Источник

Церковь Константина и Елены

Существовала ли эта церковь при В. К. Димитрие Донском, летописи ничего не говорят; но при нем были уже Константиноеленские ворота Кремля, вероятно, получившие свое название от церкви. В 1470 году летопись упоминает о пожаре на Подоле близь церкви Константина и Елены от двора Богдана Носова.804 Неизвестно также, после пожаров, не возобновила, В. К. Елена Глинская, сию церковь в честь своего ангела. В делах придворного Архива 1630 года значится: «церковь Царя Константина, что в Кремле городе у стены;»805 потом она называется, по своему местоположению, что под горою, а переулок, бывший близ нее, Цареконстантиновским. Церковь сия, прежде, вероятно, деревянная, вместе с Кремлем испытывала бедствия частых в нем пожаров.

Дела придворного Архива показывают, что в 1651 году Боярин Илья Данилович Милославский строил сию церковь каменную, которую потом возобновила в 1692 году Царица Наталия Кириловна и Царевич Алексей Петрович. С того времени сохранила сия церковь свой прежний тип и мало потерпела от позднейших переделок и поновлений; к ней пристроена довольно обширная трапеза с восьмигранною колокольней. В 1756 году, в ней возобновлены иконостас, стенное и иконное письмо, исправлены ветхости под смотреньем Князя Д. Ухтомского.806 Разграбленная неприятелями в 1812 году, она долго служила пристанищем для разоренных церковнослужителям и сторожам.

Самый храм составляет квадратное здание, построенное из тяжеловесного кирпича; по углам его выдаются лопатки; окна с теремками вверху, в два света; с южной и северной стороны вхожия крыльца; а с западной над входом или притвором колокольни под всею церковью обширные подвалы, прежде служившие помещением для церковнослужителей и сторожей. Глава над нею на глухом подглавии, осененная четвероконечным крестом с полумесяцем при подножии. Другая малая глава над трапезою означает придельный храм. Внутренность церкви стилем соответствует внешности; свод ее стрельчатый; в стенах голосники. Иконостас старинный в пять поясов с витыми столбиками, коими разделяются иконы Греческого письма, конца XVII века. Возобновленный храм сей в 1837 году, Сентября 22 освящен Митрополитом Филаретом.

На правой стороне к трапезе устроен крестьянином Княгини Голицыной Феодором Сидоровым благолепный придел во имя Св. Николая, который и прежде здесь существовал; ибо в делах Государственного Архива упомянуто о починке его в 1741 году. Когда при этой церкви жили дворами священно и церковнослужители Успенского собора, она была их приходскою, как показывают и подписи на каменных дсках, вставленных в стены церковные. Между прочим на одной значится, что ϯаткг (1323) года погребен здесь ключарь Успенского собора Евдоким; но вероятно по ошибке, вместо ѱ начертано т. По сему должно отнести время погребение к 1723 году, когда уже считали лета от Рождества Хр. а в XIV веке от сотворение мира. Другие подписи в стенах не ранее конца XVII века. Как при этой церкви, смежной с Константиновском застенком, находился Разбойный приказ: то уличенные в преступлении приводимы были здесь к присяге и к увещанию, прежде чем отводились в застенок на пытки.

Так церковь сия приписана была в 1786 году к Чудову монастырю, а после 1812 года, к Вознесенскому. Теперь она окружена аглийским садом там, где еще в начале ХVIII веке простирались тесные улицы и переулки между разными дворами.

* * *

804

Карамз. И. Г. Р. VI.

805

Дела придворного Архива 7138 г.

806

Дела Архитектора Кн. Ухтомского в Разрядном Архиве.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle