Источник

Древние чертежи Москвы

Известные нам планы и чертежи, или виды Москвы с XV по XVII век, приложенные к описаниям России Герберштейна, И. Блевия520, Л. Готофреда521, Олеария, Майерберга и других, не взирая на их большую или меньшую неточность в целом, или частях, сообщают нам понятие о тогдашнем положении и объеме древней столицы России, дополняют недостаточность у нас отечественных видов и чертежей Москвы XV, XVI и XVII веков. Хотя геодезическим черчением карт давно уже занимались в России; ибо в Книге большого чертежа сказано, что, по указу Царя Михаила Феодоровича, в Разряде сыскан старый чертеж всему Московскому Государству, сделанный давно при прежних Государях. Царевич Феодор Борисович, под руководством своего учителя, составил карту России и план Москвы. В 1627 году, в разряде сделан был новый чертеж всему Московскому Государству. Но, кроме Годуновой, до наших времен, к сожалению, не дошли сии отечественные карты. Критическое сравнение их было бы весьма полезно не только в отношении топографии, но даже истории Москвы, сосредоточившей в себе с XV века мир Русский. Предмет этот ожидает делателей. В ожидании сего сообщим нашим читателям обозрение чертежей, или видов Москвы, приложенных к сему изданию с тою целью, чтобы дать объяснение оным, которое может служить дополнением, а в некоторых местах и поправкой сделанному нами обозрению Москвы в 1 тетради.

Приложенный к 1 тетради Памятников Московской Древности вид Москвы упомянут в изданной в С. Петербурге 1837 года. Описи предметом, сохраняющимся при Императорской С. Петербургской Академии Наук в здании Кунст-камеры, в отделении, называемом Кабинет Петра Великого, стр. 44, № 24, под заглавием: «Любопытный план Москвы, напечатанный в Амстердаме, с объяснением на Латинском языке».

Этот вид Москвы, доселе неизвестный нам, гравирован в большой лист; в заглавии его следующая надпись вязью, неправильно изображенная чужестранцем: Царствеющой град Москва началной городъ всехъ Московских госдарствахъ. На полях его помещено объяснение на Латинском языке, которое мы передаем здесь в буквальном переводе:

«Благосклонный читатель на сей таблице ты видишь четверочастное разделение, или четыре укрепления стенами города Москвы, из коих внутреннее называется Китай город и составляет самый город; с ним смежна крепость, или Царев двор, огражденный стенами и называемый Кремль град.522 Оба они обнесены каменною стенной и по местам деревянным тынном. Окружающий их с востока, севера и запада город именуется Царьгородом, стены его из Белого камня, с земляною осыпью. Вокруг сих частей города простирается деревянная стена без осыпи земляной, которая вмещает в себя Скородум; южная часть его, лежащая по ту сторону Москвы реки, также называется Стрелецкою слободою; потому что там поселены воины и стража Великого Государя, Царя и Великого Князя и другие питомцы Марсовы».

В Китае городе, т. е. во внутреннем городе, означены цифрами следующие места:

1. «Троица, храм св. Троицы, известный также под именем Иерусалима, к которому в праздник Входа в Иерусалим Царь приводит Патриарха, сидящего на осляти.

2. Колокольня вышеозначенного храма.

3. Налобное место, построенное из кирпичей, где, во время торжественных молебствий, Патриарх читает некоторые молитвы; на нем делаются объявления к народу.

4. Площадь, назначенная для казней.

5. Неглинные ворота, которые называются также и Львиными.

6. Москворецкие ворота.

7. Лавки, где продаются сапоги.

8. Таможня, где платится пошлина со всех привозимых товаров.

9. Ряды, где продаются все товары.

10. Иконный ряд.

11. Гостиный двор, где останавливаются купцы, приезжие из окружных городов для продажи своих товаров.

12. Денежный двор.

13. Двор Англичан, торгующих в Москве.

14. Храм Вознесения Христа с колокольнею, на коем глава позлащенная.

15. Двор Микиты Романовича, деда ныне царствующего Государя Михаила Феодоровича.

16. Двор Булгаковых.

17. Посольское подворье.

18. Подворье Митр. Новгородского.

19. Двор Степана Васильевича Годунова.

20. Тюрьмы.

21. Варварские ворота.

22. Ильинские ворота.

23. Никольские ворота.

21. Типография.

25. Двор Иоанна де Валь (de Wal) потом Адриана Феза, ныне Фоглера (Vogelaers).

26. Двор Михаила Микитовича Романова.

27. Дом Князя Петра Буйносова (Bonoffschio).

28. Дом Князя Андрея Телетевского (Телятевскаго).

29. Дом Князя Петра Никитича Шереметьева (Selemetoffschi).

30. Дом Князя Бориса Черкаского.

31. Арсенал, где хранятся пушки.

32. Судебное место, где разбираются гражданские дела и чинится наказание за воровство и тому подобные маловажные преступления.

33. С. Никола монастырь, где Целуют крест в виде клятвы, в сомнительных делах.

В Цареграде указаны след.:

1. Царские конюшни.

2. Ворота, ведущие к воде для пойла скота.

3. Царский аптекарский сад.

4. Новый Земский двор (nova civium curia).

5. Больница.

6. Пушечный литейный двор.

7. Конская площадь.

8. Двор Польских купцов, смежный с двором Армянских купцов.

9. Больница, где продаются соль и рыба.

Имена ворот во внешних городах:

1. «Чертовские.

2. Арбатские.

3. Никитские.

4. Тверские.

5. Дмитровские.

6. Петровские.

7. Устретенские.

8. Покровские.

9. Яузкие.

10. Серпуховские. (Xerepagoffskie).

11. Калужские. 12. Фроловские».

«Двенадцатая часть заключается в каменной стене, десятая и одиннадцатая только в деревянной; девятая в деревянной стене, слывущая Болванский город (Bolbansche vorod ?), к коему примыкает Немецкое кладбище».

В Скородуме замечены:

1. Сад Великого Князя.

2. Бани (aquae calidae s. thermae).

3. Лесной ряд.

Хотя этот чертеж, который мы по владельцу назовем Петровым, не тригонометрический, но геодезический, без масштаба, сделан по птичьему полету, или по глазомеру, как панорама; однакож проекция его была не без инструментальной съемки; потому что на нем с точностию означено как направление улиц Кремля-города, Китая, Царь-города и Скородома, так равно течение рек Москвы, Неглинной и Яузы. Местности выполнены с мелочною подробностью: стены, ворота, башни, мосты, дворы и церкви города отличены своим видом и красками.

Кремль, изображенный вернее и отчетливее у Л. Готофреда, оставлен на Петровом чертеже без описания; но у первого оно приложено в следующем порядке:

1. Кремелен город (Kremelen gorod), двор Императорский.

2. Китай город, средний город.

3. Царигород, Царский город.

4. Скородом, внешний город.

5. Стрелецкая слобода.

6. Приказы (curia).

7. Патриарший двор (Palriarchion).

8. Храм с. Михаила, кладбище Государей.

9. Амвон церковный для совершение Царских молений.

10. Ряды купеческие.

1 1. Судебные места города.

12. Литейный двор.

13. Копная.

11. Торговые бани.

1 5. Лесной ряд.

16. Царский сад,

17. Конюшни.

Средоточие Москвы Кремль, названный Кремленаград, прежний Кремник (Р), Детинец, Старый, Большой город, Каменный город, Вышгород523, как на Петровом чертеже, так и на Готофредовом, изображен с двойными стенами, башнями, полубашнями, стрельницами и воротами, обтекаемый от севера и запада Неглинною, которая посредством канав, пущенных вдоль восточной стены Китая, соединяется с Москвою рекою; на юг у стен города сия река; с восточной стороны простирается ров. По хребту Кремлевских гор к западу видны еще остатки третьей стены, защищавшей внутренность Кремля. На Фомином чертеже Китай-города означены с восточной стороны тройные его стены524. Спаская башня с воротами, еще не переделанная Головеем в 1626 году525, сохраняет свой древний вид, какой ей дал ее зодчий Петр Соларий Антоний в 1491 г. От Спаских и Никольских ворот внутри города идут к соборам и дворцу две большие улицы, третья у стены Казенная, к коим примыкали малые улицы, переулки и тупики. От Флоровских ворот шла улица 4 сажени с получетвертью в ширину, а между Чудовым монастырем и Цареборисовским двором другая поперек 3 саж. с получетвертью; между Симоновским подворьем у Никольских ворот и двором Протопопа Кондратия расстояние было через улицу 6 1/2 сажен. До этих ворот простиралась улица в 8 сажень в первом конце, а в среднем и последнем 6 1/2 сажень. Подле Симоновского подворья стояли Рожественское Владимирское и поповские дворы, между коими быль переулок в две сажени к церкви Вход во Иерусалим; другой переулок от первого подворья шел до Шереметьева двора с каменною церковью, третий отсюда до Голицина двора и Троицкаго подворья, которое слыло и Богоявленским монастырем, и смежные с ним Троицкие ворота именовались Богоявленскими. Между Чудовым монастырем и его конюшнями пролегала улица в 5 сажень шириною, а другая подле стены от Никольских до Фроловских ворот; третья в 5 саж. без 1/4 простиралась от стены до Водяных ворот, от коих до круглой башни, между дворов был проезд, а от двора Князя Мстиславского до палаты Поместного приказа шла улица в 3 сажени. В западной части Кремля между Государевых каменных погребов и двориков близь стены к Ризположенским воротам была улица, в одном конце 7 сажень, а в другом 8 саж. С площади от церкви Рождества Богородицы на трубе шел переулок в 14 саж. к Николе Гостунскому.526 Бревенчатые и дощатые мостовые на улицах тогда назывались мостами; но даже в половине XVII века в Кремле порою бывала непроходимая грязь.

Поверхность Кремля, в то время еще не планированная, представляла плоскости, овраги, горы; три главные собора были на площадях, как значится в летописях, грамотах и других письменных памятниках. Площадь, или полое место, между Спаскими воротами и соборами, ныне открытая и очищенная, до конца XVIII века, покрыта была разными зданиями, из коих главные: Приказы Казенный, Стрелецкий, Казанский, Разбойный, Ямской, Холопий, Судный и проч. Между приказами и Царскими чертогами в середине занимали место первенствующие соборные храмы и Святительский двор, как бы в ознаменование союза Самодержавной Царской власти с Церковию, средоточие гражданского и уголовного суда, коего приговоры исполнялись на площади пред Приказами в Кремле до 1685 года. Ивановская же площадь была сборным местом Ивановских площадных подьячих, писавших разные крепостные акты в бывшей там палатке. О горах в Кремле свидетельствует урочище церкви у Ивановского столпа Рожества Христова в горах и название в XVIII веке южной части Кремлевского холма хребтом гор. Существовавшие до конца XVIII века в некоторых местах Кремля овраги в последствии засыпаны. О трубе у Спаских ворот и подземных водопроводах и слоях мы уже сказали в 1 тетради П. М. Д.

Не столько явственно и отчетливо на Петровом, сколько на Готофредовом чертеже изображена местность Кремля, его церкви, монастыри, подворья, Приказы, набережные хоромы, Царские дворцы и терема, близь коих были Гербовая башня с воротами, Сретенские ворота у Стретенского собора, Царская мыленка у каменных столбов, поварни, Аргамачий и Житный дворы и другие службы Царского двора, между прочими иконный набережный терем, где живали иконописцы, и еще какие-то пещеры у Красного крыльца, где они писали образа527. Присовокупите к этому в Кремлевских улицах Боярские дворы с каменными палатами, деревянными хоромами и вышками, кои все на Герберштеиновом виде Москвы изображены о двух жильях; потом дьяческие и поповские дворы и дворики, нищенские избушки, – все это составляло пеструю смесь строений, какая видна и на чертеже. Замечательна там у северной стены Кремля, на месте нынешнего Арсенала, обширная ограда, за коею в кружалах стен избы: это Лыков двор, сборное место Стрельцов. Против него были три подворья монастырские и двор Трубецкого, занятый ныне Сенатом.

Китай, или внутренний город, какой находился еще в Костроме и в Липовецком уезде, также Красный город, Новгород, Иван город, прежде большой посад, обтекаемый с трех сторон реками, представляется на чертеже с многочисленными его улицами, переулками и тупиками, с Красною площадью, или Лобным рынком, где от Никольских до Флоровских ворот стоят церкви с погостами, коих считалось 15 на 92 саженях, и Налобное, или Лобное место, которое Готофред называет амвоном церковным, назначенным для молений Государя (podium Ecclesiasticorum in supplicationibus Imperat destinatum). Между Никольским мостом и Земским приказом место под двумя большими пушками528. Главным въездом в город с севера Неглинские, ныне Воскресенские, ворота с мостом, названы Львиными (porta leonum), вероятно, от того, что близь них во рву находился Львиный двор, пригороженный к стене, и Государев Сытный двор, также Земский двор, с коего решеточные прикащики отряжались для бережения города с объезжими головами529, составлявшими пожарную команду того времени. В 11 саженях от Неглинских ворот означен пушечный анбар (armamentarium, quo tormenta bellica observantur), у которого в кружале стены караульная изба пушечная. С юга от Москвы реки, близь церкви Спаса Смоленского, водяные Спасские ворота, или Москворецкие, кои вели в лево на великую улицу по берегу Москвы реки от Живого до Устенского моста; ибо в право по берегу ее не было проезжей улицы до конца XVIII века. Из многих ворот упомянуты еще Варварские, Ильинские и Никольские; но пропущены ныне несуществующие, а тогда бывшие: Пушечные у Троицы в полях, Сретенские, нынешние Никольские530, Васильевские и Козьмодемьяновские к Васильевскому лугу. Тогда в Китае большими улицами были Никольская, Ильинская, Варварская, Зачатская и Псковская, а между Никольскою и Ильинскою урочище Пять улиц. Они соединялись переулками: с Никольскою Ильинская, Богоявленским, Воскресенским и Козьмодемьянским, с Ильинской улицей Варварская Веденским, Посольским и Ипатским; с Варварской улицы на Зачатскую шел Псковский переулок, а с Псковской улицы Знаменский. Мера сим улицам и переулкам означена в описи Москвы 1626 г. Западная часть Китая занята Гостиным двором и купеческими лавками деревянными и каменными, поллавками и шалашами с печурами, прилавками и скамьями, на коих торговали мелочными товарами; на крестцах стояли сусленики с суслеными кувшинами, квасники с яшным квасом, лари, кади, бочки и очаги. Это был пестрый базар, позорище оптовой и мелочной торговли и промышленности, приволье народной жизни. В 1618 году на площади были какие то больницы531. За рядами под горою Зарядье, где поселенные Псковичи оставили память свою в названии доныне существующих Псковских переулков и Псковской горы, где стоит церковь С. Великом. Георгия, слывущая на Псковской горе. На чертеже не упомянуты ни Спаский старый монастырь на песках, ни Ильинский на торговище, где построена была в 1519 году Климом Мужилою каменная церковь, ни Мироносицкий на Никольском крестце532; но показан один монастырь Николы старого, где крест целуют, или у крестного целованья, замещенного в последствии Греческим монастырем533. Из многих церквей, рассеянных по этой части города, означена одна, теперь уже не существующая, Вознесения Господня златоверхая и другая, доныне украшающая Китай своим дивным зодчеством: Св. Троицы, или Иерусалим, обыкновенно называемый храмом Св. Василия Блаженного, Покровским собором на рву; из нескольких монастырских и Архиерейских подворий в Китае одно упомянуто Митрополита Новгородского, к которому в Новгородский дом Софии Премудрости Божией 1667 года был приписан Троицкий монастырь в Торжке534, т. е. на нынешней Ильинке. На Варварской улице чертеж наш показывает тюрьмы, бывшие на Аглинском дворе, близь церкви С. Георгия на Псковской горе, в начале XVIII века называвшейся в старых тюрьмах. По тесным и, большею частию, кривым улицам, тянутся дворы Государские, служивых и торговых людей; из первых достопамятны: Мытный (таможня, telonium), Посольский (Посольское подворье), Монетный, Печатный, Земский, Аглинских гостей; ряды гостиной, всяких товаров, самопальный, сайдачный, седельный, ножевый, колокольный, иконный, ветошный и другие. Из Боярских дворов замечены: Никиты Романовича (старый Государев двор, Знаменского монастыря) и Михаила Никитича Романовых, Стефана Годунова, Князей Петра Буйносова, Бориса Черкаского и Андрея Телятевского, Бояр Петра Шереметева и Булгакова, Иоанна де Уаль (Wal). Но здесь не означено существовавших, в 1626 и 29 годах, дворов на Никольской: Князей Ивана Воротынского, Владимира Долгорукова, Димитрия Трубецкого, Ивана Катырева, Юрия Хворостинина, Никиты Борятинского и Алексея Левашова и пр. На Ильинской улице были дворы: Борисов, Князей Юрия Сулимова и Никиты Борятинского, Михаила Шеина, Юрия Татищева, Безобразова; на Варварской, близь старого Государева двора, дворы Булгакова, Князя Феодора Татева и других, исчисленных в 1 тетради П. М. Д.

Кирпичные стены с башнями, стрельницами и воротами Белого, или Царьгорода, иногда называвшегося и Новгородом подобно Китаю, с запада примыкающие к Кремлевским, востока к Китайским, обнесены были городовой осыпью у ворот, какая находилась и в старом городе Костромы, по свидетельству Костромских писцовых книг 1628 г. Из Цареградских ворот на Петровском чертеже показаны Чортовские, или Черторьские, кои были в Черторье, простиравшемся от Москвы реки по Остров (Воздвиженку и по Никитскую улицу; они, по видимому, приходились против самого Кремля, так что в 1606 году сторожа с них могли видеть падение Лжедмитрия из дворцового окна535. Из несуществующих ныне ворот упомянуты Дмитровские и Водяные, или Всесвятские; но не означены тогда бывшие Трехсвятские у старой прощи, на старом Ваганькове, и Козьмодемьяновские, ни Алексеевская башня на берегу Москвы реки. Фроловскими воротами названы нынешние Мясницкие или от смежной с ними церкви С. Флора и Лавра, или по селу Фроловскому, показанному в грамоте Донского 1389 года и давшему название Флоровке, урочищу в Белом городе.

Об улицах и переулках, дворах, подворьях, церквах, монастырях и богадельнях в сей части города уже сказано в обозрении Москвы т. I. Еще в объяснении Петрова чертежа упомянута: «больница, Nosocomium, где соль и рыба продается». Под словом Nosocomium не разумеется ли здесь нищепитательница, или колейная богадельня Патриарха Иова, бывшая на Солянке, где жили престарелые и убогие и где воспитывались сироты? В описи дворов XVII века встречается, у Св. Николы в Мыльниках, гостиный рыбный двор на 53 саженях вдоль и 25 саж. поперек. На Занеглинье, к западу означен новый Земский двор (nova civium curia), который вероятно устроен вместо, или кроме старого.

В этом поясе, обнимавшем и Кремль и Китай с трех сторон, помещались дворы гостиной и суконной, Покровской, Стретенской, Мясницкой и других сотен, слободы разных мастеровых и ремесленников, на Стретенке, Покровке и Тверской богадельные избы и зяблые больницы536, между прочим выселки из Новгорода, Пскова и других городов, как напр.: в Гнездниках Новгородская сотня, Новгородский переулок от Успенского вражка к Тверской улице, далее Ржевская сотня, Устюжская полусотня, Дмитровская сотня537, в приходе Введения на Стретенской улице, Псковичи, от которых и самая церковь сия, бывшая при Царе Иоанне IV одним из семи Московских соборов, именовалась тогда в Псковичах538. Название сих урочищ, так равно и другие памятники в Москве, указывают нам на постепенное население столицы России из присоединенных к ней городов и Княжений. Улицы же Смоленская, Тверская, Дмитровская, Серпуховская, Калужская и другие проявляют централизацию Москвы с окрестными городами, в кои они показывали пути сообщения. На Неглинной Аптекарский сад, названный у Майерберга Государевым539, и больница (nosocomium), в северной: Пушечный литейный двор, обнесенный стеною на Неглинной же; у Васильевского лужка, где был, в 1661 г., Царев сад, подле Китайской восточной стены бражные тюрьмы540, существовавшие при Борисе Годунове, потом Царские конюшни, Конная площадь на Глинищах, дворы Польских и Армянских гостей, о которых упоминается в актах Архива Коллегии Иностранных дел 1598–1600 г. в описании приезда в Москву Кучумова семейства: «А ехати в Москву полым местом, мимо Пречистыя Гребневские и Литовскаго подворья, а в ту пору Литовский двор и Армейский двор не затворити»541. В этой части города, плотно населенной, улицы узки и кривы; но все имеют направление к Кремлю и Китаю, как к своему средоточию.

С конца XVI века деревянный, потом с 1638 года Земляной город, Скородом, Скородум(?), состоящий из Заречья на юг, обнесен деревянными стенами и башнями, в коих ворота с одним и двумя входами; к западу примыкает он к Москве реке Чортовскими воротами и Чертольским городком, с востока Яузскими. Большая часть ворот его имеет одинаковые название с улицами и воротами Белого города542. От Царягорода отделяется другая часть Скородома северо-восточного, на значительное пространство полыми местами для безопасности от пожаров, коих следы видны еще в пустырях. Во многих местах на чертеже заметны сады и огороды между дворами слобод: Зачатейской, Царицыной, Конюшенной, Малых Лужников, Плотничей, Трубничей, Поварской, Кормовой, Сторожевской, Бронной, Новоникитской, Патриаршей, Новой слободы, что на старом Посольском дворе, Воротничей, Панкратьевской, Пушкарской, Огородной, Барашевской, Казенной, Кошельной, Таганной, Алексеевской, Ордынской сотни, Кузнецкой, Овчинной, Толмачевской, Голутвиной, Кадашевской, Иноземной, Колычевской и проч. Там вдоль деревянной стены тянулись Стрелецкие слободы с приходскими их церквами об одном, двух и пяти верхах; на Москве реке, на Яузе мельницы и торговые бани; на правом берегу Москвы сад Великого Князя, у Майерберга Царский сад; за Яузою Немецкое кладбище, где похоронен был Ливонский Ландмаршал Бель, близь Болванского города (Bolbansche vorod), вероятно Монголо-Татарского становища; оттуда лежала Болвайская дорога, где ныне урочище Болвановка с церковию С. Николая; на Москве реке Крымский двор, Ногайский двор, Наливки, Бабий городок, или Бабья городня543. В этой части города, дальнем посаде, тогда еще были пахотные поля, сенокосы, скотные дворы, хутора, села, слободы и местами лес; за Москворечьем еще оставались острожки, ставленные в нашествие Литовско-Польское, по коим и церковь С. Георгия в Ендове называлась тогда в острогах544. За Москоречьем, в Скородоме было тогда более полых мест и полян, чем в северной части его, где плотнее население. Тогда еще там не смели строиться зажиточные люди, из опасения внезапных нашествий Крымцев и Ногаев. У стены Белого города означен Лесной ряд, где продавались срубы.

Хотя уже в начале XVII века за Земляным городом были места, населенные слободами, кои суть: Переславская, Напрудная, Троицкая, Сущовская, Новые слободы, Семчинская, Кудрина, Дорогомилова и пр.; но на этом чертеже не значится никакого поселения за чертою Земляного города.

Не смотря на свои недостатки, сей чертеж, как по древности и редкости своей, так и по скудости материалов для истории древней столицы начала XVII века, весьма важен для ее топографии и истории, дополняя ее новыми сведениями и указаниями. Не всегда точный в частях, он верен в общем очерке и сходен с планом Мичурина в 1739 год. Как произведение Русское, перешедшее в область иностранной литературы, и как принадлежность Петра Великого, он драгоценен для всякого Русского.

На время сочинение этого чертежа прямо указывают следующие слова 15 надписи: «Двор Никиты Романовича, деда ныне царствующего «Государя Михаила Феодоровича». Он вероятно составлен около того времени когда Царь Михаил с отцем своим, Патриархом Филаретом, после Московского пожара 1626 г. повелел Окольничему Князю Григорию Волхонскому и дьяку Василию Волкову перемерять и описать в среднем городе большие улицы, переулки и тупики, также земли церковные и монастырские; после сего, в 1627 году, сочинен в Разряде новый план России и Москвы, о коем упомянуто нами выше. С него то вероятно и выгравирован в Голландии наш чертеж древней столицы. Самая же опись Москвы 1626 г. хранится в Московском Разрядном архиве, за № 16, в Строильной книге Кремлю и Китаю.

Русские надписи на этом чертеже удостоверяют, что он сначала сделан был Русским, а не чужестранцем. Латинские же объяснения частей и зданий города, должны быть переведены с Русского; потому что в них находятся Русские слова, написанные Латинскими буквами и объясненная по Латине. Время и место его печатания не означены; но в описи Кунст-камеры сказано, что он издан в Амстердаме, хотя этого не видно на самом чертеже. Сношение России с Голландией в XVII, особенно в начале XVIII века и самая печать дают повод думать, что этот чертеж гравирован в Голландии при Царе Михаиле Феодоровиче, или при Петре I; потому что Витзен, приводимый Миллером в статье его о Российских ландкартах, уверяет, что «карты о России вышли в свет по указу Царя Михаила Феодоровича и сына его Алексия Михайловича». В 1704 г. Петр предложил печатать в Голландии географические карты. Но упомянутый нами вид Москвы неизвестен ни Миллеру, ни Буле545, ни Аделунгу546 и не похож на идеальный вид столицы России, приложенный к Герберштейну. Но чертеж Москвы, сделанный Царевичем Феодором Борисовичем под руководством его учителя547, и план оной, помещенный у Олеария, во многом сходны с Петровым с чертежем Москвы в Аrchontologia cosmica J. L. Gotofredi, Francfurti ad Mænum, t. I, in-f. Весьма вероятно, как первый, так равно и последний, суть снимки с Годунова чертежа Москвы, как своему образцу, только несколько разнятся в объяснениях.

Кроме Готофредова вида, здесь приложенного, особенно важен и любопытен чертеж Москвы, тщательно гравированный на четырех склеенных листах, длиною 3 аршина и две четверти без дюйма, а шириною 1 аршин и 10 вершков. Сверху надпись в облаках, окруженная ангелами и осененная Императорскою короной с двуглавым под нею гербом: Росеиск. столица Москва. Caesarea Moscoviae metropolis Moscoa. С правой стороны в верху на облаках изображен юноша в Цесарской одежде, одною рукой со скипетром, опирающийся на глобус, а в другой держащий развитую хартию, на коей видны весы правосудия. Ангелы парящие осеняют его Императорскою короною и сыплют на него разные дары из рога изобилия; его окружают Минерва, Цибела в башенной короне (turrita), Клио и другие аллегорические фигуры; позади Клио два ангела держат гербы Киевский и Новгородский; у ног юноши, как у Юпитера, орел с распростертыми крылами. Солнце прямо ударяет лучами своими ему в грудь, украшенную крестом. В облаках парят ангелы с гербами Российского государства. С левой стороны в облаках Римско-Католический Епископ, осеняемый Духом святым в виде голубя, и окруженный ангелами и херувимами, одною рукой держит два ключа, а другою благословляет корону, подносимую ему двумя ангелами над ним трубит Слава, пред ним жена на облаках, в царственной одежде и короне со всевидящим оком на голове, с мечем в одной руке, а в другой с изображением какого-то лица и скрижали, на коей начертано: Moska, она оперлась на глобус. У подножия ее парит орел. Над нею Ангел держит Императорскую корону.

Москва во всем громадном величии и разнообразии представлена с южной ее стороны. По обрывистому берегу Москвы реки, заваленному лесом, видна еще другая стена, местами обвалившаяся; за нею под навесом, в один скат у стены стоят пушки: это арсенал. На хребте Кремлевских гор трех этажный сад, примыкающий к старому дворцу двухярусному, подле него Оружейная палата с круглою стрельницей, заслоняющая Благовещенский собор; от нея тянутся по горе здания Приказов, в последствии Коллегий, между коими у верхних Тайнинских ворот Черниговский собор пятиглавый. Из-за верхнего сада выказываются Сретенский собор на сенях, Гербовая башня и крыши несуществующих ныне зданий. По неровному скату горы от Приказов идет забор к подольной церкви Св. Константина и Елены, окруженной дворами. На второй башне от угловой Свибловский виден крест: здесь была церковь Петра Митрополита на городе. От угловой водовзводной башни Кремля простирается по берегу до каменного моста зубчатая стена Белого города. С одного конца моста стрельница с воротами проезжими, а с другого, башня с шестью воротами, над которыми были каменные палаты, где содержались колодники по корчемным делам548. За этой башней видна угловая стрельница или Алексеевская башня, Белого города с зубчатой стеной. На мосту стоят палаты и лавки; у быков его мельницы. На реке от Москворецких водяных ворот живой мост; на ней лодки и род катера с парусом.

Стены Китая города примыкают к самому Кремлю с своими бойницами и воротами. Из за стен его выставляется громадная и пестрая масса разных зданий, стоящих на его пригорках и горах: церквей с колокольнями, хором с вышками, палат и дворов, где каменное строение еще перемешано было с деревянным, огромные палаты каменные с избами и лачугами.

От Китайской стены по берегу Москвы реки, где были Васильевские сады, а прежде того Васильевский лужек, тянутся деревянные домики о двухскатных кровлях с заборами; по краям берега городьба из плетня. Это часть Белого города. На Вшивой горке, кроме церкви, возвышаются две палаты трехэтажные с вышками.

Внизу сего вида помещены монастыри загородные, окружающие Москву: Андроньев, Спас новый, Спас Симонов, Девичий, Андрея Стратилата (Андреевский в пленицах), Донский, Даниловский, Покровский; по каймам в клеймах двуглавые орлы. Недостает только Воскресенского монастыря, помещенного на экземпляре Г. Вельтмана.

Другие части Москвы теряются вдали; на первом же плане, как упомянуто выше, выказывается одна южная его сторона с берега Москвы реки со всеми подробностями, весьма отчетливо исполненными и посему драгоценными для историка и археолога; замечательны местность и зодчество многих зданий, ныне несуществующих, но упоминаемых в письменных памятниках.

Время и место издания не означено на сем виде, которого нам известны только два экземпляра в Москве: один, принадлежащий Московскому главному Архиву Министерства иностранных дел, а другой Г-ну Вельтману, в котором недостает надписи и лиц на облаках. Но оба относятся к одному времени т. е. к началу ХVIII века; ибо на каменном мосту находятся у быков мельницы, кои в 1731 году, Марта 14 велено было сломать, и т. д. Осенение же России Императорскою короной намекает на то время, когда Петр I принял титло Императора в 1721 году. Судя же по ошибкам в Русских словах и по Латинской надписи, также по изображению Римского Епископа, благословляющего корону, с достоверностью можно заключить, что сей вид, снятый в Москве посредством камеры-обскуры, гравирован в чужих краях, под влиянием Ватикана и проявляет его виды на Россию.

Здесь приложен будет снимок с него в уменьшенном виде, в каком он гравирован был довольно грубо, в Москве.

* * *

520

Theatrum orbis terrarum, sive Atlas novus, in quu tabulæ et descriptiones omnium regionum, edilæ a Guilielmo et J. Blceu. Amsterdami, 1640, in-f. ср. Сказания современников о Димитрие Самозванце, изд. Устрялова. Спб. 1822, ч. III, пр. 127, стр. 240.

521

Archontologia cosmica J. L. Gotofredi. Francofurti. 1649, t. Ⅰ, in-f.

522

Хотя в I тетради мы сказали, что слово Кремль встречается в самом начале XVII века ; однако оно попалось нам еще и в XV веке, как то: «1446 г. бысть знамение в Москве в 6 часов нощи Октября 1, пот рясеся град Москва Кремль, и посад, и «храмы поколебашеся.п Соф. Врем. 11, 48. В летописце, приведенном у Карамзина, под 1453 годом Апреля 9, сказано: погоре «Москва Кремль весь.» Карамз. И. Г. Р. V, пр. 386, Что ж касается до словопроизводства Кремль, я предложил только собранные мною указании и факты; но решение предоставляем дальнейшим изследованиям; ибо sui judice lis est.

523

Кошихина о России в царствование Алексия Михайловича, стр. 82.

524

Чертеж рукоп. Китая знаменил чертещик Афанасий Фомин XVII века; он найден в делах Стрелецкого приказа П. М. Строевым.

525

Книга расходная Госуд. жалованья в Архиве Оруж. палаты, 7134 г. № 923.

526

В книге Московскаго стола Разрядного Архива, № 16, помещена след. опись Москвы 1626 г. дополняющая и объясняющая тогдашнее состояние города:

Лета 7134, Маия в 12 день Государь, Царь п Великий Князь Михайло Федорович всея Русии и отец его Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич, Московский и всея Русии велели Окольничему Князю Григорию Константиновичу Волконскому, да дьяку Василию Волкову ехать в Кремль город и в Китай для того: в нынешнем в 134 году, Маия в 3 день загорелося в Китае городе дворы и Китай город выгорал и от Китая Кремль город выгорел и отнять было нельзя, потому что в те поры ветры были великие, да и потому что улицы п переулки и тупики были перед прежним тесны; а преже сего блаженныя памяти при Государе, Царе и Великом Князе Федоре Ивановиче всея Русии для береженья от пожаров учинены были улицы большие, в ширину по двенадцати сажен, а переулки по шти сажень и от городовые стены дворы ставлены были далеко; и после Московского разоренья тех улиц и переулков приняли многие во дворы всякие люди и к городовой стене поставили дворы близко, а у иных дворов меж города п проезду нет, поставили дворы до стены. И Окольничему Князю Григорию Константиновичу Волконскому, да дьяку Василию Волкову в Кремле городе и в Китае измерить и описать улицы большие и переулки и тупики в Государеву указную сажень, сколько ныне было сажень в ширину, которая большая улица и переулки и тупики до нынешнего пожару, как поставили дворы после Московского разоренья и каковы были улицы п переулки мерою в ширину устроены наперед сего блаженные памяти при Государе, Царе и Великом Князе Федоре Ивановиче всея Русии, и сколько ныне у дворов с обе стороны в прибавку к улицам и к переулкам земли отойдет против прежние меры в Китае и в Кремле городе всяких чинов людем сказать, что Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии и отец его Государев Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии указали: в Кремле городе и в Китае большие улицы п переулки и тупики перемерить и учинить для береженья от пожаров впредь потому-ж, как было блаженные памяти при Государе, Царе и Великом Князе Федоре Ивановиче всеа Русии, а Государев указ о улицах п о переулках, каковым быть в ширину, будет им тотчас а описав измерив улицы п переулки и тупики, велеть им то все написать в роспись подлинно по статьям, да и того им досмотреть и в роспись написать, имянно; сколько тех дворов будет, у которых земли к улицам и к Переулкам убавить не доведетца, да и можно ли из тех дворов прибавить земли в те дворы, у которых дворов убавить доведетца и сколько ныне было около церквей и от городовой стены до дворов сажен и по сколько сажен было наперед сего. А описав и измеря вправду п написав на роспись по статьям порознь, о том о всем доложить им Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии и отца его Государева, Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всеа Русии, а до Государева указу всяким людем от улицы хором и городбы ставить не велеть, а как Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович веса Русии и отец его Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич, Московский и веса Русии укажут им, по сколку сажен быти большим проезжим улицам и переулкам и тупикам в ширину, по скольку сажен около церквей и от города учинить, и им по Государеву указу так и учинить. Да то все велеть им написать в книги подлинно, порознь, по статьям, да те книги отдать дьяком думному Федору Лихачову, да Михайлу Данилову, да Федору Степанову.

И по Государеву, Цареву и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии и отца его Государева, Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всеа Русии указу Окольничей Князь Григорий Константинович Волконский, да дьяк Василей Волков в Кремле городе и в Китае измерели и описали улицы большие и переулки п тупики и около церквей и монастырей и от городовыя стены до дворов в Государеву указную в дворовую сажень, сколько было ныне сажень в ширину, которая большая улица и переулки и тупики и около церквей и монастырей и от города до нынешнего пожару, как поставили дворы после Московского разоренья и измеря и написав на роспись, порознь, по статьям, о том о всем докладывали Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии п отца его Государева, Великого Государя, Святейшаго Патриарха Филарета Никитича, Московского п всеа Русии.

И Маия в 21 день Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии и отец его Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич, Московский и всеа Русии росписи о улицах больших и о переулках и о церковных и о монастырских землях слушали и указали: в Кремле городе улицам большим к воротам быти меж каменных стен и палат по прежнему, как было преж сего, а меж деревяных стен к Никольским и к Ризположенским воротам большие улицы в полшесты сажени, а к Водяным воротам меж каменных приказов и боярина меж Княж Федоровского двора Ивановича Мстиславского большие улицы быти в пять сажен, а из улицы в улицу, что меж Дохтурова Фалентина и боярина Федора Ивановича Шереметева и боярина Князь Бориса Михайловича Лыкова дворов и меж Князь Ивана Голицына и Симоновского монастыря и поповских дворов в переулке поперек четыре сажени, а от городовой стены, от Никольских ворот и до Вознесенского монастыря по прежнему, как было преж сего, а меж Чюдовского монастыря и Чюдовских конюшен указали быть поперек пять сажен, а от Фроловских ворот и до Круглые башни и от Круглыя башни и до Водяных ворот быть велели по прежнему, как было преж сего. А в Китае городе указали быть от Никольских ворот и от Земского приказу и до Сретенских ворот от города от стены по две сажени с третью, а от Сретенских ворот до Ильинских и до Варварских и до Васильевских быть по прежнему; а от Васильевских ворот и до Водяных ворот указали быть по прежнему по две сажени с третью. А улицы большие Никольская и Ильинская и Варварская указали быть, где доведется меж деревяных стен в полсемы сажен, а где меж каменных стен и палат, и тому указали быть по прежнему, а где каменная палата с одну сторону или с другую, и те палаты указали выпускать в улицу; а Зачатцкую улицу учинить велели в четыре сажени, потому что оная не проезжая, ворота Васильевские затворяны и в них не ездят; а переулки не улицы в улицу в четыре сажени, а тупики и переулки из переулков в две 2 сажени и в сажень.

527

Приходно-расходная книга Оруж. палаты, 188 г. № 248.

528

Рукоп. чертеж Китай города, сделан. Афанасием Фоминым XVII века, в малый лист.

529

Опись Китая города в Москве 1629 г. см. Акты исторические, т. III, № 157.

530

Московского стола книга 7134 г. № 17.

531

Книга расходн. ладону в Оруж. палате 7126 г. Окт. 12, № 1191.

532

Сборник С. Петербургской Дух. Академии, скороп. XVI или XVII века, в 4.

533

Опись Китая города 1629 г.

534

Грамота № 179 в Госуд. Архиве стар. дел.

535

Берова Московская летопись в Сказаниях соврем. о Д. С. Спб. 1831, ч. I. стр. 83. Урочище Черторыя было против Киева на берегу Днепра, см. Карамз. И. Г. Р. 1, прям. 307.

536

Расходная ладону и других вещей в Архиве Оруж. пал. 7126 и 28, № 1191 и 1192.

537

Опись дворам и пустым местам в Москве 7166 и 67, в 4, №687, в Арх. Оруж. палаты.

538

Дела придворного Архива 1636 г.

539

Рисунки к путешествию по России Барона Майерберга в 1661 и 62 годах, изд. Ф Аделунгом. Спб. 1827, в л.

540

Известия из Разрядных книг 1593 г.

541

Карамз. И. Г. Р. X.

542

В 1 тетради П. М. Д. названия сии смешаны по недосмотру, который здесь исправляем.

543

Рукопись Филарета, Патриарха Московскаго. М. 1837, в 4.

544

Московского стола книга 7132 г. № 13.

545

De аnliquissimis delincalionibus adhuc nolis terrarum Russicarum, aucl. J. T. Buhle. Mosquae:, 1809, in 4.

546

Журнал Министерства Нар. Проев. 1840 г Апрель и Май.

547

Сказание современников о Димитрие Самозванце, ч. IV. Спб. 1834 г.

548

Дела Князя Ухтомскаго 1755 г. в Разр. Архиве.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle