Источник

Церковь Рождества Предтечи

Церковь Рождества С. Иоана Предтечи в бору, известная по пределу под именем С. Уара мученика

В юго-западной части Кремля, у Боровицких ворот, возвышается, отдельно от прочих зданий, древняя церковь Рождества Иоанна Крестителя, известная более по придельному ее храму под именем Уара мученика. Как место это искони занято было бором: то и церковь доныне слывет на бору и под бором, подобно смежному с нею храму Спаса Преображения, и бывшему прежде Предтеченскому монастырю на другом берегу Москвы реки, что ныне церковь Св. Иоанна Предтечи, приписанная к храму во имя Черниговских чудотворцев на Пятницкой. В 1636 году Предтеченская церковь именовалась: что у Аргамачьих или Государевых конюшен652, от смежности с ними, а от близости к Дворцу – на дворце653. По указу Царя Алексия Михайловича, в 1658 г. и Боровицкие ворота переименованы Предтеченскими по этому храму, с ними соседственному.

Боровой холм над рекою, занимаемый храмом Рождества Крестителя, которого празднество приходится в летнее солнцестояние и языческое торжествование Купалы Славяне Русского мира, напоминает нам те холмы и горы, на коих возжигался Купальский огонь в летний праздник Предтечи. Летописи нам ничего не говорят о значении сего места в эпоху дохристианскую, но даже и в христианскую эпоху на севере России совершались языческие обряды Купалы, во всю Ивановскую ночь; ибо Стоглав свидетельствует нам, что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы, и песни сатонинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скареденными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесини омываются водою». Таково было празднование Купалы в Москве, в XVI веке! Как не редко места языческих требищ освящались сооружением на них церквей: то, может быть, и на этом холме, где в древности пылали Купальские огни, воздвигнут древнейший на Москве храм во имя Крестителя, соименного Иоанну Калите; вероятно, образцом ей служила Новгородская церковь Иоанна Предтечи на Петрятине дворе, поставленная в начал XII века Новгородским Князем Всеволодом Мстиславичем654.

Нам неизвестно, когда и кем именно сначала построена эта церковь; только летопись называет ее первою на Москве, срубленною в лесу, который покрывал это урочище. При ней Первосвятитель Петр основал Митрополичий двор; с тех пор она на Петровом дворе, подобно Новгородской, ей соименной, называлась соборною655. Великий Князь Василий Темный в 1461 году, вместо ветхой деревянной, построил каменную; через 32 года, она сгорела и обрушилась в пожар, происшедший в Москве oт небесного огня656; тогда же под ее подвалами, или споями, сгорела казна Великой Княгини Софии Фоминишны. После этого, сын Темного Иоанн Грозный воздвигнул новую каменную церковь, которая освящена была 1509 года, Ноября 5 Митрополитом Симоном. В память рождения Царевича Димитрия, который, по древнему обычаю, в день рождения наречен Уаром, а при крещении Димитрием, пристроен к ней придел в честь С. Мученика Уара на месте древней церкви во имя С. Варлаама Хутынского, которому с XV века, Ноября 6, установлено праздновать в Москве и во всей России.

Неизвестно нам состояние Предтеченской церкви во время пребывания Поляко-Литовцев в Москве; но, вероятно, она испытала туже бедственную участь, какой подверглись все Кремлевские церкви от грабительства врагов и от многих пожаров, опустошавших Кремль; ибо, кроме стен, в ней не находим ни одного памятника прежних веков, ни утварей, ни икон, ни хартий; заметны только позднейшие пристройки и поновления, отчасти изменившие стиль и характер ее зодчества, сходного с Новгородским церковным. В XVII веке при ней находилось кладбище, огороженное надолбами, под коим состояло земли 12 сажень вдоль и 9 поперек. Указом Царя Алексия Михайловича запрещено было при ней погребать умерших657. В начале XVIII века церковь сия окружена была разными зданиями каменными и деревянными; с одной стороны набережными палатами, с другой потешным конюшенным двором, где были конюшенная канцелярия, казначейская и цальмейстерские конторы, конская аптека; близ самой церкви стоял сарай с драгоценными каретами Цесарскою, Долгоруковскою, Меншиковскую Московской работы. В Троицкий пожар 1737 года, огонь, из Белого города проникший в Кремль, обхватил все сии здания, стесненные пространством658: тогда обгорели стены Предтечевской церкви и погибла древняя ее ризница; но вскоре храм был возобновлен Архитектором Мичуриным и потом причислен к ружным церквам. Разграбленная и обезображенная врагами в 1812 году, по выходе их, церковь сия с папертью служила пристанищем для бесприютных церковников; потом приведена в устройство и освящена. При возобновлении ее сломана и каменная щитообразная колокольница на северной стене церкви и паперть на западной стороне; после она обнесена каменным парапетом вышиною аршина в 3 с лестницею. Тогда же при сравнивании земли, на южной сторон открылось основание деревянного здания, примыкавшего к самой церкви; лежащие в земле бревна и перекладины обнаружили расположение жилища, может быть, остаток древнего двора Митрополичьего.

Церковь сия составляет квадрат, с одною главой, крытою черепицей и осененною четвероконечным крестом с приделанными на концах меньшими крестами659; снимок с него здесь приложен.

Стены ее кирпичные древней кладки, сведены вверху трехугольными фронтонами; на внешних стенах, северной и западной, выдаются по четыре лопатки; на восток она оканчивается тремя полукружиями, между коими вставлены пилястры, а над ними карниз. Цоколь ее подделан вновь из Белого камня; над ним видны остатки прежнего карниза. Окна одни древние, узкие с дугообразными перемычками, а другие, вновь разделанные, с прямыми перемычками. Вход в храм один с запада; к нему недавно пристроено каменное крыльцо, служащее вместе и колокольнею. Вход с севера обращен в окно. К южной стене примыкает маленький придел во имя Св. Уара, с восьмиконечным крестом древнего стиля, сходный с первым.

Внутренность храма простотою своей соответствует его наружности; в нем поновления также изменили стиль и характер его. Коробовые его своды, образующие подобие креста, покоятся на двух четырехгранных столпах с откосными карнизами, кои соединяются перемычками с другими двумя столпами, отделяющими алтарь от храма. По-видимому, между первыми были палати, или хоры, на кои вела в угловом столпе лестница, имевшая сообщение и с колокольницею. Иконостас старинный, но не древний, с образами Греческого стиля, поновленными неопытною кистью; он состоит из четырех поясов, оканчивающихся теремками, на коих изображены Праотцы. Царские двери с столпцами по обеим сторонам и с подзором сверху. В северной стене алтаря видна закладенная дверь, которая, может быть, вела в другой придел, или в Митрополичий двор.

В Уаровском, приделе на южной стороне иконостас нового стиля, уже обветшалый. Стоявший здесь современный С. Димитрию-Уару Царевичу образ С. мученика Уара с частию его мощей, к которому притекают молиться матери о больных детях своих, теперь находится в одном из приделов Архангельского собора, коему приписан этот храм, достойный сохранения.

Предтеченский храм указует нам также на историю и значение Митрополии Всероссийской и Патриаршества.

В историческом значении церковь сия особенно замечательна тем, что, по свидетельству летописи, почиталась первою на Москве, и что, до сооружение Успенского собора, дома Пресвятой Богородицы была соборною при Св. Петре Митрополите, основателе Московской Иерархии. При этой крестовой церкви, он утвердил двор свой, как средоточие судебно-церковной власти Святителя, обнимавшей всю южную, западную и северную Русь до тех пор, как нарушилось единство Всероссийской Церкви избранием в Новгогрудке, 1415 года, особого Митрополита на Киевскую Митрополию660. Когда ж, по кончине Св. Ионы Митрополита, последовало разделение Митрополии Всероссийской: тогда Митрополиты, жившие в Москве, стали именоваться Московскими и всея России, а пребывавшие в Киеве – Киевскими и всея России.661 Всероссийские Владыки зависели от Вселенского судии, Цареградского Патриарха; но за шесть лет до падения Восточной Империи, Московский собор утвердил независимость Русской православной церкви от Константинопольской; с того времени Митрополиты поставляемы были Русскими Архиереями.662 Избранные на Святительский престол торжественно были возводимы на Митрополичий двор, как в Великом Новгороде Архиепископы на сени Владычних палат. Знаками их сана были: мантия с скрижалями и источниками, панагия, или икона золотая воротная, золотой крест с парамандом,663 белый, или, как полагают, сначала черный клобук с воскрилиями, посох, печать, перстень. Имея надзор и судебную власть над монастырями, над черным и белым Духовенством, Владыки на дворе своем судили по священным правилам не только духовные дела, но и некоторые гражданские, касающиеся до семейного права, как-то: браки, разводы, отношение между родителями и детьми, плотские преступление; они также утверждали духовные завещания, имели в своем ведомстве меры и весы, даже пользовались С. Флора и Лавра конским мытом.664

У Святителей, по сказанию Стоглава, судили и управу чинили их бояре, дьяки, тиуны, десятники и недельщики по рядным грамотам и по духовным, по кабалам, в поклажах, в боях, грабежах и во всех духовных делах. В судах у них сидели старосты поповские, пятидесятские, десятские по два и по три, старосты земские, целовальники и дьяки.665 По рассмотрении с благоискусными людьми судных списков, Митрополиты утверждали, повелев взять пошлину с виноватого. Когда тяжущиеся были разных сословий: тогда духовная власть имела суд, общий с светскою. Как глава Духовенства, Митрополит издавал законы касательно внутреннего устройства Церкви, созвав для сего собор духовных.

На двор Святительский в назначенные сроки (Рожественное, Сборное), являлись владычные люди на суд Владычний, на который иногда ставились самые Князья в спорных делах. Всероссийский Митрополит присутствовал в Земской Думе и сам Великий Князь, именовавший его своим отцом, испрашивал на дела свои его благословения, как санкции.666 В Монголо-Татарский период Святителям с Духовенством, начиная с Петра, Ордынские Ханы жаловали ярлыки, или тарханные грамоты, коими повелевалось всем повиноваться Митрополиту; тарханы сии подтверждались и Русскими Державцами. В области своей Святитель, как тархан, ведал судом и расправою во всех церковных делах; при личном обозрении ее он учил и исправлял. Владея городами и маятностями, он получал десятину пошлины с суда Номоканонного и подъезд, или оброк с попов, дань с церквей, брал пошлины с первого и второго брака и с трехженцев, или венечные, за грамоты благословенные, отпускные, настольные, патрахильные вдовым попам, и уларные вдовым диаконам. Монастыри, состоявшие под его ведомством, именовались Митрополичьими; таковы были Петровский на Высоком, Новинский, или на Новом, и другие. Свиту и штат Всероссийского Митрополита составляли чиновники из духовных и светских людей: Наместники, казначеи, клюшники, заказники, десятильники, думцы, стольники, бояре, дьяки, крилосницы, отроки и слуги пошлые.

В ведомств Святельского двора состояли также Митрополичьи иконописцы, писцы и певцы. По образу тогдашней жизни, обширностью своего помещения он не соответствовал обширности своего влияния и значения, едва ли не превышавшего Княжеский двор; потому что его чиновники и служители теснились в уютных келлиях, теремках, избах, хоромах и повалушах, окружавших соборную церковь и Святительские палаты в западном углу Кремника на малом пространстве, которое ныне едва ли достаточно для одного монастырскаго подворья.

Там пребывал преемник Петра Митрополита Феогност и другие Святители до XV века; но Алексий избрал себе местом жительства основанный им Чудов монастырь. Преемник его Архимандрит Митяй самовольно вступив на Владычний двор, возложил на себя Митрополичью мантию и взял печать Владычнюю. В XV веке Митрополичий двор перенесен был ближе к Великокняжеским палатам, как увидим далее; ибо, по свидетельству летописей, в 1461 году, на месте двора Митрополича был уже двор Князя Ивана Юрьевича.667 Там же упоминается о палате при этой церкви, где умер «в нужде страдальческою смертию Князь Андрей Иванович». Выше мы заметили, что этому храму супруга Иоанна III вверила хранение своих заветных сокровищ. Принесенные из Углича в Москву св. мощи Димитрия Царевича сперва поставлены были в приделе Св. Ангела его Уара, откуда потом перенесены в Архангельский собор. В день праздника Предтечи и С. Уара Патриарх Филарет здесь совершал божественную литургию в присутствии Царя, своего сына. Цари Алексий Михайлович и сын его Феодор иногда посещали храмовый праздник сей церкви, как показывают нам Выходные книги их царствования.

* * *

652

Дела придворного Архива, 1636 г.

653

Карамз. И. Г. Р. V, пр. 386. VI, 77. VIII, пр. 16.

654

см. Всеволодову грамоту сей церкви в Руских достопамятностям Общества И. и Д. Р. ч. I, М. 1815, в 8.

655

Карамз. И. Г. Р. V, пр. 262.

656

Софийск. времен. II.

657

Московские писцовыя и строильныя книги 7197 г. в л. в Госуд. Архиве стар. дел.

658

Дела о Троицком пожаре в Разрядном Архиве.

659

См. Стоглав, гл. 41.

660

Обозрение Кормчей книги в историческом виде, соч. Барона Розенкампфа. Спб. 1839, в 4.

661

История Росс. Иерархии, изд. 2, т. I, ч. I. Киев,.1827, в 8.

662

Акты исторические, т. I, Спб. 1841, в 4.

663

Акты Археогр. Экспедиции, т. I. № 134 и 264.

664

Акты исторические, т. I, 488.

665

См. Стоглав.

666

Опыт истории Росс. государ. и гражд. за конов, соч. А. Рейца, изд Ф. Морошина. М. 1836, в 8.

667

Карамз. И. Г. Р. V. пр. 56.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle