Спасские ворота
Одни из главных входных ворот Московского Кремля, замечательных своим зодчеством и запечатленных историческими воспоминаниями, издревле именовались Фроловскими и Флоролаврскими,1055 от бывшей при них церкви Св. Флора и Лавра, потом Иерусалимскими от церкви Вход во Иерусалим, и наконец Спасскими от вратного образа. На месте их в Кремнике Донского была Фроловская стрельница с железными воротами, откуда суконник Адам при осаде Токтамышевой из коловрата застрелил любимого его Мурзу.1056 Когда Иоанн III предпринял сооружение новых прочнейших твердынь города: тогда вызванный им из Италии Миланец Петр Антоний Соларий в 1491 году воздвиг Фроловскую башню с воротами, о чем свидетельствуют нам каменные доски с Латинскою и Русскою надписями на лицевой и обратной сторонах:
IOANNES VASILII, DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSGOVIAF., NOVOGOROD1AE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETIGAE, ONGARIAE,PERMIAE, VOLGAR1AE ET ALIARUM, TOTIUS RUSSIAE DNUS, ANNO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CONDERE JUSSIT, ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS, ANNO NATIVITATIS DOMINI 1491. К. М.П. Іоаннъ Васильевичъ, Божїею милостїю Великїй Кнѧзь Владимїрскїй, Московскїй, Новгородскїй, Тверскїй, Псковскїй, Вятскїй, Угорскїй, Пермскїй, Болгарскїй, и инныхъ и всеѧ Россїи Госдарь, в лѣто 30 государствованїѧ своего сїи башни повелѣлъ построить; а дѣлалъ Петръ Антонїй Соларий, Медїоланецъ, в лѣто отъ воплощенїѧ Господня 1491. К. М. П.
Спасские ворота
Верх башни этой был низменный шатровой; на нем, по свидетельству Сам. Масквича, в 1611 году, стоял на шаре орел, знамение Московского герба.1057 По сказанию одного старинного летописца, Иоанн ІІІ, приняв в Московский герб вооруженного всадника, велел поставить его изваяние на возвышенном месте у Фроловских ворот, где В. К. Василий в 1527 году соорудил церковь во имя Св. Георгия Победоносца. Этот герб Московский поверстан в храмовый образ, который, по упразднении Георгиевской церкви, поставлен в трапезе церкви Св. Михаила Малепиа в Вознесенском монастыре.1058 По указу Царя Михаила Феодоровича, Англичанин, часовой мастер Христофор Головей в 1626 году соорудил на этих воротах пирамидальную башню, доныне существующую, и устроил на ней часы,1059 вместо старых боевых, о коих упоминает в 1624 году приходная книга Оружейной палаты. Тогда считали часы дня и ночи от восхождения до захождения солнца и обратно.1060 Барон Мейерберг в 1661 году называет Спасские часы Московскими (horologium Moscoviticum), описывая их следующим образом: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов; эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве».1061 На картинах коронования Царя Михаила Феодоровича видны на Спасской башне часы с циферблатом и солнцем со звездами. В 1705 году Петр І велел переделать Спасские часы по Немецкому обыкновению на двенадцать часов. Мастером был часовщик Еким Гарнов (Garnault). Часы сии были устроены по образцу Амстердамских с танцы.1062 В Троицкий пожар 1737 г. когда горела и Спасская башня часовая машина была повреждена и не прежде, как в царствование Елисаветы Петровны возобновлена. Настоящие часы башенные железные с огромным медным барабаном (цилиндром), с боем часов, четвертей и курантов, или игральною колокольною музыкой, для которой повешены там 33 колокола. Механизм часов помещен в 4 и 5 ярусах башни. Спасские часы, как главные в городе, служат для поверки времени и распределения занятий. До 1681 года висел там Кремлевский набатный колокол, о котором выше сказано нами.1063 По указу Царя Михаила Феодоровича в 1628 году, на «Фроловские ворота сделаны были какие-то четыре болвана в суконных однорядках».1064 При Фроловских воротах издревле состояли особые часовники и воротники; там же находилась до XVIII века Стрелецкая караульня и Опасный караул, которые держала Надворная пехота.
В 1658 году, Апреля 16, но указу Царя Алексия Михайловича, Фроловские ворота переименованы Спасскими, вероятно, от стоящего над входом в оным образом Спаса Смоленского, в честь которого существовала до конца XVIII века церковь Спаса Смоленского у Москворецких ворот, памятник взятия Смоленска; там на городской стене видимо изображение Спасителя во весь рост с припавшими к стопам его Святыми в молении. Воротный образ в Москве писан на стене Спасской башни по сырой штукатурке, в Греческом стиле, редкими чертами по помете. На открытом у Спасителя Евангелии начертано: Рече Господь ко пришедшим к нем Іюдеомъ: азъ есмь дверь; но в часовне на списке с воротной иконы читается: Всѧ мірѣ предана сть и пр. По сторонам Спасителя два Ангела парящие, у подножие Св. Варлаам и Сергий в молении.
При возобновлении Кремлевских стен в тройственное царствование Иоанна, Петра и Софии, Спасская башня была поправлена. По описанию Ц. Кирилова, она окружена была с четырех сторон четырьмя маленькими башенками; вышиной она от шатра до орла 19 саж. ⅙, длиной 6 саж. ⅔. В проезде ворот ее было два щита, один обитый медью, другой – железом; между ними сверху опускались железные решетки, или герсы,1065 кои пред 1812 годом были уничтожены; с обеих сторон боковые ворота вели на валы, или болверк. В пожар 1737 года Спасские ворота потерпели от огня; вокруг башни над сводами тогда сгорели кровли в два яруса и створчатые ворота. По указу Императрицы Елисаветы Петровны, они возобновлены были вместе с другими Кремлевскими зданиями; в начале царствования Александра I при поправке ворот приделаны в их входах Архитектором Бакиревым несоответственный стилю здания портал с колоннами Коринониского ордена и две каменные часовни. Обозрев прежнее состояние этой воротной башни, посмотрим ее в настоящем виде.
Стиль ее Баженов называет готическим,1066 или лучше сказать, смешенным, судя по веку строения и по зодчим; ибо она сооружена в конце XV и в начале XVII века. Первый ее Архитектор был Италианец, а последний Англичанин. От сего в сооружении ее слилось готическое с византийским и мавританским. Она складена из тяжеловесного кирпича, цоколь ее и орнаменты из белого камня и лекального кирпича; связи из полосного и брускового железа. Толстые ее стены двойные, между коими находятся коридоры с каменными и деревянными лестницами; наружная стена с внутреннею скреплена каменными упорами. На стрельчатом своде сих ворот возвышается стройная и великолепная башня, которая постепенно уменьшаясь к верху в своих размерах византийскими арками, оканчивается восьмигранным пирамидальным шпилем, который осенен двуглавым орлом из позолоченной меди. Всех ярусов этой башни девять, различных по своему виду и орнаментам. Сколь прост нижний ярус, составляющий параллелограмм, столько средний и верхние пестреют разного рода архитектоническими украшениями; там внешние стены обставлены готическими арками, балясинками, пилястрами и городками, кои отличаются вычурною резьбою в разных порезках. Верхний ярус под шпилем состоит из восьми пролетов, разделенных двойными колоннами, в византийском вкусе. На двух ярусах парапеты оканчиваются угловыми башенками в виде пирамид. Но не смотря на такое разнообразие, доходящее до пестроты, все здание представляет красивое оригинальное единство, стройную соразмерность частей с целым.
Из Спасской башни в XV века вели в большой посад, нынешний Китай три моста, у коих была пушечная изба, сгоревшая в 1488 году;1067 потом устроен был через ров каменный мост, известный под именем Спасского. Когда засыпан был этот ров, тогда сломан и мост, на месте его сделали мостовую. В XVII веке улица от Спасских ворот называлась казенною. Смежная с ними на стене красивая башенка на четырех столбах слыла Царскою, сторожевою, набатною и всполошною, о коей сказано выше. Пристроенная к задней стене ворот каменная гауптвахта с галлерею на каменных столпах, по стилю строения, относится к началу XVIII века.
Спасские ворота замечательны не только по своему зодчеству и по другим памятникам, с коими они соединены, но еще более по религиозному, историческому и даже юридическому значению, какое они получили в жизни народной и государственной. С конца XIV по XIX век они не редко бывали свидетелями достопамятных событий и чудес, коими увековечилось в истории Московского мира их существование; в народном веровании они почитаются священным входом богоспасаемого града. История указывает нам, что они ознаменованы разными священными обрядами и Святительскими шествиями; как триумфальные, они были входными при торжественных вшествиях Государей Российских. С древних времен через них совершаются из Кремля многие крестные хождения. В крестный ход 22 Октября, при Патриархах, Иерарх, освятив воду на Спасской башне, шел оттуда по городским стенам и кропил их св. водою.1068 В вербное воскресенье путь чрез сии врата устилаем был красным сукном, а на мосту ставились нарядные вербы. Здесь Патриарх за большим вербным древом шествовал на осляти к Лобному месту, останавливался на приготовленном ему амвоне и сказав пред вратным образом Спасителя краткую литию, троекратно кропил врата св. водою. Всероссийские Митрополиты и Патриархи в день своего поставления и вступления, на Паству, шествовав на осляти вокруг города, в сих вратах читали вратную молитву. Здесь Российские Государи и Святители с двором и освященным собором торжественно и благоговейно принимали чудотворные иконы Владимирской Богоматери из Владимира, Спаса Вседержителя из Новгорода, Нерукотворенного Спаса из Вятки, Благовещение Богородицы из Устюга, Св. Николая Гостунского и Великорецкого, св. мощи Черниговских чудотворцев, Св. Димитрия Царевича из Углича, Св. Филиппа Митрополита из Соловецкого монастыря и Иова Патриарха из Старицы. При встрече мощей сего последнего в 1652 году, по сказанию самого Царя Алексия Михайловича, «весь пожар т. е. Красная площадь, занят был людьми пешими, так что яблоку негде было упасть». Спасские с другими Кремлевскими воротами были заперты для народа и отворены только для пренесения гроба Патриаршего. При этом Святитель Иосиф со слезами сказал Царю: «Вот смотри, Государь, каково хорошо за правду стоять, и по смерти слава!»1069
В Риме существует обычай ползти на коленях по священной лестнице из Пилатова дворца в Латеранских палатах, а в Вильне не проходить с покровенною головою сквозь Острую браму1070 города, осененную иконою Остробрамской Богоматери: так и в Москве издревле введено снимать шапки и шляпы в Спасских воротах. Народное предание гласит, будто в Латинской надписи, выше приведенной нами, заключается проклятие на тех, которые пройдут чрез сии врата с покровенною головой.1071 Начала сему обычаю, доныне существующему, искать надобно в самом местоположении и значении сих ворот, в уставе Церкви чествовать св. иконы, какие находятся на лицевой и обратной стороне ворот, наконец особенно в сказании о чудесах, коими они ознаменованы.
Как главные входные, городские врата сии вели прямо к Государеву дворцу: то входившие и въезжавшие в них снимали шапки из почтение к Великим Государям. С почтением Царю земному здесь соединялось благоговение к Царю небесному, которого лик изображен над вратами. Старинное сказание дополняет, что за нарушение сего обряда, заставляли класть по пятидесяти земных поклонов пред вратным образом. Наконец стольник Лызлов1072 сообщает нам сказание о видении одной слепой «инокини Вознесенского монастыря во время нашествие на Москву Магмет-Гирея. С прозрением телесных и душевных очей, она увидела на яву, среди ужаснаго шума и ветра, звона колоколов, Святителей с собором, идущих вон из города в Спасские ворота с чудотворною иконою Владимирские Богоматери и другими св. образами, крестами и Евангелиями; за ними следовал безчисленный сонм народа. В то же время на встречу им выступив из Китая города Преподобный Сергий и С. Варлаам Хутынский, пали к стопам Святителей с молением, не оставлять паствы и города. ‟О преподобнии, сказали им Святители, мы много молохом Всемилостивого Бога и Пречистую его матерь, еже бы избавиться народу сему от предлежащаго пленения; Господь же не токмо нам повеле изыти из града сего, но и Пречистыя своея матери икону изнести повеле; понеже людие страх Божий презреша, и о заповедех его вознерадеша и сего ради попусти Бог варварскому языку приити дозде, яко да накажутся и покаянием к Богу обратятся”. По вторичному прошению Преподобных, Святители с иконами и святынею, совершив молитву пред образом Богоматери и осенив народ Животворящим крестом, возвратились в город». – Согласно с этим сказанием изображены на ратной иконе Спасителя Преподобные Сергий и Варлаам в молении у подножия Его, а на внутренней стороне написана Богоматерь, окруженная Святителями Московскими в молении. Рукописное сказание, заимствованное у Лызлова, повторяя это чудесное видение, относящееся к 1521 году, присовокупляет о встрече Преп. Сергия с Варлаамом там, где ныне Лобное место. К этому присоединить надобно вероятное подражание установлению Едесского Царя Авгаря: воздавать поклонение святому убрусу Спасителя, утвержденному на городских воротах Едессы.1073
Все такие обстоятельства вместе послужили основанием доныне существующего этого обычая, священного для Русского народа, для которого Спасские ворота служат напоминанием многих важных событий.
Здесь встречен был освященным собором Иоанн III, по возвращении своем из покоренного им Великого Новгорода; здесь имел торжественное вхождение Иоанн IV, после завоевания Казани. В сих вратах первый Архиепископ Казанский Гурий, совершив молебствие, простился с Царем и Митрополитом и продолжал отсюда путь свой до Москвы реки в сопровождении крестного хода. При торжественном въезде Марины Мнишек, жены Лжедмитрия, во Флоровских воротах Польские музыканты играли свою народную песню: На веки в счастье и несчастье. Но едва минуло несколько дней, как Василий Шуйский с Лобного места чрез Флоровские ворота вступил в Кремль с крестом в одной руке и с мечем в другой; в след затем протащен здесь бездыханный и обезображенный труп Самозванца на Лобную площадь. Врата сии были свидетелями торжественного радостного входа юного Михаила Феодоровича, которого народ Московский встретил, как ангела избавителя, после долговременных смут и страданий. Сим же путем с XVIII века шествовали в Кремль Российские Императоры и Императрицы для священного коронования. Здесь Никон Патриарх, отверженный Царем, отряс прах от ног своих и оставил добровольно свою Паству.
С торжественными и знаменитыми воспоминаниями о сем здании соединяются и печальные. Чрез сии врата ввезены были в недра Кремля гробницы Царя Василия Шуйского из Польского плена, юного Петра II и Александра Благословенного, встреченные рыданиями народа. Во время мятежа при Царе Феодоре Иоанновиче крамольники хотели было выбить Царь-пушкою запертые Спасские ворота; но Государь сюда выслал бояр уговаривать мятежников, обещаясь им сослать в заточение Богдана Бельского, против которого восстал народ. Когда Карл XII угрожал нападением на Москву: тогда сии ворота, подобию другим, были завалены бревнами с землею. В 1812 году Французами они таким же образом были укреплены; по выходе неприятелей, в проезде поставлены были бочки с порохом и с зажженными фитилями; но отважные казаки погасили их и тем сохранили этот трехвековой памятник от разрушение, на какое он был обречен Наполеоном. Неприятели, приставив лестницу к образу Спасителя, несколько раз покушались снять с него медную вызолоченную ризу, которую они почли за золотую; но никак не успели, то сами падали, то лестница обламывалась.
Спасские ворота имели такое же значение в городской жизни Московского мира, как судные врата в Иерусалиме, кои вели к Голгофе. Пред ними объявлялись судейские приговоры на Лобном месте и совершались казни на Лобном рынке, или так называемой Красной площади. Преступник, приведенный на сие место из Константиновского, или Никольского застенка, пред казнию, выслушав смертный приговор себе, молился Спасову вратному образу, кланялся на все четыре стороны и просил прощение и молитв у предстоявших. В одной старинной песне описывается казнь какого то Боярина, который, вступив на высокий сруб против Спасских ворот,
Помолился Спасу чудному образу,
И на все стороны низко поклонился.
Указом 1685 г. Февраля 5 и 15 отменена смертная казнь в Кремле, которую велено было производить пред Спасскими воротами.1074 Здесь совершались ужасные казни Стрельцов.
Из судебных дел XVII и начала XVIII века открывается нам, что у Спасских ворот иногда подкидывались письма. В указе 1728 года, Марта 27, значится, что там поднято было подметное письмо, оправдывавшее и защищавшее Князя Менщикова, сосланного в Сибирь. Из соборнаго постановления в 1681 году открывается, что у Спасских ворот продаваемы были тетради, листы и столпцы.1075 Здесь до начала XVІІІ века выставлялись для охотников лубочные картинки и здесь на мосту сиживали нищие, калеки и слепые, наши рапсодисты, которые воспевали Лазаря и Алексея Божьего человека.1076 В послании к Иову Патриарху 1604 года представляются беспорядки духовенства, коих свидетелем был Флоровский мост, а именно: «А садятся безместные, попы и дьяконы у Фроловскаго моста и безчинства чинят великие, межь себя бранятся и укоризны чинят скаредныя и смехотворныя, а иныя межь себя играют и борются и кулачки бьются; а которые наймуются обедни служить и они с своею братьею, с которыми бранилися, не простясь, Божию литургию служат.1077 При этих же воротах Писцовая книга 1689 г. упоминает о каменной часовенке, под коею погребен 1649 г. какой то Македонянин. Теперь по обе их стороны стоят новыt каменные часовни, коих не означено на приложенном к сему изданию виде; потому что он взят с старинного рисунка.
Указом 1654 г. Января 9 запрещено старым подьячим первых статей въезжать в Кремль на лошадях, а велено останавливаться у Спасских ворот, между тем как боярам дозволено было въезжать в город на лошадях. При Петре в этих воротах с раскольников брали установленную пошлину за бороду.
Столь многия воспоминания, оживотворяя сей памятник древнего зодчества и городской жизни, увековечивают существование его в Истории и в памяти народной.
* * *
Супрасльская рукопись, содержащая Киевскую и Новгородскую сокращенныя летописи. М. 1836, в 4. В Смоленской крепости были также Фроловские ворота. Историч. акты т. II, № 259.
Карамз. И. Г. Р. V.
Сказание современников о Димитрии Самозванце, ч. V. Спб. 1834, в 4.
Русский Вестник, 1808 г. № V.
Расх. книга Государева.жалованья, 7134, № 923, в 4.
таже № 879, в 4.
De Mayerberg iter Moscicum, 1676, in-f.
Расходная книга Оружейной палаты 1705 и 1709 т. № 269 и 489.
Географический словарь Росс. Государства, изд. Максимовича и Щекатова. М. 1804 г. III 751–40.
Расходная книга Оружейной палаты 7131 г. № 921.
Цветущее состояние Росс. Государства М. 1831, в.4.
Слово его на заложение Кремлевскаго дворца в Полном собрании сочинений А. Сумарокова, ч. II. М. 1787, в 8.
Карамз. И. Г. Р. V, пр. 70, 85. VI, пр. 259.
Древняя Росс. Вивлиофика, VI, 245.
Акты Археографической экспедиции, т V, №57.
Ostra brama, ворота в Вильне подле монастыря Св. Троицы, над коими образ Остробрямской Богоматери.
Москва, или исторический путеводитель. М. 1851, ч. 2, в 8.
Скифская История. М. 1787, ч. 2, в 8.
Начертание Церковной Истории, Преосв. Иннокентия, 2 отд. Спб 1823, в 8.
Полное собрание законов Росс. Империи, т.II, № 1110.
Акты исторические, т. V.
У Римлян в древности нищие также сбирали милостыню на мостах, как видно из слов Сенеки v. b. 25. In pontibus fluminum stabant mendici stipem petentes.
Акты Археограф. Экспедиции, ч. I.