Источник

Чудов монастырь

Чудов монастырь

До Всероссийского Митрополита Св. Алексия место Чудова монастыря занимал конюшенный двор Хана Джанибека, который подарила Святителю исцеленная им Ханша Тайдула, или Тайбола606. На этом месте Святитель Алексий, крестник Великого Князя Ивана Калиты и восприемник Димитрия Донского, 1365 или 67 года, положил основание общежительному монастырю сооружением деревянной церкви в память Чуда Св. Архистратига Михаила в Колоссаех, еже есть в Хонех; от сего и обитель эта именуется Чудовскою и домом Св. Архангела Михаила. По устроенной в ней церкви Благовещения Богоматери, она в XVI веке также называлась Богородичною и Благовещенскою607. Побуждением к основанию церкви и монастыря было «откровение Божие» (как свидетельствует нам житие Свят. Алексия608, которое, может статься, было ему в день празднования Чуда Архангела Михаила. По свидетельству Степенной книги, Алексей в обетном монастыре своем поставил большую каменную трапезу «и каменные погреба: и пода монастырю многа же села и люди и езера с нивы и пажити»609. Как монастырь Спаса на Бору был Княжеским, так Чудов Митрополичьим в городе на Москве, куда Святитель Алексий вызвал несколько монахов из Сергиевой обители610, и где сам во «все время жития своего Богоугодно потрудися»611. Когда Москве угрожало Ольгердово нашествие, тогда Св. Алексей с Великим Князем Димитрием и братом его Владимиром отсиделись в Кремнике Московском, и тем сохранили и город и новый монастырь. Пред смертию своей, Св. Алексий завещевал Великому Князю Димитрию Донскому беречь свою обитель и отказал в нее купленные им у Ильи Озакова селы и деревни, также свой подольный садец на Москве612. Но в нашествие Токтамыша преемник Алексиев, Киприан Серб, покинув свою паству, удалился в Тверь: Татары вероломно ворвались в город, оставленный Князем и Святителем, разграбили сокровища его, жителей умертвили и наконец сожгли все, что только могло гореть. Тогда и Чудов монастырь опустошен огнем и мечем613; Архимандрит его Иаков был в числе убитых чернецов614. При возобновлении опустошенного города, вероятно, Донской восстановил и завещанный его попечению монастырь. Летописи ничего не говорят нам о состоянии оного при Великом Князе Василие Димитриевиче; но упоминают о гибельном пожаре после Суздальщины в 1445 году, когда «внутри города не осталось ни единаго древеси,» когда распались каменные церкви и часть стен городовых; в 1447 году сгорели в Чудове м. трапеза и кельи Архимандрита Геннадия; в 1493 году казны, а в 1547 погибло от пожара в монастыре 18 старцев и 8 слуг; «едины мощи Св. Алексия сохранены беша»615. Царь Иоанн Васильевич возобновил сей монастырь, соорудив, 1556 года, на задних воротах оного храм Св. Великомученицы Евдокии в память рождение Царевны Евдокии. В 1626 году, Мая 3, от пожара, опустошившего Кремль, в Чудове сгорела соборная церковь, которая, как полагать надобно, приведена в прежнее устройство благочестивым Михаилом и родителем его Патриархом Филаретом, которые вызывали после того каменщиков и кирпичников из других городов для восстановления Кремлевских зданий. В 1677 г. земля монастырская увеличилась присоединением к ней смежного с нею двора Боярина Бориса Морозова616. При Царе Феодоре Алексеевиче, 1679 года, начато, а в тройственное царствование Иоанна, Петра и Софии окончено при Архимандрите Адриане, в последствии Патриархе, строение сохранившихся доныне трех церквей, трапез и монастырских служб617 В Московских писцовых книгах 1689 г. упоминается: «за алтарями церкви Св. Козмы и Дамиана в Кремле конюшенный двор монастыря». Не малый также вред нанесли Чудовской обители пожары 1701 и 1737 годов; в последний погорели кровли на кельях и две церкви Св. Алексия Митрополита и Св. Апостола Андрея Первозванного с окладными и неокладными образами и церковными утварями618; но мощи Св. Алексия уцелели от пламени. Вскоре после сего бедствия, монастырь возобновлен при Императрицах Анне и Елисавете, благоговевших к дому Святителя Алексия. О разорении его в 1771 году мятежниками скажем в последствии. По изгнании врагов 1812 г., ограбивших его и внесших мерзость запустение на место святое, он устроен, возобновлен и освящен Преосвященным Августином.

Об Иерархическом значении сего монастыря свидетельствуют нам древние грамоты, из коих видно, что он состоял в ведении Всероссийских Митрополитов, а потом Патриархов, именовался Лаврою, а в Четьи Минеи 1600 года великою Лаврою619. По перенесении Спасскаго монастыря из Кремля на новое место, Чудов мон. там остался тогда единственным, главным, как Митрополичий. При посвящении Иерархов в XVI веке Архимандриты Чудовские с Новоспасскими бывали благовестниками, они присутствовали на соборах и свидетельствовали Государевы грамоты. В соборном уложении 1581 года Чудовскому Архимандриту назначена пятая степень в порядке Настоятелей, а по соборному деянию 1589 г. и по Уложению Царя Алексия М., третья степень. В этом Уложении он поставлен степенью выше Новоспасского и за бесчестье ему присуждено 80 руб. С 1744 г. в обители Алексиевой учреждена кафедра Московской Епархии и с того времени он стал именоваться Кафедральными Архиерейским. Архимандриты его издревле священнодействовали в митре с осенением свещным и рипидами, на ковре. На ношение мантии с скрижалями и Епископского посоха Патриархи Александрийский и Антиохийский пожаловали им в 1667 году грамоту620. Со внесением в него Архиерейской кафедры учреждены в нем Наместники и он соединен с Архиерейским домом.

Волости, принадлежавшие дому Св. Архангела Михаила, пользовались многими льготами. Села его судил и ведал Архимандрит; они не давали тамги, но только с них бралась дань в выход621; крестьяне их назывались домовными Чудотворца Алексия.

По переписи 1678 года, за Чудовым монастырем состояло 3026 дворов, а по ведомости Обер-прокурора Баскакова, доходов денежных по окладу было 4725 руб. 45 коп. В урожайный год хлеба получалось с десятинной пашни ржи 2422 ½ четвертей, ярового 4845 четв. Тогда по штату определены быть в монастыре: Архимандрит, наместник, казначей, проповедник, 4 вотчинных надзирателя, инквизитор, 8 священников, 4 диакона, 4 пономаря, просвирник, 4 звонаря, 28 монахов разных служб, 48 бельцев, 9 приказных служителей, 38 увечных и больных и 24 служащих им. На содержание 186 человек отпускалось хлеба 1221 четверть, 1312 р., на церковные потребы 300 р. обще властям для приема гостей 100 руб., а хлеба 50 четвертей. Против оклада в остатке было денег 30,713 р. и хлеба 6096 четв.622.

До назначения духовных Штатов, при Екатерин II, за монастырем состояло 18,681 душа крестьян. Таково было состояние монастыря в экономическом отношении!

Монастырь сей соответственно большим своим доходам имел значительные расходы. Из расходной его книги 1643 года видно, что казною своей он дополнял недостатки государственной казны, на свое иждивение покупал самопалы, пистоли и сабли, давая пособие тюремным сидельцам; в 1645 году Царь Михаил Феодорович взял из монастырской казны 2000 р. на жалованье в Устюжскую четверть623. В 1723 году указано употребление доходов его на содержание госпиталей и сирот, а в 1775 году приписан к нему Перервинский монастырь, где учреждено училище для бедных.

* * *

От истории монастыря перейдем к его внешности.

Самое здание в два яруса, конца XVII века, составляет ограду монастыря. Прежде оно соединялось через Никольскую улицу с Цареборисовым двором деревянными переходами, кои были до конца ХVIII века между Архиерейскими покоями и церковью Благовещенскою. Строение сие, вмещая в себе две церкви с трапезою и келлиями, выступает с южной и западной стороны на Кремлевскую площадь, а с восточной примыкает к Вознесенскому монастырю. При двух входах в монастырь сооружен Архитектором М. Козаковым портик с башенками в Готическом стиле. Внутри этой ограды, в северо-восточной части двора, находится:

1. Церкви.

1) Св. Архангела Михаила, которая первоначально сооружена Святителем Алексием в 1365 году, деревянная, а потом каменная с приделом в честь Благовещения Богородицы, где Иерарх сей, по примеру Святителя Петра, и гроб себе заложил своими руками624. Спустя 60 лет после кончины Святителя, верх ее обрушился, но алтарь остался неприкосновенным и совершавшие в нем литургию священнослужители невредимыми625. Этот храм был обширный, единокровен и с помостом на земле. Вместо обветшалой, построена в одно лето каменная, меньше прежней, «с трекровными восходами выспрь». При копании рвов для ее фундамента обретены были нетленные мощи св. храмоздателя, ознаменовавшие святыню свою чудесами, о коих повествуют нам летописи. Новую церковь сию освятил 1504 года, в день храмового ее праздника, Всероссийский Митрополит Симон с Новгородским Архиепископом Геннадием и с Епископами.

В пожары 1626, 1701 и 1737 годов, опустошившие Кремль, храм этот, как выше замечено, обгорел снаружи, но был возобновляем монастырскою казной и щедротами Государей, а в 1779 году Митрополитом Платоном, который украсил его и внутри. Кроме некоторых позднейших переделок, храм сохранил еще архитектонический характер, в каком строились церкви в XV и XVI веках. Квадратное здание это, замечательное прочностью, массивностью и простотой осенено одною позлащенною главой на фонаре, с восьмиконечным крестом; на восток, вдоль стен алтаря, разделенного полукружиями на три части, извне пять полуколонн, над коими простирается пояс из орнаментов. На трех стенах храма между лопаток посредине дуговые разводы, или паличники, в коих окна, разделанные из прежних узких, с дуговыми перемычками. Три всхода в храм с вычурными орнаментами над дверьми Мавританского стиля, с каменными лестницами, выше цоколя; приделанные к ним крыльца нового стиля. Под храмом глубокие и обширные спои, или подвалы из Белого камня, служившие усыпальницами и кладовыми. На каменной дске, вставленной в западную стену, высечена следующая надпись: «Сия церковь Архангела Михаила устроена при Великом Князе Иоанне Васильевиче, при Архимандрите Феогносте, лета от сотворения мира 7009, освящена 7012 лета Митрополитом всея Руссии Симоном, Архиепископом Новгородским Геннадием и Епископы, а возобновлена лета от Р. X. 1779, при Преосвященном Митрополите Московском Платоне».

Во внутренности храма коробовые его своды опираются на четыре четырехгранные столпа, соединенные перемычками; из них два отделяют алтарь от корабля, т. е. другой части церкви, которая освещается из трибуна и шестью окнами в стенах, где проделаны голосники: своды и внутренние стены украшены подновленными в 1779 г. фресками, изображающими, по большей части, чудеса Св. Архангела Михаила, блаженство праведных в Царствии небесном и другие предметы из Св. Истории. Два столпа обставлены образами в старинном иконостасе с подзорами, покрытыми по слюде медными травами. Иконы в верхних поясах праотеческом, пророческом, праздничном и апостольском стилем своим древнее иконостаса нижнего пояса, где стоят местные образа на поклоне. Самые тябла и подзоры последних медные позолоченные, а верхние – деревянные, покрытые разноцветною слюдою с медными травами; образа отделены один от другого валиками.

Дела III Архива вотчинного, 1684 года, свидетельствуют, что, по указу трех Государей: Иоанна, Петра и Софии, велено вновь сделать иконостас нижнего тябла в Успенском соборе по образцу иконостаса Чудовской церкви Св. Архангела Михаила. Столпы и своды алтаря также покрыты фресками. Над престолом повешена деревянная сень в виде церковного тройного верха с 12 главами, замечательная своим стилем и узорочною резьбою по краям ее идет след. надпись вязью: «Лѣта ҂рп Сентѧбрѧ въ а день сооружена сѣнь сїѧ над престоломъ Чюда Архистратига Михаила, иже в Хонѣхъ, при державѣ Благовѣрнаго, Хрїстолюбиваго Государѧ, Царѧ и Великаго Кнѧзѧ Михаила Феодоровича всеѧ Руси в кф (е?) лѣто державы царства его и при его Благовѣрной Царицѣ и Великой Кнѧгинѣ Евдокѣе Лукьановнѣ и при Царских дѣтехъ, при Благовѣрномъ Царевичѣ Алексїѣ Михайловичѣ въ з лѣто его возраста и при Благовѣрной Царевнѣ Великой Кнѧжнѣ Иринѣ и при Благовѣрной Царевнѣ Великой Кнѧжнѣ Аннѣ и при Благоверной Царевнѣ Великой Кнѧжнѣ Татїѧне, длѧ Чюдова монастырѧ, при старцах при Макарїи и Кирилѣ, да при Келарѣ старцѣ Сергїе Лодыженскомъ, да при казначеѣ старцѣ Варлаамѣ, иже о Хѣ з братїею, монастырскою казною. Рукодѣлїе раба Бжїѧ Петра Ремезова». На внутренних стенах сени написаны в Греческом стиле Божия Матерь на престоле и восемь Пророков. Ниша в южной стене южного предъалтария означает прежнее место погребения Св. Алексия Митрополита626, откуда они перенесены были 1485 г. в трапезную церковь, которая пристроена была к южной стене этого собора, как показывают и оставшиеся в стенах железные связи. В могиле Святителя, 1506 года, положен Новгородский Архиепископ Геннадий, описавший чудеса его. Близ нее там же погребены Матвей, Митрополит Адрианопольский, и племянник Святителя Алексия, Даниил Феофанович, который, по свидетельству летописи: «много служи Князю Великому в Орде, на Руси и по чужим странам, по незнаемым местам, по неведомым землям»627.

Отсюда Благовещенский придел, в 1680 году, перенесен в новую трапезную церковь, сооруженную по чертежу Царя Феодора Алексиевича, там где и ныне она находится; в 1686 году она освящена Патриархом Иоакимом вместе с приделом Св. Апостола Андрея Первозванного в прежней трапезе. На стене, отделяющей алтарь от храма, иконостас лепной работы, в коем между образами местными в серебряных окладах замечателен судьбою своей образ Св. Алексия, писанный на верхней дске его гроба. В 1682 году он изъязвлен был ножом от цирюльника Фомки Иванова, зараженного Кальвинством. В трапезе ее замечательны древностью письма: восмилистовый образ Святителя Николая и Св. Анастасии узорешительницы, поступивший сюда в 1793 году, из упраздненной церкви во имя ее, бывшей в Охотном ряду на Житной площадке.

Аркой в южной стене она отделяется от соборной церкви Святителя Алексия, сперва сооруженной в 1483 году Архимандритом Геннадием Гонзовым, а потом вновь построенной при Царе Иоанне Васильевиче, который перенес в нее из Благовещенской церкви мощи св. основателя Чудова монастыря и поставил их у южной стены628 в серебряной раке, устроенной родителем его 1531 года, в память его рождения. В 1519 году мощи сии, прославленные различными знамениями, священным обрядом утверждены во славе чудотворения, и Василий первый поклонился им, благодаря Бога за открытие второго источника благодати и спасения для Москвы. Не задолго пред кончиною своей Царь Феодор Иоаннович с Борисом Годуновым, перекладывая св. останки Иерарха в новую серебряную раку, сказал своему преемнику: «осязай святыню, правитель народа Христианскаго! Управляй им и впредь с ревностию, ты достигнешь желаемаго; но все суета и миг на земле»629. Когда вновь сооружена была в 1686 году, по плану же Царя Феодора Алексеевича, церковь во имя Святителя Алексия: тогда Цари Иоанн и Петр с Патриархом, в сопровождении Царевны Софии, при колокольном звоне, несли на руках своих мощи чудотворца из Архангельской церкви в новосооруженную и поставили на приуготовленном месте, где и доныне они стоят630. В 1812 году неприятели обнажили раку от серебра, ее покрывавшего; но, вскоре после изгнания их, она облечена в прежнее благолепие. На крыше ее обронное изображение Святителя Алексия с двумя Ангелами. Против гробницы на восточной стороне деревянный киот, золоченный в полер; над ним искусной резьбы золоченый орнамент, изображающий Ангела, окруженного цветами, пшеничкою и виноградною лозой. В киоте помещены некоторые, по преданию, келейные образа Святителя. К западной стороне гробницы, по дикому мраморному грунту резной с позолотою орнамент по левкасу с средним клеймом, где изображены аллегорические фигуры, относящиеся к житию Святителя. По сторонам арки четыре мраморные колонны с пилястрами под мрамор, с бронзовым карнизом. Пред самою ракой два серебряные подсвечника и деревянный дорожчатый посох с надписью на серебряной дощечке: «Смиренный Алексей Митрополит всея России; а под возглавием на яблоке начертано: «лета 7186 поновлен бысть сей жезл Иоакимом Патриархом Московским и всея России». По левую сторону от раки на стене в прекрасном киоте за стеклом хранится Святительское облачение Алексия, в коем он был погребен: 1) Кресчатый саккос, коего оплечья, зарукавье и подольники украшены мелким жемчугом и серебряными плащами с мусиею; 2) разрезная епитрахиль, низанная по местам мелким жемчугом по таусинному атласу с 12 кистями на ворворках и 3) подризник из кизильбашской кушашчатой камки.

Между киотом и трофеями на бронзовой доске читается след. надпись:

«Во славу пресвятыя Единосущныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, в честь и память Святаго Алексия, Митрополита Московскаго и всея России чудотворца, повелением Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великого Государя Императора Николая Павловича всея России, благословением же и тщанием Святейшаго Синода Члена Филарета, Митрополита Московского и Коломенскаго, сея обители Настоятеля, обновленный во внутреннем устроении, сей храм освящен лета Господня 1839, Июля в 11 день. Работы произведены по рисункам Архитектора и Академика Михаила Быковскаго, трудами Руских художников: бронзовая иконостаса, клиросов, решетки и подсвешников в Московском заведении Графа С. П. Потемкина, под собственным его руководством, в продолжении четырех лет; серебряная Царских врат, из 11 пудов и 30 фунтов, в заведении Московского купца Павла Сазикова с сыном, в продолжении года и пяти месяцев».

Стены в церкви и трапезе покрыты синелиловою краской, а в алтаре оранжевою. Живопись в клеймах, произведенная клеевыми красками, кисти Гонзаго. Стены храма украшены трофеями побед Русских над Турками и Персиянами: их знаменами, бунчуками и ключами от крепостей.

До 1812 году, на облачальном амвоне стояло серебряное кресло, устроенное Митрополитом Платоном; теперь оно в алтаре, на горнем месте.

Вместо прежнего Платоновского, теперь устроен в 1839 году, на монастырское иждивение, иконостас бронзовый, посеребренный с позолотою местами, о двух поясах. По материалам, стилю и знаменованию своему он заставляет нас войти в некоторые художнические подробности при описании оного.

Весь этот иконостас Виньйоловой архитектуры, сделан по рисунку Академика Быковского. Нижний его ярус с аттиком опоясан двумя карнизами. Тело иконостаса обложено медною латунью, высеребренною лазгорным составом в глянец. В этом ярусе на обе стороны, на медных тумбах по четыре полуколонны в одна четверть пилястры с базами и капителями из меди, через огонь золоченными, над ними медный золоченный карниз наводильной работы с посеребренным фризом. Между колоннами местные образа Фряжского письма, по грунту, в левкасе цырованному и позолоченному. Около образов рамы бронзовые наводильные, золоченные чрез огонь с разными орнаментами. На северных дверях изображен Архангел, знаменующий Ветхий Завет с символом в орнаментах; над ним обвивающийся плющ; на южных Ангел Нового Завета с символом онаго: пшеничкою и виноградною лозою. Пред местными образами четыре бронзовые подсвечника, посеребренные лазгорным составом.

В аттике, по правую сторону тумба, на которой изображены слова: Богъ во плоти ѧвисѧ; над нею знамение Нового Завета: Евангелие с его символами и трикирий: все это из бронзы, чеканенной и через огонь позолоченной. От этой тумбы во впадине аттика, обложенной бронзовою гладью с позолотой в глянец и золоченным орнаментом, простирается ряд малых образов: Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Василия Великого, Царя Константина Великого, Князя Владимира I-го, Преподобного Сергия. По левую сторону такая же тумба с одинаковыми орнаментами и с надписью: Бога никто же видѣ. Над тумбою скрижали с X заповедями и дикирий – знамения Ветхого Завета. Отсюда идет ряд икон: Пророков Даниила и Илии, Давида, Самуила и Моисея, Праотцев Авраама и Адама. Весь аттик оканчивается медным карнизом наводильной работы, золоченным чрез огонь. Под всем иконостасом цоколь бронзовый, оправленный в верантик.

Лучшее украшение иконостаса составляют Царские двери превосходной работы придворного фабриканта Сазикова с его сыном, деланные по рисунку Академика Быковского. Шириною оне 3 аршина и 4 вершка, а вышиною 6 арш. Работа их не отливная в форму, но выбивная из серебряной латуни, чеканная, в коей рельеф часто переходит в горельеф. Сколько рисунок их замечателен своим изяществом, столько самое исполнение отчетливостью и искусством, так что по сему можно их назвать единственными в России. В гладких медных рамах с широким внизу цоколем идут по обеим половникам дверей серебряные арабески; выходя из раскинувшегося на самом притворе кочана, они на средине разделяются створным вальком из пальмовых листьев, и в побеге своем обхватывают шесть иконных рам и в разнообразных кругах простираются до самого верха дверей, оканчивающихся вогнутою внутрь полуциркульною линией. В шести рамах, увенчанных акаитными листьями и виноградными лозами с гроздями, образа Евангелистов и Благовещения Богоматери, писанные даровитым Летуновым. В приличных местах помещены для полноты и роскоши рисунка сделанные с натуры цветы. На средине, в притворе дверей от цоколя до самого верха, тянется гирлянда из пальмовых листьев, перевязанная лентами. Весь этот разнообразный орнамент собран на медной посеребренной основе, укрепленной к дубовой вязке, и как со всех четырех сторон своей огранки, так и в самом створе обложенной медною латунью, шлифованною и отделанною в глянец лазгорным серебреньем. При простоте изящного зодчества иконостаса великолепные и колоссальные сии двери как бы служат необходимым дополнением и украшением целому; и при гладких, отлично выполированных стенах иконостаса, покрытые сквозящим матом, они отражаются, как в зеркале, в плечах иконостаса.

Над сими вратами, достойными именоваться Царскими, бронзовое литое сияние; в средине его превосходно отчеканенный голубь с яхонтовыми глазками. Вокруг сияния литые бронзовые облака, посеребренные лазгорным составом в глянец; на них в разных местах 27 херувимских головок, литых и посеребренных флюсовым составом. Над облаками высится бронзовый крест, окруженный орудиями св. страстей.

Оба клиросы обложены латунью, серебренною в углублениях лазгорным составом и в выступах наводильной работы, оправленною в верантик, так что вся поверхность представляется зеркальною. У трех частей каждого из клиросов между карнизных обичаек и по нарцовым углам литые, высокой работы, орнаменты, а на заворотных стенах орнаментные локотники, вытравленные в верантик; цоколь клиросов также медный, осаженный Французскою мереверовой отравой. На посеребренных гладях в бронзовых чеканных венках написаны на меди иконы на правом клиросе: Святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и Григория Богослова, а на левом Святителей Московских: Петра, Ионы и Филиппа. У правого клироса Архиерейское место из красного дерева; на задней его стороне в овальной из лавровых листьев серебряной рамке изображение Пророка Моисея.

Между клиросами бронзовая с дверями решетка с чеканными по местам орнаментами наводильной работы.

Среди церкви бронзовой хорос, на ободе коего 41 огонек, вмещающий в себе по свече.

В алтаре на престоле стоит для хранения Св. Таин серебряный золоченный ковчег, Ломбардского стиля, весом 29 Фунт. 80 золотн. На первом ярусе его четыре черневые клейма, на коих изображены Страсти Господни; по углам четыре Евангелиста, второй ярус о четырех колоннах, между коими в средине гроб Господень, пред ним два Ангела, за ним Жены мироносицы. Между вазиками четыре Ангела и шесть Херувимов; на куполе глава, на коей воскресший Христос.

Над престолом сень на четырех серебряных колоннах, местами позолоченных, на медных тумбах; базы и капителиик серебряные с позолотою. Между колоннами с серебряным карнизом подзор серебряный с 38 серебряными листьями. Над карнизом перекрестье в виде дуг, под коими сияние серебряное с позолотою; над сиянием крест серебряный. Внутри сени над престолом золотой голубь.

За престолом семисвечник серебряный на подобие дерева с шестью ветвями и с семью шандалами филогранной работы.

Над горним местом в золоченном по левкасу киоте образ Спасителя, а на четверостепенном помосте серебряное кресло Митрополита Платона с вензелем его, окруженным лаврами. По обе стороны горнего места для придержания рипид бронзовые кресты с ручками и внизу подставками, золоченными чрез огонь. По правую и по левую его стороны для образов тумбы с золоченною по левкосу резьбою.

Зимним временем в Чудовской соборной церкви, вместо Успенского собора, отправляется Архиерейское служение в высокоторжественные дни и Господские праздники.

Разные входы в Благовещенскую и Алексеевскую церкви устроены для того, что, по давнему монастырскому установлению, в первую открыт доступ женщинам, а в другую воспрещен, дабы, как указывает Синаксарь: «в них стояти не смесно коемуждо полу в особой церкви, мужам особно и женам особно»631. Кроме сих церквей, в монастыре находились: 1) Воздвижение Честного Креста при больнице; 2) Всех Святых крестовая, прежде бывшая во имя Св. мучеников Платона и Романа и сооруженная в честь своего ангела Митрополитом Платоном, и наконец 3) во имя Первоверховных Апостол Петра и Павла в Архиерейском доме, который построен в царствование Екатерины II-й Митрополитом Платоном, а ныне обращен в Николаевский дворец, ознаменованный рождением Великого Князя Наследника Александра Николаевича, в 1817 году.

В северной части монастыря:

II. Колокольня

каменная нового стиля, построенная Митрополитом Платоном; на ней большой колокол замечателен следующею надписью: ҂Божїю милостїю, повелѣнїемъ Госдарѧ, Царѧ и Великаго Князѧ Михаила Федоровича всеѧ Рсїи Самодержца, слитъ сей колоколъ въ лѣто зрмв (1634), въ кв лѣто Госдарства его и при Царицѣ Великой Княгинѣ Евдокии Лкїановнѣ и при благородных чадѣх: Царевичѣ Князѣ Алексѣѣ Михайловичѣ, Царевичѣ Князѣ Иванѣ Михайловичѣ и Царевнѣ Великой Княжнѣ Иринѣ Михайловнѣ и Царевнѣ и Великой Княжнѣ Аннѣ Михайловнѣ и при ихъ богомольцѣ Святѣйшем Иосифѣ, Патрїархѣ Московском и всея Рсїи въ первое лѣто Патрїаршества его, и дал Госдарь сей колокол во городъ Ростовъ въ соборню церковь Пречистыѧ Богородицы и присно дѣвы Марїи, чеснаго еѧ Успенїѧ и Св. чдотворцевъ Ростовских Леонтїѧ, Исаїѧ, Игнатїѧ, по отцѣ своемъ Госдарѣ, влаженныѧ памяти Великомъ Госдарѣ, Святѣйшемъ Филаретѣ Никитичѣ, Патрїархѣ Московском и всея Рсїи, въ вечную память, при Митрополитѣ Варлаамѣ Ростовскомъ и Ярославскомъ. Мастеръ Кирилъ Сомовъ

III. Кладбище монастырское

В Чудове погребались не токмо Святители, по и знаменитые роды Бояр Российских: там похоронены были Митрополиты Всероссийские: Феодосий Бывальцев 1465 г., Симон 1511 г., Афанасий в конце XVI века, Епископы Тверской Евфимий Вислен 1392 г., Смоленский Даниил (Данилей) 1397 г. и увенчанный мученическим венцем Патриарх Гермоген, которого тело в последствии перенесено в Успенский собор; Архипастыри Московские: Иосиф Волчанский, Платон Малиновский и Тимофей Щербатский, наконец Иеромонах Епифаний Славинецкий, наименованный в надгробной надписи: «Философом и мудрейшим истолкователем Св. Писания». В сей же обители при церкви Св. Михаила с 1565 г. хранится прах последнего Царя Казанского Едигера, во св. крещении Симеона Касаевича.

Из вельмож царствования Алексия, Феодора, Петра, Анны и Елисаветы, здесь погребенных, заметим Князей Трубецких, Куракиных, Хованских, Щербатовых и Оболенских, Бояр Иродиона Матвеевича Стрешнева, сына его Стольника Ивана Стрешнева, Илью Морозова, Собакиных. Между ними надпись над Князем Борисом Александровичем Куракиным гласить, что он «был муж чудесных дарований, в 31 год жизни своей доброю славою и заслугами превзошел многих знаменитых мужей престарелых, в отрочестве, в ружье, в юношестве, у двора, в начатом мужестве, правлением Государственные дел».

Среди надгробных памятников Сановников занимаете здесь место камень юродивого Тимофея Архипова, которого портрет хранится в Митрополичьих покоях; на его надгробии след. надпись: «1731 с года, Мая в 29 день, при державе Благочестивейшей и Великой Государыни нашей, Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы всея России, преставися раб Божий Тимофей Архипов сын, который, оставя иконописное художество, юродствовал миру, а не себе, а жил при дворе матери Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы, Благочестивейшей Государыни, Царицы и Великой Княгини Параскевы Федоровны, двадцать осьмь лет, и погребен в 30 день Мая». По сказанию Болтина, Тимофей когда видал Царевну Анну у Царицы Параскевии Феодоровны, то повторял слова: «дон, дон, дон, Царь Иван Васильевич!»632 По вступлении своем на престол, говорят, Анна Ивановна вспомнила это предсказание и не редко ездила в Чудов монастырь служить панихиды над могилою юродивого Тимофея. На южной стене церкви, над гробовою его доской с летописью, видно живописное изображаете старца, лежащего во гробе, и пред ним монаха, который указывает на него предстоящей жене.

IV. Ризница

Над Благовещенскою церковью монастырская ризница, хранящая драгоценные утвари, облачения Архиерейские и Иерейские, панагии, митры, посохи и св. иконы.

Дискос, потир, лжица и копьецо Царя Федора Алексеевича

Драгоценнейшим ее украшением по справедливости почитается харатейный Новый Завет, в два столбца, уставный, в 12 долю, по преданию, писанный самим Святителем Алексием и засвидетельствованное собственноручною подписью Митрополита Платона.633 Это исправленный им келейный перевод, сличенный с Греческим подлинником и в некоторых местах несходный с кодексами Славянского перевода XII, XIII и XIV веков. На конце к нему приложено найденное в 1779 г. Митрополитом Платоном в ризнице завещание Святителя, писанное на четвертке лощеной бомбицины, а противень оного на тряпичной бумаге позднейшего почерка. Списываем здесь этот драгоценный памятник XIV века: Милостью Божьею и Святыѣ Гжи Бци и стаго Великого Архангела Михаила и Гаврила и всѣх стых небесных силъ и Великого Пророка Предтеча и Крестителѧ Ионна и стыхъ всехвальных верховныхъ Апостолъ Петра и Павла и всѣхъ молитвами спаси душю мою грешнаго. Аминь. Се ѧзъ смиренный грѣшный раб Божий Алексѣй пишю грамоту душевную цѣлымъ своимъ умомъ: даю стому великому Архангелу Михаилу и честному его чюду село Жилинское, черкизовское, Тюфтецевское, Никола стый на Сосонки, Раменѣе, что есмь купилъ оу Ильи оу Озакова, Софроновское с мелницею, Фоминское, желетовсвое, Каневское, Липитино, Душевное з деревнѧм и з бортью, Обуховскую деревню. А всѣ тѣ села даю с серебромъ и с половники и с третники и з животино, а что моѧ в селехъ челѧдь, а на них серебрецо, а не похотѧтъ служити и кто куды похочетъ и темъ волѧ, отдавъ серебрецо, а хто рость дастъ, такожь и садовскаяѧ деревнѧ к тому Михаилу, а монастырь стаго Михаила чюда приказываю тобѣ своему сыну Князю Великому Дмитрїю Івановичу всеѧ Русїи. все полагаю на Бога упованїе и на тебѣ, как монастырь стаго Михаила побережешь. А садецъ мой подолней стому Михаилу.

Сие Евангелие читывали над болящими, как значится в надписи на белом листке его. Благоговение М. Платона к св. предшественнику своему украсило памятник его в 1798 году; дски, корень и застежки рукописи сплошь низаны средним жемчугом; на верхней дске девять серебряных золоченных запон, из коих в средине на самоцветном камне рельефом вырезан Спаситель с благословляющею рукою. По местам Евангелия это украшено изумрудами и яхонтами.

Напрестольных Евангелий в ризнице 13, различных по ценности своей и древности. Лучшее между ними Морозовское, печатанное на Александрийской бумаге с типографскою роскошью, в Москве, при Царе Феодоре Алексеевиче, 1681 года; верхняя дска его золотая с накладными плащами из золота, с чернью, изображающими распятие И. X. и четырех Евангелистов; местами оно усеяно алмазами, винисами и аметистами.

Из св. потиров отличается как драгоценностью материала, так равно искусством работы: данный на поминовение по Боярине Илье Морозове, 7182 года, золотой потир и дискос с финифтяными украшениями и по местам усеянный в розетах драгоценными каменьями и с четырьмя образками, на чаше наведенными эмалью. В нем весу 5 ф. 60 золот. Вверху звездицы, похожей на корону, большой изумруд с вырезанным на нем крестом и словами: IС. ХС. Ника. К сему потиру принадлежат два золотые блюдца, лжица с яхонтами, изумрудом и сквозным лалом, копие с острием стальным и с золотою рукоятью, усеянное алмазными искрами.

Другой сосуд, приношение Царевны Марьи Алексеевны в 1711 году, имеет чашу золотую, поддон и яблоко серебряные вызолоченые. К нему принадлежит золотая звездица, на верху коей вставлен изумруд с вырезанным на нем гербом и словами П. Ц. Ф. А. т. е. печать Царя Феодора Алексеевича.

Из 18 напрестольных крестов замечательны по своей драгоценности и по знаменитости вкладчиков:

1) Крест золотой с св. мощами и литым распятием, украшенный жемчугом, драгоценными камнями и финифтяными травами. Надпись на нем показывает, что он устроен при Иове Патриархе и Архимандрите Пафнутии, монастырскою казною, 1589 г.

2) Золотой крест с черневым распятием и св. мощами, украшенный алмазами, жемчугом и яхонтами, вклад от Бояр Морозовых.

Здесь хранятся завещанные в Чудов монастырь Митрополитом Платоном две драгоценные его панагии, одна, осыпанная бриллиантами в виде звезды с финифтяным образом Всех Скорбящия Богоматери и с портретом под нею Императрицы Марии Феодоровны, пожаловавшей сию панагию Платону; другая с крупными бриллиантами, овальная; в средине ее финифтяный образ Спасителя, несущего на раме заблудшееся овча, а назади вырезан герб М. Платона с его девизом: Слава Богу о всем, 1792 года.

Девять митр Архиерейских различного достоинства; из них две старинные отличаются богатством украшений из жемчуга и каменьев самоцветных; но богатейшая, лучшая из всех и едва ли не единственная во всей России по драгоценности украшений, по искусству и вкусу работы, есть Потемкинская: она по золотому глазету осыпана крупными алмазами, яхонтами, сапфирами и другими драгоценными каменьями, обнизана окатистым жемчугом. Между двенадцатью финифтяными образами, с лаврами из бриллиантов, изумрудов и яхонтов, находятся лики: Св. Великомученицы Екатерины и Св. Григория Армейского, Ангелов Екатерины II-й и Князя Потемкина. Над образом Спасителя корона из крупных бриллиантов, а на верху митры возвышается сапфир с перекрестьем из бриллиантов.

Три посоха Митрополита Платона, пожалованные ему от Екатерины II, Павла I-го и Князя Потемкина: один костяной трудов самой Императрицы, с резными образами Господа Саваофа и Св. Михаила Архангела, осененных Императорскою короной. На рукояти след. надпись: «Сей посох пожаловала Великая Государыня, Императрица Екатерина Алексеевна Преосвященному Платону, Архиепископу Московскому». Другой из трости, пожалованной ему Павлом I, с портретом Императора и с золотыми яблоками и рогами, на коих висят две крупные жемчужины. Третий серебряный с самоцветными камнями, дар Потемкина Платону в 1778 году

Между драгоценными утварями обращают на себя внимание золотое чеканное кадило и узорочной старинной работы серебряная с финифтью ладонница и вместе темьяница двухярусная, в виде пятиглавой церкви; на поддоне ее вырезана надпись, из коей видно, что она дар Чудову монастырю, в 1680 году, от Боярина Бутурлина по жене его Татиане.

Умывальница серебряная с филогранью, финифтью и самоцветными камнями, состоящая из кунгана и блюда с прорезною крышкой, отличается искусною затейливостью Греческой работы.

Кроме сего, три серебряные чаши водосвятные, в коих весу 32 ф. с золотн. Одна из них приношение Царя Феодора Алексеевича. Блюда серебряные, по большей части, надгробные Годуновых, Морозовых и Голицыных. Между ними замечательно большое серебряное умывальное блюдо, пожалованное Екатериною II Платону в день провозглашения его Митрополитом в Успенском соборе, в ее присутствии, 1787 г. Июня 29.

Ризница Чудовская богата Архиерейскими и священническими облачениями из парчи и бархата. Драгоценнейшее из них облачение, устроенное М. Платоном: Саккос из золотой камзольной парчи; на переднике его три короны и три креста из жемчуга, изумрудов, топазов и других самоцветных камней; подольник его, рукава, бока и борт украшены жемчугом. Омофор к нему блистает подобными украшениями.

Ученые сокровища Чудова монастыря состоят в

V. Библиотеке

Еще в конце XVI века упоминается о книжной палате Чудова монастыря; теперь она помещается под сводами южного входа и содержит в себе драгоценные остатки памятников, уцелевшие от пожаров, хищений и от пожертвований другим Епархиям, вновь открывавшимся, кои нуждались в церковных книгах. Теперь в ней 236 рукописей харатейных и бумажных, и 199 книг церковной и гражданской печати.

В числе рукописей Чудовской библиотеки первое место занимают священные или библейские и богослужебные как для вседневного употребление, так и на различные времена и случаи. Между ними особенно достопримечательны по древности своей и по именам владетелей: 1) Псалтырь харатейная XIII века, Псалтырь на тряп. бумаге, уставная, с миниатюрами на полях, данная в Чудов конюшим Боярином Дмитрием Годуновым 7108 г. в л. и Псалтырь Латинская, писанная на тряп. бумаге Русскими буквами и с Русскими надписаниями, повидимому, XV века, в 4, № 40; 2)Евангелие в поллиста, писанное 7040 (1532) Иванцом Фроловым Плотниковым, 3) Евангелие толковое на Матфея и Марка, в лист, данное 7043 г. в дом Великого Архистратига Михаила и Чудотворца Алексия Геронтием, Игуменом Антониева монастыря, 4) Апостол в лист, «данный в дом Пречистыя Богородицы и Великого чудотворца Пафнутия Макарием Митрополитом по своей душе, в вечный поминок». Прочие рукописи содержат в себе толкование книг Св. Писание, творение Св. Отец, сочинение, относящиеся к Каноническому праву, житие Святых Греческой и Русской Церкви, Минеи, Прологи, Патерики, Палеи, Сборники, Хронографы, Космографии и несколько сочинений, касающихся до Филологии, Юриспруденции и Медицины. Из них заметим здесь некоторые, показавшиеся нам важными по содержанию и достопамятными по древности: 1) Правила Св. Апостол и Св. Отец, книги, глаголемые Кормчы, рекше прав закону, Греческим языком Номоканон, к коему приложены были (к сожалению, утраченные из рукописи) Русские статьи: 66. Ивана Митрополита Руссьского, нареченного Пророком Христовым, правила; 67. Вепроси Курьака, иеже вепроси Иепископа Новгородского Нифонта; 68. Правило Кирила Митрополита Роусьскаго. Рукопись эта харатейная, писанная в два столпца четким уставом, конца XIV или начала XV века, в десть, в древнем досчатом переплете, облеченном в пергамин, № 10. 2) Преподобного отца Никона (Черные горы) толкование Заповедей Господних, 63 главы, рукопись уставная, на пергамине, в два столбца, в десть, XIV века, в современном ей досчатом переплете, покрытом кожею, №157. 3) Рукопись Зерцало Чудовское, начинающаяся предисловием Михаила Пселлоса, книге глаголемой Дивитра, нашим же языком нарицается зрьцало, писана уставом на пергамине и бомбицине, в два столбца, в десть, в досчатом переплете, № 113. На заглавном листе ее достопримечательна след. Надпись: + Се писахъ азъ последнии въ иноцехъ и грешин Эвъсевне,родомъ Срьбинь ѿ плѣмена по ѡц Николинина, по матери же Растикала. ѡц име Борша, а метери Елена, вънукъ юнака Севастократора. Въ юности же бихъ слуга Цра Турьскога Ильдримъ Баѧзита. Бежа кнже (?) ѿ Црѧ того въ светою гору постригохъсе. В низу того листа подписано другою рукою: ѿ Антониѧ ѿ диакона,что былъ оу Николѣ стого у мокрого Андрей. Предпоследний лист заключается следующими словами: В лѣт ҂ѕѿїѕ. Списана быс книга сїѧ, рекомаѧ по Эллино Диѡптра, по нам же зерцало въ Бгоспсеном Констѧнтинополи, въ державное лѣто царства Іѡан Пелеллога при Архиеппѣ Нилѣ. мца Генваоиѧ в глемѣи црестѣи обители Ипериблепто, ркою сщинного слге Киръ зиновил. Дека л дррдї. чрт.

4) Минеи четьи, Сентябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, писанные уставом на тряпичной бумаге, в десть, XVI века, № 99. По важности содержание выписываем здесь предисловие, повторенное во всех книгах этой Минеи: «В лето ҂зри, при Богом избранном и святым елеом помазанном и крепком хранителе и поборнике святые, истинные, православные христианские веры, благоверном и Христолюбивом Великом Государе Святейшем Царе и Великом Князе Борисе Феодоровиче всеа Великие Росии Самодержце, содержащаго скипетры великих Государств на востоце и на сивере сущих, и иных многих стран Государя и обладателя, и при ево благоверной и Христолюбовой Царице и Великой Княгине Марие Григорьевне, и при их благородных чадех, благоверном и Христолюбивом Царевиче Князе Феодоре Борисовиче всеа Росии и Благоверной и Христолюбивой Царевне Ксение Борисовне, и при святейшем Кире Иове, Патриархе Московском и всеа Росии, написаны бысть сиа дванадесять Минеи четьих в десть, в монастыре Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ее Благовещения, и Великого Архистратига Михаила честнаго его чюдеси, еже есть в Хонех, и Великого в чюдесех, иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всеа Росии чюдотворца, вноутрь царствующаго града Москвы, в велицей лавре, еже есть зовома Чюдов, повелением Архимандрита Пафнотиа з братиею. А сих книг Минеи тринадцать, занеже Ноябрь месяц розплетен на двое. А в них писаны празничные слова и похвалные слова и пророческие проповеди и апостольские мучения и похвалы, и всех святых жития и мучение святых мученик и святых мучениц и житие и подвизи преподобных и богоносных отец, и стых преподобных жен страдание и подвизи и с новыми чюдотворцы; в них же патерики Киевские печеры, да иных книг: книга Григорей Богослов весь толковой в десть, да книга Златостроуй в десть, да книга Лествица толковая в десть, да книга Патерик Синайской в десть, а в нем книга Василия Великого о черноризческом житии, да в нем же книга хожение Данила мниха в стем граде Иерусалиме, да в нем же книга Георгий Писид, да в нем же книга Григория Амирицкаго прение с Герваном Жидовином, да в нем же книга Иаков Жидовин, да в нем же книга Григорей Папа Римский беседа в них переплетены вместе. А писа сиа книги монастырскою казною и пр». За тем следует обычное проклятие на похитителя. Чудовские Минеи сии, по составу своему, несколько разнятся от Великих Макарьевских Миней, о коих мы выше упомянули. 5) Книга Степенная, Чудова монастыря, казенная: Сказание о святем благочестии Российских Самодержец и семени их святаго и пр., № 225. Она писана уставом, в десть, XVI века. По листам ее отмечено: «Книга Чудова монастыря, собрана смиренным Афанасием, Митрополитом всеа Русии». Такая отметка противоречит принятому мнению, будто Степенная книга собрана Митрополитом Макарием634. 6)Кариона Истомина (иеромонаха) различные поучения и письма, скоропись конца XVII века, две книги, в 4, № 223. Кроме поучений, молитв и писем к Государям и Святителям, этот сборник содержит в себе поздравление и приветствие в праздники и торжества Царице Евдокии Феодоровне, Царевнам Татиане, Софии и Наталии, Царям Алексию Михайловичу, надписи Иоанну и Петру, Святейшим Патриархам, многие любопытные замечание и выписки из книг и рукописей, показывающие любознательность и трудолюбие сего литератора конца XVII века. 7)Арифмология, спречь числословие всех, иже нас учити могут, числом объемлемое, переведеся от Николая Спафариа, лета 7181-го, Сентемврия. К Числословию приложена Ифика, сиречь нравы царственные и знамения Кесарей и Царей Римско-Немецких от Краля великого, первого Кесаря Немецкого, даже до Матфия первого, Кесаря Австериака. Рукопись скорописная, в 4, № 159 (212). 8) Статут Великого Князства Литовского, которым судят воеводство Волынское, рукопись на бумаге, в 4, скорописная, XVII века.

Печатные книги древностью своей не восходят далее XVII века; они, по большей части, Библейские, церковнослужебные, богословского и исторического содержание. В числе их находятся Петра Скарги Zywoty Swietych, три книги Житие Святых, Краковской печати, 1601–1615 и 163 г. в лист и Συνοδιχον, Пандекты на Греческом и Латинском языках, в Оксфорде, 2 т. 1672 г. в л.

В Чудове м. также хранятся резные из дерева образа и кресты, и другие старинные и сомнительные иконы, отобранные Духовным Начальством.

VI. Достопамятные событие Чудова монастыря

В течение почти пяти веков Чудову суждено быть не только поприщем духовных подвигов иночества, но свидетелем и участником в делах Церкви, Государства и просвещения. Вселенские судии, Патриархи Паисий и Макарий грамотою своей 1667 года подтверждают, что «от сея св. обители премногим богобоязливым иночествующим мужем, аки от лозы доброплодныя пресладким прозябати грезнам». Было даже время, как показывают нам факты, что в стенах его судимы были дела. Церковные и решались Государственные. В таком отношений история сей обители не ограничивается тесным кругом монашеской жизни; но соприкасается истории Москвы и получает значение Государственное. В ней первый строитель дома Св. Архангела Михаила является не только поборником православия, непоколебимым столпом отечественной Церкви, но и ревнителем о благе России, которой он, по словам В. К. Димитрия Донского, «даровал мирное житие,» был ходатаем за нее у корыстолюбивого Чанибека и лютого Бердибека, убийцы отца и 12 братьев, миротворцем враждовавших друг против друга Князей земли Русской, которые являлись к нему на Третейский суд; Тверский Князь Иван Михайлович, выкупленный Димитрием Донским из плена Ординского, сидел у него на дворе заложником до тех пор, пока его не выкупил отец635. Может быть, в этой же обители Святитель Алексий пред кончиною своей предлагал панагию и омофор Преподобному Сергию, смиренно отрекшемуся от высокого сана Иерарха. Многие из Настоятелей сего монастыря занимали Иераршеский престол; двое из них Иоаким и Адриан были Патриархами Всероссийскими. Прежний его Архимандрит, а потом Архиепиекоп великого Новгорода Леонид памятен бедственною участью своей: в 1572 г. Царь Иоанн Васильевич, «оборвав на нем сан и в медведно ошив, собаками его затравил636» Странный жребий выпал Чудовскому чернцу Григорию Богданову Отрепьеву принять рукоположение в диаконы от первого Патриарха Иова637, потом сделаться орудием политики Иезуитов и Поляков, около года царствовать в России под именем сына Иоаннова Димитрия и наконец бесславно погибнуть на площади. Но в той же обители Промысл попустил клятвопреступным Боярам сорвать Царскую багряницу с Шуйского, преемника Лжедмитрия и насильственно облечь его в иноческий сан. Во время Стрелецкого бунта 1682 года, в Чудов монастыре неволею пострижен в монахи отец Царицы Наталии Кирилловны Кирилл Полуехтович Нарышкин и, после пострижения, отвезен на Белоозеро в Кириллов монастырь638.

Здесь же находили себе покой Святители, оставлявшие паству свою. Сюда уединился Всероссийский Митрополит Феодосий Бывальцев и взял себе в келью одного прокаженного, ходил за ним до самой его смерти, омывая сам его струпы. Здесь на молитвенном покое провели остаток жизни своей Всероссийские Митрополиты Симон и Афанасий, также Новгородский Архиепископ Геннадий.

Но этот монастырь служил также местом осуждения и заточения некоторых Иерархов. В нем заключены были под начал: отступник, Митрополит Всероссийский Исидор, Лжепатриарх Игнатий, лишенный сана своего, Владыка крамольного Новгорода Феофил и обвиненный в беззакониях Князем, духовенством и народом Тверский Владыка Евфимий. Здесь же враги уморили голодною смертию веледушного Патриарха Гермогена, который изрек проклятие изменникам и предпочел истому предательству и постыдному раболепству. В 1667 г. 12 Декабря, в трапезной Благовещенской церкви Чудова монастыря, под председательством Патриархов Антиохийского и Александрийского, собор осудил Патриарха Никона. Когда Вселенские судии сняли с него Святительский сан: тогда опальный, возвысив свой голос, сказал им:639 «Я был избираем в присутствии Царя, со слезами убеждавшего меня принять жезл правления, и должен быть осужден в его присутствии. Народ Русский был свидетелем клятв моих пред Богом; вы же неправый суд произнесли тайно. Жезл пастырский я принял в святой соборной и Апостольской церкви, не по домогательству, но по желанию и слезному молению бесчисленного народа; а вы осудили меня в частной монастырской церкви, в присутствии одних клеветников моих». Не смотря на это, Никон, облеченный в одежду простого монаха, отсюда отведен был, как преступник, на Земский двор. Расходная книга 1643 г. показывает, что в Чудовом монастыре пребывали подначальные, т. е. находившиеся под началом; в числе их был известный Граф Шлик (Шляхов), переименованный в св. крещении Князем Львом Александровичем Шляховским640. Чудовским Архимандритам иногда поручались Государственныя дела, так напр. Архимандрит Авраамий с Новоспасским Иосифом и Келарем Авраамием Палицыным в 1613 году отправлен был от земского совета с посольством в Кострому для умаления Михаила Романова принять бразды правления; Архимандрит Адриан в 1683 году посылан был от Царей Иоанна и Петра с грамотою о помиловании к стрельцам Жданова полка, принесшим повинное челобитье. При Петр I, в Чудов пребывал для наблюдения за церковным благочинием Инквизитор, который в 1722 был диакон сего монастыря Тимофей641.

Где отрекшиеся от мира с пострижением воспринимали второе крещение, там же издревле, по введенному обычаю, крещаемы бывали дети Государей Российских, вероятно потому, что В. К. Димитрий Донской принят от св. купели Святителем Алексием; по крещении, они возлагались на раку св. мощей его. В Чудов м. 1559 г. крещен был Митрополитом Макарием, в присутствии Царя Иоанна Васильевича, Василий, сын Князя Юрия Васильевича Московского, Углицкого и Калужского. Здесь же просвещены св. крещением дети Иоанна IV-го Царевичи: в 1554 г. Иоанн, в 1557 г. Феодор, а в 1556 г. Царевна Евдокия; восприемником их был Митрополит Макарий. В 1553 году здесь же и возрожден банею пакибытие Казанский Утемишь Гирей. Св. обитель сия прославлена крещением в ней Царя Алексия Михайловича в 1629 году и сына его Петра Великого642, в 1672 году, а в 1818, в день С. Пасхи, Наследника Российского престола, Великого Князя Александра Николаевича, который, по примеру порфирородных предков своих, возлагаем был венценосною Бабкою своей на раку Святителя Алексия. Император Николай, посвятивший ему трофеи Персидской и Турецкой войны, повелел возложить на раку его и медаль, выбитую в память ее.

Начиная с Донского, Государи Русские нередко притекали в обитель Алексиеву на богомолье; всех чаще набожный Царь Феодор Иоаннович, который каждую неделю посещал все монастыри Московские; Борис Годунов беседовал здесь с Иовом Патриархом. В сырную неделю они обыкновенно приходили сюда для прощения, а в день празднования Святого Иерарха, к обедне; Царь Феодор Иоаннович даже и трапезовал с Чудовскими монахами. Один только Лжедмитрий в годичное свое царствование ни разу не был в этой обители, обличавшей прежнее его звание. Доныне Венценосцы Российские, по прибытии своем в Москву, притекают видом Архангела Михаила поклониться св. мощам основателя его. Не только Всероссийские Митрополиты и Патриархи Московские, но и вселенские Владыки, бывшие в древней столице, посещали великую и пречистую лавру. На память святого основателя ее, Патриархи совершали в ней божественную литургию и, при извещении больничных старцев, сами раздавали им милостыню643.

Обитель благочестия служила вместе и приютом для наук, кои тогда находили в монастырях себе пристанище. Здесь помещен был в 1506 году вызванный Велик. Князем Василием из Афонского Ватопедского монастыря ученый инок Максим Грек для изъяснения Греческих рукописей, хранившихся во дворце644. Со времени Патриарха Филарета, по образцу ученых братств Малороссии, в Чудове монастыре заведена была Греко-Латинская школа, существовавшая до основания Славяно-Греко-Латинской Академии; учителем в ней был Грек Арсений645. В 1633 же году видел ее А. Олеарий, ожидавший от нее успехов.646 Училище сие именовалось Патриаршим, потому что состояло под ведением Патриарха. В эту школу вызван был из Киева учителем Священные Богословии и Философии Епифаний Славинецкий.

В половине XVII века при этом Патриархе в Чудовской обители общество ученых монахов занималось исправлением церковных Славянских книг по Греческому подлиннику. Там трудились над этим великим делом церкви Епифаний с Арсением Греком и Белорусцем Петром. В помощники им даны были чтецы Греческих и Латинских книг и писцы монахи Чудовские Евфимий, Моисей, Иов и Козьма Афонопверский647 и другие; они перевели с Греческого несколько духовных сочинений и составили Словари Славяно-Греко-Латинские. В 1683 году, в притворе Чудова монастыря на стене выставлены были в присное поучение и ведение всем православным христианам заповеди Божие и церковные648, а на дске изображение правой руки с перстами, сложенными по преданию Св. Отцов и Апостол; но руки изуверов, не взирая на угрозы правительства и анафемствование от церкви, срывали сии листы, замазывали смолою и дегтем изображения правого сложения креста649. Во время Московского мора Чудов был позорищем неистовства бунтовщиков, которые восстали за икону Боголюбския Богоматери, снятую Архиепископом Московским Амвросием с Варварских ворот, куда стекаясь жители толпами, одни других заражали; мятежники устремились ночью в Чудов, разломали ворота, везде искали Амвросия; тогда верхние и нижние Архиерейские покои, экономские, консисторские и все монашеские кальи были разграблены; окна, двери, печи и мебели в них разбиты и разломаны; изуверы не пощадили и святыни: в домовой Архиерейской церкви сорваны и потоптаны были ими одежда с престола и антиминс650. Буйство мятежников усилилось вином, когда они дорвались в монастыре до винных погребов купца Птицына. Они грабили его целые сутки. Беззащитную обитель никто не защищал, кроме Бригадира Мамонова, известного под именем дворянина Философа, с его дворовыми людьми; но и тот раненый изнемог. Из Чудова буйные бросились в Донской монастырь на умерщвление Архипастыря. Таков был жребий кафедрального монастыря и Московского Иерарха в 1771 году!

Этот же самый монастырь был свидетелем общей любви и благоговения к преемнику Амвросия Платону, которого туда сходились жители Московские слушать и принимать его благословение. Старожилы еще помнят, какое впечатление производил на предстоявших Платон своим служением и проповедью; не забыли, как он в праздник Святителя Алексия совершал литургию в его облачении,651 как он в первый день 1807 года последний раз прощался с своею Паствой, торжественно благодаря Господа, что Он помог ему полвека продолжать спасительный подвиг проповедания Слова Божия; еще памятен и тот день 1812 года, накануне вступление врагов в Москву, когда изнуренный старостью и скорбию Платон сидел на крыльце Чудова и слезящими глазами в последний раз прощался с Москвою, обреченною на сожжение и поругание. Святая обитель в 1812 г. была обращена врагами в квартиру Наполеонова Штаба и некоторых гвардейских полков. В ней оставался только один казначей Аарон с двумя монахами; иноки сии, осужденные врагами на смерть, успели спастись в Москве. По устроении и возобновлении храмов в Чудове, Преосвященный Августин с торжественным освящением соединил благотворение: тогда в трапезе церкви он сам роздал пособие от Царской Фамилии 243 Московским жителям, наиболее потерпевшим от неприятеля, которых там представил ему Граф Ростопчин.

С такими воспоминаниями соединено пятивековое существование в Москве Алексиевой обители благочестия, свидетельствующей нам о подвигах Святителей, о благоговении к ней Государей и служившей некогда приютом для наук.

По давнему обычаю, родители пред начатием учения детей своих, доныне приводят их в Чудов монастырь испросить благословения у Святителя Алексия. В день же празднования памяти его приходят крестьяне из чудотворцева села Черкизова, помолиться своему барину.

* * *

606

Измарагд диалектовой от создания мира, оканч. 1697 г. пис, уставом, в 12; принадл. К. Аверину. – Сочинение А. Сумарокова, ч. VI, 289.

607

Минеи Четьи, Июнь, рукоп. 7108 года, в Чуд. мон. «в монастыре Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения». И Софийск. Врем. I, 351. «Лета 1377, преставися Алексей Митрополит – положен бысть в церкви Св. Богородицы».

608

Минея XVI века, в 4, на тряп. бум. А. И. Лобкова.

609

Латух. Степ. книга в прим. 175. Карамз. И. Г. Р. VIII.

610

см. Епифания житие Преп. Сергия.

611

см. грамоту Вселенских Патриархов 1667 года в Истории Росс. Иерархии, ч II.

612

см. ниже его завещание.

613

Хотя в Истории Росс. Иерархии между Настоятелями Чудова монастыря и нет Иакова; но как тогда в городе Москве не было других монастырей, кроме Спасского и Чудова: то весьма вероятно, что Иаков был Настоятелем последнего, где существовала тогда Архимандрия. Елисей показан первым 1379 г., а после него Феофан 1432 г. В промежуток 53-ми лет мог быть Архимандритом Иаков.

614

Карамз. И. Г. Р. т. V, пр. 97.

615

там же т. VII.

616

Дела Синодальнаго Правления 1744 года, № 1468.

617

Сия надпись уставная вязью высечена на каменной дске, вставленной в северной стене притвора:

«Лета 7188, (1680) месяца Августа начаты быти созидатися Святыя храмы во славу Всетворца Бога, первый храм в честь и Приснопетыя Богоматере Девы Марии, славнаго ея Благовещения, вторый Св. Первозваннаго Апостола Андрея, третий Святаго Чудотворнаго Алексия Митрополита Всероссийскаго, идеже и мощи его; вси убо с трапезами и под ними с монастырскими службами, повелением блаженныя памяти Благочестивейшаго, Великаго Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексиевича, всея Великия и Maлыя и Белыя Росии Самодержца, по его Государскому чертежу и указной мере, каков чертеж от него Государя прислан в Чудов монастырь, благословением же Великаго Господина Святейшаго и Кир Иоакима Патриарха Московскаго и всея Росии и северных стран; совершены же при Благочестивых великих Государех, Царех и Великих Князех Иоанне Алексиевиче, Петре Алексиевиче и Великой Государыне, Благоверной Царевне и Великой Княжне Софии Алексиевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцех, в четвертое лето их царскаго скипетродержавства, их Государским на сие строение жалованием и монастырского казною и ктиторов святыя обители сия подаянием 7194-го лета (1686); тщанием же усердным сицеваго строения Пречестнаго Господина Андриана Архимандрита святыя обители сея, да Келаря монаха Варлаама и труждающияся братии». – «По другой стене след. надпись: «Благословением Божиим, тщанием же и усердием Св. Пр. Синода Члена и их Императорских Высочеств в законе Учителя, Придворнаго Проповедника, Прсосв. Платона, Митрополита Московскаго и Калужскаго и пр. с 1775 по 1778 год Архангельская церковь возобновлена стенным письмом с позолотою во всех местах вновь и покрыта желтым и выкрашена снаружи, иконостас в той же церкви и в нем св. образа все поновлены за ново и к той церкви приделаны три каменныя крыльца. 2. В церкви Алексия Митрополита и в олтаре все клейма штукатурной работы вызолочены, а земля серебром и покрыта лаком с голубою краскою и в клеймах образа поновлены, над св. престолами повешены два балдахина; в Алексеевской – бархатной малиновой с гасом, кистями и шнурами золотыми, а в Благовещенской – штофной травчатой. В Алексеевской церкви сделано место Архиерейское и хоры резные вызолочены; из трапезы в церковь Алексеевскую вместо окон сделаны две железныя фигурныя двери. На оных двух церквах десять глав и десять крестов вызолочены, а крышки покрыты белым листовым железом. 3. При оных церквах сделано вновь церковное парадное крыльцо на столпах каменных с папертью и полы все выстланы белым камнем. 4. Колокольня каменная сделана вновь и покрыта белым железом; перелит старой колокол в триста пуд с прибавлением меди 50 пуд. 5. Построен вновь Архиерейский дом на 44 саженях о двух етажах со всяким в нем убором и в том же доме церковь Петра и Павла; крышка покрыта железом, а снаружи сделана ограда каменная с решетками железными. 6. Братския келии и иные вновь сделаны, а другия переделаны, также конюшня сделана вновь и покрыто все железом. 7. Против палат сделан сад и во оном и вырыт колодезь и над ним шатер. 8. Близь монастыря сделан вновь конюшенный двор п покрыт весь железом и т. д. Надпись заключается девизом М. Платона: «Богу о всем да будет слава!»

618

Дела о Троицком пожаре 1737 г. в Разрядном Архиве.

619

В Чудовской библиотеке, под № 99.

620

История Росс. Иерархии, II.

621

Акты Археогр. Экспедиции, т. I, № 9.

622

Цветущее состояние Всероссийского государства при Петре I, соч. И. Кирилова. М. 1831, в 4.

623

Описание Русских и Словенских рукописей Румянцовскаго Музеума. А. Востокова. Спб. 1842, в 4.

624

Житие Св. Алексия, писан. Пахомием, рукоп. в лист на бумаге, начала XVII века, в библ. Г. Погодина.

625

Пролог, Февраля под 12 числ. и Мая под 20.

626

История Росс. Иерархии, ч. VII.

627

Софийск. врем. I, 403. и Карамз. И Г. Р. V, 254.

628

Карамз. И. Г. Р. т. X.

629

Там же т. X. Но в рукоп. Пахомиевом житии Св. Алексия сказано, «что Царь Борис Годунов во второе лето царствование своего, 7608 г. Февраля 17, с Иовом Патриархом переложил мощи Святителя в новую серебрян. раку, устроенную Царем Феодором Иоанновичем. см. Рукопись в лист, уставная, на бумаге, начала XVII века, в библиотеке Профессора Погодина.

630

Древн. Росс. Вивлиоф. т. VI.

631

Синаксарий, от Р. X. 1701 г.

632

Примеч. на Ист. древн. и нынеш. России, Г. Леклерка, соч. И. Болтина. Спб. 1788, т. II, 467.

633

На первом листе сих книг Нового Завета написано собственною рукой Митрополита Платона: τοῦτο ἐυαγγέλιον ὡς τινα θυσάυρον, δεῦ φειλάττειν, ταπεινὸς Πλάτων, Ἀρκιεπίσκοπος Μὸσκθας καὶ Καλούγας ὑπὲργραφα ἰδίᾳ χερὶ 1781 ἕνους. –

«Вышеписанный Архиепископ, ныне же недостойный Митрополит Московский Платон и паки завещаваю хранити сие Евангелие, яко собственною рукою Стителя Алексия писанное: вкупе же со своеручною его духовною на конце сея книги приложенною».

« 1798 года подписано сие в Трцкой Сергиевой Лавре».

634

см. М. Евгения Словарь духовных писателей, 2 ч. Изд. 2, 1824 г. в Спб в 8.

635

Карамз. И. Г. Р. V. прим. 23.

636

Псков, лет. изд. М. Погодина, М. 1837, в 4.

637

Собран. Госуд. грамот, т. I.

638

Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях Петра I, изд. Ф. Туманского. Спб. ч. I, 1787, в 3.

639

Краткое начертание жизни и деяний Никона, Патриарха Москов. и всея России, составл. Архимандр. Аполлосом, изд. 3. М. 1839, в 12.

640

Описание Русских и Словенских рукописей Румянцовскаго Музеума, сост. А. Востоковым. Спб. 1842, в 4.

641

Древняя Росс. Вивлиофика, т. X.

642

Крещение Петра совершал Патриарх Питирим (?); восприемниками его были брат его Царь Феодор и тетка Царевна Ирина Михайловна, Июня 29. см. Собрание записок и сочинений о жизни Петра I, изд. Ф. Туманского. ч. V. Спб. 1787, в 8. Но в рукописи Свадеб Царских XVII века, в 4, пода. № 171 в Гл. А. М. и. д. сказано только, что обедню служили Чуд. Архим. Иоаким и Благовещенский Протопоп Духовник В. Г. Андрей Савинович. Тогда еще было Междупатриаршество; ибо Питирим вступил на Патриаршеский престол Июля 6, 1672 г.

643

Древняя Росс. Вивлиофика, т. X.

644

Журнал Министерства народн, просвещ. 1884 г. Июнь, 397 и 98.

645

Древн. Рос. Вивлиофика, т. VI.

646

Verme[h]rte neue Beschreibung der Muscowitischen und Persischen reise von Adam Olearius Ascanius. Schleswig. 1656, f.

647

Митроп. Евгений Словарь духовных писателей, 2 ч. Спб. изд. 2. 1828, в 8.

648

Древняя Росс. Вивлиофика, т. VI.

649

Кариона Истомина различные поучение и письма, скороп, в 4, под 223 в Чудов библ.

650

Жизнь Преосвящ. Амвросия, Архиепископа Московского и Калужского, соч. Д. Н. Бантыше-Каменского М. 1813, в 8.

651

По краям саккоса вышита золотом и серебром след. надпись: «В лето 7872 сак си на память С. Мученика Димитрия доспет бысть повелением Алексия Митрополита». См. выше. В VI ч. Истории Российской Иерархии, стр. 716, сказано, что в сем саккосе погребен был Св. Алексей и обретено тело его при копании рвов для фундамента церковного.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle