно только то, что во время Апостолов епископы и пресвитеры носили одни и те же общие названия. И в наше время .епископы, пресвитеры и даже диаконы носят одно название, напр. – «священнослужитель»но это вовсе не значит, что в нашей Церкви нет различия между властью епископа, пресвитера и диакона: одно – архиерей, другое – пресвитер и третье – диакон.

Св. Писание учит: «Без всякого прекословия меньший благословляется старшим» (Евр. 7:7). Следовательно, и пресвитерство не может даваться пресвитером, а лицом высшим – епископом, каковыми еще при жизни ап. Павла были, напр., Тит и Тимофей, которые, как епископы, имели право чрез руковозложение поставлять пресвитеров: «Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (гл. 1:5. 1Тим. 5:22).

Сами же епископы, как не имеющие высшего над собою сана, поставлялись собором епископов: «Не не ради, пишет ап. Павел епископу Тимофею, о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1Тим. 4:14), т. е. «епископов», как стои́т это слово в древнем переводе Эфиопском, и как толкуют это место св. отцы Церкви бл. Феодорит, св. Иоанн Златоуст и др.

Так об этом учат и «Правила св. Апостолов»: «Епископа да поставляют два или три епископа» (прав. 1-е). «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ» (пр. 2-е).

О трех, а не больше или меньше, степенях священства ясно учили ученики св. Апостолов и первые их преемники – св. отцы и учители Церкви: обращенный ап. Павлом Дионисий Ареопагит (Деян. 17:34), св. Климент, преемник ап. Петра, св. Игнатий, ученик Иоанна Богослова и другие, о чем будет сказано ниже.

16) Сектант: Высшая власть в церкви принадлежала пресвитерам, а не каким-то особенным, высшим их, епископам: «в ожидании повсеместного голода, предсказанного пророком Агавом, ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее; что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла» (Деян. 11:27–30).

Объяснение православного: Приводимое сектантами место из той же книги Деяний ясно обличает их заблуждение, ибо антиохийцы не послали собранное подаяние прямо пресвитерам, а вручили его апостолам Павлу и Варнаве, которые, как епископы, по своему усмотрению, распределили пособие между пресвитерами Иудеи. Не пресвитеры распоряжались церковным имуществом и пособиями, а те, кто устанавливали и самые сборы церковные, т. е. св. Апостолы: «Касательно же сбора для святых поступайте так, пишет ап. Павел Коринфянам, как я установил в церквах Галатийских» (1Кор. 16:1).

Самый суд над пресвитерами, как и право награждать их, принадлежал тем, кто их рукополагал, т. е. епископам: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях». «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим. 5:17, 19).

II. Вопросы и ответы православного

1) Может ли быть Церковь Христова без священства?

Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11. 1Кор. 12:28). О новозаветном священстве в Церкви Христовой было предсказано еще пророком Исаией (66:18 и 21).

Христиане без пастырей, – что стадо без пастуха. Где нет законно-рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения. .

2) Всякий ли, кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу?

Нет: «Никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:4–5).

3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство?

«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, – Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых.

И сделай священные одежды брату твоему для славы и благолепия..., для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые они должны сделать: наперсник, ефод 3, верхняя риза, хитон 4 стяжной, кидар 5 и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы и головные повязки, сделай им для славы и благолепия. И облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и посвяти их, и они будут священниками мне...

И сделай миро для священного помазания... Помажь Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у меня миро священного помазания в роды ваши. Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте (сами себе) подобного ему. Оно – святыня: святынею должно быть для вас. Кто составит подобное ему, или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» (Исх. 28:1–4, 40–41. 30:23–33. 40:12–16).

4) Какими правами пользовалось ветхозаветное священство, которыми не могли пользоваться миряне?

Во-первыхъ, – правом учить народ истинам веры.

«И сказал Господь Аарону... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:9–10. Иез. 44:23).

«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7).

«Левиты слова Твои хранят и завет Твой соблюдают; учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор. 33:9–10).

Во-вторых, – священнодействоватъ; это право принадлежало только им.

«В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему (и молиться) и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня, потому нет Левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» (Вт. 10:8–9).

«И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар: службу священства, а посторонний, приступивший, предан будеть смерти» (Чис. 18:1–7 и 21–23. 3:10).

В третьих, – правом благословлять народ словами и руками.

«Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов, Израилевых, и Я (Господь) благословил их » (Числ. 6:23–27).

«И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» (Лев. 9:22–23. Сир. 36:18. 50:22–23. 1Цар. 9:13. 2пар. 30:27).

Отсюда видно, что чрез священническое благословение благословляет Сам Бог: «благословляйте... и Я (Господь) благословлю их».

5) Чем наказывал Господь евреев, незаконно и самовольно присваивавших себе власть и служение священников?

Тяжкими болезнями и смертию.

Так царь Озия, «когда сделался силен и возгорделось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном... проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильнаго... И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме, и отлучен был от дома Господня» (2Пар. 26:16–21).

Смертию наказан был и Оза за то только, что прикоснулся рукою к ковчегу Божию, касаться которого имели право только священники (Чис. 3:10): «Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2Цар. 6:6–7).

Возмутившиеся против Моисея и Аарона и присвоившие себе самовольно священническое служение Корей, Дафан и Авирон, по суду Божию, были поглощены землею живыми, а 250 сообщников их сожжены огнем, «вышедшим от Господа» (Числ. 16 гл.).

6) От кого получало содержание ветхозаветное священство и какое?

От народа. Священникам и левитам прежде всего принадлежала часть мяса приносимых в жертву волов и овец (Вт. 18:1–3). «Также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и начатки от шерсти овец отдавай ему (колену Левиину), ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял (пред Господом Богом твоим), спужил (и благословлял) во имя Господа, сам и сыны его во все дни» (Вт. 18:1–5. Лев. 7:8–10, 31–32).

Ветхозаветное священство получало от народа десятую часгь всех его доходов, как это мы уже видели (Евр. 7:5. Вт. 14:22–27). Смотр. пунк. 10 г) I отдела.

Кроме того священникам была отведена в достаточном количестве земля (Иез. 45:3–5), а для левитов – целые «города для жительства с предместьями их для скота их и для других выгод их» (Иис. Нав. 14:4). «Повели сынам Израилевым, чтобы они из уделов владения своего дали Левитам города для жительства; и поля при городах со всех сторон дайте Левитам. Города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их, и для всех житейских потребностей их » (Числ. 35:1–5).

Итак, ветхозаветное священство избиралось «от среды сынов Израилевых», избранные на священное служение посвящались на него чрез миропомазание особо составленным святым миром, облекались в особые священные одежды, «для славы и благолепия»получали права – учить, священнодействовать и благословлять народ, от него же за свое служение получали все необходимое содержание, десятую часть его доходов и землю.

Таковы были избрание, посвящение, права и содержание священства в Ветхом Завете.

7) Я в Новом Завете всякий ли желающий или избранный народом, может совершать священническое служение?

Нет, не всякий, а только избранный и поставленный на это служение Самим Богом чрез преемственное от Апостолов епископское возложение рук, сообщающее рукоположенному дар Святого Духа, дающего ему право учить народ вере Христовой, священнодействовать и управлять народом в делах веры; оттого ап. Павел и учит, что «никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как Аарон» (Евр. 5:4).

Как «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:5), ибо говорит Христос, «Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин. 8:42); так и Апостолы, первые священнослужители и священноначальники Христовой Церкви, не сами присвоили себе апостольское служение и не народ избрал и уполномочил их на него, а Сам Христос:

«Потом взошел на гору, и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3:13–15. Лк. 6:13).

«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1).

И сказал им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).

Ап. Павел говорит о своем избрании: «Павел, Апостол Иисуса Христа, по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей» (1Тим. 1:1). «Павел, Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1:1).

8) Какие Христос дал Апостолам особые, только им принадлежащие права?

Во-первых, – право учить:

«Идите наипаче к погибшим овцам дома израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:6–7. Мрк. 3:13).

«Идите, научите все народы..., уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20).

Во-вторых, – священнодействовать, то есть совершать богослужение и особенно св. таинства; как то, – крещение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19);

Причащение: «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19);

Исповедь и отпущение грехов: «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

«Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся'' (Ин. 20:21–23).

«Многие же из уверовавших приходили (к Апостолам), исповедуя и открывая дела свои'' (Деян. 19:18).

Рукоположение во диаконы, пресвитеры и епископы:

«Их (избранных во диаконы) поставили пред Апостолами, и сии (т. е. Апостолы), помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6).

«Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они (Апостолы) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).

Епископу Тимофею ап. Павел пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2Тим. 1:6).

Св. Апостолы получили право совершать вообще все таинства: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1Кор. 4:1).

В третьих, – управлять народом в делах веры:

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10; 16).

Св. Апостолы пользовались данною им властью управлять верующими, будучи всегда «готовы наказать всякое непослушание» (2Кор. 10:6): «Я предварял, пишет Коринфянам ап. Павел, и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу... Для того я пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости, по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2Кор. 13:2 и 10).

Отлучение ап. Павлом коринфского кровосмесника и обратное принятие его в Церковь (1Кор. 5:3–5 и 2Кор. 2:1–10), а также наказание смертью за вероломный обман Анании и Сапфиры ап. Петром (Деян. 5:1–10) наглядно показывают власть Апостолов над всеми верующими.

9) Откуда получали содержание за труды свои св. Апостолы?

Мы уже видели откуда, – от верующих: (Лк. 8:2–3. 10:7. 2Кор. 11:8–9. Филип. 4:10–18. Гал. 6:6. 1Кор. 9:7–14). Подробно смотри пункт 10-й первого отдела беседы.

10) Кто законные преемники Апостольской власти?

Законные преемники Апостольской власти – епископы Церкви Христовой, поэтому, где нет законных епископов, там нет и Церкви, как, напр., у раскольников и сектантов.

11) Как Апостолы поставляли на епископское служение?

Через возложение рук, которое заменило собою ветхозаветное миропомазание поставляемых на священническое служение:

«Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2Тим. 1:6).

«Не не ради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14).

12) Какое значение имеет Апостольское рукоположение?

В нем подается «дарование», или «дар Божий». Чрез Апостольское рукоположение Сам Дух Святой поставляет рукополагаемого в священную должность: так, призвав пресвитеров Ефесской церкви, ап. Павел сказал им: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

«Симон, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:18–23).

13) Какия особенные права принадлежат епископам?

Право рукополагать пресвитеров и диаконов, право судить и награждать их.

«Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Тит. 1:5).

«Рук, пишет ап. Павел епископу Тимофею, ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником чужих грехов» (1Тим. 5:22).

Из последнего места Св. Писания ясно видно, что не народ избирал и поставлял пресвитеров и диаконов, а епископ, иначе, при неудачном избрании пресвитера или диакона, он не был бы и ответственен, не был бы «участником в чужих грехах»: таким участником был бы избравший их народ.

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении, ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящаго; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим. 5:17).

«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1Тим. 5:19).

14) Какие общие права принадлежать епископам, а чрез них и пресвитерам Церкви?

Во-первых, – право учить истинам веры.

«Епископ должен быть... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

«Проповедуй слово, пишет епископу Тимофею ап. Павел, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4:2).

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим. 5:17).

Во-вторых, – право священнодействовать, то есть совершать богослужение и особенно св. таинства, в которых подается спасающая благодать Божия:

«Он поставил.., иных пастырями и учителями к совершению святых на дела служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11–12).

«Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

В третьих, – право управлять людьми в делах веры, обличая их «со всякою властию» (Тит. 2:15), как «начальствующие» (1Тим. 5:17) «наставники», которых они должны «уважать и почитать их преимущественно с любовью, за дело их» (Фес. 5:12–13).

«Сие (чтобы христиане жили благочестиво) говори, пишет ап. Павел епископу Титу, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (2:15). А епископу Тимофею пишет: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4:2).

«Младшие повинуйтесь пастырям», говорит ап. Петр (1Петр. 5:5).

«Повинуйтесь, учит ап. Павел, наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17). Как рождающие людей в духовную жизнь, учащие их истинной вере и наставляющие их на истинный путь жизни, наши пастыри именуются «отцами»: (Ин. 2:1. 2:18. Гал.4:19. 1. Кор.4:15); учителями: (1Кор. 12:28–29. Еф. 4:11. Рим. 12:6–7. Иак. 3:1) и наставниками: 1Кор. 4:15. Евр. 13:7 и 17).

15) От кого должно получать содержание новозаветное священство?

От верующих членов Церкви, – от которых получали содержание Христос и Апостолы (Лк. 8:2–3. Ин. 12:6. 13:29).

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:7, 13–14).

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6:6). Смотри еще часть І-я пункт 11-й.

16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство?

До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство, будет существовать на земле до пришествия Христа:

«Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века» (Еф. 3:21).

Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет» (1Кор. 11:26).

«Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам.

«Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:11–13). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе (Лк. 17:1. 18:8. Мф. 24:5, 11–13, 23–27. Деян. 20:29–30. 2Пет. 2:2 и др.), поэтому для совершения людей «святыми», для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира «Сей, т. е. Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24).

Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения.

О трехчинном составе церковной иерархии – епископах, пресвитерах и диаконах, и необходимости ее в истинной Церкви Христовой учат ближайшие ученики св. Апостолов и многие св. отцы и учители первых ее веков.

Св. Дионисий Ареопагит, говоря о епископах, как имеющих полноту «всех действий священноначальнического служения», учит: «а подчиненные – пресвитеры, диаконы и др. чины церковные, сами, последуя высшим, ведут вперед низших» (Писания отц. и учит. Церк., относящ. к истолк. прав. богосл. т. I по изд. 1855 г., 11–28).

Св. Климент, епископ римский, преемник an. Петра, пишет: «Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, а на левитов возложены свои должности»(Пис. мужей Апост. в рус. перев. прот. Преображенского. Спб. 1895 г. стр. 99).

Он же пишет: «Апостолы наши знали, чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине, они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (епископов, пресвитеров и диаконов) и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (Послание св. Климента к Коринфянам).

Св. Игнатий, епископ антиохийский, ученик Иоанна Богослова, в послании к Траллийцам пишет: «Необходимо, как и вы поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерам, как Апостолам Иисуса Христа... и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа»«Только та евхаристия (таинство причащения) должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он предоставил это... Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно». «Без епископов и Церковь не может назваться Церковию. Кто принадлежит Богу и Христу, тот с епископом. Делающий что-либо (из относящегося к Церкви) скрытно от епископа повинуется диаволу» («Писания мужей Апостольских»изд. Преображенского, стр. 369 и 421).

Он же пишет: «Епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора Апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа» (Пис. муж. Апост. 281 стр.). ‘ ;

Блажен. Иероним Стридонский учит: «Церковь, имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. IV, стр. 86).

Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13-я).

От самых времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской.

* * *

2

А. Фрикен. «Римские катакомбы». Изд. 1877 г. часть 2 стр. 228 и часть 3 1880 г.: «Изображение Спасителя, Богоматери, Апостолов у первых христиан»

3

Короткая одежда.

4

Долгая нижняя одежда.

5

Головное украшение.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle