Источник

Покровско-троицкий собор

Этот единственный в своем роде храм, возвышающийся на покатом холме пред стенами Кремля и господствующий над Красною площадью, известен в отечественных грамотах и летописях под именем Троицкого и Покровского собора, а в народе слывет просто Василием Блаженным. Иностранные писатели XVII столетие называли его Иерусалимом, вероятно, по приделу входа во Иерусалим, по торжественному хождению Патриарха в Цветоносное Воскресение и по некоторому сходству с Иерусалимским храмом. От местности своей он именовался на рву, потому что на оконечности площади, имеющей неровную пологость к Москве реке и к стене Кремлевской, был прежде глубокий ров, в последствии засыпанный. До построения сего храма в древности на этом месте находилось кладбище с деревянною церковью во имя Св. Троицы на рву; примыкавшая к ней площадь называлась Троицкою. На этом городском погосте в 1552 году, Августа 2, погребен был Христаради юродивый Василий Блаженный, который прославился в народе подвигами благочестия и чудесами, а при дворе грозного Иоанна своими предсказаниями. Его могила послужила основанием великолепному храму, памятнику завоевания двух Царств.

Церковь Василия Блаженного

В благодарность к Богу за покорение Казани, Царь Иоанн Васильевич в 1554 году, на Казанские деньги поставил здесь обетный храм Покрова Богоматери, освященный Митрополитом Макарием, того же года Сентября 30. На другой год летом сия деревянная церковь была разобрана и вместо ее заложена каменная о девяти верхах, Покрова Божией Матери и Св. Троицы с разными приделами.1090 О построении этой церкви скажет нам сама летопись: «Государь велел заложить церковь каменну Покров о девяти верхах, который тогда был преже древян, о Казанском взятье у Флоровских ворот надо рвом придел той же церкви Живоначальныя Троицы, Николу Чудотворца Вятцкова; а преже того за два года заложена едина Троица, и Государь велел прибавить к той же церкви храм Покрова Богоматери и приделы и поставити церковь древяну Св. Николы Вяцтково и с его образа написати в новый храм Покрова, и свяща ю Митрополит Июля в 29 день».1091 Через семь лет после того, «Октября 1 священы приделы в новом городе у Флоровских ворот, что ставлены о Казанском взятии и Астраханском, Живоначальная Троица, да Вход во Иерусалим, да Никола Великорецкой, Кипреан и Устина, Варлам Хутынский, Александр Свирский, Григорий Епископ Арменский, Александр, Иван и Павел, новые Патриархи Цареградские; а были тут Царь, Царица, Царевичи. А большая церковь средняя Покров тогда не совершена». Из последних слов видно, что церковь Покровская и в семь лет еще не отстроилась и, как предполагать надобно, не прежде совершена, как в конце XVI века. Когда же гроб Василия Блаженного прославлен был разными чудесами и, по сказанию летописца, «мнози от различных недугов исцелишась»1092 тогда в 1588 году сын и преемник Иоаннов Феодор I повелел воздвигнуть над св. его мощами каменный храм и уставить день празднования новому Московскому чудотворцу 2 Августа.1093 К нему в 1589 году, Июля 3, присоединены мощи другого подвижника, Иоанна юродивого, прозванного водоносцем и большим колпаком от того, что он носил воду для других и надевал на голову большой железный колпак. Подвизаясь в юродстве и в тяжких веригах, он предсказал бедствие Годунову.

К сожалению, нам неизвестно имя зодчего этой диковинной церкви, которая оригинальным зодчеством своим составляет исключение из господствовавшего в XVI веке стиля; но памятно народное предание, повторенное иностранными писателями, будто Царь Иоанн Васильевич, столь был доволен зданием, что велел выколоть глаза зодчему, дабы он не мог произвести ничего подобнаго.1094 Сходное с сим сказание разносилось в Италии об участи зодчего Венецианского собора в честь Св. Марка. Выражая удивление современников редкому произведению искусства, такое предание дает повод думать, что зодчим Московского храма был из числа тех Фрязинов, которые украсили Москву памятниками церковного и гражданского зодчества.

В начале XVII века, когда сей храм вполне еще сохранял тот вид, какой дал ему художник, Датский Принц Иоанн младший так изображает его в путевых записках.1095 «Пред замком на южном конце большой четвероугольной площади, на круглом возвышении стоит храм, называемый Иерусалимом. Он построен почти четвероульником, однако с большим разнообразием в Формах; на нем девять башен, покрытых жестью (ßleiѫ?) столь искусно и красиво, что нельзя не удивляться. Внутренность его снизу до верху наполнена капеллами, или приделами, коих считают до ста (?); там стоят образа Святых. В одном из нижних приделов днем и ночью всегда горят восковые свечи; туда всякой ходит молиться». Но Сам. Маскевич 1611 года полагает там не более 30 алтарей, из коих все нижние обращены были у Поляков в конюшни, а серебряная рака над мощами Василия Блаженного оборвана.1096 После того, спустя 60 лет, I. Struys, обозревавший Московский Иерусалим, говорит, что «церковь Иерусалимская бесспорно прекраснее всех прочих. Хотя и полагают, что она построена по образцу храма Соломонова; но я не видывал ничего ей подобнаго, ни ровнаго. Церковь сия расположена на весьма пространном месте, окруженном богатейшими купеческими лавками»1097.

Неизвестно, пощажен ли был сей памятник церковного зодчества пожаром, который в Польское нашествие испепелил весь Китай-город; но другие пожары в XVII веке наносили значительной вред этому зданию, окруженному тогда разными строениями, большею частию, деревянными. Так в 1626 году от загоревшегося верха на церкви Живоначальной Троицы на рву распространился пожар по всему городу. Когда в 1668 году, 29 Августа, в день тезоименитства Храмоздателя, в Китае все дворы и ряды сделались жертвою пламени: тогда на церкви Покрова сгорели все главы1098 и, вероятно, не уцелела и внутренность ее; потому что в следующий праздник Покрова Богоматери крестное хождение было к Николе явленскому, или явленному на Арбате, где находился престол в честь сего праздника.1099 Вскоре после мора, бывшего в Москве при Царе Алексее Михайловиче, по Государеву указу, уничтожено кладбище при Покровском соборе на рву; он огорожен был деревянными надолбами.

По свидетельству Географического Словаря Щекатова и Максимовича, при возобновлении Покровского собора, в 1680 году перенесены были в недра его престолы пятнадцати церквей, стоявших на Красной площади, именно: Св. Параскевии Пятницы, Василия Кесарийского, Богоявления Господня, Феодосии девицы, Евангелиста Марка, Иоанна Предтечи, Риз положение, Преподобного Сергия, Св. Николая чудотворца, Рождества Христова, Афанасия и Кирилла, Зачатия и Рождества Богородицы и Всех Святых. Но в писцовой книге 1689 года упоминаются сии церкви на площади с означением занимаемого ими пространства; по сему переставление некоторых из них в Покровско-Троицкий собор относится к концу XVII века. В описании России И. Кирилова 1727 года упомянута соборная церковь Троицкая на рву с приделами; при Петре в 1701 году на Красной площади стояла уже Комидиальная храмина. В 1682 году, по указу Царя Феодора II, на церкви Св. Василия Блаженного сооружена железная глава, обитая досчатым железом по образцу глав Покровского собора. На Это строение деньги взяты были из приказа Холопьяго суда. Тогда же вокруг приделов под главным карнизом на гончарных луженых плитках изображена надпись, уничтоженная за ветхостью в 1782 году, но сохраненная в Путеводителе к древностям Московским, 1792 г. Спишем эту летопись, наполненную анахронизмами1100:

«Божиим благоволением и Пречистой Богородицы милостию и всех Святых молитвами, повелением Благочестиваго Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России, и Преосвященнаго Макарие Митрополита, лета 7062 (1554) году, начата созданием сия церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да на том же основании девять церквей: 1. Вход во Иерусалим, 2. Живоначальныя Троицы, 3. Иже во святых отец наших трех Патриархов Александра, Иоанна и Павла новаго, 4. Святых священномученик Григория Великия Армении и Киприана, 5. святыя мученицы Устинии, 6. Преподобнаго Александра Свирскаго, 7. Варлаама Хутынскаго, 8. Великаго Чудотворца Николая, 9. Феодосии девицы. И поставлена бысть сия святая церковь, егда сам христолюбивой Царь Иван Васильевич, всея России, со всеми своими воинствы ходил в Казань и многих там ноби, и разори и град взя, и Царь Казанскаго с Мурзами привез в Москву». А при сыне его, Благоверном Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, всея Великие, и Малыя и Белыя России Самодержце и по благословению Святейшаго Патриарха Иоакима, Московскаго и всея России,1101 та церковь и колокольня расписана в главы железныя покрыты дощатым железом, разными образцами, и полужены; церковь и паперти покрыты черепицею. Да у той же церкви, повелением благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича, всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, и по благословению Святейшаго Патриарха, в 7188 (1680) году,1102 вновь сделанных каменных восемь церквей, вместо тех, которыя были деревянныя на Красной площади».

