Азбука веры Православная библиотека Святитель Фотий, патриарх Константинопольский

святитель Фотий, патриарх Константинопольский

(~820–896)

IX век: святой Фотий великий иером. Серафим (Роуз)

«Мириобиблион» Фотия как источник по истории философии И.А. Иванов 0

Акафист Божией Матери, Русь и патриарх Фотий А.И. Пападопуло-Керамевс 0

Византия, Рим и «Фотиева схизма» Д.Е. Афиногенов 0

Грамматическая статья патриарха Фотия в славянском переводе проф. А.А. Алексеев 0

Догматическая и церковно-каноническая полемика свт. Фотия против западной Церкви П.В. Кузенков 0

К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском, по поводу совершившегося тысячелетия со времени кончины его прот. Александр Иванцов-Платонов 0

Отзывы о св. Фотие, патр. Константинопольском его современников – в связи с историей политических партий византийской империи митр. Герасим (Яред) 0

Патриарх Фотий проф. И. И. Соколов

Патриарх Фотий проф. И.В. Платонов 0

Патриарх Фотий и Византийское богослужение его времени проф. Н.Ф. Красносельцев 0

Патриарх Фотий и полемика с латинянами о Filioque (А. А. Шабанов) Г.И. Беневич

Патриарх Фотий. Введение в Святоотеческое Богословие протоиерей Иоанн Мейендорф

Патриарх Фотий. История Церкви протоиерей Валентин (Асмус)

Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Часть 1 Ф.М. Россейкин

Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Часть 2 Ф.М. Россейкин

Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Часть 3 Ф.М. Россейкин

Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Часть 4 Ф.М. Россейкин

Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Часть 5 Ф.М. Россейкин

Письма Патриарха Фотия. История публикации и перевода свящ. Александр Полховский 0

Политика и «полития» в византийской традиции Павел Кузенков 0

Послание блаженного Иоанна, папы Римского, к святейшему Фотию, патриарху Константинопольскому, о прибавке в Символ веры (Filioque) Папа Иоанн VIII 0

Послание патриарха Фотия болгарскому князю Борису-Михаилу в переводе Максима Грека: характерные языковые черты и переводческие приёмы М.А. Харитонова

Православие и политика в послании святого Патриарха Константинопольского Фотия князю болгарскому Михаилу о должности княжеской игумен Филипп (Рябых) 0

Свт. Фотий, патриарх Константинопольский В.И. Немыченков

Святейшего патриарха Фотия, архиепископа Константинопольского, XLV неизданных писем (Ἁγίου πατριάρχου Φωτίου 45 ἀνέκδοτοι ἐπιστολαί) А.И. Пападопуло-Керамевс 0

Святой Фотий, патриарх Константинопольский, о философе Иоанне Филопоне свящ. Игорь Иванов 0

Учение о «двойном исхождении» Святого Духа в латинской богословской традиции (с конца II века до времен свт. Фотия) А.Р. Фокин 0

Эллинистическо-иудейские и древнехристианские исторические сочинения в "Библиотеке" Фотия А.А. Логвинова 0

Эпоха патриарха Фотия проф.Александр Дворкин

Догматико-полемические труды

Беседы

Библиотека

Послания

Письма

Канонические труды

Поэзия, малые произведения

Труды на иностранных языках

святитель Фотий, патриарх Константинопольский
святитель Фотий, патриарх Константинопольский

Один из самых образованных людей эпохи. Богослов, ритор, поборник чистоты Православия; способствовал распространению христианства среди славян.

Биография

День памяти: 6(19) февраля


Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (греч. Πατριάρχης Φώτιος), жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни – всей душой он стремился к иночеству.

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году – святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...» В то время латинское духовенство было изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор (многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение (filioque), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.

При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 896 году.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Главное сочинение патриарха Фотия — «Библиотека» (иначе «Myriobiblion», греч. Μυροβίβλιον). Содержит реферативные обзоры и извлечения (иногда весьма протяжённые) из 386 сочинений ораторов, грамматиков, врачей, историков, географов, христианских богословов, из соборных постановлений, житий святых и др. Почти полностью отсутствуют рефераты поэтических сочинений древних, а также Платон и Аристотель. Особую ценность представляют извлечения из исторических сочинений, так как Фотий располагал документами, которые впоследствии были утеряны.

Сочинения патриарха Фотия Константинопольского собраны в Patrologia Graeca (Тома: 101, 102, 103, 104).

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, глас 5

Премудрости возвеститель блистательный был еси, / Православия Богоданный защитниче, Отцов украшение Фотие Великий, / ибо ересей не устрашився, / обличаеши доныне гордыню их, / от Востока воссиявшее светило, / облистание Церкве, / юже сохрани, отче, неколебиму во веки.

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Яко апо́столов единонра́вный / и вселе́нныя учи́тель, /  Влады́ку всех, Фо́тие, моли́, / ми́р вселе́нней дарова́ти / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
 

Конда́к свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Церко́вный свети́льник светоза́рнейший / и правосла́вных наста́вник боже́ственнейший /, да увенча́ется ны́не цветы песненными,/ боговеща́нная цевни́ца Ду́ха, / крепча́йший ересе́м противобо́рец, / ему́же и зове́м ти:/ ра́дуйся, всечестны́й Фо́тие.

Конда́к на русском языке, гла́с 4:

Церкви светильник далеко светящий / и православных путеводитель в Боге наибольший / увенчивается ныне цветами песней /, Богозвучная кифара Духа / твердейший ересей противник, / и вопием ти / радуйся всечестный Фотие.


Молитва

О всемудре и преизрядне архиерею равноапостольный просветителю земли болгарския, светлогласная гусло Божественного Духа, святителю отче Фотие к тебе ныне притекаем, и малое сие моление тебе умиленно приносим. Услыши нас, смиренных чад твоих, яви предстательство твое о нас к Вышнему, тепле Того умоляя да простит ны рабы своя, да отверзет нам двери милосердия своего. Несмы бо достойни, ниже довольно зрети высоту небесную от множества грехов наших сляцаеми. Но аще и тажце согрешихом и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений его, обаче не обратихомся к богу иному, ниже прострохом руце к богу чуждему. Преклоняюще колена сокрушенна и смиренна сердца нашего зиждителю своему и твоего отеческаго заступления к Нему паки просим: предстательствуй, угодниче Христов, светлопозлащенный Фотие, стране нашей и Церкве Болгарстей, некогда потом трудов твоих напаяемой, ныне же горькими соблазны снедаемой. Помози нам, святче Божий, да не погибнем со беззаконии нащими, избави нас от всякого зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердца наша в православней вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством ни ранами, ни прещением, ни коим гневом от Создателя своего умаленны будем. Молитимся, пастырю добрый, волки тяжки от словеснаго стада Христова отгоняй, латинскую гордыню, аки бы смирением себе покрывающую, и лестне о любви глаголющую, на Церковь же Соборную крепце востающу, якоже древле посецы. Нас же от еретических ухищрений добре сохрани и истинствовати в любви настави. Всякому доброделанию, наипаче же покаянию слезному о гресех нас научи: яко да по исходе нашем в тамошный мир омофором молитв твоих покрываеми и Матерним заступлением Преблагословенныя Владычицы нашея сохрани, избавимся воздушных мытарств и вечнаго мучения, да с тобою и со всеми святыми всегда прославляем Всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и в безконечныя веки веков, Аминь.

Тропарь, глас 5

Му́дрости яви́тель све́тел быв,/ правосла́вия побо́рник яви́лся еси богоутвержде́н,/ отце́в доброто,/ Фо́тие вели́кий./ Ты бо ересе́й лю́тых шата́ние столпопису́еши,/ Восто́ка боже́ственное облиста́ние/, Це́ркве све́тлосте,// ю́же сохрани́, о́тче, неколе́блему.

 
Кондак, гла́с 4

Це́ркве свети́льник лучеза́рнейший/ и правосла́вных путево́ждь боже́ственнейший,/ да венча́ется ныне пе́сненными цве́ты,/ богогла́сная цевни́ца Ду́ха,/ крепча́йший ересе́й противобо́рник,/ ему́же зове́м:// Ра́дуйся, Фо́тие всече́стне.