Потешный дворец
К дворцовому строению между прочим в Кремле принадлежит так называемый Потешный дворец, ныне Комендантский дом, занимающий место вдоль Западной Кремлевской стены между Троицкими и Боровицкими воротами. Это здание состоит из старого дворца, к коему в начале XIX века пристроены с южной и северной сторон каменные двухэтажные корпуса, или флигели.
Как памятник зодчества XVII века, самый дворец заслуживает внимание; он составляет две четырехъярусные каменные палаты, соединенные среднею трехъярусною; одна из них обращена окнами на запад, другая на восток.
Это сложное здание, неоднократно переделанное и возобновленное снаружи и внутри, только в основе своей, в некоторых частях и деталях сохранило следы первоначального своего стиля, так что его трудно применить к какому нибудь роду зодчества исключительно. Вам здесь представляются то элемент Немецко-готический, то Мавританский, то Византийский. Зодчий этого дворца вероятно был из числа тех иностранных художников, которые при Царе Алексие Михайловиче украшали Москву памятниками церковного и гражданского зодчества.
Фасад палаты, обращенный на, восток, сохранил несколько прежних орнаментов, особенно при главном входе с фронтоном и двумя большими полуколоннами из Белого камня, кои отличаются прекрасными высечками. Окна все переделаны. Верхний ярус образует терем, или вышку с Византийскими арками, где была домовая церковь, коей алтарь свешенный на восток, отделяется от стены. На лицевой его стороне остались еще готические орнаменты. На стенах и окнах, выходящих на южную часть двора, к счастию сохранились роскошные и вычурные орнаменты стиля Мавританского, смешенного с причудами стиля Возрождения, оне показывают нам, каковы должны быть все окна в первобытном их виде. Сандрики, фронтоны, полуколонны, колонны, откосы, подушки украшены замысловатою и отборною высечкой на камне: на них представлены в купах львы, единороги, драконы, центавры, птицы, окруженные узорами и узлами из трав и цветов, искусно отделанных и переплетенных. Северная сторона этого здания, обнаженная от всех архитектонических украшений, составляет разительную противоположность с южною. Западная палата, выступающая своим фасадом к Кремлевскому саду, сохранила на стенах и окнах некоторые из прежних орнаментов, коими отличается средний ярус от верхнего. Свешенный балкон есть совершенно новое произведение. Не взирая на разные переделки и пристройки, во внутренности сего здания уцелели старые коробовые своды с мысообразными пазухами, на кои они опираются пятами. Некоторые из комнат в среднем жилье довольно обширны и поместительны; другие, соответственно прежнему быту, тесны и уютны. Над чердаком стоит на четырех столбах с пролетами башенка, заменявшая колокольню церкви; она, по видимому, служила подзорною вышкой, откуда открывается взору вся почти Москва во всем ее величии и разнообразной красоте. Под сводами нижнего яруса простираются глубокие Каменные выходы и погреба.
Судя по малым остаткам первоначального стиля, как замечает наш ученый зодчий Каменский, здание сея в Москве вместе с теремами было одним из прекраснейших памятников гражданского зодчества в XVII столетии, который оправдывал и внешностью название свое потешного.
Не останавливаясь на одной безгласной внешности сего здания, поищем в истории его значение, которое отчасти нам открывает быт Царского двора.
Владельцем и строителем сего дома был Боярин Илья Данилович Милославский, которого предки в XV веке вышли из Польши. Неизвестно, с которого времени Милославские владели сим дворовым местом в Кремле; но построение палат Милославского с вероятностью относят к царствованию Алексия Михайловича и, без сомнение, к тому времени, когда сей Государь сочетался браком с дочерью Боярина Ильи Даниловича Мариею. В память сего события Царский тесть в своем доме 1653 года соорудил церковь, как свидетельствует надпись, высеченная на стене при входе в храм.986 «Лета 7161 (1653) Сентября в 1 день, на память Священномученика Григория Великой Армении, при державе Благовернаго Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, и при Святейшем Никоне Патриархе создана и освящена сия церковь Пречистыя Богородицы честныя и славныя ее похвалы в дому у Боярина Ильи Даниловича Милославского». При этом храме с южной и северной стороны тогда же сооружены были два придела, один во имя Св. Алексия Божия человека, а другой в память Св. Марии Египтянины, тезоименитых Царю Алексию Михайловичу и первой его супруге Марьи Ильиничны. В книге первой ревизии 1722 года церковь ета упоминается на Потешном дворе; по в конце XVIII века она упразднена и теперь в запустении.
В храмовые праздники Царь Алексий Михайлович нередко слушал в этой церкви божественную литургию, как по смерти тестя своего в 1668 году, так и при жизни первой своей супруги.987
В Архивах нам не удалось открыть, когда и почему именно Боярский двор Милославских обращен в Царский Потешный дворец. Но, по кончине Царицы Марии Ильиничны в 1670 году, когда началась вражда у Милославских с Нарышкиными, породнившимися с Государем, и когда последние взяли верх над первыми, тогда уже двор Милославского, вероятно, поступил в дворцовое ведомство и вошел в состав Дворца; ибо в 1672 году Рейтенфельс, описывая Царский дворец, говорит, что в нем «третие отделение каменное же, где некогда жил тесть нынешнего Государя Илья Данилович».988 Племянник Ильи Милославского Иван Михайлович, враг Боярина Матвеева, является участником в замыслах Царевны Софии, его свойственницы, и в бунте Стрелецком. Под кровом одной и той же церкви погребены тела обоих врагов, Ивана Милославского и жертвы его, Артамона Матвеева: эта церковь Св. Николая в столпах, где было родовое кладбище Милославских. Но по кончине Царя Иоанна Алексеевича, в единодержавие Петра I, 1697 года, труп Боярина Ивана Милославского, лежавший в земле 17 лет, был выкопан из могилы, на свиньях отвезен в село Преображенское и там предан поруганию. «Гроб его, по свидетельству Желабужского, «поставлен был у плах изменничьих, и как головы им секли, и руда точила в гроб на него Ивана Милославского».989 В северной стене трапезы в нижней церкви Св. Николая чудотворца еще уцелела надгробная каменная дска с надписью: Родъ Боѧрина Іоанна Михайловича Милославскаго, лѣта зрчг. Назад тому пол века сняты стоявшие против этой летописи каменные надгробия, кои пощажены были в 1697 году. После такой загробной кары над этим потомком Милославских; их Кремлевский двор в делах конца XVII и начала XVIIІ века уже именовался Потешным дворцом. Таков был жребий дома и рода Милославских, Царских родственников!
Посмотрим, что прежде и потом разумели на Руси под словом потеха. Царскую потеху, или увеселение издревле составляла зимняя и летняя полевая потеха на звери, лосинная, оленья, медвежья, волчья, лисья, заячья.990 По примеру Европейских Государей, почитавших охоту благороднейшим занятием, предъуготовлением к ратному делу, она служила и для Российских Царей обычным и почетным увеселением, отдыхом от Царственных трудов. Подобно Римскому Императору Фердинанду II, Царь Алексей Михайлович в 1668 году издал Урядник сокольничего пути, где девизом его было: Делу время, потехе час. Как прежде с Ханами, так потом с Европейскими Государями Державцы Русские пересылались соколами и кречетами. В статейном списке Волод. Племянникова, 1518 года, Римский Цесарь Максимилиан говорит: «И что будет от такие потехи Брату нашему угодно от соколов наших, или от собак, или от иныя нашея потехи, и то мы хотим к Брату своему посылати».991 В Москве тогда были Сокольня и большая Псарня. Потехами заведовали Приказы Ловчий и Сокольничий 1610 года; в первом состояли всякие потешные, собаки борзые, гончие, меделянские и волкодавы, медведи, волки, лисицы и зайцы, до трех сот псарей конных и пеших при великой Псарне, оступы с зверинцами лосинными и еленными; в другом кречеты, соколы и ястребы, при них кречетники, сокольники и ястребники. Встречающаяся нам в исторических актах Потешная палата 1620 года992, вероятно, заведывала Государевыми потехами, или была местом для потех, так как в С. Петербурге при Императрице Анне Иоанновне зала для шутовских маскарадов называлась потешною. Под словом потеха в старину разумели еще разные игры народные и скоморошьи, музыку, пляски, маскированье, игрушки, т. е. маневры и наши турниры, или ристалища, потом фейерверки, или огненные потехи, кои производились потешниками;993 даже первая рота юной гвардии отрока Петра набрана из потешных, которые были при птичьих и псовых охотах; она называлась потешною.
Охотничьи дворы издревле известны были под именем красных, потешных, какие находились в Киеве, Чернигове, Пскове, Переяславле и Угличе.994
В 1671 году Польское посольство сообщает нам описание Потешного двора в Москве:
«Месяца Февраля в 14 день по милости Царскаго Величества были есмы на потешном дворе, нарочно к тому построенном на изрядном месте, у которого псарни на особом гораздо заборами укрепленном широком, дворе розные на розных зверей, пространные хорошие затворы, всякому зверю два затвора, дабы тем безопаснее, в одном затворив, в другом дозиратель вычистил и зверь мог где переходить. Показовано нам тогда в начале медведя белого безмернаго величия, шея, глава далече разна от обыклых медведей; посем белых медведков нашим обыклым медведем ровных; посем медведя обыклого из ларя псари Царского Величества выгнать хотели, которым было не в мочь, сеть на него яки матицу зделану заставив с толстых вервей, чтоб в ней запутался очам на потеху, но ни коею мерою не дался поднять и не вышел; посем иного на канате у столба посреди двора из ларя высадили, и некоторые окрест стоящие псари с вилами боролися потешно видению, только однако одного напужал и вилы не удержали; пустили потом и много на канате жь, но боротися уже не смел с людьми, для чего по два пса меделянских, которых было множество, и борзых на него пущали, которые с ним колико часов на переменах ломались, пущали потом на канатах волков и борзыми собаки их травили, на последок затравили две лисицы. Показывали нам и соболя живого, малым чем разна куницы, только чернейша и лютейша».995 Посланники не говорят, где именно находился этот Потешный двор; ибо такие существовали в разных местах Москвы, как то: Львиный двор у Неглиненских, или Львиных ворот, на Ваганькове в Белом городе, Кречетный двор в Земляном городе, Красный двор в Красном селе на Воробьеве, Потешный двор в Коломенском и зверинец в подмосковном Государеве селе Измайлове. Но вероятно, описание этого Потешного двора относится Потешному Кремлевскому двору, который тогда состоял в ведомстве и в соседстве Конюшенного дворца.
Когда же Москва стала более и более знакомиться с гражданственностью Европы и когда Русские послы к Европейским державам передали своим соотчичам понятие о драматических представлениях тогда и в Москве появились нового рода потехи – первые, хотя еще и грубые, опыты драматического искусства. С ними познакомили Русских выходцы из Германии в Польши, где тогда были в употреблении Мистерии, заимствованные из Св. Истории и житейского быта. А. Лизек в 1675 г. описывает нам виденных им в Москве фигляров и фокусников, которых народ почитал морочилами. Рейтенфельс, как очевидец, рассказывает о представлении при Дворе странствующими актерами истории Ассуира и Есфири. «Во время представление – говорит он – Царь сидел перед сценою на скамейке; для Царицы и детей был устроен род ложи, из коей они смотрели сквозь решетки, а вельможи стояли на самой сцене». Но этот путешественник опять не указывает нам места во дворце, где были сии первые опыты драматического искусства. Историограф Миллер почитает Кремлевский Потешный дворец за первый придворный театр. Словарь Российской Академии объясняет Потешный дворец «оперным домом, при Царе Алексие Михайловиче учрежденным». Директором театра был Боярин Артамон Сергеевич Матвеев, у которого дворовые люди, научась от иностранных комедиантов и музыкантов, играли вместе с ними на театре и на музыкальных инструментах. По свидетельству Голикова, Царевна София, любившая изящные искусства и нередко отступавшая от старинных обычаев, сама бывала в числе действующих лиц на домашнем театре при брате своем Феодоре. Предание присваивает ей сочинение какой-то трагедии и перевод Мольеровой комедии: Врач против воли. Как она иногда пребывала в доме своего деда Милославского: то посему и приписывают ей заведение домашнего театра в Потешном дворце. Туманский в 1780 году называет «это мнение общим».996 Но этого, как замечает Г. Строев, не подтверждается никакими современными фактами; ибо Архивские записки положительно нам свидетельствуют, что Царский театр устроен был в Преображенском селе, где только для одного Двора представлялись комедии, трагедии, балеты с музыкою и танцами. Из драматических пьес того времени, заимствованных, большею частию, из Св. Писания по образцу Западных Мистерий, нам известны: Страшное изображение второго пришествия Господня, Олоферн, Иудиф, Артаксеркс, Аман, Есфир и Агасфер, о Евангельском пиролюбце и Лазаре, Блудный сын, Три отрока в пещи и пр.997 Такие драмы представляемы были и в духовных училищах в Киеве, Ростове и в Москве в Славено-Латинских Афинах, т. е. в Спасском училище.998 О театральных потехах при Дворе в Разрядных записках 1676 года значится: «Была комедия в Преображенском; тешили Великого Государя иноземцы (выписные актеры); как Алаферна Царица Царю голову отсекла и на органах играли Немцы, да люди дворовые боярина Артемона Сергеевича Матвеева. Того ж года была другая комедия там же, как Артаксеркс велел повесить Амапа, и в органы играли и на фиолах и на струменты и танцевали. В третие там же тешили Великого Государя на заговенье Немцы и люди Артамона Сергеевича на фиолах и органах и инструментах, и танцовали, и всякими потехами разными». В соседственном с Преображенским селом Измайлове был также дворцовый театр у Цариц и Царевен. Там дочь Царя Иоанна Алексеевича Анна сама распоряжалась представлениями, стоя за кулисами. В антрактах являлись дураки и дуры, шуты с шутихами и забавляли зрителей под звуки рожка с припевами, или разными фарсами.999 Вебер рассказывает нам о театре, учрежденном в 1716 году Царевной Наталией, которая с позволения Царя велела играть трагедию. Для сего построен был большой дом, разделенный на ложи и партеры. Там играли десять актеров и актрис, природных Русских, которые не выезжали из своего отечества. Царевна сама писала трагедии и комедии на Русском языке, заимствуя их содержание из Библейской и Светской истории. В антрактах Арлекин расточал свои шутки; наконец выступал оратор, который рассказывал содержание представляемого действия, изображая ужас крамол и плачевный их конец. Как полагали, во всем этом представлении под другими только именами изображался один из последних мятежей в России, т. е. Стрелецкий. При этом театре было шестнадцать музыкантов, чисто Русских, которые играли, подобно прочим, без манерности (obne Manieren)».1000Сообщая такие факты, весьма замечательные для истории гражданской образованности в России, отечественные и чужестранные писатели положительно не подтверждают предание о том, что Кремлевский потешный дворец был оперным домом до 1701 года, когда Петр І дал начало публичному театру, вызвав актеров из Богемии и Германии; для театральных представлений он построил на Красной площади деревянную комидиальную храмину. Но сводя предание и обстоятельства места и времени с описанием Рейтенфельса, можно предполагать, что этот подвижной театр XVII века был не в одном Преображенском селе, а на время помещался и в Потешном дворце.1001
Если только верить преданию, не редко утешающему нас в недостатке истории; то в Потешном дворце юный Петр получил первое свое образование под руководством Зотова. Там его наставник велел изобразить на стенах покоев отечественную историю в лицах, артикул родителя его со всеми военными экзерцициями, знатнейшие Европейские города, здание, корабли и т. п.1002? Расходные книги Оружейной палаты свидетельствуют нам, что в покои к Царевичу Петру были покупаемы потешные Немецкие листы, т. е. лубочные картинки забавного содержания,1003 какими украшались стены комнат для его потехи и научения. Между прочим и это самое не было ли также поводом к наименованию сего дворца потешным, так как он соединял в себе разные Царские потехи.
В царствование Анны Ивановны здесь некоторое время пребывала Цесаревна Елисавета Петровна, потом жил Московский Главнокомандующий Граф Семен Андреевич Салтыков, при котором в 1737 году это здание сгорело, потом было возобновлено. На чертеже столичного города Москвы, изд. Мичурина в 1739 г. значится в Кремле: Потешный дом ее Императорскаго Величества. При Екатерине II, в 1780 году, помещалась в нем Кремлевская Экспедиция;1004 потом он оставался пустым.
По указу Императора Александра I, 1806 года, Апреля 5, сообразно плану, представленному Главноначальствующим Кремлевской Экспедицией П. С. Валуевым, велено было исправить так называемый Потешный дворец и устроить в нем помещение для Комедианта с необходимыми по роду его службы пристройками. На этот предмет ассигновано 79,000 р.1005 В 1809 г. пристроены, как выше сказано, два каменные корпуса, из коих один выходит к Троицким воротам, а другой примыкает к Конюшенному двору.
* * *
Теперь ее уже не видно; но она сохранилась в Путеводителе к древностям и достопамятностям Москвы, ч. I. М. 1792, в 12.
Выходы Царей Михаила, Алексия и Феодора с 1632 по 1682 год. М. 1844, в 4.
De rebus Moscoviticis. Patavii, 1680, in 8
Записки Желябужскаго, стр. 51 в Записках Русских людей. Спб. 1838, в 8.
Котошихина О России в царствование Алексея Михайловича. Спб. 1840, в 4.
Древняя Росс. Вивлиофика, ч. IV.
Акты историческ. I, № 92 и 355.
Ратный устав I, 113.
Карамз. И. Г. Р. II и VI. История города Углича, соч. Киоселя. Ярославль, 1844, в 8.
В делах главнаго Моск. Архива Министер. иностр, дел.
Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях Петра Великого, ч. VII. Спб. 1787, в 8, стр. 299.
Древняя Росс. Вивлиофика, VІІІ и IX.
Словарь исторический о бывших в России писателях духовнаго чина, М. Евгения. Спб. 1828, в 8.
Русская старина Г. Корниловича. Спб. 1825, в 16.
Das veränderte Rußland. 2 Th. Francf. 1744, в 4.
Деяния Петра Великого, сон. И. Голикова., т. I, изд. 2. Москва. 1837, в 8.
Материалы для полной и сравнительной Статистики Москвы Г. Гастева, ч. I. М. 1841, в 8.
Книга приходно-расходная Ор. пал. 7142 и 43 г. № 761.
Историческое и топогр. описание городов Московской губернии. М. 1787, в 8.
Полное собрание законом» Росс Империи, т. XXIX.