Памятники московской древности

Источник

Содержание

Предисловие

Очерк монументально истории Москвы Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Успенский собор Благовещенский собор Древние чертежи Москвы Иван Великий Спас на Бору Чудов монастырь Церковь Рождества Предтечи Церковь Риз Положения, или Печерская Синодальный прежний Патриарший дом Вознесенский девичий монастырь Церковь Константина и Елены Благовещение на Житном Дворе Придворные Кремлевские церкви Церковь Рожественская Верхоспасский Собор Словущаго Воскресения, или обновления храма Воскресения Христова Распятская Церковь Церковь Св. Екатерины Мученицы Стретенский собор на сенях Спас на сенях у царевен Успение Богоматери Св. Апостолов Петра и Павла Св. Мученицы Варвары Государев дворец Царские терема Оружейная палата Потешный дворец Арсенал Кремлевские укрепления Спасские ворота Кремлевские Никольские ворота Троицкие ворота Покровско-троицкий собор Лобное место  

 

Памятники Московской древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы

Сочинение Императорского общества истории и древностей российских действ. Члена Ивана Снегирева

С тремя планами Москвы, двадцатью тремя картинами, по рисункам Академика Солнцева, отпечатанными красками и семнадцатью гравированными и литографированными рисунками.

1842–1845

Предисловие

Памятники Московской Древности, запечатленные историческими воспоминаниями и пережившие столько веков и столько испытаний, представляют нам остатки и вместе признаки древнего быта и бытия Москвы, проявление в ней городской и государственной, внутренней и внешней жизни народа и, так сказать, родословие города, который сделался сердцем и душой Государства. По связи своей с религией, нравами, обычаями, правлением, образованностью, они составляют священное достояние государства отличительное украшение древней его столицы и важный предмет истории отечественных художеств, тесно соединенной с историей народного образования; ибо прошедшее, по всеобщему закону перерождения, хотя изменится, но продолжается непрерывно в настоящем. История Москвы открывает нам, сколько существовало и сколько истреблено было таких памятников и вместе с тем письменных свидетельств, без коих и памятники, пощаженные временем, остаются безгласными и незначительными; даже самое восстановление и поновление иногда сглаживали с них черты их характера и стиля, наводя на них новый колорит, им не соответственный.

Но отечественные древности нашли себе защитника и чтителя в Самодержце Российском, который вступление свое на Престол ознаменовал в указе, 1826 года, уважением к священным памятникам древности и старины Русской, повелев их сохранять1, Руководствуясь сим высоким примером Царя, Г. Министр внутренних дел первый предложил составить описание древних памятников в Московской Губернии. Для приведения в исполнение сего предприятия, он отнесся к Московскому Генерал Губернатору Князю Д.В. Голицыну. Сей великодушный и просвещенный покровитель наук и художеств, обратился к Императорскому Обществу Истории и Древностей Российских о содействии к составлению описания Московских памятников, важных или но древности, или по особо замечательным происшествиям, как то: о монастырях, церквах, домах, развалинах и т. п. Общество сие, под председательством Его Сиятельства Графа С.Г. Строганова, приняв живейшие участие в этом деле, столь близком к цели его занятия, поручило своему Д. Члену Снегиреву составить план описания означенных древностей, который не только вполне одобрил Его Сиятельство Князь Д.В. Голицын, но и пожертвовал значительную сумму на издание2; оно было поручено им Гг. Ширяеву и Семену.

Таковы были побуждения к изданию в свете сей книги, посвященной древностям Кремля, Китая, Белого и Земляного городов Москвы.

По отношению церковных и гражданских памятников Московской древности и старины к эпохам истории самой столицы и художеств, признано за необходимое начать описание первых предварительным очерком монументальной истории города. В этом введении представлен беглый обзор внешнего и внутреннего состояния Москвы в каждую эпоху, изложены сведения о художествах, отечественных и иностранных художниках и памятниках, не столько по первенству самих искусств, сколько по их значению, появлению, употреблению и обрабатыванию; ибо характером художеств определяется характер эпохи и историческое их начало, развитие, или упадок от влияния внешних и внутренних причини. Сообразно с целью и предметом сего сочинения, пределом древности Москвы поставлено начало преобразования России и основание новой столицы, а пределом старины царствования Елисаветы. Как нередко одни и те же предметы встречаются в разных периодах: то и повторение оных оказалось неизбежным.

К этому введению в отечественную Археографию присоединено собрание видов и планов Москвы с XV по XVIII век, в коих для топографии искусства открывается объем и положение города в разные эпохи.

При разнородности частей, входящих в состав описания древних памятников, они требуют разностороннего рассмотрения; посему сочинитель отдавал себя на поверку в предметах религии и искусства мужам просвещенным и опытнейшим. В особенности он обязан глубокою признательностью за благодушное внимание Его Высокопреосвященству, Почетному Члену Императорского Общества Истории и Древностей Росс., Московскому Митрополиту Филарету, который удостоил рассмотрения и замечания несколько статей из сего труда.

По архитектурной части он пользовался благодарностию с совета П.С. Максютина, почтенного знатока Московской старины и заветных ее преданий.

В рассмотрении памятников живописи он руководствовался наблюдениями Академика Солнцева, который, по поручению Общества Истории и Др. Росс снял вернейшие рисунки с важнейших и достопримечательных художественных древностей Москвы, кои гравированы, но большей части, в Париже лучшими художниками и будут приложены к тетрадям по мере их выхода в свет.

Хотя великий труд Карамзина до XVII века навсегда останется необходимым для Русской Археологии и Истории; но после него много уже сделано любопытных и важных открытий в этой области, озаряемой критикой. Одно издание актов Археографической Экспедиции, под руководством Г. Министра народного просвещения, разливает новый свет на отечественную древность. Для дальнейших исследований и обозрения Московских древностей благопопечительное Начальство открыло Снегиреву свободный доступов в Архивы, казенной библиотеки, монастырские и церковный ризницы, где только можно предполагать существование доселе еще неизвестных и необнародованных материалов XVI, XVII и XVIII веков, найти поверку прежним, известным, сличить описание с самыми предметами. Сколько позволяли ему время, силы и способы, он пользовался Архивами: Московским иностранных дел, Придворным, Оружейной палаты, Разрядным и Государственным старых дел, где пересмотрел не одну тысячу бумажных книг и столбцов, и где не редко из чтения сотен пыльных и ветхих листов приходилось извлечь одну строку, важную и нужную для предмета исследований. Если продолжится отыскивание и разработка материалов: то, без сомнения, откроются еще новые пояснения нашей Древности. Работая в государственном Архиве, в одно время с известным и опытным Археографом и сочленом П.М. Строевым, сочинитель с признательностью пользовался его указаниями.

Почерпая из отечественных источников, несправедливо было бы пренебрегать чужестранные, особливо отличающиеся вероятностью; ими дополняются первые. При изображении прежнего быта в Московском мире, можно ли обойтись без Герберштейна, Адама Климента Контарини, Рафаила Берберине, Принца Буххавского, Олеария, Майенбурга, Лизека, Таннера и пр.?

Кроме сих средств, археограф прибегал к пособию частных библиотек, где иногда удавалось ему находить неожиданные и драгоценные материалы. С благородным радушием открывали ему свои книгохранилища: Граф С.Г. Строганов, А.Д. Чертков, Князь М.А. Оболенский, П.А. Муханов, И.Н. Данилович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, Ф.Л. Морошкин, П.М. Строев, и В. Киреевский, Л.И. Лобков, И.Н. Царский и Рогожского кладбища общество.

Как материалы нашей древности и старины, состоящее в письменных и неписьменных памятниках, рассеяны и таятся в разных местах, не всякому доступных и известных, и открываются счастливым случаем: то сообщением и указанием оных, так равно полезными замечаниями, автор обязан почтенным любителям и знатокам оных3. Такое содействие и участие показали ему сколько уважения к благонамеренному его труду, столько и к самому предмету, удостоверив, что Русское сердце всегда откликнется на знакомый ему призыв, и что любовь к древности отечества неразлучна с любовно к нему.

Оканчивая сим искренним отчетом о побуждениях и средствах к изданию сего опыта описание древностей в Московском мире, сочинитель не может умолчать о том незабвенном и для него лестном участии и поощрении, какое оказали ему Их Сиятельства Граф С.Г. Строганов и Князь Д.В. Голицын неоднократным приглашением его в свои кабинеты для чтения его исследований.

Нужно ли здесь говорить о цели сего издания, понятной для всякого благомыслящего и образованного соотечественника открытой в самом содержании? Если сим опытом положено начало к дальнейшим исследованиям, если он обратит просвещенное внимание на самые предметы, столь драгоценные для сердца Русского и соединяющие в себе древность и святыню: то сочинитель осмеливается почитать труд свой, сколько бы он ни был далек от совершенства, не лишним.

* * *

1

Журнал Министерства внутренних дел 1831 г. книжка IV, стр. 114.

2

Русский исторический сборник, изд. Обществом Истории и Др. Росс. т. III, протоколы 1838, Апр. 15 и Окт. 1.

3

Протоиереям П.М. Терновскому и Ф.А. Голубинскому, Заслуженному Профессору И.И Давыдову, А.Ф. Вельтману, И. И. Иванову, И.С. Лебедеву, М.С. Гастеву, М.Я. Диеву, П.В. Шереметевскому, И.Н. Лобойке К.И. Аверину и Т.Ф. Большакову.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle