Церковь Риз Положения, или Печерская
Церковь сие, стоящая рядом с Грановитою палатой и против западных вхожих дверей Успенского собора, достопримечательна сколько древностью своего построение, столько и значением своим в истории Иерархии, как домовая Всероссийских Митрополитов и Патриархов, которых двор некогда при ней находился.
Под 1449 и 51 годами летописи упоминают о сооружении Святителем Ионою на этом месте каменной церкви во имя Положения ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; сим храмом увековечена память победы В. К. Василия Темного над Седиахметовыми Татарами в 1451 году, Июля 2, и вместе с тем положено основание Митрополичьему двору, перенесенному сюда с бору около этого времени; ибо Иона Митрополит на своем дворе, пред дверьми Пресвятыя Богородицы668, поставил каменную себе палату, а Зосима Брадатый построил три кельи с подклетами. Это были в Московском кремнике одни из первых каменных палат, о коих летописи говорят на ряду с важными государственными и церковными событиями того времени. Спустя 65 лет после сооружения этой Митрополичьей церкви, при Митрополите Геронтии, Псковские мастера построили новую, освященную 1486 года. В опустошительный пожар 1547 года сия церковь сгорела с Митрополичьим двором. При возобновлении ее Макарием Митрополитом устроена Святительская палата, наименованная Макариевскою669 и Белою, а потом Золотою. В пребывание Поляко-литовцев церковь сия и двор Митрополичий так были разграблены и разорены, что первая оставалась без служения, а в другом нельзя было жить; до возобновления их Патриарх Филарет помещался в келейках на Троицком Богоявленском подворье, откуда уже в 1624 году перешел в свои Государевы новыя кельи; в том же году иконник Назар Истомин писал в Патриаршую домовую церковь Деисус для иконостаса, а котельных дел староста Д. Сверчков починивал паникадила.670 Через два года, ужасный пожар в Кремле истребил на Патриаршем дворе деревянное строение и самая церковь тогда потерпела повреждение. В 1644 году сделаны в ней некоторые перестройки и поновления: в стенах прибавлены для свету окна, а в главе вновь пробиты. Стенное письмо тогда писали Царские зоографы Сидор Осипов и Иван Борисов.671 В делах Патриарших 1624 года упоминается при церкви Ризположенской придел во имя Св. Великомученика Георгия.672 В них она именуется на Государеве Патриаршем дворе и на сенях; когда же она в 1655 году отошла к Государеву двору, тогда причислена к верховым, или стенным церквам, а ныне к ружным.
В пожары 1682 и 1737 годов, она потерпела от огня вместе с соседственным ей Успенским собором. В первый пожар, от хором Царя Петра Алексеевича и Царевен сгорела деревянная крыша на ней и над папертями, киот около образа Печерские Богоматери, всхожая к нему лестница и рундук. В Троицкий пожар также сгорела на ней крыша с стропилами, оконницы и купол, похищена серебряная риза с храмового образа. По указу Императрицы Анны, церковь сия вскоре была возобновлена Архитектором Мичуриным, а после разорений в 1812 г. устроена и освящена в 1813 году.
Складенная из тяжеловесных кирпичей, она составляет квадрат; верх ее увенчивается одною главой, обитою медными вызолоченными листами и четверочастным крестом. Под нею подвалы со сводами. на внешних ее стенах архитектонические орнаменты в византико-готическом стиле. Окна в ней одни с дуговыми перемычками и с наличниками, или валиками в виде Греческой омеги; другие с прямыми перемычками свидетельствуют о перестройках в позднейшее время, в новом стиле. На восток она оканчивается тремя полукружиями алтаря, подобно другим древним храмам XV и XVI веков. С южной стороны ведет в нее крыльцо без кровли о нескольких ступенях с всхожею лестницей к часовне, где на стене изображена Печерская Богоматерь с предстоящими ей Первосвятителями Московскими Петром и Алексием. Образ сей Богоматери, видимый на Патриаршей печати, напоминает о начале Всероссийской Митрополии в матери градов Русских, колыбели Русского Христианства. По этой чудотворной иконе и сама церковь слывет Печерскою, а народное предание налагает на того проклятие, кто проходит мимо сего храма, не поклонясь образу Богоматери. С северной стороны служат входом крытые каменные сени, или переходы с окнами на север, слывущие Патриаршими. Своды и стены их в нынешнем году, попечением Барона Боде, расписаны орнаментами в древнем вкусе и украшены изображениями десяти Патриархов Московских: Иова, Гермогена, Филарета, Иоасафа I, Иосифа, Никона, Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана.
Во внутренности церкви сохранилось прежнее расположение, сходное с символическим устройством древних храмов, здесь описанных. В ней также крестчатые своды опираются на четыре четырехгранные столпа с дуговыми перемычками, коими они соединяются один с другим. На восточной стене алтаря трещина свидетельствует о взрывах в Кремле 1812 года. Пол в церкви и алтаре из дубовых толстых плиток. На внутренних стенах храма фрески изображают в лицах акафист Богоматери, а на просветах окон и столпах лики Святых, какие украшают стены и своды алтаря, где над Святительским местом написана Печерская Богоматерь с двумя Первосвятителями Московскими.
Иконостас в четыре пояса; но Царские двери новее самих образов, из коих верхние покрыты басменными серебряными окладами, XVII века. Из местных образов замечательны искусством старинного письма: Храмовый, Владимирския Богоматери с деяньями и Св. Троицы. Пред ними стоят четыре поставные тощие свечи деревянные, расписанные красками, с медными поддонами на левиках, вышиною в 5 четвертей; на них узловатые надписи вязью показывают, что памятники сии устроены усердием Патриарха Иосифа в 1643 и 1645 годах. Посреди храма висит старинное паникадило из спрудной меди, с двуглавым орлом вверху, работы Сверчкова.
Между утварями церковными в ней не встречается вкладов от Всероссийских Митрополитов и первых Патриархов; потому что они отчасти расхищены были Поляками, отчасти погибли в пожарах, остальные перенесены в новый Патриарший дом. Как некогда при этой церкви находился Святительский двор: то мы коснемся здесь его значения, состава и судеб.
Когда, после Флорентийского собора и взятия Царьграда Турками, Митрополия Московская сделалась независимою от Константинопольского Патриаршества, а Киевская подвластною Риму: тогда уже судебные обряды и порядок следствий изменились по святительскому и монастырским судам. В это самое время Митрополичий двор с прежнего его места перенесен ближе к первопрестольному храму Ионою Митрополитом, посвященным, 1446 года, Русскими Архиереями в Московском доме Пресвятыя Богородицы.
Когда учреждено было в Москве, вместо Митрополии, Патриаршество, шестое в православной Церкви: тогда в этот святительский двор вступил первый Московский Патриарх Иов, рукоположенный в Москве, 1588 года, Цареградским Патриархом Иеремиею, а после него и преемники его до Никона, который, как увидим, перенес свой двор на новое место. Но до того он находился при церкви Риз положения, где пребывали Митрополиты всероссийские от Ионы до Дионисия, равно и Патриархи от Иова до Иосифа, как покажут нам свидетельства исторических документов. В чине поставления Митрополита Иоасафа 1539 г. значится, что Митрополит с Архиепископами и Епископами исходил из соборной церкви западными враты к Митрополичью двору. В записке о Царском дворе и церковном чиноначалии 1610–13 годов «показано, что Патриарх Московский всея Русии без съезду живет при Царе на Москве; двор его подле двора Царскаго»673. Из перехода Патриарха Филарета с Троицкого подворья на Патриарший двор к Ризположению и описания шествия на осляти в 1642 году Иосифа Патриарха ясно обнаруживается местность Патриаршего двора, с которого Святитель выезжал через Риз положенские ворота, бывшие у этого двора и слушал обедню у Риз положения, что на его Патриаршем дворе.674 В послании Царя Алексия Михайловича в 1652 году к Новгородскому Митрополиту сказано, что из Патриаршей палаты вынесено было тело Иосифа Патриарха в церковь Ризположения,675 которая в делах Патриаршего приказа 1653 года называется еще: на Патриаршем дворе.676 Итак не следует ли из этого, что церковь Риз положенская была свидетельницей конца святейшей Митрополии всероссийской и начала Патриаршества!
В этом дворе имели важное значение Святительская палата и сени. Первая находилась там, где ныне так называемая золотая палата, которая, по перенесении Патриаршего двора на новое место, вероятно, обращена в Царицыну золотую палату. На владычний двор сопровождал Митрополита Иосифа из собора Царь Иоанн Васильевич до привора палаты, Архиереи нареченного Иерарха посадили там на уготованном месте.677 Здесь, пред избранием Святителя, сходились на совещание Митрополиты, Архиепископы, Епископы и весь освященный собор, как то было пред наречением Филарета на Патриаршеский престол 1619 года.678 Сюда приходил Царь Михаил поздравлять отца своего, избранного Патриархом, которого здесь торжественно возвели Архиереи и Архимандриты на Патриаршее место и певцы провозгласили ему многолетие. Здесь бывало почетное столованье, где по старинному обряду питы были чаши за здравие Царя и Святителя.
Большие сени, или паперть при этой церкви имели такое же значение, какое в Новгороде сени Владычного двора, где возводили избранного Архипастыря в грановитую палату.679 Так к 1494 году освященный собор вводил на сени в Митрополитский дом Всероссийского Иерарха Симона, которого В. К. Иоанн III сопроводив до западных дверей Успенского собора, передал в руки Епископов.680 Чрез сени этой церкви, именовавшиеся и Государевыми, бывали торжественные входы и выходы Святителей. У преддверия их новопоставленные Митрополиты Всероссийские и Патриархи восседали на осля, и в сопровождении своих дьяков, четырех огненников с пальмами и подвойсками, шествовали через Ризположенские ворота в Никольские и объезжали город, осеняя врата его крестом и кропя их св. водою; возвратясь к ним по совершении этого преобразовательного шествия, сходили они с осляти. Здесь их паства ожидала суда, милости и благословения. В этих сенях Царь, по принятому обычаю, иногда переменял свое государское платье. Цари Михаил, Алексий и Феодор посещали этот храм, как свидетельствуют нам Выходные книги их царствования. В 1684 году, Декабря 19, по особенному случаю, запрещено было ходить Ризположенскою лестницей мимо церкви Великом. Екатерины и в Ризположенскую церковь, а в трапезу никого, кроме церковников, не велено было пускать.681
Упомянутые нами Ризположенские ворота, кои вели в Патриарший двор, теперь не существуют; оставшиеся на углу стены нынешнего Синодального двора железные двойные крюки, по видимому, остатки сих ворот, против коих при Царе Иоанне Васильевиче были тюрьмы, а при Царе Михаиле Феодоровиче государевы каменные погреба, над коими было сушило деревянное.682
Таково прежнее и настоящее положение сего храма, достопамятного в истории Иерархии нашей! По связи с нею, перейдем к Патриаршему дому, устроенному Никоном против северных дверей дома Пресв. Богородицы, вместе с тем при описании его коснемся значения, быта и обихода Патриаршего в России, тем более, что при Никоне они были в полном развитии и силе.
* * *
Софийск. времен. II, 338.
Книга расходная Патр. Филарета с 7137 по 140 год, № 8 (504), 162 г. № 56.
Патр. Приказа расх. и прих. книга, 7132 г. № 4 (502).
Расходная книга по Мастер. Палате 152 г. № 32.
Патр. Приказа расх. и прих. книга, 7132 г. № 4.
Акты Археограф. Экспедиции, ч. 1, № 184.
Исторические акты, т. II и Древняя Росс. Вивлиофика, т. VI, 309.
Акты Археограф. Экспедиции, т. III, № 92.
Патр. казен. приказа приходная книга 7161 г. № 54.
Карамз. И. Г. Р. VIII.
Древн. Росс. Вивлиофика. I изд. ч 1, Апрель.
Северн. Пчела 1833 г. № 211.
Собрание Госуд. грамот, IV, 488.
Древн. Росс. Вивл. X.
Книга Московского стола в разрядном Архиве.