Государев дворец
Дворец в древности имел такое ж значение, как и двор, детипец, cour du palais, т. е. полое место, земля вокруг строения. Государевым двором называлось местопребывание Государя с его семейством и дружиною, или придворными, дворовыми людьми, также покои, где они помещались. Потом двор означал все чины, окружавшие Царя и при нем служившие. Как двор был также местом суда, совещание и главного управления: то посему именуется он по преимуществу палатою, παλάτίον, curia: в таком смысле и Церковь возносит молитвы о всей палате, παντόϛ τοΰ παλατίου, т. е. о верховной Царской думе и вообще о дворе Царском, потом уже о гражданских чиновниках.847
В первом знаменовании двор в XVI веке был большой и малый, с избушками, старый и новый; к тому и другому вели разные ворота, кои были большие на Государевом дворе, другие за Царицыными хоромами, у мыльни новой, у церкви за дворцом к сеннику.848 Хозяйственные заведения, или службы, окружавшие Государевы палаты, также назывались дворами и дворцами, как то: Кормовый, Хлебный, Поваренный, Сытенный, Житный, Потешный, Колымажный и т. д., кои находились в ведомстве приказа Большого дворца.
Собственно Государев дворец состоял из разных зданий, сначала деревянных, а потом в конце XV века каменных, соединенных с деревянными, о коих скажем в последствии.
Помещение Московских Великих Князей было укромное и уютное в деревянных хоромах, теремах, избах, сенниках; оно соответствовало ограниченному составу их двора, простоте образа жизни и духу времени. По низвержении владычества Татар, вместе с расширением Государства и с введением при Московском дворе обычаев и обрядов Византийского, особливо по вступлении Иоанна III в супружество с дочерью Фомы Палеолога, установлены были новые придворные чины по примеру Греческих, с тем вместе умножилась пышность и великолепие Двора. В Великокняжескую столицу, уже свободную от Ордынских выходов и даней, стекались сокровища Новгорода и других удельных Княжений, к ней присоединенных. Вызванные из Италии зодчие (стенные, городовые и палатные мастера) в это время начали украшать Москву огромными, дотоле небывалыми в ней храмами, палатами и теремами из Белого камня и жженого кирпича; укрепили город каменными стенами, башнями с воротами. В 1484 году сии Фрязины заложили каменную палату за Благовещенским собором, а в 1487 и 91 годах построили палату велику на площади, вероятно, нынешнюю Грановитую, которая заменила древний терем, прежде там стоявший. Вскоре потом, вместо старого деревянного двора, заложен был ими каменный.849 Но пожар, в 1493 году, Июля 28, опустошивший весь Кремник, остановил работы. В это время сгорели и деревянные хоромы на Ярославичевом дворе за Архангельским собором, поставленные на время для житья Великого Князя, так что он до постройки нового дворца переехал в крестьянские дворы на Яузу при церкви Св. Николы в Подкопаеве.850 Через шесть лет после этого гибельного пожара, Иоанн III велел заложить Миланцу Алевизу на старом дворе у Благовещенья палаты каменные кирпичные, а под ними погреба и ледники, с коробовыми сводами, кои доныне остались; от Краснаго крыльца до Благовещенского собора они составляют четыре отделения с простенками и дверями.851 В сии палаты перешел жить весною 1508 года Вел. Кн. Василий Иоаннович. Сперва он, потом жена его Елена Глинская и сын его Иоанн IV распространили и украсили каменный двор, сблизив его пристройками с палатою на площади. Из росписи о свадьбе Вел. Кн. Василия Иоанновича852отчасти нам открываются здания, составлявшие дворец; она упоминает Середнюю палату с каменными сенями и с Столовою избою, Западную палату, в которую вели двери из сеней, Постельное и Красное крыльца, или задние и передние переходы, Постельную избу у первых, хоромы Великой Княгини у Рождества Богородицы с задним крыльцом и решетками, у Спаса на дворце Сенник и малый погреб, Набережную палату, Чердаки.853 Но все сии здание сделались жертвою пожара в 1547 году, Июня 21: «сгорели Благовещенье златоверхое, палаты каменныя, златом украшенныя, избы деревянныя, всякая казна и в погребах все выгорело».854 Бывший в Москве 1553 г. первый Английский путешественник Кл. Адам так описывает нам дворец Иоаннов, возобновленный после пожара: «дворец квадратным, низменный, не имеет блеска и убранства наших палат; окна в нем узкие со стеклами; по всем стенам лавки для сиденья».855 «В Московском дворце Государя – говорит I. Кобенцель 1575 г. – «так много золота и серебра, что почти не возможно сосчитать всех сосудов». Покорение царств Казанского и Астраханского, обогатив казну Московского Царя, доставила ему новыя средства украсить чертоги его и столицу, превращенную в пепелище 1547 г. Но он, разделив государство на Земщину и Опричину, перенес двор свой из Кремника в Белый город, где построил себе крепость, обнесенную каменными стенами. Потом название Опричина заменено словом Двор.856 При нашествии Крымского Хана Девлет-Гирея в 1571 году, Мая 24, вся Москва сгорела, на дворе Государевом ничего не осталось: «в Грановитой, в проходной, в набережной и иных палатах прутье железное толстое, что кладено крепости для на связки, перегорело и переломалось от жару». Кремлевские здания оставались, большею частию, в развалинах до тех пор, как Цари Феодор и Борис Годунов возобновили их, расширив и украсив двор Царский; тогда пристроены были к Золотой и Грановитой палатам Столовая и Панихидная; на своем дворе Борис поставил высокие каменные палаты с садом позади их, сломанные в 1807 году. Дворец украшениями своими возбуждал удивление в чужестранцах; Царская казна славилась несметным множеством золота и серебра. «Дворец, по свидетельству Елассонского Архиепископа Арсения, блистал золотом; в приемной зале над престолом стоял образ Богоматери, мозаически составленный из яхонтов, алмазов, сапфиров, топазов и других драгоценных камней и жемчугу. Близь престола стоял массивный золотой шар, изображавший всю землю. Потолок во дворце, покрытый золотом, походил на полушарие. Везде там видны были картины, обои и искусно сделанные рощи, виноградники, грозды, розы и разные птицы. В палате Царицы Ирины висел превосходной работы лев, державший в лапах змею, к коей привешено было множество прекрасных канделябров, сплетенных на подобие корзины. Эта палата украшалась мозаическими образами Богоматери с Предвечным младенцем, Ангелов, Иерархов, Мучеников и Св. Угодников. Все они блистали дорогими каменьями и жемчугами».857
После нашествие Поляко-Литовцев, дворцовые здание остались без кровель, полов, лавок, окончин и дверей.858 Со вступлением на престол Михаила Романова началось возобновление и устроение разоренного и ограбленного дворца, в коем здания соединялись одни с другими посредством деревянных переходов; но в пожар 1626 года, Мая 3, по выражению летописца, «в Кремле не остася ничто».859 Бедствие сии не остановили усердие Царя к восстановлению жилища своих предков; оно вскоре приведено было в прежнее благолепие. В 1635 и 36 годах над Мастерскою палатою воздвигнуты каменные хоромы с вышкою, или так называемый Терем. Цари Михаил, Алексий и Феодор, Царевна София особенно заботились об украшении внешности и внутренности дворца, где умножили разных художников и ремесленников, о которых выше было сказано. Там находились Мастерские палаты, Иконный терем, Серебряная палата иконного воображения, Верхняя типография. Рейтенфельс, бывший в Москве 1670 года, говорит, что «огромный Царский дворец служит как бы венцем громад Кремлевских зданий. В нем три отделение: первое, каменное, единственное по величине и форме; второе, деревянное, где живет Царь зимою для сохранения здоровья; третье, также каменное, в котором некогда жил тесть нынешнего Государя Илья Данилович (Милославский)».860 Но как Кремль и в нем Царский двор загроможден был еще деревянными избами, хоромами и даже мыльнями, то пожары не преставали опустошать его. Так в 1682 году, Ноября 26, сгорели во дворце хоромы Царя Петра Алексеевича и Царевен.
Вместе с преобразованием России в XVIII веке и двор Государев получил Европейское образование в составе и значении своем. Многие прежние дворские чины уничтожены и заменены новыми. По перенесении столицы из Москвы в С. Петербург, он опустел.861 Императрица Анна Иоанновна, вскоре после коронации своей, 1731 года, вероятно, по неудобности помещения в Кремле, переехала оттуда в новопостроенный на Яузе деревянный дворец Аниенгоф. Тогда чертоги прежних Царей сохраняли еще древний тип в своем составе и устройстве до пожара 1737 года, который изменил вид не только Кремля, по и всей Москвы, лишив ее многих драгоценных памятников древности; тогда дворец сделался жертвою огня, пощадившего только то, что не могло гореть. При Анне возобновление его началось и продолжалось медленно, при Елисавете окончено; она восстановила дворец в другом стиле, господствовавшем в ее век. При этом многое переиначено, сломано. Тогда же вошло в употребление слово Дворец в том значении, в каком оно ныне принимается. Сии палаты перестроены в начале царствования Екатерины II, которая преднамеревалась воздвигнуть в Кремле колоссальный великолепнейший дворец по плану Баженова; памятником его осталась одна деревянная модель в Оружейной палате. Во время строения она имела пребывание в Пречистенском Деревянном дворце, перенесенном с Воробьевых гор на то место, где ныне дом Князя С. М. Голицына. В 1812 году Кремлевский набережный дворец сожжен Французами; в 1817 году увеличен надстройками, а с 1838 по 1844 год на месте его сооружен огромнейший дворец по плану Архитектора Тона, величественный памятник царствование Николая I.
Части древнего дворца замечательны по своему значению в Царском семейном быту и в государственном отношении; они составляли особые отделения, как то: хоромы Государевы, Княжеские, Царские, Царицы, Царевичей, больших и меньших Царевен, терема, сенники, светлицы и чердаки. Как внутренние Государевы комнаты, чертоги, особенно верхние, так равно вообще дворец, назывались Верхом, в отношении к Царскому дворцу верховый значил комнатный, а верхний – придворный.862 Сверх того в объем его входили палаты, крыльца, лестницы, рундуки, сени, сенники.
Палаты были собственно храмины с Царским престолом, где Государь, являясь во всем величии своего сана, принимал и угощал чужестранных послов и Святителей, изрекал суд, имел совещание с боярами о делах государственных. Смотря по своему назначению, они были различные, как то: Золотая большая подписная, Середняя, или Государева и меньшая, или Царицына, Столовая, Ответная, Панихидная, Золотая расправная, Печатная, Мастерские Государева, Цариц и Царевен, Ольгина. Палатными людьми назывались чиновники, составлявшие верховную Царскую думу.
Крыльца, крылья хором и палат, были ничто иное, как внешние выступы с лестницею ступенчатой и ее площадками, или отдыхами. Такой выступ, или крылец, от Благовещенского собора до Грановитой палаты, по лицевой стороне переходов дворца, соединен был с тремя длинными лестницами на площадь: одна у Благовещенской паперти, другая средняя против дверей Золотой палаты, третья у Грановитой палаты, называемая ныне Красным крыльцом. У паперти были входные двери, у двух же остальных лестниц решетки, или преграды. Согласно с обрядностию Двора, по первой лестнице вводимы были послы Христианских держав, по середней Ордынские, Кизильбашские, Турские. По Красной лестнице бывали входы и выходы Царские. Встречи послам делались меньшая на крыльце, средняя в сенях, большая у палатных дверей. Со времен Царя Михаила Феодоровича, в углу задней стороны Верха т. е. дворца, вровень с Красным крыльцом, широкое крыльцо с лестницею называлось Постельным; оно вело в проходные сени. С этого крыльца объявлялись Царские указы и приговоры. У Ризположенской церкви, примыкающей к северной стороне дворца, было Ризположенское крыльцо. В третьем ярусе нынешнего терема, у церкви Спаса Нерукотворенного, пред переднею палатой каменное крыльцо называлось передним, каменным передним, а с 1679 года золотым, за золотою решеткой; до времен Павла I оно было прямое. Лестница вниз вела к Постельному крыльцу. Наконец лестница, бывшая еще в 1682 году, как выше замечено, против Кормового дворца, у церкви Рождества Богородицы, именовалась Рожественскою.
Под словом Рундук разумели возвышенный помост со ступенями перед сенями, помост для шествие Царского, возвышенное место, род амвона.
Что ж касается до Сеней, составлявших необходимую принадлежность Русских изб и хором, то они были отдел строения перед входом в жилые покои; ими издревле разделялись клети, сенники или горницы с обеих сторон дома. Под ними обыкновенно находились подклеты. Набережные сени В. К. Димитрия Донского принимаются в летописях за набережный терем;863 так сени владычные, вместо владычных палат. На сенях значило на верху. В дворце сени были Государевы, Царицыны, Царевнины, Святые, Передние, Мастерские, Проходные, теплые, холодные.864
Сенник была холодная горница или клеть, которая служила почивальнею новобрачным. При описании свадьбы Царя Михаила Феодоровича с Евдокиею Стрешневой так изображается сенник: «А в сеннике на всех четырех стенах по иконе с низанными за стенками с парадными. Да над дверьми внутри и с надворья и над окны в сеннике поставлены были кресты золотые с мощами. А у постели в головах положены были два сголовенца, а на них шапки Государевы, а в ногах положен ковер, да одеяло, да шуба соболья и покрыто простынею, а как несли в сенник постели Государские и в то время несли пред постелью два образа Рождество Христово, да Рождество Богородицы, да крест воздвизательный и поставили у постели в головах; да в сеннике ж у Государя в головах поставили образ Пресвятой Богородицы со младенцем, письмо чудотворца Петра. А постелю слали в сеннике Боярин Федор Иванов Карпов, да Лукьян Стефанович Стрешнев, и дружки и свахи и спальники, которые живут у Государя в комнате, на снопах ржаных, вшед в сенник на левой стороне. А постлали под постелю тридевять снопов ржаных, а на верх того семь перин и бумажников и сголовей бархатных и камчатных и атласных, и покрыли одеялом».865
Красное крыльцо
Главным и торжественным входом во дворец с южной стороны служит крыльцо, которое, как и в Китае у Императорского дворца парадное крыльцо866, с XVI века называлось красным и передним.867 Издревле оно имело деревянную гонтовую кровлю с шатрами; в 1685 году Князь Василий Голицын устроил над ним медную позолоченную кровлю на железных стропилах, от коей оно слыло золотым.868 По указу Великих Государей, в 1686 году, рещик Григорий Иванов сделал из Белого камня трех львов и двух орлов,869 кои доныне видны на этом крыльце. Под ним были какие то печюры, где работали иконописцы.870 Когда сгорела на Красном крыльце медная кровля в пожар 1737 года, с тех пор оно оставалось открытым.
Лестница, называвшаяся красною,871 состоит из 43 каменных ступеней, разделенных тремя отдыхами. При входах на него устроены с восточной и южной стороны два каменные портика с арками и фронтонами, на коих высечены из Белого камня двуглавые орлы на оба лица. Во время коронаций ступени крыльца устилались червчатою камкой, бархатом и красным сукном.
Все торжественные и праздничные выходы и входы Русских Царей совершались по этому крыльцу, по коему они шествовали из дворца на коронование и бракосочетание в Успенский собор и обратно в свои палаты.
Место сия запечатлено многими знаменитыми воспоминаниями, кои дают ему историческое и политическое значение между государственными памятниками. Попеременно оно было свидетелем то радостных, то печальных событий. Здесь являлся Царь своим подданным, которые стекались на площадь Царскую видеть пресветлые Государевы очи. Здесь Иоанн Грозный, приняв письмо Курбского от верного слуги его Шибанова, слушал чтение обличительного послания, вонзив в ногу посланца острый жезл свой. Не задолго пред кончиною своей, Царь, смотря с этого крыльца на комету, сказал окружавшим его: вот знамение моей, смерти! Лжедмитрий обнародовал, что каждую середу и субботу на Красном крыльце он будет принимать челобитные.872 В 1682 году, мятежные Стрельцы, прежде построившие дом Боярину Матвееву из надгробных камней с могил родительских, тогда с неистовством требовали его смерти, угрожали гибелью всему Царскому дому. К ним вышла на Красное, крыльцо Царица Наталия Кириловна с Царем Иоанном Алексеевичем и безуспешно увещевала ожесточенных. Они не послушались ее; приставили лестницы к переградам и исторгнув Матвеева из Царских рук, бросили его на копья, потом среди площади рассекли его на части.873 Тогда же умерщвлены на Красном крыльце шесть Бояр, шесть Стольников, три думных Дьяка, два Доктора иноземных, четыре Полковника, 40 подьячих и 9 боярских слуг. Сюда же стеклись раскольники под предводительством Никиты распопа требовать собора, о коем скажем в последствии. Сюда же приходили толпами раскаявшиеся Стрельцы с веревкою на шее, с топорами и плахами в руках, и повергшись на землю, предавали себя правосудию Царскому. Наконец можно ли забыть, что в Сентябре 1812 года, по Красному крыльцу Наполеон вступил во дворец Русского Царя с своими Королями и Маршалами, как бы для того, чтобы оттуда посмотреть на всесожжение Царелюбивой Москвы.
Площадь пред Красным крыльцом называлась преждестарою красною, а ныне Царскою. на ней Цари, Императоры и Императрицы Российские давали пиршества народу во дни своих коронований и по случаю празднеств мира. При торжестве коронации Анны Ивановны здесь были фонтаны с винами для народа, расставлены столы с разными кушаньями, жареные быки с позолоченными рогами.874 Здесь воздвигнуты были Триумфальные ворота с эмблематическими надписями в честь победы Петра под Полтавою. По преданию старожилов, на этой площади до копца XVIII века стояли деревянныя буточки, наполненные столбцами; в них укрывались от непогоды старые бояре, сбиравшиеся сюда на совещание. Так как Красная площадь действительно была и в Кремле, и в Китае, то на ней сходились после обедни Московские граждане толковать о делах и на нее Царь высылал своего боярина узнавать мнение народное.
Святые сени
Красное крыльцо ведет в так называемые Святыя сени, преддверие Грановитой палаты, от коей они в XVII век назывались Грановитыми.875 При входе их на фронтон рельеф изображает скачущего всадника с саблею в рук, какой составляет Литовский герб погоню; по сторонам его леопард и крылатый дракон. Неизвестно на верное, когда сделано сия изображение, и не относится ли оно к тому времени, когда Иоанн III выдал дочь свою Елену за Литовскаго Князя Александра. Святыми сени сии называются потому, что на стенах их написаны были лики разных Святых. Без перегородки он длиною 11 сажень и 1 аршин, а шириною 4 ½ сажени. Над ними тайник, небольшая комната, в коей дугообразное окно обращено в Грановитую палату. В этих сенях Цари встречали, после своего коронования, Патриархов и весь освященный собор; там было сборное место Стольников и других придворных чинов. Среднюю и большую встречу послам чужестранным делали бояре в этих же сенях.
Грановитая палата
Грановитая палата
Грановитою сия палата названа потому, что внешняя ее стена на восток облицована гранеными белыми камнями, а ребра сводов, как в Новгородской Грановитой палате, украшены гранями. Как выше мы заметили, она построена при Великом Князе Иоанне III Италианскими зодчими Марком Руфом и Петром Антонием. В XVI веке она известна была под именем большой, Государской и Грановитой подписной, иногда большой золотой в отличие от Середней золотой палаты. Во время Кремлевских пожаров 1547, 1571 и 1626 годов она вся выгорала, потом была возобновляема так, что одни стены остались на древнем основании. В 1686 году, по указу Великих Государей, она перестроена Князем В. В. Голицыным, как видно из дел Вотчинного Архива, где упоминается о летописных словах вокруг внешних стен этой палаты.876 Троицкий пожар в 1737 году не пощадил и сего Царского чертога, который потом возобновлен был к коронации Императрицы Елисаветы Петровны. В течение трех веков внешность и внутренность Грановитой палаты изменялась. Одно из главнейших украшений составляла там стенопись, замечательная своим значением. При Царе Алексия Михайловиче там на своде написан был в кругу Эммануил, сидящий на небесных дугах, под ногами его многоочитыя колеса; в левой руке держал он златой потир, а в правой палицу; в венце его семь клинов и подпись I. X. Эммануил. Около его другой круг, в коем написано четыре Евангелиста преобразованных; на золотом кругу над главою Эммануила начертано: Бог Отец премудростию своею основа землю и утверди веки и благослови венец лету благости Твоея, Господи! А на празеленом кругу другая подпись в дверях: Превечное слово Отчее, иже во образе Божии сый, и составляй тварь от небытие в бытие, иже времена и лета своею областию положий! Благослови венец лету благостию своею; даруй мир церквам твоим, победы верному Царю, благоплодие же земли и нам велию милость. Около того круга во весь свод большой круг по самые шалыги, в коем от ног Эммануиловых до большого круга врата, где стоял Ангел со скипетром и со свитком. Около Ангела облако раздвоилось. Под сим изображением и облаком среди врат виден стоящий с посохом человек. Внутри круга шесть крыл и солнце; между крыл сверху лицо человеческое, обвитое змеиным хвостом, коего конец простирается к солнцу. На правой стороне лицо львиное, также обвитое змеиным хвостом, протяженным к солнцу, на левой стороне змеиная голова, а по правую, между крыл глава львиная, обвитая хвостом. По правую сторону человека во вратах начертано: Узким бо путем вводятся души праведных в царство небесное; а по левую сторону человека над змеиным кругом во вратах подпись: широким бо путем вводятся души грешных во врата лютого ада. Подле врат изображен воздух под видом девы и Ангел, летящий в клине огненном; далее к низу врат – диавол, в которого стреляет из лука Ангел. По земли виден бегущий заяц. Ниже Ангела сидит смерть с трубою в руках. Там же изображены были лики Российских Державцев С Владимира, Ярослава великого, Всеволода I, Мономаха, Георгия Долгорукова, Александра Невского, Даниила Московского, Иоанна Калиты, Донского и преемников его до Феодора I, подле которого стоял у трона Правитель Борис Годунов в шапке мурманке и в верхней златой одежде на опашку.877
По случаю брачных пиршеств Царских в этой палате поставляемы были в большем месте над Государевым престолом образа и застенки низаные, а по стенам – те и другие первого наряда, по лавкам постилались полавочники суконные со львами. Для Государя и Государыни устроено было чертожное место, обитое червчатым бархатом, с двумя сголовьями золотными, на кои клались два сорока соболей. У Царского места поставлен был стол, покрытый тремя скатертями; на нем перепеча, сыр и солоница. Новобрачных венценосцев сопровождали сюда верховые протопопы, кропившие путь их св. водою.878 После молитвы покровению главе, большая сваха чесала голову Царю и Царевне гребнем, омоченным в меду; потом осыпали их хмелем и золотом. Снарядив их, отсюда отпускали в соборный храм для венчания.
Здание сие, запечатленное типом Венецианского зодчества, строено из кирпича с облицовкою из Белого камня; оно квадратное, вышиною от горизонта земли 8 сажень и 1 аршин, шириною 10 сажень и 2 аршина, а длиною с сенями 17 ½ саж. Окна в два света с прямыми перемычками и с узорочными отставными колонками извне; на окопных подушках высечена из камня корона с осмиугольною звездою, окруженная двумя львами. Стрельчатые своды его опираются на четырехгранный столп, занимающий место посреди храмины. Вокруг его полки для посуды и бронзовая решетка, к коей приделаны в несколько рядов подсвечники. Направо в красном углу, под бархатным балдахином с глазетовыми завесами, подбитыми горностаевым мехом, Императорский трон, возвышенный на четыре ступени. Стены палаты обиты малиновым бархатом; в простенках окон помещены 36 щитов с гербами Российской империи, выставленными при Екатерине II. Налево от входа устроено в виде амфитеатра место для музыкантов. Сколько замечательна сия царственная палата в архитектоническом отношении по своему стилю и прочности, столько еще замечательнее по своему историческому и политическому значению в быте Государственном и Государевом, как Царский чертог последних родов Рюрикова дома, Годуновых, Шуйского и Романова поколения, как место торжественного присутствие Царя во всем его величии и лепоте и наконец как место важнейших совещаний о делах земских и церковных.
После священного коронования, в сей палате Русские Цари принимали поздравление от своих подданных и ознаменовывали начало царствование своего милостями. Здесь же давались большие обеденные столы не только в день их коронации и бракосочетания, но и по Случаю рождения и крещения Царевичей и Царевен; здесь праздновали победы и мир, здесь угощаемы были чужестранные послы и Патриархи вселенские. После обручения Лжедмитрия с Мариною Сендомирскою 1606 года, в Грановитой палате приветствовал Самозванца речью Князь Василий Шуйский, тогда Тысяцкий. После же бракосочетания его, там был по три дни большой стол с музыкою; за кривым столом сидели воеводы, послы и приятели воеводовские; подчивали Боярин Петр Басманов, Окольничий Князь Григорий Ромодановский и дворянин Микулин с приставами.879 Пред коронованием сюда приносили с Казенного двора св. Животворящий крест Господень и Царский чин бояре и верховые Протопопы при колокольном звоне и оттуда препровождали их в Успенский собор.
При торжественном поставлении на царство Алексия Михайловича в 1615 году, Патриарх Иосиф со всем освященным собором явился в Грановитую палату; проговорив молитву, благословил Царя Животворящим крестом, окропил его и Государеву шапку св. водою. Когда же Государь пошел за стол, Патриарх действовал над Богородичным хлебом, стоя за столом и прочитав молитву Господню, благословил рукою все столы. Государь повелел сесть Святителю за своим столом, а Властям за другим. По правую руку от себя Царь пожаловал Бояр боярским столом, который назывался кривым.880 Такая обрядность наблюдалась при коронации Алексия, Феодора и Иоанна с Петром I.
При торжественном приеме чужестранных послов, в Грановитой палате Царь восседал на троне, в Мономаховой шапке, в диадеме881 и со скипетром в руке, окруженный ближними Боярами и Князьями: здесь к нему представлялись послы Цесарский, Аглинский, Датский, Польский, Турецкий, Кизилбашский и другие. Когда Борис Годунов здесь принимал Датского Принца Иоанна, сына Фридриха II: тогда Царь с Царевичем стояли под драгоценным балдахином, в бархатных порфирах, искусно вынизанных крупным жемчугом и украшенных дорогими камнями; на его короне и на бармах блистали неоцененные камни. После взаимных дружественных приветствий, они пошли к столу, приготовленному в этой палате, где стояли Царские золотые кресла и пред ними серебряный стол с позолоченным подножием. Над столом висела отличного мастерства корона с боевыми часами. Средний там столп с верху до низу обставлен был золотою и серебряною посудой. Кушанья изготовлено на двести блюд. Там устроены были пирамиды из серебряных и золотых сосудов. Русскому Государю тогда с благоговением предстояли Касимовский Царь Уразмамет, Татарский и Сибирский Царевичи Уруслан и Маметкул с сановитыми боярами в богатейших златотканых одеждах. Вход в палату стерегли иностранные офицеры в ружье по Европейски, а по сторонам трона поставлены были рынды, удивлявшие своею неподвижностью.882
Палата сия была свидетельницей торжества Иоанна IV о покорении Казани, в 1552 году. В ней он три дня угощал храбрых своих сподвижников, послов, бояр, воевод и духовенство. На одни награждения издержано было тогда до 100 пуд серебра в деле. В ней Петр I, 1709 года въехавший в Москву в триумфальной колеснице, торжествовал с сподвижниками своими победу над Карлом XII под Полтавою.
Не одними только торжествами и пиршествами ознаменована сия Царственная храмина, но и Государственными деяниями ко благу Церкви и Отечества.
Здесь был собор у Царя Михаила Феодоровича и отца его Патриарха Филарета в 1622 году, Октября 12, о делах церковных и государственных. Царь Алексий Михайлович здесь председательствовал в 1653 году, Окт. 1, на большом соборе, или Царском совете касательно объявления войны Польскому королю Яну Казимиру за нарушение мирных постановлений и о принятии в подданство Гетмана Богдана Хмельницкого со всем его войском и Малороссией.883 Но еще достопамятен собор, в 1682 году, на раскольников, требовавших прения о вере. Как это восстание староверов соединено было с мятежом Стрельцов и с раздорами в Царском семействе: то мы коснемся сего события, замечательного в церковной и политической истории, руководствуясь свидетельством очевидца, оставившего нам описание.884 Вскоре после кончины Царя Феодора Алексеевича, раскольники, поддерживаемые Стрельцами и Князем Хованским, восстали против новоисправленных Никоном книг церковных под предлогом защиты древнего благочестия и старопечатных книг. Под руководством монаха Сергия, распопа Никиты и других, написав челобитную от лица всех полков и чернослободцев, они требовали собора на Лобном месте пред всем народом, в присутствии Государей, Царицы Наталии Кириловны и Патриарха с Духовенством. Когда ж такое требование было отвергнуто: тогда они с Крестом, Евангелием и образом Страшного суда явились у Красного крыльца; за ними следовали Стрельцы и народ. По выслушании их в Ответной палате, собора отложен, был до другого дня. Состязание их в Крестовой палате с Патриархом Иоакимом и Архиереями не решило дела, но придало им более дерзости; староверы сошлись в Кремле, поставили там у Архангельского собора налои с Крестом, Евангелием и образом Страшного суда, зажгли пред ними свечи и настоятельно требовали собора на площади в присутствии Государей и Патриарха, пред лицем всего народа; не слушали обличительных статей, какие читал им посланный от Патриарха иерей. В Грановитой палате собрались Государи, Святитель, знатнейшее Духовенство и Бояре. После разногласий о месте собора, Князь Хованский, поклявшийся раскольникам за их безопасность, призвал их в Грановитую палату. Туда они вступили с св. иконами, книгами и зажженными свечами, в сопровождении многих посадских людей. Они поставили посреди ее против Царского места налои с Крестом, Евангелием и св. иконами, поклонились до земли Царице и Царевнам; но миновали Патриарха и Властей. На Царском месте сидела Царевна София Алексеевна, на другом месте Татияна Михайловна, по правую сторону Царица Наталия Кириловна, подле Царицы Царевна Марфа Алексеевна, а между Царских мест Царевна Анна Михайловна. Подле Софии в углу поодаль сидел Патриарх Иоаким с Митрополитом Новгородским и прочими Властями; по левую сторону стояли Бояре. На вопрос Патриарха раскольникам: «Какова ради дела приидосте в Царские палаты и что требуете от нас? Никита отвечал: «пришли к Царем Государем побить челом о исправлении православныя Христианския веры, чтобы Царское свое праведное разсмотрение дали с вашими новыми законодавцы и чтобы церкви Божия были в мире и соединении, и служба была бы в церкви Божии, как при Государе Царе Михаиле Феодоровиче и при Святейшем Патриархе Филарете Никитиче служили служебникам. – Патриарх на это возразил, что «не подобает простолюдинам дела церковная исправлять, а должно повиноваться матери соборней и апостольской церкви, потом всем Архиереям, о их спасении пекущимся». «У нас, сказал Иоаким, вера православная, стараго православия, в ней же св. отцы Богу угодиша, и исправлена з Греческих и с наших харатейных книг по Грамматике; а мы от себя ничего не внесохом в церковь Божию, но все от Божественных писаний. Вы же грамматическаго разума не коснулися и не знаете, какову силу в себе содержит». Но это увещание не остановило и не убедило исступленного Никиту; он отвечал, что «пришел говорить не о Грамматике, но о догматах церковных», какими называл осенение Архиерейское крестом и свечами! Когда же выступил на состязание Холмогорский Епископ Афанасий, тогда в пылу спора Никита толкнул его рукою в грудь. При этом София, вскочив с престола, воскликнула: «Видите ли, что Никита делает, в ваших глазах Архиерея бьет, а без нас и давно убьет!» Некоторые из предстоявших сказали: «Нет де, Государыня, он не бил, лише только рукою отвел, да не велел ему преже Патриарха говорить». – Но София продолжала, обратясь к ересеначальнику: «Да ты, Никита, со Святейшим Патриархом говоришь и довелось тебе у нас и на очах быти, не токмо что говорити! Помнишь ли, Никита, как ты отцу нашему блаженныя памяти и Святейшему Патриарху и всему освященному собору принес повинную и великою клятвою клялся: Аще де и впредь стану о вере бить челом, или всчинать по прежнему, и будет де на мне клятва св. Отец седми вселенских соборов; а ныне ты опять за то дело принялся». – Смущенный Никита только в оправдание свое принес то, что на челобитную его не все даны была ответы в сочиненном на нее Жезле Симеона Полоцкаго. – За тем Царевна велела читать челобитную раскольников; чтение ее прерывалось возражениями и опровержениями с той и другой стороны, кои дошли до того, что София, как главное действующее лице на этом соборе, встав с престола, сказала: «Мы не хощем сея хулы слышати, что отец наш и брат еретики, и мы де пойдем вси из царства вон». С этим словом она отошла от престола на сажень. Тут раздался голос разномыслия; Бояре восклицали с плачем: «За что де Царем Государям из царства вон итти, мы де ради за них Государей головы свои положить». – А некоторые Стрельцы сказали: «Пора Государыня давно вам в монастырь! Полно де царством тем мутить! «Нам бы де здоровы Цари Государи были, а без вас пусто не будет». София, молча, сев на Царское место, велела продолжать чтение челобитной. Во время чтения опять возникли словопрения о двоеперстном и троеперстном сложении, о сугубой аллилуии, ссылались на Греческие и Славянские рукописи и книги, на свиток Святейших вселенских Патриархов, представляли в свидетельство Антониевы св. сосуды, указывали на изображение в Грановитой палате Господа Саваофа; но не могли победить упорства поборников Никиты. По окончании чтения челобитной, Царица Наталия Кириловна пошла в свои покои; о присутствии и приписуемых юному Петру речах сочинитель ничего не говорит.885 София, видя, что убеждение не действуют на умы закоснелых в своем заблуждении, и что ей надобно принять другие решительные меры, распустила собор словами: «идите вы с миром!» и сама ушла. Тем окончилось это прение о вере в Царском чертоге, где были представители всех чинов и сословий.886
Но можно ли еще прейти молчанием, что в этом священном чертоге Царей сама Екатерина II, 1767 года, после приведение к присяге депутатов из всех сословий в Успенском соборе, вручила им Наказ для руководства Коммиссии при сочинении нового Уложения.887 Когда же они от лица всей России просили ее принять наименование великой, премудрой и матери отечества; она ответствовала им сими истинно царственными словами: «Я о делах моих оставляю беспристрастно судить времени и потомкам; премудрою никак себя назвать не могу; ибо премудр один Бог: а любить Богом врученных мне подданных, я за долг звания моего почитаю и быть любимою от них есть мое желание».
В 1782 года, Октября 5, при открытии Московской губернии собраны были в Грановитой палате все дворяне Московские, чины и поверенные, городские головы, члены Магистрата и 48 человек знатнейшего купечества, которые, по указанию Церемониймейстера, заняли там назначенные им места. Пред портретом Императрицы Екатерины II поставлены были кресла Государские, ниже их – кресла для главного Начальника Москвы; по левую сторону от них стол, покрытый бархатом с золотою бахромой. На столе лежала книга Высочайших учреждений, переплетенная в глазет, с Государственным гербом. За ними, по обе стороны были в два ряда стулья для Губернских чинов и дворянства, а скамьи, обитые бархатом, для купечества. Когда же, по прибытии своем в собрание, Главнокомандующий Граф Чернышев в речи своей объяснял цель собрание: тогда при колокольном звоне и барабанном бое, все оно отправилось по церемониалу в Успенский собор где совершено было благодарственное молебствие. Потом губернские чины и дворянство собрались в Грановитую палату слушать чтение всех частей Учреждения.
Золотая палата
Золотою палатой теперь называется находящаяся под церковью Спаса за Золотою решеткой в нижнем этаже дворцовых зданий, примыкающих к Грановитой палате с северной стороны. Но в древности были Золотые палаты: Большая, Грановитая, Середняя, или Государева, и Меньшая, или Царицына. Две из них именовались подписными от стенописи, а все вообще золотыми от позолоты внутри. Образцом для них служила χϱυσοτϱιϰλίνιον, Золотая Столовая, в Царьграде, которая составляла часть Большого дворца (τϖν μεγάλων παλατίων).888
Собственно Золотая средняя палата, занимавшая середину верховых палат, находилась между Благовещенским собором и Грановитою палатой.
От дверей ее шла средняя лестница у преград, или Красного крыльца. Она сооружена в начале XVI века, потом несколько раз опустошаема была пожарами и возобновлялась, наконец сломана при постройке дворца Императрицею Елизаветою Петровной. Ее вид сохранился на рисунках коронования Царя Михаила Феодоровича. На сводах ее и стенах фрески по золотому полю изображали событие из Священной и отечественной истории, вместе с аллегорическими лицами добродетелей и пороков, времен года и явлений природы: весна представлялась отроковицей, лето юношей, осень мужем с сосудом в руке, зима старцем с обнаженными локтями; четыре Ангела с трубами знаменовали четыре части света. В некоторых картинах слова начертаны были вязью.889 В переднем месте там стоял трон Царский, над ним св. иконы. Теперь в новом Кремлевском дворце Георгиевская зала заменит Золотую палату.
Как в Царском быту, так равно и в устройстве высшего управление достопамятна сия древняя палата по своему знаменованию и употреблению. В ней Государи Российские принимали и выслушивали чужестранных послов, восточных и Российских Патриархов и Властей. В ней представлялись Царю Иоанну Васильевичу первый Аглинский путешественник в Россию Ченселор, покоренные Москве Цари Казанский и Астраханский, как подданные,890 а Царю Михаилу Феодоровичу отец его Филарет, нареченный Патриархом, говорил речь, на которую венценосный его сын ответствовал ему благодарственным и поздравительным словом.891 Особенную важность придавало Золотой палате собрание Царского совета, или Царской думы, которая также называлась Золотою и Советною. Здесь Царь Иоанн Васильевич в первом заседании этой думы, куда допущены были и купцы и посадские люди, имел совещание о делах государственных. Потом здесь рассматривались и решались дела чинами, назначенными от Царя и нередко под его председательством. Судьями были Бояре, Окольничие и Думные дворяне892; письмоводством управляли Думные дьяки. Собрание думы были обыкновенные и чрезвычайные; в последних присутствовали только члены, приближенные к Государю и те, которые приглашаемы были в заседание. Они обсуживали все дела, предложенные ей на рассмотрение верховною властию и особенно дела, поступившие в нее из приказов, как по обыкновенному течению производства, так и по жалобам на Приказы. Некоторые из дел, представленных ей на рассмотрение она решала собственною властию, о других докладывала Государю. При изложении определений Дума употребляла известную Форму: «Великий Государь указал и Бояре приговорили». Один из чужестранных писателей в начале XVIII века так изображает нам заседание этого совета: «Царь, сидя на высоком и драгоценном троне, предлагал дела, подлежащие рассмотрению. В ближайшем к нему кругу сидели Князья, Бояре, Воеводы и духовные Власти; другой круг составляли созванные дворяне, депутаты провинций, судьи и председатели приказов; третий круг – думные дьяки. Затем собирались мнения и голоса, так же выслушиваемы были доказательства в защиту, или в опровержение дела; причем дьяки должны были приводить древние права, обычаи и обряды, как решаемо было в подобных случаях. Потом составлялось решение, которое тут же утверждал и подписывал сам Царь».893
В Золотой палате давались праздничные Царские столы и обеды чужестранным послам. В 1605 году здесь за обедом Борис Годунов внезапно встретил смерть свою, едва успев благословить сына своего на Царство и восприять иноческий чин с именем Боголепа.
В сенях этой палаты 1682 года, Января 19, в присутствии Патриарха и Бояр сожжены были все разрядные книги и записки о разрядных случаях, кои служили поводом к спорам о местничестве, и запрещено держать их в доме, или другом месте под страхом наказания. При этом действии Патриарх возгласил: «да погибнет в огне Богом ненавистное враждотворение, братоненавистное и любовь отгоняющее, местничество и к тому да не вспомянется во веки!»894
Что же касается до Золотой меньшой палаты, то она упоминается в 1626 году при бракосочетании Царя Михаила Феодоровича с Евдокиею Лукьяновной Стрешневой; но места ее с достоверностью определить нельзя; ибо только сказано, что «Государь велел изготовити Золотую меньшую палату для своего бракосочетания».895 Выходные книги указывают в 1633 году на Золотую Царицыну палату. При описании свадьбы Царя Алексия Михайловича в 1648 году встречается сия палата; но опять место ее с точностию не показано. По записным книгам значится, что 1636 года, Июля 7, в ней были у Государя Литовские посланцы; в 1661 г. Цесарские послы, а в 1680 году, по указу Царя Феодора Алексеевича, в ней сидели за расправными делами из разных приказов Бояре, Окольничие и Думные люди и слушали из приказов спорные дела.896
По видимому, она разнилась от Золотой расправной палаты, где собиралась Царская дума и где разбираемы были старшинства родов, и от Золотой Царицыной палаты, которая существовала в конце XVI века; ибо в наказе 1613 года Царя Михаила Феодоровича Князю Ф. И. Мстиславскому с товарищами велено: «к Царскому приходу в Москву изготовить палату Золотую, что была Царицы Ирины.897
При обозрении Святительского дома у Ризположенской церкви мы заметили, что палата сия должна быть та, которая упоминается в древних актах под именем Макариевской,898 или Белой,899 и Святительской, где совершались торжественные обряды возведения на Святительское место и провозглашение избранного по жребию Святителя. В чем удостоверяют семь седалищ в окнах и стене, по числу семи вселенских соборов, для Патриарха, Митрополитов, Архиепископов и Епископов; ибо и при поставлении Иоасафа Митрополитом Всероссийским было семь Архипастырей.900 Сами изображения на стенах и сводах соответствовали назначению храмины. Сверх того, две двери в северной стене вели в Патриарший коридор к Ризположенской домовой церкви. Даже в делах конца XVIII века палата сия и в предании именовалась Патриаршею.
Судя по этому, она сперва должна была иметь иерархическое значение, а потом получила государственное, когда из Святительской обращена в Царицыну; что, вероятно случилось при учреждении уже Патриаршества, а не при перенесении Никоном Патриаршего дома на новое место, как мы было прежде полагали:901 следовательно она та самая, которую описал нам Арсений Елассонский, представлявшийся здесь Царице Ирине с Патриархом Антиохийским. По сему в ней изображена Св. Царица Ирина, тезоименитая супруге Царя Феодора Иоанновича. Когда же в 1627 г. пристроена к северной стороне церковь Св. Екатерины: тогда, вероятно, уничтожены или перестроены были здание, составлявшие Святительский двор.
Местоположение ее ясно представляется в Выходных книгах: 1674 года, при торжественном объявлении Царевича Феодора Алексеевича, «Великий Государь и Государь Царевич изволили итить через сад в проходныя сени, мимо Золотыя полаты Государыни Царицы, на передней рундук Государыни Царицы. В 1676 году, Генваря 30, тело Великого Государя Феодора Алексеевича из деревянных хором несли в передние сени на рундук, а с рундука в проходные сени, что перед Золотою палатою Государыни Царицы и на Постельное крыльце».
Царицына золотая палата иногда заменяла Государеву Золотую палату. Так в праздник Рождества Христова 1661 года, Царь Алексий Михайлович, после обедни, надевал в Царицыной палате свое Государево платье «для «того, что его Золотая палата была не наряжена».902 она служила приемною залой, где Царица в большие праздники и дни своего тезоименитства принимала поздравление от Царя, Царевичей, бояр, придворных чинов, гостей и даже от посадских и чернослободцев, жаловала их, в присутствии Царя, именинными пирогами и допускала к руке. По случаю рождение Царевичей и Царевен к Государыне здесь Святители, Власти, Бояре, Окольничие, думные люди, спальники, дьяки, гости, гостиные сотни и черных сотен торговые люди и мужики являлись с поздравлениями и, по старинному обычаю, на зубок новорожденному с дарами, кои состояли из св. икон, святыни, червонцев, серебряных кубков, соболей, бархатов, атласов и обьярей золотных. В сей царственной храмине представлялась Царице Марье Ильиничне 1653 года Царица Грузинская, а в 1667 году Вселенские Патриархи Паисий и Макарий и Московский новопоставленный ими Патриарх Иоасаф. Здесь Царица Наталия Кириловна в 1671 г. принимала Царевича Грузинского, Царевичей Касимовских и Сибирских, которые поднесли ей дары. В 1671 году Патриарх Иоаким подносил новобрачным Царю Алексию Михайловичу и Царице Наталии Кирилловне кресты, иконы и дары «в Царицыной Золотой палате, что под церковию Всемилостивого Спаса».903
Храмина сия, еще сохранившая на внешности восточной стены следы древних орнаментов, квадратная, в длину и ширину 14 аршин; внутри две арки, одна другую пересекающие, по видимому, сделаны для укрепления сводов и стен, так как и проемные железные связи в ней, идущие крест на крест. В южной и восточной стенах по три окна с дугообразными перемычками и с углубленными седалищами. Входная дверь с запада, а в скверной две боковыя двери в углах, идущие в Патриарший коридор; одна из них теперь закладена. Пол состоит из дубовой лещади, в роде паркета. На сводах, стенах, откосах окон по золоту написаны деяние С. Царя Константина и Елены, Царицы Динарии, дочери Иверского Царя Александра, воевавшей с Персами и Великой Княгини Ольги, собор о Царе Феофиле иконоборце, синаксарь в неделю православия, лики Св. Цариц Ирины, Феодоры, Софии и Благоверной Ольги, местами гербы, цветы и травы. На сводах простирается подпись вязью: «Подписана сїѧ золотаѧ палата в лѣто зрме Авгста а день, а въ нынѣнемъ зрии год Їюнѧ въ и день, при Благовѣрной Госдарынѣ Царевнѣ и Великой Княжнѣ Наталїи Алексѣевнѣ. Повелѣнїемъ Благовѣрнаго Хрїстолюбиваго Великого Госдарѧ Царѧ и Великого Кнѧзѧ Алексїѧ Михайловича Самодержавца Всероссїйскаго; возобновлена, длѧ коронованїѧ Благовѣрнаго Госдарѧ Императора Павла I въ аѱчѕ год».
С Петра I храмина сия утратила свое первобытное значение и служила кладовою до тех пор, как Император Павел возобновил ее и нарек Золотою палатою в память бывшей во дворце. На другой день его коронации Члены Св. Синода и Архиереи собрались в Золотой палате, где потом представлялись Государю знатнейшие дамы.904 В царствование Николая I, ознаменованное восстановлением и сохранением Памятников отечественной Древности, палата сия возобновлена в древнем стиле, соответствующем прежнему ее значению.
Наконец скажем несколько слов об упомянутой выше и уже с начала XIX века несуществующей Ольгиной палате. Она находилась во втором этаже каменного трехэтажного здание, бывшего на месте нынешней Александровской улицы против Потешного дворца, что ныне Ордонанс-гауз. В квадратной сей храмине был висячий свод с высеченным из камня львом и окна с дугообразными перемычками и железными решетками.905 Ольгиной она названа в честь и память Великой Княгини Ольги, коей деяния изображены были на внутренних стенах и сводах сей храмины, как то: отправление Ольги в Царьград, ее крещение, сооружение храмов Божиих в Киеве, принятие послов и т. д.906 Неизвестно, когда и кем построена была сия палата, посвященная Св. Равноапостольной Ольге; сломана в 1802 году.
Из золотой Царицыной палаты был выход в сени ее и оттуда на возвышенную площадку Постельного крыльца, которая в последствии называлась Боярскою; у ней Бояре, проезжавшие ко двору, выходили из своих экипажей, или слезали с лошади; ибо они, по сказанию Котошихина, к самому крыльцу и на двор Царской не въезжали. Указ 1670, Апреля 26 обнаруживает, что Стольники, Стряпчие, дворяне Московские и жильцы до того приезжали в Кремль мимо старого Денежного двора к лестнице подле Стретения Господня на площадь; но потом запрещено приезжать на эту площадь боярам на лошадях и людям их становиться с экипажами.
* * *
В большой Ектении, см. Ducangii Glossariutn Graecilatis meJiae el iufimae.
Карамз. И. Г. Р. IX, пр. 367.
Никон. летоп. IV, 52 и 4. 119, 122.
Карамз. И. Г. Р. VI.
В Кремле, от Красного крыльца до Благовещенского собора, под прежним дворцом находятся обширные подвалы с коробовыми сводами. Вход к ним с Запада:
Оне состоят из 4 отделений ;
1-е. Со входу длиною 7 арш. и шириною 7 арш
2-е. Длиною и шириною 10 арш.
3-е. Разделенное двумя арками, шир. 11 арш. длиною 14 с 2 отдушинами.
4-е. Длиною и шириною 14 арш. с 2 глухими окнами на вост, стене и с отдушиной на запад. стене.
2, 3 и 4 отделения имеют простенки толщиною арш. по 5, с двумя дверями, от коих остались только ржавые железные крюки и места для засовов.
В каменных сенех у дверей середние полаты, 2 человека, Чюдин Митрофанов, да Иван Клобуков.
Да в каменных же сенех в дверях столовой избе, 1 человек Василий Калзаков.
А в других дверях в тех же сенех против средней лестницы, на площадь 1 человек Истома Чертовской.
К дверям из сеней в западную палату 2 человека Офонасей Морин да Пух Тетерин,
А у дверей из западные полаты на постельное крыльцо, и у других дверей с постельного крыльца на передние переходы 2 человека Феодор Огарев, да Микита Казаринов.
У сенных дверей перед постельною избою быти, и у дверей нижние лесницы и по постельному крыльцу смотрити 2 человека, Петр Федчищов да Третьяк Левонтиев.
А у дверей сквозе полату к Великой Княгине хоромам к обоим дверям дети боярские Великие Княгини.
А у Великие Княгини у других хором быти и по крыльцу Великие Княгини смотрити к Рождеству Пречистыя дети боярские и Великие Княгини.
А у решетки с поваренного дворца к Великой Княгини хоромам быти, да на заднее крыльцо Великие Княгини дети боярские Великие Княгини.
Ау решетки, что с постельного крыльца на дворец быти и к нижней решетки под переходы 2 человека, Василий Семенов сын Ступишин да Щепок Белого.
А у другие решетки, что к Рождеству Пречистой из дворца от Спаса, 2 человека, Дмитрей Горин да Никифор Хвощынской.
У Спаса сидеть не пропущать мимо сенник 1 человек, Невежа Копнин.
А по конец погреба малаго стеречи к сепппкуж. (все это вычеркнуто).
А у Рождества Прсчпстон на земле сте-речп к сенникуж 1 человек, Федор Батраков.
У ворот, которые под переходы с дворца на площадь, 2 человека, Иван Кузмин да Черныш.
А на передних переходех на красном крыльце быти и к середней леснице и к Благовещенью смотрити по крыльцу 3 человека, Гаврило Тырчков да Матфей Козодавлев да Салтанев.
А от столовой избы по крыльцу к набережной полате и у дверей к чердакам 2 человек, Яков Щелкалов да Северицын.
У решотки з дворца мимо столовую избу 2 человека Василий Замятин да Бориско Щекин.
А с площади у решотки быти мимо полату 2 человека, Постник Путятин да Тферитин Низовцов.
А у середней лестницы у решотки быти 2 человека, Степан Скрыпов да Изгорода Билибин.
А у дверей что к Благовещенью с площади в паперти, а быти 2 человека, Иван Низовов да Левка Брянцов.
У других дверей к паперти на крыльцо и к казенным дверем 2 человека, Чюра да Юрий Сидоров.
А у Архангела быти и смотрити по площади по всей 2 человека Василей Бнречинской да Мягкой Битяговской.
К Троим воротам, ко Фроловским, к Ризположенским, к Нижним, к 2-м по 2 человека а к нижним 4 человека.
Ко Фроловским, Никифор Дубенской да Неклюдко Клырской, Игнат Дюпин, Митя Ковезин.
А к Ризположенским, Поспел Лебедев, да Митя Онавин.
А к Нижним воротам, Угрим Лвов, Гридя Мельников, Иван Бурцов.
Роспись, кому где быти по крыльцом и аб дверех. Подлинник, писанный столбцем, хранится между Историческими делами в Московском Архиве Минист. Иностран. дел и сообщен от Князя М. А. Оболенского.
Роспись в 1525 г., кому где быти по крыльцам и в дверех, столбец, писан, на 5 листках в историч. делах Моск, главнаго Архива Мин. иностр, дел.
Карамз. И. Г. Р. IX, пр. 356.
Rerum Moscoviricarum auctores. Francofarti. MDC/ in f/
Акты Археограф. Экспедиции. т. I, пр. 65.
Wichmann’s Sammlung bisher noch ungedrückter kleiner Schriften zur ältern Geschichte und Kenntnis des russischen Reichs. Berlin. I S. 1820, in 8o.
Описание Государственнаго разряднаго Архива. П Иванова, М. 1843, в 8.
Никонова летоп. VIII, 252.
De rebus Moschoviticis ad Seren. M. Hetruriae Ducem Cosmum III Palavii, 1680, in 4.
Древняя Росс. Вивлиофика, т. X, 94.
Иоанн Екзарх Болгарский, изд. К Калайдовича. М. 1824, стр. 213, в 2.
Карамз. И. Г. Р. V, пр. 85.
Выходныя книги XVII века, изд. П. Строевым. М. 1844, в 4.
Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году, Февраля 5. при бракосочетании Государя, Царя и Вел. Кн. Михаила Феодоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых. Москва, 1810, в 4.
Примечание на историю древние и нынешние России Г. Леклерка соч. Болтина. 2 г. Спб. 1788, в 4.
В народном быту Русском многие предметы природы, общежития п искусства называются красными в смысле красивых, благообразных, благолепных, миловидных. Так весна, солнце, площади, села, дворы, ворота, окна именовались красными. В таком значении и главное крыльцо всходное с лестницею известно с начала XⅤІ века под названием красного по его красивости и вместе потому также, что в дни торжества по ступеням его постилались красные сукна, камки и бархаты.
Под Царскою палатою разумели Бояр, Окольничих, Думных дворян, Стольников, Стряпчих, Дворян и детей Боярских, как видно из Соборнаго деяния об отставке отеческих случаев и местничества в XⅤІІ т. Древн. Росс. Вивлиофики
Дела III Архива Вотчин. N° 5067.
Память ближнему боярину Князю В. В. Голицыну в делах главн. Моск. Архива Мин. иностр, дел.
Дела Архива Оруж. палаты.
Древн. Рос. Вивлиоф. ч. VII, 302.
Карамз. И Г. Р. Т. X.
История о невинном заточении Боярина А. С Матвеева, изд. Н. Новиковым. Спб. 1776, в 8.
Дела Коллегии Экономии, 1742 г. № 1428.
Древн. Рос. Вивлиофика, VIII, 121.
В указе 7193 сказано: «к строению церкви Св. Апостол Петра и Павла на главы взять из Пушкарскаго приказа медь зеленую дощатую, которая была около Грановитой палаты под летописными словами». см. Дела Архива III вотчин. 7192 (1684), № 5067.
Карамз. И. Г. Р. X, пр. 453.
Собрание Госуд. грамот, ч III, № 72.
Собрание Госуд. грамот, ч. II, № 138.
Древняя Росс. Вивлиофика, ч. VII, 302 и 3.
Диадима, διάδημα, собственно увясло, белое головное украшение Царей (см. Исхода XXXVІ, 54 « увясло из вуссона»; знак царского сана. Cic Phil.ІІ, 34. ІІІ, 5. У Георгия Кодина она так описана: Stemina olim appellatum diadema, id autem erat lata vitta ex unionibus et margaritis, posita quidem in Imperatoris fronte vel circa cerebrum retro ligata. Но в Русских писменных памятниках XⅤІІ века под диадимою разумеется широкое ожерелье, нарамник, налагавшийся на царское платье и украшенный золотыми и серебряными плащами п дробницами с изображениями Святых, также драгоценными камнями. Это тоже, что бармы, переведенные порамницами в Филологовом житии Благов. Князя Михаила Черниговского. В гравированных изображениях к Азбуке Кариона Истомина над царским платном, или кобатом надписано diadema.
Карамз. И. Г. Р. т. X.
Собрание Государ. грамот, ч. III, № 157.
Во 190 м году месяца Маиа в 8, днь в царствующем граде Москве, по смерти Царя Феодора Алексиевича, бысть чюдо преславно и ужасно и удивления достойно: рукоп. уставная конца XVII века, в 12, в библиотеке И. Н. Царскаго, другая XVIII века у Профессора Погодина.
см. Слово благодарственное П. Иоакима в ч. XV Древней Росс. Вивлиофики, стр. 259.
Послушаем сказание очевидца об окончании сего замечательного прения: «Народи же видевше отцов, вельми возрадовашеся, что без вреда из полаты изыдоша, и попдоша вон из Кремля Хованский же приказал дать 100 человек стрельцов и проводит их до двора, ради обережи. Егда-же изыдоша вон из града, народи же начаша молити отцев прилежно со слезами дабы на Лобнем месте почели для божественных писаний. Отцы же, по умолению их, сотвориша и начата на Лобнем месте чести Соловецкия тетради и толком разсказывати ереси. – И доволно поучивше от божественных писаний; беже народу многое множество с женами и детми слушающе прилежно и дивящеся Никоновы веры учению... И идоша за Таганския вороты, поюще; «Владычице, приими молитву раб своих – и о тебе радуется – Царь Небесный. Народи же вси по них идуще и друг другу возвещающе с радостию:» нам де Цари Государи приказали по старому креститься. «И приидоша за Яузе ко Всемилостивому Спасу, глаголемому в Чигасы, близ Титова приказу, и повелеша звонити доволно три часа. И егда инидоша в церковь и начата молебен совершити Пресвятей Богородице одигитрии, и после молебна поидоша в дом, идеже преже пребывающе; народи же проводивше их до двора, разыдошася с миром. Царевна же София, по исхождении отец из грановитыя палаты, поиде во свои царския полаты. И по мале прииде Патриарх к ней со властьми и поклонишася ей до земля, глаголюще: «Не дай, Государыня, благоверная Царевна, Софья Алексеевна, в понос и унижение и в пoсмех таковым раскольникам»... Онаже повеле призвати выборных всех полков. И егда приидоша выборные, и нача Царевна им говорити: «Молят вас благоверные Цари Государи и мы с ними же и вас царский сигклит и потом святейший Патриарх и Преосвященные Митрополиты и весь освященный собор, не променяйте вы нас и все Российское государство на шестерых чернцов и не дайте в поругание святейшаго Патриарха и потом всего освященнаго собора.» И поклонишася вси Царевны и Патриарх и власти стрельцам, слезами обливающеся; выборные же реша; « Нам, Государыня, благоверная Царевна, до того дела нет, что стоять за старую веру и не наше то дело; то дело святейшаго Патриарха и всего освященнаго собора». И обещася им Царевна дать дары и чести великия – иным выборным дать по сту п по пятидесяти рублей и велела поити на погребах, чего они хотят». Но, как Титова полку выборные не пошли; Царевна приказала отобрать у них все оружие и жалованныя грамоты, отказать им от Царскаго двора; когда же они стали угрожать, что «пора опять за собачьи кожи приниматься»; тогда она велела возвратить им отобранное, сказав; « ну су, Цари Государи в непокорстве вашем прощают, живите по прежнему; а оружия и пороховой казны у вас не отъимут и жалованных грамот, и вы принесите с своею к братиею за одну челобитную, что впредь и сего дела не всчинять». Ввечеру того дня у выборных был совет в Стремянном приказе, и придумали, что «вовсе отказать старцам и посадским, нам де до того и дела нет». Потом они пришли к Царевне и сказали: «Наша де, Государыня, немощь стала и рядовые нас хотят камением прибить, а иных де нашу братью в тюрму пересажали и не ведаем о себе сами, что будет и нам, на утре живи ли будем, или нет; и хотят списыватца по прежнему приказы и 3 барабаны итти. И наша де, Государыни, топере стала немочь». Узнав об этом, Патриарх поспешил к Царевне, «Наша топоре конечная погибель пришла ! Напрасно де их раздразнили». – На ето отвечала ему София: «Не кручинься, батюшка, ты об етом деле! Я знаю, как их уговорить». Тотчас она велела разослать памяти по всем приказам, чтобы со всякого полку шли на опасный караул к Троице на рву по сту человек солдат и пушкарей. Между тем, как некоторые из стрельцов придумали убить выборных и по прежнему итти с барабанами к Патриарху, прибежал из дворца какой то человек и сказал: « Дворяне и вся надворная пехота великих Государей! Цари Государи жалуют вас погребом на десять человек по ушату пива простаго п поделнаго, по мере вина и меду». Они перестали думать и побежали всякой десяток с своим ушатом, да и перепились пьяни. Служивые, соединившись, принесли повинныя за руками, что «им до и того дела нет и впредь вчинять не будут.» Послали сто человек по отцев: Никиту привели на Лыков двор, а прочих на Патриарший п разсажали порознь; Никите отрубили голову, а прочих его единомысленников разослали по разным монастырям. – Сочинитель заключает свой любопытный разсказ словами: «И что видели своима очима и что слышахом от своея о Христе братии сия п написахом».
Сравни: Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, соч. Протоиерея Андрея Иоаннова, изд. 2. Спб. 1795, в 8. и Разсуждение о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви, сочин. Н. Руднева, М. 1838, в 8.
Наконец здесь не можем пропустить, что Грановитая палата была свидетельницею отречения от престола Царевича Алексия Петровича в 1718 году. Привезенный в Москву из Неаполя, куда скрыл было его свояк, Австрийский Император Карл ⅤІ, несчастный Алексий приведен был под крепким караулом, как преступник, в грановитую палату, где, по Царскому приказу, собрались знатнейшие Князья и Бояре. Туда же явился и Царь, судия своего сына; он велел снять с него шпагу. Царевич, припадши к ногам его, просил о помиловании и о даровании живота. Петр сказал ему: «Будет тебе и то и другое, лишь ты, как изъявил себя в писании к наследству недостойна, отрекись пред всеми от престола!» Когда Алексей отвечал,ему, поклонясь до земли: «исполню твою волю Государскую»: тогда велено было Шафирову читать это отречение, а Царевичу пред крестом и Евангелием, лежавшими на столе, подняв персты, повторять следующее клятвенное обещание: «Я, раб Божий и старший сын его Величества Петра Алексеевича, Царя и Самодержца всероссийскаго, недостойный Царевич Алексей, обявляю перед святым Евангелием и Животворящим крестом, яко перед самим Богом, что за содеянную перед Его и Величеством, Государем Царем и отцем моим винность отрешен я и лишен наследства Российскаго престола на все будущее время живота моего; каковое отрешение признаваю я по истине справедливым по причине самовольнаго моего тяжкаго преступления и великаго недостоинства. Того ради обещаюсь и клянусь всемогущим Богом в Троице, яко вьшним судиею и его пречистою Материю, приснодевою Мариею и всеми Святыми, что долженствую я той отца моего и Государя высокой воле в совершенном повиновении быть и никогда того наследства не добывать, ниже домогаться, или какими либо способами искать и ни под коим видом онаго не принимать, хотя бы оное мне от зломышленных людей п предлагалось; а обязуюсь всегда признавать и почитать, как и ныне признаваю и почитаю, законным наследником Всероссийскаго Престола моего младшаго брата, Его Величества Царя другаго сына, от втораго, Богом благословеннаго брака рожденнаго, Царевича Петра Петровича. Чего в заключение цалую Св. Евангелие и Животворящий крест Спасителя моего, а под сим своеручно подписуюсь». Успенский Протопоп Василий Ясенин и Канцлер Шафиров заручили также сие клятвенное обещание, а Петр І приписал: «Сию клятву дал по нашей точной воле, по своему же признанию о недостоивстве к наследству сын наш Алексей. Ее хранить тщательно; списки же с нея разослать повсюду и в церквах прочитать ко уведению всех верных наших подданных». см. Описание Успенского собора в ІІІ т.стр.51, П. М. Д. и Отечественныя записки, 1844 г. №. 4.
Московские ведомости 1767 г.
Журнал Министер. Народ. просв. 1841 г. Январь.
Карамз. И. Г. Р. X, 269.
Карамз. И. Г. Р. т. VIII.
Собрание Государ. грамот, т. II.
Журнал Минист. нар. просв. 1844, Февраль, ст. Профессора Неволина: Образование управления в России от Иоанна III до Петра I.
Die heutige Historie oder gegenwärtige Staat aller Nationen in Europa, von Salmon u. C. Reichard. Ultona. 1752, in 4. Сравни Котошихина о России в царствование Алексия Мих. Спб. 1840, в 4.
Древн. Росс. Вивлиофика, XVII.
Собрание Государ. грамот, III, № 72.
Древн. Росс. Вивлиофика, ч. XIII и XX.
Описание Государственного Разрядного Архива, составлен. П. Ивановым. М. 1843, в. 8.
По Патриаршему казенному приказу приходная 7160 г. № 531.
Карамз. И. Г. Р. IX, 464 и 65.
Акты Археограф. Экспедиции, т. I.
см. Церковь Риз положение, стр. 161.
Выходныя книги. М. 1844 г. в 4.
Древн. Росс. Вивлиофика, VI, 309.
Материалы для полной и сравнительной Статистики Москвы, Г. Гастева, ч. I. Москва, 1841, в 8.
По замечанию Архитектора Г. Томанскаго, бывшаго при сломке ея.
В делах Архитектора Князя Д. Ухтомского находится требование в 1797 г. Января 8, Главнокомандующего М. М. Измайлова о том, в котором году Золотая палата в Кремле сломана, для донесения Его Императорскому Величеству. Дела Разрядного Архива.