«А именно: 1. Рождества Богородицы, где почивают мощи Иоанна Блаженнаго, под спудом. 2. Василия Блаженнаго, где почивают и мощи его, под спудом же; 3. Великомученицы Параскевы; 4. Василия Великого; 5. Иоанна Предтечи; 6. Всех Святых, под колокольнею; 7. Богоявление Господне; 8. Сергия Чудотворца, освящена 7185 (1614) года, индикта 15, Февраля 4 день».1103

На медной дске, вы ставленной в Васильевской церкви, изображена следующая древняя надпись Покровского и Василия Блаженнаго собора, что на рву: Бжимъ благоволенїемъ и пречистыѧ Бцы млтїю и всѣхъ стыхъ матвами, повелѣнїемъ благочестиваго Црѧ ї Великаго Кнзѧ Їоанна Васильевїча всеѧ Россїи и Преосвѧщеннаго Макарїѧ Митрополита всеѧ Россїи, в лѣто и отъ сотворенїѧ мїра зщб отъ Рождества же по плоти Бога Слова 1554 года начата созиданїемъ церковь Покрова Пресвѧтыѧ Бцы, да на томъ же основанїи восмь церквей: (исчислены все теже, что и в первой надписи кроме 9 придела Св. Феодосии девицы) и поставлена бысть сїѧ стаѧ церковь, егда самъ хрстолюбивый Царь Їоаннъ Васильевичь всеѧ Россїи со всѣми своими воинствы ходи въ Казань, и многихъ тамо поби и разори и градъ взѧ и Царѧ Казанскаго съ мурзами привезе въ Москву.

Повелѣнїемъ же и щедротою Благочестивѣйшїѧ и Самодержавнѣйшїѧ Великїѧ Государыни Императрицы Екатерины ІІ, соборнаѧ онаѧ Покрова Пресвѧтыѧ Бцы церковь съ придѣлы возобновлена, црствованїѧ еѧ въ 23 лѣто, отъ Рождества Хрстова въ 1784 годъ, при Наслѣдникѣ еѧ Блговѣрномъ Гдрѣ Цесаревичѣ и Великомъ Кнзѣ Павлѣ Петровичѣ и супругѣ его Блговѣрной Гдрїнѣ Великой Кнѧгинѣ Марїи Ѳеодоровнѣ и чадѣхъ ихъ Блговѣрныхъ Гдрѣхъ В.К. Александрѣ Павловичѣ, Константинѣ Павловичѣ, и Благовѣрной Гдрнѣ В.К. Александрѣ Павловнѣ, при главномъ начальствѣ и дирекцїи Свѧтѣйшаго Правительствующаго Сѵнода Члена Преосвѧщеннѣйшаго Платона, Архїепископа Московскаго и Калужскаго и Свѧтотроицкїѧ Сергїевы Лавры Сщенно Архимандрїта. Возобновленїе производилось на быданную казенную десяти тысѧчь рублевую сумму, подъ смотренїемъ онаго собора Протоїереѧ Іоанна Герасимова.

Этот собор в 1737 году, памятном по гибельному пожару, испытал одинакую участь с Москвою; тогда в Покровской и Васильевской церкви с 18 при них приделами сгорели алтарные иконостасы, сени, крыши, окончины, ставни, св. иконы и вся утварь без остатку.1104 Сенатским указом того же года велено: «в Покровском соборе и в церкви Св. Василия блаженнаго, что на рву, и при том соборе 18 церквей исправить от Коллегии Экономии». Но только через два года, Архитектор И. Мичурин подал в Коллегию смету, чего будет стоить возобновление этого храма, и уже в царствование Елисаветы Петровны 1744 года это приведено в исполнение на деньги, выданные из Коллегии Экономии.1105 Тогда же снят с этого храма план с описанием, хранящийся в Московском Государственном Архиве. В течение сорока лет это многосложное здание потребовало новых поправок. Императрица Екатерина II обратила на него свое внимание; на возобновление и украшение его, как сказано в приведенной надписи, она пожаловала 10000 р. С пожертвованием благочестивых вкладчиков на эту сумму Покровский собор был восстановлен; внутренние стены его расписаны, старые иконостасы заменены новыми, шпили его верхов покрыты гончарною черепицею, самые главы раскрашены.

В 1812 году, этот собор, подобно Кремлю, обречен был Наполеоном на истребление; в приказе своем от 19 Сентября Император Французов велел начальнику Артиллерии Ларпбоасьеру1106: срыт сей храм (démolir lа mosquée!) Но священный памятник благочестия Русских Царей, переживший два века с половиною, уцелел от разрушения, хотя и не избег от разграбления; по выходе врагов из Москвы, вскоре он приведен был в устройство и Декабря 1 того же года торжественно освящен Преосвящ. Августином. В 1817 году, возвышенная площадка, на коем стоит этот храм, была очищена от деревянных лавок и других пристроек, кои ее загромождали; вся она выровнена и превращена в террасу, обложенную с северо-восточной стороны тесаным диким камнем и огороженную железными перилами. Пространство между Покровским собором и Кремлем, также очищенное, образует широкую улицу, служащую продолжением Красной площади до самой набережной.

К этому надобно присоединить внешнее и внутреннее украшение этого храма, которое сделано благочестивым усердием старосты его А.И. Озерского. Его старанием он восстановлен по многим частям в прежнем его стиле, внешние его стены, купола и главы покрыты разными красками, соответственно пестроте орнаментов и деталей, кресты и яблоки на главах, вместо железных, сделаны медные и вызолочены; внутренние стены расписаны в том же стиле, иконостасы и некоторые приделы благолепно возобновлены.

В таком виде теперь представляется нам этот храм, после стольких пожаров, перестроек, поновлений, после расхищения Поляками и Французами. Сравнивая его вид назад тому два века у Олеария1107 с настоящим, находим значительные перемены в его внешности; многие детали и орнаменты при переделках или уничтожены, или заменены другими: на осмерике среднего храма нет уже восьми главок над теремками, или кружалами, ни открытых парапетов, кои уступили место крытым Переходам с тройными сводами вокруг церквей. Первоначальное число девяти глав соответствовало девяти чинам Ангельским; теперь их десять. Вместо трехверховой колокольни, сооружена в конце XVII века пирамидальная на осмерике.

Все это многосложное здание, носящее на себе печать разных веков и стилей, состоит из среднего осмерика пирамидальной фигуры, обставленного большими и малыми куполами с главами; вокруг его идет крытая галерея с пролетами, на 24 колоннах. Стилем своим средняя церковь сходствует с современными ей церквами в селе Коломенском и на Кремлевском Троицком подворье, изображенном на картинах коронования Царя Михаила Феодоровича. Она отличается причудливою роскошью в архитектонических орнаментах, по большей части, состоящих из сложных кружал, или кокошников, стрельчатых городков, карнизов, валиков и тому подобных украшений из лекального кирпича. Большие верхи разного вида состоят из восьмигранных столбов с шеями, увенчанных главами то чешуйчатыми, то ложчатыми, то диагонально перевитыми и подобно ананасу, зубчатыми. Столь разнообразные их орнаменты и детали представляют вам причудливое смешение стилей Мавританского, Готического, Ломбардского, Индейского и Византийского. Трибуны малых глав состоят из тройных кружал, выходящих одни из других; цилиндрические шейки или фонари их с узкими продольными окнами. Главные входы, или наружные выступы с ступенчатою лестницею в церкви на север и юг на столбах с крышею, над коей с каждой стороны возвышаются по два шатра. Один ведет прямо в церковь Входа во Иерусалим и в Покровский собор, а другой в церковь Св. Николы Великорецкого, куда бывали, как увидим далее, крестные ходы. С севера вход ведет в нижнюю церковь, в которой прежде южное и северное предхрамие составляло открытые проходы под арками с пролетами. Внутренность храмов, большей частью, тесная и мрачная, не соответствует наружности своими орнаментами; своды стрельчатые и коробовые. Заметно, что в этом здании многим пожертвовано фасаду.

Не смотря на такую многосложность и разнообразие частей сего здания, оно представляет нам единство мысли в символическом значении. Восемь его глав образуют четвероконечный крест. Кто знает, может быть, завоеватель царств Казанского, Астраханского и Сибирского, разнообразною купою сих храмов хотел проявить величественную совокупность владений Русского государства и покорение Кресту врагов Христовых. Зодчий, по видимому, был только раболепным исполнителем мысли Самодержца, коей он должен подчинить законы искусства.

Прежде мы привели свидетельства иностранных писателей XVII века об этом необыкновенном памятнике церковного зодчества; теперь еще взглянем на него чужими глазами в новейшем описании Виконта Дарленкура в 1843 году.1108 «Как изобразить это здание – говорит он – самое непостижимое и чудное, какое только может произвести воображение человека! Двухярусный этот храм разделен на 20 приделов со сводами, имеющих сообщение одни с другими. На нем 16 башен и 16 (?) куполов больших и малых, каждый различинаго стиля; они представляют все цветы драгоценных камней Востока. В самой пестроте сего азиатскаго памятника проявляется безпримерное богатство изобретения и свобода идей. Над его луковичными куполами, похожими то на слепление сталактитов, то на мозаику из самоцветных камней, возвышается пирамидальный шпиль, оканчивающийся золотым шаром: там группируется без порядка и плана масса маленьких портиков индейских, киосков китайских, колонок греческих и пристроек византийских. Все это вместе можно бы почесть произведением варварским, если бы искусство не было там разточено щедрою рукою».

Теперь всех престолов главных и придельных в этом соборе одиннадцать: Живоначальные Троицы, Входа во Иерусалим, Рождества Богородицы, Покрова Пресв. Богородицы, Св. Василия блаженнаго, Иоанна милостивого, Александра Свирского, Святителя Николая Великорецкого, Григория Великия Армении, Варлаама Хутынского, Адриана и Наталии. Кроме некоторых древних образов, алтарные иконостасы новые, другие теперь возобновляются; из первых особенно замечательны в художническом и историческом отношении два местные образа в нижней церкви: 1) Св. Троицы, повидимому, современный иконе сего имени в Троицко-Сергиевой лавре и стольже замечательный по стилю своему и 2) Св. Благов. Князя Александра Невского с деяньем, писанный искусною кистью на золоте; оба вероятно, XVI века и в Византийском стиле. Так называемые приделы там составляют отдельныя церкви, окруженные узкими обходами, как бы улицами с площадками, кои ведут от одной к другой. Обширнее всех храм Покрова в осмерике; внутренние стены его, подобно церкви С. Николая Великорецкого, с лозговинами, приставными полуколоннами и карнизами; окна в четыре света с внутренними рассветами. Никольская церковь замечательна прекрасным иконостасом в старинном вкусе и надписью на стене, где изображено сказание о причине сооружения сей церкви и крестного хода. В нижней церкви опочивают под спудом св. мощи Василия блаженного, которого железные и медные вериги и кресты с изгладившимися почти писменами лежат на его раке; в придельной церкви Рождества Богородицы также под спудом мощи Иоанна Христа-ради юродивого. На железных его веригах, состоящих из толстой колчатой цепи, круга и пояса, видны неразобранные письмена; железный колпак его сохраняясь до 1812 года; в 1782 году все они, по изустному преданию, весили 1 пуд, 30 фунтов. Прежде в колокольне была церковь во имя Богоявления Господня, при ней в другой связи церкви во имя Препод. Сергия, Всех Святых, Апостола Андроника и Св. Марии Египетской, переставленные сюда с Красной площади. К северной и южной стене пристроены были упраздненные в 1782 году храмы: Св. Параскевии пятницы, Св. Иоанна Предтечи и Василия Великого. От древннго кладбища его остался один камень с начертанием слов: Їюнѧ ѯ61.

С историею этого многопрестольного собора соединено воспоминание о крестных ходах и св. обрядах, кои к нему относились. С XVII века бывали сюда из Успенского три крестные хода, учрежденные Царем Иоанном Васильевичем: 1) в большой праздник Покрова Богоматери 1 Октября, 2) в праздник рождества Св. Николая 29 Июля к придельному храму Николы Великорецкого, которого чудотворный образ приносим был из Вятки в Москву 1555 года,1109 и 3) наконец в праздник Входа в Иерусалим, когда Патриарх в сопутствии крестов и хоругвей шествовал на осляти к Иерусалимской церкви; пред ним везли на санях огромное дерево, украшенное овощами и искусственными цветами; отроки в белых одеждах подстилали Святителю одежды на пути и пели: Осанна и проч. Это духовное торжество, окончившееся с XVII веком и с Патриаршеством, называлось Ходом Иерусалима.1110 Из этих трех ходов доныне сохранился только один Покровский.

Цари Российские притекали с молитвой ко гробу Блаженного; сам Борис Годунов в 1588 году, туда приносил зимою больного сына своего младенца.

В храмовые праздники этого собора, причисленного к нижним, слушали в нем божественную литургию Цари Михаил, Алексий и Феодор. По преданию, Императрица Елисавета Петровна имела особенное благоговение к св. Василию блаженному.1111 Когда Царь Иоанн Васильевич в 1551 года учредил в столице своей, по числу вселенских соборов, семь Московских соборных церквей: тогда в число их включен и Покровский; Протопоп его был одним из семи поповских старост, которые наблюдали за церковным благочинием и сбирались ежедневно в поповской избе у сего собора.1112 Там при всякой придельной церкви прежде был особый священник с причетом. В ризнице сохранился покров на св. мощи Василия Блаженного, низанный жемчугом – вклад Царицы Анастасии Романовны.

К достопамятностям его принадлежит еще и то, что в нем, 1595 года, хранилась большая казна, которую покушались было разграбит Князь В Щепин и В. Лебедев с сообщниками и в тоже время зажечь Москву; но заговор был открыт и злоумышленники казнены. Нищие, здесь собиравшиеся под покров Св. Василия, блаженнаго по нищете духа, слыли Васильевскими; наравне с Успенскими, Архангельскими и Чудовскими они получали в праздники милостыню от Царя и Патриарха.1113

* * *

1090

Никон. Летоп. VII, 232, 238.

1091

Карамз. И. Г. Р. VІІІ, пр. 363 и 587.

1092

Хронографь скорописн, конца XVІІ века, в лист.

1093

Карамз. И. Г. Р. X, 283.

1094

Moscovia gloriosa. Erfurt, 1741, in 12.

1095

Johannis des jungern Herzogs von Dännemarkt Russische Reise u. Einzüge в Büschings Magazin für die Historie u. Geographie, Th. VII.

1096

Рукопись Филарета Патриарха Московского и всея России. М. 1827, в 4.

1097

Les voyages de I. Struys en Moscovie, t. I, à Boaeu, 1724, в 12.

1098

Летопись скорописная, конца ХVII века, в лист.

1099

Вязниковский сборник, скороп. XVII века, в 4.

1100

Сын отечества, 1839, N. XII, в смеси стр. 63.

1101

Вместо: при Царе Феодоре Алексиевиче.

1102

При Царе Феодоре I Патриархом был Иов, посвященный 1589 г. Января 23.

1103

Неверно показание года; 7188 соответствует 1677.

1104

Дела о Троицком пожаре 1737 года, N. 1476, в Разрядном Архиве.

1105

Дела Коллегии Экономии в Государ. Архиве, 1744 года.

1106

Данилевского описание отечественной войны в 1812 году Т III. Спб. 1839, в 8.

1107

Ausführliche Beschreibung der kundbaren Reise Nach Moscow und Persien. Schleswig. 1647, in f.

1108

L'Etoile po1aire, 2 t. Bruxelles. 1843, in 12.

1109

Сборник скорописный XVII века, в 4, в библиот. А. И. Озерскаго.

1110

Выходы Государей Царей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича, изд. П. Строева. М. 1844, в 4.

1111

Летопись о многих мятежах. Спб. 1771, в 12.

1112

Акты Археографич. Экспедиции, I, № 252 и II, № 223.

1113

Дела Патриаршего Приказа.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle